Научная статья на тему 'Формирование сплоченности коллектива курсантов юридического вуза уголовно-исполнительной системы'

Формирование сплоченности коллектива курсантов юридического вуза уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
424
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИК УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СПЛОЧЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА КУРСАНТОВ / EMPLOYEE OF CRIMINALLY-EXECUTIVE SYSTEM / RECOMMENDATIONS ON FORMATION OF COHESION OF THE CADETS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ощепкова Ольга Владимировна, Тарасова Светлана Александровна

В статье констатируется, что формирование человека как личности невозможно без социума. Социум воздействует на человека через группу. Наивысший уровень группового развития характеризует группу как коллектив, в котором одним из основных признаков является групповая сплочённость. Сплочённость это единство мнений членов группы по самым важным для неё вопросам, единство действий в существенных жизненных ситуациях. Сплоченность группы основывается на совместной предметной деятельности и включает эмоциональную, ценностную и поведенческую сферы личности. Формирование сплоченности коллектива курсантов сотрудников пенитенциарной системы проходит в специфических условиях, влияющих на процесс сплоченности. Это: казарменное положение курсантов, рождающее феномен «публичности» и феномен групповой изоляции; авторитарный стиль руководства. Нами было проведено исследование сплоченности коллектива курсантов юридического института ФСИН России, для чего были использованы методика Сишора «Определение индекса групповой сплоченности»; методика определения ценностно-ориентационного единства В.С. Ивашкина, В.В. Онуфриевой. Анализ полученных результатов позволил сформулировать рекомендации для устранения проблемных вопросов и повышения эффективности данного процесса: построение отношений как «по горизонтали», так и «по вертикали» на основе взаимного уважения и доверия; формирование осознанного понимания общности целей учебной и профессиональной деятельности; рациональное применение всех форм досуговой деятельности; гибкое сочетание авторитарного и демократического стилей руководства; строгое соблюдение этики деловых отношений курсантами, строевыми офицерами, профессорско-преподавательским составом, руководством; управление конфликтами и стрессами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION SPLOSS OF CADETS COLLECTIVES OF PENAL LAW INSTITUTE

The article states that the formation of man as an individual is impossible without society. Society affects man through the group. The highest level of development group characterizes the group as a collective, in which one of the main symptoms is group solidarity. Unity is the unity of views of members of the Group on the most important issues for her, delivering the most significant situations. Solidarity group is based on joint substantive work and includes emotional, moral and behavioral sphere of the individual. Formation cohesion team recruits-the personnel of the penitentiary system-specific conditions that affect social cohesion. It: barracking students where the phenomenon of «publicity» and the phenomenon of group isolation; the authoritarian leadership style. We conducted a study of the cohesion of the team of cadets of the FSIN Law Institute of Russia, for which The methodology of Sishor «Defining the Index of Group Cohesion» was used; V.V. Onufrieva). Analysis of the results made it possible to formulate recommendations to address problematic issues and improve the effectiveness of the process: building relationships both horizontally and vertically on the basis of mutual respect and trust; Building a conscious understanding of the commonality of the goals of academic and professional activities; Rational application of all forms of leisure activities; a flexible combination of authoritarian and democratic leadership styles; strict adherence to the ethics of business relations by cadets, military officers, faculty, leadership; conflict and stress management.

Текст научной работы на тему «Формирование сплоченности коллектива курсантов юридического вуза уголовно-исполнительной системы»

Групповая сппоченность

Совместная деятельность

Единство в эмоциональной сфере

Единство в сфере ценностных ориентаций

Единство в поведенческой сфере

Рис. 1. Модель групповой сплоченности

Таким образом, сплоченность группы понимается как ценностно-ориентационное ее единство. Ведущий фактор становления и развития группы - совместная предметная деятельность, в ходе которой и возникает единство в эмоциональной сфере, единство в сфере ценностных ориентаций, единство в поведенческой сфере.

Специфика совместной профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) достаточно хорошо исследована и описана в научной литературе: отмечают ее правовой характер, субординационность отношений, экстремальность службы, властность и др. [5, с. 7].

Соответственно этому профессиональная подготовка курсантов юридического вуза ФСИН России нацелена на формирование специалиста, отвечающего специфическим требованиям профессии сотрудника УИС. Необходимые профессиональные качества курсантов формируются в определенных условиях [6], определяющих межличностные отношения и процесс развития сплоченности коллектива обучающихся.

В числе главных особых условий надо назвать казарменное положение курсантов, которое предполагает их постоянное нахождение и проживание на территории института. Положительным моментом этого является развитие чувства товарищества, коллективного духа, умения не только принимать решения, но и отвечать за них. Формируется «чувство локтя», коллективное сознание, в котором нивелируется индивидуальность каждого и рождается понимание единого «мы» |7].

К негативным моментам казарменного положения курсантов можно отнести такие психологические феномены, как групповая изоляция. Суть его в следующем: необходимость долгого нахождения группы индивидов в ситуации ограниченной площади, постоянного взаимодействия с одними и теми же членами этой группы, выполнение определенной социальной роли, необходимость прятать от окружающих свои чувства и мысли рождает эмоциональное напряжение, раздражительность, что растормаживает проявление импульсивных действий. Нарастание внутренней напряженности приводит к возникновению негативных психических состояний (гневливости, раздражительности, отчужденности, подозрительности, апатии, разочарования). Эти негативные психические состояния легко передаются от одного человека к другому и могут приводить к конфликту, поскольку даже частичная изоляция группы - это нахождение человека в стесненных, вынужденных условиях, последствием чего является стресс [8, с. 667].

Конечно, жизнедеятельность курсантов в процессе их профессиональной подготовки достаточно насыщена информацией содержания обучения, внеклассными мероприятиями, однако некоторые признаки этого феномена - групповой изоляции - хоть и достаточно слабые, но присутствуют.

Второй особенностью является то, что казарменное положение курсантов обусловливает организацию учебной и внеучебной деятельности. Время после 15 часов посвящено не только самостоятельной подготовке курсантов, но и внеучебным мероприятиям воспитывающего, познавательного, развивающего и развлекательного свойства. Необходимость совместного проведения как учебы, так и досуга стимулируют и катализируют процессы формирования ценностно-ориентационного единства и сплоченности курсантов.

В-третьих, еще одной особенностью подготовки курсантов в ведомственном вузе является авторитарный стиль руководства, который, согласно теории немецкого психолога К. Левина,

включает в себя как безусловные достоинства (точность и результативность руководства при уменьшении временных затрат на принятие решений; незамедлительная реакция на неожиданные или форс-мажорные обстоятельства; согласованность действий сотрудников в процессе реализации целей деятельности и т. д.), так и недостатки (единоначалие, преобладание властных полномочий, нивелирование социально-психологических закономерностей, установка на результат, жесткий контроль над дисциплиной) [9].

В этих условиях происходит формирование таких необходимых профессиональных качеств будущих офицеров, как дисциплинированность, исполнительность, внимательность, мужественность, эмоциональная сдержанность, обладание которыми позволят их носителям достойно справляться с весьма сложными и специфичными условиями службы в органах УИС. С другой стороны, эти же качества в своем выраженном виде ведут к нивелированию индивидуально-личностных особенностей личности, снижению учебной мотивации, привычке перекладывать ответственность на вышестоящего руководителя.

Помочь преодолеть негативные аспекты, проистекающие из специфики условий профессиональной подготовки курсантов, может специально направленное внимание на процесс формирования ценностного, эмоционального, поведенческого единства, лежащего в основе сплоченности группы.

Полный перечень особенностей, характеризующих сплоченность служебных коллективов сотрудников органов внутренних дел (которые в полной мере соотносимы с характеристиками, присущими служебному коллективу сотрудников УИС), приводит Л. Ю. Нежкина [10]:

- сформированы «ядро» коллектива и доброжелательные межличностные отношения;

- согласовано и ясно осознано общественное мнение сотрудников по главным служебным позициям и в аспекте распределения ролей как в формальной, так и в неформальной структурах коллектива;

- отсутствует негативное отношение сотрудников друг к другу и к распоряжениям руководства;

- наличествует сформированное уважение достоинства каждого члена группы и, как следствие, редко возникающие конфликтные ситуации в коллективе;

- ожидания и требования подчиненных материализуются в адекватном стиле руководства;

- условия службы, ее оценка руководством и стимулирование, межличностные контакты как по горизонтали, так и по вертикали, перспективы профессионального роста рождают чувство удовлетворенности у сотрудников;

- процесс адаптации молодых сотрудников протекает безболезненно с опорой на наставничество и положительный психологический климат.

Практически эти же факторы сплоченности служебного коллектива называет и И. С. Радковец: единство в понимании цели, во мнениях и взглядах членов группы, совместимые личностные качества, сфокусированная на сплоченности коллектива практическая работа руководителя; адекватный стиль руководства, высокий авторитет непосредственного начальства, основанный на персональной компетентности офицеров, благоприятные условия служебной деятельности, социальная защищенность, удовлетворительный социально-психологический климат [11].

В целях исследования групповой сплоченности курсантов вуза УИС мы провели опытно-экспериментальную работу. В исследовании приняли участие курсанты 4 курса ФКОУ ВО «Самарский юридический институт ФСИН России» (87 человек), поскольку они достаточно долго находятся вместе, за время учебы и службы их межличностные отношения уже сложились, они достаточно хорошо узнали друг друга. Им предстоит еще один год быть вместе, и поэтому исследование сплоченности взводов и разработка рекомендаций по повышению уровня развития группы как коллектива весьма актуальны.

Для исследования ценностно-ориентационного единства мы применили методику В. С. Ивашкина, В. В. Онуфриевой [12, с. 234-235]. Результаты, полученные по данной методике, показали, что во всех шести взводах ЦОЕ находится на высоком и среднем (приближающемся к высокому) уровнях.

Приведем те качества личности, которые были выбраны большинством курсантов из трех групп (деловые, морально-нравственные, эмоциональные) как предпочитаемые и как наименее предпочитаемые (см. табл. 1). Отметим, что задача интерпретации полученных результатов требует своего дальнейшего, более углубленного, исследования.

Таблица 1

Качества, которые были выбраны курсантами

Группа качеств Предпочитаемые качества Наименее предпочитаемые

Деловые организованность деловитость

Морально-нравственные дружелюбие, честность принципиальность, скромность

Эмоциональные общительность, веселость обаяние, приветливость

Для определения уровня групповой сплоченности каждого взвода мы использовали методику Сишора «Определение индекса групповой сплоченности» [13] и получили следующие итоги (табл. 2).

Таблица 2

Результаты исследования уровня групповой сплоченности

Номер взвода Индекс групповой сплоченности Количество человек Уровень

1 взвод 16 17 человек высокий уровень

2 взвод 13,26 16 человек выше среднего

3 взвод 14,57 14 человек выше среднего

4 взвод 12,68 16 человек выше среднего

5 взвод 15,21 14 человек высокий уровень

6 взвод 14,2 10 человек выше среднего

Полученные результаты позволяют констатировать, что сплоченность находится на высоком (1 и 5 взвода) и на среднем (2, 3, 4, 6 взвода) уровнях развития, что свидетельствует об эффективном и направленном воздействии тех специфических условий, в которых проходит профессиональная подготовка курсантов юридического вуза ФСИН России.

Однако, несмотря на высокие показатели в целом, мы можем констатировать наличие некоторых резервов, которые можно использовать для совершенствования процесса формирования сплоченности коллектива курсантов ведомственного юридического вуза для изменение уровня сплоченности со среднего на высокий в указанных выше взводах.

Многолетний опыт преподавания в ведомственном вузе авторов данной статьи позволяет сформулировать конкретные рекомендации по формированию сплоченности коллектива курсантов вуза УИС.

1. Построение отношений как «по горизонтали», так и «по вертикали» на основе взаимного уважения и доверия.

Вузы ФСИН России выпускают офицеров - сотрудников уголовно-исполнительной системы. Слово «офицер» пришло к нам из глубины веков и сегодня распространилось и на другие ведомства (в частности, на сотрудников-офицеров ФСИН России). Но до сих пор в содержание этого понятия невольно включаются те качества российского офицера, которые составляют суть и гордость нашей российской истории и культуры. Офицер - это боевой командир, высокообразованный дворянин, человек долга и чести, высокой культуры и нравственности, патриот своего Отечества [14, с. 232].

Воспитание в офицере чувства долга, чести и достоинства невозможно вне уважительного отношения к нему, вне учета индивидуальных особенностей личности. Только уважая другого человека, можно воспитать уважение к себе. Человек, уважающий себя, так же уважительно будет относиться и к другим людям. Поэтому уважение и доверие - вот те инструменты, которые позволят сформировать современного российского офицера, успешно решающего социальную задачу исправления осужденных.

Уважение, доверие, взаимопомощь и взаимовыручка будут способствовать развитию позитивных взаимоотношений в коллективе, что позволит и улучшить межличностные взаимоотношения внутри взводов, и повысить сплоченность коллектива курсантов в целом. Необходимо подавать пример, развивать и поддерживать умения строить межличностные отношения на основе оказания благоприятного влияния друг на друга; установления доверительного контакта, демонстрации искренности, заинтересованности, доброжелательности, уважения к субъекту общения [11, с. 222].

Идеальными являются межличностные отношения, построенные на «золотом» правиле нравственности: относись к другому так, как ты хотел бы, чтобы этот другой относился к тебе.

2. Формирование осознанного понимания задач служебной и учебной деятельности.

Необходимо формировать единообразие в осознании реальных задач и целей, стоящих

перед курсантами. Понимание единства целей укладывается в формулу: сумма целей каждого члена коллектива образует общую цель деятельности всего коллектива. И важно отметить: дисциплина достигается не столько строгостью, сколько сознательным пониманием своего служебного долга. Поэтому надо воспитывать дисциплинированность у курсантов посредством воздействия на сознание, через разъяснение, понимание смысла того или иного распоряжения или приказания.

3. Рациональное применение всех форм досуговой деятельности.

Организация свободного времени - очень важный фактор, способствующий формированию сплоченности коллектива. Свободное время, досуг - «это часть внерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей (передвижение на работу и с работы, сон, прием пищи и другие виды бытового самообслуживания)» [15]. В целях стимулирования процесса формирования сплоченности необходимо проводить больше командных, коллективных мероприятий, в которых формируется чувство товарищества, ответственности не только за себя, но и за другого.

4. Гибкое сочетание авторитарного и демократического стилей руководства.

Это направление предполагает использование разных методов и форм управления курсантами, в зависимости от сложившейся психологической ситуации, тактичное сочетание методов авторитарного, демократического и даже либерального стилей взаимодействия. При этом напомним, что при выдвижении в качестве приоритетных таких задач, как укрепление дисциплины, требование исполнительности и четкости в работе надо использовать авторитарные средства: приказы и распоряжения. Если же надо «разбудить» инициативу, создать творческую атмосферу, стимулировать мотивацию, то применять следует демократические средства (неформальное отношение, отсутствие оценивания в процессе выполнения деятельности, разъяснение, просьба, делегирование полномочий, контроль в виде поддержки и помощи, др.).

Со стилем руководства соотносится применяемая шкала поощрений и наказаний. Безусловно, известная фраза А. С. Макаренко «Воспитывать без наказания я не умею» полностью применима к нашим воспитанникам в нашем реальном времени. Однако педагогика достаточно давно сформулировала основные закономерности применения методов поощрения и наказания: поощрение должно соответствовать приложенным усилиям, а наказание должно быть справедливым. Только тогда, когда человек поймет, что примененное наказание или поощрение справедливо, оно будет эффективным. Мы считаем, что повысить веру в справедливость возможно при расширении палитры применяемых методов управления и их индивидуализации.

5. Строгое соблюдение этики деловых отношений курсантами, строевыми офицерами, профессорско-преподавательским составом, руководством.

Как указывают А. Л. Плотникова, О. Г. Родионова, А. А. Вотинов, повышению общей и этической культуры сотрудников способствуют такие формы работы, как изучение этических кодексов, составление «карты этики», создание комитетов по этике, этическая экспертиза, этическое консультирование [16, с. 84-85]. Важно не допускать формализма в данной работе, мотивировать курсантов на повышение своего нравственного сознания, нравственного воспитания и самовоспитания.

6. Управление конфликтами и стрессами.

Как указывалось выше, долгое пребывание во взводах с одними и теми же людьми делает неинтересным общение с ними, ведет к информационной истощаемости общения (описанный выше феномен групповой изоляции, «публичности»). Поэтому управление конфликтами и стрессами, которые являются производными от конфликтов, - важная часть работы по формированию сплоченности коллектива курсантов.

В заключение хочется отметить, что реализация указанных рекомендаций на практике позволит еще больше гармонизировать все структурные компоненты, определяющие процесс формирования сплоченности и сформировать ее высокий уровень в коллективах курсантов ведомственного юридического вуза ФСИН России.

Библиографический список

1. Нуркова В. В., Березанская Н. Б. Общая психология: учебник для вузов. М.: Юрайт, 2017. 524 с.

2. Макаров Ю. В. Формирование групповой сплоченности средствами социально-психологического тренинга // Известия Российского государственно-педагогического университета им. А. И. Герцена, 2010. № 1. С. 72-83.

3.НемовР. С. Психология: учебник: в 3 кн. Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1995. 512 с.

4. Введение в психологию / под ред. А. В. Петровского. М.: Академия, 1996. 496 с.

5. Тарасова С. А. Пенитенциарная психология: учебное пособие. Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2016. 175 с.

6. Ощепкова О. В., Попов И. В. Сравнительный анализ удовлетворенности курсантов профессиональной подготовкой в ведомственном вузе ФСИН России // Самарский научный вестник. 2016. № 2(15). С. 176-181.

7. Жирякова Е. А. Готовность курсантов ведомственного вуза ФСИН к работе с осужденными (теоретический аспект) // Самарский научный вестник. 2017. № 1(18). С. 188-193.

8. Ушатиков А. И., Казак Б. Б. Пенитенциарная психология. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003. 758 с.

9. Ощепкова О. В. Влияние стиля управления на профессиональную подготовку курсантов юридического вуза // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. 2014. №2(13). С. 75-78.

10. Нежкина Л. Ю. Сплоченность служебного коллектива сотрудников органов внутренних дел // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: сборник материалов XXIII Международной научно-практической конференции. Иркутск, 2018. С. 303-305.

11. Радковец И. С. Сплоченность офицерского коллектива: факторы и методика формирования // Психологическое сопровождение образовательного процесса. 2016. № 6-1. С. 215-223.

12. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Институт психотерапии, 2002. 490 с.

13. Тест для определения индекса групповой сплоченности Сишора [Электронный ресурс]. URL: http://hr-portal.ru/tool/test-dlya-opredeleniya-indeksa-gruppovoy-splochennosti-sishora (дата обращения: 18.05.2019).

14. Ощепкова О. В. Роль искусства в духовно-нравственном воспитании курсантов -будущих офицеров // Юридическая наука и практика: альманах научных трудов Самарского юридического института ФСИН России. Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2018. С. 232-236.

15. Сундеева М. О., Татаренко М. А., Калякина К. А., Прохорова М. П. Организация культурно-досуговой деятельности студентов // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12(68). С. 1278-1281.

16. Плотникова А. Л., Родионова О. Г., Вотинов А. А. Профессиональная этика: учебное пособие. Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2016. 120 с.

References

1. Nurkova V. V., BerezanskajaN. В. Obshhaja psihologija: uchebnik dlja vuzov [General psychology]. Moscow, 2017, 524 p. [in Russian],

2. Makarov Ju. V. Formirovanie gruppovoj splochjonnosti sredstvami social'no-psihologicheskogo treninga [Formation of group cohesion by means of social and psychological training.]. Izvestija Rossijskogo gosudarstvenno-pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena [Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvenno-pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Herzen], 2010, no. 1, pp. 72-83 [in Russian],

3.NemovR. S. Psihologija: uchebnik: v 3 kn. Kn. 3 Jeksperimental'naja pedagogicheskaja psihologija i psihodiagnostika [Psychology: textbook: in 3 books, kn. 3: Experimental pedagogical psychology and psychodiagnostics]. Moscow, 1995, 512 p. [in Russian],

4. Vvedenie v psihologiju [Introduction to psychology]. In A. V. Petrovskyj (ed.). Moscow, 1996, 496 p. [in Russian],

5. Tarasova S. A. Penitenciarnaja psihologija: uchebnoe posobie [Penitentiary psychology]. Samara, 2016, 175 p. [in Russian],

6. Oshhepkova O. V., Popov I. V. Sravnitel'nyj analiz udovletvoijonnosti kursantov professional'noj podgotovkoj v vedomstvennom vuze FSIN Rossii [Comparative analysis of cadets' satisfaction with professional training in a departmental University of the Federal penitentiary service of Russia]. Samarskij nauchnyj vestnik [Samara scientific bulletin], 2016, no. 2(15), pp. 176-181 [in Russian].

7. Zhiijakova E. A. Gotovnost' kursantov vedomstvennogo vuza FSIN k rabote s osuzhdjonnymi (teoreticheskij aspekt) [Readiness of cadets of the Federal penitentiary service's departmental higher education institution to work with convicts (theoretical aspect)]. Samarskij nauchnyj vestnik [Samara scientific bulletin], 2017, no. 1(18), pp. 188-193 [in Russian],

8. Ushatikov A. I., KazakB.B. Penitenciarnaja psihologija [Penitentiary psychology]. Rjazan, 2003, 758 p. [in Russian],

9. Oshhepkova O. V. Vlijanie stilja upravlenija na professional'nuju pod-gotovku kursantov juridicheskogo vuza [Influence of management style on professional training of law school cadets]. Vestnik Samarskogo juridicheskogo instituta: nauchno-prakticheskij zhurnal [Bulletin of the Samara Law Institute: scientific and practical journal], 2014, no. 2(13), pp. 75-78 [in Russian],

10. NezhkinaL. Ju. Splochjonnost' sluzhebnogo kollektiva sotrudnikov or-ganov vnutrennih del [Cohesion of the service team of employees of internal Affairs bodies]. Dejatel'nost'pravoohranitel'nyh organov v sovremennyh uslovijah: Sbornik materialov XXIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj kon-ferencii [Activity of law enforcement agencies in modern conditions: collection of materials of the XXIII International scientific and practical conference]. Irkutsk, 2018, pp. 303-305 [in Russian],

11. Radkovec I. S. Splochjonnost' oficerskogo kollektiva: faktory i me-todika formirovanija [Cohesion of the officer team: factors and methods of formation], Psihologicheskoe soprovozhdenie obrazovatel'nogo processa [Psychological support of the educational process], 2016, no. 6-1, pp. 215-223 [in Russian].

12. FetiskinN. P., KozlovV. V., ManujlovG. M. Social'no-psihologicheskaja diagnostika razvitija lichnosti i malyh grupp [Social and psychological diagnostics of personality development and small groups]. Moscow, 2002, 490 p. [in Russian],

13. Test dlja opredelenija indeksa gruppovoj splochjonnosti Sishora [Test to determine the index of group cohesion Sikora], URL: http://hr-portal.ru/tool/test-dlya-opredeleniya-indeksa-gruppovoy-splochennosti-sishora (Accessed: 18.05.2019) [in Russian],

14. Oshhepkova O.V. Rol' iskusstva v duhovno-nravstvennom vospitanii kursantov - budushchih oficerov [The Role of art in the spiritual and moral education of cadets-future officers]. Yuridicheskaya nauka i praktika: al'manah nauchnyh trudov Samarskogo yuridicheskogo instituta FSIN Rossii [Legal science and practice: almanac of scientific works of the Samara law Institute of the Federal penitentiary service of Russia], Samara, 2018, pp. 232-236 [in Russian],

15. SundeevaM. O., Tatarenko M. A., KaljakinaK. A., ProhorovaM. P. Or-ganizacija kul'turno-dosugovoj dejatel'nosti studentov [Organization of cultural and leisure activities of students]. Sovremennye nauchnye issledovanija i innovacii [Modern scientific research and innovation], 2016, no. 12(68), pp. 1278-1281 [in Russian],

16. PlotnikovaA. L., RodionovaO. G., Votinov A. A. Professional'naja jetika: uchebnoe posobie [Professional ethics]. Samara, 2016, 120 p. [in Russian],

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DOI 10.37523/SUI.2020.37.1.017 УДК 159.9

Никитина Людмила Николаевна

кандидат психологических наук, заместитель начальника кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Крымский филиал Краснодарского университета МВД России,

295053, Россия, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Академика X. X. Стевена, 14, e-mail: flm2014(a!yandex.ru

МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНАЯ СТОРОНА ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕН НИХ ДЕЛ

Аннотация. В настоящее время авторитет сотрудников органов внутренних дел в обществе невысок. В связи с этим существует реальная потребность в исследовании путей создания положительного образа правоохранителей. В статье уделено внимание исследованию психологических особенностей, влияющих на формирование социально одобряемого образа сотрудников полиции. В ходе исследования были использованы такие методы, как контент-анализ сообщений со средств массовой информации, сравнительный анализ наработок по изучаемой проблеме, групповые беседы, анкетирование, психодиагностическое исследование курсантов и слушателей. Важным аспектом формирования положительного имиджа сотрудников органов внутренних дел является изучение их мотивационно-ценностной сферы. Именно положительная профессиональная направленность и мотивация профессиональной деятельности будут способствовать развитию всех необходимых качеств, отображенных в профессиограмме правоохранителей. Внутренняя мотивация определяет желание самосовершенствоваться, стремление к личностному и профессиональному развитию, предполагает высокую нравственность и законопослушность, а это, в свою очередь, непосредственно отражается на внешне воспринимаемом облике стражей закона. Также на основе результатов исследования разработаны предложения по формированию положительного имиджа сотрудников полиции, касающиеся работы с кадровым потенциалом.

Ключевые слова: положительный имидж, социально-одобряемый образ, правоохранительные органы, сотрудники органов внутренних дел, мотивация, профессиональная направленность, профессиональная компетентность.

THE MOTIVATIONAL-VALUE SIDE OF THE PERSONALITY AS THE BASIS FOR THE IMAGE FORMATION OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS

Summary. Currently, the public does not appreciate the image of employees of internal affairs agencies. In this regard, there is a real need to study ways of creating a positive image of law enforcement officials. The article focuses on the study of psychological features affecting the formation of a socially approved image of police officers. In the course of the study such methods as content analysis of messages from the media, a comparative analysis of developments on the problem under consideration, group conversations, questionnaires, and psvchodi-agnostic research of cadets and students were used. An important aspect of the formation of a positive image of employees of internal affairs agencies is the study of their motivational and semantic sphere. It is a positive professional orientation and motivation ofprofessional activity that will contribute to the development of all the necessary qualities displayed in the law enforcement professiogram. Intrinsic motivation determines the desire for self-improvement, the desire for personal and professional development, involves high morality and law-abidingness, and this, in turn, is directly reflected in the outwardly perceived guards of the law. In addition, based on the results of the study, proposals to create a positive image of police officers regarding work with human resources were developed.

Keywords: positive image, socially approved image, law enforcement agencies, internal affairs officers, motivation, professional orientation, professional competence.

Lyudmila N. Nikitina

Candidate of Psychology,

Deputy Head of the Department of Humanities and Social and Economic Disciplines,

Crimean Affiliate of Krasnodar University of the MOI of Russia Academician H. H. Steven str., 14, Simferopol, Republic of Crimea, Russia, 295053, e-mail: flm2014(S)yandex.ru

© 2020 Никитина Л. H.

Для успешного n эффективного выполнения возложенных на сотрудников полиции профессиональных обязанностей они должны обладать определенным набором психологических качеств и свойств, которые отражены в профессиограмме и психограмме данной профессии. Специалисты выделяют четыре основные группы характеристик, позволяющих качественно проводить профессиональный отбор кандидатов в ряды правоохранителей: мотивационно-ценностные особенности (высокий уровень правосознания, честность, ответственность, принципиальность, нравственность, совестливость, добросовестность, дисциплинированность); познавательные качества (высокий уровень интеллектуального развития, эрудированность, гибкость и критичность мышления, упорство, умение планировать и прогнозировать, наблюдательность, развитая интуиция, хорошая память, повышенная познавательная активность); коммуникативные качества (умение устанавливать и поддерживать психологический контакт, навыки вербального и невербального общения, активное слушание, лидерские качества, высокий самоконтроль, чувство юмора); личностные особенности (адекватная самооценка, самостоятельность, смелость, активность, самоуважение). Эффективно и качественно реализовывать оперативно-боевые задачи способны только специалисты с высокими физическими и морально-психологическими качествами [1-7]. Именно в такой, практически «идеальный» образ сотрудника полиции хочет видеть современное российское общество.

Требования к личности сотрудника полиции достаточно высокие, и в ряды правоохранителей попадают только те лица, которые прошли все этапы профессионального отбора. Но все же и среди стражей закона есть индивиды, для которых характерны низкая нравственность, корыстная мотивацию, непрофессионализм, деформация правосознания, девиантные и делинквентные формы поведения. Это в свою очередь сказывается как на результатах правоохранительной деятельности, так и на восприятии общественностью целостного образа сотрудников полиции, создает внешний негативный облик стражей закона и формирует отрицательное отношение к ним. В настоящее время проблема формирования положительного имиджа правоохранительной системы является достаточно актуальной и требует поиска оптимальных решений.

Считаем, что ключевым аспектом профессиональной пригодности сотрудника полиции выступает мотивационно-ценностная сфера личности, которая предполагает определенные установки, убеждения, направленность, мотивы, идеалы, смысловые ориентиры. Критерием успешности и продуктивности профессиональной деятельности является непосредственно мотивационный компонент. Такие внутренние мотивы, как интерес к профессиональной деятельности, желание личностного и профессионального самосовершенствования, чувство долга, стремление служить на благо Родины способствуют четкому профессиональному самоопределению и становлению правоохранителя, а это в свою очередь автоматически формирует положительный образ сотрудника полиции в глазах общественности.

Цель данного исследования заключается в установлении роли профессиональной направленности и мотивации профессиональной деятельности правоохранителей в создании их положительного имиджа, а также разработке предложений по формированию социально одобряемого образа сотрудника полиции в рамках работы с кадровым потенциалом.

Рассматриваемая проблема достаточно широко освещена в научной литературе, свой вклад в ее изучение внесли такие ученые, как Н. В. Аникеева, И. В. Васильева, А. А. Воронов,

A. А. Гаврилина, А. И. Дубнякова, К. В. Злоказов, В. А. Кудин, С. Л. Лазицкий, Д. Г. Передня,

B. А. Ребрий, А. А. Семик, М. В. Султанова, Р. Н. Феоктистов, П. Ф. Черепанов, Г. С. Човдырова, В. Л. Цветков, Н. В. Шарафутдинова, И. Е. Ширшов. Но несмотря на большое количество наработок, результаты эмпирических исследований свидетельствуют о низкой оценке имиджа сотрудников полиции в общественном сознании. Например, социологический опрос молодежи показал, что около 60 % респондентов выразили свое отрицательное отношение к правоохранителям, и только 4,5 % положительно высказались в отношении российской полиции [8, с. 89]. Результаты другого обзора свидетельствуют о том, что 48 % респондентов положительно оценивают работу полиции, 29 % заявили о своем негативном отношении [9, с. 20].

Данное исследование построено на результатах контент-анализа сообщений со средств массовой информации и сравнительного анализа наработок по изучаемой проблеме. Эмпирическую базу составили результаты групповых бесед, анкетирования и психодиагностического исследования курсантов и слушателей ведомственного учебного заведения в количестве 164 человек. Психодиагностическое исследование предполагало использование методики К. Замфир в модификации А. А. Реана «Мотивация профессиональной деятельности» и анализ эссе на тему «Кем я вижу себя через 5, 10 и 15 лет». Групповые беседы и анкетирование проводились на предмет выяс-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.