Научная статья на тему 'Модель первичной профилактики наркомании среди обучающихся техникума'

Модель первичной профилактики наркомании среди обучающихся техникума Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
444
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА / НАРКОМАНИЯ / ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ / МОДЕЛЬ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ / PREVENTION / PRIMARY PREVENTION / DRUG ADDICTION / PRIMARY PREVENTION OF DRUG ADDICTION / CONDITIONS FOR THE PREVENTION OF DRUG ADDICTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бубнова И.С., Ганиева Й.Н.

Необходимость организации работы по первичной профилактике наркомании в образовательной организации СПО определяется широким ее распространением именно в молодежной среде. Цель статьи выявить склонности у студентов техникума к наркотикам, а также степень вовлеченности обучающихся в проблему наркомании и выработать соответствующую модель по их профилактике. В исследовании доказано, что большинство опрошенных респондентов можно отнести к группе риска, так как основным их занятием является бесцельное времяпрепровождение, в их среде присутствуют факторы, способствующие формированию положительного отношения к ПАВ, отсутствуют представления о последствиях употребления данных веществ. Полученные результаты позволили разработать модель первичной профилактики наркомании в образовательной организации. Статья предназначена психологам, социальным педагогам, сотрудникам учреждений профилактики девиантного поведения, педагогам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF PRIMARY PREVENTION OF DRUG ADDICTION AMONG TEACHING TEACHERS

The need to organize work on the primary prevention of drug abuse in an educational organization of secondary vocational education is determined by its wide distribution among young people. The purpose of the article is to identify the students' tendencies of the technical school for drugs, as well as the degree of involvement of students in the problem of drug addiction and to develop an appropriate program for their prevention. The study showed that 93% of respondents can be classified as at risk, since their main occupation is aimless pastime, there are factors in their environment that contribute to the formation of a positive attitude towards surfactants, and there are no ideas about the consequences of using these substances. The results allowed to develop a program for early prevention of drug abuse in an educational organization. The article is intended for psychologists, social teachers, employees of institutions for the prevention of deviant behavior, and teachers.

Текст научной работы на тему «Модель первичной профилактики наркомании среди обучающихся техникума»

УДК 159.9

МОДЕЛЬ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ТЕХНИКУМА

И.С. Бубнова, Й.Н. Ганиева

Аннотация. Необходимость организации работы по первичной профилактике наркомании в образовательной организации СПО определяется широким ее распространением именно в молодежной среде. Цель статьи - выявить склонности у студентов техникума к наркотикам, а также степень вовлеченности обучающихся в проблему наркомании и выработать соответствующую модель по их профилактике. В исследовании доказано, что большинство опрошенных респондентов можно отнести к группе риска, так как основным их занятием является бесцельное времяпрепровождение, в их среде присутствуют факторы, способствующие формированию положительного отношения к ПАВ, отсутствуют представления о последствиях употребления данных веществ. Полученные результаты позволили разработать модель первичной профилактики наркомании в образовательной организации. Статья предназначена психологам, социальным педагогам, сотрудникам учреждений профилактики девиантного поведения, педагогам.

Ключевые слова: профилактика, первичная профилактика, наркомания, первичная профилактика наркомании, модель профилактики наркомании.

MODEL OF PRIMARY PREVENTION OF DRUG ADDICTION AMONG TEACHING TEACHERS

I. Bubnova, Y. Ganieva

Abstract. The need to organize work on the primary prevention of drug abuse in an educational organization of secondary vocational education is determined by its wide distribution among young people. The purpose of the article is to identify the students' tendencies of the technical school for drugs, as well as the degree of involvement of students in the problem of drug addiction and to develop an appropriate program for their prevention. The study showed that 93% of respondents can be classified as at risk, since their main occupation is aimless pastime, there are factors in their environment that contribute to the formation of a positive attitude towards surfactants, and there are no ideas about the consequences of using these substances. The results allowed to develop a program for early prevention of drug abuse in an educational organization. The article is intended for psychologists, social teachers, employees of institutions for the prevention of deviant behavior, and teachers.

Keywords: prevention, primary prevention, drug addiction, primary prevention of drug addiction, conditions for the prevention of drug addiction.

Широкое распространение и употребление наркотических веществ в настоящее время выступает острой самостоятельной проблемой, которая представляет реальную угрозу национальной безопасности и здоровью нации. Многочисленные исследования в данной области убедительно доказывают, что настоящая проблема является многогранной, поскольку включает экономический, медицинский, социальный, правовой и воспитательный аспекты [3], а число лиц, употребляющих наркотики по отдельным оценкам превышает 2 млн. человек, и в настоящее время отмечается рост числа наркозависимой молодежи. Так, по мнению председателя общественного совета «Мы против наркомании» В. Жмурова, ежегодный прирост наркоманов в Иркутской области составит 30% [2]. Поэтому вопрос о путях профилактики наркомании среди обучающейся молодежи является чрезвычайно aктуальным.

С целью диагностики настоящей проблемы нами было проведено исследование среди обучающихся ГБПОУ Иркутской области «Черемховский техникум промышленной индустрии и сервиса», ГОУ СПО «Иркутский авиационный техникум» г. Иркутска. Настоящим исследованием было охвачено 170 обучающихся, средний возраст испытуемых составил 15 лет.

При проведении исследования нами были использованы следующие методы: изучение социально-педагогической документации,

наблюдение, анкетирование (Анкета И.П. Анохина).

Результаты анкетирования показали, что опрошенные респонденты по-разному относятся к наркотикам, что может быть вызвано малой информированностью и нечеткими

представлениями о пагубности и опасности их употребления.

Распространение и доступность наркотиков -

главная причина их потребления. Так, лишь 24 % респондентов еще ни разу не пробовали наркотики. Остальные респонденты показали, что им предлагали наркотики, в том числе половине -по «несколько раз» или «довольно часто».

Вопрос о том, кто предлагает обучающимся попробовать наркотики, мы задавали всем девушкам и юношам. На первое место респонденты поставили наркоманов (45% опрошенных юношей и девушек); на втором месте находятся бывшие одноклассники (23%), знакомые ребята со двора, улицы (29%), ребята из компании (34%). Результаты анкетирования убедительно показывают, что 70% юношей имеют друзей, знакомых, которые употребляют наркотики. Такая «солидарность» с друзьями и своей компанией (70% против 20% среди девушек) показывает, что при организации работы по первичной профилактике наркомании следует обратить внимание на работу с ближайшим окружением обучающихся.

Анализ причин приобщения к наркотическим веществам показал, что на первом месте среди причин употребления наркотиков, такого опасного явления, последствия которого доводят до болезни, обнищания, потери себя как личности и смерти, оказалась такая причина - «по глупости». Более 60% юношей и девушек назвали ее.

При анализе ответов на вопрос: «Как ты думаешь, почему некоторые молодые люди употребляют наркотики?», были получены следующие результаты. Так, опрошенные респонденты в 60% случаях ответили, что наркотики употребляют «чтобы испытать острые ощущения»; 53% опрошенных респондентов показали, что «от нечего делать, для поднятия настроения»; 62% - «это модно»; 28% - «из-за доступности»; по 20% - «из-за проблем с родителями» или «несчастной любви»; 16% -«чтобы не выделяться в компании» и др.

Проведенное анкетирование показало, что 90% опрошенных девушек к употреблению наркотиков относятся «отрицательно». Однако 20% опрошенных юношей ответили на данный вопрос «мне все равно, это личное дело каждого», что демонстрирует сниженный порог критичности к данному явлению и повышает риск приобщения к наркотикам.

Пристрастие к наркотикам оборачивается трагедией и для студентов техникумов, и для их родителей. При оценке опасностей, грозящих обучающимся, употребляющим наркотические вещества, на первое место опрошенные респонденты поставили опасность, связанную с отчислением из училища, колледжа (75%); на

второе - «собственную раннюю смерть» (70% опрошенных респондентов). Третье место заняли криминальные обстоятельства. Так, вероятность попасть в тюрьму отмечается чуть реже (50%).

Не комментируя весь список опасностей, остановимся на проблемах, имеющих значение для юного возраста - на стратегических направлениях жизни. Насколько ясно представляют обучающиеся бесперспективность успехов и несбыточность жизненных замыслов молодых людей, связавшихся с наркотиками, видно из ответов наших респондентов. Так, опрошенные респонденты показали, что наркомания приводит к «краху жизненных планов и надежд», «неспособности иметь детей и нормальную семью», «потере уважения родных, знакомых, друзей», «зависимости от наркотиков» и др.

Приобщение к употреблению наркотиков грозит опасностью «стать изгоями общества, бомжами» - так полагают от 24 до 41% подростков. Наркозависимость не несет надежды на успех, не дает возможности добиться хороших результатов в образовании, работе, личной жизни. Наркотики, их социально-криминальное влияние - основной источник формирования физических и психических расстройств, фактор деградации личности.

В ходе количественной и качественной обработки данных обследования мы получили распределение ответов юношей и девушек об опасностях, связанных с употреблением наркотиков, и убедились в осведомленности молодых людей и понимании тяжести последствий. Так, более 60% опрошенных респондентов указывает на недостаток знаний или пребывает в полном неведении о вреде наркотиков. Опираясь на полученные в ходе проведенного исследования результаты, считаем, что в рамках первичной профилактики наркомании в образовательной организации среднего специального образования необходимо проводить информирование обучающихся обо всех рисках, связанных с употреблением наркотических веществ, механизмах их влияния на организм, пагубных последствиях такого влияния.

Результаты исследования продемонстрировали необходимость проведения работы по ранней профилактике наркомании в учреждениях системы СПО. При разработке системы первичной профилактики следует исходить из следующих условий: легитимность первичной профилактики; ее этапность с четким определением стратегических и тактических целей каждого этапа [6]; четкость и

реалистичность целей, их опора на базовую модель; соответствие работы по профилактике особенностям возраста и степени вовлеченности в проблему [7].

Первичная профилактика - это комплекс превентивных мероприятий, направленных на предотвращение употребления психоактивных веществ. Целью разработанной нами модели профилактики наркомании выступило изменение ценностного отношения обучающихся к наркотикам, формирование личной

ответственности за свое поведение, а также сдерживание вовлечения подростков в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования aнтинаркотических установок и

профилактической работы, проводимой специалистами образовательного учреждения [1].

Данная модель была реализована и следующих сферах: в образовательной среде учебных заведений - среди обучающихся и педагогического состава; в семье; досуговой сфере (отношения со сверстниками). В рамках реализации настоящей модели были предусмотрены различные типы мероприятий для различных групп обучающихся в зависимости от их степени вовлеченности в проблему наркомании [7].

В рамках реализации организационно-методического направления модели были разработаны и реализованы следующие тематические разделы: понятие аддиктивного поведения и его основные формы, этапы и механизмы формирования зависимости от аддиктивных веществ, явные и скрытые свойства аддиктивных веществ, зависимость от наркотиков и других психоактивных веществ, зависимость от алкоголя, зависимость от табачных изделий, законодательство и употребление аддиктивных веществ, пути преодоления зависимости, первая проба: поведение в провоцирующих ситуациях, групповое давление и пути его преодоления, жизнь рядом с зависимым человеком [4].

По своей структуре модель первичной профилактики представляет собой комплекс организационно-методических, исследовательских, коррекционно-развивающих и консультативных мероприятий, целью которых выступает стимулирование позитивной активности обучающихся, формирование благоприятного психологического климата в учебных коллективах, изменение ценностного отношения обучающихся к наркотикам,

формирование личной ответственности за свое поведение; сдерживание вовлечения подростков в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования aнтинаркотических установок и

профилактической работы, проводимой специалистами образовательных учреждений и др.

При реализации задач психопрофилактики были широко использованы социально-психологические тренинги; профилактические беседы, ориентированные на формирование здорового образа жизни; экскурсии; культпоходы, организующиеся в театры, кинотеатры, дворцы спорта, стадионы и другие культурно-досуговые учреждения; художественная самодеятельность; тематические вечера и др.

Апробация данной модели показала положительные результаты. Обучающиеся более осознанно стали подходить к проблеме и оценивать реальное положение в связи с развитием наркомании в обществе.

С целью определения эффективности модели первичной профилактики наркомании нами было проведено повторное анкетирование студентов техникумов. Показателен тот факт, что на вопрос «как ты относишься к наркотикам», после проведенной профилактической работы подростки отвечали совсем иначе, нежели чем при первичном обследовании, см. рисунок 2. Нейтральных и безразличных ответов стало значительно меньше, увеличился процент тех, кто негативно оценивает наркотики и наркоманов.

У обучающихся также изменилось мнение относительно того, что может помочь в решении проблем наркомании. Так, на первом месте по-прежнему осталось просвещение обучающихся, но при этом процент значимости данного фактора значительно возрос (до 70%); более высоко оценивают студенты техникума просвещение родителей (65%) и педагогов (75%) - что, на наш взгляд, подтверждает значимость и важность работы специалистов техникума по профилактике наркомании.

Более высокие позиции стало занимать также и просвещение посредством СМИ, если на констатирующем этапе, ему отводили только 25%, то на контрольном - уже 65%.

Обучающиеся техникума достаточно высоко оценили деятельность психолога и социального педагога по профилактике наркомании в техникуме [5].

Модель первичной профилактики наркомании среди обучающихся образовательных организаций среднего специального образования

- Планирование.

- Лектории.

- Показ видеофильмов, тематических роликов.

- Дискуссии и др.

- Социально-психологическое обследование, ориентированное на выявление затруднений обучающихся и потенциала.

- Анализ группы «риска».

- Составление и реализация программы

- Психопрофилактика (социально-психологические тренинги, культпоходы, конкурсы худ. самодеятельности, тематические вечера).

- Психокоррекция (индивидуальная: беседа с обратной связью и др.; групповая: психоакцентированнрое обучение и др.)

- Управленческое консультирование (ознакомление кураторов учебных групп с социально-психологическими особенностями обучающихся, характером взаимоотношений внутри кол-ва).

- Индивидуальное консультирование (адресная помощь)

Результат: сдерживание вовлечения обучающихся в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок

Рисунок 1. - Модель первичной профилактики наркомании

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

90%

80%

75%

40%

30% % 30%

10%- 1 10% — и 1 ^

] 21

25%

20%

Не знаю что Это средство Это способ Это слабость Это это такое раслабиться ухода от и нежелание медленная,

реальности решать но не

проблемы избежная смерть

□ Констатирующий этап □ Контрольный этап

Главная проблема общества

20% 10% |—|

тШ

Другое

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

70%

Рисунок 2. - Изменение отношения к наркотикам у обучающихся 75%

25%

П10% 10% т

И Констатирующий этап □ Контрольный этап

Рисунок 3. - Просвещение обучающихся о негативных последствиях наркомании

Обобщая результаты проведенного исследования, считаем целесообразным сформулировать основные выводы. Так, в результате проведения анкетирования было установлено, что 70% юношей и 20% девушек имеют друзей, знакомых, которые употребляют наркотики, что свидетельствует о наличии факторов, способствующих формированию положительного отношения к наркотическим веществам. Более 70% опрошенных респондентов показали, что им предлагали наркотические вещества, что является фактором риска формирования наркомании как формы

отклоняющегося поведения. 60% опрошенных респондентов испытывают недостаток знаний или пребывают в полном неведении о вреде наркотиков, что свидетельствует об отсутствии представлений о последствиях приема ПАВ и вреде, оказываемом данными веществами на организм человека.

Проведенное исследование показало, что 93% опрошенных респондентов можно отнести к группе риска, так как основным их занятием является бесцельное времяпрепровождение, в их среде присутствуют факторы, способствующие формированию положительного отношения к

ПАВ, отсутствуют представления о последствиях употребления данных веществ.

Проведенное исследование показало необходимость внедрения в практику работы образовательной организации модели первичной профилактики наркомании, которая включает в себя систему целенаправленной работы с

обучающимися техникумов по

антинаркотическому просвещению, общими целями которого стали: помощь в осознании собственного поведения; развитие личностных ресурсов и стратегий с целью адаптации к требованиям среды и др.

Литература:

1. Аксенова О.Э. Программа первичной профилактики наркомании в общеобразовательной школе: учебное пособие О.Э. Аксенова. - СПб.: СПбНИИ физической культуры, 2008. - 68 с.

2. Березин С.В. Психология ранней наркомании / С.В. Березин. - Самара: Самарский университет, 2000. -64 с.

3. Буянов М.И. Размышления о наркомании: книга для учителя / М.И. Буянов. - М. : Просвещение, 2005. - 80 с.

4. Лисецкий К.С. Психологические основы предупреждения наркотической зависимости личности / К.С. Лисецкий. - Самара: Универс групп, 2007. - 308 с.

5. Рожков М.И. Профилактика наркомании у подростков: учеб.-метод. Пособие / М.И. Рожков. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 144 с.

6. Bubnova I., Samigulina A., Mishchenko V., Ishmuradova A., Gurbanova F., Kuibanov R. Students' internet dependence prevention program development. -Espacios. -Vol. 39 (# 02) Year 2018. Page 14.

7. Neverkovich S., Bubnova I., Kosarenko N., Sakhieva R., Sizova Z., Zakharova V., Sergeeva M. Students' Internet Addiction: Study and Prevention. -EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Educations- 2018; 14(4):1483-1495.

Сведения об авторах:

Бубнова Ирина Сергеевна (г. Иркутск, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», e-mail: irinaz-bubnova@yandex.ru

Ганиева Йолдыз Наилевна (г. Димитровград, Россия), кандидат педагогических наук, кафедра "Гуманитарные и социально-экономические дисциплины", Технологический институт, филиал ФГБОУ ВО "Ульяновского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина", e-mail: yoldyz .ganieva@mail .ru

Data about the authors:

I. Bubnova (Irkutsk, Russia), Candidate of Psychological Sciences, associate professor at Irkutsk State University, e-mail: irinaz-bubnova@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Y. Ganieva (Dimitrovgrad, Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, Chail of "Humanitarian and socio-economic disciplines", Technological Institute, branch of the state AGRARIAN University of Ulyanovsk. P.A. Stolypin", e-mail: yoldyz.ganieva@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.