ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Current theoretical and applied research
АКМЕОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Acmeology of personality
УДК 159.9
СИСТЕМНО-ДИНАМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕФЛЕКСИВНОГО «Я» МЕНЕДЖЕРА
Валерий Сергеевич Агапов, доктор психологических наук, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Академии при Президенте РФ( РАНХиГС); e-mail: [email protected] Людмила Николаевна Кулешова, доктор психологических наук, профессор РосНОУ
Валерий Викторович Саванович, кандидат психологических наук, генеральный директор ООО «Независимая инвестиционная компания»
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается рефлексивное Я менеджеров как феномен проявления самосознания, включающий когнитивный, эмоциональный, волевой и поведенческий компоненты. Эмпирически выявлены уровни развития рефлексивного Я менеджеров и осуществлен их сравнительный анализ, отражающий качественные особенности структуры в различных выборках. Установлены психологические особенности структуры рефлексивного Я менеджеров высшего и среднего звена; зависимости изучаемого феномена от пола. Определены основные психологические формы и методы работы в группах менеджеров с разным уровнем развития рефлексивного Я, разработаны алгоритм психологического сопровождения и практические рекомендации по его реализации. Ключевые слова: самопознание, самосознание, рефлексивное Я менеджера, рефлексия.
Современное состояние сферы управления определяет необходимость обращения к психологическим источникам повышения производительности труда менеджеров. К таковым можно отнести феномен самосознания - рефлексивное Я как основу развития способности к саморефлексии и самосовершенствованию.
В исследованиях уделяется внимание феномену Я менеджеров (В.С. Агапов, Л.О. Андропова, А.В. Буран, С.Р. Пантилеев, В.В. Саванович, О.Б. Смирнова и др.). Отмечается, что управленческая деятельность происходит с вовлечением, качественным изменением и реализацией рефлексивного Я (В.С. Агапов, А.В. Гагарин, А.А. Деркач, В.В. Зазыкин, А.В. Иващенко, Е.И.Мишина, М.М. Мишина, М.Г. Селюч и др.). Управленческая деятельность характеризуется как активная, осознанная, целеполагающая, направленная на поиск нового по замыслу, самостоятельного и оригинального способа решения управленческих задач. Как отмечают Р.Ф. Брунер, М. Вудкок, М.Р. Икер, Р.Е. Спекман, Э.О. Тайсберг, Р.Э. Фримен, современные эффективные менеджеры - это не только администраторы, исполняющие принятые бюрократические процедуры управления, они управляют изменениями в организациях, предлагают способы повышения конкурентности и эффективности компаний, находят ресурсы для воплощения планов в жизнь.
Однако в психологии пока нет единого представления о рефлексивном Я менеджеров, что связано с многоаспектностью проблематики и широким спектром исследовательских подходов. В связи с этим особую актуальность имеет выявление сущностных признаков, структурных компонентов и уровней развития рефлексивного Я менеджеров [1,5,15]. Так, в исследовании В.В. Савановича рефлексивное Я менеджеров представлено как феномен проявления самосознания, включающий когнитивный, эмоциональный, волевой и поведенческий компоненты [13,15]. Автором разработана теоретическая модель рефлексивного Я менеджеров, расширяющая научные представления о его структурно-функциональной организации. Эмпирически выявлены уровни развития рефлексивного Я менеджеров и осуществлен их сравнительный анализ, отражающий качественные особенности структуры в различных выборках [14]. Выявлена качественная специфика внутри- и межкомпонентных связей в структуре рефлексивного Я менеджеров. Установлены психологические особенности структуры рефлексивного Я менеджеров высшего и среднего звена.
Как отмечается, рефлексивное Я менеджеров - основа саморегуляции управленческой деятельности, это феномен проявления самосознания, основанный на сложных мыслительных операциях анализа, обобщения, классификации, опосредствующих самопознание и оценивание своих поступков, действий, отношений [3, 4, 13]. Оно включает систему оценок своих профессиональных качеств, мотивов и ценностных ориента-ций, стиля и эффективности управленческой деятельности, способов взаимодействия с партнерами, а также компетентности, управленческого опыта и перспектив профессионального роста.
Анализ психологических особенностей рефлексивного Я менеджеров как системного, многокомпонентного феномена проявления самосознания позволил выявить особенности когнитивного, эмоционального, волевого и поведенческого компонентов и установить качественную специфику внутри- и межкомпонентных связей в его структурно-функциональной организации, содержание которой имеет взаимную согласованность [2, 13 ].
На основе сравнительно-сопоставительного анализа данных выделены высокий, средний и низкий уровни развития рефлексивного Я менеджеров [13]. В структуре рефлексивного Я менеджеров, имеющих высокий уровень его развития (п = 33), наиболее выражены показатели рефлексивности, интеллекта, а также сензитивности и тревожности. Рефлексивное Я менеджеров отличается высоким уровнем развития самостоятельности, самоконтроля и средним уровнем авторитарности, дружелюбия, альтруистичности (р < 0,01). Менеджеры этой группы проявляют склоность к демократическому стилю управления, ориентированность на новые модели управления и оригинальность в принятии управленческих решений.
Менеджеры со средним уровнем развития рефлексивного Я (п = 48) ориентированы на традиционные модели управления, контроль и администрирование. В их деятельности преобладает авторитарный, директивный стиль управления. Им присущи умение сохранять самообладание в стрессовых ситуациях, уверенность в себе, самостоятельность и эмоциональная уравновешенность.
В выборке менеджеров, характеризующихся низким уровнем развития рефлексивного Я (п = 36), это прежде всего проявляется в развитии рефлексивности, творческого потенциала, аналитичности мышления, способности к самопознанию, самоанализу и пониманию внутреннего мира сотрудников, а также компетентности и способности к принятию управленческих решений в ситуациях неопределенности.
Сравнение гендерных особенностей рефлексивного Я менеджеров показало отсутствие значимых различий в когнитивном компоненте рефлексивного Я менеджеров (п = 117) в выборках мужчин и женщин. Это проявляется в показателях интеллекта, рефлексивности, творческого потенциала, компетентности, имеющих высокий уровень развития у мужчин и женщин.
Однако есть значимые гендерные различия в эмоциональном и поведенческом компонентах менеджеров (р < 0,01). В выборке мужчин более выражены самодостаточность, групповая независимость, самостоятельность и находчивость в принятии управленческих
решений. В выборке женщин выявлен более высокий уровень эмоциональной стабильности, жизнерадостности, решительности и предприимчивости.
В исследованиях участвовали руководители старшего звена, решающие проблемы долгосрочного планирования, формулирования глобальных целей, приспособления организации к меняющимся условиям внешней среды и удовлетворения ее запросов. Руководители этого управленческого уровня наделены большей ответственностью, но и в то же время значительно большей степенью самостоятельности в принятии решений [1, 6]. В выборке менеджеров высшего звена выявлен высокий уровень развития рефлексивности и компетентности. Они характеризуются профессионально-важными качествами: способностью к всестороннему анализу причин и следствий принятых управленческих решений, умением четко формулировать цели, сохранять высокую работоспособность в стрессовых ситуациях. Их отличает способность принимать ответственные управленческие решения, высокий уровень самостоятельности, самоконтроля и находчивости. Менеджеры являются эффективными лидерами, принимающими социальные нормы [11, 12].
Руководители среднего звена, от которых зависит эффективность решения задач по координации усилий и согласованию планов внутри самой организации. Деятельность этих руководителей определена, прежде всего, содержанием работы того подразделения, которое они возглавляют. Работа руководителей среднего уровня управления в отличие от руководителей высшего уровня управления связана с решением локальных проблем своего подразделения и характеризуется меньшей степенью самостоятельности в связи с необходимостью согласовывать свои действия с вышестоящим начальством. В нашем исследовании в эту группу включены начальники отделов и их заместители. Менеджеры среднего звена имеют высокий уровень компетентности, связанной с решением типовых управленческих задач, а также знанием структурно-функциональных особенностей организации [9]. Однако они имеют удовлетворительный уровень компетентности, связанной с организационными изменениями и стратегическим планированием. В их поведении выражены авторитарность, агрессивность, а также дружелюбие и альтруистичность, противоречиво сочетающиеся в общении.
В исследовании разработана и апробирована программа психологического сопровождения развития рефлексивного Я менеджеров.
Основные направления психологического сопровождения:
- диагностика, определение уровней развития структурных компонентов рефлексивного Я менеджеров;
- система тренингов, способствующих развитию структурно-функциональной организации рефлексивного Я менеджеров [7, 8, 10 ].
Психологическое сопровождение предполагает учет уровней развития рефлексивного Я менеджеров.
Принцип комплектования тренинговых групп основан на учете уровня развития рефлексивного Я менеджеров и соответствующих методов психологической работы.
В группах менеджеров с высоким уровнем развития рефлексивного Я (п = 33) особое внимание уделяется развитию эмоциональной уравновешенности и снижению тревожности. В тренинговых группах менеджеров со средним уровнем развития рефлексивного Я особую роль имеет тренинг а, направленный на развитие рефлексии, творческого потенциала, аналитичности мышления и сензитивности. В группах менеджеров, имеющих низкий уровень развития рефлексивного Я, целесообразно проводить тренинги, направленные на развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер личности. Психологический тренинг расширяет возможности личностной рефлексии, способствует освоению приемов глубокого анализа феноменов самосознания.
ЛИТЕРАТУРА
[1]. Агапов В.С. Изучение профессионального Я личности в когнитивной психологии // Ак-меология. 2011. № 3 (39). С. 71-78.
[2]. Агапов В.С. Концепция Я и самореализация субъекта: проблемное поле научных исследований // Акмеология. 2012. № 3 (43). С. 26-31.
[3]. Агапов В.С. Становление Я-концепции в управленческой деятельности руководителей. М.: ООО «ПКЦ Альтекс», 2012.
[4]. Агапов В.С. Системное изучение Я-концепции субъекта в российской психологии // Акмеология. 2013. № 1. С. 27-30.
[5]. Агапов В.С., Саванович В.В. Структурные особенности рефлексивного Я менеджеров. Монография. М.: ООО «ПКЦ Альтекс», 2012.
[6]. Гагарин А.В. Деятельность личности в информационно-образовательной среде: теоретико-методологические аспекты // Акмеология. 2012. № 3 (43). С. 31-37.
[7]. Кулешова Л.Н. Развитие личности в процессе компетентностного подхода в профессиональном образовании // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Сер.: Философские, социальные и естественные науки. 2010. № 3. С. 110-130.
[8]. Кулешова Л.Н. Становление и развитие ценностных приоритетов воспитания // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Сер.: Философские, социальные и естественные науки. 2010. № 5. С. 55-61.
[9]. Кулешова Л.Н. Инновационные технологии в системе послевузовского образования специалистов // Психолого-педагогические основы обучения взрослых. Ставрополь: Изд-во СтГМА, 2011. С.202-207.
[10]. КулешоваЛ.Н., ШукуеваБ.Г. Психологическая структура и содержание профессионального самоопределения формирующейся личности // Психология обучения. 2012. № 4. С. 4-15.
[11]. Мишина М.М. Феномен интеллектуальной деятельности личности (теоретико-методологические основания и особенности проявления в разновозрастной студенческой среде): монография / М.М. Мишина. М.: ИИУ МГОУ, 2013. 410 с.
[12]. Мишина М.М. Становление личностной рефлексии будущих специалистов: Монография / В.С. Агапов, М.М. Мишина, Е.И. Мишина. М.: МГОУ, 2012.
[13]. Саванович В.В. Особенности рефлексивного Я менеджера // Вестник университета. 2011. № 25. С. 36-37.
[14]. Саванович В.В. Рефлексивное Я менеджера: методология и теория исследования. Монография. М: Изд-во МГОУ, 2011.
[15]. Саванович В.В. Особенности рефлексивного Я менеджеров высшего звена // Акмеоло-гия. 2012. № 1. Специальный выпуск по материалам секции «Акмеология»У Съезда Российского психологического общества. С.89- 90.
[16]. Саванович В.В. Рефлексивное Я менеджера: опыт эмпирического исследования: Монография / Под ред. проф. В.С. Агапова. М.: МГОУ, 2012.
SYSTEM-DINAMIC PECULIARITIES OF I-MANAGER REFLECTION
Valeriy S. Agapov, Doctor of Science (Psychology). Acmeology and psychology department of professional activity RANHiGS, Moscow, Prospect Vernadskogo 84. [email protected]
Lyudmila N. Kuleshova, Doctor of Science (Psychology). Professor of RocNOU
Valery V. Savanovich, PhD (Psychology). General director of LLC «Independent Investment Company»
АBSTRACT
The article deals with I-manager reflection, as a phenomenon of consciousness, which includes cognitive, emotional, volitional and behavioral components. The levels of development of I-manager reflection were empirically identified and their comparative analysis was made for the qualitative features of the structure in different samples. Psychological features of middle
and top class I-manager reflection are established, depending on phenomenon of gender. Basic psychological forms and working methods with different levels of I-manager reflection are established, the algorithm of psychological accompaniment and practical recommendation are developed.
Keywords: self-knowledge, self-consciousness, I-manager reflection, reflection.
REFERENCES
[1]. Agapov V.S. The studying of professional I of person in cognitive psychology // Acmeology. 2011. № 3 (39). P. 71-78.
[2]. Agapov V.S. I-concept and self-realization of subject: problem field of scientific research // Acmeology. 2012. № 3 (43). P. 26-31.
[3]. Agapov V.S. I-concept development in executive management activity. M.: LLC «PKC Alteks», 2012.
[4]. Agapov V.S. The system research of I-concept of subject in Russian psychology // Acmeology. 2013. № 1.P. 27-30.
[5]. Agapov V.S., Savanovich V.V. Structural peculiarities of I-reflection managers. Monograph. M.: LLC «PKC Alteks», 2012.
[6]. Gagagrin A.V. The personal activity in info-educational sphere: theoretical-methodological aspects // Acmeology. 2012. № 3 (43). P. 31-37.
[7]. Kuleshova L.N. The development of personality in process of competence-based approach to professional education // Moscow state academy of business administration book. Series: Philosophy, social and natural science. 2010. № 3. P. 110-130.
[8]. Kuleshova L.N. Formation and development axiological priorities in education // Moscow state academy of business administration book. Series: Philosophy, social and natural science. 2010. № 5. P. 55-61.
[9]. Kuleshova L.N. Innovative technologies in the system of post-university specialist's education // Psychology-pedagogical basis of adults education. Stavropol. Publishing. StMA, 2011. P. 202-207.
[10]. Kuleshova L.N., Shukueva B.G. Psychological structure and content of professional self-determine of personal formation // Psychological education. 2012. № 4. P. 4-15.
[11]. Mishina М.М. Phenomenon ofpersonal intellectual activity (theoretical-methodological basis and peculiarities its display in mix-age environment): Monograph / M.M. Mishina. M. : IIU MGOU, 2013.
[12]. Mishina М.М. Self-reflection establishing of future experts: Monograph/ V.S. Agapov, M.M. Mishina, E.I. Mishina. M.: MGOU, 2012.
[13]. Savanovich V.V. Peculiarities of manager's self-I reflection // Vestnik yniversiteta. 2011. № 25. P. 36-37.
[14]. Savanovich V.V. Manager I reflection: methodology and theory ofresearch: Monograph. M.: Publishing MGOU, 2011.
[15]. Savanovich V.V. Peculiarities of Top management I-reflection // Acmeology. 2012. № 1. Special edition. Based on materials section «Acmeology» V Russian scientific society congress. P. 89-90.
[16]. Savanovich V.V. Manager I-reflection: experience of empiric research: Monograph / under chef editor V.S. Agapov. M.: MGOU, 2012.