ства и даже как фактор его безопасности. В этой связи перед образованием ставятся новые цели, изменяются подходы к образовательной политике и практике образования. Происходит переход от унифицированной формы высшего профессионального образования к многообразию образовательных форм, систем, концепций. Высшее учебное заведение, отвечая вызовам времени, должно реагировать на новые процессы, происходящие в системе образования региона. Лишь в этом случае российское образование, сохранив свои фундаментальные черты, станет эффективным и конкурентоспособным в современном мире.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богословский В. И., Писарева С. А., Тряпицына А. П. Академическая мобильность: Реализация в Болонском процессе. - СПб., 2007.
2. Компетентностей подход как новое качество образования - М., 2002.
3. Эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования / под ред. А. В. Баранникова. -М., 2002.
СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
С. В. Никитина
В статье рассматриваются педагогические аспекты проблемы управления инновациями в высшем образовании, выделена их специфика, определены этапы осуществления инновационного процесса, проанализированы факторы и причины успешной реализации новшеств на всех уровнях управления.
Ключевые слова: инновация, инновационный процесс в высшей школе, управление инновациями, этапы инновационного процесса.
Современные условия жизни в постиндустриальном или информационном обществе характеризуются исследователями как ситуация неопределенности. Это требует от человека готовности к самоопределению, умения решать жизненно важные задачи, мотивации к обучению в течение всей жизни. Образование сегодня рассматривается как движущая сила стабильного развития общества и даже как фактор его безопасности. В этой связи перед образованием ставятся новые цели, изменяются подходы к образовательной политике. Происходит переход от унифицированной формы образования к многообразию образовательных форм, систем, концепций. Высшая школа сегодня является стратегическим ресурсом страны: высшее учебное заведение в ответ на вызовы времени быстрее, гибче и эффективнее должно реагировать на изменения, происходящие в системе образования региона, в образовательной политике страны.
Инновационная политика в сфере высшего образования отличается от инновационной политики в других звеньях образования. Переход высшей школы в режим развития требует значительного увеличения объема научно-методической работы в связи с необходимостью разработки новых целей и внедрения нового содержания образования и новых технологий, пересмотра (мо-
дернизации) структуры управления и организации механизма взаимодействия всех подсистем управления в соответствии с изменениями целей образования, организации педагогического процесса в новых условиях развития высшего образовательного учреждения, актуализации координации и контроля нововведений.
Современное образовательное пространство вуза не может существовать без педагогической инновации - теоретически обоснованного, целенаправленного и прак-тико-ориентированного новшества, осуществляемого на трех уровнях.
1. На макроуровне инновации затрагивают изменения во всей системе образования и приводят к изменению ее парадигмы.
2. На мезоуровне инновации направлены на изменения в образовательной среде региона, в конкретных учебных заведениях.
3. На микроуровне инновации направлены на создание нового содержания как отдельного курса, так и блока курсов (например, гуманитарных); на отработку новых способов организации образовательного процесса; на разработку новых технологий, форм и методов обучения.
Любой из этих уровней может быть представлен пятью этапами инновационного процесса.
Первый этап - инициация нововведения и принятие решения о необходимости внедрения новаций определенного типа. Инициация может быть вызвана к жизни внутренним побуждением профессорско-преподавательского состава вуза (кафедры, подразделения), но скорее всего причиной служит внешнее или внутреннее давление: приказ министерства, заказ отрасли на нового специалиста, изменения и процессы внутри самого образовательного учреждения. В норме стратегия инноваций и аналитическая работа по ее внедрению должна проводиться руководителем в ранге ректора, проректора и декана. Тем не менее в образовательной практике инициатива нововведения часто исходит снизу - от преподавателей, педагогов, генерирующих, разрабатывающих новые идеи и положения.
Второй этап - теоретический, т. е. обоснование и проработка инноваций на основе психолого-педагогическо-го анализа, прогнозирование того, как будет развиваться инновационный процесс в конкретном образовательном учреждении и каковы его негативные и позитивные последствия (экономические, юридические и т. д.), а также информационное обеспечение планируемого нововведения. Этот этап является сложным, он предполагает, в первую очередь, наличие умения «помыслить иную педагогическую реальность» (Г. П. Щедровицкий), обосновать необходимость и/или неизбежность инновации в образовательном процессе конкретного вуза, во вторую - выстроить в единую концепцию свои идеи в логике определенной психолого-педагогической теории, выделить факторы, способствующие внедрению новшества. Тщательная работа на втором этапе влечет за собой успех на этапе внедрения инноваций в педагогический процесс.
Третий этап - организационно-практический - это создание новых структур, способствующих освоению
новшества: лабораторий, экспериментальных групп, творческих объединений и т. д. Такие структуры должны быть мобильны, самостоятельны и независимы. Важный момент данного этапа - найти сторонников инновационной идеи, особенно из числа влиятельных и авторитетных лиц учреждения. Этот этап инновационного процесса заканчивается убеждением большинства членов организации в необходимости нововведений и создании благоприятного эмоционально-мотивационного фона.
Четвертый этап - аналитический - обобщение и анализ полученной модели. На этом этапе надо соотнести состояние образовательного учреждения в целом (или состояние преподавания конкретного предмета) с тем прогностическим состоянием, которое предполагалось достичь в результате нововведения. Если соответствия не состоялось, надо найти причины такого положения дел, ответить на вопрос: почему?
Пятый этап - внедрение инновации, оно может быть пробным, частичным, а затем полным.
Успех на этом этапе зависит от трех факторов:
- материально-технической базы того учебного заведения (или образовательной среды), где осуществляется новшество;
- квалификации преподавателей и руководителей, отношения к инновациям вообще и их творческой активности;
- морально-психологического климата в организации (степени конфликтности, уровня сплоченности сотрудников, текучести кадров, общественной оценки их труда и др.). Ряд исследователей подчеркивают, что внедрению нововведений в высшей школе в значительной степени препятствует высокая конфликтность по линиям «преподаватель - студент» и «преподаватель - преподаватель». Наиболее успешно нововведения внедряются в относительно небольших коллективах (от 500 до 1000 человек), где легче проводить психологическую подготовку персонала к нововведениям и быстрее можно пробудить в людях энтузиазм и веру в успех (2, 6).
На каждом этапе инновационного процесса можно выделить социально-психологические факторы, которые либо тормозят, либо стимулируют, либо видоизменяют этот процесс.
Первая группа факторов - это объективные факторы среды. К ним относятся: инновационная политика образовательного учреждения, носящая интенсивный или экстенсивный характер; экономическое состояние учреждения и, что наиболее значимо для сферы образования, идеологические и мотивационные установки профессорско-преподавательского состава; профессиональные традиции, содержание трудовой деятельности, квалификационная структура коллектива, характер решаемых задач в конкретном высшем образовательном учреждении. Ко второй группе относят субъективные факторы: половозрастные различия коллектива, личностные качества, составляющие основу понятия «новаторская личность» (склонность к риску, заинтересованность в служебном росте, профессионализм, установка на нововведения); достаточно высокий уровень квалификации и образования; наличие мотивации коллектива на
новации, которые во многом зависят от организаторов новшеств.
В социальной психологии принято выделять следующие типы людей по их отношению к инновациям.
1. Новаторы - люди, для которых характерен постоянный поиск возможностей усовершенствования производства и управления; они разрабатывают технологические, организационные и иные новинки, вносят инициативные предложения и добиваются их внедрения.
2. Энтузиасты - люди, которые принимают новое независимо от его проработки, обоснованности, возможностей использования, его полезности. Для энтузиастов новинка ценна как продукт творческой мысли, они, как правило, берут на себя нелегкий труд по пропаганде еще не окрепших, слабо обоснованных идей.
3. Рационализаторы - это работники, принимающие новаторские предложения только после тщательного анализа их полезности, возможностей использования, экономического и социального эффекта, вероятных трудностей на пути внедрения. Этот тип людей является наиболее оптимальным в инновационной деятельности.
4. Нейтралы - люди, которые действуют в зависимости от того, что им приказали или как на них повлияли. Отношение нейтрала к новинкам осторожное, инициативы он не проявляет. Но если ему прикажут, то он сделает то, что от него потребуют.
5. Скептики - люди, которые не склонны на слово верить ни одному полезному предложению, даже очевидному для всех. Скептик может стать хорошим контролером проектов и предложений.
6. Скептицизм консерваторов практически не имеет границ, даже если инновация продумана до мелочей и просчитана до копейки, они ее отвергнут.
7. Отбрасывание новинок без анализа и до анализа -характерная черта ретрограда. Ретроград обращен в прошлое, но не ради изучения опыта, а для поиска оснований своим принципам - «старое заведомо лучше нового», «все велосипеды давно изобретены» и т. п. Он активен, как и новатор, но его активность расходуется на то, чтобы повернуть все назад, в прошлое.
Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что в сознании чаще всего консерваторов, ретроградов и скептиков возникают так называемые психологические (антиинновационные) барьеры, а у нейтралов можно наблюдать предбарьерные состояния. Психологический барьер - это совокупность действий, ожиданий и эмоциональных переживаний работника, у которого скрыто или явно выражаются негативные социально-психологические состояния, вызванные инновацией. Психологический барьер является развивающимся образованием, так как его характер изменяется на разных этапах нововведений, зависит от типа организации и различен у разных категорий работников. Как правило, барьер выше на этапе внедрения инновации, а также при низкой квалификации персонала или в пожилом возрасте (1, 96-98).
К причинам, вызывающим сопротивление новшествам, можно отнести следующие: цели перемен не объяснены профессорско-преподавательскому составу; существует страх перед неопределенностью и непони-
мание сути и последствий нововведения; большая часть коллектива не принимает участия в разработке новшества; происходит игнорирование традиций коллектива и привычного стиля работы; возникает предвзятое отношение к новшествам, чувство страха перед потерей статуса; увеличение работы, расширение функций, боязнь интенсификации труда и сокращения прогрессивной его оплаты.
При этом факторы, влияющие на инновационные процессы в вузах, зависят от социокультурного контекста, в который погружено учебное заведение.
В целом, говоря о высшей школе, включенной в инновационную деятельность, нужно различать управление функционированием и развитием, потому что они имеют разные объекты, будут разными способами решать разные задачи. Управление функционированием призвано обеспечить использование имеющегося у нее образовательного потенциала на ранее достигнутом уровне; управление развитием призвано обеспечивать наращивание потенциала вуза и повышение уровня его использования за счет освоения каких-либо новшеств, его объектом выступают инновационные процессы и процессы их обеспечения. Управление развитием должно обеспечивать адекватное понимание потребностей и возможностей развития, постановку ясных и реалистичных целей, выбор рациональных способов их достижения, заинтересованность педагогического коллектива в их достижении, надежный контроль за ходом инновационной деятельности и своевременное принятие решений. Управление функционированием призвано обеспечить использование имеющихся потенциалов, а управление развитием обеспечивает наращивание потенциала за счет освоения новшеств (методы, способы, средства).
В структуре управления инновационными процессами в вузе выделяют несколько уровней.
Первый - уровень стратегического управления (ректор). На первом уровне возможно и необходимо появление новых индивидуальных и коллективных субъектов.
Второй - уровень тактического управления (проректоры). На этом уровне происходит утверждение новых функциональных обязанностей, а также прав и ответственности каждого должностного лица.
Третий - уровень оперативного управления (кафедры, функциональные службы) характеризуется созданием новых ассоциаций преподавателей: творческих микрогрупп, творческих лабораторий, ВТК, ВНИК, проблемных и проектировочных семинаров, школы педагогического мастерства и пр.
Четвертый - уровень оперативного управления (студенты) представлен органами студенческого самоуправления, творческими, научными объединениями студентов. На этом уровне происходит становление их субъектной позиции.
Таким образом, считаем, что внутренняя инновационная политика вуза должна формироваться и осуществляться на основе следующих принципов:
- непрерывное развитие инновационного потенциала учреждения, необходимого для реализации инноваций;
- комплексное осуществление инноваций, при котором все виды инноваций тесно взаимосвязаны между собой и взаимно продвигают друг друга;
- создание структурного подразделения, отвечающего за формирование и реализацию инновационной политики, стратегии;
- мобилизация персонала, максимальное использование финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов для реализации инновации;
- материальное, моральное и социальное стимулирование инновационной активности;
- учет рисков.
Инновации в высшей школе обладают огромным системным эффектом влияния на все компоненты педагогического процесса, его структуру и на деятельность всего педагогического сообщества (вуза, региона, страны) (3, 112).
ЛИТЕРАТУРА
1. Герасимов Г И., Илюхина Л. В. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы. - Ростов н/Д, 1999.
2. Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н. Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. - Горно-Алтайск, 2002.
3. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: научное издание. - М., 2005.