УДК 316.346.32-053.6 ББК 60.56
ОТНОШЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ К НАРКОМАНИИ
Аннотация. В статье анализируются результаты социологического исследования отношения школьников Воронежской области к наркомании. Исследовались информированность школьников о проблемах наркомании, отношение школьников к наркомании как социальному явлению, вовлеченность школьников в наркотический процесс, мотивы и причины употребления наркотиков.
Ключевые слова: школьники, наркомания, наркотические вещества.
MATYUSHINA Y.B.
Candidate of economic science (Voronezh)
Abstract. The article deals with analysis of results of sociological research relations schoolchildren of the Voronezh region to drug addiction. Awareness among schoolchildren about drug problems, relations schoolchildren to drug addiction as social phenomenon, involvement of schoolchildren in process of drug, motives and reasons for drug use were research.
Key words: schoolchildren, drug addiction, narcotic.
Наркомания как социальное явление оказы- психологическое, социальное самочувствие вает воздействие не только на физиологическое, школьников, но и существенно повышает крими-
(по результатам социологического исследования)
Матюшина Юлия Борисовна
кандидат экономических наук (г. Воронеж)
?
RELATIONS SCOOLCHILDREN OF THE VORONEZH REGION TO DRUG
ADDICTION
(the results of sociological research)
153
нальный фон в обществе, в первую очередь в среде несовершеннолетних. Наркомания является болезненным влечением, пристрастием к употреблению наркотиков, приводящим к тяжелым нарушениям психического, физического и социального состояния индивида. Актуальность исследования отношения школьников к наркомании обусловлена тем, что в настоящее время в условиях распространения данного явления и как следствия роста преступлений, связанных с употреблением наркотиков, необходимо владеть достаточно полной и объективной информацией о процессах вовлеченности школьников в данное явление, которое означает отказ от существующей реальной жизни.
Осенью 2010 года по заказу Воронежского областного наркологического диспансера в Воронежской области было проведено социологическое исследование с целью получения социологической информации об отношении школьников к наркомании и разработки рекомендаций по профилактике распространения данного явления среди школьников. Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач: 1) определить уровень информированности школьников о проблемах наркомании; 2) выявить отношение школьников к наркомании как социальному явлению; 3) выявить уровень вовлеченности школьников в процесс наркотизации; 4) выявить факторы, препятствующие и способствующие распространению наркомании среди школьников; 5) разработать рекомендации по профилактике распространения наркомании среди школьников.
Объектом исследования стали школьники 8-11 классов Воронежской области. Предметом -отношение школьников к наркомании. В ходе разработки теоретико-методологических вопросов исследования были сформулированы основные гипотезы: 1) в сознании школьников сложились противоречивые и неустойчивые представления о наркомании как социальном явлении; 2) отношение школьников к наркомании как социальному явлению находится в зависимости от их социально-демографических и статусных характеристик.
В октябре 2010 года было опрошено 1740 школьников методом раздаточного анкети-
рования. Среди них 820 мальчиков и 920 девочек, обучающихся в 8-11 классах гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением отдельных предметов, средних общеобразовательных школ. Опрос проводился в малых городах и селах Воронежской области. Для отбора респондентов была использована процедура квотно-гнездово-го отбора по месту проживания, типу учебного заведения, классу.
Для оценки уровня информированности школьников в исследовании использовались следующие показатели: интерес к вопросам, связанным с наркоманией; оценка уровня информированности; знание наркотических и токсических средств. Для выявления отношения школьников к наркомании как социальному явлению была использована система показателей, включающая в себя: представления о том, кто такие наркоманы; отношение к лицам, употребляющим наркотические и токсические средства; представления о немедицинском распространении наркотиков, оценка необходимости каждому попробовать на себе действие наркотиков, оценка процесса употребления наркотиков. Для оценки уровня вовлеченности школьников в наркотический процесс использовались показатели: наличие родственников, друзей и знакомых, употребляющих наркотические и токсические вещества; непосредственное, хотя бы разовое употребление наркотиков; наблюдение за приобретением и употреблением наркотиков, осведомленность о местах приобретения наркотиков. Для выявления мотивов и причин употребления наркотиков были использованы показатели: причины употребления наркотических и токсических средств; причины отказа от употребления наркотиков; доверие различным социальным группам в вопросах наркомании; поступки, препятствующие распространению наркомании.
Информированность школьников о проблемах наркомании
Одним из показателей, характеризующим отношение школьников к наркомании, является уровень интереса, проявляемого к данному явлению. Анализ данных показал, что только треть опрошенных проявляет устойчивый интерес к вопросам наркомании. Необходимо отметить, что пятнадцать лет назад эти вопросы интере-
совали более половины подростков Воронежской области [1]. Проблемами наркомании мало интересуются 38 % опрошенных, а 27 % совсем не интересуется. Больший интерес к вопросам
наркомании проявляют девушки. Среди них, по сравнению с юношами, существенно ниже доля тех, кто совсем не интересуется проблемами наркомании (рис.1).
В ^ 110 е
□ аааой ё е
е!оа д а п о а 6 ¡аёТ п Т а п а ! ¡а
е!оа д апоао е ¡ оа д а п о а 6 е ¡ оа д апоао
Рис. 1. Уровень интереса к проблемам наркомании в зависимости от пола, в %
Чем старше школьники, тем больше они интересуются проблемами наркомании. Так, если среди восьмиклассников интересуются 28 %, мало интересуются 35 % и совсем не интересуются 37 %, то среди одиннадцатиклассников интересуются 48 %, мало интересуются 37 % и совсем не интересуются только 16 %. Тип учебного заведения и семьи не влияет на уровень интереса к проблеме.
Оценивая уровень своей информированности о проблемах наркомании, 52 % школьников считают себя достаточно информированными, чтобы иметь собственную точку зрения на эту проблему. Для сравнения пятнадцать лет назад
таких было только 35 %. В основном информированными, хотя и недостаточно, считают себя 26 % опрошенных, в основном не информированы, хотя кое-что об этом слышали, 10 %, не информированы и вообще не имеют представления о наркомании - 3 %. Интересен тот факт, что в 1995 году таких было только 0,5 %. Уровень осведомленности школьников Воронежской области, согласно индексной оценке, зависит от возраста. Так, чем старше школьники, тем они считают себя более просвещенными в данной области. Не выявлено зависимости уровня осведомленности о проблемах наркомании от пола, типа учебного заведения, типа семьи (табл. 1).
Таблица 1
Уровень информированности школьников Воронежской области, в индексах
Группа школьников индекс
В целом по массиву 0,57
В том числе: юноши 0,58
девушки 0,57
В том числе учащиеся: 8 класса 0,47
9 класса 0,50
10 класса 0,68
11 класса 0,70
В том числе живущие: с обоими родителями 0,58
с одним родителем 0,57
В том числе: гимназия, лицей, СОШ с УИОП 0,56
СОШ 0,58
155
Диагностирующим показателем уровня информированности о наркомании является знание школьниками различных наркотических и токсических веществ. Как показало исследование, 76 % школьников Воронежской области информировано о тех или иных веществах. Данный показатель соответствует данным мониторинга наркоситуации среди молодежи, проведенного в апреле 2009 года в 20 субъектах РФ [2]. Наиболее известными являются препараты конопли. 57 % респондентов указали, что им известны марихуана, гашиш, анаша, план. Далее наиболее известными веществами оказались кокаин, героин и разного рода ингалянты (клей,
бензин, ацетон). Каждый десятый школьник назвал психостимуляторы и галлюциногены. Интересен тот факт, что среди наркотических и токсических препаратов 16 % опрошенных указали на никотиносодержащие вещества и 7 % на алкоголь.
Как показал анализ, ситуация в Воронежской области в целом соответствует общей по стране (табл. 2). Однако по некоторым показателям уровень осведомленности школьников Воронежской области выше. Это прежде всего кокаин и ингалянты. Кроме того, показатель осведомленности школьников Воронежской области об ингалянтах в 4 раза выше, чем в целом по стране.
Таблица 2
Информированность школьников об основных группах наркотических и токсических средств, в %
Вещества
Препараты конопли (анаша, гашиш, марихуана, план, трава) Опий (героин, опиум, морфий) Кокаин(кокаин, крэк)
Психостимуляторы (экстази, амфетамин, первитин, эфедрон, синтетические наркопрепараты) Галлюциногены (ЛСД, галлюциногенные грибы)
Лекарственные препараты (демидрол, тарен, фенозипам, реланиум, седуксен, элениум, трамал, промедол, теофедрин, барбитураты, кодеин, фенобарбитал)
Ингалянты (клей, ацетон, бензин, растворитель, чистящие средства) Не информирован
Воронежская область 57 49 47
11 13
5 17
24
Российская Федерация [3] 63 46 38
14
10
5 4
21
В результате анализа были выявлены существенные различия в уровне информированности в зависимости от места проживания школьников. Так, уровень информированности по всем обозначенным веществам выше у городских школьников, чем у сельских. Выявлена зави-
симость информированности школьников о наркотиках от возраста (рис. 2). Так, чем старше школьники, тем они более информированы практически о всех группах веществ. Зависимости от пола не выявлено.
70
60
50-
40
30
20
10
Л
т
-Р-н ■ Р-н
1 2 3 4 5 6 7 8
156
18 ёёапп □ 9 ёёапп в 10 ёёапп в 11 ёёапп
0
1. конопля (анаша, гашиш, марихуанна, план, трава)
2. опий (героин, опиум, морфий)
3. кокаин (кокаин, крэк)
4. психостимуляторы (экстази, амфетамин, первитин, эфедрон, синтетические наркопрепараты)
5. галлюциногены (ЛСД, галлюциногенные грибы)
6. ингалянты (клей, ацетон, растворитель, чистящие средства)
7. лекарственные препараты (демидрол, тарен, фенозипам, реланиум, седуксен, элениум, тра-мал, промедол, теофедрин, барбитураты, кодеин, фенобарбитал)
8. не информирован
Рис. 2. Информированность школьников об основных группах наркотических и токсических
средств в зависимости от возраста, в %
Отношение школьников к наркомании как социальному явлению
Существенным моментом является мнение школьников о том, кто же такие наркоманы. Выявлена дифференциация мнений респондентов. Одни считают, что это все, кто так или иначе употребляет наркотические и токсические вещества, другие полагают, что это только те люди, которые подвержены болезненной зависимости от немедицинского употребления наркотиков, т. е. собственно наркобольные. Большинство опрошенных считают наркоманами всех, кто систематически принимает наркотики 47 %. В 1995 году так считали 54 % подростков. 29 % респондентов ответили, что наркоманы - это все, кто хотя бы один раз принимал наркотики (пятнадцать лет назад таких было только 6 % ответов). Среди тех, кто хотя бы один раз употреблял наркотики, с данной точкой зрения согласны вполовину меньше (16 %). Таким образом, большинство попробовавших наркотики наркоманами себя не считают. Для них более близко понимание наркомана как человека, болезненно пристрастившегося к наркотикам (29 %). Среди всех опрошенных данную точку зрения разделяют 18 % (в 1995 году этот показатель составил 35 %). Полученные данные свидетельствуют о том, что произошла смена представлений подростков о
наркоманах. Можно предположить, что представление о том, что уже первое употребление наркотиков приводит к наркомании, может остановить школьника, он отчетливо представляет, что уже первая доза может привести к необратимым последствиям. Современные школьники таким образом более трезво смотрят на проблему наркомании, чем их сверстники полтора десятилетия назад. Выявлена зависимость в представлениях о наркоманах от возраста ученика. Так, чем старше школьники, тем больше среди них тех, кто считает наркоманами всех, кто систематически принимает наркотики. В то же время с возрастом ослабевают представления о том, что если человек хотя бы один раз принял наркотики, то он уже считается наркоманом. Можно предположить, что старшеклассники не рассматривают единичный акт принятия наркотиков как верный путь к наркомании, что делает ситуацию в старших классах более тревожной (рис. 3). Несколько различаются представления школьников из полных и неполных семей. Так, в полных семьях больше тех, кто рассматривает всех, кто хотя бы один раз принимал наркотики в числе наркоманов, чем в неполных (30 против 23 %, соответственно). Существенных различий в мнениях представителей различных гендерных групп и типов школ не выявлено.
157
И8еёапп □ 9ёёапп
■ юеёапп ш 11 еёапп
апа, еа 01 суаи апа, еа а ёйе са, еа
íaвí бад пепСа! асЕ^апеё аТёад'аш
I Зё[ааё Т баёааа Т бёпсбапСёёпу е
íабa сеее íабa сеее íаЭ£Í Свёа!
абоаа
дасбоаГу^пй íсаасеаJ
Рис. 3. Представления школьников о том, кто такие наркоманы в зависимости от возраста, в %
Респондентам был задан вопрос, направленный на выявление их отношения к людям, употребляющим наркотические и токсические вещества. 60 % школьников считают наркоманов больными людьми, которых нужно лечить. Каждый пятый видит опасность в существовании наркоманов и считают, что их необходимо изолировать. Для сравнения, в 1995 году таких ответов было только 9 %. В тоже время число безразличных к наркоманам уменьшилось (6 и 10 %, соответственно) (рис. 4). В ходе исследования были выявлены различия в оценках представителей гендерных групп. Так, среди девушек относятся к людям, подверженным такой пагубной привычке, как больным, нуж-
дающимся в лечении больше, чем среди юношей (55 и 66 %, соответственно). Последние чаще рассматривают наркоманов, как людей, представляющих опасность для общества, которых необходимо изолировать (23 % юноши, 16 % девушки). В тоже время среди юношей больше безразличных, чем среди девушек. Существенных различий в зависимости от возраста, типа школы и семьи не выявлено. В тоже время школьники, употреблявшие наркотики, имеют отличное от всех остальных мнение. 44 % считают наркоманов больными людьми, 37 % относится к ним безразлично и только 7 % полагают, что они опасны для общества, и их нужно изолировать.
158
6%
20%
61%
■больные люди и их нужно ёа-еби
□ ТТ' агл и а аёу Т аи апбаа ё^ ае е ео i 6^ Т ефТ ёедТ ааби
гаафдафёе-ИТа Т ом 0 аi еа
□ 9а6д6аi еёепи п Т6аа6п
Рис. 4. Отношение школьников к лицам, употребляющим наркотические и токсические
вещества, в %
Отношение школьников к употреблению наркотических и токсических средств можно охарактеризовать с точки зрения четырех психологических оценок наркомании как социального явления:
• социально опасное явление, разрушающее личность и толкающее человека на преступление;
• опасное явление, разрушающее здоровье человека;
• способ снятия стресса и приятного времяпрепровождения;
• либеральное отношение, как к личному делу каждого.
Как показало проведенное исследование, школьники в первую очередь рассматривают употребление наркотиков, как прямую угрозу здоровью. Этот факт необходимо интенсивно использовать в антинаркотической пропаганде. 87 % опрошенных указали на то, что употребление наркотиков - это болезнь, вызывающая необратимые пагубные последствия для здоровья человека, и 86 % полагают, что это смертельно опасная привычка. Девушки в большей степени склонны оценивать наркоманию как явление, опасное для здоровья, чем юноши. Чем старше школьники, тем они в большей степени осознают вред, наносимый наркотиками здоровью (таб. 3).
Таблица 3
Индексная оценка наркомании как опасного явления, разрушающего здоровье
болезнь вызывающая необратимые пагубные смертельно опасная привычка
последствия для здоровья
человека
Всего 0,78 0,77
В том числе: юноши 0,71 0,72
девушки 0,83 0,81
В том числе учащиеся: 8 класса 0,73 0,73
9 класса 0,66 0,73
10 класса 0,80 0,81
11 класса 0,83 0,84
В т.ч. живущие: с обоими родителями 0,79 0,77
с одним родителем 0,79 0,75
В т.ч.: гимназия, лицей, СОШ с УИОП 0,76 0,73
СОШ 0,79 0,79
159
Вторую позицию занимает оценка наркомании как социально опасного явления. Для школьников более всего очевидна опасность наркомании для всего человечества (84 %). Девушки более высоко оценивают данную опасность, чем юноши. Степень осознания проблемы возрастает прямо пропорционально возрасту школьников. 78 % опрошенных согласны с утверждением о том, что употребление наркотиков неизбежно ведет человека на путь преступления. Более близка данная точка зрения девушкам, подросткам из неполных семей, учащимся
общеобразовательных школ. 72 % респондентов считают употребление наркотиков преступлением, которое должно быть уголовно наказуемо. Данное мнение в большей степени разделяют юноши. Интересен тот факт, что разброс значений по различным когортам самый большой именно по данному показателю. Выявлена зависимость мнений от возраста школьников. Существенно выше значения по группам подростков из полных семей и учащихся общеобразовательных школ (табл. 4).
Таблица 4
Индексная оценка наркомании как социально опасного явления
Неизбежно ведет к Уголовно наказуемое Опасность, угрожающая
преступлению преступление человечеству
Всего 0,56 0,52 0,70
В том числе: юноши о,53 о,55 о,68
девушки о,59 0,48 о,73
В т.ч. учащиеся: 8 класса о,58 о,47 0,67
9 класса 0,50 0,51 0,69
10 класса о,6о о,54 0,71
11 класса 0,60 0,56 о,77
В т.ч. живущие: с обоими родителями о,57 о,54 0,69
с одним родителем 0,52 0,42 о,68
В т.ч.: гимназия, лицей о,54 о,44 0,67
СОШ о,59 о,57 о,73
Обращает на себя внимание следующий факт: для 15 % опрошенных употребление наркотиков выполняет функции релаксации и компенсации, т. е. является лучшим способом хотя бы на время забыть о жизненных трудностях и уйти от проблем в мир наркотических иллюзий; для 10 % - это отличная возможность испытать сильные и острые ощущения. Эти данные являются индикатором скрытого потенциала наркомании среди школьников, т. к. показывают, что несмотря на то, что признались в том, что пробовали наркотики только 6 % опрошенных, реальная ситуация существенно отличается от полученных цифр.
Необходимо отметить, что распространители наркотических и токсических средств чаще всего эксплуатируют именно эти идеи: потребность снять стресс, напряжение, усталость; стремление открыть новые, неизведанные горизонты ощущений (как показало исследование чаще из любопытства). Они в конечном итоге и
формируют позитивную установку на употребление наркотиков, руша барьеры опасности для личности и здоровья. Поэтому в первую очередь необходимо обращать внимание на эмоциональное состояние подростков, структуру и культуру свободного времени, систему смыслообразую-щих принципов.
Анализ данных показал, что, несмотря на то, что все индексы имеют отрицательные значения, потенциал позитивных установок на наркоманию достаточно велик. В большей степени позитивно настроены на релаксацию с помощью дурманящих средств юноши, учащиеся гимназий, лицеев, СОШ с УИОП, подростки из неполных семей. Чем старше школьники, тем больше ослабевает данная установка. Ослабевает с возрастом и стремление к новым ощущениям, которое в большей степени присуще учащимся специализированных школ (табл. 5).
В ходе исследования выявлен парадоксальный факт: при высоком уровне отрицательного
отношения к употреблению наркотических и токсических веществ, осознании его социального и физиологического вреда половина респондентов убеждена в свободе каждого употреблять или не употреблять наркотики. С одной стороны, это проявление либеральности взглядов, которое пропагандируется в первую очередь средствами массовой информации (каждый от-
вечает за себя и волен распоряжаться собой, как ему вздумается), с другой, такая ситуация приводит к снижению эффективности антинаркотических мероприятий, т. к. разрушает в массовом сознании исключительно отрицательный образ наркомании. Необходимо отметить, что наиболее «либеральными» в данном вопросе являются десятиклассники, учащиеся гимназий, лицеев, СОШ с УИОП.
Таблица 5
Индексная оценка позитивных установок на наркоманию
Лучший способ хотя бы на Отличная возможность
время забыть о мерзостях испытать самые сильные и
нашей жизни, уйти от проблем острые ощущения
Всего -0,59 -0,52
В том числе: юноши -0,56 -0,54
девушки -0,62 -0,50
В том числе учащиеся: 8 класса -0,57 -0,53
9 класса -0,58 -0,48
10 класса -0,58 -0,54
11 класса -0,63 -0,55
В т.ч. живущие: с обоими родителями -0,60 -0,52
с одним родителем -0,56 -0,54
В т.ч.: гимназия, лицей, СОШ с УИОП -0,55 -0,48
СОШ -0,61 -0,55
Отношение школьников к наркомании как социальному явлению проявляется в их представлениях о немедицинском распространении, продаже наркотических и токсических веществ с рук (табл. 6). 76 % опрошенных выразили отрицательное отношение. Они считают, что немедицинское распространение наркотиков - это сознательно совершаемое преступление. Каж-
дый десятый определил продажу дурманящих веществ с рук как одну из разновидностей бизнеса, не лучше и не хуже других. 3 % рассматривают данное явление как помощь людям, которые не могут жить без наркотиков. Оценки современных школьников существенно отличаются от оценок их сверстников в 1995 году (табл. 6).
Таблица 6
Динамика отношения школьников к немедицинскому распространению наркотиков, в %
Годы
1995 2010
Одна из разновидностей бизнеса, не лучше и не хуже других 25,1 10,3
Сознательно совершаемое преступление 58,9 76,0
Помощь людям, которые не могут жить без наркотиков 4,6 2,6
Другое (укажите, что именно) 5,0 2,1
Затрудняюсь ответить 6,4 9,0
Итого 100 100
В оценках немедицинского распространения наркотиков выявлены некоторые гендер-ные и возрастные различия. Так, девушки отрицательнее относятся к данному явлению и
чаще, чем юноши, рассматривают его как сознательно совершаемое преступление (79 и 73 %, соответственно). В тоже время среди юношей в четыре раза больше тех, кто рас-
161
сматривает данное явление, как помощь людям, которые не могут жить без наркотиков. Это указывает на их более лояльное отношение к проблеме. Чем старше становятся подростки, тем более отчетливо они осознают, что продажа наркотиков с рук - это преступление перед обществом. Так, если среди учащихся 8 и 9 классов таких 73 %, то среди одиннадцатиклассников такую точку зрения высказали 84 %. В тоже время чаще других немедицинское распространение наркотиков, как помощь, рассматривают учащиеся 8 классов. Выявлена зависимость в оценках данного явления от типа семьи и учебного заведения. Как сознательно совершаемое преступление, чаще рассматривают продажу наркотиков с рук подростки из полных семей и среднеобразова-тельных школ. Среди школьников из неполных семей и учащихся гимназий и лицеев чаще встречаются оценки данного явления как разновидности бизнеса. Отношение к немедицинскому распространению наркотиков отличается в зависимости от вовлеченности в данный процесс. Так, среди школьников, пробовавших наркотики, ниже доля отрицательной оценки. Как преступление, его рассматривают 63 %. Бизнесом его признают 18 %, а помощью 8 %.
Обнадеживающим является тот факт, что мнение о том, что каждому стоит попробовать на себе действие наркотических и токсических веществ, поддерживают только 2 % опрошенных. Отрицают данную точку зрения 92 % школьников. Для сравнения: в 1995 году это мнение разделяли 14 % подростков и не поддерживали только 72 %. Зависимости оценок от пола, возраста, типа семьи и учебного заведения в ходе опроса не выявлено. Интересен тот факт, что среди тех, кто хотя бы раз попробовал наркотики, только 17 % разделяют точку зрения о необходимости каждому попробовать на себе действие наркотиков, 69 % отвергают данную точку зрения, и 15 % затруднились ответить. Из этого можно предположить, что большинство сожалеют о том, что пробовали наркотики. Среди тех, кто никогда не пробовал наркотики, только 1 % считают, что это должен сделать каждый.
Вовлеченность школьников в наркотический процесс
О степени вовлеченности школьников в употребление наркотических и токсических средств можно судить на основании следующих индикаторов:
• косвенных - наличие родственников, друзей и знакомых, употребляющих наркотики; лояльное отношение к распространению наркотиков как к обычному бизнесу; бездействие в отношении друзей и знакомых, которые употребляют наркотики;
• прямых - употребление наркотиков; частота наблюдения за процессами приобретения и употребления наркотических и токсических средств.
Анализ данных показал, что только 6 % школьников признались в том, что они пробовали наркотические или токсические вещества, и 3 % ушли от ответа: «Мне не хотелось бы отвечать на этот вопрос». Интересен тот факт, что в 1995 году честно признались в употреблении наркотиков 24 % подростков. У юношей данный показатель в два раза больше, чем у девушек (8 против 4 %). Чем старше школьники, тем чаще среди них встречаются те, кто пробовал наркотические средства (6 % - 8 класс, 4 % - 9 класс, 6 % - 10 класс и 9 % - 11 класс). В два раза чаще давали положительный ответ ученики специализированных школ и гимназий, чем их сверстники, обучающиеся в средних общеобразовательных школах (8 и 4 %, соответственно).
Среди тех, кто пробовал наркотики, 63 % юношей и 37 % девушек. Среди опрошенных этой группы 28 % учащиеся 8, 20 % - 9, 21 % -10 и 32 % - 11 класса. Есть зависимость от типа школы: 59 % употреблявших - ученики гимназий, лицеев, и СОШ УИОП, и 41 % - СОШ. Интересен тот факт, что 75 % пробовавших одурманивающие вещества живут в полных семьях с высоким уровнем достатка. Анализ данных показал, что в малых городах показатели употребления наркотических средств в два-три раза выше, чем в сельской местности.
Показателем, диагностирующим потенциал развития наркомании среди школьников, является наличие наркоманов среди родственников, друзей, знакомых, т. е. их ближайшего окруже-
162
ния. Этот фактор является чуть ли не решающим среди провоцирующих наркоманию, среди подростков. 5 % опрошенных указали на то, что среди их родственников есть люди, употребляющие наркотики, и 19 % отметили, что такие люди есть среди друзей и знакомык, таким образом, зафиксирована явная смещенность потребления наркотиков в пользу референтной группы. Для сравнения: на употребление дурманящих средств среди родственников и близких в 1995 году указывали 9 % подростков, а среди друзей и знакомык 45 %. Зависимости распределения ответов от пола, возраста типа семьи не
выявлено. В тоже время наличие среди близкого окружения людей, употребляющих наркотики, различается у учащихся различных типов школ. Так, подростки, обучающиеся в гимназиях, лицеях и школах с углубленным изучением отдельных предметов, в два раза чаще указывали на наличие среди них близкого окружения людей, употребляющих наркотики, чем их сверстники из обыганык школ (табл. 7).
В окружении школьников, пробовавших наркотики, почти в пять раз больше родственников (23 %) и в четыре раза больше друзей и знакомык (75 %), их употребляющих.
Таблица 7
Фиксирование респондентами в своем окружении лиц, употребляющих наркотики в зависимости от типа учебного заведения, в %
Категория социального окружения Всего по массиву Тип учебного заведения
Гимназия, лицей, СОШ с УИОП СОШ
Родственники, близкие 4,8 7,2 3,1
Друзья, знакомые 19,0 24,7 14,9
Доля школьников, указавших на то, что им приходилось наблюдать за употреблением наркотических и токсических средств, совпадает с долей тех, у кого есть друзья и знакомые, упот-
ребляющие их (табл. 8). Таким образом, потенциал наркозависимых составляет пятую часть школьников Воронежской области.
Таблица 8
Уровень вовлеченности школьников в наркотический процесс, в %
Пробовали наркотики Употребляющие наркотики Наблюдали за
родственники знакомые, друзья приобретением наркотиков употреблением наркотиков
Да 5,9 4,8 19,0 11,8 19,2
Нет 90,7 90,1 68,8 83,8 75,7
Отказались отвечать 3,4 5,1 12,2 4,4 5,1
Итого 100 100 100 100 100
Необходимо отметить, что доли подростков, указавших на тот факт, что им приходилось наблюдать за приобретением и употреблением наркотиков, по сравнению с данными 1995 года уменьшились в два раза. При этом необходимо отметить, что в предыдущем исследовании принимали участие школьники не только из облас-
ти, но и из города, в котором, безусловно, изучаемое явление более распространено. С приобретением и употреблением наркотических и токсических средств намного чаще встречаются учащиеся гимназий, лицеев и школ с УИОП, чем обычных среднеобразовательных школ (рис. 5). Зависимости от других факторов не выявлено.
163
¡ааё ^ ааёе да ¡ааё ^ ааёе да
I б ё Т а б а оа I е а ] о I Т о б aаëa¡ ёа!
Рис. 5. Уровень вовлеченности школьников в наркотический процесс в зависимости от типа
учебного заведения, в %
Уровень вовлеченности школьников в наркотический процесс зависит от места их проживания. Выявлена все та же зависимость. Показатели выше в малых городах, чем в селах.
Анализ ответов респондентов, употреблявших наркотики, подтверждает групповой характер этого явления. 47 % наблюдали за приобретением наркотических и токсических средств и 70 % за тем, как их принимают.
Согласно проведенному исследованию, более трети школьников не осведомлены о том, где можно приобрести наркотические и токсические средства (36 %) (рис. 6). Более половины (54 %) опрошенных указали на то, что наркотики приобретают на улицах, во дворах, в подворотнях. Пятнадцать лет назад данный канал распространения отметили 45 % подростков. Значительно выше показатели в группе девушек (56 против 51 %) и учащихся школ, лицеев и школ с УИОП (57 против 52 %). Вторым по значимости кана-
лом распространения наркотиков, с точки зрения школьников, являются рынки (23 %). Для сравнения: в 1995 году значение показателя составило 32 %. Чаще других этот канал указывали восьмиклассники (28 %), реже десятиклассники (19 %). Пятая часть респондентов полагает, что наркотические и токсические средства можно купить в аптеках и других медицинских учреждениях. В этом уверены в большей степени юноши, чем девушки (23 и 16 %, соответственно). С возрастом растет представление об аптеках и медицинских учреждениях, как о более значимых местах распространения наркотиков (значение показателя увеличивается с 17 до 25 %). На долю специальных организаций, где можно приобрести наркотики, приходится 17 % ответов против 30 % в 1995 году. Настораживающим является тот факт, что 5 % указали на школу. При этом в два раза чаще отметили ее, как канал распространения наркотиков, юноши.
60
50
40
30
20
10
■ аТ 6аёе е аббаеа I аа. 6-баета1 еу
□ бй1 ёе
В бёеби, ааТ би , Т ТааТ бТ 6 е Ш пТ аоеаёи! и а Т баа1 ерабее
■ 0ёТ ёа
□ [ар[ а^ 6 Ш абоа а
Рис. 6. Представления школьников о каналах распространения наркотических
и токсических средств, в %
Исследование позволило выявить несколько уровней вовлеченности школьниками в процесс наркомании:
• согласие с необходимостью личного опыта потребления каждого школьника - 2 %;
• личное потребление - 6 %;
• потребление наркотиков в ближайшем окружении - 24 %;
• наблюдение за приобретением и употреблением наркотиков - 31 %.
Мотивы и причины употребления наркотиков
Согласно оценкам, высказанным экспертами [4], основные причины роста наркотизации молодежи заключаются в следующем:
• доступность наркотиков (как основная причина), в том числе широкая и свободная продажа кондитерского мака в торговых точках и распространение рецептов по изготовлению из него наркотиков;
• открытость границ регионов и расширение ввоза наркотических средств на территорию Российской Федерации (из Афганистана, Таджикистана, Средней Азии);
• неконтролируемая продажа в аптеках ко-деиносодержащих и других психостимулирую-
щих препаратов и таблеток, заменяющих наркотические вещества; распространение технологии кустарного приготовления наркотиков из препаратов, свободно продающихся в аптеках (например, дезоморфина);
• наличие безработицы среди молодежи и порождаемое этим неблагоприятное социальное самочувствие;
• рост количества неблагополучных и неполных семей, в которых детям и подросткам не уделяется внимания;
• мода на потребление наркотиков (психостимуляторов, марихуаны) среди молодежи, влияние западной массовой культуры и наркокультуры;
• значительное влияние на молодежь групп сверстников, потребляющих наркотики;
• плохая организация свободного времени (досуга) молодежи, недостаток спортивных секций, подмена этой работы созданием большого числа досуговых коммерческих ночных клубов;
• отсутствие должного взаимодействия между ФСКН, УДВ, системой здравоохранения, отсутствие единого информационного банка данных, недостаточное финансирование программ и мероприятий по незаконному обороту
165
0
наркотиков, отсутствие действенных социальных программ по профилактике наркомании;
• отсутствие эффективного наказания за незаконный оборот наркотиков;
• низкая эффективность лечения от наркозависимости;
• отсутствие комплексного подхода в лечении, реабилитации и социальной адаптации, отсутствие государственных реабилитационных центров длительного пребывания.
Анализ ответов респондентов, которые уже пробовали или хотят попробовать наркотические или токсические вещества, о том, что является причиной такого шага, показал, что мотивация школьников достаточно разнообразна. На первом месте, как и пятнадцать лет назад, своеобразный познавательный мотив - любопытство (41 %). Это поверхностный психологический мотив, который может, как перерасти, так и не перерасти в психическую и физиологическую потребности в наркотиках, т. е. наркоманию. Этот мотив в равной степени распространен во всех гендерных и возрастных группах и не зависит от типа семьи. В тоже время в гимназиях, лицеях и специализированных школах «любопытных» существенно больше, чем в обычных среднеобразовательных учебных заведениях (48 и 36 %, соответственно). Скорее всего, это связано с тем, что в первых более распространено данное явление, как собственно в среде школьников, так и их окружения.
На втором месте среди мотивов употребления наркотиков - желание испытать новое, необычное ощущение (30 %). Этот мотив более глубокий, по сравнению с любопытством, посколь-
ку является выражением формирующейся психофизиологической потребности, которая может усиливаться. При этом данный мотив с большей вероятностью может стать устойчивым и перерасти в зависимость. В большей степени подвержены этому желанию девушки 32 % против 28 % среди юношей. Чем старше становятся школьники, тем меньше их влечет неизведанное чувство. Кроме того, более, чем в два раза чаще руководствуются данным мотивом учащиеся гимназий, лицеев и школ с УИОП (45 и 21 %, соответственно). Зависимости от типа семьи не выявлено.
На третьем месте - потребность выйти из состояния подавленности, психологического стресса (21 %). Снять стресс таким образом чаще пытаются девушки, чем юноши (26 и 15 %, соответственно). Значение показателя зависит от возраста: чем старше школьник, тем меньше его значение. Существенно выше значение данного мотива для учащихся гимназий, лицеев и школ с УИОП, чем обычных школ: 26 против 17%. Зависимости от типа семьи не выявлено.
Такие мотивы, как неумение отказаться, когда настойчиво уговаривают, стремление доказать, что способен на поступок, отвращение к всевозможным запретам, запугиванию, менее интенсивны, хотя, безусловно, влияют на формирование позитивных установок на наркоманию. Интересным является тот факт, что почти половина, ответивших на данный вопрос, указали иные, чем предложенные исследователями мотивы. Иерархия мотивов уже попробовавших наркотики не отличается, однако значения практически всех показателей выше (табл. 9).
Таблица 9
Сравнительная характеристика мотивов употребления наркотических и токсических средств, в %
Школьники, пробовавшие или желающие попробовать наркотики Школьники, пробовавшие наркотики
Желание испытать новое, необычное ощущение 30,2 41,2
Неумение отказаться, когда настойчиво уговаривают 9,4 3,9
Любопытство 40,8 55,9
Стремление доказать, что я способен на поступок 7,5 5,9
Потребность выйти из состояния подавленности, психологического стресса 20,6 32,4
Отвращение к всевозможным запретам, запугиванию 7,6 8,8
Для понимания процесса наркотизации школьников важным является определение мотивов, препятствующих желанию употреблять наркотики. Как показывают данные, основными сдерживающими барьера являются в равной степени как несформированность мотивов к употреблению наркотиков, так и осознание вреда пагубной привычки для здоровья. На эти мотивы указали 64 и 63 %, соответственно. Для сравнения в 1995 году основным мотивом было отсутствие желания (60 %), на второй фактор указали только 38 % респондентов. Среди девушек значе-
ния показателей выше, чем среди юношей. Интересен тот факт, что чем старше школьники, тем более значимым становится отсутствие мотивации на употребление наркотиков (рис. 7). Так, среди восьмиклассников эту позицию отметили 58 %, а среди выпускников 68 %. И наоборот, чем младше школьники, тем больше они осознают вред немедицинского употребления наркотиков (68 и 58 %, соответственно). Отсутствие желания, как причина отказа от наркотиков, в большей степени свойственна ученикам обычных школ. Влияние типа семьи не выявлено.
70 60 50 40 30 20 10 0
8 ёёапп
9 ёёапп
10 ёёапп
11 ёёапп
■ I ао етёа! ёу Шабааи аёу даТ бТайу Ш I а Т аТ абуо аёёдёёа ё|э аё Ш аТ уд1 й I аёада! ёу
■ боязнь втянутьсяистать наркоманом В I ао аа1 аа
®а ббаТ а ■5а6б6а1у|э пи Т 6аа6ё6й
Рис. 7. Зависимость мотивов отказа от употребления наркотиков в зависимости от возраста
школьников, в %
На третьем месте среди факторов, сдерживающих желание попробовать наркотики, является боязнь втянуться и стать наркоманом (39 %). Пятнадцать лет назад таких было только 26 %. При этом девушки больше боятся данного обстоятельства. Данная причина чаще останавливает перед употреблением наркотиков учеников восьмых классов (48 %). Чем старше школьники, тем меньше их пугает данная перспектива (38 % -9 класс, 32 % - 10 класс, 31 % - 11 класс). Существенной зависимости от типа школы и семьи не выявлено.
Четвертым существенным фактором, сдерживающим перед приемом наркотиков, является осознание школьниками того, что этого поступка не одобрят близкие им люди (18 %). Это практически в равной степени характерно для всех групп респондентов.
Опасение наказания и отсутствия денег на немедицинское употребление наркотических и токсических средств практически отсутствует в сознании школьников как сдерживающий фактор.
Для выявления социальных групп, которые являются социально значимыми для школьников
167
в обсуждении проблем наркомании, им был задан вопрос о том, кому они доверяют в этом вопросе (рис. 8). На первое место опрошенные поставили родителей и родственников (64 %) вне зависимости от пола, возраста, типа учебного заведения. В тоже время выявлены различия в зависимости от типа семьи. Так, среди детей из полных семей родителям доверяют в вопросах наркомании больше, чем в неполных (65 и 57 %, соответственно). Кроме того, в семьях последних больше доверия высказано врачам-
наркологам, а не родителям. Скорее всего, это связано с тем, что школьники, живущие с одним из родителей, больше его боятся. Этот тезис подтверждается тем, что среди школьников из неполных семей в два раза больше тех, для кого сдерживающим фактором к употреблению наркотиков является опасение возможного наказания. Это свидетельствует о том, что в неполных семьях наблюдаются менее доверительные отношения по сравнению с полными.
70
60
50
40
30
20
10
■ абориу, 6Т 6Т 0 ёа аёТ 1 и а
□ врачи-наркологи
В бТ аёбаёё, бТ апбаа! I ёёё
□ о-^ёбаёу
■ бааТ о1 ёёё
I бааТ Т оба! ёбаёш и о Т баа! Т а
■ Т а IТёёапП!ёёё
Шлюди, испытавшие на себе ааёпбаёа I абёТ бёёТ а
Я о^а! и а, I ёпабаёё,
яоб! аёёпбО Ш I ёёТ 1 о
□ а боаТ а
0
Рис. 8. Уровень доверия школьников различным социальным группам, в %
На втором месте в рейтинге доверенных лиц в вопросах наркомании оказались врачи-наркологи (59 %). Необходимо отметить, что в 1995 году именно им подростки отдавали первенство. Им больше доверяют девушки, чем юноши (63 против 54 %, соответственно) и учащиеся старших классов (63 % против 55 % у учащихся 8-9 классов).
Третье место поделили учителя, друзья и хорошие знакомые. Авторитет первых заметно возрос за пятнадцать лет. Так, в 1995 году в вопросах наркомании учителям доверяли только
168
2 % подростков - это в 10 раз меньше, чем по данным настоящего опроса. В тоже время более значимыми были друзья и знакомые (28 и 19 %, соответственно). Учителям в большей степени доверяют восьмиклассники обычных школ, которые воспитываются в полной семье. Друзьям и хорошим знакомым больше доверяют в вопросах наркомании юноши, обучающиеся в гимназиях, лицеях и школах с УИОП.
За пятнадцать лет в два раза снизился уровень доверия к людям, испытавшим на себе действие наркотиков, и в два раза больше доверия
проявляют современные школьники к правоохранительным органам.
Что же сами школьники намерены предпринять, если узнают, что их друг или знакомый употребляет наркотические или токсические вещества? В первую очередь они попробуют убедить его в том, что это опасно и нельзя этого делать (68 %). Обнадеживающим является тот факт, что 58 % уже употребивших наркотики разделяют данную точку зрения. При этом этой точки зрения в большей степени придерживаются девушки - 71 % против 65 % у юношей. Желание остановить человека, ставшего на путь наркозависимости, растет с возрастом школьника. Значение показателя изменяется с 62 у вось-
миклассников до 78 % у учащихся одиннадцатых классов.
15 % респондентов расскажут о случившемся его родителям. При этом, чем младше школьники, тем больше они надеются на этот вариант. Каждый десятый вообще ничего не будет делать, потому что считает, что это не его дело. Более безразличны к проблеме юноши. Самыми ответственными с этой точки зрения являются одиннадцатиклассники. Среди них в два раза меньше, чем в других возрастных группах, тех, кто равнодушен к проблеме. Отрадным является тот факт, что только 1 % опрошенных попробует вещество, которое употребляет его друг или знакомый (рис. 9).
4%
15%
2%
68%
■ Ваппёа&о Та у он аа бТаёоаёу!
□ I и бТ аб^ баааёои, -^а уа
ТI аш Т ё í аёифу уа а! ааёаои г Ваппёащб ёёапт Т1 о боеТ аТ аёоаёЬ
□ I Т | бТ аб^ а ааи апоаТ, еТ ОТ бТ а Т í 61' Т обааёуао
■ I ё-аа í а аоао ааёаои, уа аа 1' бТ аёа1 а
■ А боа а
Рис. 9. Распределение ответов школьников на вопрос: «Представьте, Вы узнали, что Ваш друг или знакомый употребляет наркотические или токсические вещества. Что Вы предпримете?», в %
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Школьники проявляют достаточно высокий уровень интереса к вопросам наркомании. Он зависит от социально-демографических характеристик школьников. В большей степени данное явление интересует девушек и учеников старших классов вне зависимости от типа школы и семьи. Большая часть школьников полагает, что они достаточно информированы о проблемах наркомании, чтобы иметь собственную точку зрения. В большей степени в этом увере-
ны ученики старших классов. Подавляющее большинство школьников осведомлены об основных группах наркотических веществ: препараты конопли и опия, кокаин, ингалянты. Только пятая часть опрошенных не информирована о наркотических и токсических веществах. Необходимо отметить, что представления о наркомании и высокий уровень информированности о наркотических и токсических веществах сформированы уже у учеников 8 классов. Поэтому профилактику наркомании необходимо начинать со
среднего звена школы. Таким образом, ситуация
&
169 -
в Воронежской области в целом соответствует ситуации по стране.
2. Отношение к употреблению наркотиков и наркомании как социальному явлению у школьников достаточно противоречиво и неустойчиво. В тоже время позитивные и негативные установки сталкиваются в сознании представителей одних и тех же групп. В представлениях школьников наркоманы - это люди, систематически употребляющие наркотики. Они больны, и их необходимо лечить. При этом юноши в большей степени оценивают наркоманов как людей, представляющих опасность для общества, и высказываются за их изоляцию. При доминирующих негативных оценках наркомании как физиологически и социально опасном явлении высок потенциал позитивных установок на употребление наркотических и токсических средств для снятия стресса и получения новых острых ощущений. Несмотря на то, что большая часть школьников осознает личную и социальную опасность употребления наркотиков, сопротивляемость наркотическому процессу ослаблена. Сложилась благоприятная для распространения наркомании среда. В сознании школьников устойчиво сформировались либеральные взгляды на наркоманию, как сугубо личное дело каждого. В тоже время немедицинское распространение наркотиков школьники оценивают прежде всего как преступление.
3. Потенциал вовлеченности школьников в употребление наркотических и токсических веществ достаточно велик. Как минимум, каждый третий тем или иным образом вовлечен в наркотический процесс. Об этом свидетельствуют как прямые, так и косвенные показатели. В большей степени вовлечены в наркотический процесс юноши, учащиеся гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением отдельных предметов. Выявлена положительная возрастная динамика распространенности процесса. Кроме того, показатели употребления наркотических и токсических веществ выше в малых городах, чем в сельской местности. Можно предположить, что значения показателей в г. Воронеже были бы существенно выше. Однако необходимо также
отметить, что в силу отсутствия данных по &
170
школьникам г. Воронежа, полной, адекватной картины распространения явления сформировать не представляется возможным. Потенциал распространения наркомании в ближайшем окружении школьников в большей степени наблюдается среди друзей и знакомых. Он существенно выше в малых городах. Потенциал развития наркомании выше у учащихся гимназий, лицеев, СОШ и УИОП. Основным каналом распространения наркотиков школьники считают улицы, дворы, подворотни.
4. Мотивация школьников к употреблению наркотических и токсических веществ весьма разнообразна. В первую очередь это любопытство, желание испытать новые необычные ощущения, потребность снять стресс. Мотивация наркомании зависит от социально-демографических характеристик школьников. Указанные мотивы активно эксплуатируются распространителями наркотических веществ для привлечения школьников. Мотивами, препятствующими к употреблению наркотиков, в равной степени являются несформированность мотивов на употребление и осознание вреда, наносимого здоровью данной пагубной привычкой. Высоко значение такого сдерживающего барьера, как боязнь стать наркоманом. Наиболее значимой социальной группой в вопросах наркомании для школьников являются их родители и родственники, а также врачи-наркологи. Данные обстоятельства необходимо активно использовать при разработке профилактических мероприятий, в которых основной груз работы ложится на родителей, школу, врачей и средства массовой информации.
Рекомендации:
1. Необходима экстренная разработка комплексной программы борьбы с наркотизацией школьников с учетом различных социально-демографических групп. Она должна иметь адресное назначение. Особое внимание необходимо уделить юношам, школьникам, обучающимся в гимназиях, лицеях, школах с углубленным изучением отдельных предметов. Необходимо начинать профилактические мероприятия со среднего звена школы. В разработке и реализации программ необходимо объединить усилия наркологов, психологов, психиатров, социологов, работ-
ников правоохранительных органов, представителей молодежных организаций, администрации области, учителей и родителей. Необходима координация программ и действий всех вышеперечисленных структур.
2. Необходимо проведение мониторинга наркоситуации прежде всего в г. Воронеже и малых городах Воронежской области. Традиционная медицинская статистика не дает возможности выявить причинно-следственные связи развития процесса. Необходим комплексный социологический мониторинг, включающий не только массовые опросы школьников, но и применение качественных методик, дающих возможность проследить не только тенденции, но и что самое главное - вскрыть причины и последствия наркотизации школьников, которая принимает угрожающие масштабы.
3. Необходимо последовательно и обдуманно проводить мероприятия по денаркотизации социальной среды, в которой формируется и развивается современный школьник. Для этого необходимо:
- искоренение криминальных наркоструктур, производящих, транспортирующих, хранящих, сбывающих, распространяющих наркотические и токсические вещества;
- принудительная диспансеризация наркозависимых в изолированные лечебные учреждения, для чего необходимо восстановить лечебно-трудовые профилактории для наркоманов;
- система своевременного выявления школьников, склонных к употреблению наркотиков (наркотестирование), и своевременная психолого-педагогическая помощь;
- организация целевых программ психологической работы с подростками, уже приобщившимися к наркотикам, их семьями, ближайшим окружением;
- формирование в общественном мнении и массовом сознании морально-нравственных комплексов активного осуждения любых форм употребления наркотиков. Для этого необходимо создание активной социальной рекламы, пропагандирующей здоровый образ жизни без наркотиков. Формирование у детей с помощью специальных обучающих программ осознанного отношения к своему здоровью и ус-
тойчивых навыков ведения здорового образа жизни, исключающего употребление любых психоактивных веществ. Формирование системы психолого-педагогического воздействия на школьников. Формирование в средствах массовой информации образа человека, употребляющего наркотики, как «вселенского зла». В средствах массовой информации организовать систематические выступления наркологов, социологов, представителей правоохранительных органов, журналистов, политических и общественных деятелей, активистов молодежных объединений;
- полное исключение как явной, так и скрытой пропаганды потребления наркотиков в СМИ и кино;
- ужесточение наказания за употребление и распространение наркотиков;
- проведение систематических «Уроков здоровья», начиная со среднего звена школы;
- проведение занятий с родителями, направленных на повышение их внимания к проблемам подростковой наркомании, формирование у них представления о всеобщности процесса, и в первую очередь, обучение навыкам распознавания первых признаков вовлеченности подростков в наркозависимую среду;
- внедрить в общеобразовательных школах специальные обучающие методики по предупреждению употребления психоактивных веществ с соответствующей подготовкой педагогического персонала.
4. Подготовка, издание и распространение среди школьников специальных брошюр, в которых в доступной форме показана не только физиологическая, но самое главное -социальная опасность употребления и распространения наркотиков. В тоже время, т. к. школьники главный вред наркомании видят в разрушительном ее воздействии на здоровье, необходимо делать главный акцент на вреде здоровью и показывать результат разрушительного воздействия наркотиков на состояние организма.
5. Необходима широкая сеть досуговых учреждений для детей и подростков, которая должна стать альтернативой наркомании. В первую очередь - развитие спортивных секций, т. к.
171
физическая нагрузка, как показывают исследования, является альтернативой психофизической зависимости. Так, И.В. Моисеева и О.Э. Аксенова, анализируя данную взаимосвязь, показали, что, во-первых, существует корреляционная связь между отношением к двигательной активности и к психоактивным веществам. Школьники, которые занимаются двигательной активностью на уроках физической культуры и в секциях, считают наркотики неизлечимой болезнью (стойкая положительная корреляционная связь г=0,840, р<0,01) и говорят, что их нельзя принимать ни в каких случаях (г=-0,726, р<0,01). Во-вторых, выявлена высокая положительная взаимосвязь между посещением различных форм занятий физической культурой и целью посещения этих занятий (г=0,877, р<0,01). То есть подростки, которые занимаются физической культурой на уроках в школе и посещают спортивные секции, делают это для улучшения самочувствия, спортивных показателей, для того, чтобы сделать свой образ жизни здоровым. Школьники, не проявившие желание заниматься двигательной активностью, ответили, что занимаются на уроках физической культурой в школе с целью получения оценки. Школьники, не занимающиеся в спортивных секциях, допускают, что в некоторых случаях, таких, как полоса невезения в жизни, желание получить удовольствие или создание дружеской атмосферы в компании, наркотики принимать все-таки можно [5].
Целесообразно возродить комплексы работы с детьми и подростками по месту жительства и учебы (спортивные секции, художественная самодеятельность, клубы по интересам, любительские занятия и т. п.).
6. Необходимо создание подростковой наркологической службы, осуществляющей комплексный подход к проблеме. Она должна включать в себя телефон доверия, медико-социально-
психологическое консультирование и помощь родителям и подросткам, а также их реабилитацию.
7. Возможно использование зарубежного опыта профилактики наркозависимости. В настоящее время мировым сообществом накоплен богатый опыт реализации различных антинаркотических профилактических программ для школьников [6].
Литература:
1. Здесь и далее используются данные архива Ла-
боратории социологических исследований ВГУ по результатам исследования «Отношение молодежи Воронежской области к наркомании», проведенного в феврале-марте 1996 года. Для сравнения приводятся данные, характеризующие близкую к нашему опросу возрастную группу, однако в ней опрашивались не только школьники, но и учащиеся ПТУ.
2. Горшков, М.К. Молодежь России: социологический портрет / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. - М., 2010. - С. 381.
3. Там же.
4. Экспертную оценку причин наркотизации молодежи в ходе персонального интервью осуществляли в 72 субъектах РФ 346 экспертов: руководители подразделений МВД по борьбе с наркопреступностью, управлений образованием администраций субъектов РФ, наркологических служб, центров реабилитации больных наркоманией. Цит. по: Горшков, М.К. Молодежь России: социологический портрет / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. - М., 2010. - С. 374-375.
5. Моисеева, И.В. Первичная профилактика наркомании у школьников, отнесенных к специальным медицинским группам / И.В. Моисеева, О.Э. Аксенова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 8 (42). С. 3-6.
6. См. подробнее: Сердюк, A.A. Обзор зарубежных антинаркотических программ / А.А. Сердюк // Новости украинской психиатрии. - Харьков, 2002. -(http://www.psychiatry.ua/articles/paper057.htm)
172