СОЦИАЛЬНАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И АКМЕОЛОГИЯ
Костенко Е.П.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ИМИДЖА ПОЛИТИКА
Многоплановость политической сферы жизнедеятельности обусловливает действие этих механизмов в различных плоскостях. Учитывая характер самого явления «имидж», главными его составляющими являются социально-психологическая и собственно акмеоло-гическая стороны. Исходя из этого, и действие механизмов развития имиджа также охватывает эти две составляющие.
Социально-психологические механизмы развития имиджа действуют в следующих ипостасях: социально-перцептивной, коммуникативной, интерактивной, познавательной, креативной дидактической.
Социально-перцептивные механизмы обеспечивают становление и развитие способности адекватного восприятии социальной реальности, учитывая уровни и значимость социальных общностей, в которых функционирует политик (население, партия, группы межличностного формального и неформального общения и т.д.). Ведущим механизмом, обеспечивающим социально-перцептивную компетентность, является эмпатия.
Для политика развитые формы эмпатийного процесса особо значимы, так как именно они позволяют выстроить соответствующую поставленным целям и задачам стратегию развития имиджа.
Коммуникативные механизмы обеспечивают развитие коммуникативной компетентности за счет процесса передачи информации - экономической, политической, психологической и т.д. от одного человека к другому или между группами (партиями, группировками, формальными и неформальными и т.д.) по разным каналам и при помощи различных коммуникационных средств - вербальных и невербальных, включая средства массовой информации. Под влиянием этих механизмов политик ориентируется в политическом пространстве, выстраивает аргументацию своей стратегии, регулирует эмоциональное состояние и поведение. Креативные механизмы обеспечивают возможность преодолевать стереотипы и способствуют творческому подходу, опережающему формированию рефлексивного и операционального компонентов профессиональной и социальной компетентности политика. В качестве познавательных механизмов выступают когнитивные стратегии, обеспечивающие эффективность восприятия и переработки информации. Здесь можно выделить три стороны этого процесса: активность, которая характеризуется стремлением понять то или иное новое явление, дополнить и воспроизвести знания и овладеть способом их применения.
Стратегия интерпретирующей активности характеризуется устойчивостью волевых усилий, которые проявляются в том, что субъект стремится к проникновению вглубь явлений, к познанию связей между явлениями, самостоятельно ищет пути при затруднениях. Использование творческой стратегии позволяет переносить знания и способы действия в новые условия, проявляя высокие волевые качества, упорство и настойчивость в достижении цели. В качестве дидактических механизмов выступает последовательно организованный процесс постепенного становления политика как профессионала. Действие этого механизма обеспечивает целенаправленность, комплексность процесса становления и развития политика как профессионала.
Предполагая, что процесс формирования имиджа имеет целенаправленный и управляемый характер, в этом плане можно говорить о деятельности по созданию и развитию
имиджа как разновидности управленческой деятельности. При этом важно учитывать, что в структуре управленческой деятельности специалисты в области менеджмента обычно выделяют такие существенные составляющие, как а) построение структуры целей и задач (с учетом их иерархической взаимоподчиненности); б) выбор или разработка методов и средств для их реализации; в) практическое осуществление намеченных задач и целей с использованием имеющихся в распоряжении субъекта методов (И.Х.Ансофф, 1989; П.В.Забелин Н.К.Моисеева, 1998; Дж.Мартино,1977; Г.С.Никифоров, 1996; Е.А.Яблокова, 1988; В.М.Шепель, 1992; Р.Уотермен, 1988; Р.Фостер, 1987). Таким образом, в ходе продуктивной имиджеобразующей деятельности происходит перевод теоретического, идеального уровня управления процесса развития имиджа в практический, в результате чего и возникает имидж как устойчивый образ субъекта, функционирующий, в том числе и при отсутствии своего носителя.
Результатом этой деятельности является не только создание образа субъекта для аудитории, но и прогрессивные изменения в Я-концепции самого субъекта имиджа, гармонизация его самовосприятия, продуктивная самооценка, способствующая преобразованию внутреннего мира субъекта, раскрытию и наиболее полной реализации его индивидного, личностного и профессионального потенциала.
В этом контексте можно говорить о том, что политик выступает как субъектом, так и объектом своей деятельности, так как, управляя другими, он сам управляет собой, изменяет свои мотивы, интересы, потребности, по-другому смотрит на себя, на свое «Я», тем самым, изменяя свой способ деятельности и свое самосознание. А этот процесс уже переходит в плоскость действия не только социально-психологических, но и акмеологических механизмов развития имиджа политика. С этой точки зрения можно говорить о том, что изменения, которые происходят в результате действия социально-психологических механизмов, параллельно стимулируют действие акмеологических механизмов и охватываются комплексным понятием «самополагание». А.С.Огнев, опираясь на результаты В.А.Петровского, выделяет следующие формы самополагания: «Самоопределение - сопоставление образа «Я» с результатами творчества как вариант ситуативной ориентировки («Могу ли я это в принципе») или как самоиспытание (« какой степени развита у меня эта способность»?), как определение существенных характеристик своего «Я». Самопроявление - конкретизация неопределенно-чувственных переживаний своего «Я»; Самоутверждение - создание благодаря участию в данном виде психологической практики приемлемого образа себя в глазах других людей (внешнее самоутверждение), соединение посредством этой практики находящихся в противоречии «я - частей» своего «Я» (внутреннее самоутверждение);
Самореализация - верификация, подтверждение и практическое воплощение в своих деяниях и поступках себя как субъекта того или иного вида активности, по отношению, к которой первоначально человек выступал лишь в роли субъекта виртуального (А.С.Огнев, 2003 С. 33-34).
В этом плане в рамках акмеологической концепции можно говорить о структурно-временной организации личностного пространства политика как целостной, многоуровневой, функционально-динамической системы, выделив при этом индивидную, личностную и профессиональную зоны его профессионального развития. (О.В.Москаленко, 2000).
Однако в личностной, индивидной, профессиональной зонах развития движущие силы и источники развития должны быть переведены на язык конкретных свойств, состояний, качеств, умений, способностей, действий и иметь технологическое обеспечение. Иными словами, технологический способ реализации движущих сил и источников индивидного, личностного, профессионального пространства устраняет противоречие между возможным и действительным в процессе развития, ибо возможное в развитии становится явным, явное - выраженным, выраженное - закрепленным» (О.В.Москаленко, 2000).
Сознательное управление субъектом имиджа собственными «зонами развития» является одним из этапов его самосовершенствования.
При этом выделение личностной зоны развития профессионального самосознания политика соотносится с особенностями стадий развития личностного конструкта «Я-профессионал-политик» в профессиогенезе. В индивидной зоне это развитие определяют, в том числе сила нервной системы и сила здоровья. Под силой подразумевается фоновая активность нервных центров, «интенсивная созидательная энергия, вырабатываемая нервной системой индивидуума на его благо» (А.С.Гусева).
Свойства нервной системы определяют индивидуальную выраженность функционально-динамических процессов и состояний.
Здоровье является непременным условием действия как социально-психологических, так и акмеологических механизмов обеспечения эффективной деятельности политиков, так как перегрузки, испытываемы в этой профессиональной деятельности, по оценке специалистов, соотносимы с перегрузками, испытываемыми космонавтами.
Здоровье - естественное состояние организма, характеризующееся уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием болезненных или патологических состояний. Сила здоровья и профессионального долголетия определяется комплексом биологических, социальных и профессиональных факторов. Критериями здоровья служат состояния полного психофизиологического, социального и профессионального благополучия, а не только отсутствие каких-либо болезней» Так, например, в исследовании, проведенном О.В.Москаленко сила здоровья руководителей определялась по таким признакам, как степень истощенности жизненных сил и предрасположенности к инфаркту (Тест Апелса); степень личностной и реактивной тревожности (тест Спилбергера - Ю.Ханина); по актуальным психическим состояниям (методика ММР1); по актуальным психоэмоциональным состояниям (Методика Люшера-24). Собственно эти методики вполне применимы и к политикам.
На субъектном уровне действуют акмеологические механизмы.
Механизм в акмеологическом смысле понимается как способ саморазвития. При этом целесообразно говорить о «цепочке», последовательности включенных друг в друга взаимосвязанных механизмов, способствующих переходу личности с одной стадии развития на другую.
То есть конкретный механизм зависит от реализации предыдущих стадий и формирования соответствующих качеств. Рассмотрим эти механизмы в соответствии с идеей поэтапного процесса реализации политической деятельности и развития личности политика.
Основной процесс, который определяет профессионально-творческое саморазвитие политика на первом этапе - это самопознание. Профессиональное самопознание - это не какой-то особый вид, а то же самопознание, но объектом его является не личность в целом, а профессионально значимые характеристики и способности. Оно включает знания о себе как специалисте, эмоционально-ценностное восприятие как специалиста, которые обусловливают основы построения стратегии профессионально-творческого саморазвития. В результате - происходит профессиональное самоопределение, закладываются основы такого профессионально важного качества политика как рефлексия.
Рефлексия - понятие, в науке имеющее разное толкование, различающееся смысловыми значениями. В используемом нами смысле это понятие рассматривается как свойство и механизм отражения окружающей среды и самих себя, соотнесение их между собой и выработка соответствующих реакций. В этом контексте человек способен управлять поведением в соответствии с полученной в результате рефлексии информацией и способен переключаться на механизм саморегулируемого развития.
Рефлексия в нашем контексте понимается как механизм саморазвития субъекта политической деятельности, способность сознания быть сосредоточенным на предмете политической деятельности, что позволяет политику свои мысли, эмоции, действия сделать предметом собственного анализа и оценки. По своей сути рефлексия дает возможность политику осознать свои недостатки и выбрать направления своего профессионального развития.
Таким образом, рефлексию можно рассматривать и как умение конструировать и удерживать образ своего «Я» в контексте переживаемых событий, как установку по отношению к самому себе в плане своих возможностей, способностей, социальной и профессиональной значимости, самоуважения и самоутверждения.
Все компоненты рефлексии определяют действие механизма самоорганизации субъекта политики. Действие этого механизма необходимо для согласования индивидуальных особенностей политика с требованиями и условиями политической деятельности, обеспечения высокого уровня ее эффективности, формирования и развития личностно и профессионально-значимых свойств и качеств личности. Профессия политика, как никакая другая, требует четкого осознания своих профессиональных возможностей и недостатков, изыскания интеллектуальных и психологических ресурсов для компенсации недостатков, формирования новых умений и навыков, то есть самостоятельно повышать квалификацию за счет самоорганизации своего труда. Высокий уровень саморегуляции является одним из важнейших акмеологических инвариантов профессионализма политической деятельности.
Механизм саморегуляции обеспечивает создание целостной модели саморазвития, в результате чего политик может выстроить конкретную линию своего поведения и определить условия и средства достижения необходимой цели. Отсутствие четкой программы является нередко существенным препятствием для творческого саморазвития и коррекции путей его развития.
Поэтому сам процесс саморазвития и действие его как механизма развития имиджа политика предполагает следующую последовательность:
- готовность к саморазвитию;
- умение определять границу профессионального саморазвития;
- способность определять цель своего профессионального развития;
- способность выбирать адекватные средства достижения цели;
- умение создавать модель перспективы профессиональной деятельности;
- владение алгоритмом проектирования профессионального саморазвития.
Одним из важных механизмов саморазвития политика является механизм творческой самореализации. С точки зрения современной психологии самоактуализация - это стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных и профессиональных возможностей. Дело в том, что процесс саморазвития становится упорядоченным только тогда, когда он соотнесен с целями и результатами деятельности. Отклонение реального результата от ожидаемого становится основой для выбора действий по их снижению и для пересмотра целей. Таким образом, самоактуализация как механизм саморазвития - это процесс осуществления стратегии или тактики, максимально реализующий в данный временной промежуток потенциальные возможности политика в соответствии с изменениями условий деятельности и среды реализации политики. Если сравнивать механизм саморегуляции и самоактуализации, то можно сказать, что механизм саморегуляции действует для достижения целей самоактуализации, которые были поставлены в результате рефлексивного осмысления своей деятельности.
При этом цели реальны и значимы только в том случае, если они не навязаны извне, а осознанны и рефлексивно присвоены субъектом, если политик располагает определенной степенью свободы, правом и возможностью выбора. Таким образом, рефлексия определяет направление саморазвития, саморегуляция отражает программу развития и ее коррекцию, самоактуализация характеризует цель и результат процесса осуществления выбранной траектории.
Механизмом развития имиджа политика является также самоконтроль. Самоконтроль личности предполагает согласование идеального и реального образа ситуации в процессе реализации профессиональной деятельности. Согласование осуществляется посредством изменения этих образов на уровне саморегуляции и самоуправления.
На уровне саморегуляции происходит изменение реального образа сложившейся профессиональной ситуации. На уровне самоуправления происходит формирование желаемого образа (образа-эталона) политической ситуации. Самоуправление предполагает гибкое отношение к нормам поведения и деятельности.
Стратегия самоконтроля - это принцип выбора критериев для самоконтроля при формировании и согласовании реального и желаемого образа сложившейся профессиональной ситуации. Стратегия самоконтроля как личностное свойство проявляется в значительной представленности тактик выражения внутреннего мира в образе поведения, а также в связи с продуктивностью образа поведения, представленности тактик отношения к своим переживаниям и деятельности с субъективной оценкой контролируемости событий.
Стратегия самоконтроля субъекта политики проявляется в избирательном характере взаимосвязи качеств личности, характеризующих образы, необходимые для самоконтроля.
Особенности восприятия своего поведения, отношение к социальным, партийным, фракционным и т.д. нормам поведения и деятельности, а также к окружающим людям, ситуациям, ценностям и собственной жизнедеятельности взаимосвязаны. Наличие этих взаимосвязей является общепсихологической закономерностью, тогда как конкретное содержание связей характеризует индивидуальность стратегии самоконтроля субъекта политики.
Литература
[1]. Костенко Е.П. Введение в акмеологическую теорию имиджа политика. М.: Изд-во МГОУ, 2005.
[2]. Костенко Е.П., Азаров А.И. Феномен политического самоопределения в современных условиях. М.: Изд-во МГОУ, 2005.
[3]. Костенко Е.П., Лаптев Л.Г. Акмеологические проблемы эффективности политического имиджа. Монография. М.: РИЦ «Москва-Санкт-Петербург». 2007.
[4]. Костенко Е.П. Акмеологическая концепция развития имиджа политика. М., 2007.