проблемы высшего образования
Казданян С.Ш.
инновационные процессы и закономерности их протекания в сфере высшего образования рф
Образование - самое главное, на что мы должны обратить внимание в следующие годы
Владимир Путин[16]
В XXI веке, в условиях модернизации системы образования, а также социальных, политических, экономических реформ, повышена требовательность как к специалисту, так и к образовательным услугам. Следовательно, актуальность изучения как инновационных процессов и закономерностей их протекания, так и необходимости их внедрения в высшее образование рф для повышения успешности подготовки высококвалифицированных кадров, очевидна.
Инновациями называются системные самоорганизующиеся новообразования, возникающие из разнообразных инициатив и новшеств, ставшие необходимыми для развития, в нашем случае, образовательного процесса и улучшения его качества [11].
По Э.роджерсу, существуют следующие стадии их усвоения [15]:
• Стадия осознания. Овладение недостаточно полной информацией об инновационном процессе.
• Стадия заинтересованности. Увлечение идеей как можно больше знать об инновационном процессе.
• Стадия оценки. Принятие решения об использовании данной инновации в своей деятельности и прогнозы об оправдании прилагаемых усилий и затраченных ресурсов, возложенных на инноваций.
• Стадия испытания. Применение инноваций на практике, с целью определения, насколько они полезны и эффективны.
• Стадия усвоения. Использование инноваций в деятельности на постоянной основе.
Что касается характеристик, необходимых для быстрого и продуктивного усвоения инновации, то это:
• Относительное преимущество, указывающее, насколько данная инновация выгоднее, эффективнее и новее других.
• Совместимость, указывающая, насколько данный тип инновации соответствует традициям, взглядам и потребностям общества.
• Сложность, призванная указывать те трудности и препятствия, которые возникнут на пути эффективного усвоения и применения данной инновации.
• Испытуемость, призванная оценить результаты испытания эффективности инновации в условиях малого масштаба.
• Очевидность, указывающая, насколько улучшилась деятельность после начала использования инновации [там же].
Бесспорно, инновационный процесс, как и особенности его протекания, долгое время исследовался вначале в сфере экономики, и лишь научно-технический прогресс побудил рассмотреть его в образовании. Инновации никак не могли обойти сферу высшего образования [3].
Такие ученые, как М.Н. Берулава [1], Г.А. Берулава [1], А.В. Хуторской [13], Т.Г. Новикова [7], Н.Г. Новикова [8], И.В. Мухоморова [8], О.Г. Прикот [9], С.Д. Поляков [10], М.В. Кларин [5], В.А. Сластенин [12], Л.С. Подымова [12], Г.В. Лаврентьев [6], Н.Б. Лаврентьева [6], Р.Н. Юсуфбекова [14] и многие другие свои труды посвятили изучению и внедрению инноваций в высшую школу. Инновации рассматривались ими с различных сторон и позиций: от необходимости инновационных процессов в высшем образовании, проблематики их классификации в образовательной деятельности, их методах и видах в западной культуре, до выявления, насколько хорошо приживаются принятые инновации в современных учебных структурах РФ.
так, выделяются следующие типы принятия решений относительно необходимости внедрения инноваций [2]:
• Факультативный тип. Дается возможность выбора и использования инноваций в деятельности.
• Коллективный тип. Коллектив, созванный совет путем голосования решает вопрос о принятии инновации.
• Авторитарный тип. руководство принимает решение о том, будет ли принята инновация или нет.
Здесь стоит подчеркнуть важность межличностных отношений: если инновация была принята авторитарным путем, то это приведет к спаду ее эффективности. Ведь инновация в высшей школе должна привести к удовлетворению потребностей и преподавателей, и студентов, и абитуриентов, и родителей, и работодателей, и государство.
так, А.В. Хуторской считает, что инновация должна рассматриваться с двух сторон: как посредством инноваций научное открытие становится социальным и как разрабатывается, осваивается и применяется на практике [13].
По М.В. Кларину, было бы ошибочно не учесть и наиважнейшую проблему отечественной педагогики - ее оторванность от мирового педагогического опыта: дидактические разработки и новшества мирового педагогического опыта остаются недоступными: желающий разнообразить свою педагогическую деятельность преподаватель сталкивается с проблемой нехватки материала и может ознакомиться
лишь с частью инноваций, применяемых за рубежом. (Налицо необходимость интеграции в мировое образовательное пространство!). Представленная им типология инноваций следующая [5]:
• Инновации-модернизации: вектор ориентирован на такой инновационный процесс, который гарантирует результат, не выходя за пределы традиционного.
• Инновации-трансформации: вектор ориентирован на изменение учебного процесса, а также на создание условий поиска и постижения новых решений в учебной деятельности.
Аналогичного подхода придерживается и Т.Г. Новикова [7]: есть инновации, которые незначительно изменяют организационные принципы, то есть модифика-ционные, и инновации, которые коренным образом изменяют основу деятельности: ставят новые цели, изменяют пути их достижения, структуру, то есть радикальные.
Однако основными условиями, необходимыми для внедрения всех инноваций и их дальнейшего применения, являются:
• техническая проработанность инновации и ее необходимость в данный момент,
• готовность применять ее на практике,
• нацеленность на разрешение проблемы,
• тип внедряемой инновации.
Считаем неоспоримым фактом то, что инновации - значимый компонент улучшения качества образования. тенденция к увеличению инноваций в образовательной среде привела к масштабным изменениям в сфере высшего образования. Инновация диктует развитие сферы высшего образования: очевидна актуальность нахождения наиболее эффективных форм педагогической деятельности. Соответственно, инновации апробируются и во время обмена опытом педагогов, и конференций, и круглых столов, и других мероприятий.
Инновации в образовании должны обеспечить:
• Формирование благоприятной атмосферы для креативности в высшей школе, которая будет мотивировать преподавателей к разработке и применению различных нововведений.
• формирование благоприятной социокультурной среды в высшей школе, финансирование и обеспечение необходимыми ресурсами.
• Внедрение наиболее эффективных инноваций, а также перенятие опыта у зарубежных партнеров.
Ведь нововведения в высшей школе - эффективный путь перестройки общества, который неосуществим при традиционно принятых моделях.
И, несмотря на то что нововведения бывают как абсолютными, не известными ни в отечественной, ни в зарубежной практике, так и относительными, известными в мировой практике, они создают новую практику в высшей школе.
Мы солидарны с О.Г. Прикот и О.Н. Виноградовым, что 2013-2020 гг. должны стать годами окончательного перехода к новому качеству образования [9].
Однако интенсивное внедрение инновационных технологий в высшую школу связанно не только с новыми потребностями рынка труда, но и с изменениями
мышления преподавателей. Ведь инновации - это не только создание и внедрение нововведений в деятельность, но и преобразование всей сферы деятельности, а также стилей мышления субъектов деятельности. Следовательно, можно сделать вывод, что одним из наиболее значимых условий успешного внедрения инновационного процесса в деятельность является психологическая готовность к изменениям (необходимо учитывать, что любые изменения имеют свои последствия).
Что касается цели преобразования учебного процесса, то это обеспечение благоприятных условий социализации и успеха в учебе каждого студента. И для того, чтобы разрешить проблемы, стоящие перед высшим образованием сегодня, необходимо завершить начатые и недовершенные институциональные преобразования. Необходимо обратить особое внимание на повышение качества образование.
так, до 2020 года следует достичь того, чтобы студенты:
• были способны эффективно применять полученные теоретические знания на практике,
• обладали высокими технологическими навыками,
• имели позитивные установки к инновационным процессам в сфере высшего образования [3].
Нужно также зорко следить за тем, чтобы каждый студент получил необходимые знания в области гуманитарных и естественных наук. Для реализации данных целей необходимо решить следующие задачи:
• Обеспечить каждое учебное учреждение инновациями.
• Модернизировать систему образования, так как она является необходимым институтом социализации личности.
• Создать систему подготовки и переподготовки специалистов.
• Сформировать устойчивый механизм оценки качества и востребованности образовательных услуг.
Для улучшения же системы оценивания качества высшего образования и востребованности образовательных услуг следует:
• Обеспечить условия для оценки качества образования на всех уровнях образовательной системы, начиная от детских садов и заканчивая послевузовским углубленным образованием.
• Учредить систему оценки качества высшего образования, отвечающую требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
резюмируя сказанное выше, мы можем отметить особенности инноваций, внедряемых сегодня в высшую школу, а именно:
• инновационная деятельность обеспечивает развитие творческих способностей личности.
• инновация внедряется в систему образования тогда и лишь тогда, когда возникает ее необходимость в связи с изменившимися потребностями, предъявляемыми обществом.
• преподаватель психологически готов строить свою педагогическую деятельность согласно новым требованиям. Позитивная установка к инновационным процессам в сфере высшего образования является важнейшим фактором успеш-
ности его модернизации [4].
Пытаясь классифицировать нововведения в системе высшего образования, необходимо принять во внимание и то, что инновация не терпит строгого разграничения. Нововведения в образовательном процессе влияют и на управление, и на организацию, и на методологию всей работы, однако, верно и обратное.
Для обеспечения же эффективности учебного процесса, образовательные нововведения должны обладать следующими компетенциями:
• Способность сформировать образовательную среду и использовать свои преимущества для реализации задач образовательной политики.
• Способность анализировать инновационные процессы, выявлять их преимущества и недостатки и применять при решении задач на пути к достижению поставленных целей.
• Готовность разработать инновационные модели решения задач, подходящих для различных типов учебных заведений.
• Готовность использовать творческие способности преподавателей и обучающихся для выявления новых методов разрешения поставленных задач.
Что касается закономерностей протекания инновационных процессов, то в основном выделяются следующие [2] (сразу же отметим, что мы отчасти согласны):
1. Закон необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды. По которому любая инновация приносит с собой необратимые, чаще всего разрушительные, изменения в уже устоявшуюся среду. Это может привести к тому, что разрушаются устоявшиеся в течение долгого времени взгляды на тот или иной аспект педагогической деятельности, разлагаются педагогические сообщества, так как возникает недопонимание в оценивании новшества. В конечном итоге кто-то будет считать инновацию необходимой и полезной, а кто-то - несущей лишь деструктивный характер. (Мы считаем, что не «чаще», а лишь иногда любая инновация приносит с собой необратимые изменения в уже устоявшуюся среду, и не «всегда» разлагаются педагогические сообщества и возникает недопонимание в оценивании новшества. В конечном итоге кто-то будет считать не только инновацию необходимой и полезной, а кто-то - несущей лишь деструктивный характер).
2. Закон финальной реализации инновационного процесса. По которому любые инновации, которые когда-то рассматривались педагогическим сообществом, реализуются (думаем, что не все инновации, которые когда-то рассматривались педагогическим сообществом, реализуются).
3. Закон стереотипизации педагогических инноваций. По которому любая инновация, введенная в педагогическую деятельность, со временем будет восприниматься как единственно верная, что со временем, в свою очередь, будет мешать внедрению новых инноваций (на наш взгляд, не «любая» инновация, введенная в педагогическую деятельность, со временем будет восприниматься как единственно верная и будет мешать внедрению новых).
4. Закон цикловой повторяемости педагогических инноваций. По которому со временем в педагогическую деятельность возвращаются старые инновации в новой интерпретации, характерной для данного времени.
На наш взгляд, это далеко не единственные законы протекания инновационных процессов, однако соблюдение и понимание данных законов необходимо для успешности внедрения и динамики развития инновационных процессов в сфере образования.
таким образом, только знание закономерностей протекания инновационных процессов, позитивное отношение к ним, готовность к изменению содержания, форм и методов образовательного процесса, переход к новому с помощью инноваций обеспечит качество образования, соответствующее требованиям и потребностям общества и государства.
Сегодня в УрИО успешно воплощается концепция российской академии образования в области качества и доступности образования. Внедрены дистанционные технологии, создан колледж при университете. В целях наиболее эффективного управления качеством образовательного процесса и координации работы профессорско-преподавательского состава по методическому обеспечению учебной деятельности функционирует учебно-методический совет. Учебные пособия написаны с учетом инноваций, соответствующих лицензионным и аккредитаци-онным требованиям учебно-методического обеспечения учебного процесса. По всем направлениям и специальностям подготовки разработаны и размещены на сайте основные образовательные программы. Дисциплины всех образовательных программ обеспечены рабочими программами, имеются лекции-презентации. Каждый обучающийся обеспечен индивидуальным доступом к электронной библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по изучаемым дисциплинам. Ведется работа по созданию методических материалов в электронном виде, а также электронных учебников по всем дисциплинам (доступность полной информации на сайте уже о многом говорит ).
В учебном процессе используются специализированные компьютерные деловые и ситуационные игры, тренинги. Разработан и реализован курс «Педагогика и психология высшей школы». Данный курс направлен на исследования теоретических и практических основ педагогики и психологии высшей школы и разработан согласно требованиям и стандартам Министерства Образования и Науки Российской Федерации.
Очевидно, что современное общество имеет потребность в компетентных и подготовленных специалистах высших школ. Курс «Педагогика и психология высшей школы» знакомит с научными подходами, направленными на организацию учебного процесса, с проблемами, с которыми может столкнуться аспирант во время своей самореализации и саморазвития с возрастными и индивидуальными различиями студентов, а также с актуальными на сегодняшний день принципами педагогической деятельности.
Нам представляется, что подготовка компетентных специалистов, соответствующих требованиям нашего времени, ускорится и принесет больше результатов, если обогатить учебный процесс. Данная дисциплина должна основываться не только на пересказе стандартизированного учебника, но и включать в себя интеграцию определенных тезисов и понятий из смежных дисциплин, постоянную
работу аспиранта с дополнительной литературой, привлечение в учебный процесс компьютерных технологий, соответствующих уровню аспиранта, который будет выявляться руководителем благодаря постоянному наблюдению. Данные нововведения поспособствуют тому, что разрозненные знания обучающегося будут собраны в единое целое, что позволит ему взглянуть и изучить учебную дисциплину с различных сторон. Ответом на то, насколько результативным был данный курс для конкретного аспиранта, послужит написание грамотно составленной в рамках данной учебной дисциплины научной работы, которая будет содержать в себе проблему, актуальную для данной отрасли науки, и будет предложен вариант ее разрешения. Для получения аспирантом наиболее глубоких знаний необходимо, чтобы в какой-то момент он поставил себя на место преподавателя: оказавшись в спорной ситуации, самостоятельно смог бы выбрать путь разрешения проблемы.
таким образом, мы подчеркиваем важность не только теоретических знаний, полученных в период прохождения дисциплины, но и практических. Безусловно, теоретические знания, включающие в себя многолетний опыт успешных и известных педагогов, и полученные аспирантом во время изучения данной учебной дисциплины, призваны помочь ему сформулировать свой взгляд на педагогическую позицию данных педагогов и развитие педагогической науки под стать нашему времени. Одним из необходимых условий при изучении данной дисциплины является необходимость сопоставления жизненного и профессионального опыта преподавателя. Во время изучении курса аспирант получит возможность, переосмыслив личный жизненный и профессиональный опыт, также внести свой вклад в систему научных педагогических знаний, обогатив ее своими новаторскими идеями и экспериментальными работами по разрешению различных педагогических проблем, актуальных на сегодняшний день.
Курс рассчитан на то, чтобы аспирант, прослушавший его, сделал для себя определенные выводы и смог бы ответить на такие вопросы, как: что нужно сделать, чтобы стать мастером своего дела, как разработать свой собственный стиль ведения педагогической деятельности, в которой будет максимально проявляться собственная индивидуальность.
Данный курс подразумевает под собой рассматривание и обсуждение педагогического опыта каждого присутствующего на нем. То есть во время курса будет прослушиваться проблема, с которой столкнулся аспирант во время своей педагогической деятельности и то, как он ее разрешил. Далее будут прослушиваться пути ее разрешения от других присутствующих, впоследствии же после группового обсуждения будет выбран наиболее актуальный в рамках педагогической деятельности вариант разрешения.
таким образом, в целом наш подход заключается в формировании психологической готовности студентов и преподавателей вузов, абитуриентов и их родителей, работодателей и государства к проектированию гуманистически ориентированной образовательной среды вуза. Его основу должна составить последовательность следующих действий: прогнозирование потенциальных возможностей среды; конструирование значимых компонентов среды, стимулирующей гуманистиче-
ский потенциал; выявление и экспериментальное подтверждение особенностей использования инновационных методов обучения в высшей школе. К тому же мы считаем, что эффективность процесса формирования психологической готовности зависит от того, насколько соблюдаются принципы гуманизации и профессиональной целесообразности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Берулава М.Н., Берулава Г. А. Методологические основы инновационной сетевой концепции развития личности в условиях информационного общества // Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе. - СПб., 2010.
2. Дичковская И. Инновационные педагогические технологии. Учебное пособие / К. : Академвидав, 2004. - 352 с.
3. Дроботенко Ю.Б., Дука Н.А., Дука Т.О., Чекалева Н..В. Инновационные процессы в образовании: практикум для студентов магистратуры: учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Н.В. Чекалевой. - Изд-во ОмГПУ, 2012.
4. Казданян С.Ш. Позитивная установка к инновационным процессам в сфере высшего образования Армении как важнейший фактор успешности его модернизации. Международная научная конференция «Современные проблемы развития науки и образования» (13-15 октября 2014 г.): Сборник научных статей: - Ереван, Изд-во РАУ, 2014. - С. 343-347.
5. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). — Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. - 176 с.
6. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. - Барнаул: Изд-во Алтайского государственного университета, 2002. — 146 с.
7. Новикова Т.Г. Проектирование и экспертиза инновационной деятельности в образовании. Вып. 12. - М.: ЦРСДОД, 2001. - 64 с.
8. Новикова Н.Г., Мухоморова И.В. Развитие высшего образования в условиях современной экономики // Сервис в России и за рубежом. - 2014. - Т. 8. - № 9 (56). - С. 81-88.
9. Прикот О. Г., Виноградов О. Н. Образовательные организации: предпосылки креативного управления // Человек и образование. - 2013. - № 4. - С. 23-27.
10. Поляков С. Д. В поисках педагогической инноватики. - М., 1993.
11. Словьев В.П. Инновационная деятельность как системный процесс в конкурентной экономике (Синергетические эффекты инноваций). — Киев: Феникс, 2006. — 560 с
12. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. - 224 с
13. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ.
высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с.
14. Юсуфбекова Р.Н. Общие основы педагогической инноватики. Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании.- М., 1991. - 576 с.
15. Rogers E. Diffusion of Innovations. — 4-е изд. — Simon and Schuster, 2010.
16. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.edu.ru/news/education/ obrazovanie--samoe-glavnoe-na-chto-my-dolzhny-obra/
Казиева H.H.
становление субъекта профессиональной деятельности в период обучения в вузе
Множественность векторов развития личности в период студенчества инициировала проведение исследований, сосредотачивающих свое внимание на изучении каких-либо наиболее значимых с позиции психологов особенностей субъектов вузовской подготовки. Отметим, что атрибутирование значимости многих качеств будущего специалиста основывается на требованиях заказа, формулируемого социумом на определенном этапе его политического, культурного и экономического развития.
Профессиональная подготовка в вузе способствует множественному развитию качеств личности, содействующих эффективному включению молодых специалистов в трудовую деятельность после завершения обучения. Между тем, получение обширной информации относительно личностных изменений субъекта не облегчает, а даже несколько затрудняет выработку общей практики профессиональной подготовки в вузе. Более результативным в этой связи является изучение некоторых комплексных характеристик, отражающих целый пласт происходящих с субъектом изменений. Исследования в рассматриваемом направлении способствовали выявлению ряда интегральных характеристик личности, направленное воздействие на которые способно обеспечить ускоренное и наиболее полное становление личности будущего специалиста.
Одной из таких характеристик личности, по мнению исследователей, является, в частности, личностный потенциал студента [2]. Под личностным потенциалом как необходимым компонентом профессиональной подготовки будущего специалиста понимается устойчивое во времени и пространстве личностно-де-ятельностное образование, которое проявляется в различных ситуациях поведенческой активности человека. Согласно высказываемой авторами позиции (Адольф В.А., Журавлева О.П., Леонтьев Д.А.), являясь интегральной характеристикой, личностный потенциал предполагает обладание субъектом такими свойствами и качествами, которые обеспечивают ему целостность личностного раз-