Костенко Е.П.
ИМИДЖ ПОЛИТИКА В КОНТЕКСТЕ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Интерес к научным исследованиям, направленным на выявление акмеологических аспектов политической деятельности, в нашей стране возник со времени крушения политической системы советского общества и развитием демократических институтов в новых социально-политических условиях. К настоящему моменту стало очевидно, что гуманистическая направленность политической деятельности, в недавнем прошлом провозглашенная как непреложное и обязательное условие развития институтов власти и гражданского общества, является лишь декларацией, далекой от реальности. Однако для того, чтобы определить оптимальное для развития нашего общества направление этого процесса в интересах большинства граждан, необходимы научные исследования различных сторон политической деятельности. Не последнюю роль здесь должна сыграть акмеология.
Акмеологический подход к определению политической деятельности предполагает трансформацию акмеологических знаний применительно к профессиональной деятельности в сфере политики, уяснение ряда вопросов и, прежде всего, - об исходных критериях определения политической деятельности как таковой. Если исходить из методологической предпосылки, что основой акмеологического подхода к проблеме имиджа политика является отражение в нем профессиональной стороны жизнедеятельности политика, то первым шагом в раскрытии этого вопроса является определение политической деятельности.
Большинство научных исследований, касающихся анализа сущности политической деятельности, соотносят политическую деятельность с проблемой политической власти и уровнем развития демократических институтов в том или ином обществе.
Опыт развития демократических процессов в России за последнее десятилетие убедительно показал, что в вопросе о власти одинаково важными являются две его стороны - демократическая аутентичность власти и эффективность политической деятельности. Неэффективные демократии, как отмечают ученые, быстро становятся жертвой политических стихий, обуздываемых, в свою очередь, диктатурой. Эффективность же связана с профессионализмом, что предполагает наличие класса политических профессионалов...1, способных эффективно решать стоящие перед обществом задачи.
Политическую деятельность можно рассматривать в различных аспектах. С акмеоло-гической точки зрения важно подчеркнуть, что эта деятельность является так называемой «социальной деятельностью», ее можно отнести к классу профессий «человек-человек». Специфической особенностью этой деятельности является то, что в отличие от деятельности, направленной на преобразование вещественного мира или на воспроизводство человека, она нацелена «не на предметы и даже не на индивидов как таковых, а имеет объектом их отношения...» (Абульханова-Славская К.А.). Функциональным назначением этого вида деятельности является регуляция этих отношений, осуществление управления этими отношениями в различных сферах и на различных уровнях общества.
В отличие от других видов деятельности политическая деятельность пронизывает всю систему человеческих отношений. Это - форма установления взаимоотношений одного субъекта (индивида, группы) с другим субъектом, которую необходимо перевести в определяемое одним из субъектов состояние. Ее особенностью является то, что по самой своей сути эта деятельность системна. Это означает, что политические решения, принимаемые в одних областях системы, оказывают влияние на решения, принимаемые в других. Политические решения должны учитывать массу факторов, в том числе психологических, являющихся, с одной стороны, инертными, с другой, - реактивными. В этой связи, как признается многими специалистами, теория и практика политического управления обществом в совре-
1 См.: Панарин А.С. Политология на рубеже культур // Вопросы философии. - 1993. - № 8. - С. 28.
42
менных условиях строится на основе реально действующих и постоянно изменяющихся общественных процессов и явлений и в то же время выступает как относительно жесткая, одномерная стратегия управления, практически не учитывающая психологических изменений. А это может привести к необратимым и катастрофическим последствиям в процессе функционирования всей социальной системы в целом. В этом плане акмеология осуществляет прогнозирующую функцию - предупреждает о возможных негативных последствиях политики, в случаях ее реализации в интересах только лишь субъектов власти, независимо от того, какую сферу жизнедеятельности общества этот субъект представляет - экономическую, финансовую, социальную, духовную и т.д.
Именно в сфере политики в наиболее явном виде осуществляется деятельность по социальному управлению.
В науке явно выражено несколько подходов к определению сущности политики. Наиболее распространенный из них связан с определением политики через понятия «власть» и «государство».
В этом плане классическим является определение политики, данное М.Вебером: «Политика означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти...» (М.Вебер. М., 1990). Не умаляя значимости такого подхода, в акмеологии - с точки зрения исследования профессионализма и эффективности политической деятельности -такой подход недостаточен, так как отражает лишь одну, хотя и важную сторону политики, оставляя в стороне функциональное предназначение политической деятельности.
Учитывая, что политика реализуется в рамках гражданского общества при наличии разнонаправленных общественных, групповых, индивидуальных интересов, определение политики с точки зрения акмеологии должно отражать необходимость согласования и интеграции различных интересов, складывающихся в гражданском обществе, осуществления выработанных на этой основе направлений развития общества и соотнесения их с государственной системой власти. И таким образом, акмеологический подход к определению политики имплицитно включает в свое содержание отстаивание интересов не только субъектов власти, но и социальных институтов гражданского общества. К последним относятся партии, общественные движения, различные группы лоббирования, средства массовой информации, а самое главное - представители самого общества, его социальные группы, слои и т.д., которые играют значимую роль в формировании и выражении интересов большинства граждан.
В современных российских условиях - относительной стабильности и консолидации общества - наиболее перспективной с точки зрения акмеологии является трактовка политики не как противостояния, конфликта или борьбы различных социальных групп, а поиск социального консенсуса.
Это теоретическое положение можно считать методологическим в определении политики в данный конкретно-исторический период времени и соответственно влияющим на определение политической деятельности и профессиональных требований к субъектам ее реализующим. Развивая далее это положение, можно сказать, что для анализа феномена политической деятельности, выработки критериев его оценки существенным является выявление особенностей в данной сфере социальных отношений. От того или иного понимания политической деятельности существенно зависят предъявляемые к субъекту этой деятельности требования и, следовательно, оценка степени ее эффективности. В связи с этим подчеркнем значимость еще одного методологического положения, сформулированного известным отечественным психологом Б.Ф.Ломовым. Определяя сущность категории «деятельность», он справедливо подчеркивал, что ее психологический анализ «должен начинаться не с абстрактно взятого отношения «субъект-объект», а с изучения функций индивидуальной деятельности в системе общественной жизни...»1.
Эти функции индивидуальной деятельности в сфере политики сконцентрированы в понятии «политическая деятельность».
Именно политическая деятельность выступает формой и способом реализации политики. Однако не все формы активности в политической сфере можно назвать политической
1 Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологи. - 1975.- №2.- С. 39.
43
деятельностью. И не каждого субъекта, имеющего то или иное отношение к политике, можно назвать политиком. Одной из наиболее известных типологий политиков, определяющих людей по их принадлежности к сфере политической деятельности и степени их политизации, является типология М.Вебера. По этим критериям он разделил людей на «политиков по случаю», политиков «по совместительству» и политиков «по призванию».
Под политиками (политическими деятелями) в данном контексте имеются в виду не просто субъекты, интересующиеся политическими проблемами, посещающие митинги или участвующие в голосовании во время выборов, а субъекты, выполняющие определенную роль в рамках таких политических институтов, как органы исполнительной и законодательной власти различных уровней, партии, политические движения и организации и т.д.
При этом следует учитывать не только формальный, но и психологический момент. Здесь важно обратить внимание на выявленное У.Химмельстрандом различие между «политическим участием» (political participation) и «личной вовлеченностью в политику» (political involvement) (Himmelstrand U., 1962). Если первое понятие отражает поведенческий аспект, то второе - «субъективное эмоциональное состояние». Как подчеркивает шведский ученый, поведение (например, голосование или контакт с властью) может иметь место без наличия «какого-либо субъективного чувства». В то же время политическая деятельность предполагает личную значимость предпринимаемой активности.
В связи с этим необходимо отметить отсутствие детально отработанного понятийного аппарата, связанного с политической деятельностью, что затрудняет решение проблемы -как политическую деятельность профессионально организовывать. Современный научный взгляд на деятельность человека в политике обязательно должен учитывать мотивационную сторону, определенные и четкие критерии того, что человек в политике совершает, почему делает тот или иной выбор, каково соотношение объективных и субъективных факторов, подвигающих политика на те или иные политические действия или поступки.
Быть субъектом политики означает, прежде всего, овладение высоким уровнем профессионализма политической деятельности.
В связи с этим необходимо различать понятия «профессиональный политик», «политик-профессионал» и «политический профессионализм». Понятие «профессиональный политик» связано с социальным статусом человека, с его местом в системе общественно значимых должностей. «Политический профессионализм» - высокая качественная характеристика личности на шкале оценок политической деятельности. Самое высокое место здесь занимает «политик-профессионал». Можно быть политиком по профессии, но не быть профессионалом, но можно не занимать политических постов, но быть прирожденным политиком, усваивая и используя на высоком профессиональном уровне инструментарий политической деятельности.
Субъекты политической деятельности испытывают столкновение двух факторов. С одной стороны, - субъективно сформированное представление о политической профессии, ореол ее значимости и желание максимально реализовать появляющиеся возможности для достижения своих целей. С другой, - существующие в обществе официальные законы и нравственные правила публичной политики, а также обстоятельства, не дающие возможности безгранично и вольно использовать свое положение. При столкновении этих факторов (желаний и возможностей) субъекты политики вынуждены действовать по разным сценариям.
Таким образом, учитывая это, представляется возможным дать следующее определение политической деятельности: Политическая деятельность - сознательная, целенаправленная активность субъектов по выражению, согласованию, отстаиванию и интеграции интересов отдельных индивидов или социальных групп, осуществляемая в течение достаточно длительного отрезка времени в рамках политических институтов (партий, движений, органов государственной власти и т.д.) и имеющая субъективную значимость для осуществляющих ее субъектов.
С акмеологической точки зрения при разработке эффективного имиджа политика не должны разрабатываться избирательные технологии, представляющие собой при всем их различии совокупность приемов и методов, использующие такое состояние общества с целью манипулятивного воздействия на общественное мнение и настроения людей.
Проблема личности в политике относится к числу привлекаемых внимание специалистов различных отраслей гуманитарного знания. Однако, несмотря на то, что большинство исследователей признает значимость личностного фактора в имидже политика, до сих пор в акмеологическом аспекте этот феномен остается наименее исследованным.
Выводы ученых, занимающихся анализом этой проблемы, сводятся к заключению, что значение личностного фактора в политике повышается тогда, когда: роль политика становится особенно важной с появлением новых политических обстоятельств, не имеющих аналогов в прошлом; в сложной и противоречивой ситуации с большим числом неопределенностей; в ситуации, когда есть выбор между разными политиками, предлагающими разные политические решения.
Если обобщить исследования личности политика и предъявляемых к ней требований, то необходимые качества, которыми должен обладать политик, можно объединить в четыре блока.
1. Индивидуально-психологические качества: интеллектуальные, эмоционально-волевые, коммуникативные (качества ума: любознательность, пытливость, глубина мысли, гибкость и подвижность ума, логичность, доказательность, критичность).
2. Социально-профессиональные качества: социально-психологическая компетентность, социально-перцептивная компетентность, социальный интеллект (способность разбираться в людях), социабильность - способность строить отношения, практицизм, конструктивность, креативность - способность к умственным преобразованиям и творчеству, оригинальность, семантическая гибкость, образная адаптивная гибкость; профессиональная работоспособность, организованность, дисциплинированность, ответственность, развитая антиципация, высокий уровень саморегуляции, направленность на принятие решений.
3. Совокупность показателей общей культуры: Ценностные ориентации. Это разделяемые и внутренне принятые материальные и духовные ценности, субъективное предпочтение тех или иных ценностей, определение иерархии ценностных ориентаций: семья, богатство, творчество, карьера, честь, совесть, здоровье, забота о других).
4. Блок нравственных качеств:Патриотизм, искренность и открытость, гуманизм, скромность, справедливость, благородство, бескомпромиссность к нравственным порокам и злоупотреблениям, ответственность и долг перед людьми.
Сегодня уже не дискутируется вопрос о том, нужны или не нужны исследования личности в политике и ее имиджа, однако каждое из исследуемых эти феномены научных направлений (политическая психология, политология, политическая социология и т.д.) рассматривает его под своим углом зрения.
Акмеология основное внимание уделяет проблеме личностно-профессионального развития и самореализации личности политика и их отражению в имидже политика. Именно этот ракурс анализа является для нее одним из важнейших направлений исследований.
Личностно-профессиональное развитие политика с точки зрения акмеологического подхода позволяет целостно охарактеризовать, оценить и создать оптимальную модель политического деятеля для определения степени соответствия требованиям его деятельности и соответствующего имиджа.
Литература:
[1]. Костенко Е.П. Введение в акмеологическую теорию имиджа политика. М.: Изд-во МГОУ, 2005. - 6,5 п.л.
[2]. Костенко Е.П., Азаров А.И. Феномен политического самоопределения в современных условиях. М.: Изд-во МГОУ, 2005. - 8,2 п.л./ 4,5п.л.
[3]. Костенко Е.П., Лаптев Л.Г. Акмеологические проблемы эффективности политического имиджа. Монография. М.: РИЦ «Москва-Санкт-Петербург». 2007. - 15 п.л. / 8 п.л.
[4]. Костенко Е.П. Акмеологическая концепция развития имиджа политика. М., 2007. - 23 п.л.