Научная статья на тему 'Распространенность рискованных форм поведения в сфере здоровья среди студентов младших курсов'

Распространенность рискованных форм поведения в сфере здоровья среди студентов младших курсов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
423
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЬЕ / ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА (ПАВ) / РИСКОВАННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / STUDENTS / HEALTH / PSYCHOACTIVE SUBSTANCES / RISK BEHAVIOUR / HEALTHY LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Цветкова Лариса Александровна, Антонова Наталья Александровна

В статье приводятся данные о распространенности рискованных форм поведения, таких как курение, алкои наркопотребление среди студентов Санкт-Петербургского государственного университета. Выявляются особенности употребления наркотиков и/или других похожих на них опьяняющих веществ студентами младших курсов. Рассматриваются отношение студентов к здоровому образу жизни и выполнение ими правил сохранения и укрепления здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Цветкова Лариса Александровна, Антонова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prevalence of health risk behaviours in students

Based on an empirical study, this article discusses prevalence of risky behaviours such as smoking, alcohol and drug use among students of St Petersburg State University. Use of drugs and/or similar substances among junior students is examined. The authors consider the attitude of students to healthy lifestyle and health promotion.

Текст научной работы на тему «Распространенность рискованных форм поведения в сфере здоровья среди студентов младших курсов»

Л. А. Цветкова, Н. А. Антонова

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ РИСКОВАННЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ В СФЕРЕ ЗДОРОВЬЯ СРЕДИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ

Период ранней взрослости — студенчества — можно охарактеризовать как очень важный для человека, поскольку в это время происходят изменения социального окружения, семейного положения, статуса учащегося и начало самостоятельной трудовой деятельности. R. Jessor и S. L. Jessor [2] в своей теории проблемного поведения предполагают, что рискованное поведение, будучи частью нормального развития подростка, является целенаправленным, исполненным смысла и функциональным, и служит инструментом для достижения принятия их и уважения группой сверстников, автономии от родительской семьи, совладения с тревожностью, фрустрацией и страхом неудач, для демонстрации самому себе и значимым другим собственной идентичности, подтверждения зрелости и перехода к взрослости. Таким образом, такой вид рискованного поведения, как употребление психоактивных веществ (ПАВ), может облегчать подростку совладание со стрессорами, сопутствующими данному периоду жизни [3]. В силу кризисного характера период ранней взрослости дает исключительные возможности для усвоения новых навыков и развития компетентности, в том числе и в сфере сохранения и укрепления здоровья. Можно предположить, что эти изменения способны оказывать как провоцирующее, так и протективное действие в отношении употребления ПАВ.

В большей части исследований проблемы наркотизма и наркомании внимание уделяется изучению наркотизма в подростковый период (в старшие школьные годы), но не в период ранней взрослости (в студенческие годы). Вместе с тем высшие учебные заведения (вузы) являются идеальной средой для реализации профилактических ан-тинаркотических мероприятий.

В настоящее время в США осуществляются 3 исследования, данные, полученные в которых, в наибольшей степени вызывают доверие у специалистов:

— Национальное исследование наркопотребления и здоровья (National Survey on Drug Use and Health — NSDUH).

— «Мониторинг будущего» (Monitoring the Future — MTF).

— Система наблюдения за рискованным поведением молодежи (Youth Risk Behavior Surveillance System — YRBSS) [5].

Национальное исследование наркопотребления и здоровья (National Survey on Drug Use and Health) — основной источник сведений о потреблении ПАВ населением США. Исследование проводится по заказу Правительства США с 1971 г. Оно представляет собой опрос репрезентативной выборки населения США в местах пребывания респондентов. Выборка последней из опубликованных «волн» опроса составила 67 802 человека [7]. При анализе результатов авторы не выделают студенческую подгруппу как самостоятельную категорию анализа, тем не менее мы можем получить представление о структуре молодежного наркопотребления в различных возрастных подгруппах. Так, по данным 2006 г., 59% представители молодежи в возрасте 18-25 лет сообщили о жизненном опыте употребления наркотиков, 34,4% употребляли наркотики в течение последнего года, а 19,8% свидетельствовали об актуальном (в течение последнего месяца)

© Л. А. Цветкова, Н. А. Антонова, 2010

их употреблении. Распределение респондентов по типам наркотических веществ, употребленных в течение последнего месяца, оказалось следующим: препараты конопли — 16,3%; немедицинское использование психотерапевтических препаратов — 6,4%; обезболивающие препараты — 4,9%; транквилизаторы — 2,0%; кокаин — 2,2%; галлюциногены— 1,7%; стимуляторы — 1,3%; героин — 0,2%; седативные препараты — 0,2%. NSDUH выявило, что 57,8% респондентов впервые пробуют какой-либо наркотик в возрасте до 18 лет.

Другое авторитетное американское исследование, «Мониторинг будущего» (MTF), являющееся одним из наиболее методически совершенных мониторинговых исследований наркопотребления в молодежной среде, начато в 1975 г. Институтом социальных исследований Мичиганского университета и продолжается по сей день при поддержке Национального института здоровья и Национального института злоупотребления вызывающими зависимость веществами США [4]. Выборка исследования включает наиболее репрезентативный пример национальной популяции учащихся колледжей за период более четверти века.

Данные 2006 г. по этой популяции убедили авторов в том, что наиболее проблемным ПАВ среди выпускников колледжей является алкоголь. Что касается наркотиков, то их пробовали около половины учащихся, 34% употребляли их в течение последнего года, 19% — в течение последнего месяца. Наиболее распространенным актуально употребляемым наркотиком является марихуана, которую употребляли 16,7% студентов в течение последнего месяца. И по уровню, и по структуре наркопотребления учащаяся молодежь демонстрирует более благоприятную картину, чем неучащаяся молодежь того же возраста и пола.

Европейские же исследования отличаются по масштабу от американских и, конечно, не дают такого полного представления о наркопотреблении в среде учащейся молодежи. Так, исследование 1995 г., охватившее 10 университетов Великобритании, на репрезентативной выборке 3075 студентов 2-го курса, выявило, что около половины их (46%) впервые пробуют наркотики еще до поступления в университет [8].

Следует также отметить Европейский проект школьных исследований по алкоголю и наркотикам (The European School Survey Project on Alcohol and other Drugs — ESPAD). Основная цель проекта — сбор сопоставимых данных об употреблении табака, алкоголя, наркотиков и других ПАВ среди учащихся 15-16 лет в максимально возможном числе стран Европы. Реализация данного проекта стала возможна благодаря инициативе Швеции при поддержке Группы Помпиду Совета Европы. Исследования проводятся с 1995 г. с периодичностью в 4 года. С 1999 г. в проекте ESPAD принимает участие и Россия. В 2007 г. в исследовании приняли участие 35 стран [9]. Укажем лишь некоторые данные, полученные на территории России в 2007 г., относительно наркопотребления подростков. Так, употребляли ПАВ в течение жизни 20,1% подростков в возрасте 15-16 лет (п = 4083), причем юноши чаще по сравнению с девушками (26,1% и 13,9% соответственно). Структура употребления ПАВ оказалась следующей: наиболее распространено употребление препаратов конопли (18,6%), далее следуют ингалянты, которые пробовали 7% подростков; экстази, ЛСД и галлюциногенные грибы, транквилизаторы пробовали 2-3% опрошенных. Пробы крэка, героина и кокаина не превышали

0,6% во всем массиве данных.

В целом, отмечают исследователи, после окончания школы число рискованных практик в молодежной среде увеличивается [1, 6]. Однако как российские, так и зарубежные исследования показывают, что в целом поступление в вуз является протек-тивным фактором в отношении наркопотребления.

Ранее мы уже рассматривали преваленс наркопотребления в студенческой среде, а также актуальные социально-поведенческие характеристики наркотизации студентов, представленные в материалах студенческих исследований 2002 г. [11] и 2006 г. [12].

Цель предлагаемой работы — охарактеризовать распространенность рискованных (аддиктивных) форм поведения среди студенческой молодежи на материале исследования 2010 г.

Исследование поведения в сфере здоровья студентов Санкт-Петербургского государственного университета было выполнено весной 2010 г. Первичным документом для сбора информации являлся вопросник (анкета студента). Опрос проводился поэтапно. На первом этапе была осуществлена подготовка административных документов, регламентирующих проведение исследования в вузе, получено согласие на участие в исследовании администрации факультетов и утвержден план проведения опроса. Данное исследование одобрено Этическим Комитетом СПбГУ (протокол № 27 от 08.04.2010 г.).

Для обеспечения репрезентативности применена ступенчатая выборка: на первой ступени — пропорциональная несистематическая, учитывался профиль факультета — гуманитарный или естественнонаучный. Случайным образом из 21 факультета были выбраны 9: биолого-почвенный, геологический, ПМ-ПУ, экономический, философский, юридический, психологический, социологии, журналистики. На второй ступени использована сплошная выборка младших курсов обучения, когда опрашивались студенты с 1-го по 3-й курс. На третьей ступени выборка была пропорциональной несистематической — опрашивались находящиеся в помещениях факультета на день опроса студенты.

Основной объем материала собран с применением процедуры группового заполнения. Процедура опроса обеспечивала конфиденциальность полученных данных: в анкетах предусматривалась кодировка участников без регистрации имени. Для статистической обработки оказались пригодными 627 анкет.

Вопросник, использовавшийся для исследования, включал в себя 12 содержательных блоков, один из которых был посвящен изучению практик поведения в сфере здоровья, в том числе и аддиктивного поведения. Изучались уровни и частота курения сигарет и употребления алкоголя, а также виды предпочитаемых алкогольных напитков, уровень и паттерны употребления ПАВ не по назначению врача, включая опыт употребления наркотиков в течение жизни, последнего года, последнего месяца, а также виды употреблявшихся ПАВ.

Первичная математико-статистическая обработка данных была реализована с помощью программного пакета 8Р88 13.0. и заключалась в расчете распределений значений параметров статистических признаков и мер центральной тенденции — среднего значения (X), стандартного отклонения (6), а также достоверности различия средних величин. Кроме того, был осуществлен корреляционный анализ.

Установка к здоровому образу ж.изни оценивалась с помощью следующей шкалы, где испытуемым было предложено согласиться или не согласиться с предложенными утверждениями:

1. Люди, заботящиеся о своем здоровье, получают мало радости от жизни.

2. Крепкое здоровье позволяет добиться в жизни многого.

3. О здоровье надо заботиться в молодости, чтобы сохранить его в старости.

4. Человек со слабым здоровьем мало привлекателен для других людей.

5. О своем здоровье не нужно много думать, пока ничем не болеешь.

6. В популярной литературе, передачах часто преувеличиваются различные опасности для здоровья.

7. В популярной литературе о здоровье содержится много полезных каждому человеку сведений.

8. Люди, заботящиеся о своем здоровье, обеспечивают этим и свое благополучие.

9. Человек, озабоченный своим здоровьем, часто вызывает раздражение у других людей.

10. Здоровый образ жизни важен только для людей с ослабленным здоровьем.

Дальнейшая обработка осуществлялась с помощью ключа: 1, 5, 6, 9, 10 — Согласен

— /— 1 /, Не согласен - /+ 1/; 2, 3, 4, 7, 8 —Согласен - /+1/, Не согласен - /—1 /. Далее рассчитывался суммарный балл для каждого респондента. Размах балльных значений составил 20 баллов, от /-10/ до /+10/. Положительные значения шкалы отражают позитивную установку по отношению к здоровому образу жизни и потенциальную эффективность профилактических воздействий в отношении индивидов, набравших большее число баллов.

Важ.ность сфер сохранения и укрепления здоровья оценивалось с помощью шкалы, где респондентам предлагалось отметить, насколько часто, по их мнению, они выполняют следующие правила сохранения и укрепления здоровья:

1. Правильное питание.

2. Физическая активность.

3. Отказ от курения.

4. Отказ от алкоголя.

5. Избегание наркотиков.

6. Достаточный сон.

7. Правильная организация своего труда.

8. Своевременный и полноценный отдых.

9. Меры предохранения при сексуальных контактах.

10. Контроль своего психологического состояния.

11. Избегание возможностей заражения инфекционными болезнями в быту.

12. Регулярные профилактические медицинские осмотры.

13. Избегание возможностей отравлений в быту.

14. Соблюдение правил личной гигиены.

При математико-статистической обработке ответам присваивались следующие значения: «выполняю постоянно»: +3; «выполняю время от времени»: +2; «не выполняю»: + 1.

Социально-демографические характеристики опрошенных

Средний возраст студентов в целом по выборке составил 18,8 лет (6 = 2,3). Опрошенные представлены в основном молодыми людьми в возрасте до 19 лет (71,7%) или же от 20 до 24 лет (27,8%).

Около 2/3 опрошенных студентов — девушки. По национальной принадлежности преобладают русские (86,5%). Более 90% респондентов не состоят в браке. Среди состоящих в браке студентов наиболее распространен фактический (незарегистрированный брак) —в нем состоят 6,9% опрошенных, в то время как в зарегистрированном браке — лишь 0,6%.

Половина студентов (50,0%) проживают вместе с родителями, причем 45,6% из них — в отдельной квартире, находящейся в собственности студента или его семьи. Со своими брачными партнерами проживают 6,0% студентов, при этом лишь пятая их часть проживает вместе с родителями. В общежитии проживают 33,7% студентов.

Половина студентов — уроженцы столичного города. В крупном городе родился каждый шестой участник опроса, в малом — каждый четвертый.

Подавляющее большинство опрошенных (96,4%) воспитывались в родительской семье. В семье родственников воспитывались 1,5% опрошенных. Одно время в семье, другое в государственном учреждении воспитывались 1,9%, а в неродной семье — 0,2% респондентов.

Актуальный паттерн курения

В период проведения опроса табачные изделия употребляла четвертая часть студентов. 17,4% в прошлом курили, но в настоящий момент воздерживаются от употребления табака. Следует отметить, что, хотя значимых гендерных различий в отношении курения среди студентов младших курсов в исследовании выявлено не было, в настоящее время курение распространено в большей степени среди девушек, чем среди юношей.

Большинство курящих студентов (77,6% или 19,3% от общей выборки) курят ежедневно. Половина из них ежедневно выкуривает от половины пачки до пачки сигарет, треть — меньше половины пачки сигарет, 2,5% курящих студентов — до двух пачек ежедневно. Каждый седьмой курильщик-студент курит несколько раз в неделю преимущественно меньше половины пачки сигарет в день. И только 8% курящих студентов (или 2% от всей выборки) курят эпизодически, то есть несколько раз в месяц и реже.

Алкопотребление студентов

Когда-либо в жизни употребляли алкогольные напитки 93,5% опрошенных студентов, при этом первая проба алкоголя в подавляющем большинстве случаев произошла в возрасте до 17 лет, то есть еще до поступления в вуз.

Около половины опрошенных (46,8%) впервые попробовали алкогольные напитки в возрасте 14-16 лет. Впервые употребили алкоголь в возрасте 11-13 лет несколько более четверти респондентов. Каждый одиннадцатый опрошенный впервые попробовал алкоголь, когда ему было 8-10 лет, а около 7% респондентов — не достигнув восьмилетнего возраста. В более старшем возрасте (17-19 лет) впервые употребил алкогольные напитки каждый десятый опрошенный, и лишь незначительная доля респондентов (0,5%) — в возрасте старше 20 лет.

В течение последних 12 месяцев употребляли алкогольные напитки подавляющее большинство респондентов (86,8% от всей выборки). Опрошенные студенты склонны оценивать свое употребление алкоголя как более редкое по сравнению с другими студентами такого же пола и возраста из других вузов города. 73,8% респондентов сообщили, что пьют «меньше, чем они» и только 2,8% опрошенных — больше. Каждый пятнадцатый затруднился таким образом охарактеризовать свое употребление алкоголя.

Наиболее распространенным спиртным напитком, который употребляют студенты, является вино — его за последний год употребляли 85,5% респондентов. Оно употребляется с частотой в среднем 1 раз в 2 месяца (половина студентов употребляют вино с частотой от 1 раза в месяц до 2 раз в месяц). Разовая доза вина у трети студентов, употребляющих алкоголь, составляет 2 стакана (350 г), у 28% опрошенных—1 стакан (200 г), а у шестой части — 3 стакана (500 г). Таким образом, разовая доза вина у большинства студентов (80%) составляет от 1 стакана до 3 стаканов. Каждый восьмой студент за один прием алкоголя выпивает менее полстакана (менее 100 г). Разовая доза

вина у незначительной части употребляющих алкоголь студентов (7,0%) —от одной до двух больших бутылок.

Пиво по сравнению с вином употребляли за последний год 2/3 респондентов. Пиво в среднем употребляется студентами 1 раз в месяц (половина студентов употребляют пиво с частотой от одного раза в неделю до одного раза в месяц). Следует отметить, что каждый десятый употребляющий пиво студент пьет его чаще 1 раза в неделю. Разовая доза пива составляет в среднем полторы бутылки. Треть опрошенных, употребляющих пиво, за один раз выпивают одну бутылку, каждый пятый — менее половины бутылки (менее 0,5 литра) или 2 бутылки. Разовая доза употребления пива для незначительной части студентов (4,0%) составляет более 4 бутылок.

В течение последнего года крепкие алкогольные напитки употребляли 62,2% респондентов. В среднем студенты употребляют крепкие напитки 1 раз в 2 месяца, однако значение полуинтерквартильного размаха ^/2) показывает значительную неоднородность выборки относительно как частоты, так и разовых доз потребления. Частота потребления здесь варьирует от 3-4 раз в год до одного раза в месяц, а разовая доза — от 2 рюмок до половины бутылки (250 г).

Наименее популярным алкогольным напитком являются слабоалкогольные коктейли: за предшествующий опросу год их употребляли чуть менее половины респондентов. В среднем студенты употребляют слабоалкогольные коктейли 1 раз в 2 месяца. Причем четверть студентов употребляет их лишь 1-2 раза в год, но каждый восьмой студент — 1 раз в неделю и чаще. Доза разового потребления слабоалкогольных коктейлей в среднем составляет одну банку (330 мл), причем вариации разовой дозы потребления по выборке незначительны.

Таким образом, студентам свойственно частое употребление пива в низких разовых дозах, несколько менее частое — вина, еще более редкое — слабоалкогольных коктейлей и крепких напитков, но при этом крепкие алкогольные напитки принимаются в высоких разовых дозах.

Наиболее частым среди студентов неблагоприятным социальным исходом алкоголизации являются прогулы на работе или по месту учебы — такое происходило с каждый пятым опрошенным студентом, однако конфликты и достаточно трудные ситуации на работе или учебе из-за употребления алкоголя случались только с 2% студентов, а прекращение работы/учебы — менее чем в 1% случаев. Несколько реже из-за употребления алкоголя у студентов происходили конфликты в семье (14%), с друзьями (предупреждения друзей о вреде употребления алкоголя, 12%) и проблемы со здоровьем (10,5%). Еще более редкими были задержания работниками милиции и финансовые затруднения, связанные с потреблением алкоголя (5% и 6% соответственно). Об опасности употребления алкоголя были предупреждены врачами около 2,5% опрошенных. Наиболее редкими социальными исходами алкоголизации становились обращения респондента за помощью в медицинские учреждения или органы социального обеспечения (2,3% и

0,2% опрошенных соответственно).

Следует отметить, что каждый четвертый студент испытывал чувство вины или другие негативные чувства в связи с употреблением алкоголя, а у каждого шестого опрошенного возникало чувство, что «пора завязывать с употреблением алкоголя». Около 5% студентов раздражало, что окружающие не одобряют их пристрастия к алкоголю. А 9% студентов случалось выпивать алкоголь с утра, чтобы успокоиться или избавиться от головной боли (похмелья), что может свидетельствовать о сформированной алкогольной зависимости.

Уровень и паттерны употребления ПАВ студентами младших курсов

Около 1/3 студентов СПбГУ сообщили, что когда-либо употребляли наркотики и/или другие, похожие на них опьяняющие вещества, не назначенные врачом. Наиболее распространенными в их среде наркотическими веществами являются препараты конопли — их когда-либо употребляли 91,6% респондентов, имеющих опыт употребления наркотиков.

Каждый четвертый студент, пробовавший наркотики, имеет опыт употребления стимуляторов (чифир, эфедрин, амфетамин и пр.), каждый пятый употреблял анальгетики (трамал, парацетамол, анальгин), 15,2% опрошенных когда-либо пробовали снотворные (ноксирон, барбамил, транквилизаторы, оксибутират натрия и пр.). Несколько менее распространено употребление галлюциногенов (ЛСД, «грибы») —10,1%, кокаина (7,3%), атропиноподобных препаратов (димедрол, астматол, циклодол) — 5,6%. Наименее распространенными в студенческой среде являются препараты бытовой химии (клей, пятновыводитель и пр.), их пробовали 3,4% респондентов, а также опиаты (опий-сырец, морфин, героин), которые использовали когда-либо 2,8% студентов младших курсов.

Более половины опрошенных впервые попробовали наркотик или другое, похожее на него опьяняющее вещество в возрасте 17-19 лет, и еще несколько более трети респондентов — в возрасте 14-16 лет. Таким образом, большинство студентов впервые попробовали ПАВ задолго до поступления в вуз. Наиболее частыми причинами, по которым студенты впервые пробуют наркотики, являлись их желание поэкспериментировать и пример со стороны друзей, такие причины указали 91,6% и 43,4% студентов соответственно. Стоит отметить, что около 7,0% респондентов впервые попробовали наркотик по причине подавленности. Незначительное число опрошенных (менее 1%) указали на такие причины, как принуждение со стороны и страх потери друзей.

На употребление наркотиков любым инъекционным способом когда-либо в жизни указали 1,7% студентов, употреблявших наркотики (или 0,5% всей выборки).

Студенты, употреблявшие наркотические вещества в течение последних 12 месяцев, составляют половину всех лиц, имеющих опыт употребления наркотиков (или 14,4% всех опрошенных студентов). Большинство из них в течение последнего года употребляли препараты конопли (94,3%), а также стимуляторы и анальгетики (по 17,0%). Применяли снотворные и транквилизаторы 11,3% опрошенных, кокаин — 6,8%. Наименее распространен прием галлюциногенов (5,7%). На употребление опиатов, атропиноподобных препаратов и препаратов бытовой химии в течение предшествующего опросу года не указал ни один из респондентов, употребляющий ПАВ.

В течение 30 дней, предшествовавших опросу, употребляли наркотические вещества 16,9% всех респондентов, имеющих опыт употребления наркотиков, или 4,8% респондентов. Этот показатель характеризует долю актуальных потребителей наркотиков в студенческой среде. Однако мы не можем говорить о формировании наркотической зависимости у этих опрошенных, так как в данном исследовании не идентифицировались ежедневные потребители ПАВ. Половина этих студентов употребляли ПАВ у себя дома либо в гостях у друзей, а каждый пятый — в местах отдыха (в клубах, на дискотеках) или просто вне жилого помещения (в парках, парадных). Следует отдельно отметить, что каждый десятый студент, принимавший ПАВ в течение последнего месяца, употреблял его в том числе и в здании учебного заведения. Использовавшиеся препараты зачастую приобретались у друзей и знакомых (84,8%). Каждый десятый наркопотребитель покупает ПАВ в аптеках и в других местах. На рынках, в местах

отдыха или около учебных заведений приобретение наркотиков происходит в 3% случаев, причем в самом учебном заведении приобретение наркотиков отмечено не было, хотя каждый десятый студент лично знает людей, распространяющих наркотики на их факультетах. Таким образом, можно предположить, что на территории вуза наркотики не распространяются.

Социальные аспекты наркопотребления (наркотическое окружение и социальные исходы)

В детстве и подростковом возрасте до поступления в вуз у 90% студентов был относительно устойчивый круг друзей, четвертая часть которых употребляла ПАВ. Причем в кругу друзей детства преобладали те, кто считал недопустимым употребление любых ПАВ (57%). А нынешние друзья студентов, в отличие от друзей детства, считают более приемлемым употребление некоторых видов наркотиков (р < 0,001). Кроме того, в семьях половины опрошенных лишь изредка обсуждалась тема опасности употребления наркотиков, а у 37% данная тема не обсуждалась вовсе. Таким образом, в референтной группе сверстников в довузовский период антинаркотические нормы можно охарактеризовать как более прогибиционистские, по сравнению с периодом обучения в вузе, а в семье — скорее как индифферентные.

У трети опрошенных студентов младших курсов есть знакомые или друзья, постоянно употребляющие наркотические и/или токсические вещества не по назначению врача с целью достижения наркотического опьянения. Причем 65% таких знакомых и друзей (или 20% от выборки в целом) являются студентами СПбГУ, около половины (или 17% от выборки) —студентами их факультетов и чуть менее 10% (или 2,5% от выборки) — молодыми членами семей студентов.

Практически каждый десятый студент, употребляющий наркотики, признает, что наркопотребление становилось причиной проблем со здоровьем. Каждый пятнадцатый из-за употребления наркотиков испытывал финансовые затруднения, имел разрыв с близким человеком (3,9%), конфликтовал с родными и терял старых друзей (по 3,4%). Более редко случались арест работниками милиции (1,7%) и обращение за помощью в медицинские учреждения (0,6%).

Социальные установки к наркотизации

88% студентов, никогда не употреблявших ПАВ, считают, что сразу отказались бы от предложения попробовать запрещенные законом опьяняющие вещества. Около 6% при принятии соответствующего решения ориентировались бы на вид наркотика, и такое же количество студентов — на ситуацию, в которой делалось бы подобное предложение, а также на свое эмоциональное состояние.

Рассмотрим представления студентов о «риске» нанесения себе ущерба при употреблении отдельных групп ПАВ. По их мнению, в среднем люди незначительно рискуют («слабый риск») нанести себе ущерб (физический или какой-либо другой) при одноразовых пробах (1-2 раза) курения марихуаны или использования гашиша («плана», «травки», анаши). Несколько выше, в представлении студентов, риск при пробе стимуляторов (амфетаминов, экстази, спидов, спортивных допингов), и «умеренный риск» существует при пробе галлюциногенов (ЛСД, «грибы»). При регулярном употреблении вышеперечисленных ПАВ «умеренный риск» нанесения себе ущерба, по мнению студентов, — у потребителей препаратов конопли, «огромный риск» — у потребителей

галлюциногенов и стимуляторов. Причем воспринимаемый риск от применения препаратов конопли и галлюциногенов значимо выше у девушек, чем у юношей (р < 0,05). Связи с возрастом и, соответственно, с курсом обучения в вузе восприятие риска от употребления ПАВ в исследовании обнаружено не было. Приведенные данные показывают, что студенты достаточно реалистично представляют себе риск при однократном и систематическом употреблении опьяняющих веществ.

Социальные установки по отношению к наркопотребителям изучались посредством проективного вопроса: «Представьте, что Ваш близкий друг (подруга) стал(а) бы употреблять наркотики. . . ». Более половины опрошенных сообщили, что попытались бы убедить его (ее) отказаться от наркотизации, еще 10% посоветовали бы обратиться за помощью к специалисту и около 15% не изменили бы своего к нему (ней) отношения. Только 1,2% оборвали бы в этом случае все контакты с другом (подругой). Приведенные данные свидетельствуют о довольно высоком уровне толерантности студентов к наркопотребителям и о преобладании тенденции «помогающего» поведения по отношению к ним.

Актуальные социально-поведенческие характеристики: отношение к здоровому образу жизни и выполнение правил сохранения и укрепления здоровья

Значение шкалы установки к здоровому образу жизни, которая варьирует от -10 до + 10, лежит в пределах 4, 8 ± 3. Это свидетельствует о потенциальной чувствительности студентов к превентивным воздействиям.

Наиболее часто в ответах студентов относительно сохранения здоровья упоминаются соблюдение правил личной гигиены, избегание наркотиков, избегание инфекций в быту, физическая активность, предохранение при сексуальных контактах, избегание отравлений, контроль психологического состояния, питание, отказ от алкоголя, отказ от курения, своевременный и полноценный отдых, организация труда, сон, регулярные медицинские осмотры (в порядке убывания важности). Таким образом, можно утверждать, что воспринимаемый риск от употребления наркотиков выше, чем от каких-либо иных видов рискованного поведения.

Обсуждение результатов

Около 5/6 от общего числа пробовавших наркотики студентов остановились на разовых пробах, а 1/6 часть продолжила их употребление. Структура жизненного и годового употребления наркотиков практически идентична — преобладают препараты конопли, реже — стимуляторы и анальгетики. Другие наркотики употреблялись достаточно редко, отметить можно лишь снотворные (в том числе транквилизаторы) и галлюциногены. Интересно, что ранее, в исследовании наркопотребления подростков, проведенном СИ РАН, употребление стимуляторов и галлюциногенов оказалось более свойственно подросткам с высоким образовательным статусом [10].

Выводы

На основании результатов исследования особенности употребления ПАВ в студенческой среде можно описать следующим образом.

Проблема курения сигарет в данной социальной группе остается достаточно острой. Около половины (43%) студентов пробовали курить в течение жизни, а четверть опрошенных продолжают курить с той или иной степенью регулярности. Причем опыт регулярного ежедневного курения отметили большинство (77,6%) курящих студентов (или 19,3% от общей выборки).

Уровень распространенности опыта алкоголизации в исследуемой группе в целом соответствует широкой распространенности использования алкоголя в российской популяции: 93,5% учащихся имеют опыт хотя бы разовой пробы алкоголя. Причем статистически значимых гендерных различий в уровне употребления алкоголя в течение жизни выявлено не было. Однако в течение предшествующего опросу года фиксируется значимо более высокий уровень алкоголизации девушек по сравнению с юношами (96% и 91% соответственно, р < 0,05). Статистически значимых гендерных различий в частоте употребления алкогольных напитков подростками в течение жизни выявлено не было, за исключением употребления пива: его употребляют значимо чаще юноши, чем девушки (р < 0,05). Наиболее распространенным спиртным напитком в студенческой среде является вино.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Треть студентов имеет опыт употребления наркотиков. Большинство из них впервые попробовали ПАВ задолго до поступления в вуз. Абсолютным лидером по распространенности являются препараты конопли. Хотя бы один раз в жизни их попробовали 91,6% наркопотребителей или 26% опрошенных студентов.

Для данной молодежной группы характерно эпизодическое использование так называемых «легких» наркотических веществ, которые в современной молодежной субкультуре являются атрибутом хотя и альтернативной, но успешной социализации, и не связываются молодежью со значимыми рисками для здоровья. При благоприятных обстоятельствах эпизодическое наркопотребление не переходит в проблемное, а прекращается по мере формирования адаптивных форм поведения. Тем не менее использование любых опьяняющих веществ, в том числе и легальных без назначения врача, является фактором риска формирования «проблемного» поведения, в том числе и тяжелых форм наркопотребления. Случаи проблемного употребления ПАВ в этой молодежной группе сравнительно редки — 5% опрошенных студентов (от всей выборки) являются актуальными потребителями наркотиков, то есть употребляли их в течение 30 дней, предшествовавших опросу. Опыт инъекционного употребления наркотиков в течение последнего года был отмечен у 0,2% студентов по выборке в целом, причем у девушек такого опыта выявлено не было.

Результаты проведенного исследования способствуют накоплению статистических данных о распространенности рискованных форм поведения студентов и являются надежным основанием для планирования профилактической работы в студенческой среде в сфере сохранения и укрепления здоровья.

Литература

1. Galambos N. L., Leadbeater B. J. Trends in adolescent research for the new millennium // International Journal of Behavioral Development. 2000. Vol. 24. P. 289-294.

2. Jessor R., Jessor S. L. Problem behavior and psychological development: A longitudinal study of youth. New York, 1977. 281 p.

3. Johnston. L. D., O’Malley P. M., Bachman J. G. Monitoring the Future national survey results on drug use, 1975-1999. 2000. Vol. 1. Secondary school students (NIH Publication No. 00-4802). Rockville, MD: National Institute on Drug Abuse.

4. Johnston L. D., O’Malley P. M., Bachman J. G., Schulenberg J. E. Monitoring the Future

national survey results on drug use, 1975-2006. 2007. Vol. II. College students and adults ages 19-45 (NIH Publication № 07-6206). Bethesda, MD: National Institute on Drug Abuse.

5. Kapungu Ch. T. et al. Substance use among adolescents: risk, prevention, and treatment// In R. J. DiClemente, J. S. Santelli, R. A. Crosby (Ed.), Adolescent Health: Understanding and Preventing Risk Behaviors. San Francisco, 2009. Р. 179-212.

6. McGee R., Williams S., Poulton R., Moffitt R. A longitudinal study of cannabis use and mental health from adolescence to early adulthood // Addiction. 2000. Vol. 95. P. 491-503.

7. Substance Abuse and Mental Health Services Administration. Results from the 2006: National Findings (Office of Applied Studies, NSDUH Series H-32, DHHS Publication №. SMA 07-4293). Rockville, MD. 2007.

8. Webb E., Ashton C. H. Alcohol and drug use in UK university students. 1996. Vol. 348. Issue 9032.

9. Вышинский К. В., Павловская Н. И., Гуртовенко В. М. и др. Европейский проект школьных исследований по алкоголю и наркотикам в Российской Федерации, ESPAD-2007 / под ред. Е. А. Кошкиной. М., 2009. 120 с.

10. Гилинский Я., Гурвич И., Русакова М., Симпура Ю., Хлопушин Р. Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая реальность. СПб., 2001. 200 с.

11. Гурвич И. Н., Цветкова Л. А., Щур Н. В. Наркопотребление в студенческой среде: поведенческие особенности // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т. 7. № 1. С. 104-125.

12. Цветкова Л. А. Наркопотребление в студенческой среде: Распространенность и социально-психологические факторы довузовского периода // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2009. Вып. 2. Ч. 1. С. 176-186.

Статья поступила в редакцию 6 октября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.