УДК 316.6
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ ЧЛЕНОВ РАЗЛИЧНЫХ ДОБРОВОЛЬЧЕСКИХ ГРУПП
© 2024 М.И. Логвинова1, Т.И. Богачева2
1 старший преподаватель кафедры психологии e-mail: [email protected]
2 аспирант кафедры психологии e-mail: [email protected]
Курский государственный университет
В статье представлен анализ актуальных направлений исследований социально-психологических характеристик представителей молодежного добровольчества. Приведены результаты сравнительного эмпирического исследования социально-психологических характеристик добровольцев событийного и социального направлений добровольческой деятельности. Установлено, что показатели социабельности и доверия различны у представителей событийного и социального добровольчества. Различий не выявлено в показателях коммуникативной импульсивности и принятии добровольцами других людей. Результаты исследования позволяют глубже понять специфику определенного направления добровольческой деятельности и установить требования к социально-психологическим характеристикам кандидатов в добровольцы.
Ключевые слова: молодежь, добровольчество, социабельность, доверие, коммуникативная импульсивность, принятие других.
SOCIO-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE PERSONALITY OF MEMBERS OF VARIOUS VOLUNTEER GROUPS
© 2024 M. I. Logvinova1, T. I. Bogacheva 2
1 Senior lecturer at the Department of Psychology e-mail: landaurita @ mail. ru 2 Postgraduate student of the Department of Psychology e-mail: logtat91 @ gmail. com
Kursk State University
The article presents an analysis of current research areas of socio-psychological characteristics of representatives of youth volunteerism. The results of a comparative empirical study of the socio-psychological characteristics of volunteers in the event and social areas of volunteerism are presented. It was found that indicators of sociability and trust are different among representatives of event and social volunteerism. There were no differences in indicators of communicative impulsivity and acceptance of other people by volunteers. The results of the study allow us to better understand the specifics of a certain area of volunteer activity and establish requirements for the socio-psychological characteristics of candidates for volunteers.
Keywords: youth, volunteerism, sociability, trust, communicative impulsivity, acceptance of others.
На сегодняшний день добровольчество стало неотъемлемой частью социальной жизни общества. Оно является, с одной стороны, средством формирования социально значимых и гуманистических ценностей, с другой стороны, институтом социализации молодежи. Отметим, что в течение достаточно длительного времени в нашей стране процесс социализации молодежи происходил стихийно, и во многом благодаря добровольческой деятельности эту ситуацию удалось изменить, возродив при этом у молодежи интерес к социальным вопросам и общественным вызовам. Особенно важным видится тот факт, что в процессе приобщения молодых людей к добровольческой деятельности происходит трансформация их системы ценностей и мировоззрения, они приобретают гуманистический характер. Кроме того, посредством добровольческой деятельности молодые люди приобретают профессиональные навыки, развивают свой творческий и лидерский потенциал, а также корректируют определенные свои личностные характеристики.
Психологические исследования добровольчества достаточно всесторонне раскрывают как специфику субъектов добровольческой деятельности, так и отдельные прикладные аспекты. Причем большинство психологических исследований проведено в молодежной среде, в то время как добровольчество - это более широкое социальное явление, охватывающее как период активной трудовой деятельности человека (например, представители корпоративного волонтёрства), так и более поздние этапы его жизнедеятельности (серебряное волонтёрство). Малоисследованными также на данный момент остаются психологические характеристики представителей отдельных направлений добровольчества (например, эковолонтёрство, медиаволонтерство и др.), а также психологическое сопровождение деятельности добровольцев. Отметим, что наиболее востребованными среди психологов-исследователей являются вопросы, касающиеся личности добровольцев, их духовно-нравственной и мотивационно-потребностной сфер (Е.С. Азарова, Т.И. Богачева, У.П. Косова, Л.А. Кудринская, С.В. Курочкина, С.В. Михайлова, Ю.В. Паршина, Л.Е. Сикорская и др.) [3]. В то же время специфика групповых процессов, совместной деятельности добровольческих групп до сих пор не установлена, также недостаточно всесторонне исследованными остаются социально-психологические характеристики добровольцев, в связи с чем далее мы проанализируем актуальные на данный момент исследования социально-психологических характеристик добровольцев.
Отечественные исследователи проявляют достаточно высокий интерес к проблеме социальной активности молодежи. Так, Е.А. Шмелева, П.А. Кисляков и др. обратились в своём исследовании к проблеме просоциальной активности будущих педагогов. Авторы стремились определить доминирующие просоциальные тенденции, индивидуальные склонности к альтруистическому поведению, наиболее востребованные типы просоциального поведения, а также степень просоциальной активности студентов-педагогов. Было установлено, что у студентов-педагогов преобладает помощь другу как доминирующая альтруистическая тенденция, ведущей ценностью является забота и превалирует экстренное просоциальное поведение (которое рассматривается как отклик на ситуацию, когда кому-то требуется оказать помощь). Авторами также были обобщены мотивы и барьеры просоциальной активности молодежи, проанализирован потенциал вуза с точки зрения его возможности поддерживать добровольческие молодежные инициативы [9].
М.В. Вильева в своих работах рассматривает потенциал добровольческой деятельности в реализации социальной активности студенческой молодежи. Автор полагает, что в рамках добровольческой деятельности студенты приобретают коммуникативные навыки, учатся проявлять сочувствие, милосердие, толерантность и поддержку другим людям, что приводит к существенным изменениям их духовно-
нравственной сферы и трансформации их социокультурной деятельности. Как считает М.В. Вильева, подобного рода изменения свидетельствуют о постепенном и осознанном включении студентов в различные сферы общественной жизни и повышении уровня их социальной активности [5].
Изучением регулятивных и мировоззренческих факторов различных форм социальной активности молодежи занималась Е.Е. Бочарова. Как было установлено, в структуре социальной активности учеников старших классов преобладают досуговая, интернет-сетевая и образовательно-развивающая формы социальной активности, в то время как для студентов характерно доминирование социально-экономической и социальной форм активности. Автор пришла к выводу о наличии тенденции к дифференциации регулятивных и мировоззренческих факторов актуализации разных форм социальной активности молодежи. Например, в выборке учеников старших классов установлено преобладание регулятивных факторов актуализации образовательно-развивающей, интернет-сетевой, досуговой, альтруистической, радикально-протестной, протестной, субкультурной и социально-экономической форм активности. При этом у студентов преобладает автономный стиль планирования и контролирования задач, что проявляется в большей степени устойчивости мировоззренческих факторов актуализации гражданской, социально-политической и альтруистической форм активности и ограничении субкультурной активности [4].
На наш взгляд, важной психологической характеристикой для добровольца является доброжелательность. В психологической литературе доброжелательность рассматривается в рамках психологии нравственного развития личности и понимается как интегративное качество личности, воспитываемое в процессе ее духовно-нравственного развития [6]. Исследованием одного из наиболее значимых личностных качеств добровольца - доброжелательности занимался коллектив авторов под руководством С.В. Агафоновой. Цель исследования заключалась в установлении различий в показателях доброжелательности добровольцев, обусловленных полом, стажем добровольческой деятельности, а также в определении особенностей проявления доброжелательности и психологических характеристик, связанных с ней и оказывающих влияние на осуществление добровольческой деятельности. Авторы пришли к выводу, что уровень развития доброжелательности студентов-добровольцев детерминируется уровнем развития их нравственной сферы, зависит от стажа добровольческой деятельности и степени их религиозности. Как было установлено, у добровольцев с увеличением стажа добровольческой деятельности показатели доброжелательности становятся выше, а количество безнравственных выборов уменьшается. Кроме того, было выявлено, что показатели доброжелательности у девушек-добровольцев выше, чем у юношей, поэтому развитие доброжелательности в большей степени актуально для добровольцев - представителей мужского пола [1].
Одной из важнейших психологических характеристик добровольцев, на наш взгляд, является их коммуникативная компетентность, которая находит отражение в коммуникабельности и степени сформированности коммуникативных навыков добровольца, во многом определяющих эффективность деятельности типа «человек-человек». В этом контексте хотелось бы обратить внимание на исследование А.А. Кузнецовой и Н.А. Соловьевой, посвященное изучению динамики психологических характеристик личности студента в процессе осуществления профессионально ориентированной добровольческой деятельности. Авторы установили наличие положительной динамики психологических характеристик и профессиональных компетенций у студентов-медиков под влиянием их постоянной и длительной включенности в добровольческую деятельность. Исследователи обращают внимание на особую значимость положительной динамики следующих черт
личности студентов-добровольцев: ориентация на гуманистические ценности, сформированность мотивации помощи, развитые коммуникативные навыки и эмпатия. Представляет значимость вывод авторов о том, что уровень развития профессионально значимых качеств у студентов-добровольцев эволюционировал благодаря их постоянной и длительной включенности в профессионально ориентированную добровольческую деятельность [7].
Как мы видим, социально-психологические характеристики добровольцев на данный момент остаются недостаточно всесторонне изученными. При этом именно данная группа личностных характеристик во многом определяет как эффективность совместной деятельности, так и продуктивность межличностного взаимодействия добровольцев.
Нами было осуществлено эмпирическое исследование, целью которого стало изучение социально-психологических характеристик добровольцев различных направлений активности (на примере социального и событийного добровольчества).
Гипотезой исследования стало предположение о том, что социально-психологические характеристики добровольцев событийного направления добровольческой деятельности имеют особенности по сравнению с социально-психологическими характеристиками представителей социального направления.
Выборку исследования составили студенты ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», занимающиеся добровольческой деятельностью и относящиеся к двум направлениям добровольчества: социальное (студенты-добровольцы факультета педагогики и психологии) и событийное (студенты факультета физической культуры и спорта и члены профкома КГУ). Общий объем выборки составил 97 респондентов, среди которых 46 - представители социального добровольчества (оказание помощи нуждающимся в ней категориям граждан -инвалидам, воспитанникам детских домов, детям с ОВЗ, животным и т.д.) и 51 -событийного (помощь в организации и проведении культурных, спортивных событий).
Методический блок исследования включил методику диагностики социабельности [2], шкалу доверия Розенберга, методику диагностики принятия других (по шкале Фея) и методику диагностики коммуникативной импульсивности (В. А. Лосенков) [8]. Установление статистически значимых отличий осуществлялось на основе применения непараметрического и-критерия Манна-Уитни. Результаты эмпирического исследования социально-психологических характеристик добровольцев различных направлений активности позволили констатировать факты, изложенные ниже.
Исследование социабельности представителей социального добровольчества позволило установить преобладание у данной группы исследуемых уровня развития социабельности выше среднего (35%). 24% добровольцев обладают высоким уровнем анализируемого референта, средний уровень социабельности выявлен у 29% представителей социального добровольчества, низкий уровень характерен для 12%. На основании результатов эмпирического исследования справедливо заключить, что у добровольцев, относящихся к социальному направлению, преобладает уровень развития социабельности выше среднего, что указывает на тот факт, что данная группа исследуемых достаточно продуктивно выстраивает межличностные отношения, при этом периодически испытывая определенные трудности в процессе организации и осуществления добровольческой деятельности.
Далее проанализируем результаты исследования показателей социабельности добровольцев - представителей событийного добровольчества. Как было установлено, большинство исследуемых обладают средним уровнем социабельности (42%), однако уровень развития выше среднего у 31% представителей событийного добровольчества.
Отметим, что высокий уровень развития социабельности у 9%, низкий - у 18% в данной группе добровольцев. Таким образом, можно утверждать, что среди добровольцев, являющихся представителями событийного добровольчества, характерно доминирование среднего уровня развития социабельности. Подобные результаты позволяют констатировать, что данная группа добровольцев не всегда умеет продуктивно выстраивать взаимодействие с окружающим социумом и может иметь трудности в процессе социальной адаптации.
Статистический анализ показал наличие значимых отличий в показателях социабельности добровольцев событийного и социального добровольчества (Ц=2 127; р<0,01), в связи с чем справедливо предположить, что в рамках различных направлений добровольческой деятельности заключен разный потенциал для развития адаптационных и перцептивно-интерактивных навыков молодежи.
Применение методики диагностики принятия других позволило установить следующее: у представителей социального добровольчества доминирует средний уровень с тенденцией к высокому (41%), почти каждый пятый исследуемый обладает средним уровнем с тенденцией к низкому (19%), при этом низкий характерен для 13%, а высокий для 27%. Как мы видим, у большинства представителей социального добровольчества сформировано позитивное отношение к другим людям, что особенно значимо для данного направления добровольчества, где помогающее поведение предполагает не только физическую помощь, но и психологическую поддержку. Отметим, что принятие себя для добровольцев является психологической основой в принятии других, в связи с чем можно говорить о том, что у представителей социального добровольчества сформировано достаточно позитивное отношение как к себе, так и в отношении других людей.
Анализ показателей принятия других у добровольцев событийного направления позволил установить преобладание у них среднего уровня с тенденцией к высокому (51%), при этом средний уровень с тенденцией к низкому характерен для 23% исследуемых, низкий уровень в данной группе исследуемых также имеет достаточно большую степень представленности - он выявлен у 19%, в то время как высокий уровень свойственен лишь для 7%. Итак, как было установлено, для представителей событийного добровольчества свойственен преимущественно средний с тенденцией к высокому уровень принятия других, что позволяет заключить, что у большинства добровольцев данного направления сформировано позитивное отношение к другим людям.
Применение статистического анализа не выявило наличие достоверных отличий в показателях принятия других у представителей событийного и социального добровольчества (и=1 386,3, р>0,05), в связи с чем можно констатировать, что добровольческой деятельностью занимается молодежь, у которой в достаточной степени сформировано позитивное отношение к другим людям.
Далее перейдем к анализу результатов исследования коммуникативной импульсивности добровольцев - представителей социального и событийного добровольчества. Отметим, что в первой группе (социальное добровольчество) исследуемых превалирует средний уровень развития коммуникативной импульсивности (67%), высокий уровень свойственен для 13%, а низкий - для 20%. Сходные результаты получены в отношении представителей событийного добровольчества. Среди анализируемой группы исследуемых доминирует также средний уровень (59%), при этом высокий уровень выявлен у 15%, а низкий - у 26%. Статистический анализ не выявил значимых отличий в показателях коммуникативной импульсивности добровольцев событийного и социального добровольчества (и=1 298,4, р>0,05). Такие результаты исследования позволяют сделать вывод о том,
что добровольцами в событийном и социальном направлении добровольческой деятельности становятся молодые люди, которые последовательны, целеустремлены, умеют прилагать волевые усилия и контролировать свое эмоциональное состояние в ситуациях межличностного взаимодействия.
Последней социально-психологической характеристикой, изученной нами в рамках данного исследования, стало доверие, которое следует понимать как тип взаимоотношений между людьми, основанный на уверенности в порядочности другого человека. Согласно результатам исследования, для представителей социального добровольчества свойственен преимущественно высокий уровень доверия - 45%, немного меньше исследуемых имеет средний его уровень (44%) и почти каждый десятый (11%) - низкий. Интересны результаты исследования уровня доверия представителей событийного направления добровольчества. У большинства исследуемых доминирует средний уровень доверия (61%), при этом достаточное большое количество исследуемых (30%) имеют низкий уровень и только 9% - высокий. Статистический анализ показал наличие достоверных отличий в показателях анализируемых групп (U=2 685,2, p<0,01), что дает возможность утверждать, что добровольцы социального направления в большей мере склонны доверять другим людям, чем добровольцы событийного направления.
Подводя итог результатам эмпирического исследования социально-психологических характеристик личности членов различных добровольческих групп, остановимся на наиболее значимых из них.
• Представители социального и событийного добровольчества имеют как сходства, так и отличия в их социально-психологических характеристиках, что можно связать с тем, что добровольцами становятся индивиды, имеющие сходные личностные характеристики, с одной стороны, а с другой стороны, направление добровольческой деятельности в некоторой степени детерминирует специфику их личностных характеристик.
• Добровольцами социального направления является молодежь, обладающая преимущественно средним уровнем развития тенденции к принятию других, средним уровнем коммуникативной импульсивности, высоким уровнем доверия и уровнем развития социабельности выше среднего. Такие результаты свидетельствуют о том, что представители социального добровольчества в значительной степени ориентированы на межличностные отношения, социальное взаимодействие в рамках осуществляемой добровольческой деятельности и имеют в достаточной степени сформированный психологический потенциал для этого.
• Представители событийного добровольчества обладают преимущественно средним уровнем развития тенденции к принятию других, средним уровнем коммуникативной импульсивности, средним уровнем доверия и средним уровнем развития социабельности. На основании полученных результатов справедливо утверждать, что добровольцы событийного направления обладают достаточной степенью развития социально-психологических характеристик, которые позволят им эффективно осуществлять добровольческую деятельность в рамках их направленности активности - участие в организации и проведении спортивных мероприятий различного уровня.
• Установлены статистически значимые отличия в таких социально-психологических характеристиках представителей событийного и социального направлений добровольчества, как социабельность и доверие. В то же время значимых различий не выявлено по таким референтам, как принятие других и коммуникативная импульсивность, на основании чего можно сделать вывод о том, что добровольцами становятся молодые люди, умеющие в достаточной степени контролировать свое
эмоциональное состояние и обладающие позитивным отношением к другим людям. При этом степень включенности добровольцев в социальную микросреду отличается в добровольческих объединениях различной направленности, так же как и степень доверия к другим людям.
Таким образом, сравнительное исследование социально-психологических характеристик добровольцев социального и событийного направлений добровольческой деятельности позволило установить как наличие определенных сходств в показателях изучаемых эмпирических референтов, так и различия в них: у представителей событийного направления ниже показатели доверия и выше показатели социабельности в сравнении с добровольцами социального направления добровольческой деятельности.
Осуществленное эмпирическое исследование позволило более глубоко проанализировать специфику личности добровольцев разных направлений добровольчества, дало возможность установить наличие отличий в их социально-психологических характеристиках, что способствует созданию целостного представления о личности добровольца, включенного в определенный вид добровольческой активности. Результаты и выводы исследования представляют интерес как для психологов-ученых, так и для психологов-практиков, работающих с молодёжными добровольческими объединениями с целью профотбора и психологического сопровождения деятельности добровольческих объединений, а также для широкого круга лиц, в той или иной степени взаимодействующих с представителями добровольчества для повышения эффективности их межличностного взаимодействия.
Библиографический список
1. Агафонова, С. В. Доброжелательность как нравственное качество студентов-волонтеров / С. В. Агафонова, Н. Г. Брюхова, Б. В. Кайгородов // Мир науки. Педагогика и психология. - 2023. - Том 11. - № 2. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/14PSMN223.pdf (дата обращения: 16.11.2023).
2. Богачева, Т. И. Исследование социабельности как личностной характеристики лидера: построение опросника и его валидизация / Т. И. Богачева // Экспериментальная психология. - 2021. - Том 14. - № 4. - С. 76-89.
3. Богачева, Т. И. К вопросу об исследовании мотивации представителей добровольческих объединений / Т. И. Богачева, М. И. Логвинова // Осознание Культуры - залог обновления общества. Перспективы развития современного общества: материалы XX Всероссийской научно-практической конференции, Севастополь, 12-13 апреля 2019 года. - Севастополь: Рибест, 2019. - С. 165-168.
4. Бочарова, Е. Е. Регулятивные и мировоззренческие факторы различных форм социальной активности молодежи / Е. Е. Бочарова // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. - 2018. - №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regulyativnye-i-mirovozzrencheskie-faktory-razlichnyh-form-sotsialnoy-aktivnosti-molodezhi (дата обращения: 16.11.2023).
5. Вильева, М. В. Волонтерская деятельность как инструмент реализации социальной активности студенческой молодежи / М. В. Вильева // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2021. - № 199. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/volonterskaya-deyatelnost-kak-instrument-realizatsii-sotsialnoy-aktivnosti-studencheskoy-molodezhi (дата обращения: 23.11.2023).
6. Дмитриева, Е. В. Воспитание доброжелательности в системе духовно-нравственного развития личности / Е. В. Дмитриева // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - № 6(67). - С. 100-102.
7. Кузнецова, А. А. Динамика психологических характеристик личности студента в процессе профессионально-ориентированной волонтерской деятельности / А. А. Кузнецова, Н. А. Соловьева // Образование и наука. - 2018. - №7. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-psihologicheskih-harakteristik-lichnosti-studenta-v-
protsesse-professionalno-orientirovannoy-volonterskoy-deyatelnosti (дата обращения:
22.11.2023).
8. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - Москва: Издательство Института Психотерапии. 2002. - 490 с.
9. Шмелева, Е. А. Просоциальная активность будущих педагогов / Е. А. Шмелева, П. А. Кисляков, Л. В. Стародубцева, Н. Ю. Прияткина // Вестник Мининского университета. - 2021. - №4 (37). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/prosotsialnaya-aktivnost-buduschih-pedagogov (дата обращения: 16.11.2023).