Научная статья на тему 'Социально-психологические и акмеологические механизмы развития имиджа политика'

Социально-психологические и акмеологические механизмы развития имиджа политика Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
90
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ИМИДЖА ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ИМИДЖА / КОММУНИКАТИВНЫЕ / СОЦИАЛЬНОПЕРЦЕПТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ / АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ / РЕФЛЕКСИЯ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / САМОУПРАВЛЕНИЕ / MECHANISMS OF THE DEVELOPMENT OF THE IMAGE POLICY / SOCIO-PSYCHOLOGICAL MECHANISMS OF THE DEVELOPMENT OF THE IMAGE / COMMUNICATIVE / SOCIAL AND PERCEPTUAL MECHANISMS / AKMEOLOGIC MECHANISMS / REFLECTION / SELF-CONTROL / SELF-GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Костенко Елена Петровна

Рассмотрены механизмы развития имиджа политика как совокупность явлений и процессов, способствующих формированию оптимального, соответствующего духу времени, образа субъекта политики в процессе его профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social-psychological and akmeological mechanisms of the development of the image of politics

The mechanisms of development of image policy, as well as the optimal way of policy subject in the course of his professional activities.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические и акмеологические механизмы развития имиджа политика»

СОЦИАЛЬНАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И АКМЕОЛОГИЯ

Костенко Е.П.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ИМИДЖА ПОЛИТИКА

Многоплановость политической сферы жизнедеятельности обусловливает действие этих механизмов в различных плоскостях. Учитывая характер самого явления «имидж», главными его составляющими являются социально-психологическая и собственно акмеоло-гическая стороны. Исходя из этого, и действие механизмов развития имиджа также охватывает эти две составляющие.

Социально-психологические механизмы развития имиджа действуют в следующих ипостасях: социально-перцептивной, коммуникативной, интерактивной, познавательной, креативной дидактической.

Социально-перцептивные механизмы обеспечивают становление и развитие способности адекватного восприятии социальной реальности, учитывая уровни и значимость социальных общностей, в которых функционирует политик (население, партия, группы межличностного формального и неформального общения и т.д.). Ведущим механизмом, обеспечивающим социально-перцептивную компетентность, является эмпатия.

Для политика развитые формы эмпатийного процесса особо значимы, так как именно они позволяют выстроить соответствующую поставленным целям и задачам стратегию развития имиджа.

Коммуникативные механизмы обеспечивают развитие коммуникативной компетентности за счет процесса передачи информации - экономической, политической, психологической и т.д. от одного человека к другому или между группами (партиями, группировками, формальными и неформальными и т.д.) по разным каналам и при помощи различных коммуникационных средств - вербальных и невербальных, включая средства массовой информации. Под влиянием этих механизмов политик ориентируется в политическом пространстве, выстраивает аргументацию своей стратегии, регулирует эмоциональное состояние и поведение. Креативные механизмы обеспечивают возможность преодолевать стереотипы и способствуют творческому подходу, опережающему формированию рефлексивного и операционального компонентов профессиональной и социальной компетентности политика. В качестве познавательных механизмов выступают когнитивные стратегии, обеспечивающие эффективность восприятия и переработки информации. Здесь можно выделить три стороны этого процесса: активность, которая характеризуется стремлением понять то или иное новое явление, дополнить и воспроизвести знания и овладеть способом их применения.

Стратегия интерпретирующей активности характеризуется устойчивостью волевых усилий, которые проявляются в том, что субъект стремится к проникновению вглубь явлений, к познанию связей между явлениями, самостоятельно ищет пути при затруднениях. Использование творческой стратегии позволяет переносить знания и способы действия в новые условия, проявляя высокие волевые качества, упорство и настойчивость в достижении цели. В качестве дидактических механизмов выступает последовательно организованный процесс постепенного становления политика как профессионала. Действие этого механизма обеспечивает целенаправленность, комплексность процесса становления и развития политика как профессионала.

Предполагая, что процесс формирования имиджа имеет целенаправленный и управляемый характер, в этом плане можно говорить о деятельности по созданию и развитию

имиджа как разновидности управленческой деятельности. При этом важно учитывать, что в структуре управленческой деятельности специалисты в области менеджмента обычно выделяют такие существенные составляющие, как а) построение структуры целей и задач (с учетом их иерархической взаимоподчиненности); б) выбор или разработка методов и средств для их реализации; в) практическое осуществление намеченных задач и целей с использованием имеющихся в распоряжении субъекта методов (И.Х.Ансофф, 1989; П.В.Забелин Н.К.Моисеева, 1998; Дж.Мартино,1977; Г.С.Никифоров, 1996; Е.А.Яблокова, 1988; В.М.Шепель, 1992; Р.Уотермен, 1988; Р.Фостер, 1987). Таким образом, в ходе продуктивной имиджеобразующей деятельности происходит перевод теоретического, идеального уровня управления процесса развития имиджа в практический, в результате чего и возникает имидж как устойчивый образ субъекта, функционирующий, в том числе и при отсутствии своего носителя.

Результатом этой деятельности является не только создание образа субъекта для аудитории, но и прогрессивные изменения в Я-концепции самого субъекта имиджа, гармонизация его самовосприятия, продуктивная самооценка, способствующая преобразованию внутреннего мира субъекта, раскрытию и наиболее полной реализации его индивидного, личностного и профессионального потенциала.

В этом контексте можно говорить о том, что политик выступает как субъектом, так и объектом своей деятельности, так как, управляя другими, он сам управляет собой, изменяет свои мотивы, интересы, потребности, по-другому смотрит на себя, на свое «Я», тем самым, изменяя свой способ деятельности и свое самосознание. А этот процесс уже переходит в плоскость действия не только социально-психологических, но и акмеологических механизмов развития имиджа политика. С этой точки зрения можно говорить о том, что изменения, которые происходят в результате действия социально-психологических механизмов, параллельно стимулируют действие акмеологических механизмов и охватываются комплексным понятием «самополагание». А.С.Огнев, опираясь на результаты В.А.Петровского, выделяет следующие формы самополагания: «Самоопределение - сопоставление образа «Я» с результатами творчества как вариант ситуативной ориентировки («Могу ли я это в принципе») или как самоиспытание (« какой степени развита у меня эта способность»?), как определение существенных характеристик своего «Я». Самопроявление - конкретизация неопределенно-чувственных переживаний своего «Я»; Самоутверждение - создание благодаря участию в данном виде психологической практики приемлемого образа себя в глазах других людей (внешнее самоутверждение), соединение посредством этой практики находящихся в противоречии «я - частей» своего «Я» (внутреннее самоутверждение);

Самореализация - верификация, подтверждение и практическое воплощение в своих деяниях и поступках себя как субъекта того или иного вида активности, по отношению, к которой первоначально человек выступал лишь в роли субъекта виртуального (А.С.Огнев, 2003 С. 33-34).

В этом плане в рамках акмеологической концепции можно говорить о структурно-временной организации личностного пространства политика как целостной, многоуровневой, функционально-динамической системы, выделив при этом индивидную, личностную и профессиональную зоны его профессионального развития. (О.В.Москаленко, 2000).

Однако в личностной, индивидной, профессиональной зонах развития движущие силы и источники развития должны быть переведены на язык конкретных свойств, состояний, качеств, умений, способностей, действий и иметь технологическое обеспечение. Иными словами, технологический способ реализации движущих сил и источников индивидного, личностного, профессионального пространства устраняет противоречие между возможным и действительным в процессе развития, ибо возможное в развитии становится явным, явное - выраженным, выраженное - закрепленным» (О.В.Москаленко, 2000).

Сознательное управление субъектом имиджа собственными «зонами развития» является одним из этапов его самосовершенствования.

При этом выделение личностной зоны развития профессионального самосознания политика соотносится с особенностями стадий развития личностного конструкта «Я-профессионал-политик» в профессиогенезе. В индивидной зоне это развитие определяют, в том числе сила нервной системы и сила здоровья. Под силой подразумевается фоновая активность нервных центров, «интенсивная созидательная энергия, вырабатываемая нервной системой индивидуума на его благо» (А.С.Гусева).

Свойства нервной системы определяют индивидуальную выраженность функционально-динамических процессов и состояний.

Здоровье является непременным условием действия как социально-психологических, так и акмеологических механизмов обеспечения эффективной деятельности политиков, так как перегрузки, испытываемы в этой профессиональной деятельности, по оценке специалистов, соотносимы с перегрузками, испытываемыми космонавтами.

Здоровье - естественное состояние организма, характеризующееся уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием болезненных или патологических состояний. Сила здоровья и профессионального долголетия определяется комплексом биологических, социальных и профессиональных факторов. Критериями здоровья служат состояния полного психофизиологического, социального и профессионального благополучия, а не только отсутствие каких-либо болезней» Так, например, в исследовании, проведенном О.В.Москаленко сила здоровья руководителей определялась по таким признакам, как степень истощенности жизненных сил и предрасположенности к инфаркту (Тест Апелса); степень личностной и реактивной тревожности (тест Спилбергера - Ю.Ханина); по актуальным психическим состояниям (методика ММР1); по актуальным психоэмоциональным состояниям (Методика Люшера-24). Собственно эти методики вполне применимы и к политикам.

На субъектном уровне действуют акмеологические механизмы.

Механизм в акмеологическом смысле понимается как способ саморазвития. При этом целесообразно говорить о «цепочке», последовательности включенных друг в друга взаимосвязанных механизмов, способствующих переходу личности с одной стадии развития на другую.

То есть конкретный механизм зависит от реализации предыдущих стадий и формирования соответствующих качеств. Рассмотрим эти механизмы в соответствии с идеей поэтапного процесса реализации политической деятельности и развития личности политика.

Основной процесс, который определяет профессионально-творческое саморазвитие политика на первом этапе - это самопознание. Профессиональное самопознание - это не какой-то особый вид, а то же самопознание, но объектом его является не личность в целом, а профессионально значимые характеристики и способности. Оно включает знания о себе как специалисте, эмоционально-ценностное восприятие как специалиста, которые обусловливают основы построения стратегии профессионально-творческого саморазвития. В результате - происходит профессиональное самоопределение, закладываются основы такого профессионально важного качества политика как рефлексия.

Рефлексия - понятие, в науке имеющее разное толкование, различающееся смысловыми значениями. В используемом нами смысле это понятие рассматривается как свойство и механизм отражения окружающей среды и самих себя, соотнесение их между собой и выработка соответствующих реакций. В этом контексте человек способен управлять поведением в соответствии с полученной в результате рефлексии информацией и способен переключаться на механизм саморегулируемого развития.

Рефлексия в нашем контексте понимается как механизм саморазвития субъекта политической деятельности, способность сознания быть сосредоточенным на предмете политической деятельности, что позволяет политику свои мысли, эмоции, действия сделать предметом собственного анализа и оценки. По своей сути рефлексия дает возможность политику осознать свои недостатки и выбрать направления своего профессионального развития.

Таким образом, рефлексию можно рассматривать и как умение конструировать и удерживать образ своего «Я» в контексте переживаемых событий, как установку по отношению к самому себе в плане своих возможностей, способностей, социальной и профессиональной значимости, самоуважения и самоутверждения.

Все компоненты рефлексии определяют действие механизма самоорганизации субъекта политики. Действие этого механизма необходимо для согласования индивидуальных особенностей политика с требованиями и условиями политической деятельности, обеспечения высокого уровня ее эффективности, формирования и развития личностно и профессионально-значимых свойств и качеств личности. Профессия политика, как никакая другая, требует четкого осознания своих профессиональных возможностей и недостатков, изыскания интеллектуальных и психологических ресурсов для компенсации недостатков, формирования новых умений и навыков, то есть самостоятельно повышать квалификацию за счет самоорганизации своего труда. Высокий уровень саморегуляции является одним из важнейших акмеологических инвариантов профессионализма политической деятельности.

Механизм саморегуляции обеспечивает создание целостной модели саморазвития, в результате чего политик может выстроить конкретную линию своего поведения и определить условия и средства достижения необходимой цели. Отсутствие четкой программы является нередко существенным препятствием для творческого саморазвития и коррекции путей его развития.

Поэтому сам процесс саморазвития и действие его как механизма развития имиджа политика предполагает следующую последовательность:

- готовность к саморазвитию;

- умение определять границу профессионального саморазвития;

- способность определять цель своего профессионального развития;

- способность выбирать адекватные средства достижения цели;

- умение создавать модель перспективы профессиональной деятельности;

- владение алгоритмом проектирования профессионального саморазвития.

Одним из важных механизмов саморазвития политика является механизм творческой самореализации. С точки зрения современной психологии самоактуализация - это стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных и профессиональных возможностей. Дело в том, что процесс саморазвития становится упорядоченным только тогда, когда он соотнесен с целями и результатами деятельности. Отклонение реального результата от ожидаемого становится основой для выбора действий по их снижению и для пересмотра целей. Таким образом, самоактуализация как механизм саморазвития - это процесс осуществления стратегии или тактики, максимально реализующий в данный временной промежуток потенциальные возможности политика в соответствии с изменениями условий деятельности и среды реализации политики. Если сравнивать механизм саморегуляции и самоактуализации, то можно сказать, что механизм саморегуляции действует для достижения целей самоактуализации, которые были поставлены в результате рефлексивного осмысления своей деятельности.

При этом цели реальны и значимы только в том случае, если они не навязаны извне, а осознанны и рефлексивно присвоены субъектом, если политик располагает определенной степенью свободы, правом и возможностью выбора. Таким образом, рефлексия определяет направление саморазвития, саморегуляция отражает программу развития и ее коррекцию, самоактуализация характеризует цель и результат процесса осуществления выбранной траектории.

Механизмом развития имиджа политика является также самоконтроль. Самоконтроль личности предполагает согласование идеального и реального образа ситуации в процессе реализации профессиональной деятельности. Согласование осуществляется посредством изменения этих образов на уровне саморегуляции и самоуправления.

На уровне саморегуляции происходит изменение реального образа сложившейся профессиональной ситуации. На уровне самоуправления происходит формирование желаемого образа (образа-эталона) политической ситуации. Самоуправление предполагает гибкое отношение к нормам поведения и деятельности.

Стратегия самоконтроля - это принцип выбора критериев для самоконтроля при формировании и согласовании реального и желаемого образа сложившейся профессиональной ситуации. Стратегия самоконтроля как личностное свойство проявляется в значительной представленности тактик выражения внутреннего мира в образе поведения, а также в связи с продуктивностью образа поведения, представленности тактик отношения к своим переживаниям и деятельности с субъективной оценкой контролируемости событий.

Стратегия самоконтроля субъекта политики проявляется в избирательном характере взаимосвязи качеств личности, характеризующих образы, необходимые для самоконтроля.

Особенности восприятия своего поведения, отношение к социальным, партийным, фракционным и т.д. нормам поведения и деятельности, а также к окружающим людям, ситуациям, ценностям и собственной жизнедеятельности взаимосвязаны. Наличие этих взаимосвязей является общепсихологической закономерностью, тогда как конкретное содержание связей характеризует индивидуальность стратегии самоконтроля субъекта политики.

Литература

[1]. Костенко Е.П. Введение в акмеологическую теорию имиджа политика. М.: Изд-во МГОУ, 2005.

[2]. Костенко Е.П., Азаров А.И. Феномен политического самоопределения в современных условиях. М.: Изд-во МГОУ, 2005.

[3]. Костенко Е.П., Лаптев Л.Г. Акмеологические проблемы эффективности политического имиджа. Монография. М.: РИЦ «Москва-Санкт-Петербург». 2007.

[4]. Костенко Е.П. Акмеологическая концепция развития имиджа политика. М., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.