УДК 378
И.А. Носков, Н.В. Соловова*
ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ ВУЗА
В статье рассматриваются стратегические задачи вуза, предполагающие реализацию инновационных образовательных программ, ориентированных на компетентностный результат образования и перспективные потребности рынка труда.
Ключевые слова: стратегические образовательные задачи, инновационные образовательные программы, образовательный стандарт.
Решение задачи коренного улучшения системы высшего профессионального образования, качества подготовки работников в тесной взаимосвязи с развитием фундаментальной и прикладной науки имеет определяющее значение для социально-экономического развития региона. Масштабная модернизация системы высшего профессионального образования ставит перед классическими университетами новые цели и задачи. В качестве основного фактора обновления профессионального образования выступают запросы экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и регионального рынков труда, а также перспективные потребности их развития.
Стратегическое планирование предполагает определение стратегических целей и задач вуза как элемента системы инновационного образования страны. Важнейшие инструменты инновационного развития экономики в современных условиях базируются, прежде всего, на инвестиционной привлекательности и высоком качестве высшего профессионально образования, взаимосвязях образования и рынка труда, интеграции российского образования в мировое образовательное пространство. Формирование в России новой инновационной среды, обеспечивающей социально-экономическую конкурентоспособность, предполагает системные преобразования научно-исследовательской и внедренческой инфраструктуры университетов как центров подготовки высококвалифицированных кадров и технологической модернизации. Решение масштабных стратегических задач в сфере высшего профессионального образования невозможно без реализации инновационных образовательных программ на основе федеральных государственных образовательных стандартов. Стандарты нового поколения призваны обеспечить выпускникам высокую конкурентоспособность на рынке труда, свободное владение профессиональными и социальными компетенциями, мобильность и готовность к освоению смежных сфер деятельности, ориентацию в мировых трендах развития профессиональной компоненты. Сложной остается проблема отбора содержания образования в соответствии с нормативами и стандартами. В педагогической литературе отсутствует единая трактовка понятия «содержание образования». Ученые (О.В. Елина) одновременно рассматривают два понятия: содержание
* © Носков И.А., Соловова Н.В., 2012
Носков Игорь Александрович (www.samsu.ru), ректор Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
Соловова Наталья Валентиновна (solovova@ssu.samara.ru), начальник методического отдела учебно-методического управления Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
образовательного процесса (набор конкретных процедур, методов, технологий, средств) и содержание образования как результат такого процесса. Суть этих понятий зависит от направляющей парадигмы, выбранной исследователями или практиками образования. Так, модель деятельности специалиста (бакалавра, магистра) обусловлена параметрами проектируемого образовательного процесса: нормативный срок освоения ООП; продолжительность теоретического обучения, сессий, практик, итоговой государственной аттестации, каникул; максимальный объем трудоемкости учебных дисциплин, аудиторной, самостоятельной работы; минимальное содержание и перечень дисциплин федерального компонента ООП; наличие курсов по выбору; допустимые проценты отклонения от дисциплин и циклов.
Происходят значительные изменения внутри педагогической системы. Образовательный стандарт рассматривается как педагогическая норма, фиксирующая значение трех параметров образовательного процесса: информативность, трудоемкость, результативность. Так, стандарты высшего образования содержат в себе общую характеристику специальности (направления); квалификационные характеристики; объекты профессиональной деятельности и требования к уровню подготовки абитуриента, обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки, к срокам освоения основной образовательной программы, разработке и условиям реализации основной образовательной программы (к кадровому, учебно-методическому, материально-техническому обеспечению учебного процесса, организации практик), к уровню подготовки выпускников и итоговой государственной аттестации.
Планом мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005—2010 гг. (утвержден приказом Минобрнауки России от 15 февраля 2005 г. № 40) и в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 г. №° 309-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия структуры и содержания государственного образовательного стандарта» введение в практику высшего профессионального образования образовательных программ на основе ФГОС ВПО, переход образовательного процесса в вузах на компетентностный подход и систему зачетных единиц предусматривалось до 1 января 2011 г. ФГОС ВПО разработаны с учетом личностно-деятельностного подхода к образованию, получившего отражение в практике подготовки квалификационных характеристик выпускников вузов, и представляют дальнейшее развитие квалификационных требований к уровню подготовленности выпускников ГОС ВПО первого и второго поколений. ФГОС ВПО третьего поколения разработаны в рамках компетентностно-кредитного формата и предполагают иное проектирование результатов образования в соответствии с моделями компетенций (параметров личности; решения задач; производительной и управленческой деятельности). Выпускники профессионального образования, подготовленные согласно ФГОС ВПО третьего поколения, должны будут обладать несколькими группами компетенций: инструментальными, межличностными, системными, специальными (профессиональными). Новый «компетентностный» формат образовательного процесса в вузе выдвигает новые требования не только к формированию результатов обучения, но и к «компетентностному» формату повышения методической квалификации преподавателей вуза; построению новых концепций обучения, решению вопросов управления образовательной деятельностью, качеством образования (М. Альберт, Е.В. Бондаревская, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.). По мнению В.А. Шевченко, компетентностный подход обладает рядом преимуществ и особенностей, благодаря которым его выделяют при управлении образовательным учреждением: подход рассматривает начальный и конечный продукт обучения; обла-
дает интегрированной природой; может быть адаптирован к управленческой деятельности [3]. Инновационные образовательные программы предусматривают организацию учебного процесса с учетом внедрения в учебный процесс проектной деятельности, продуктного подхода, балльно-рейтинговой оценки знаний на основе накопительной системы зачетных единиц («кредитов»).
В ФГОС ВПО третьего поколения требования к результатам освоения основных образовательных программ выражены в виде набора универсальных и профессиональных компетенций выпускников. На каждом уровне профессионального образования для подготовки специалиста (бакалавра, магистра) используется не одна, а множество образовательных программ, отличающихся своей направленностью, продолжительностью, трудоемкостью. Такое разнообразие образовательных программ позволяет более гибко реагировать на запросы рынка в части специализации выпускников, предоставляет личности возможность выбора образовательной траектории в зависимости от ее желания и способностей, обеспечивает мобильность студентов и преподавателей, в том числе за счет академических обменов, дистанционного, виртуального и сетевого образования. Плюрализм образовательных программ способствует ускорению интеграции процессов производства и социализации знаний, компетенций, научных идей и разработок с процессами становления личности конкурентоспособного специалиста, освоения им социокультурных и инновационных практик. Инновационные процессы охватывает не только основные звенья образовательной системы (цели, содержание, формы и методы обучения, средства контроля), но и способы взаимодействия обучающих и обучающихся в рамках информационно-образовательной и социокультурной среды, системы мотивации и стимулирования включенности коллективов в креативные и проектно-целевые модели развития. Инновационность проявляется и в переходе от оценки качества условий и процесса к оцениванию эффективности и результатов деятельности образовательного учреждения. Инновация (от англ. Innovation — нововведение, новация) — это изменение внутри системы [1]. «Инновационный процесс» — это процесс создания, распространения и использования новшества; его структура определяется внутренней, предметной логикой движения от идеи новшества до его использования конечным потребителем. В педагогической интерпретации инновации предполагают нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты учебного процесса [2]. Исследователи инновационных процессов (Н.И. Лапин, А.И. Пригожин и др.) выделяют этапы развития инновационного процесса (рождение новой идеи; изобретение новшества; его практическое применение; распространение и внедрение; господство новшества; сокращение и замена на новый продукт), которые последовательны, непрерывны и имеют различную временную продолжительность. Процесс восприятия инновации представляется инновационным потенциалом и также может быть разбит на несколько этапов: ознакомление; проявление интереса; оценка; апробация; окончательное внедрение.
По мнению ученых (С.М. Самохвалова), инновационная образовательная программа представляет собой документ, определяющий систему взаимообусловленных мер и действий вуза, научного, производственного сообщества по подготовке специалистов в области разработки и реализации проектов управления жизненным циклом конкурентоспособных наукоемких инженерных, социально-экономических, гуманитарных решений по приоритетным направлениям развития науки и техники. В этой связи, инновационные образовательные программы всех уровней (бакалавриат, спе-циалитет, магистратура, аспирантура) требуют решения следующих стратегических задач: совершенствование организации учебного процесса; совершенствование содержания обучения; переход на инновационные (интерактивные, информационные) ме-
тоды и технологии обучения; подготовка профессорско-преподавательских кадров с инновационным компетентностным мышлением; развитие системы воспитательной работы в вузе; внедрение системы сотрудничества с работодателями; развитие системы инвестирования материально-технической базы; создание единой информационной научно-образовательной среды; развитие международного сотрудничества; создание эффективной системы содействия трудоустройству вытускников.
Новые учебные планы на основе ФГОС ВПО должны, обеспечивая гибкость образовательных траекторий студентов за счет внедрения системы зачетных единиц модульного принципа организации образовательных программ, прогнозировать качество обучения за счет внедрения системы контроля усвоения учебного материала; совершенствования методической документации, обеспечивающей мониторинг формирования общекультурных и профессиональных компетенций студентов. Инновационная структура учебных планов требует от учебно-методического управления вуза обновления системы учета педагогической нагрузки с учетом внедрения балльнорейтинговой системы, системы кредитов и контроля самостоятельной работы студентов. Для реализации инновационных образовательных программ необходимы: создание службы академических консультантов (тьюторов), их подготовка, а также организация мероприятий в системе внутривузовского повышения квалификации, способствующих формированию методической компетентности преподавателей вуза. Одним из перспективных направлений повышения квалификации преподавателей вуза становятся: языковая подготовка, с целью участия в международных проектах, грантах; освоение электронных учебно-методических комплексов, обеспечивающих дистанционный доступ к учебным материалам, индивидуализацию процесса обучения, мониторинг достижений студента.
Инновационные методы и технологии обучения требуют апробации и проведения эксперимента по их внедрению для констатации оптимальности или нецелесообразности инновации. Анализ отечественных и зарубежных исследователей по проблеме внедрения инновационных технологий показывает, что, несмотря на богатый арсенал инновационных технологий (контекстное обучение, информационные технологии и т. д.), ни одна из них в отдельности не способна обеспечить достижения целей компетентностного обучения, а при отдельном внедрении образовательных технологий возможно появление негативных последствий. Значит, выбор внедряемых инновационных методов обучения должен быть обусловлен конкретной целью в виде результата обучения, который измеряем, достижим, определен во времени, методически обеспечен. Значимой становится задача создания системы мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации, в том числе с учетом международных тенденций. Необходимо сотрудничество с работодателями: для этого проводится оценка конкурентоспособности вуза и определяются его позиции по региону на рынке образовательных услуг; дается регионально -отраслевая прогнозная оценка подготовки кадров для предприятий региона; определяются формы взаимодействия университета с работодателями, бизнес структурами, федеральными и региональными органами управления. Запросы работодателей отражаются в вузовской составляющей образовательных программ, что впоследствии должно содействовать трудоустройству выпускников, их участию в крупных проектах различных уровней в области образования, науки и инноваций.
Проектирование и внедрение инновационных образовательных программ придает новыш импульс развитию научных школ университета, активизирует научно-исследовательскую деятельность профессорско-преподавательского состава, повышает инвестиционную привлекательность инновационного научно-образовательного продукта,
разработанного на основе системного анализа реальных запросов бизнеса, власти и общества. Эффективным инструментом интеграции вузов с академическими институтами и промышленностью в целях социально-экономического развития регионов являются технологические платформы, кластерные модели и межрегиональные отраслевые консорциумы. Развитию компетенций молодых ученых в сфере коммерциализации результатов научных исследований способствует их участие в деятельности малых инновационных предприятий, открываемых при вузах. Включение вуза в глобальную сеть Интернет и локальные информационные сети, оснащение его современным оборудованием, приборами, материалами будет способствовать повышению качества учебного процесса и развитию вузовской науки.
Реализация стратегических задач вуза по организации международного сотрудничества предполагает развитие международных связей в сфере образования, науки, бизнеса: проведение международных конференций, форумов, семинаров с привлечением зарубежных специалистов; привлечение зарубежных преподавателей к реализации учебных курсов; выполнение совместных грантов и проектов с зарубежными партнерами.
Итак, решение стратегических образовательных задач обусловлено педагогической культурой общества в целом, на содержание которой влияет преподаватель вуза. Однако, стабильное неблагополучие в области профессиональной деятельности ведет к тому, что протекционизм и нетворческий подход к работе с людьми берут верх над профессионализмом. Заметим, что экономический и экологический кризисы обусловлены не столько социально-экономическими проблемами, сколько снижением уровня профессиональной пригодности, престижа знаний по сравнению с утилитарными ценностями и практической деятельностью. Компетентность не должна противопоставляться профессионализму, поскольку профессионал в совершенстве владеет предусмотренными профессиональной деятельностью действиями, выполняет их качественно, демонстрируя готовность следовать норме, нести ответственность за результат. Компетентность — это ситуативная категория, проявляющаяся в конкретных профессиональных ситуациях, в личностно ориентированной деятельности.
Библиографический список
1. Аллак Ж. Вклад в будущее: приоритет образования. М.: Педагогика-Пресс, 1993. 163 с.
2. Российская педагогическая энциклопедия 4.1. М.: БРЭ, 1993. 603 с.
3. Шевченко В.А. Компетентностный подход в деятельности руководителя современного образовательного учреждения. URL: http://rspu.edu.ru/university/ publish/ pednauka.
I.A. Noskov, N.V. Solovova* INNOVATIVE STRATEGIES OF HIGH SCHOOL
The article deals with the strategic objectives of University, involving the implementation of innovative educational programs focusing on education and competence result of long-term labor market needs.
Key words: strategic learning objectives, innovative educational programs, state educational standard.
* Noskov Igor Alexandrovich (www.samsu.ru), rector, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.
Solovova Natalia Valentinovna (solovova@ssu.samara.ru), the Division of Methodical Supply, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.