Акмеология, № 1, 2007
ПОЛИГИЧЕСКИИ ЛИДЕР
Е. П. Ко стен ко
МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ИМИДЖА ПОЛИТИКА С АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
Имидж политика в акмеологическом смысле этого понятия можно определить как образ, являющийся отражением объектной и субъектной составляющих профессиональной деятельности политика, включающий характеристики высокого профессионализма и специальной деятельности субъекта политики по созданию собственного имиджа.
Добиться акмеологического результата в развитии и совершенствовании имиджа политик может только благодаря осознанию и пониманию значимости своей профессии и овладению технологиями и механизмами профессионального развития.
Механизм в акмеологическом смысле понимается как способ саморазвития. При этом целесообразно говорить о «цепочке», последовательности включенных друг в друга взаимосвязанных механизмов, способствующих переходу личности с одной стадии развития на другую, то есть конкретный механизм зависит от реализации предыдущих стадий и формирования соответствующих качеств. Рассмотрим эти механизмы в соответствии с идеей поэтапного процесса реализации политической деятельности, развития личности политика и их отражения в его имидже.
Многоплановость политической сферы жизнедеятельности обусловливает действие механизмов развития в различных плоскостях. Учитывая характер политической деятельности и личности политика, а также их отражение в имидже, главными составляющими этого процесса являются социально-психологическая и собственно акмеологическая стороны. Исходя из этого, действие механизмов развития можно рассматривать применительно как к деятельности и личности политика, так и к его имиджу.
Социально-психологические механизмы действуют в следующих ипостасях: социально-перцептивной, коммуникативной, интерактивной, познавательной, креативной дидактической.
Социально-перцептивные механизмы обеспечивают становление и развитие способности адекватного восприятии социальной реальности, учитывая уровни и значимость социальных общностей, в которых функционирует политик (население, партия, группы межличностного формального и неформального общения и т.д.). Ведущим механизмом, обеспечивающим социально-перцептивную компетентность, является эмпатия. Для политика развитые формы эм-патийного процесса особо значимы, так как именно они позволяют выстроить соответствующую поставленным целям и задачам стратегию развития имиджа.
Коммуникативные механизмы обеспечивают развитие коммуникативной компетентности за счет процесса передачи информации - экономической, политической, психологической и т.д. от одного человека к другому или между группами (партиями, группировками, формальными и неформальными и т.д.) по разным каналам и при помощи различных коммуникационных средств - вербальных и невербальных, включая средства массовой информации. Под влиянием этих механизмов политик ориентируется в политическом пространстве, выстраивает аргументацию своей стратегии, регулирует эмоциональное состояние и поведение.
Креативные механизмы обеспечивают возможность преодолевать стереотипы и способствуют творческому подходу, опережающему формированию рефлексивного и операционального компонентов профессиональной и социальной компетентности политика.
В качестве познавательных механизмов выступают когнитивные стратегии, обеспечивающие эффективность восприятия и переработки информации. Важную роль в этом процессе
играет активность субъекта политики, которая характеризуется стремлением понять то или иное новое явление, дополнить и воспроизвести знания и овладеть способом их применения. Стратегия активности характеризуется устойчивостью волевых усилий, которые проявляются в том, что субъект стремится к проникновению вглубь явлений, к познанию связей между явлениями, самостоятельно ищет пути при затруднениях. Использование творческой стратегии позволяет переносить знания и способы действия в новые условия, проявляя высокие волевые качества, упорство и настойчивость в достижении цели.
В качестве дидактических механизмов выступает последовательно организованный процесс постепенного становления политика как профессионала. Действие этого механизма обеспечивает целенаправленность, комплексность процесса становления и развития политика как профессионала.
Предполагая, что процесс формирования имиджа имеет целенаправленный и управляемый характер, в этом плане можно говорить о деятельности по созданию и развитию имиджа как разновидности управленческой деятельности.
Результатом этой деятельности является не только создание образа субъекта для аудитории, но и прогрессивные изменения в .Я-концепции самого субъекта имиджа, гармонизация его самовосприятия, продуктивная самооценка, способствующая преобразованию внутреннего мира субъекта, раскрытию и наиболее полной реализации его индивидного, личностного и профессионального потенциала. В этом контексте можно говорить о том, что политик выступает как субъектом, так и объектом своей деятельности, так как, управляя другими, он сам управляет собой, изменяет свои мотивы, интересы, потребности, по-другому смотрит на себя, на свое Я, тем самым изменяя свой способ деятельности и свое самосознание. А этот процесс уже переходит с социально-психологической в плоскость действия акмеологических механизмов развития политика и его отражения в имидже.
Можно сказать, что изменения, которые происходят в результате действия социально-психологических механизмов, параллельно стимулируют действие акмеологических механизмов и охватываются комплексным понятием «самополагание». Выделяются следующие формы самополагания:
• самоопределение - сопоставление образа Я с результатами творчества как вариант ситуативной ориентировки («Могу ли я это в принципе») или как самоиспытание («в какой степени развита у меня эта способность»?), как определение существенных характеристик своего Я\
• самопроявление - конкретизация неопределенно-чувственных переживаний своего Я\
• самоутверждение создание благодаря участию в данном виде психологической практики приемлемого образа себя в глазах других людей (внешнее самоутверждение), соединение посредством этой практики находящихся в противоречии «я - частей» своего Я (внутреннее самоутверждение);
• самореализация - верификация, подтверждение и практическое воплощение в своих деяниях и поступках себя как субъекта того или иного вида активности, по отношению, к которой первоначально человек выступал лишь в роли субъекта виртуального [3, с. 33-34].
В этом плане в рамках акмеологической концепции можно говорить о структурно-временной организации личностного пространства политика как целостной, многоуровневой, функционально-динамической системы, выделив при этом индивидную, личностную и профессиональную зоны его профессионального развития.
Однако в личностной, индивидной, профессиональной зонах развития движущие силы и источники развития должны быть переведены на язык конкретных свойств, состояний, качеств, умений, способностей, действий и иметь технологическое обеспечение. Иными словами, технологический способ реализации движущих сил и источников индивидного, личностного, профессионального пространства устраняет противоречие между возможным и действительным в процессе развития, ибо возможное в развитии становится явным, явное - выраженным, выраженное - закрепленным.
Сознательное управление субъектом собственными «зонами развития» является одним из этапов самосовершенствования политика и его отражения в имидже.
При этом выделение личностной зоны развития профессионального самосознания политика соотносится с особенностями стадий развития личностного конструкта «Я-профессионал-политик» в профессиогенезе. В индивидной зоне это развитие определяют в том числе сила нервной системы и сила здоровья. Под силой подразумевается фоновая активность нервных центров, «интенсивная созидательная энергия, вырабатываемая нервной системой индивидуума на его благо» [1, с. 214-215].
Свойства нервной системы определяют индивидуальную выраженность функционально-динамических процессов и состояний.
Здоровье является непременным условием действия как социадьно-психологи-ческих, так и акмеологических механизмов обеспечения эффективной деятельности политиков, так как перегрузки, испытываемы в этой профессиональной деятельности, по оценке специалистов, соотносимы с перегрузками, испытываемыми космонавтами.
Акмеологические механизмы развития политика действуют на субъектном уровне. Они в конечном итоге обусловливают субъективную составляющую процесса формирования и развития имиджа политика.
Рассмотрение развития с точки зрения действия акмеологических механизмов предполагает его анализ с точки зрения профессионально-творческого саморазвития политика. Оно имеет несколько этапов. Первый этап - это профессиональное самопознание. Его объектом является не личность в целом, а профессионально значимые характеристики и способности политика. Оно включает знания о себе как специалисте, эмоционально-ценностное восприятие себя как специалиста, что обусловливает построение стратегии профессионально-творческого саморазвития. В результате происходит профессиональное самоопределение, закладываются основы такого профессионально важного качества политика как рефлексия.
Рефлексия - понятие, в науке имеющее разное толкование, различающееся смысловыми значениями. В используемом нами смысле это понятие рассматривается как свойство и механизм отражения окружающей среды и самих себя, соотнесение их между собой и выработка соответствующих реакций. В этом контексте человек способен управлять поведением в соответствии с полученной в результате рефлексии информацией и способен переключаться на механизм саморегулируемого развития.
Рефлексия в нашем контексте понимается как механизм саморазвития субъекта политической деятельности, способность сознания быть сосредоточенным на предмете политической деятельности, что позволяет политику свои мысли, эмоции, действия сделать предметом собственного анализа и оценки. По своей сути рефлексия дает возможность политику осознать свои недостатки и выбрать направления своего профессионального развития.
Таким образом, рефлексию можно рассматривать и как умение конструировать и удерживать образ своего «Я» в контексте переживаемых событий, как установку по отношению к самому себе в плане своих возможностей, способностей, социальной и профессиональной значимости, самоуважения и самоутверждения.
В психологических и акмеологических исследованиях показано, что «развитие профессионализма личности коррелирует с рефлексивной организацией деятельности и рефлексивной организацией труда» [2, с. 116). Рефлексивная организация личности проявляется в поведении, деятельности и отношениях. Рефлексивная культура личности понимается как система способов организации рефлексии, построенная на основе ценностных и интеллектуальных критериев и включающих в себя следующие компоненты: перцептивный, когнитивный, аффективный, оценочный, регулятивный. Ведущим для деятельности класса «человек-человек», «человек-группа», к которым относится политическая деятельность, могут являться каждый из этих компонентов поочередно или все вместе. Так, перцептивный компонент представляет собой процесс мысленного анализа какой-либо профессиональной проблемы, в результате чего возникает личностно окрашенное осмысление этой проблемы и перспективы ее решения. Однако политическая деятельность реализуется в условиях воздействия различных потоков информации, поэтому здесь также необходим когнитивный
компонент рефлексии. Дея тельность политика связана также с принятием решения, в связи с этим здесь присутствуют когнитивный и регулятивный компонен ты рефлексии.
Все эти компоненты рефлексии определяют действие следующего механизма самоорганизации субъекта политики. Действие этого механизма необходимо для согласования индивидуальных особенностей политика с требованиями и условиями политической деятельности, обеспечения высокого уровня ее эффективности, формирования и развития личпостно и профессионально-значимых свойств и качеств личности. Профессия политика, как никакая другая, требует четкого осознания своих профессиональных возможностей и недостатков, изыскания интеллектуальных и психологических ресурсов для компенсации недостатков, формирования новых умений и навыков, то есть самостоятельно повышать квалификацию за счет самоорганизации своего труда. Высокий уровень саморегуляции является одним из важнейших акмеологических инвариантов профессионализма политической деятельности.
Политик, неудовлетворенный результатами своей деятельности, начинает анализировать свои ресурсы (особенности личности, ценностные ориентации, интеллектуальный и творческий потенциал, профессиональные качества и способности), сопоставлять их с требованиями к политической деятельности и к собственной личности, осознавать несоответствия, оценивать возможность или невозможность коррекции этих несоответствий. Эта деятельность является механизмом рефлексии и заключается в переосмыслении прежнего индивидуального опыта и перспектив саморазвития, способствует созданию установок для творческой саморегуляции и овладения рациональными приемами саморазвития.
Механизм саморегуляции обеспечивает создание целостной модели саморазвития, в результате чего политик может выстроить конкретную линию своего поведения и определить условия и средства достижения необходимой цели. Отсутствие четкой программы является нередко существенным препятствием для творческого саморазвития и коррекции путей его развития. Поэтому сам процесс саморазвития и действие его как механизма развития имиджа политика предполагает следующую последовательность:
• готовность к саморазвитю;
• умение определять границу профессионального саморазвития;
• способность определять цель своего профессионального развития;
• способность выбирать адекватные средства достижения цели;
• умение создавать модель перспективы профессиональной деятельности;
• владение алгоритмом проектирования профессионального саморазвития.
Одним из важных механизмов саморазвития политика является механизм самоактуализаци и.
С точки зрения современной психологии самоактуализация - это стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных и профессиональных возможностей. Дело в том, что процесс саморазвития становится упорядоченным только тогда, когда он соотнесен с целями и результатами деятельности. Отклонение реального результата от ожидаемого становится основой для выбора действий по их снижению и для пересмотра целей. Таким образом, самоактуализация как механизм саморазвития - и это процесс осуществления стратегии или тактики, максимально реализующий в данный временной промежуток потенциальные возможности политика в соответствии с изменениями условий деятельности и среды реализации политики.
Если сравнивать механизм саморегуляции и самоактуализации, то можно сказать, что механизм саморе1уляции действует для достижения целей самоактуализации, которые были поставлены в результате рефлексивного осмысления своей деятель-ности. При этом цели реальны и значимы только в том случае, если они не навязаны извне, а осознанны и рефлексивно присвоены субъектом, если политик располагает определенной степенью свободы, правом и возможностью выбора. Таким образом, рефлексия определяет направление саморазвития, саморегуляция отражает программу развития и ее коррекцию, самоактуализация характеризует цель и результат процесса осуществления выбранной траектории.
Механизмом развития политика является также самоконтроль. Самоконтроль личности предполагает согласование идеального и реального образа ситуации в процессе реализации профессиональной деятельности. Согласование осуществляется посредством изменения этих образов на уровне саморегуляции и самоуправления.
На уровне саморегуляции происходит изменение реального образа сложившейся профессиональной ситуации. На уровне самоуправления происходит формирование желаемого образа (образа-эталона) политической ситуации. Самоуправление предполагает гибкое отношение к нормам поведения и деятельности.
Стратегия самоконтроля - это принцип выбора критериев для самоконтроля при формировании и согласовании реального и желаемого образа сложившейся профессиональной ситуации. Стратегия самоконтроля как личностное свойство проявляется в значительной представленности тактик выражения внутреннего мира в образе поведения, а также в связи с продуктивностью образа поведения, представленности тактик отношения к своим переживаниям и деятельности с субъективной оценкой контролируемости событий.
Стратегия самоконтроля субъекта политики проявляется в избирательном характере взаимосвязи качеств личности, характеризующих образы, необходимые для самоконтроля. Особенности восприятия своего поведения, отношение к социальным, партийным, фракционным и т.д. нормам поведения и деятельности, а также к окружающим людям, ситуациям, ценностям и собственной жизнедеятельности взаимосвязаны. Наличие этих взаимосвязей является общепсихологической закономерностью, тогда как конкретное содержание связей характеризует индивидуальность стратегии самоконтроля субъекта политики.
Литература
1. Гусева A.C., Деркач A.A. Оптимизация гуманитарно-технологического развития госслужащих: теория, методология, практика. М., 1997.
2. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. СПб., 2003.
3. Огнев A.C. Субъектогенез и психотренинг' саморегуляции. Воронеж, 1997. © Косгенко Е.П., 2007
СОЦ]
опы
ф
социальн воспитат Едиц
• I
ных каче
• <
тание), • (
взаимоот Нар> приводт рии, ког| нюю тра рушение быть мат отношеш ние инст институт дать сво! временно семье. В немысли!
Духо функции, заповеди одно not союза в I ния моло ко один( рианта с< семья не и многие вышеназв деле попе Соци; 1. 11 педагогии