Научная статья на тему 'Особенности потребления юношами и девушками психоактивных веществ (на примере г. Кирова)'

Особенности потребления юношами и девушками психоактивных веществ (на примере г. Кирова) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
770
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / АЛКОГОЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИКОВ / КУРЕНИЕ / SUBSTANCE / DEVIANT BEHAVIOR / YOUTH / ALCOHOL BEHAVIOR / DRUG USE / SMOKING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Загребин Владимир Владимирович

Статья посвящена изучению частоты и особенностей потребления молодежью г. Кирова различных видов психоактивных веществ. На основании эмпирических данных построена модель поведения юношей и девушек, курящих и потребляющих алкоголь и наркотики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender peculiarities of psychotropic substances consumption by youngsters (On the example of Kirov)

This article is devoted to the study of frequency and peculiarities of different psychoactive substances consumption by the youngsters in Kirov. The pattern of boys' and girls' taking alcohol, drugs and nicotine (tobacco products) behavior was created on the base of empirical data.

Текст научной работы на тему «Особенности потребления юношами и девушками психоактивных веществ (на примере г. Кирова)»

ПЕРВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ

ББК 88.532

В. В. Загребин

ОСОБЕННОСТИ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЮНОШАМИ И ДЕВУШКАМИ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ (На примере г. Кирова)

Курение подростков, потребление ими алкоголя, пробы наркотических веществ являются предметом серьезной озабоченности властей и системы здравоохранения в большинстве стран мира [1, 8, 10, 11, 12]. В реалиях современного российского общества ежедневное потребление психоактивных веществ (ПАВ) стало паттерном девиантного поведения молодежи. В массовом сознании подростков умеренное потребление ПАВ выступает как социальная норма, как часть бытовой культуры и образа жизни.

В последние 10 лет процесс освоения молодежью моделей поведения в отношении потребления ПАВ существенно изменился. Во-первых, их первые пробы — знакомство с разнообразными спиртосодержащими напитками, сигаретами или кальяном, «легкими» наркотиками — отмечаются в раннем возрасте. Во-вторых, стираются различия в потреблении ПАВ юношами и девушками. В-третьих, молодежь стала сочетать легкие спиртные напитки и сигареты с наркотиками. В-четвертых, происходит формирование групповой психологической зависимости.

В марте 2014 г. было проведено авторское социологическое исследование, направленное на изучение особенностей потребления алкоголя, никотина, наркотиков в среде учащихся 9-х, 11-х классов общеобразовательных школ и студентов высших учебных заведений г. Кирова. Анонимная анкета включала 43 вопроса, касающихся распространения потребления ПАВ, а также отношения молодежи к их потреблению. Анамнестическая часть анкеты содержала данные о возрасте, поле, месте учебы, жилищных условиях, об отношениях с родителями.

В исследовании приняли участие учащиеся пяти общеобразовательных школ и двух крупнейших государственных заведений высшего профессионального образования г. Кирова. Всего было опрошено 625 (100 %) респондентов в возрасте от 16 до 24 лет, среди них 112 человек (18 %) — учащиеся 9-х классов, 117 человек (19 %) — учащиеся 11-х классов и 397 человек (63 %) — студенты.

Половозрастная структура респондентов представлена в таблице. Она отражает сложившееся соотношение в г. Кирове, поэтому полученные данные с этой точки зрения репрезентативны.

© Загребин В. В., 2014

Половозрастная структура респондентов

Возраст, лет Процент в возрастных группах Квоты, чел./%

Мужчины Женщины Мужчины Женщины Всего

16—17 52 48 65 60 125/20

18—19 51 49 68 64 132/21

20—24 50 50 184 184 368/59

Всего 51 49 317 308 625/100

Очевидно, что ценностные ориентации являются важнейшими мотиваторами социального поведения. В связи с этим в исследовании было уделено внимание изучению системы ценностных ориентаций учащейся молодежи, содержание которых определяет направленность личности, основу ее мировоззрения, сферу отношений и деятельности. Изучение иерархии жизненных ценностей молодежи показало, что лидирующую позицию в ней занимает здоровье (64 %). Большое значение респонденты придают наличию хороших и верных друзей (54 %) и любви (51 %), а также реализации счастливой семейной жизни (42 %). Более трети опрошенных считают значимыми компонентами развитие личности (33 %), материальную обеспеченность (32 %), активную, деятельно-стную жизнь (32 %) и интересную работу (31 %). Кроме того, важными ценностными ориентирами в жизни молодежи являются «уверенность в себе» (26 %), «свобода» (24 %), «жизненная мудрость» (20 %). Наименее значимыми для опрошенных оказались такие ценности, как познание (13 %), творчество (12 %), развлечения (11 %), продуктивная жизнь (8 %), красота природы и искусства (8 %) и счастье других (7 %), а также общественное признание (5 %).

Творчество Уверенность в себе Счастьедругих Счастливая семейная жизнь Свобода Развлечения Развитие Продуктивная жизнь Познание Общественное признание Матерналь но-обеспеченная жизнь Наличие хорош их и верных друзей

Любовь Интересная работа Красота природы н искусства Здоровье Жизненная мудрость Активная, деятельная жизнь

I девушки, % ■ юноши, % Рис 1. Иерархия ценностных ориентаций учащейся молодежи в зависимости от пола, % (хи-квадрат Пирсона, р = 0,00)

Иерархии наиболее значимых ценностей у молодых людей и у девушек несколько отличаются (рис. 1). У юношей — это здоровье (62 %), друзья (52 %) и любовь (45 %), у девушек — здоровье (65 %), любовь (58 %), друзья (56 %). Определенные расхождения отмечены также по ряду иных позиций: для девушек более значимыми являются такие ценности, как семейная счастливая жизнь, материальная обеспеченность, их меньше интересуют развлечения. Для юношей важнее познание и продуктивная жизнь. Такое гендерно-специфичес-кое распределение ценностных ориентаций неудивительно: для девушек в жизни важнее семейный комфорт, а для юношей — возможность самоутверждения путем профессиональных достижений (хи-квадрат Пирсона, р = 0,00).

В исследовании был реализован анализ положительных и отрицательных качеств среднестатистического (типичного) российского учащегося. Эти качества могут рассматриваться как инструментальные ценности. Часть из них составляют ценности, которые принято называть отрицательными качествами. Их можно считать антиценностями (все то, что имеет отрицательную значимость для человека, общества) [7, с. 16—21] или парадоксальными (альтернативными) ценностями [2]. Сегодня оказывается не менее значимым учет распространенности молодых людей, ориентирующихся на противоположные, альтернативные ценности. Эти ценности играют существенную роль в социализации подрастающего поколения и одновременно во многом определяют его социальное поведение.

Так, наиболее характерным положительным качеством молодых людей и девушек г. Кирова является субъективное понимание свободы (48 и 50 % соответственно). В ходе исследования было установлено, что для девушек важнее такие качества, как ответственность (его выбрали 35 % юношей и 45 % девушек), открытость (29 % юношей и 46 % девушек), а для юношей — практичность (36 % юношей и 27 % девушек). Одинаковое число респондентов среди юношей и девушек отметили также готовность учиться (25 и 29 % соответственно) (хи-квадрат Пирсона, р = 0,00).

В ряду отрицательных качеств на первых позициях в портрете типичного учащегося юноши выступают равнодушие (47 %), беззаботность (40 %), эгоцентризм (32 %), жизнь за чужой счет (23 %), у девушек это также равнодушие (57 %), эгоцентризм (44 %), грубый расчет, корысть («ты — мне, я — тебе»; 41 %), беззаботность (35 %) (хи-квадрат Пирсона, р = 0,00).

Подростковое девиантное поведение в той или иной степени обусловливают способ проведения и качество досуга, поэтому в исследовании были проанализированы особенности проведения свободного от учебы и работы времени юношами и девушками города. В основном это время подростки используют для общения в компании друзей (24 %), общения в социальных сетях (20 %) и со своими «половинками» (11 %), регулярного посещения спортивных секций (10 %), для компьютерных игр (9 %), чтения художественной литературы (9 %) просмотра сериалов, фильмов (8 %). Примечательно, что девушки чаще молодых людей проводят время в социальных сетях (69 и 38 % соответственно). Однако юноши чаще играют на компьютере (45 %), чем девушки (4 %), и чаще девушек посещают спортивные секции (32 % против 20).

Одним из важнейших показателей девиантного образа жизни молодежи является распространение потребления различных видов ПАВ. Самым популярным

из них в среде молодежи является алкоголь. При исследовании данной проблемы было выяснено, что его употребление становится массовым. Более половины юношей и девушек так или иначе употребляют алкогольные напитки (58 %). Распределение данных по возрасту показывает: среди молодежи 16—17 лет алкоголь употребляют 48 %, 20—24 лет — 58 %, среди достигших совершеннолетия этот процент резко возрастает (18—19 лет — 69 %) (хи-квадрат Пирсона, р = 0,05).

На момент проведения исследования первый опыт потребления алкоголя имели большинство респондентов (86 %). Первая проба спиртных напитков, включая разовое или случайное употребление (рис. 2), в основном приходится на период 15—17 лет (почти половина респондентов — 43 %) и время раннего подросткового возраста — 11—14 лет (треть респондентов — 34 %). Небольшое число респондентов (9 %) попробовали алкоголь первый раз в 18—19 лет.

Вызывает беспокойство факт, что 13 % опрошенных пробовали алкогольные напитки, когда им не было еще и 10 лет (до 7 лет — 7 %, 8—10 лет — 6 %). Возможно, родители сами предлагали их своим детям. Большинство респондентов получили такого рода опыт до достижения 20 лет. Сравнение возраста юношей и девушек, в котором они попробовали алкоголь первый раз, показало отсутствие различий (рис. 2).

Рис. 2. Первый опыт потребления алкоголя, включая разовое или случайное употребление, %

Преобладающие мотивы потребления алкоголя у юношей и девушек в основном совпадают. Главным мотивом является «за компанию» — у 35 % юношей и у 31 % девушек. Второй по популярности мотив, по мнению респондентов, следование традициям (24 % юношей и 31 % девушек). Наряду с этими причинами, юноши потребляют алкоголь, чтобы получить «удовольствие» (23 %), девушки — «чтобы забыть о проблемах» (18 %). Примечательно, что девушки чаще, чем молодые люди, прибегают к употреблению алкогольных напитков с целью выхода из депрессивного состояния — 18 % против 15 (хи-квадрат Пирсона, р = 0,04).

Хотя статистический анализ показал, что молодые люди и девушки чаще всего выпивают «на квартире у друзей», «дома», в «кафе/баре» и «ночных клубах», в количественном соотношении место распития алкогольных напитков между ними существенно различается. Девушки обычно употребляют алкоголь дома, а юноши — «на квартире у друзей» (хи-квадрат Пирсона, р = 0,05).

Потребляемые алкогольные напитки разнообразны. В целом популярными являются, по мнению 29 % респондентов, слабоалкогольные напитки — шампанское, вино, спиртосодержащие коктейли и т. д. Интересно отметить, что среди опрошенных практически одинаковое число юношей и девушек предпочитают пиво и крепкие алкогольные напитки, такие как коньяк, виски, ром, водка, ликеры и т. д. (18 и 17 % соответственно). Полученные результаты не совпадают с итогами ранее проводимых исследований по России [6], в которых указывается, что популярными среди молодежи являются пиво и слабоалкогольные напитки и меньше всего молодежь пьет крепкие алкогольные напитки. Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время наблюдается снижение популярности пива и растет потребление крепкого алкоголя, тем самым изменяется структура потребления молодежью алкогольных напитков. Возможно, что такие изменения — следствие новых антиалкогольных нормативных правовых актов, в которых, например, пиво приравнивается к алкогольным напиткам.

В ходе исследования были выявлены значимые расхождения в предпочтениях алкогольных напитков среди юношей и девушек (рис. 3). Молодые люди больше пьют пиво и крепкие напитки. Так ответили 34 и 29 % опрошенных юношей и девушек соответственно. И только 14 % юношей отдали предпочтение слабоалкогольным напиткам. Большинство девушек предпочитают слабоалкогольные напитки, с этим согласны 57 % опрошенных девушек в группе употребляющих алкоголь. 14 % девушек чаще употребляют крепкие алкогольные напитки, и лишь 10 % — пиво (хи-квадрат Пирсона, р = 0,00).

Пиво

Слабоалкогольные напитки

Крепкие напитки

Другое

□ юноши □ девушки

Рис. 3. Популярные алкогольные напитки у юношей и девушек, % (хи-квадрат Пирсона, р = 0,00)

При изучении распространенности потребления алкоголя среди молодежи важен такой показатель, как частота его употребления. Доля респондентов, употреблявших алкогольные напитки от одного раза в месяц и чаще, была невелика. Так, 35 % молодых людей и 17 % девушек употребляют пиво (хи-квадрат Пирсона, р = 0,00). Как и предполагалось, молодые люди значительно чаще употребляют крепкий алкоголь. 23 % юношей и 8 % девушек признались, что употребляют крепкий алкоголь от одного раза в месяц и чаще (хи-квадрат Пирсона, р = 0,03). Девушки предпочитают слабоалкогольные напитки. В основном эти напитки употребляют 20 % девушек и 17 % молодых людей (хи-квадрат Пирсона, р = 0,00).

Несмотря на популярность алкогольных напитков среди учащейся молодежи, больше половины респондентов (51 %) полагают, что лучше не пить совсем, треть опрошенных (32 %) считают, что иногда позволительно немного выпить, и лишь 5 % уверены в безвредности нечастого употребления алкоголя.

До недавнего времени российское законодательство не относило курение к девиации ни при каких ситуациях и ни для какой возрастной группы. Наверно, поэтому сейчас курение для молодежи является одной из основных социальных проблем. В последнее десятилетие отмечается рост числа курильщиков в среде молодежи и женщин [5]. Вместе с тем в целом по стране наблюдается заметное снижение общей доли курящих людей [3].

Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о том, что больше половины опрошенных (54 %) пробовали курить. Однако число ежедневно курящих невелико, но существенно: курит каждый 10-й респондент (11 %). Также отметим, что 6 % респондентов курят эпизодически и 12 % отказались от этой вредной привычки. 8 % респондентов признались, что курят только кальян. В среде курящих 17 % курят менее года, 58 % — более года, 20 % — больше пяти лет и 5 % — более десяти лет. Различий по гендерному признаку в потреблении табачных изделий также не было выявлено. Практически половина курящих (46 %) желают в ближайшее время бросить курить, 24 % собираются это сделать, но не в ближайшее время, 16 % не хотят бросать курить вообще, и 15 % признались, что бросали много раз, но безуспешно.

По возрасту первой пробы курения учащиеся распределены практически равномерно (рис. 4). В основном юноши и девушки пробуют курить в возрасте 11—14 лет (41 и 44 % соответственно) и 15—17 лет (24 и 38 % соответственно). Примечательно, что каждый 5-й юноша (18 %) выкурил свою первую сигарету в возрасте моложе 10 лет, среди девушек в том же возрасте — только каждая 20-я (6 %). Таким образом, девушки пробуют курить гораздо позднее юношей (хи-квадрат Пирсона, р = 0,00).

1

12

I

41

44

38

24

10 11

Ж

1

До 7 лет 8—10 лет 11—14 лет 15—17 лет 18—19 лет 20—24 лет □ юноши □ девушки

Рис. 4. Первая проба курения юношей и девушек, % (хи-квадрат Пирсона, р = 0,00)

7

6

5

Основными мотивами приобщения к курению у мальчиков и девочек были «баловство» (21 %), влияние друзей (19 %) и «чтобы успокоиться» (12 %). Среди иных мотивов также называют «любопытство» (10 %) и «от нечего делать» (8 %).

Преобладающее большинство респондентов отрицательно или нейтрально относятся к курению. Так, 38 % опрошенных проявляют к курению резко отрицательное отношение, 37 % — толерантное, 22 % согласны, что люди должны курить только в специально отведенных местах, и лишь 3 % смотрят на это дело положительно.

«Устрашающие» картинки и текст, размещаемые на пачках сигарет, ориентированы прежде всего на то, чтобы отбить тягу к курению у подрастающего поколения. Но они практически не оказывают на него никакого влияния. С этим утверждением согласно большинство опрошенных молодых людей и девушек (61 %). Треть респондентов (27 %) думают, что «страшные» картинки влияют только на некурящую молодежь, и лишь 12 % считают, что такая «реклама» заставляет задуматься о своем здоровье. Эти результаты подтверждаются британскими исследованиями, установившими, что изображения, призванные отбить тягу к курению у детей и подростков, практически не оказывают на них влияния [10].

Следующей задачей исследования была оценка потребления учащимися г. Кирова наркотических веществ. В настоящее время в России происходят резкие изменения в потреблении наркотиков. На фоне широкого распространения «традиционных» наркотиков острой стала проблема открытой рекламы и распространения опасного синтетического наркотика, который известен под названием «курительные смеси», «спайс», «дизайнерский наркотик», «легальный наркотик» и т. д. [4].

По мнению респондентов, проблема наркомании в г. Кирове распространена, но не больше, чем в других городах. Так ответило большинство опрошенных — 76 %. Считают, что данная проблема очень распространена, 15 %, и лишь 7 % полагают, что такой проблемы нет. Большинство молодых людей и девушек (58 %) утверждают, что наркотические вещества можно приобрести сравнительно легко, 18 % полагают, что очень легко, и лишь 18 % респондентов ответили, что это сделать трудно или очень трудно. Почти половина опрошенных (47 %) указали на то, что так или иначе лично знакомы с людьми, употребляющими наркотики. Расхождения по половому признаку в последнем случае были незначительными. Подавляющее большинство учащейся молодежи резко отрицательно относится к потреблению наркотиков, такое отношение высказали 80 % молодых людей и 90 % девушек. 11 % юношей и 7 % девушек безразличны к теме наркомании (хи-квадрат Пирсона, р = 0,00).

В ходе исследования было установлено, что практически у всех респондентов вызывает отрицательные ассоциации слово «наркоман»: «больной человек» (37 %), «потерянный человек» (29 %), «слабый человек» (16 %). Небольшое число анкетируемых (7 %) считают, что наркоман — это обычный человек с дурной привычкой. К людям, употребляющим наркотики, респонденты испытывают в основном жалость (42 %), презрение (30 %) или ненависть (12 %).

Однако контактировали с наркотиками 15 % учащихся, из них каждый 5-й юноша (21 %) и каждая 10-я девушка (9 %) (хи-квадрат Пирсона, р = 0,00). Важно отметить, что соответствующий опыт молодых людей и девушек в основном сводится к употреблению только курительных смесей («спайс»), так ответили 11 % опрошенных.

В основном юноши и девушки впервые пробуют наркотики в возрасте 15—20 и 20—24 лет, считает большинство респондентов, имевших такой опыт (58 и 24 % соответственно). Незначительное количество анкетируемых (18 %) указали, что впервые употребили наркотики в возрасте моложе 15 лет.

Молодые люди и девушки знакомились с наркотиками преимущественно на улице, во дворе (20 и 13 % соответственно), в гостях у друзей (18 и 12 % соответственно). Еще юноши пробовали их «на природе» (11 %), дома (10 %), в ночных клубах (4 %). Небольшое количество девушек (4 %) признались, что впервые употребили наркотики в учебном заведении (хи-квадрат Пирсона, р = 0,00). Большинство опрошенных не уточнили, где именно они попробовали наркотики.

Главным побудительным мотивом первой пробы наркотических веществ у учащихся являлось любопытство (24 %). Среди остальных мотивов указывались следующие: «получить удовольствие» (4 %), «расслабиться» (4 %), «за компанию» (4 %), «уйти от проблем» (3 %), «от нечего делать» (2 %). Однако они служили редким поводом для первого знакомства с наркотиками.

На основании проведенного эмпирического исследования можно сделать ряд выводов.

1. Наиболее важными ценностями в жизни у юношей и девушек являются здоровье, наличие верных друзей, любви, большое значение они придают развитию личности и материально обеспеченной жизни. Вместе с тем для девушек более значимы такие ценности, как семейная счастливая жизнь, материальная обеспеченность, а для юношей важнее когнитивные ценности и продуктивная жизнь. Наиболее значимым положительным качеством для молодежи г. Кирова является субъективное понимание свободы. Дополнительные черты девушек — ответственность и открытость, юношей — практичность. Среди отрицательных качеств у юношей лидируют равнодушие, беззаботность, эгоцентризм, а у девушек — равнодушие, эгоцентризм, корысть.

2. Современная молодежь стремится проводить свой досуг в компании друзей. Девушки чаще «сидят» в социальных сетях, а юноши значительно больше времени отводят компьютерным играм. В среде молодежи не особенно популярно занятие спортом, поэтому она потенциально склонна усваивать де-виантные формы поведения, в том числе потреблять различные виды ПАВ.

3. Результаты исследования показали, что употребление алкоголя молодежью — массовые явление. Более половины респондентов так или иначе употребляют алкогольные напитки, особенно в период достижения совершеннолетия (18—19 лет). Первый опыт потребления алкоголя в основном приходится на период 15—17 лет и период раннего подросткового возраста (11— 14 лет). Вызывает беспокойство, что среди опрошенных каждый десятый пробовал алкоголь в возрасте моложе 10 лет. Преобладающими мотивами потребления алкоголя являются «за компанию», «по традиции» и «для удовольствия».

Чаще всего молодые люди и девушки предпочитают выпивать «на квартире у друзей», «дома», в «кафе/баре» и «ночных клубах». Популярными напитками у юношей являются пиво и крепкий алкоголь, у девушек — слабоалкогольные напитки. В настоящее время наблюдается изменение в поведении молодежи, потребляющей алкоголь: снижается популярность пива и повышается потребление крепких напитков. Однако пиво все же остается самым частоупотреб-ляемым напитком. Важно отметить, что в «алкогольном поведении» молодежи стираются границы, опосредованные тендерными особенностями. Несмотря на популярность алкогольных напитков у учащихся, большинство респондентов отрицательно или нейтрально относятся к их потреблению.

4. Полученные результаты свидетельствуют о том, что больше половины опрошенных пробовали курить, однако число курящих регулярно невелико, но существенно — каждый 10-й, вместе с тем столько же пристрастившихся к кальяну. Большинство из них, понимая пагубность курения, желают бросить курить. В основном и юноши и девушки пробуют курить в возрасте 11—14 лет и 15—17 лет, мальчики это делают значительно раньше девочек. Основным мотивом первой пробы курения являлось «баловство» или влияние друзей. Отношение к курению у респондентов отрицательное и нейтральное. Подавляющее большинство респондентов считают, что «страшные» изображения на упаковках табачных изделий практически не влияют на установки и поведение молодежи.

5. В ходе исследования установлено, что в г. Кирове распространена проблема наркомании, но не больше, чем в других городах. Вместе с тем учащиеся утверждают, что наркотические вещества можно достать сравнительно легко или очень легко. Практически все опрошенные юноши и девушки резко отрицательно относятся к потреблению наркотиков. Однако часть респондентов (каждый 5-й юноша и каждая 10-я девушка) на момент исследования имели контакт с наркотиками. Соответствующий опыт учащихся в основном сводился к употреблению курительных смесей («спайс»). Юноши и девушки пробовали наркотики преимущественно на улице и в гостях у друзей. Главным побудительным моментом первой пробы наркотиков у молодежи является любопытство.

Библиографический список

1. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет. М. : ЦСПиМ, 2010. 592 с.

2. Вишневский Ю. Р., Шапко В. Т. Парадоксальный молодой человек // Социологические исследования. 2006. № 6. С. 26—37.

3. Ермаков С. А. Курение и экономическая активность // Вестник Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ. 2012. Вып. 2. С. 258—275.

4. Позднякова М. Е., Хагуров Т. А. Новые наркотики: тенденции развития наркоситуации в современной России // Феноменология и профилактика девиантного поведения : материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / МВД РФ, Краснод. гос. ун-т. Краснодар, 2012. С. 36—45.

5. Проект Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. URL: http://nrma.ru/Reform/zdr_conception_2020.shtml (дата обращения: 10.11.2013).

6. Рощина Я. М. Динамика и структура потребления алкоголя в современной России // Вестник Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ. 2012. Вып. 2. С. 238—258.

7. Смирнов Л. М. Базовые ценности и «антиценности» современных россиян // Базовые ценности : социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы / отв. ред. А. В. Рябов, Е. Ш. Курбангалеева. М. : Дом интеллект. кн., 2003. С. 16—41.

8. Ertas N. Factors associated with stages of cigarette smoking among Turkish youth // European Journal of Public Health. 2006. № 17. P. 155—161.

9. How adolescents perceive cigarette packaging and possible benefits of plain packaging /

A. Ford, C. Moodie, A. M. MacKintosh, G. Hastings // Education and Health. 2013. № 31 (2). Р. 83—88. URL: http://hdl.handle.net/1893/16411 (дата обращения: 17.04.2014).

10. Machado P. P. P., Klein J. M. Drug dependence and psychosocial distress in Portuguese patients entering a substance abuse treatment center // International Journal of Clinical and Health Psychology. 2007. № 7. P. 83—91.

11. Psychosocial distress and substance use Among Adolescents in four countries: Philippines, China, Chile, and Namibia / M. P. Randy, D. Megan, B. L. Gordon, M. М. Ray // Youth & Society. 2010. № 6. P. 900—930.

12. Psychosocial factors associated with smoking and drinking among Japanese early adolescent boys and girls: cross-sectional study / M. Ando, T. Asakura, S. Ando,

B. G. Simons-Morton // Biopsychosocial Medicine. 2007. № 13. P. 107—134.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.