[2] Мишина, Е.И. Развитие личностной рефлексии в структуре социального капитала. Вестник МГОУ. Серия Психологические науки. № 4 /2012. C. 44-51.
[3] Мишина, М.М. Атрибуты интеллектуальной деятельности личности / М.М. Мишина // Акмеология. - Специальный выпуск - 2013. -С. 103-107.
References
[1] Derkach, A.A. Psychological-akmeological bases and means of optimizing personal and professional development of competitive specialist. / A.A. Derkach // Akmeology. - Special issue - 2013. - P. 22-32
[2] Mishina, E.I. The development of self-reflection in the structure of social capital. Bulletin MGOU. Psychological Science Series. № 4/2012. P. 44-51.
[3] Mishina, M.M. Attributes of the intellectual activity of the individual./ M.M. Mishina// Akmeology. - Special issue - 2013. - P. 103-107
DETECTING THE DOMINANT STRESSORS IN FOREIGN STUDENTS DURING TRAINING IN A MEDICAL HIGH SCHOOL
Mishin I. A., candidate of technical science, technolog, LLC «Dymov», Krylatskaya 36, Moscow, Russia; 121614; e-mail: ighor. [email protected]
Abstract
The article is devoted to studying the problem of the relationship of life-meaningful orientations of future professionals with a career choice. Villano that professional selection of the institution, after which the future specialist will be able to join the profession at a highly significant level is associated with the meaning of life orientations of the person: awareness of life purpose, potential harmony of their implementation, purposeful lifestyle, the meaningfulness of results of activity, regardless of future career choice. Key words: life orientation, career choices, future professionals.
УДК 159.923
ФУНКЦИИ РЕФЛЕКСИВНОГО Я БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Мишина Екатерина Игоревна - кандидат психологических наук, доцент, Московский государственный областной университет; Радио 10 а, Москва, Россия, 105005; e-mail: mа[email protected]
Аннотация
Статья посвящена изучению функций рефлексивного Я будущих специалистов в психологической науке. Понятие рефлексивного Я будущих специалистов включает такие характеристики как самопознание и внутренняя познавательная мотивация. В процессе профессионального развития происходит изменение структурных компонентов рефлексивного Я с доминированием определенных функций.
Ключевые слова: функции, рефлексивное Я, будущие специалисты, профессиональная среда, структурные компоненты.
Современные акмеологические исследования рефлексивного Я будущих специалистов направлены на выяснение роли различных функций в составе изучаемого феномена [1; 2; 5]. Его научная концепции основана на соединении академического представления об изучаемой проблеме с новыми психологическими подходами в психологической науке. Именно комплексное изучение механизмов психических функций обеспечивает понимание природы изучаемого феномена.
Выявление закономерностей становления функциональной системы связано со системогенезом рефлексивного Я будущего специалиста в процессе овладения профессиональной деятельностью. В природе рефлексивного Я отражено переживание будущего специалиста об успешности будущей профессиональной деятельности, что характеризует его индивидуальное сознание и духовное саморазвитие.
А.А. Деркач представляет профессиональное Я как сложное личностное образование, формирующееся под воздействием профессиональной среды, где субъект при определенных условиях входит в профессиональную общность [3]. Исследование рефлексивного Я с позиции интегративного
подхода позволяет объединить общенаучные принципы, раскрывающие сущностные признаки изучаемого феномена. Рефлексивное Я будущих специалистов представляет собой многофункциональную систему, включающую целевой, мо-тивационный, операциональный, эмоциональный и регулятивный компоненты структуры, выполняющие определенные функции в профессиональном становлении [4].
Рефлексивное Я будущих специалистов лежит в основе саморегуляции профессиональной деятельности и включает контроль собственных действий, что дает осмысление собственной активности в профессиональной среде и оценку собственного опыта, усиливая интрапсихическое напряжение. Интеграция опыта ведет к расширению личностного ресурсного потенциала. При этом будущий специалист учится регулировать цель путем оперирования запасом знаний. Достижение высокого уровня профессионального развития рефлексивного Я связано с осознанием собственных переживаний, эмоций и чувств. При этом значимую роль отводится процессу мышления и тем духовным ценностям, которые представляют собой некую целостность в структуре личности будущего специалиста. При этом важную роль играет функция самомобилизации в процессе профессиональной деятельности и интеллект.
Рефлексивное Я рассматривается как система представлений о себе через множественность Я, поэтому проявление данного феномена можно изучать через самоактуализацию личности и такие взаимосвязанные компоненты как: Мы (республика субъектов), Я данного субъекта, отношения к миру, к другим, к себе и других ко мне (С. Л. Рубинштейн).
Рефлексивное Я будущего специалиста включает: эго-идентичность, психофизиологическую идентичность, социальную идентичность; экзистенциальное Я, переживаемое Я.
В структуре Я-концепции выделяются компоненты:
- целевой (самосознание; знание о потребностях; рефлективная переработка наиболее значимой информации о себе, своих способностях, перспективах личностного и профессионального развития; самовосприятие; выбор планов и жизненных стратегий: способы достижения целей; целостное осознание своей профессиональной деятельности, ее границ и своих перспектив в ней);
- эмоциональный (самоотношение; оценочные эталоны в соответствии с социально значимыми критериями);
- операциональный (установка; готовность субъекта действовать; внутренняя программа действий; стиль поведения, осуществляемый на основе принятых личностью принципов; оперативный самоконтроль; саморегуляция как внутри, так и вне системы);
- регулятивный (управление деятельностью на этапах ее развертывания; достижение карьерных намерений; сила Я).
Рефлексивное Я будущих специалистов как системное образование включает условия и результат самопознания, самоанализа и самооценивания (осознание себя как субъекта профессиональной деятельности через самоанализ, активное осмысление и оценку профессиональных качеств, мотивов и ценностных ориентаций; стиль и эффективность учебно-профессиональной деятельности; компетентность; профессиональный опыт; осознание перспектив развития). В процессе развития рефлексивного Я будущих специалистов происходит опосредствованное познание своего Я как субъекта профессиональной деятельности. Кроме того развиваются аналитическая, оценочная, системообразующая, регулирующая, интегрирующая функции, определяющие место будущего специалиста в профессиональной деятельности.
Таким образом, анализ научной литературы показал, что рефлексивное Я представляет собой функциональную систему, характеризующуюся наличием внутри- и межкомпонентных связей. Развитие изучаемого феномена связано с формированием различных аспектов личностной активности, расширением опыта индивидуальной профессиональной биографии, а также безграничного поля сознания будущего специалиста. При этом, рефлексивное Я является интегрирующей открытой системой, включающей различные области психического отражения.
Литература
[1] Агапов, В.С. Современные исследования самосознания и Я-концепции субъекта в контексте идей С.Л. Рубинштейна1 / В.С. Агапов // Акмеология. - 2012. - № 1. - С. 133-143. ^N2075-7577.
[2] Гагарин, А.В. Мировоззрение, культура, компетентность личности в контексте устойчивого развития природы и общества // Акмеоло-гия. - 2010. - № 3(35). - С. 28-32
[3]. Деркач А.А.Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентно-способного специалиста /А.А. Деркач // Акмеология. - Специальный выпуск - 2013. - С. 22-33. ISSN2075-7577
[4] Мишина Е.И. Становление профессионального Я // Акмеология. - 2007. - № 3. - С. 57-61.
[5] Мишина, М.М. Основные положения системной концепции интеллектуальной деятельности личности / М.М. Мишина // Акмеология. -2013. - № 2 (46). - С. 35-40. ISSN2075-7577.
References
[1] Agapov, V.S. Contemporary researches of self-consciousness and I-concept of subject in context ideas of S.L. Rubinstain / V.S. Agapov // Acmeology. - 2012. - № 1. - P. 133-143. ISSN2075-7577.
[2] Gagarin, A.V. Ideology, culture, personal adequacy in context of nature and society stable development // Acmeology . - 2010. - № 3(35). -P. 28-32
[3] Derkach, A.A. PSYCHOLOGICAL-AKMEOLOGICAL BASES AND MEANS OF OPTIMIZING PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF COMPETITIVE SPECIALIST / A.A. Derkach // Acmeology. - special edition - 2013. - С. 22-33. ISSN2075-7577.
[4] Mishina, E.I. I-Professional establishing // Acmeology. - 2007. -№ 3. - P. 57-61.
[5] Mishina, М.М. Basic principles of system concept of person intellectual activity / М.М. Mishina // Acmeology. - 2013. - № 2 (46). - Р. 35-40. ISSN2075-7577. (0,7 p.p.)
SELF REFLEXIVE FEATURES OF THE FUTURE SPECIALISTS
Ekaterina I. Mishina (Moscow, Russia) - Ph D. the associate professor of psychology department; Moscow state regional university; Radio st.10A; e-mail: mа[email protected]
The paper studies the functions self reflective of future specialists in psychological science. The notion of reflexive I future specialists includes such features as self-knowledge and inner cognitive motivation. In the process of professional development is a change of the structural components of reflective I domination of certain functions. Tags: functions, reflexive I, future professionals, professional environment, structural components.
УДК 159.923
СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СОТРУДНИКОВ МВД
Мишина Марина Михайловна - доктор психологических наук, доцент, Российский государственный гуманитарный университет; Миусская площадь, Москва, Россия, 125993; e-mail mishinamm@ yandex.ru
Аннотация
Статья посвящена анализу результатов эмпирического исследования проблемы формирования стрессоустойчивости сотрудников МВД. В ней раскрываются вопросы касающиеся эффективной психологической помощи в условиях экстремальных видов деятельности и поиск путей обеспечения успешного функционирования сотрудников МВД.
Ключевые слова: стрессоустойчивость, психологическая помощь, формирование.
Анализ акмеологических исследований указывает на полифункциональный характер стрессоустойчивости [1; 3; 4]. При этом отсутствуют четкие критерии, позволяющие выявить структурные компоненты данного феномена. Специалистам, работающим в службе МВД РФ важно своевременно оказывать эффективную психологическую помощь при выявлении лиц с недостаточным уровнем стрессоустойчивости. В современной напряженной общественно-политической обстановке необходим поиск путей и средств обеспечения успешного функционирования сотрудников МВД.
Объект исследования - стрессоустойчивость сотрудников МВД а его предмет исследования - формирование стрессоустойчивости сотрудников МВД путем психологической коррекции процесса саморегуляции в профессиональной деятельности.
Цель исследования состоит в теоретическом и эмпирическом обосновании психологических возможностей формирования стрессоустойчивости сотрудников МВД.
В качестве методик исследования использованы: опросник САН (В.А. Доскин); опросник поведения и переживания, связанного с работой (У. Шааршмидт и А. Фишер); шкала психологического благополучия (К. Рифф).
База исследования - 40 сотрудников МВД РФ, мужского пола в возрасте от 25 до 40 лет.
На необходимость научной разработки инновационных подходов к профессиональному образованию в современной России и созданию целостных систем личностно-професси-онального развития, адекватных индивидному, личностному и субъектному своеобразию каждой становящейся личности указывает А.А. Деркач [3]. А.Н. Блинков рассматривает сущностные особенности коррекционной деятельности акмеолога кадровой работы и определяет формирующиеся в условиях профессиональной среды стратегии развития субъекта и группового сознания. Автор также отмечает, что психолого-акмеологическая коррекция определенных компонентов личности обеспечивает акмеологическое сопровождение развития субъекта, находящегося в экстремальных условиях, связанных с особенностями профессиональной деятельности [2].
На первом этапе был выполнен анализ психологического благополучия сотрудников МВД РФ по методике К. Риффа. В группе участников исследования развиты выше среднего (средний балл составил 55,7) положительные отношения с другими, что связано с доверительными взаимоотношениями, заботой о благополучии других, эмпатией, привязанностью и уступчивостью в межличностных отношениях.
У сотрудников МВД обнаружен высокий уровень развития показателей психологического благополучия: влияние на окружающих, организация профессиональной деятельности, авторитет в процессе коммуникации. Учитывая, что сотрудники МВД являются представителями помогающей профессии в силу особенностей правоохранительной работы, они способны влиять на поведение других людей. Средний уровень самопринятия у сотрудников МВД связан с противоречием между в целом позитивной Я-концепцией и непринятием отдельных личностных качеств.
Показатель благополучия «цели в жизни» находится на среднем уровне: респонденты имеют убеждения, придающие жизни цель, но не всегда видят смысл собственной жизнедеятельности. Показатель «автономия» имеет низкий уровень развития. Кроме того, выявлено, что сотрудники МВД не видят перспектив будущего, им не свойственно формирование новых установок и для них имеет большое значение оценка собственного поведения другими людьми (подверженность социальному давлению). Эмпирическое исследование стрессоустойчивости сотрудников МВД в целом показало, что 12% респондентов не удовлетворены своей деятельностью, они глубоко переживают отсутствие вознаграждения за добросовестную профессиональную деятельность. Для 27% сотрудников МВД характерны страхи отсутствия конструктивного решения профессиональных задач в сложных жизненных ситуациях. Для 61% респондентов характерна готовность к энергетическим затратам, что способствует повышению эффективности в профессиональной деятельности.
Стрессоустойчивость и способность противостоять возрастающей нагрузке является залогом профессиональной эффективности сотрудников МВД. Применение современных психологических технологий создает условие для развития эмоциональной устойчивости, снижения внутреннего напряжения, что усиливает способности к интенсивным нагрузкам. В процессе тренинга у респондентов развивается эмоциональный и социальный интеллект. Поэтому важно внедрять современные психолого-педагогические технологии при обучении в высших учебных заведениях МВД РФ. Именно инновационные технологии (личностно-ориентированные, суггестивно-эмоциональные, телесно-ориентированные, когнитивно-поведенческие) формируют стрессоустойчивость, активизируют социальную позицию участников группы путем