Научная статья на тему 'Интеграция ресурсов молодежного сообщества города как способ решения задач первичной профилактики наркомании'

Интеграция ресурсов молодежного сообщества города как способ решения задач первичной профилактики наркомании Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
195
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
YOUTH / PRIMARY PREVENTION OF DRUG ADDICTION / YOUTH COMMUNITY / INTEGRATION OF RESOURCES / МОЛОДЕЖЬ / ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ / МОЛОДЕЖНОЕ СООБЩЕСТВО / ИНТЕГРАЦИЯ РЕСУРСОВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Горохова Татьяна Сергеевна, Вагнер Евгений Петрович

Представлена муниципальная практика г. Томска по созданию модели интеграции молодежного сообщества для решения задач первичной наркопрофилактики. Обоснованы принципиальные основания модели, этапность; показано организационно-методическое обеспечение, характер взаимодействия субъектов, включенных в реализацию планируемых задач. Приведены эмпирические данные, отражающие оценку эффективности представленного муниципального опыта привлечения молодежного сообщества к процессам профилактики наркомании в городской среде. Использованы методы теоретического анализа, метод экспертных оценок, опрос, моделирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Горохова Татьяна Сергеевна, Вагнер Евгений Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF THE YOUTH COMMUNITY RESOURCES AS A METHOD FOR ADDRESSING THE TASKS OF PRIMARY PREVENTION OF DRUG ADDICTION

In this paper the authors present the municipal activity of Tomsk in the area of developing a model for the integration of the youth community in the context of addressing the tasks of primary prevention of drug addiction. The fundamentals of the model as well as the stages of its development are substantiated. The administrational and methodical resourcing and the pattern of interaction of subjects, engaged in accomplishing the set objectives, are determined. The authors also present empirical data reflecting the outcome of efficiency evaluation of the municipal expertise in involvement of youth in the processes of primary prevention of drug addiction within the city environment. The method of published sources analysis, the expert evaluation method, survey, and modelling have been applied for the purpose of this paper.

Текст научной работы на тему «Интеграция ресурсов молодежного сообщества города как способ решения задач первичной профилактики наркомании»

Вестник ТГПУ (ТБРиБиНеПп). 2016. 5 (170)

УДК 316.346.32-053.6:016.213:361.272

Т. С. Горохова, Е. П. Вагнер

ИНТЕГРАЦИЯ РЕСУРСОВ МОЛОДЕЖНОГО СООБЩЕСТВА ГОРОДА КАК СПОСОБ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ

Представлена муниципальная практика г. Томска по созданию модели интеграции молодежного сообщества для решения задач первичной наркопрофилактики. Обоснованы принципиальные основания модели, этап-ность; показано организационно-методическое обеспечение, характер взаимодействия субъектов, включенных в реализацию планируемых задач. Приведены эмпирические данные, отражающие оценку эффективности представленного муниципального опыта привлечения молодежного сообщества к процессам профилактики наркомании в городской среде. Использованы методы теоретического анализа, метод экспертных оценок, опрос, моделирование.

Ключевые слова: молодежь, первичная профилактика наркомании, молодежное сообщество, интеграция ресурсов.

В настоящее время все более серьезное значение придается изучению ресурсов молодежи как особой социальной группы общества в силу ее высокой социальной активности, обусловленной возрастными особенностями и задачами психического развития в данный период жизни. В связи с этим актуализируются исследования муниципальных практик организации молодежной активности, направленных на формирование социальной зрелости молодежи. Анализ научных источников позволяет определить социальную активность молодежи как особую форму проявления деятельности молодых людей, направленную на участие юношей и девушек в общественной жизни, самостоятельное решение молодежью своих проблем, решение молодежью актуальных проблем, характерных как для социальной группы молодежи в целом, так и для других социальных групп и общества. Одними из главных инструментов формирования и развития социальной активности молодежи выступают общественные молодежные объединения и организации, волонтерское движение. По оценкам ряда отечественных исследователей, общественные молодежные объединения обладают мощной социализирующей функцией, оказывая сильное влияние на формирование ценностных ориентаций, а также мировоззрение молодежи [1, 2].

Молодежь (граждане в возрасте от 14 до 30 лет) как самая активная часть общества быстро реагирует на любые изменения в жизни и эффективно воспринимает полезные их стороны, является активным участником социальных взаимоотношений и на определенных этапах своего становления является объектом или субъектом общественного воздействия [3].

Интеграция молодежного сообщества с целью решения задач первичной профилактики наркомании включает в себя процесс, направленный на поддержание и воспроизводство устойчивых общественных отношений и целостности общества;

во-вторых, совокупность процессов, определяющих различные формы внутригруппового единства молодежи. Поэтому интеграция объединяет в себе два параллельных процесса: механическое включение в социальную общность и осознание себя частью этой общности [4].

Первичная (предупредительная) профилактика наркомании имеет целью предупредить начало употребления психоактивных веществ молодыми людьми, воздерживающимися от употребления, а также прекратить случайное и экспериментальное употребление. Усилия первичной профилактики направлены на сохранение либо укрепление здоровья. Основными способами реализации задач первичной профилактики являются обучение здоровому поведению (осознание, развитие и тренировка определенных умений: справляться с требованиями социальной среды, управлять своим поведением), а также оказание детям и подросткам психологической и социальной поддержки адекватными поддерживающими системами и структурами [5].

К настоящему времени оформилось достаточное количество педагогических и социальных подходов, направленных на решение задач профилактики наркомании. Они осуществляются посредством воздействия средств массовой информации, обучающих технологий, альтернативных употреблению наркотиков программ детско-подростковой и молодежной активности, создания социально-поддерживающих систем (социальные службы, клубы, молодежные организации и т. д.), антинаркотических мотивационных акций, системы деятельности социальных работников и волонтеров.

В данной статье представлен один из таких подходов, сложившийся в рамках муниципальной практики г. Томска по работе с молодежью. В целях вовлечения подростков и молодежи в деятельность по профилактике наркомании и популяризации здорового образа жизни управлением молодежной политики администрации г. Томска в период с 25 сентя-

бря по 15 декабря 2015 г. реализовывалась программа «Марафон здоровья». Данная программа может быть рассмотрена как организационный механизм интеграции ресурсов городского молодежного сообщества для решения задач наркопрофилактики и как основа для построения соответствующей модели. Цель программы - вовлечение молодежного сообщества в работу по профилактике наркомании через активизацию деятельности волонтерских, молодежных и общественных организаций. Данная программа решает следующие задачи: создание условий для обеспечения широкого участия подростков и молодежи г. Томска в популяризации здорового образа жизни и профилактики наркомании; развитие добровольческих инициатив, вовлечение подростков и молодежи в волонтерские организации; информационная, методическая и консультативная поддержка специалистов, работающих с подростками по проведению программ (мероприятий) по популяризации здорового образа жизни и профилактике наркомании в подростковой и молодежной среде. Участники программы - команды волонтерских организаций из учреждений общего, среднего профессионального и высшего образования г. Томс -ка, а также молодежные общественные организации, инициативные группы из числа молодежи.

Программа «Марафон здоровья» проводилась в четыре этапа. Каждому этапу соответствовали свои формы, методы и средства.

Первый этап программы - фотоконкурс «Здоровье - мой выбор» среди волонтерских команд из образовательных учреждений. Данная форма работы направлена на привлечение внимания к популяризации здорового образа жизни. Преимуществом данной работы является участие в фотоконкурсе выдающихся людей г. Томска, создавая тем самым образ успешного и здорового человека у молодого поколения.

Интеллектуальная викторина «Квиз „Здоровье"» - второй этап программы. На данном этапе решались задачи, направленные на повышение знаний о здоровом образе жизни и профилактике наркомании. Использование игровых методов позволяет развивать у молодежи интеллектуальные способности, выявлять новые таланты. Участие в подобных мероприятиях дает возможность расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление, проявить умение принимать решения в нестандартной ситуации в условиях ограниченного времени.

Третьим этапом программы «Марафон здоровья» было выполнение творческих видеоработ «Мы - здоровое поколение!» (видеоролики, социальная реклама) по популяризации здорового образа жизни. Использование видеометода в наркопрофилактических практиках обеспечивает возмож-

ность: дать более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах; наладить эффективную обратную связь; обеспечить эмоционально-рефлексивное осмысление увиденного; обеспечить продуктивное взаимодействие семьи и образовательных организаций. Одной из продуктивных форм использования видеометода является создание обучающимися видеопродукции, что обусловлено актуализацией субъектной позиции участников таких работ [6].

Четвертый этап программы проводился в форме тестовых соревнований сдачи волонтерскими командами норм ГТО («Готов к труду и обороне!»). Комплекс ГТО направлен на физическое развитие и укрепление здоровья граждан и призван способствовать развитию массового физкультурного движения. В комплекс физических упражнений входят гимнастические упражнения, бег (на короткие и средние дистанции), прыжки (в длину или высоту), метание, плавание, лыжные гонки (для бесснежных районов - марш-бросок или велогонки) и др. В зависимости от уровня достижений сдающие нормативы каждой ступени награждаются золотым или серебряным значком ГТО, выполняющие нормативы в течение ряда лет - почетным значком ГТО. Данная форма организации деятельности является положительной альтернативой, которая ставит перед человеком созидательные цели и обеспечивает возможность их достижения - в частности через физическое и нравственное совершенствование. Наградная система ГТО идеально подходит для молодежи. Ее соревновательный дух и конкретные, измеримые цели являются понятными и доступными каждому [4].

В рамках программы «Марафон здоровья» было проведено исследование на предмет выявления эффективности этой программы для решения задач первичной профилактики наркомании среди подростков и молодежи. Анкетирование проводилось среди участников программы «Марафон здоровья», инструкция предусматривала, что ответы на вопросы будут даваться искренне.

В анкетировании приняли участие 23 волонтерские организации. Анализ первого вопроса, в котором респондентов просили ответить, с какими трудностями при организации «Марафона здоровья» они столкнулись, показал, что в 63 % это были сложности, связанные с недостатком свободного времени; 8 % участников не удавалось вовремя выполнить задания конкурса. Достоинством первого этапа - фотоконкурса «Здоровье - мой выбор» -18 % опрошенных считают, что данное мероприятие охватывает внимание большой аудитории, 29 % обозначали, что данная форма организации формирует определенный уровень мотивации студентов и школьников на здоровьесберегающее поведение,

Вестник ТГПУ (ТБРББulletin). 2016. 5 (170)

53 % респондентов считают фотоконкурс наглядной формой популяризации ЗОЖ, а также большой плюс в подкреплении фотографий выдающимися людьми Томска, создание образа успешного и здорового человека у молодого поколения.

По мнению респондентов, фотоконкурс «Здоровье - мой выбор» решает следующие задачи первичной профилактики наркомании:

- информирование, формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие (42 % респондентов);

- формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение (так считают 32 % опрошенных);

- развитие защитных факторов здорового социально эффективного поведения отмечают 19 % респондентов;

- развитие стратегий разрешения проблем, поиска социальной поддержки, избегания искушения употребления наркотиков называют 7 % участников опроса.

Данный этап работы у респондентов не вызвал затруднений в организации и проведении.

Преимуществом интеллектуальной викторины «Квиз „Здоровье"», по мнению 32 % респондентов, является массовость проведенного мероприятия, 28 % опрошенных - повышение уровня эрудиции по теме здоровья, 21 % респондентов считают преимуществом работу в группе, 11 % участников опроса - формирование мотивации студентов и школьников к здоровому образу жизни, 8 % респондентов отмечают, что необычная форма проведения мероприятия очень интересна для студентов и школьников.

Можно сделать вывод, что данная форма работы решает такие задачи первичной профилактики наркомании, как информирование, формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие. Так считают 78 % респондентов. По мнению 22 % участников анкетирования, данная форма работы способствует формированию мотивации на социально-поддерживающее поведение.

Анализируя результаты конкурса творческих видеоработ «Мы - здоровое поколение!», можно отметить, что 27 % респондентов достоинством данной формы работы считают охват большого числа участников, 42 % опрошенных считают, что видеоматериалы позволяют как проводить профилактическую работу с их использованием, так и помогают понять, что в данной области больше всего волнует молодежь. По мнению 18 % опрошенных, это доступность донесения смысла о здоровом образе жизни вне зависимости от места и времени. На данном этапе у 8 % участников опроса возникли трудности с монтажом видеоролика.

Согласно результатам исследования, 42 % опрошенных считают, что данный конкурс решает следующие задачи первичной профилактики наркомании: формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение, 37 % респондентов отметили информирование, формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие, 21 % - развитие стратегий разрешения проблем, поиска социальной поддержки, избегания искушения употребления наркотиков.

Среди положительных моментов проведения тестовых соревнований сдачи волонтерскими командами норм ГТО в контексте ее эффективности в целях профилактики наркомании в молодежной среде 58 % респондентов обозначили популяризацию ЗОЖ, 42 % - привлечение молодежи к спорту, формирование установки на активный, здоровый образ жизни. Анализируя данные респондентов, можно сделать вывод, что данная форма работы решает следующие задачи первичной профилактики наркомании: информирование, формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие, формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение. Так считают 26 % опрошенных. По мнению 32 % респондентов, данная форма способствует развитию защитных факторов здорового социально эффективного поведения.

Особый интерес представляют ответы респондентов на вопрос «Какие полезные социальные навыки Вы приобрели, участвуя в „Марафоне здоровья"?» Так, 54 % опрошенных считают, что это самоорганизация и коммуникативные навыки, 38 % - навык оценки проблемной ситуации, принятия решения. По мнению 8 % респондентов, это самодисциплина, работа в группах.

Участникам был задан вопрос, зачем они участвуют в «Марафоне здоровья»: 40 % респондентов принимали участие, чтобы приобрести полезные социальные и практические навыки, 36 % - способ организовать свой досуг и реализовать личностный потенциал, для 24 % опрашиваемых участие в «Марафоне здоровья» стало возможностью самовыражения и самоопределения. Анализируя ответы участников данного мероприятия, можно сказать, что они применяли на разных этапах конкурса активные поведенческие стратегии, а именно стратегию разрешения проблем и стратегию поиска социальной поддержки.

Осмысление приведенных выше данных, полученных с помощью метода опроса, позволяет оценить программу «Марафон здоровья» как продуктивную молодежную практику г. Томска, обеспечивающую решение задач муниципальных программ «Развитие физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни на 2015-2017 г.»,

«„Молодежь Томска" на 2015-2017 гг.». Для развития данной муниципальной молодежной практики в контексте повышения эффективности первичной профилактики наркомании среди подростков и молодежи, на взгляд авторов, необходимо осуществлять в перспективе проектирования взаимодействия субъектов профилактики на основе следующих принципов:

- принцип глокализации молодежного движения муниципалитета, который предполагает сохранение ориентации активности молодежного сообщества на глобальные задачи его развития с сохранением региональных и муниципальных акцентов при осуществлении конкретных молодежных инициатив, программ, проектов;

- принцип приоритета развития социально одобряемых компетенций, отражающих направленность на социально ответственное поведение, здоровый образ жизни, профессиональное и личностное развитие;

- принцип управляемой молодежной самоорганизации основан на активизации усилий органов местного самоуправления, курирующих сферу молодежной политики, образования, физкультуры и спорта, в контексте создания условий для развития сотрудничества, социального партнерства и кооперации в молодежной среде;

- принцип полисубъектности предполагает организацию активного постоянного взаимодействия субъектов профилактики (основной инструмент такого взаимодействия - муниципальный молодежный сетевой проект социально одобряемой и социально общественно значимой направленности) и включает: сотрудничество молодежного сообщества с городской властью и бизнесом; непосредственную связь реализации приоритетов молодежной политики с основными общественно-политическими субъектами города; решение исследовательских задач по основным сферам жизнедеятельности города; формирование молодежным сообществом муниципалитета конкретных рекомендаций и механизмов для органов власти (местного самоуправления);

- принцип сетевого партнерства предполагает консолидацию усилий субъектов наркопрофилактики (включая молодежные сообщества города) на муниципальном уровне на основе организации

процесса коммуникации организаций и учреждений различного типа (партнеров) при реализации единых целей и продуктивном распределении функций (в соответствии с потенциалом и инициативой каждого участника) и использовании общего ресурса сети. Сетевое партнерство позволяет осуществлять непосредственный контакт участников друг с другом, выстраивать вариативные пути движения при общности цели, обеспечивать взаимовыгодность сотрудничества для всех участвующих сторон и консолидированную ответственность сетевого сообщества;

- принцип социальных инноваций, требующий соблюдения следующих установок при организации работы с молодежным сообществом: поиск, определение и реализация инновационных форм и методов работы с молодежью; производство новых идей, технологий, формирование новых механизмов социального развития; формирование механизмов оценки качества инновационных подходов к работе с молодежью;

- принцип системности в работе с молодежью ориентирует на формирование и внедрение новых системно организованных стандартов работы с молодежью; конкретное применение принципов и приемов системного подхода при организации муниципальной инфраструктуры молодежного движения; системный (на уровне целей, содержания, организационных характеристик, прогнозирования результатов) характер муниципальных молодежных проектов; оценку системных эффектов молодежных инициатив и проектов при диагностике их конечных результатов.

- принцип приоритета развития личного опыта (практики) ответственности молодежи обеспечивает самостоятельное участие молодежи в решении ее актуальных проблем и реализации приоритетов стратегии молодежной политики; ответственность за результаты и последствия принятых реализованных решений.

Данные принципы составляют основу модели интеграции ресурсов молодежного сообщества г. Томска для решения задач профилактики наркомании среди подростков и молодежи г. Томска на основе муниципального молодежного проекта «Марафон здоровья».

Список литературы

1. Кочетов А. И. Культура педагогического исследования. 2-е изд., испр. и доп. Минск: Адукацыя i Выхаванне, 1996. 312 с.

2. Ревякина В. И. Гражданская значимость молодежного волонтерского движения // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 4 (132). С. 73-77.

3. Программа физического и патриотического воспитания «Готов к труду и обороне России». URL: http://www.pervye.org/post105 (дата обращения: 10.11.2015).

4. Слуцкий Е. Г., Журавлев В. В. Ювенология в XXI веке: комплексное междисциплинарное знание о молодом поколении. СПб.: Петрополис, 2007. 162 с.

5. Бабинцев В. П., Бояринова И. В. Лидерство и аутсайдерство в молодежной среде региона // Социологические исследования. 2008.

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2016. 5 (170)

№ 2.С. 81.

6. Подласый И. П. Педагогика: учебник. 2-е изд., доп. М.: Юрайт, 2011. 574 с.

Горохова Т. С., ассистент.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: gorohova_ts@mail.ru

Вагнер Е. П., начальник управления.

Управление молодежной политики администрации города Томска.

Пр. Ленина, 73, Томск, Россия, 634061. E-mail: e_vagner@mail.ru

Материал поступил в редакцию 17.02.2016.

T. S. Gorokhova, E. P. Vagner

INTEGRATION OF THE YOUTH COMMUNITY RESOURCES AS A METHOD FOR ADDRESSING THE TASKS OF PRIMARY PREVENTION OF DRUG ADDICTION

In this paper the authors present the municipal activity of Tomsk in the area of developing a model for the integration of the youth community in the context of addressing the tasks of primary prevention of drug addiction. The fundamentals of the model as well as the stages of its development are substantiated. The administrational and methodical resourcing and the pattern of interaction of subjects, engaged in accomplishing the set objectives, are determined. The authors also present empirical data reflecting the outcome of efficiency evaluation of the municipal expertise in involvement of youth in the processes of primary prevention of drug addiction within the city environment. The method of published sources analysis, the expert evaluation method, survey, and modelling have been applied for the purpose of this paper.

Key words: youth, primary prevention of drug addiction, youth community, integration of resources.

References

1. Kochetov А. I. Kul'tura pedagogicheskogo issledovaniya [The culture of the pedagogical study]. 2d edn. Minsk, Аdukatsyya i Vykhavanne Publ., 1996. 312 p. (in Russian).

2. Revyakina V. I. Grazhdanskaya znachimost' molodezhnogo dvizheniya [Civic importance of youth volunteer movement]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2013, vol. 4 (132), pp. 73-77 (in Russian).

3. Programma fizicheskogo i patrioticheskogo vospitaniya "Gotov k trudu i oborone Rossii" [The program of physical and patriotic training "Ready for Labour and Defence of Russia"]. URL: http://www.pervye.org/post105 (accessed 10 November 2015) (in Russian).

4. Slutskiy E. G., Zhuravlev V. V. Yuvenologiya vXXI veke: kompleksnoye mezhdistsiplinarnoye znaniye o molodom pokolenii [Youth studies in the 21st century: the complex cross-disciplinary knowledge on the new generation]. St. Petersburg, Petropolis Publ., 2007. 162 p. (in Russian).

5. Babintsev V. P., Boyarinova I. V., Reutov E. V. Liderstvo i autsayderstvo v molodezhnoy srede regiona [Leadership and outsidership on the youth environment of the region]. Sotsiologicheskiye issledovaniya - Sociological Studies, 2008, no. 2, pp. 81 (in Russian).

6. Podlasyy I. P. Pedagogika [Pedagogy]. 2d edn. Moscow, Yurayt Publ., 2011. 574 p. (in Russian).

Gorokhova T. S.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: gorohova_ts@mail.ru

Vagner E. P.

Office for Youth Policy of the Administration of Tomsk.

Pr. Lenina, 73, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: e_vagner@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.