№ 4 - 2007 г. 22.00.00 социологические науки
УДК 377.5
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
М. Н. Яковлева, Л. Н. Яковлева
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Алтайский технологический техникум сервиса" (Алтай)
Понятие "инновационная деятельность" применительно к образовательной системе - это разработка нового содержания и новых методов обучения. Педагогическая инновация -сфера науки, изучающая процессы развития учебного заведения, связанные с созданием новой практики образования. Активные методы обучения побуждают студентов к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями. Система образования должна способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, готовить человека к активной деятельности в разных сферах экономической, культурной, политической жизни. Инновационные подходы требуют постоянной диагностики достигнутого обучающимся уровня обученности и воспитанности, поиска наиболее эффективных методов и форм деятельности. Для достижения высокого профессионального уровня и качества выпускника среднего специального учебного заведения активно внедряются инновации на разных этапах подготовки специалистов: в содержании образования, технологии, организации, системе управления.
Ключевые слова: педагогическая инновация, активное обучение, общепрофессиональные и социальные дисциплины
В современных условиях реформирования российской образовательной системы все большее распространение получают разнообразные инновационные процессы.
Сфера образования представляет собой одну из наиболее инновационных отраслей, во многом определяющих создание инновационного климата и конкурентоспособности экономики в целом. Апробация и внедрение новых форм и методов работы представляют собой постоянную потребность образования. При этом разработку, апробацию и внедрение инноваций в системе образования следует рассматривать как непрерывный процесс, как компонент повседневной образовательной деятельности.
В начале двадцатого века была сформирована новая область знания - наука о новом, нововведениях, которая изучала закономерности возникновения, развития и внедрения новшеств в материальном производстве. Однако в скором времени нововведения шагнули в социальную сферу, а, следовательно, и в образование, в котором закладываются основы педагогической инновации.
В литературе понятия инновация трактуется различным образом. В энциклопедическом словаре инновация рассматривается как новшество. Так, Р. Н. Юсуфбекова инновацию определяет как содержание возможных изменений педагогической действительности, которые ведут к ранее неизвестному результату, развивающих теорию и практику обучения и воспитания.
На наш взгляд, наиболее полное определение инновации - это такие актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, а также на развитие более широкого пространства образования.
Итак, инновации - это разработка нового содержания и новых методов обучения. Это разработка новых технологий управления развития среднего профессионального учреждения. Понятие "инновационная деятельность" применительно к образовательной системе может быть интерпретировано как преобразование содержания образования, организационно-технологических основ образовательного процесса, условий его осуществления, направленное на повышение качества образования, обеспечение всестороннего личностного и профессионального развития обучаемых.
В ходе осуществления и распространения инноваций в сфере образования формируется и развивается современная образовательная система - глобальная система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни. Эта система представляет собой единство педагогических инноваций, а именно новых технологий, методов и приемов обучения и воспитания, и управленческих инноваций, включающих институциональные формы в области образования (организационные инновации) и экономические механизмы в сфере образования (экономические инновации).
Педагогическая инновация - сфера науки, изучающая процессы развития учебного заведения, связанные с созданием новой практики образования.
В своих работах М. В. Кларин, А. В. Лоренсов, Н. Р. Юсуфбекова, Л. В. Романюк и др. освещают проблемы создания, развития и распространения педагогических новшеств, рассматривая их с различных позиций.
В классификации Юло Вооглайд подразделяются нововведения на долговременные и кратковременные, рассчитанные на малые группы и общества в целом; радикальные и реформистские, в труде и досуге; авторитарные и либеральные; инициативные и под давлением.
Так Т. Г. Новикова выделяет новшества в зависимости от того, в какой области образования проводятся нововведения, от способа осуществления инноваций, от широты и глубины новаторских мероприятий, от основы характера происхождения новшества.
Итак, в зависимости от того, в какой области, в каком секторе образования проводятся нововведения, выделяют следующие новшества:
• в содержании образования;
• в технологии;
• в организации;
• в системе управления;
• в экономических механизмах.
В зависимости от способа осуществления нововведения разделяют на систематические, плановые, заранее задуманные и стихийные, спонтанные, случайные.
В зависимости от широты и глубины новаторских мероприятий нововведения разделяют на массовые, крупные, глобальные, радикальные, фундаментальные и др. и частичные, малые, мелкие.
В зависимости от основы характера происхождения новшества можно представить как внешние и внутренние.
Новая образовательная парадигма ориентированна, прежде всего, на развитие личности, повышение ее активности и творческих способностей, расширение использования методов самостоятельной работы студентов, самоконтроля, использование активных форм и методов обучения.
Так, С. И. Гессен отмечает необходимость использования метода педагогического поиска, педагогического исследования, педагогического строительства и практики, т. е. того фундамента, на котором могут основываться педагогические творчество и опыт.
Итак, творческая деятельность преподавателя состоит в том, чтобы рационально использовать в учебном процессе методы, обеспечивающие наилучшее достижение поставленной цели. Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов, направленные на овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками на воспитание и развитие в процессе обучения.
В педагогике приняты несколько классификаций методов обучения, имеющих разные основания, по источнику учебной информации и способам взаимодействия обучающих и обучающихся. Разнообразие методов и приемов создает у студентов интерес к самой учебно-познавательной деятельности, что чрезвычайно важно для выработки мотивированного отношения к учебным занятиям.
В последние десятилетия широкое распространение получили активные методы обучения, побуждающие обучающихся к самостоятельному добыванию знаний, активизирующие их познавательную деятельность, развитие мышления, формирование практических умений и навыков.
Активные методы обучения - это методы, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена, главным образом, не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение студентом, а на самостоятельное овладение знаниями и умениями в процессе активной познавательной и практической деятельности. Итак, активные методы обучения побуждают студентов к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
В современных условиях развития промышленности выпускник среднего профессионального учреждения должен гибко и нестандартно мыслить; применять новое в своей деятельности, оперативно переходить от одного уровня мышления к другому; для ускорения решения разделить сложную проблему на составные части; профессионально
мыслить, принимать оптимально рациональное решение по возникающей проблеме, проявлять оперативность в принятии оптимального решения в рискованных ситуациях.
Система образования должна способствовать реализации основных задач социальноэкономического и культурного развития общества, готовить человека к активной деятельности в разных сферах экономической, культурной, политической жизни. Следовательно, для развития личностных качеств выпускника обеспечивающих его успешную работу в постиндустриальном обществе, необходимо применение творческого и инновационного подхода в учебном процессе при подготовке специалиста среднего профессионального образования. Инновационные подходы требуют постоянной диагностики, исследования достигнутого обучающимся уровня обученности и воспитанности, поиска наиболее эффективных методов и форм деятельности.
Итак, для выполнения поставленной цели необходимо вовлечение студента в активный познавательный процесс, обеспечение свободного доступа к информации, проведение совместной работы в сотрудничестве при решении разнообразных проблем.
Таким образом, главное стратегическое направление развития системы образования лежит на пути решения проблемы личностно-ориентированного образования, в котором личность студента находится в центре внимания преподавателя, чтобы традиционная парадигма образования преподаватель - учебник - студент, приобрела вид студент -учебник - преподаватель, отражающая гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике.
В настоящее время идет процесс значительной активизации инновационной работы средних специальных учебных заведений, зависящий от потенциала системы среднего профессионального образования. Прежде всего, это научно-педагогические кадры. Так как педагог, преподаватель не только реализует образовательную программу в учебном процессе, но и непосредственно участвует в формировании содержания образования, в его обновлении. Важная роль преподавателя состоит в формировании будущего специалиста как конкурентоспособного работника, и как личности, способной к саморазвитию.
В последние годы важной составной частью деятельности средних специальных учебных заведений стала исследовательская и инновационная работа. Научно-исследовательская работа, проводимая в средних специальных учебных заведениях, повышает интеллектуальный потенциал педагогов, способствует обновлению содержания образования, развитию новых технологий организации образовательного процесса, становлению учебно-исследовательской деятельности студентов, развитию их личностных интересов, творческих способностей. В условиях постепенной активизации промышленного сектора экономики в последние годы сформировалась устойчивая тенденция расширения подготовки специалистов технического профиля. Повышение технического уровня производства, обусловленное процессами технологизации и информатизации, требует обеспечения кадрами практико-ориентированных специалистов, сочетающих интеллектуальную и практическую деятельность, обладающих достаточным объемом фундаментальных знаний и многофункциональными умениями.
Современное общество развивается по пути внедрения новых технологий. Существует множество прикладных программ, используемых на производстве. Таким образом, изменились требования к уровню знаний и умений выпускника среднего специального учебного заведения. За время обучения студент должен овладеть знаниями по общим гуманитарным, социально-экономическим, математическим, общим естественнонаучным, общепрофессиональным и социальным дисциплинам, а также практическими навыками.
Итак, возникает необходимость внедрения в учебный процесс не только дисциплины информатики, где изучают автоматизированную обработку информации, основные понятия, общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных средств, размещение, хранение и поиск информации, но и дисциплину Информационные технологии>.
Таким образом, для достижения высокого профессионального уровня и качества выпускника среднего специального учебного заведения активно внедряются инновации на разных этапах подготовки специалистов, в содержании образования, технологии, организации, системе управления.
Список литературы
1. Семушина, Л. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях : учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования / Л. Г. Семушкина, Н. Г. Ярошенко. - М. : Мастерство, 2001. - 272 с.
2. Инновации в образовании : сб. науч. тр. - М. : АПК и ПРО, 2001. - 207 с.
3. Инновации в среднем профессиональном образовании / Федеральное агентство по образованию. Сер. Библиотека Федеральной программы развития образования. - М. : Изд. факс Новый учебник, 2004. - 353 с.
4. Инновационные педагогические технологии. Модульное пособие для преподавателей профессиональной школы / Под ред. Е. В. Иванова, Л. И. Косовой, Т. Ю. Аветовой. - СПб. : Изд-во ООО Полиграф-С, 2004. - 160 с.
5. Янушкевич, Ф. Технология обучения в системе высшего образования / Ф. Янушкевич. - М., 1986.
6. Кларин, М. В. Педагогическая технология в учебном процессе (анализ зарубежного опыта) / М. В. Кларин. - М., 1989.
7. Маркарян, Э. С. Интегративные тенденции во взаимодействии общественных и естественных наук / Э. С. Маркарян. - Ереван, 1977. - С. 184.
8. Мангейм, К. Проблема поколений / К. Мангейм // Новое литературное обозрение. -1998. - ? 30 (1). - С. 29.
9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студентов педвузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров // Под ред. Е. С. Полат. - М. : Изд. центр Академия, 2002.
10. Питюков, В. Ю. Современные педагогические технологии / В. Ю. Питюков. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Изд-во Гном и Д, 2001.