УДК 811.161.1 Л.А. Шабалина СГГА, Новосибирск
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ УСПЕШНОГО ВНЕДРЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ
В статье перечисляются социально-психологические факторы успешного внедрения педагогических инноваций. Рассматривается вопрос о профессиональном мастерстве преподавателя высшей школы, внедряющего инновационные технологии в учебный процесс.
L.A. Shabalina SSGA, Novosibirsk
SOCIO-PSYCHOLOGICAL FACTORS OF PEDAGOGICAL INNOVATIONS SUCCESS
The paper puts forward the socio-psychological factors of successful pedagogical innovations. The problem of the high school teacher professional skills is considered in the context of innovation technologies application in educational process.
Интеграция России в мировое сообщество делает актуальной проблему инновационного развития социума и личности, адекватно отражающей стремительно осуществляемые социальные изменения, в том числе готовность общественного и индивидуального сознания к переменам во всех сферах жизни общества (социальной, экономической, политической, научной и техникотехнологической). В связи с этим инновационная реальность является актуальным предметом научного осмысления.
В научных исследованиях понятие «инновация» появилось в ХГХ в. В частности, в этнографии оно использовалось для обозначения самостоятельно разработанного или заимствованного из чужой культуры элемента, который, качественно отличаясь от существующих, тем не менее внедрялся в традиционную среду. Так, например, инновацией называлось вторжение европейских обычаев в традиционные способы организации африканских и азиатских обществ.
В словарях понятие «инновация» обозначает как некий результат (новшество, крупное новшество, внедренное новшество и т. д.), так и процесс внедрения новшества (введение новшества, акт инновации и т. д.). При этом наблюдается тенденция к уточнению самого понятия новшества, которое определяется то как крупное новшество, то как введенное новшество или недавно внедренное. Таким образом, существование двух значений понятия
«инновация» показывает развитие существенных отличительных признаков феномена инновации, важнейшими из которых являются значительность новшества и факт его использования.
Как форма выражения потребностей и средство решения различного рода практических и духовных задач, инновации являются важнейшим механизмом развития человека и общества.
Ещё в начале 90-ых годов 20 века директор Международного института планирования образования при ЮНЕСКО Жак Аллак сказал (Аллак Ж. Вклад в будущее: приоритеты образования / Ж. Аллак. - М., 1993.), что успех государства зависит от степени доступа к знаниям, поэтому все страны мира в той или иной степени стремятся к улучшению образования. Не случайно Жак Аллак считал развитие образования вкладом в будущее. Образование как важнейший социальный институт, содействующий развитию людских ресурсов, демократии и равенству, по мнению ученого, выполняет следующие важнейшие функции в обществе:
• Развивает творческие способности человека, углубляя его участие в экономических, социальных и культурных отношениях в обществе, обеспечивая более эффективный вклад в инновационное развитие человечества;
• Оказывает решающее влияние на социальный прогресс и продуктивность экономики;
• Играет ключевую роль в технологических преобразованиях;
• Обеспечивает уровень соответствия человека современным требованиям, развитию рациональности и других качеств человека, необходимых ему в повседневной жизни в условиях инноваций;
• Осуществляет передачу и трансформацию культуры;
• Воспроизводит и создает социальные функции и статусы как основы для производства «более одаренного и разнообразного человеческого капитала»;
• Улучшает взаимоотношения между человеком и социальной и природной окружающей средой.
В настоящее время приоритетной задачей образования является развитие и формирование у человека таких качеств и способностей, которые позволили бы ему не только комфортно существовать, адаптируясь к быстро изменяющимся социальным условиям, но и, преодолевая трудности, связанные с восприятием новаций, создавать качественно новое образовательное пространство.
Современное образовательное пространство состоит из двух типов педагогических процессов - инновационных и традиционных. Педагогическая инновация - это теоретически обоснованное, целенаправленное и практикоориентированное новшество, которое осуществляется на трех уровнях: макроуровне, мезоуровне и микроуровне.
На макроуровне инновации затрагивают изменения во всей системе образования и приводят к изменению ее парадигмы. На мезоуровне инновации направлены на изменения в образовательной среде региона, в конкретных учебных заведениях. На мезоуровне речь в основном идет о создании новых
учебных заведений на базе новых концептуальных подходов. Сегодня в России можно выделить четыре типа учебных заведений: элитарные, конъюнктурные, экспериментальные и традиционные [4]. На микроуровне инновации направлены на создание нового содержания как отдельного курса, так и блока курсов (например, экологических или гуманитарных); либо на отработку новых способов структурирования образовательного процесса; либо на разработку новых технологий, новых форм и методов обучения.
На любом из уровней образовательная инновация развивается в несколько этапов. На каждом этапе инновационного процесса имеются социальнопсихологические факторы, которые либо тормозят, либо стимулируют, либо как-то видоизменяют этот процесс.
Первая группа факторов - это объективные факторы среды. К ним относятся:
1. Инновационная политика организации, которая может быть как интенсивной, так и экстенсивной.
2. Тип и характер производства. Чем сложнее технологии производства, тем большие трудности при внедрении нововведений они испытывают.
3. Экономическое состояние предприятия. Хотя, как отмечают Т. Питерс и Р. Уотермен, для сферы нематериального производства ключевыми являются не экономические, а идеологические и мотивационные установки персонала.
4. Особенности конкретного производства (профессиональные традиции, содержание трудовой деятельности, квалификационная структура коллектива, характер решаемых задач).
Вторая группа - это субъективные факторы. Сюда входят:
1. Пол и возраст. Известно, что женщины более конформны, чем мужчины, Но вместе с тем, по данным американских психологов, именно женщины способствовали коренному изменению ценностей и взглядов в такой области, как промышленность телекоммуникаций [4].
2. Личностные качества. К качествам, способствующим внедрению инноваций, относят склонность к риску, заинтересованность в служебном росте, высокий профессионализм, установку на нововведения. Именно эти качества психологи включают в понятие «новаторская личность».
3. Квалификация и образование. Для руководителя прогрессивного типа важны знания в области управления, бизнеса, а также владение иностранными языками.
Перечисленные характеристики касаются инициаторов и реализаторов инновационного процесса, а в этой роли чаще всего должны выступать руководители организации. Что же касается характеристик исполнителей, то, по мнению Р.Л. Кричевского, для успешного проведения инновационной политики важны:
- Образовательный уровень работников и наличие специальной системы подготовки и переподготовки кадров;
- Информационные контакты и осведомленность людей, т.е. Получение ими адекватной информации о нововведении;
- Мотивация к нововведению, установка персонала на нововведения, которая во многом зависит от организаторов новшеств.
Главной преградой для внедрения образовательных инноваций в вузовскую практику, по нашим наблюдениям, служит качественное состояние преподавательского корпуса, уровень профессионализма. Новые технологии обучения требуют от вузовского преподавателя (помимо профессиональной компетентности в своей предметной области) педагогического мастерства. Вот список тех новых педагогических знаний и умений, которые требуются от преподавателя, применяющего в своей деятельности развивающие технологии обучения:
1. Свободное владение учебным материалом и умение использовать его в зависимости от ситуации и категории обучающихся.
2. Высокий уровень учебно-методических умений и навыков.
3. Квалифицированное владение информационными технологиями.
4. Гибкость. Быстрая ориентация, умение в зависимости от текущих задач организовывать самые разные виды работы обучающихся.
5. Интерес к человеку. Заинтересованное внимание к каждому обучающемуся, стремление узнать его точку зрения.
6. Широта. Склонность и умение в обстановке обсуждения свободно выражать свое мнение, не подавлять при этом окружающих.
7. Терпимость. Спокойное восприятие возможных ошибок в фактах и логике рассуждений.
8. Конструктивность. Умение увидеть за нескладным выражением идей живую работу мысли, поддержать её, деликатно направить к поиску результатов.
9. Доброжелательность. Положительное отношение, принятие личности обучающегося (участника). Безоценочное (со знаком «плюс» или «минус», «хорошо» или «плохо») восприятие его мыслей, пристрастий, склонностей и мнений.
Таким образом, отмеченные качества компетентности характеризуют профессионализм, коммуникативные и интеграционные способности преподавателя. Степень овладения данными качествами компетенции позволяет судить о профессиональном мастерстве преподавателя, способствующем выполнению разных ролей в ходе учебно-воспитательного процесса.
По мнению Ю.Д. Красовского, профессиональное мастерство преподавателя имеет пять уровней:
1. Информационно-репродуктивный уровень. Преподаватель в совершенстве владеет умением пересказа учебного материала, способен передать обучающимся профессионально необходимую информацию в соответствии с учебной программой. Главной единицей анализа являются при этом ключевые понятия.
2. Информационно-адаптивный уровень. Преподаватель трансформирует учебную информацию с учетом социально-психологических особенностей студентов, умеет находить и обеспечивать «обратную связь» в любой аудитории. Главной единицей анализа в этом случае выступает набор вопросов, волнующих обучающихся.
3. Проблемно-информационный уровень. Преподаватель владеет умением проблемного изложения учебного материала, т. е. заостряет внимание студентов на столкновении противоречий, формулировании парадоксов и нахождении способов их разрешения в мысленных экспериментах вместе с ними. В данном случае единицей анализа оказывается проблемная ситуация.
4. Информационно-игровой уровень. Преподаватель владеет умением подготовить и провести деловую (или ролевую) игру с обучающимися, во время которой происходит процесс овладения определенными практическими навыками и умениями в том виде деятельности, которая и является моделируемой для них. Главной единицей анализа здесь становится деловая (или ролевая) игра.
5. Информационно-экспериментальный уровень. Преподаватель владеет умением периодически ставить эксперименты, пытаясь преобразовать ту учебную среду, в которой оказались его обучающиеся, в новую учебнопрактическую среду, которая дает им наибольший простор для творческой самореализации. На этой основе происходит формирование нового качества знаний, навыков и умений. В данном случае главной единицей анализа является преобразованный учебный процесс.
Степень профессионального мастерства преподавателя изменяет его роль с «мудреца на трибуне» на «проводника на обочине дороги», который советует, консультирует обучающихся, помогает им понять сам процесс обучения в этой среде, координирует их деятельность.
Современной высшей школой накоплен богатый педагогический опыт, который должен быть реализован в конкретной преподавательской и научноисследовательской деятельности, но часто остается невостребованным, так как у большинства преподавателей не сформирована потребность в его изучении и применении, отсутствуют соответствующие навыки и умения, они незадумываются о необходимости и целесообразности анализа собственного педагогического опыта и опыта своих коллег.
Включение преподавателя вуза в инновационный процесс при корректном, заинтересованном отношении со стороны специалистов кафедр педагогики и психологии, консультантов, руководителей кафедр и факультетов дает положительные результаты.
Необходимость повышения профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы обусловлена возрастающими требованиями к уровню общекультурной и специальной подготовки выпускников вузов; сменой общеобразовательных парадигм, фиксирующих переход от массоворепродуктивных форм и методов преподавания к индивидуально-творческим; подготовкой будущих специалистов к профессиональному, компетентному
вхождению в рынок труда с прочно сформированными потребностями в постоянном профессиональном самообразовании и саморазвитии.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / И.Ф. Исаев. - М.: Изд. центр «Академия», 2002.
2. Красовский Ю.Д. Сценарий организационного консультирования: Учеб. пособие Гос.ун-та управления. - М., 2000.
3. Крический Р.Л. Если Вы руководитель. - М., 1993.
4. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева К.Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке. - Барнаул, 2002.
5. Соколков Е.В. Организация, формы и методы проведения учебных занятий в вузе. - Новосибирск, 2008.
© Л.А. Шабалина, 2011