Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СПЛОЧЕННОСТЬ КОЛЛЕКТИВА УЧЕБНЫХ ГРУПП КУРСАНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СПЛОЧЕННОСТЬ КОЛЛЕКТИВА УЧЕБНЫХ ГРУПП КУРСАНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / СПЛОЧЕННОСТЬ / ГРУППА / КОЛЛЕКТИВ / СТУДЕНТ / КУРСАНТ / ВОЕННЫЙ ВУЗ / СПОРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еганов Александр Васильевич, Цветков Сергей Владимирович

Коллектив курсантов военных вузов представляет собой одну из многих разновидностей социальных общностей, которые образуются благодаря общению и взаимодействию в ходе совместной деятельности. Решение проблемы сплоченности коллектива является наиболее значимым в условиях мирного и военного времени. Научная новизна исследования состоит в выделении трех социально-психологических факторов: личностных качеств, социальной среды и результативных, влияющих на сплоченность коллектива учебных групп курсантов. Практическая значимость заключается в определении направленности педагогических воздействий, способствующих повышению результативных факторов сплоченного коллек-тива курсантов: психологического климата, общественной, политической активности; успешности в совместной деятельности; успеваемости в учебе; профессиональных и специ-альных знаний. Цель исследования: изучить социально-психологические факторы, влияю-щие на сплоченность коллектива курсантов. Материалы и методы исследования. В пер-вичном исследовании принимали участие курсанты военных вузов. Была проведена диагно-стика по тесту самооценки сплоченности групп по десятибалльной шкале. Диагностированы 142 курсанта 1-5-го курсов со спортивной квалификацией в пределах III спортивного разря-да. Расчеты межгрупповых различий с крайними проявлениями сплочённости коллектива проводились по t-критерию Стьюдента для независимых выборок. Результат. В работе да-но определение понятия «социально-психологическая сплочённость коллектива курсантов». Факторы социально-психологической сплочённости коллектива курсантов классифициро-ваны на три группы: личностные качества; факторы социальной среды, влияющие на спло-ченность коллектива курсантов; результативные факторы. Заключение. К личностным каче-ствам, направленным на создание сплоченности коллектива учебных групп курсантов сле-дует отнести: дружелюбие взаимоотношений; общительность; инициативность работы в де-лах коллектива курсантов; наличие среди окружающих друзей и знакомых; чувство коллек-тивизма; взаимную поддержку в социальной среде; самостоятельность в жизненных ситуа-циях. Факторы социальной среды, влияющие на сплоченность коллектива, включают: удо-влетворенность психологической атмосферой в коллективе, адаптацию в социальной груп-пе, психологический климат. К результативным факторам сплоченного коллектива относят-ся: высокие значения интегрального показателя психологического климата; общественно-политическая активность; успешность в совместной деятельности; успеваемость в учебе; профессиональные и специальные знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Еганов Александр Васильевич, Цветков Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL FACTORS AFFECTING THE COHESION OF THE TEAM OF TRAINING GROUPS OF CADETS

The collective of cadets, studying at military universities is one of the many varieties of social com-munities, formed through communication and interaction in the course of joint activities. Solving the team cohesion problem is the most significant in peacetime and wartime conditions. The scientific novelty of the study lies in the identification of three socio-psychological factors: personal qualities, social environment and results that affect the cohesion of the team of training groups of cadets. The practical significance lies in determining the direction of pedagogical influences that contribute to the improvement of cadets’ a close-knit team effective factors: the psychological climate, social, po-litical activity; success in joint activities; academic achievement; professional and specialized knowledge. Research aim: to study the social-psychological factors affecting the cadets' team cohe-sion. Materials and methods. Cadets, studying at military universities took part in the primary study. Diagnostics on the self-assessment test of group cohesion was carried out on a ten-point scale. According to this test, 142 cadets of 1-5 courses were diagnosed, with sports qualifications within the III sports grade. Calculations of intergroup differences with extreme manifestations of team cohesion were carried out according to the Student's t-criterion for independent samples. Re-sults and discussion. The concept of social-psychological cohesion of the cadets' collective is de-fined in the research work. The cadets' collective social-psychological cohesion factors are classified into three groups: personal qualities, social environment affecting the cadets' collective cohesion and productive factors. Conclusion. The personal qualities aimed at fostering the cohesion of the cadets' study groups collective should include: friendliness of relationships; sociability; initiative work in the cadets' collective affairs; the presence of friends and acquaintances among others; a sense of col-lectivism; mutual support in the social environment and independence in life situations. Factors of the social environment, affecting the team cohesion include: satisfaction with the psychological at-mosphere in the team, adaptation in the social group and psychological climate. A cohesive team effective factors include: high values of the integral indicator of psychological climate; social, politi-cal activity; success in joint activities; academic performance; professional and special knowledge.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СПЛОЧЕННОСТЬ КОЛЛЕКТИВА УЧЕБНЫХ ГРУПП КУРСАНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ»

УДК 796+378.1+159.96 DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-2-131-137

Социально-психологические факторы, влияющие на сплоченность коллектива учебных групп курсантов на занятиях физической подготовкой

Еганов А.В■'*, Цветков С.В.2

1 Уральский государственный университет физической культуры

г. Челябинск, Россия ORCID:0101-0102-6060-5381, eganov@bk.ru* 2Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных Сил Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и ЮА. Гагарина в г. Челябинске

г. Челябинск, Россия ORCID 0000-0003-0130-0489, iamgg45@mail.ru

Аннотация: Коллектив курсантов военных вузов представляет собой одну из многих разновидностей социальных общностей, которые образуются благодаря общению и взаимодействию в ходе совместной деятельности. Решение проблемы сплоченности коллектива является наиболее значимым в условиях мирного и военного времени. Научная новизна исследования состоит в выделении трех социально-психологических факторов: личностных качеств, социальной среды и результативных, влияющих на сплоченность коллектива учебных групп курсантов. Практическая значимость заключается в определении направленности педагогических воздействий, способствующих повышению результативных факторов сплоченного коллек-тива курсантов: психологического климата, общественной, политической активности; успешности в совместной деятельности; успеваемости в учебе; профессиональных и специ-альных знаний. Цель исследования: изучить социально-психологические факторы, влияю-щие на сплоченность коллектива курсантов. Материалы и методы исследования. В первичном исследовании принимали участие курсанты военных вузов. Была проведена диагностика по тесту самооценки сплоченности групп по десятибалльной шкале. Диагностированы 142 курсанта 1-5-го курсов со спортивной квалификацией в пределах III спортивного разряда. Расчеты межгрупповых различий с крайними проявлениями сплочённости коллектива проводились по t-критерию Стьюдента для независимых выборок. Результат. В работе да-но определение понятия «социально-психологическая сплочённость коллектива курсантов». Факторы социально-психологической сплочённости коллектива курсантов классифицированы на три группы: личностные качества; факторы социальной среды, влияющие на сплоченность коллектива курсантов; результативные факторы. Заключение. К личностным каче-ствам, направленным на создание сплоченности коллектива учебных групп курсантов следует отнести: дружелюбие взаимоотношений; общительность; инициативность работы в делах коллектива курсантов; наличие среди окружающих друзей и знакомых; чувство коллективизма; взаимную поддержку в социальной среде; самостоятельность в жизненных ситуациях. Факторы социальной среды, влияющие на сплоченность коллектива, включают: удовлетворенность психологической атмосферой в коллективе, адаптацию в социальной группе, психологический климат. К результативным факторам сплоченного коллектива относятся: высокие значения интегрального показателя психологического климата; общественно-политическая активность; успешность в совместной деятельности; успеваемость в учебе; профессиональные и специальные знания.

Ключевые слова: психологические факторы, социальные факторы, сплоченность, группа, коллектив, студент, курсант, военный вуз, спорт.

Для цитирования: Еганов А.В.*, Цветков С.В. Социально-психологические факторы, влияющие на сплоченность коллектива учебных групп курсантов. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(2): 131-137. DOI: 10.14526/20704798-2023-18-2-131-137.

Socio-psychological factors affecting the cohesion of the team of training

Aleksandr V. Eganov1*, Sergey V. Tsvetkov2

1 Ural State University of Physical Culture Chelyabinsk, Russia ORCID:0101-0102-6060-5381, eganov@bk.ru* 2Branch of the Military Educational and Scientific Center of the Air Force "N.E. Zhukovskiy I Yu. A.

Gagarin Air Force Academy " in Chelyabinsk Chelyabinsk, Russia ORCID 0000-0003-0130-0489, iamgg45@mail.ru

Absract: The collective of cadets, studying at military universities is one of the many varieties of social com-munities, formed through communication and interaction in the course of joint activities. Solving the team cohesion problem is the most significant in peacetime and wartime conditions. The scientific novelty of the study lies in the identification of three socio-psychological factors: personal qualities, social environment and results that affect the cohesion of the team of training groups of cadets. The practical significance lies in determining the direction of pedagogical influences that contribute to the improvement of cadets' a close-knit team effective factors: the psychological climate, social, political activity; success in joint activities; academic achievement; professional and specialized knowledge. Research aim: to study the social-psychological factors affecting the cadets' team cohe-sion. Materials and methods. Cadets, studying at military universities took part in the primary study. Diagnostics on the self-assessment test of group cohesion was carried out on a ten-point scale. According to this test, 142 cadets of 1-5 courses were diagnosed, with sports qualifications within the III sports grade. Calculations of intergroup differences with extreme manifestations of team cohesion were carried out according to the Student's t-criterion for independent samples. Results and discussion. The concept of social-psychological cohesion of the cadets' collective is de-fined in the research work. The cadets' collective social-psychological cohesion factors are classified into three groups: personal qualities, social environment affecting the cadets' collective cohesion and productive factors. Conclusion. The personal qualities aimed at fostering the cohesion of the cadets' study groups collective should include: friendliness of relationships; sociability; initiative work in the cadets' collective affairs; the presence of friends and acquaintances among others; a sense of col-lectivism; mutual support in the social environment and independence in life situations. Factors of the social environment, affecting the team cohesion include: satisfaction with the psychological at-mosphere in the team, adaptation in the social group and psychological climate. A cohesive team effective factors include: high values of the integral indicator of psychological climate; social, politi-cal activity; success in joint activities; academic performance; professional Keywords: means of tourism, youth, physical activity, health.

Для цитирования: Alexander V. Eganov*, Sergey V. Tsvetkov Socio-psychological factors affecting the cohesion of the team of training groups of cadets. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(2): 131-137. DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-2-131-137.

Введение торый обеспечивает процессы взаимодействия,

Проблема формирования психологической общения, ока-зания помощи и поддержки, со-сплочённости коллектива курсантов находится гласования совместных усилий при решении об-в сфере внимания в исследованиях по военной щих учебных задач. Воинский коллектив - это педагогике, психологии, социоло-гии. Курсан- социальная общность военнослужащих, объеди-ты военных вузов как будущие защитники От- ненных об-щей деятельностью, единством идео-ечества всегда являются членами воинского логии, морали и воинского долга. коллектива и учебных групп. Любой коллектив Сплоченность - один из объединяющих под-представляет собой одну из мно-гих разновид- разделение факторов. Определяется ос-новны-ностей социальных общностей, которые обра- ми переменными - уровнем взаимной симпа-зуются благодаря общению и вза-имодействию тии в межличностных отношениях и сте-пенью людей в ходе совместной деятельности [1, 2, 3]. привлекательности группы для ее членов [4]. По отношению к коллектив-ной деятельности Сплоченность воинского коллектива, учебной психология коллектива представляет собой ком- группы, взвода проявляется во всех областях плекс социально-психологических условий, ко- жизнедеятельности и является важ-нейшим

фактором его боеготовности, высокой воинской дисциплины, служебной эффек-тивности [5].

Важным признаком сплоченности воинского коллектива, отмечают А.В. Барабанщи-ков, В.П. Давыдов, Э.П. Утлик, Н.Ф. Феденко [1], является система социально-психологических отношений, которые формируются на основе различных форм общения и служат звеном, которое связывает их в единый социальный организм. Коллектив военно-служащих также характеризуется здоровым социально-психологическим климатом, спло-ченностью, дисциплиной и политико-моральным состоянием.

Социально-психологическая сплочённость коллектива курсантов военного вуза как социального института во многом зависит от качества взаимоотношений, от того, в какой мере они соответствуют требованиям воинских уставов, нормативным правовым актам Ми-нистерства обороны, нормам нравственности, уставным отношениям, чувству долга, чести [1], проявляющихся в психологических особенностях личности [6], влияния слаженности коллективной деятельности, направленных на удовлетворение жизненно необходимых по-требностей личности, обеспечения здорового образа жизни [5, 3].

Наиболее значимыми факторами сплоченности воинских коллективов, по результатам исследования И.С. Радковец, являются: стиль руководства, выполнение единых задач, практическая деятельность должностных лиц по сплочению коллектива, взаимопомощь и поддержка, взаимопонимание, авторитет командира, характер межличностных взаимоотношений, личностные качества офицеров, социально-психологический климат, единство мнений, традиции, постоянство состава группы, соблюдение законности в служебной деятельности, общность интересов вне службы [8]. Наличие тех или иных личностных качеств у членов коллектива в молодежной среде влияет на отношения, складывающиеся в его внутренней структуре, придает коллективу определенную особенность, способствующую дружелюбию и единодушию или препятствующую (дезинтеграции) его сплочению в совместной деятельности.

Важным фактором социально-психологической сплоченности коллектива и нравственной поддержки коллектива является поддержание хорошего климата и недопустимость насмешек [9].

На межличностные отношения коллектива учебных групп курсантов военных вузов могут влиять социально-педагогические условия: социальные, культурные, этнические, а также специфические: климат отношений в подразделении; состояние ценностно-мотивационной

сферы, направленность информационной культурной среды; организацион-но-педагогические условия. При этом система межличностных отношений в коллективе курсантов в силу своей внутренней психологической обусловленности чаще складывается стихийно, следовательно, организационно не оформлена, особенно в начальный период обучения в военно-учебном заведении [2].

Таким образом, проблема сплоченности учебных групп, взводов является актуальной. Ее решение во многом определяется готовностью и интересом отдельных групп курсантов повысить коммуникативную культуру. Решение данной проблемы жизненно необходимо, так как она является наиболее значимым условием в совершенствовании и оздоровлении всех сторон жизнедеятельности обучающихся. Направление исследования по выявлению социально-психологических факторов сплоченности коллектива курсантов актуально и тре-бует дальнейшего изучения.

Цель исследования: изучить социально-психологические факторы, влияющие на сплоченность коллектива учебных групп курсантов, обучающихся в военных учреждениях.

Материалы и методы

Для достижения цели была проведена диагностика по тесту самооценки сплоченно-сти коллектива, выраженной в баллах [10, с. 120], групп курсантов вузов ЧВВАКИУ, ЧЮИ, ЧВВА-КУШ. Респонденты должны были по каждому параметру выказать свое мнение по степени выраженности сплоченности коллектива по десятибалльной шкале. По этому тесту были диагностированы 142 курсанта 1-5-го курсов в возрасте 19,6 лет с ростом 177,2 см, массой тела 69,5 кг и спортивной квалификацией в пределах III спортивного разряда. Сплоченность группы (n=71) высокая оценивалась в 10-8 баллов; сплоченность группы низ-кая - менее 61 балла (n=45). Средний уровень в 7 баллов в количестве 26 курсантов в расчет не принимался. Расчеты достоверности межгрупповых различий с крайними проявлениями сплочённости и последующей их педагогической интерпретацией проводились по t-критерию Стьюдента для независимых выборок с применением пакета статистического анализа MS Excel.

Результаты и обсуждение

В исследовании, используя данные литературы [1, с. 63, 4, 5, 8, 11], мы опирались на следующее определение психологической сплочённости группы курсантов военных вузов:

социально-психологическая сплочённость

коллектива курсантов военных вузов - это интегральное, полифункциональное социально-психологическое понятие, раскрывающее особенности системы межличностных отношений при непосредственном контакте друг с другом, препятствуя либо обеспечивая успешное и благоприятное протекание процессов группообра-зования; характеризующее степень единства целей, мотивов общественных мне-ний и действий социальной и психологической совместимости членов группы, их нрав-ственного единства; объединяющее общие мнения, совпадение характеров, интересов, склонностей в условиях свободного выбора вариантов поведения. Наиболее яркими харак-теристиками проявления психологической сплочённости коллектива курсантов являются: единство, доброжелательность, общительность, отзывчивость, внимательное отношение к другим, дружелюбие, справедливость и др.

Критерии дифференциации коллективов курсантов носят традиционный характер приобретенных благоприятных повторяющихся отношений и ставших благодаря этому при-выч-ными, определенными формами организации политико-воспитательных мероприятий и видами совместной деятельности в быту и на отдыхе, умению работать в воинском коллек-тиве, создающие в группе, взводе условия реализации делового ритма жизни, способствую-щие психологической сплочённости коллектива.

Высокий уровень психологической сплочённости коллектива курсантов отражает наилучшую степень интегрированности группы для совместной деятельности. Благодаря этим связям объединённая группа функционирует как целостный социальный организм, имеющий общие цели и способы их достижения, принятые как личностно-ценные компе-тенции всеми членами группы.

Результаты статистических сравнений двух

групп курсантов с высоким и низким уровнем социально-психологической сплочённости коллектива учебных групп и их факто-ры представлены в таблице. Факторы социально-психологической сплочённости коллекти-ва курсантов нами классифицированы на три группы: личностные качества; факторы, вли-яющие на сплоченность коллектива, и результативные.

В группе личностных качеств достоверные 0:=7,94-2Д3, при Р<0,05-0,001) с более высокими значениями по сравнению с низким уровнем социально-психологической спло-чённости коллектива курсантов выявлены по таким переменным, как дружелюбие взаимо-отношений; общительность (легко вступающий в общение с другими людьми); инициатив-ность работы в делах коллектива курсантов; наличие друзей и знакомых среди окружаю-щих; чувство коллективизма; взаимная поддержка в социальной среде, создающая условия для социализации; самостоятельность в жизненных ситуациях.

Более низкие достоверные значения средней величины выявлены по переменной «индивидуализм». Это означает, что если курсант свои интересы ставит выше других, про-являя индивидуализм, то это следует считать отрицательным фактором, а сплоченность кол-лектива курсантов уменьшается.

К факторам социальной среды, влияющим на сплоченность коллектива курсантов, следует отнести: удовлетворенность психологической атмосферой в коллективе курсантов; адаптацию (социализацию) к группе незнакомых людей, предполагающую осмысление сво-его приспособления к социально-психологической социальной среде и как результат внеш-него воздействия, не зависящего от собственных векторов развития личностных качеств курсанта; социальный статус как положение в обществе и отношение окружающих.

Таблица

Результаты статистического сравнения групп курсантов с высоким и низким уровнем социально-психологической сплочённости коллектива

Фи-: п'-ри «црпв шпнпшй ги Ц|-.1.1':к:и[ы курсаигоп Сплоченность киллсспша 1

виюакая. □-71 [||[1Еи. о-45

Сплочсеинсть саллскпспа учетных групп кур^аЕгп» к.чаю.от Е.К (1.01

.Ъгпюгпшс вчгп курешгтов

1. Дружелюбие винмаотпсшеысш в ни ■.■ г. ■¡Я1-И7Ж 7,94 (1.01

2.1 Нцпшшкп нлыя^з 2,53 (1.01

Пащрпвосп paLV.ii и и ^слах. ki.vi.-j к 1 ип 1 Н.1М1К 7Л ¿0.32 2,47 (1.02

4. Наличие друкй и шавонде иер^атошх 7ЛИ0.37 2.К4 (1.01

Л. Чувства сахтст 1сн1пма К.01±0Л5 2131 (1.02

6. ]1иим|щ ш.ткржка Ы НО. 14 ft.HiO.32 7,14 (1.01

7. Сввспптавнть в ззпипших емп]врв Н.Т^й.и 2.1Й (1.05

У. ] 1 м.и:м::пллты ■2.13 (1.01

Фи; мри ссслилынж среди. 1 ■.■ мчю 111 и^ ыа сшптсп соллскпспа курсит

9. Удовлетворенность пслх.скнписскпЛ .гтаосф^рспЬ 7.4310.17 я.и (1.01

1 Ж Л.111Г 1 ЗЦШ 11>р|1СМОСиОЛСЕМК?) X ЕШВОН Ер<ЧЕ H-17iQ.il ft.9ftiO.3S 2.КЙ (1.01

1 1. С'ацшлышЛ статут в грушж Н.ШО.!« 1.1 С (1.04

РпуЛЬТаЛЮИЫи СЛцЮрЫ ОЬН'КИЕН^ГИ срл-сктсва Еур^аЕгп»

12. 1гакант?ль псмквлогнчссео^ елн< ит Kil.iiQ.tfft 1и 3 (1.01

ОощсктвсЕшаа. пипит'юскап актовЕн^ть 7,151(1.25 ft.Z7i0.3l 2,24 (1.03

14. УсНеШЕЮСТЪ в ь'ОПЧСС ИМИ .^сл тел ьи оста н^а^а.за (и:ю.зо 5,55 (1.01

13. Усисвасчость в учебе в ислш 7Д 41(1.14 ft.5HiO.3l 2,49 (1.01

[.(у 1с<а1>11я мрифсссиаилльпис. спсцмальишс 7Л5Ю.17 ДОеВДЯ 3,27 (1.01

17. См оргн В1 ил К1ы.'11[фв11^|[|в1я 27.1±3. и 3J.tti3.76 ■1,10 (1.2«

I [рнисчдннс: .Т±пг- среднее ■■ ■ 1т 1 ствндзртЕшл оисиока средней величины; диух-выборемныи [-т по критерию СтьюдентА ■зпнша выборок' - уровень достоверности между групшын

К результативным факторам (приносящим положительный результат) сплоченности коллектива учебных групп курсантов относятся более высокие достоверные значения пока-за-телей: интегрального показателя психологического климата, определяющегося суммой баллов в ответах по всем переменным, характеризующим психологическую атмосферу кол-лектива учебных групп курсантов; общественная, политическая активность; успешность в совместной деятельности; успеваемость в учебе; профессиональные и специальные знания. При этом следует отметить, что спортивная квалификация курсантов не влияет на сплочен-ность коллектива учебных групп.

Хотелось бы остановиться на показателе, характеризующем военные профессиональ-ные знания как интегральном и результативном факторе учебы в военном учреждении.

Военные профессиональные знания - это интегральный уровень профессиональных компетенций, необходимых военнослужащим сведений, понятий и представлений о пред-метах, явлениях действительности для практической военной деятельности. Определяется способностью решать профессиональные задачи, возникающие в учебной и в реальных си-туациях боевой деятельности с использованием знаний и опыта. Качественными характери-стиками знаний военнослужащих являются: глубина ос-

воения сложных явлений, позволя-ющая обеспечить их действенность в практических операциях; гибкость как способность творчески использовать знания; прочность сохранения и устойчивость, проявляющиеся в условиях учебной и меняющейся сложной боевой деятельности. Эффективность профессио-нальных и специальных военных знаний в деятельности может быть достигнута при изуче-нии требований к личностным качествам и социально-психологических факторов, включая сплочённость воинского коллектива.

Результаты исследования показали, что социально-психологические факторы включают в себя множество составляющих, которые вместе дают характеристику коллектива, оказывают определенное воздействие на результативные показатели деятельности учебных групп курсантов, обучающихся в военных учреждениях.

Заключение

Направленность педагогических воздействий по создаанию сплоченности коллектива учебных групп курсантов следует осуществлять с учетом трех факторов: личностных ка-честв, социальной среды и результативных.

К личностным качествам, направленным на формирование сплоченности коллектива учебных групп курсантов следует отнести: дружелюбие взаимоотношений; общительность; инициативность работы в делах коллектива курсантов; наличие среди окружающих друзей и знакомых; чувство коллективизма; взаимную поддержку в социальной среде; самостоятель-ность в жизненных ситуациях. Факторы социальной среды, влияющие на сплоченность кол-лекти-ва, включают: удовлетворенность психологической атмосферой, адаптацию в соци-альной среде, благоприятный психологический климат. К результативным факторам спло-ченного коллектива относятся: высокие значения интегрального показателя психологиче-ского климата; общественной, политической активности; успешности в совместной дея-тельности; успеваемости в учебе; профессиональных и специальных знаний. При этом уро-вень спортивной квалификации у курсантов не влияет на сплоченность коллектива учебных групп.

Список литературы

1. Барабанщиков А.В. Давыдов В.П., Утлик Э.П., Феденко Н.Ф. Военная педагогика и психология. М. 1986: 240.

2. Гришинов В.П., Скрипачёв С.А., Якунин Н.И. Межличностные отношения курсантов военно-учебного заведения. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. 12 (154):

67-71.

3. Eganov A. Cherepov E. Romanova L. Bykov V. Interpersonal communication of students and mental health data. Physical Education and Sport. 2020. 20(31): 2405-2408. DOI:10.7752/jpes.2020. S4328: https://efsupit.ro/images/stories/ august2020/Art%20328.pdf

4. Иванюта О.П. Формирование сплоченности воинского подразделения в процессе физического воспитания военнослужащих: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Майкоп. 2019: 25.

5. Каражов А.Г. Психологические особенности развития сплоченности учебных групп (взводов) студентов в процессе обучения и воспитания на военной кафедре. Вестник Казанского технологического университета. 2013;

16(10): 332-335.

6. Рябчук А.В., Кузнецова З.М., Головня В.С. Специфика воспитательного процесса в кадетском училище. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физиче-ской культуры и спорта. 2016; 4(11): 130-134. DOI 10.14526/01_1111_160

7. Bartone P.T., Johnsen, B.H., Eid, J., Brun, W., Laberg, J.C. Factors influencing small-unit cohesion in Norwegian Navy officer cadets. Military psychology, 2012; 14(1); 1-22. https://doi. org/10.1207/S15327876MP1401_01

8. Радковец И.С. К вопросу актуальности сплочения офицерских коллективов. Воен-ная психология XXI века: теория, практика, перспективы. Опыт подготовки военных пси-хо-логов: междунар. конф. Минск: 2013: 6-8.

9. Aminov T.M., Magsumov Т., Sayakhov R., Yepaneshnikov V., Nasipov I.S., Aitov V.F. Pedagogical potential of muslim religious sources in overcoming physical and mental and psycholog-ical trials. Journal of Social Studies Education Research. 2018; 9(2): 266-282. DOI: 10.17499/jsser.66061

10. Еганов А.В., Быков В.С. Формирование личности ценностно-патриотической ориентации курсантов военных вузов: монография. Современные вызовы образования и пси-хо-логия формирования личности. Чебоксары. 2022; 204. (глава 5, с. 104-156). DOI 10.31483/r-103041 https://phsreda.com/e-publications/e-publication-10408.pdf

11. Спирин А.В. Система ценностей личности как фактор сплочённости воинского коллектива (на примере рот курсантов военного института): автореф. дис. ... канд. психол. наук. Новосибирск. 2015: 23.

References

1. Barabanshchikov A.V. Davydov V.P., Utlik E.P., Fedenko N.F. Voennaya pedagogika I psihologiya [Military pedagogy and psychology]. M. 1986: 240 [In Russ.].

2. Grishinov V.P., Skripachev S.A., Yakunin

N.I. Interpersonal relations of cadets of a military educational institution. Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta. 2017. 12 (154): 6771 [In Russ.].

3. Eganov A. Cherepov E. Romanova L. Bykov V. Interpersonal communication of students and mental health data. Fizicheskoe obrzovanie I sport. 2020. 20(31): 2405-2408. DOI:i0.7752/jpes.2020. s4328: https://efsupit.ro/images/stories/ august2020/Art%20328.pdf [In Russ.]

4. Ivanyuta O.P. Formation of cohesion of a military unit in the process of physical education of military personnel. Candidate's thesis. Maykop. 2019: 25.

5. Karazhov A.G. Psychological features of the development of cohesion of educational groups (platoons) of students in the process of training and education at the military department. Vestnik Kazanskogo Tehnologicheskogo Universiteta. 2013; 16(10): 332-335 [In Russ.].

6. Ryabchuk A.V., Kuznetsova Z.M., Golovnya V.S. The specifics of the educational process in the cadet school. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskieproblemy fizicheskoj kuVtury I sporta = Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports. 2016; 4(11): 130-134. DOI 10.14526/01_1111_160 [In Russ., In Engl.]

7. Bartone P.T., Johnsen, B.H., Eid, J., Brun, W., Laberg, J.C. Factors influencing small-unit cohesion in Norwegian Navy officer cadets. Military psychology. 2012; 14(1); 1-22. https://doi.

0rg/i0.i207/Si5327876MPi40i_0i

8. Radkovets I.S. On the issue of the relevance of the cohesion of officer collectives. Voennaya psihologiya v XXI veke: teoriya, praktika, perspectivy. Opyt podogotovki voennyh psihologov: mezhdunarodnaya konferenciya [Military psychology of the XXI century: theory, practice, prospects. Experience in training military psychologists: international conf]. Minsk: 2013: 6-8 [In Russ.].

9. Aminov T.M., Magsumov T., Sayakhov R., Yepaneshnikov V., Nasipov I.S., Aitov V.F. Pedagogical potential of muslim religious sources in overcoming physical and mental and psychological trials. Journal of Social Studies Education Research. 2018; 9(2): 266-282. DOI: 10.17499/ jsser.66061

10. Yeganov A.V., Bykov V.S. Personality formation of value-patriotic orientation of cadets of military universities: monograph. Sovremennye vyzovy obrazovaniya I psihologiya formirovnaiya lichnosti. Cheboksary. 2022; 204. (chapter 5, pp. 104-156). DOI 10.31483/^103041 https://phsreda. com/e-publications/e-publication-10408.pdf [In Russ.]

11. Spirin A.V. The system of personality values as a factor of cohesion of the military collective (on the example of the companies of cadets of the military institute). Candidate's thesis. Novosibirsk. 2015: 23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию: 17.04.2023

Еганов Александр Васильевич - доктор педагогических наук, профессор, Уральский государственный университет физической культуры, 454091, Россия, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, д. 1, e-mail: eganov@bk.ru

Цветков Сергей Владимирович - кандидат педагогических наук, Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных Сил «Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и ЮА. Гагарина» в г. Челябинске, 454015, Россия, г. Челябинск, городок 11, дом 1, e-mail: iam9945@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.