Научная статья на тему 'Имидж политика в контексте акмеологического определения политической деятельности'

Имидж политика в контексте акмеологического определения политической деятельности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
153
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СУБЪЕКТ ПОЛИТИКИ / ЭФФЕКТИВНЫЙ ИМИДЖ ПОЛИТИКА / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПОЛИТИКА / POLITICAL ACTIVITIES / AKMEOLOGICAL APPROACH / POLICY SUBJECT / THE EFFECTIVE POLICY OF IMAGE / PERSONALITY-PROFESSIONAL DEVELOPMENT POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Костенко Елена Петровна

Рассматривается проблема имиджа политика в контексте акмеологического определения политической деятельности. Раскрыты особенности его оптимизации на основе личностно-профессионального развития политика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Image policy in the context of akmeological definition of political activities

Image of policy problem is disclosed in the context akmeological determination of political activity; aspects of his optimization in connection with the personality-professional development policy.

Текст научной работы на тему «Имидж политика в контексте акмеологического определения политической деятельности»

Костенко Е.П.

ИМИДЖ ПОЛИТИКА В КОНТЕКСТЕ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Интерес к научным исследованиям, направленным на выявление акмеологических аспектов политической деятельности, в нашей стране возник со времени крушения политической системы советского общества и развитием демократических институтов в новых социально-политических условиях. К настоящему моменту стало очевидно, что гуманистическая направленность политической деятельности, в недавнем прошлом провозглашенная как непреложное и обязательное условие развития институтов власти и гражданского общества, является лишь декларацией, далекой от реальности. Однако для того, чтобы определить оптимальное для развития нашего общества направление этого процесса в интересах большинства граждан, необходимы научные исследования различных сторон политической деятельности. Не последнюю роль здесь должна сыграть акмеология.

Акмеологический подход к определению политической деятельности предполагает трансформацию акмеологических знаний применительно к профессиональной деятельности в сфере политики, уяснение ряда вопросов и, прежде всего, - об исходных критериях определения политической деятельности как таковой. Если исходить из методологической предпосылки, что основой акмеологического подхода к проблеме имиджа политика является отражение в нем профессиональной стороны жизнедеятельности политика, то первым шагом в раскрытии этого вопроса является определение политической деятельности.

Большинство научных исследований, касающихся анализа сущности политической деятельности, соотносят политическую деятельность с проблемой политической власти и уровнем развития демократических институтов в том или ином обществе.

Опыт развития демократических процессов в России за последнее десятилетие убедительно показал, что в вопросе о власти одинаково важными являются две его стороны - демократическая аутентичность власти и эффективность политической деятельности. Неэффективные демократии, как отмечают ученые, быстро становятся жертвой политических стихий, обуздываемых, в свою очередь, диктатурой. Эффективность же связана с профессионализмом, что предполагает наличие класса политических профессионалов...1, способных эффективно решать стоящие перед обществом задачи.

Политическую деятельность можно рассматривать в различных аспектах. С акмеоло-гической точки зрения важно подчеркнуть, что эта деятельность является так называемой «социальной деятельностью», ее можно отнести к классу профессий «человек-человек». Специфической особенностью этой деятельности является то, что в отличие от деятельности, направленной на преобразование вещественного мира или на воспроизводство человека, она нацелена «не на предметы и даже не на индивидов как таковых, а имеет объектом их отношения...» (Абульханова-Славская К.А.). Функциональным назначением этого вида деятельности является регуляция этих отношений, осуществление управления этими отношениями в различных сферах и на различных уровнях общества.

В отличие от других видов деятельности политическая деятельность пронизывает всю систему человеческих отношений. Это - форма установления взаимоотношений одного субъекта (индивида, группы) с другим субъектом, которую необходимо перевести в определяемое одним из субъектов состояние. Ее особенностью является то, что по самой своей сути эта деятельность системна. Это означает, что политические решения, принимаемые в одних областях системы, оказывают влияние на решения, принимаемые в других. Политические решения должны учитывать массу факторов, в том числе психологических, являющихся, с одной стороны, инертными, с другой, - реактивными. В этой связи, как признается многими специалистами, теория и практика политического управления обществом в совре-

1 См.: Панарин А.С. Политология на рубеже культур // Вопросы философии. - 1993. - № 8. - С. 28.

42

менных условиях строится на основе реально действующих и постоянно изменяющихся общественных процессов и явлений и в то же время выступает как относительно жесткая, одномерная стратегия управления, практически не учитывающая психологических изменений. А это может привести к необратимым и катастрофическим последствиям в процессе функционирования всей социальной системы в целом. В этом плане акмеология осуществляет прогнозирующую функцию - предупреждает о возможных негативных последствиях политики, в случаях ее реализации в интересах только лишь субъектов власти, независимо от того, какую сферу жизнедеятельности общества этот субъект представляет - экономическую, финансовую, социальную, духовную и т.д.

Именно в сфере политики в наиболее явном виде осуществляется деятельность по социальному управлению.

В науке явно выражено несколько подходов к определению сущности политики. Наиболее распространенный из них связан с определением политики через понятия «власть» и «государство».

В этом плане классическим является определение политики, данное М.Вебером: «Политика означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти...» (М.Вебер. М., 1990). Не умаляя значимости такого подхода, в акмеологии - с точки зрения исследования профессионализма и эффективности политической деятельности -такой подход недостаточен, так как отражает лишь одну, хотя и важную сторону политики, оставляя в стороне функциональное предназначение политической деятельности.

Учитывая, что политика реализуется в рамках гражданского общества при наличии разнонаправленных общественных, групповых, индивидуальных интересов, определение политики с точки зрения акмеологии должно отражать необходимость согласования и интеграции различных интересов, складывающихся в гражданском обществе, осуществления выработанных на этой основе направлений развития общества и соотнесения их с государственной системой власти. И таким образом, акмеологический подход к определению политики имплицитно включает в свое содержание отстаивание интересов не только субъектов власти, но и социальных институтов гражданского общества. К последним относятся партии, общественные движения, различные группы лоббирования, средства массовой информации, а самое главное - представители самого общества, его социальные группы, слои и т.д., которые играют значимую роль в формировании и выражении интересов большинства граждан.

В современных российских условиях - относительной стабильности и консолидации общества - наиболее перспективной с точки зрения акмеологии является трактовка политики не как противостояния, конфликта или борьбы различных социальных групп, а поиск социального консенсуса.

Это теоретическое положение можно считать методологическим в определении политики в данный конкретно-исторический период времени и соответственно влияющим на определение политической деятельности и профессиональных требований к субъектам ее реализующим. Развивая далее это положение, можно сказать, что для анализа феномена политической деятельности, выработки критериев его оценки существенным является выявление особенностей в данной сфере социальных отношений. От того или иного понимания политической деятельности существенно зависят предъявляемые к субъекту этой деятельности требования и, следовательно, оценка степени ее эффективности. В связи с этим подчеркнем значимость еще одного методологического положения, сформулированного известным отечественным психологом Б.Ф.Ломовым. Определяя сущность категории «деятельность», он справедливо подчеркивал, что ее психологический анализ «должен начинаться не с абстрактно взятого отношения «субъект-объект», а с изучения функций индивидуальной деятельности в системе общественной жизни...»1.

Эти функции индивидуальной деятельности в сфере политики сконцентрированы в понятии «политическая деятельность».

Именно политическая деятельность выступает формой и способом реализации политики. Однако не все формы активности в политической сфере можно назвать политической

1 Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологи. - 1975.- №2.- С. 39.

43

деятельностью. И не каждого субъекта, имеющего то или иное отношение к политике, можно назвать политиком. Одной из наиболее известных типологий политиков, определяющих людей по их принадлежности к сфере политической деятельности и степени их политизации, является типология М.Вебера. По этим критериям он разделил людей на «политиков по случаю», политиков «по совместительству» и политиков «по призванию».

Под политиками (политическими деятелями) в данном контексте имеются в виду не просто субъекты, интересующиеся политическими проблемами, посещающие митинги или участвующие в голосовании во время выборов, а субъекты, выполняющие определенную роль в рамках таких политических институтов, как органы исполнительной и законодательной власти различных уровней, партии, политические движения и организации и т.д.

При этом следует учитывать не только формальный, но и психологический момент. Здесь важно обратить внимание на выявленное У.Химмельстрандом различие между «политическим участием» (political participation) и «личной вовлеченностью в политику» (political involvement) (Himmelstrand U., 1962). Если первое понятие отражает поведенческий аспект, то второе - «субъективное эмоциональное состояние». Как подчеркивает шведский ученый, поведение (например, голосование или контакт с властью) может иметь место без наличия «какого-либо субъективного чувства». В то же время политическая деятельность предполагает личную значимость предпринимаемой активности.

В связи с этим необходимо отметить отсутствие детально отработанного понятийного аппарата, связанного с политической деятельностью, что затрудняет решение проблемы -как политическую деятельность профессионально организовывать. Современный научный взгляд на деятельность человека в политике обязательно должен учитывать мотивационную сторону, определенные и четкие критерии того, что человек в политике совершает, почему делает тот или иной выбор, каково соотношение объективных и субъективных факторов, подвигающих политика на те или иные политические действия или поступки.

Быть субъектом политики означает, прежде всего, овладение высоким уровнем профессионализма политической деятельности.

В связи с этим необходимо различать понятия «профессиональный политик», «политик-профессионал» и «политический профессионализм». Понятие «профессиональный политик» связано с социальным статусом человека, с его местом в системе общественно значимых должностей. «Политический профессионализм» - высокая качественная характеристика личности на шкале оценок политической деятельности. Самое высокое место здесь занимает «политик-профессионал». Можно быть политиком по профессии, но не быть профессионалом, но можно не занимать политических постов, но быть прирожденным политиком, усваивая и используя на высоком профессиональном уровне инструментарий политической деятельности.

Субъекты политической деятельности испытывают столкновение двух факторов. С одной стороны, - субъективно сформированное представление о политической профессии, ореол ее значимости и желание максимально реализовать появляющиеся возможности для достижения своих целей. С другой, - существующие в обществе официальные законы и нравственные правила публичной политики, а также обстоятельства, не дающие возможности безгранично и вольно использовать свое положение. При столкновении этих факторов (желаний и возможностей) субъекты политики вынуждены действовать по разным сценариям.

Таким образом, учитывая это, представляется возможным дать следующее определение политической деятельности: Политическая деятельность - сознательная, целенаправленная активность субъектов по выражению, согласованию, отстаиванию и интеграции интересов отдельных индивидов или социальных групп, осуществляемая в течение достаточно длительного отрезка времени в рамках политических институтов (партий, движений, органов государственной власти и т.д.) и имеющая субъективную значимость для осуществляющих ее субъектов.

С акмеологической точки зрения при разработке эффективного имиджа политика не должны разрабатываться избирательные технологии, представляющие собой при всем их различии совокупность приемов и методов, использующие такое состояние общества с целью манипулятивного воздействия на общественное мнение и настроения людей.

Проблема личности в политике относится к числу привлекаемых внимание специалистов различных отраслей гуманитарного знания. Однако, несмотря на то, что большинство исследователей признает значимость личностного фактора в имидже политика, до сих пор в акмеологическом аспекте этот феномен остается наименее исследованным.

Выводы ученых, занимающихся анализом этой проблемы, сводятся к заключению, что значение личностного фактора в политике повышается тогда, когда: роль политика становится особенно важной с появлением новых политических обстоятельств, не имеющих аналогов в прошлом; в сложной и противоречивой ситуации с большим числом неопределенностей; в ситуации, когда есть выбор между разными политиками, предлагающими разные политические решения.

Если обобщить исследования личности политика и предъявляемых к ней требований, то необходимые качества, которыми должен обладать политик, можно объединить в четыре блока.

1. Индивидуально-психологические качества: интеллектуальные, эмоционально-волевые, коммуникативные (качества ума: любознательность, пытливость, глубина мысли, гибкость и подвижность ума, логичность, доказательность, критичность).

2. Социально-профессиональные качества: социально-психологическая компетентность, социально-перцептивная компетентность, социальный интеллект (способность разбираться в людях), социабильность - способность строить отношения, практицизм, конструктивность, креативность - способность к умственным преобразованиям и творчеству, оригинальность, семантическая гибкость, образная адаптивная гибкость; профессиональная работоспособность, организованность, дисциплинированность, ответственность, развитая антиципация, высокий уровень саморегуляции, направленность на принятие решений.

3. Совокупность показателей общей культуры: Ценностные ориентации. Это разделяемые и внутренне принятые материальные и духовные ценности, субъективное предпочтение тех или иных ценностей, определение иерархии ценностных ориентаций: семья, богатство, творчество, карьера, честь, совесть, здоровье, забота о других).

4. Блок нравственных качеств:Патриотизм, искренность и открытость, гуманизм, скромность, справедливость, благородство, бескомпромиссность к нравственным порокам и злоупотреблениям, ответственность и долг перед людьми.

Сегодня уже не дискутируется вопрос о том, нужны или не нужны исследования личности в политике и ее имиджа, однако каждое из исследуемых эти феномены научных направлений (политическая психология, политология, политическая социология и т.д.) рассматривает его под своим углом зрения.

Акмеология основное внимание уделяет проблеме личностно-профессионального развития и самореализации личности политика и их отражению в имидже политика. Именно этот ракурс анализа является для нее одним из важнейших направлений исследований.

Личностно-профессиональное развитие политика с точки зрения акмеологического подхода позволяет целостно охарактеризовать, оценить и создать оптимальную модель политического деятеля для определения степени соответствия требованиям его деятельности и соответствующего имиджа.

Литература:

[1]. Костенко Е.П. Введение в акмеологическую теорию имиджа политика. М.: Изд-во МГОУ, 2005. - 6,5 п.л.

[2]. Костенко Е.П., Азаров А.И. Феномен политического самоопределения в современных условиях. М.: Изд-во МГОУ, 2005. - 8,2 п.л./ 4,5п.л.

[3]. Костенко Е.П., Лаптев Л.Г. Акмеологические проблемы эффективности политического имиджа. Монография. М.: РИЦ «Москва-Санкт-Петербург». 2007. - 15 п.л. / 8 п.л.

[4]. Костенко Е.П. Акмеологическая концепция развития имиджа политика. М., 2007. - 23 п.л.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.