Научная статья на тему 'Инновационные процессы и закономерности их протекания в сфере высшего образования рф'

Инновационные процессы и закономерности их протекания в сфере высшего образования рф Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
933
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ИННОВАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MODERNIZATION OF HIGHER EDUCATION / INNOVATION PROCESSES / INNOVATION / EDUCATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казданян Сусанна Шалвовна

Статья посвящена вопросу инновационных процессов и закономерностям их протекания в сфере высшего образования РФ. Раскрываются понятие «инновация», типы принятия решений относительно необходимости внедрения инноваций. Рассматриваются характеристики, а также стадии усвоения инноваций. Автором подчеркивается необходимость внедрения инноваций с целью развития сферы высшего образования, а также актуальность нахождения наиболее эффективных форм педагогической деятельности, методик и методов обучения в данной сфере. Даются рекомендации по модернизации высших учебных заведений. Автором представлена программа, направленная на развитие научно-исследовательской деятельности в Университете Российского инновационного образования (УРИО).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative processes and patterns of their occurrence in the Russian higher education

The article focuses on innovation processes and patterns of their occurrence in Russian higher education. It studies the concepts such as «innovation», the types of decision-making regarding the innovation implementation need. The paper discusses the characteristics, as well as the stages of innovation assimilation. The author emphasizes the need to innovate in order to develop the higher education sector, as well as the urgency of finding the most effective forms of educational activities, techniques and methods of training in this area. It makes recommendations on the modernization of higher education institutions. The author presents the program aimed to develop research activities in University of the Russian innovative education (URIE).

Текст научной работы на тему «Инновационные процессы и закономерности их протекания в сфере высшего образования рф»

проблемы высшего образования

Казданян С.Ш.

инновационные процессы и закономерности их протекания в сфере высшего образования рф

Образование - самое главное, на что мы должны обратить внимание в следующие годы

Владимир Путин[16]

В XXI веке, в условиях модернизации системы образования, а также социальных, политических, экономических реформ, повышена требовательность как к специалисту, так и к образовательным услугам. Следовательно, актуальность изучения как инновационных процессов и закономерностей их протекания, так и необходимости их внедрения в высшее образование рф для повышения успешности подготовки высококвалифицированных кадров, очевидна.

Инновациями называются системные самоорганизующиеся новообразования, возникающие из разнообразных инициатив и новшеств, ставшие необходимыми для развития, в нашем случае, образовательного процесса и улучшения его качества [11].

По Э.роджерсу, существуют следующие стадии их усвоения [15]:

• Стадия осознания. Овладение недостаточно полной информацией об инновационном процессе.

• Стадия заинтересованности. Увлечение идеей как можно больше знать об инновационном процессе.

• Стадия оценки. Принятие решения об использовании данной инновации в своей деятельности и прогнозы об оправдании прилагаемых усилий и затраченных ресурсов, возложенных на инноваций.

• Стадия испытания. Применение инноваций на практике, с целью определения, насколько они полезны и эффективны.

• Стадия усвоения. Использование инноваций в деятельности на постоянной основе.

Что касается характеристик, необходимых для быстрого и продуктивного усвоения инновации, то это:

• Относительное преимущество, указывающее, насколько данная инновация выгоднее, эффективнее и новее других.

• Совместимость, указывающая, насколько данный тип инновации соответствует традициям, взглядам и потребностям общества.

• Сложность, призванная указывать те трудности и препятствия, которые возникнут на пути эффективного усвоения и применения данной инновации.

• Испытуемость, призванная оценить результаты испытания эффективности инновации в условиях малого масштаба.

• Очевидность, указывающая, насколько улучшилась деятельность после начала использования инновации [там же].

Бесспорно, инновационный процесс, как и особенности его протекания, долгое время исследовался вначале в сфере экономики, и лишь научно-технический прогресс побудил рассмотреть его в образовании. Инновации никак не могли обойти сферу высшего образования [3].

Такие ученые, как М.Н. Берулава [1], Г.А. Берулава [1], А.В. Хуторской [13], Т.Г. Новикова [7], Н.Г. Новикова [8], И.В. Мухоморова [8], О.Г. Прикот [9], С.Д. Поляков [10], М.В. Кларин [5], В.А. Сластенин [12], Л.С. Подымова [12], Г.В. Лаврентьев [6], Н.Б. Лаврентьева [6], Р.Н. Юсуфбекова [14] и многие другие свои труды посвятили изучению и внедрению инноваций в высшую школу. Инновации рассматривались ими с различных сторон и позиций: от необходимости инновационных процессов в высшем образовании, проблематики их классификации в образовательной деятельности, их методах и видах в западной культуре, до выявления, насколько хорошо приживаются принятые инновации в современных учебных структурах РФ.

так, выделяются следующие типы принятия решений относительно необходимости внедрения инноваций [2]:

• Факультативный тип. Дается возможность выбора и использования инноваций в деятельности.

• Коллективный тип. Коллектив, созванный совет путем голосования решает вопрос о принятии инновации.

• Авторитарный тип. руководство принимает решение о том, будет ли принята инновация или нет.

Здесь стоит подчеркнуть важность межличностных отношений: если инновация была принята авторитарным путем, то это приведет к спаду ее эффективности. Ведь инновация в высшей школе должна привести к удовлетворению потребностей и преподавателей, и студентов, и абитуриентов, и родителей, и работодателей, и государство.

так, А.В. Хуторской считает, что инновация должна рассматриваться с двух сторон: как посредством инноваций научное открытие становится социальным и как разрабатывается, осваивается и применяется на практике [13].

По М.В. Кларину, было бы ошибочно не учесть и наиважнейшую проблему отечественной педагогики - ее оторванность от мирового педагогического опыта: дидактические разработки и новшества мирового педагогического опыта остаются недоступными: желающий разнообразить свою педагогическую деятельность преподаватель сталкивается с проблемой нехватки материала и может ознакомиться

лишь с частью инноваций, применяемых за рубежом. (Налицо необходимость интеграции в мировое образовательное пространство!). Представленная им типология инноваций следующая [5]:

• Инновации-модернизации: вектор ориентирован на такой инновационный процесс, который гарантирует результат, не выходя за пределы традиционного.

• Инновации-трансформации: вектор ориентирован на изменение учебного процесса, а также на создание условий поиска и постижения новых решений в учебной деятельности.

Аналогичного подхода придерживается и Т.Г. Новикова [7]: есть инновации, которые незначительно изменяют организационные принципы, то есть модифика-ционные, и инновации, которые коренным образом изменяют основу деятельности: ставят новые цели, изменяют пути их достижения, структуру, то есть радикальные.

Однако основными условиями, необходимыми для внедрения всех инноваций и их дальнейшего применения, являются:

• техническая проработанность инновации и ее необходимость в данный момент,

• готовность применять ее на практике,

• нацеленность на разрешение проблемы,

• тип внедряемой инновации.

Считаем неоспоримым фактом то, что инновации - значимый компонент улучшения качества образования. тенденция к увеличению инноваций в образовательной среде привела к масштабным изменениям в сфере высшего образования. Инновация диктует развитие сферы высшего образования: очевидна актуальность нахождения наиболее эффективных форм педагогической деятельности. Соответственно, инновации апробируются и во время обмена опытом педагогов, и конференций, и круглых столов, и других мероприятий.

Инновации в образовании должны обеспечить:

• Формирование благоприятной атмосферы для креативности в высшей школе, которая будет мотивировать преподавателей к разработке и применению различных нововведений.

• формирование благоприятной социокультурной среды в высшей школе, финансирование и обеспечение необходимыми ресурсами.

• Внедрение наиболее эффективных инноваций, а также перенятие опыта у зарубежных партнеров.

Ведь нововведения в высшей школе - эффективный путь перестройки общества, который неосуществим при традиционно принятых моделях.

И, несмотря на то что нововведения бывают как абсолютными, не известными ни в отечественной, ни в зарубежной практике, так и относительными, известными в мировой практике, они создают новую практику в высшей школе.

Мы солидарны с О.Г. Прикот и О.Н. Виноградовым, что 2013-2020 гг. должны стать годами окончательного перехода к новому качеству образования [9].

Однако интенсивное внедрение инновационных технологий в высшую школу связанно не только с новыми потребностями рынка труда, но и с изменениями

мышления преподавателей. Ведь инновации - это не только создание и внедрение нововведений в деятельность, но и преобразование всей сферы деятельности, а также стилей мышления субъектов деятельности. Следовательно, можно сделать вывод, что одним из наиболее значимых условий успешного внедрения инновационного процесса в деятельность является психологическая готовность к изменениям (необходимо учитывать, что любые изменения имеют свои последствия).

Что касается цели преобразования учебного процесса, то это обеспечение благоприятных условий социализации и успеха в учебе каждого студента. И для того, чтобы разрешить проблемы, стоящие перед высшим образованием сегодня, необходимо завершить начатые и недовершенные институциональные преобразования. Необходимо обратить особое внимание на повышение качества образование.

так, до 2020 года следует достичь того, чтобы студенты:

• были способны эффективно применять полученные теоретические знания на практике,

• обладали высокими технологическими навыками,

• имели позитивные установки к инновационным процессам в сфере высшего образования [3].

Нужно также зорко следить за тем, чтобы каждый студент получил необходимые знания в области гуманитарных и естественных наук. Для реализации данных целей необходимо решить следующие задачи:

• Обеспечить каждое учебное учреждение инновациями.

• Модернизировать систему образования, так как она является необходимым институтом социализации личности.

• Создать систему подготовки и переподготовки специалистов.

• Сформировать устойчивый механизм оценки качества и востребованности образовательных услуг.

Для улучшения же системы оценивания качества высшего образования и востребованности образовательных услуг следует:

• Обеспечить условия для оценки качества образования на всех уровнях образовательной системы, начиная от детских садов и заканчивая послевузовским углубленным образованием.

• Учредить систему оценки качества высшего образования, отвечающую требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

резюмируя сказанное выше, мы можем отметить особенности инноваций, внедряемых сегодня в высшую школу, а именно:

• инновационная деятельность обеспечивает развитие творческих способностей личности.

• инновация внедряется в систему образования тогда и лишь тогда, когда возникает ее необходимость в связи с изменившимися потребностями, предъявляемыми обществом.

• преподаватель психологически готов строить свою педагогическую деятельность согласно новым требованиям. Позитивная установка к инновационным процессам в сфере высшего образования является важнейшим фактором успеш-

ности его модернизации [4].

Пытаясь классифицировать нововведения в системе высшего образования, необходимо принять во внимание и то, что инновация не терпит строгого разграничения. Нововведения в образовательном процессе влияют и на управление, и на организацию, и на методологию всей работы, однако, верно и обратное.

Для обеспечения же эффективности учебного процесса, образовательные нововведения должны обладать следующими компетенциями:

• Способность сформировать образовательную среду и использовать свои преимущества для реализации задач образовательной политики.

• Способность анализировать инновационные процессы, выявлять их преимущества и недостатки и применять при решении задач на пути к достижению поставленных целей.

• Готовность разработать инновационные модели решения задач, подходящих для различных типов учебных заведений.

• Готовность использовать творческие способности преподавателей и обучающихся для выявления новых методов разрешения поставленных задач.

Что касается закономерностей протекания инновационных процессов, то в основном выделяются следующие [2] (сразу же отметим, что мы отчасти согласны):

1. Закон необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды. По которому любая инновация приносит с собой необратимые, чаще всего разрушительные, изменения в уже устоявшуюся среду. Это может привести к тому, что разрушаются устоявшиеся в течение долгого времени взгляды на тот или иной аспект педагогической деятельности, разлагаются педагогические сообщества, так как возникает недопонимание в оценивании новшества. В конечном итоге кто-то будет считать инновацию необходимой и полезной, а кто-то - несущей лишь деструктивный характер. (Мы считаем, что не «чаще», а лишь иногда любая инновация приносит с собой необратимые изменения в уже устоявшуюся среду, и не «всегда» разлагаются педагогические сообщества и возникает недопонимание в оценивании новшества. В конечном итоге кто-то будет считать не только инновацию необходимой и полезной, а кто-то - несущей лишь деструктивный характер).

2. Закон финальной реализации инновационного процесса. По которому любые инновации, которые когда-то рассматривались педагогическим сообществом, реализуются (думаем, что не все инновации, которые когда-то рассматривались педагогическим сообществом, реализуются).

3. Закон стереотипизации педагогических инноваций. По которому любая инновация, введенная в педагогическую деятельность, со временем будет восприниматься как единственно верная, что со временем, в свою очередь, будет мешать внедрению новых инноваций (на наш взгляд, не «любая» инновация, введенная в педагогическую деятельность, со временем будет восприниматься как единственно верная и будет мешать внедрению новых).

4. Закон цикловой повторяемости педагогических инноваций. По которому со временем в педагогическую деятельность возвращаются старые инновации в новой интерпретации, характерной для данного времени.

На наш взгляд, это далеко не единственные законы протекания инновационных процессов, однако соблюдение и понимание данных законов необходимо для успешности внедрения и динамики развития инновационных процессов в сфере образования.

таким образом, только знание закономерностей протекания инновационных процессов, позитивное отношение к ним, готовность к изменению содержания, форм и методов образовательного процесса, переход к новому с помощью инноваций обеспечит качество образования, соответствующее требованиям и потребностям общества и государства.

Сегодня в УрИО успешно воплощается концепция российской академии образования в области качества и доступности образования. Внедрены дистанционные технологии, создан колледж при университете. В целях наиболее эффективного управления качеством образовательного процесса и координации работы профессорско-преподавательского состава по методическому обеспечению учебной деятельности функционирует учебно-методический совет. Учебные пособия написаны с учетом инноваций, соответствующих лицензионным и аккредитаци-онным требованиям учебно-методического обеспечения учебного процесса. По всем направлениям и специальностям подготовки разработаны и размещены на сайте основные образовательные программы. Дисциплины всех образовательных программ обеспечены рабочими программами, имеются лекции-презентации. Каждый обучающийся обеспечен индивидуальным доступом к электронной библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по изучаемым дисциплинам. Ведется работа по созданию методических материалов в электронном виде, а также электронных учебников по всем дисциплинам (доступность полной информации на сайте уже о многом говорит ).

В учебном процессе используются специализированные компьютерные деловые и ситуационные игры, тренинги. Разработан и реализован курс «Педагогика и психология высшей школы». Данный курс направлен на исследования теоретических и практических основ педагогики и психологии высшей школы и разработан согласно требованиям и стандартам Министерства Образования и Науки Российской Федерации.

Очевидно, что современное общество имеет потребность в компетентных и подготовленных специалистах высших школ. Курс «Педагогика и психология высшей школы» знакомит с научными подходами, направленными на организацию учебного процесса, с проблемами, с которыми может столкнуться аспирант во время своей самореализации и саморазвития с возрастными и индивидуальными различиями студентов, а также с актуальными на сегодняшний день принципами педагогической деятельности.

Нам представляется, что подготовка компетентных специалистов, соответствующих требованиям нашего времени, ускорится и принесет больше результатов, если обогатить учебный процесс. Данная дисциплина должна основываться не только на пересказе стандартизированного учебника, но и включать в себя интеграцию определенных тезисов и понятий из смежных дисциплин, постоянную

работу аспиранта с дополнительной литературой, привлечение в учебный процесс компьютерных технологий, соответствующих уровню аспиранта, который будет выявляться руководителем благодаря постоянному наблюдению. Данные нововведения поспособствуют тому, что разрозненные знания обучающегося будут собраны в единое целое, что позволит ему взглянуть и изучить учебную дисциплину с различных сторон. Ответом на то, насколько результативным был данный курс для конкретного аспиранта, послужит написание грамотно составленной в рамках данной учебной дисциплины научной работы, которая будет содержать в себе проблему, актуальную для данной отрасли науки, и будет предложен вариант ее разрешения. Для получения аспирантом наиболее глубоких знаний необходимо, чтобы в какой-то момент он поставил себя на место преподавателя: оказавшись в спорной ситуации, самостоятельно смог бы выбрать путь разрешения проблемы.

таким образом, мы подчеркиваем важность не только теоретических знаний, полученных в период прохождения дисциплины, но и практических. Безусловно, теоретические знания, включающие в себя многолетний опыт успешных и известных педагогов, и полученные аспирантом во время изучения данной учебной дисциплины, призваны помочь ему сформулировать свой взгляд на педагогическую позицию данных педагогов и развитие педагогической науки под стать нашему времени. Одним из необходимых условий при изучении данной дисциплины является необходимость сопоставления жизненного и профессионального опыта преподавателя. Во время изучении курса аспирант получит возможность, переосмыслив личный жизненный и профессиональный опыт, также внести свой вклад в систему научных педагогических знаний, обогатив ее своими новаторскими идеями и экспериментальными работами по разрешению различных педагогических проблем, актуальных на сегодняшний день.

Курс рассчитан на то, чтобы аспирант, прослушавший его, сделал для себя определенные выводы и смог бы ответить на такие вопросы, как: что нужно сделать, чтобы стать мастером своего дела, как разработать свой собственный стиль ведения педагогической деятельности, в которой будет максимально проявляться собственная индивидуальность.

Данный курс подразумевает под собой рассматривание и обсуждение педагогического опыта каждого присутствующего на нем. То есть во время курса будет прослушиваться проблема, с которой столкнулся аспирант во время своей педагогической деятельности и то, как он ее разрешил. Далее будут прослушиваться пути ее разрешения от других присутствующих, впоследствии же после группового обсуждения будет выбран наиболее актуальный в рамках педагогической деятельности вариант разрешения.

таким образом, в целом наш подход заключается в формировании психологической готовности студентов и преподавателей вузов, абитуриентов и их родителей, работодателей и государства к проектированию гуманистически ориентированной образовательной среды вуза. Его основу должна составить последовательность следующих действий: прогнозирование потенциальных возможностей среды; конструирование значимых компонентов среды, стимулирующей гуманистиче-

ский потенциал; выявление и экспериментальное подтверждение особенностей использования инновационных методов обучения в высшей школе. К тому же мы считаем, что эффективность процесса формирования психологической готовности зависит от того, насколько соблюдаются принципы гуманизации и профессиональной целесообразности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берулава М.Н., Берулава Г. А. Методологические основы инновационной сетевой концепции развития личности в условиях информационного общества // Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе. - СПб., 2010.

2. Дичковская И. Инновационные педагогические технологии. Учебное пособие / К. : Академвидав, 2004. - 352 с.

3. Дроботенко Ю.Б., Дука Н.А., Дука Т.О., Чекалева Н..В. Инновационные процессы в образовании: практикум для студентов магистратуры: учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Н.В. Чекалевой. - Изд-во ОмГПУ, 2012.

4. Казданян С.Ш. Позитивная установка к инновационным процессам в сфере высшего образования Армении как важнейший фактор успешности его модернизации. Международная научная конференция «Современные проблемы развития науки и образования» (13-15 октября 2014 г.): Сборник научных статей: - Ереван, Изд-во РАУ, 2014. - С. 343-347.

5. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). — Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. - 176 с.

6. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. - Барнаул: Изд-во Алтайского государственного университета, 2002. — 146 с.

7. Новикова Т.Г. Проектирование и экспертиза инновационной деятельности в образовании. Вып. 12. - М.: ЦРСДОД, 2001. - 64 с.

8. Новикова Н.Г., Мухоморова И.В. Развитие высшего образования в условиях современной экономики // Сервис в России и за рубежом. - 2014. - Т. 8. - № 9 (56). - С. 81-88.

9. Прикот О. Г., Виноградов О. Н. Образовательные организации: предпосылки креативного управления // Человек и образование. - 2013. - № 4. - С. 23-27.

10. Поляков С. Д. В поисках педагогической инноватики. - М., 1993.

11. Словьев В.П. Инновационная деятельность как системный процесс в конкурентной экономике (Синергетические эффекты инноваций). — Киев: Феникс, 2006. — 560 с

12. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. - 224 с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ.

высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с.

14. Юсуфбекова Р.Н. Общие основы педагогической инноватики. Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании.- М., 1991. - 576 с.

15. Rogers E. Diffusion of Innovations. — 4-е изд. — Simon and Schuster, 2010.

16. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.edu.ru/news/education/ obrazovanie--samoe-glavnoe-na-chto-my-dolzhny-obra/

Казиева H.H.

становление субъекта профессиональной деятельности в период обучения в вузе

Множественность векторов развития личности в период студенчества инициировала проведение исследований, сосредотачивающих свое внимание на изучении каких-либо наиболее значимых с позиции психологов особенностей субъектов вузовской подготовки. Отметим, что атрибутирование значимости многих качеств будущего специалиста основывается на требованиях заказа, формулируемого социумом на определенном этапе его политического, культурного и экономического развития.

Профессиональная подготовка в вузе способствует множественному развитию качеств личности, содействующих эффективному включению молодых специалистов в трудовую деятельность после завершения обучения. Между тем, получение обширной информации относительно личностных изменений субъекта не облегчает, а даже несколько затрудняет выработку общей практики профессиональной подготовки в вузе. Более результативным в этой связи является изучение некоторых комплексных характеристик, отражающих целый пласт происходящих с субъектом изменений. Исследования в рассматриваемом направлении способствовали выявлению ряда интегральных характеристик личности, направленное воздействие на которые способно обеспечить ускоренное и наиболее полное становление личности будущего специалиста.

Одной из таких характеристик личности, по мнению исследователей, является, в частности, личностный потенциал студента [2]. Под личностным потенциалом как необходимым компонентом профессиональной подготовки будущего специалиста понимается устойчивое во времени и пространстве личностно-де-ятельностное образование, которое проявляется в различных ситуациях поведенческой активности человека. Согласно высказываемой авторами позиции (Адольф В.А., Журавлева О.П., Леонтьев Д.А.), являясь интегральной характеристикой, личностный потенциал предполагает обладание субъектом такими свойствами и качествами, которые обеспечивают ему целостность личностного раз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.