Научная статья на тему 'Парадигма в высшем образовании как фактор повышения качества образовательного процесса'

Парадигма в высшем образовании как фактор повышения качества образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1304
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА / КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / IMPROVEMENT OF EDUCATION QUALITY IN HIGHER EDUCATION / EDUCATIONAL PARADIGM / THE QUALITY OF THE EDUCATIONAL PROCESS / HUMANISTIC PARADIGM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казданян С.Ш.

Статья посвящена одной из актуальных проблем XXI века повышению качества образования в высшей школе. Автором рассматривается парадигма в высшем образовании как фактор повышения качества образовательного процесса. Описаны принципы, направленные на улучшение качества образования, а также уровни качества высшего образования. Раскрыты термин «парадигма» и основные этапы, через которые проходит каждая научная дисциплина. Представлены наиболее распространенные парадигмы образования. Отмечена необходимость введения новой образовательной парадигмы в вузы. Выделены основные тренды новой парадигмы высшего образования. Представлена теория гуманизации образования как концептуально-методологическая основа развития Университета Российского инновационного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казданян С.Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Paradigm in higher education as a factor of improvement of quality of educational process

The article is devoted to one of actual problems of the XXI century improving the quality of education in higher education. The author considers the paradigm in higher education as a factor of improvement of quality of educational process. It describes the principles aimed to improve the quality of education and levels of higher education quality. It discloses the term «paradigm» and the main stages that go through every scientific discipline. In addition, it presents the most common paradigm of education. It discloses the necessity of introducing new educational paradigm in higher education; identifies the main trends of the new paradigm of higher education. The article presents the theory of humanization of education as the conceptual-methodological basis of development of University of the Russian innovative education (URIE).

Текст научной работы на тему «Парадигма в высшем образовании как фактор повышения качества образовательного процесса»

проблемы высшего образования

Казданян С.Ш.

парадигма в высшем образовании как фактор повышения качества образовательного процесса

В условиях глобализации на мировом рынке труда образовалась тенденция конкурентной борьбы специалистов. На данный момент наиболее востребованными являются интеллектуальные и разносторонне развитые специалисты. По этой причине многим странам пришлось пересмотреть свой подход к методам образования и подготовки специалистов, а также обратить внимание на качество предоставляемого образования в вузах. Данный вопрос, бесспорно, носит глобальный характер и широко обсуждается на международных форумах, конференциях и т.д. Исходя из того что сегодня большинство стран приняли необходимость разработки и введения новой парадигмы в высшем образовании (главной причиной образовавшегося кризиса в высшей школе исследователи считают приверженность к устаревшей парадигме образования), очевидна и актуальность данного исследования.

Как известно, на сегодняшний день большинство развитых стран, принявших важность развития высшего образования на благо общества, провели ряд реформ, направленных на улучшение качества высшего образования, а именно: повышение численности обучающихся в вузах, введение в учебный процесс инновационных технологий, повышение значимости самообразования и исследовательской деятельности студентов и т.д.

Говоря о качестве высшего образования, мы должны отметить, что, с социальной точки зрения, качество образования - это тот тип подготовки специалистов, который соответствует ожиданиям и требованиям, как общества, так и мирового рынка труда. С педагогической же точки зрения, качество образования включает в себя совокупность показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности: цели и содержание образования, кадровый состав университета, методы и методики ведения процесса обучения и т.д.[6]. Следует также отметить недопустимость отношения к образовательному процессу как к модели бизнеса и способу обогащения. Однако это не означает, что университет не должен быть экономически заинтересован (в этом случае, он прекратит свое

85

существование). Поэтому считаем, что новая парадигма образования должна предполагать планирование и разработку системы образовательного процесса, согласно критериям качества менеджмента.

на наш взгляд, смена образовательной парадигмы не может быть осуществлена без смены подходов к образованию, способам взаимодействия между субъектами образовательного процесса. В частности, необходимо воспринимать студента как активного субъекта образовательного процесса[2,3]. новая образовательная парадигма должна предполагать и увеличение времени самостоятельной и практической работы студентов, а также обратить внимание на роль самообразования студента для повышения качества образования. Все это позволит студентам как лучше овладеть полученными теоретическими знаниями, развить коммуникативные, профессиональные навыки, вникать в поставленную проблему и выделять из общего потока информации необходимую, так и воспринимать себя как свободную личность, имеющая право на выражение личного мнения и право на индивидуальный подход. Считаем, что образовательная система, основанная на подобных принципах, будет направлена на улучшение качества образования, так как будет демократизированной и гуманизированной[6].

Именно на это обратил внимание Президент российской Федерации В.В. Путин [13] в 2008 году на заседании госсовета, отметив, что наибольшая инвестиция должна быть вложена в человеческий капитал, то есть должно быть осуществлено вложение в подготовку кадров, развитие университетов. Только подобный подход поможет развитию инновационного общества и повышению качества образования.

Сегодня для студента знания, которые он получает в университете, являются большей частью теоретическими и представляют собой в основном лишь план, как он должен вести себя во время своей профессиональной деятельности. не является секретом и то, что без практического подкрепления эти знания крайне неэффективны. И хотя всегда среди студентов выделялись те, которые обладали большим количеством знаний, не оставались в стороне и те, у которых были умения и навыки. Заметим, что о различиях между знаниями и умениями заговорили еще в 60-70х годах ХХ века, так как стали более заметны различия между студентами, которые обладали знаниями, и теми, которые обладали умениями. Оказалось, что студенты, считающиеся наиболее интеллектуально развитыми, благодаря тому, что буквально «проглатывали» большое количество книг, на деле могли не обладать какими бы то ни было выдающимися профессиональными умениями. А те, которые обладали недостаточными теоретическими знаниями, в то же время обладали большим практическим багажом и являлись лучшими специалистами. Таким образом, была осознана важность практических знаний по отношению к теоретическим. Однако как простое воспроизведение полученной ранее информации не принесет пользу и не сделает человека хорошим специалистом, так и практические знания, если будут без креативных наработок и исследований, которыми, в свою очередь, можно овладеть только в случае активного участия в процессе обучения[14]. Соответственно, возникла

необходимость в введении новой модели постановки проблемы и его решения, то есть в новой парадигме (термин «парадигма» был предложен американским историком и исследователем Т.С. Куном[10] и рассматривается как модель постановки проблем и их решения[15]).

Рассмотрим следующую классификацию образовательных парадигм[21]:

• Культурно-ценностная парадигма - чаще всего применяется для воспитания философов и богословов и направлена на освоение студентами культурных и традиционных ценностей.

• Академическая парадигма - этот тип парадигмы характеризуется тенденцией подготовки студентов к будущим исследовательским работам и поиску новых знаний.

• Профессиональная парадигма - университет заостряет свое внимание на развитии профессиональных, а не общих знаний студента, что помогает воспитать узкоспециализированных, но хорошо разбирающихся в своем ремесле специалистов.

• Технократическая парадигма - внесла изменения в высшее образование, сделав его массовым и поставив на первое место развитие техники и технологий.

• Гуманистическая парадигма - парадигма, согласно которой главной ценностью университетского образования является личность студента, его способности и интересы. Гуманистическая парадигма подразумевает под собой активное включенное обучение студентов, а также большое внимание к отношениям «преподаватель-студент» и роли самообразования в учебном процессе.

Главной целью гуманистической парадигмы является обеспечение для студентов комфортных условий обучения, свободы самоопределения, обеспечение всем необходимым для собственных исследований и раскрытие потенциала личности. Таким образом, можем сказать, что данная парадигма, обращающая большое внимание на саморазвитие студента и развитие его индивидуальных достоинств, полностью меняет структуру обучения. Теперь студент перестает быть пассивным слушателем, а становится полноправным участником процесса обучения. В то же время преподаватель уже не зачитывает лишь «сухие» лекции, а дополняет их практическими примерами и дополнительными материалами, в то же время, направляя студента на пути его саморазвития. Ведь если студент не заинтересован в получаемых знаниях, то никакие усилия преподавателя не приведут к положительному результату. Итак, главной задачей преподавателя является заинтересовать студента в материале и направить его по правильному пути осмысления[6].

Поиску и разработке наиболее эффективных образовательных парадигм, которые содержат в себе эффективные методы и инновационные технологии повышения качества образовательного процесса, было посвящено немало ра-бот[3,4,5,8,9,11,17,18]. Акцент ставился на важности внедрения в образовательный процесс инновационных технологий, а также нахождения подходящей для требований XXI века той парадигмы, которая включает в себя образование, ориентированное на индивидуальность каждого студента, что, в свою очередь, по-

зволит подготовить специалистов, каждый из которых будет действовать по-своему креативно при принятии решений. Подобный подход, бесспорно, позволит сосредоточиться на развитии не только теоретических знаний, но и профессиональных умений студента.

Отметим три основных этапа, через которые проходит каждая научная дисциплина, а именно:

• препарадигмальный, который предшествует установлению парадигмы;

• этап господства парадигмы;

• этап кризиса и научной революции, который заключается в смене парадигмы или в переходе к иной.

Как видим, смене парадигмы предшествует долгий процесс, при котором изменяется устоявшееся мышление общества, в связи с чем изменяются и ожидания общества по подготовке специалистов. Ведь в настоящее время вчерашние школьники в силу недостаточно развитой профориентационной работы в общеобразовательной школе не имеют возможности принимать осмысленного решения при выборе профессии [1]. Думаем, что новая парадигма должна подразумевать под собой качественно новый подход к образовательному процессу[23].

Для понимания определения качества высшего образования и того, насколько его улучшению способствует избранная парадигма, необходимо рассмотреть следующие уровни качества:

1. Мегауровень - признание государством доминирования академического образования над профессиональным, создание системы академических свобод, а также обеспечение связи студентов и научных деятелей с бизнес сообществом, внедрение на рынок труда и пополнение его наиболее отличившимися молодыми специалистами.

2. Макроуровень - профилизация высшего образования в соответствии с требованиями регионального рынка труда.

3. Микроуровень - поддержание системы «образование в течение жизни», а также самостоятельной работы студентов в получении дополнительных знаний, взаимодействия вузов с промышленностью данного региона и обеспечения его необходимыми специалистами.

4. наноуровень - изменение отношения государства к системе образования и отношение к ней как к чему-то, к чему необходимо стремиться в течение всей жизни, для достижения личностной самоактуализации[12].

Данные уровни диктуют рассматривать систему высшего образования как открытую систему, обладающую всеми свойствами системности, связанными:

• с целями и функциями (целенаправленность, альтернативность путей функционирования и развития);

• со структурой (структурность, иерархичность);

• с ресурсами и особенностями взаимодействия со средой (коммуникативность, адаптивность, надежность, интерактивность, обособленность) [12].

Таким образом, изменение парадигмы зависит, в первую очередь, от того, какие требования и ожидания выдвигают общество и рынок труда по отноше-

нию к будущим специалистам.

При этом выделим и основные тренды новой парадигмы высшего образования, которых необходимо достичь за следующие несколько лет.

• Первый тренд - массовое обновление кадрового состава университета за счет набора нового или же повышения квалификации старого состава. Подобное необходимо для того, чтобы университет считался конкурентоспособным на мировом рынке труда, а специалисты, выпускаемые им, - востребованными, так как они будут получать наиболее полное, признанное мировым сообществом, образование, основанное на новейших исследованиях и инновационных технологиях.

• Второй тренд - достижение понимания о необходимости смены подхода в обучении, использование большого количество инновационных технологий, активных методов обучения, использование онлайн-курсов для увеличения кругозора студентов.

• Третий тренд - улучшение или же полное обновление зданий университетов, так как множество из них было построено не только во времена, но и до Советского Союза.

• Четвертый тренд - должна быть разработана новая система центров профессионального развития, которая основана на частно-государственном партнерстве [20].

Отметим, что концептуально-методологической базой развития Университета Российского инновационного образования (УРИО) является теория гуманизации образования, получившая широкое научное признание. на ее основе в УРИО разрабатываются, апробируются и внедряются инновационные технологии развития личности в процессе обучения и воспитания[22].

И хотя на современном этапе развития высшего образования в России сохраняется ряд проблем, в частности, существуют противоречия между задачами, решаемыми в образовательном процессе, и необходимостью социализации выпускников, перспективами их дальнейшего трудоустройства, потребностью в удовлетворении запросов рынка труда, несбалансированностью между образовательными и научно-исследовательскими задачами вузов, в УРИО указанные проблемы с успехом решаются. Также они успешно решаются и в Международном инновационном университете[19]. (Международный инновационный университет входит в Консорциум инновационных вузов).

Внедрение информационных технологий в учебный процесс УРИО, МИУ, приняв за основу то, что интернет на сегодняшний день повсеместно доступен и им пользуется подавляющее большинство студентов, полностью оправдывает себя. Ведь студенты УРИО, МИУ получают более разносторонне развитое образование, слушают мастер-классы не только отечественных, но и зарубежных авторов. Кроме того, проведение исследований студентами также упрощено, так как они могут в любой момент посоветоваться со своим руководителем вне зависимости от их местонахождения. Развитию УРИО, МИУ также способствует открытие различных клубов по интересам. Данные клубы направлены на то,

чтобы объединить студентов, имеющих одинаковые интересы не только внутри университета, но и за рубежом, а на помощь в данном деле приходит, опять-таки, интернет[22].

Таким образом, данная парадигма направлена на повышение качества высшего образования.

литература

1. Берулава М.Н. Проблемы и перспективы развития современной высшей школы // Гуманизация образования. 2015. №2. - С. 8-11.

2. Берулава М.Н., Берулава Г. А. Методологические основы развития личности студента в вузе // Вестник Университета Российской академии образования. 2009. № 4.

3. Берулава М.Н., Берулава Г. А. Методологические основы инновационной сетевой концепции развития личности в условиях информационного общества // Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе. СПб., 2010.

4. Бим-Бад Б.М. Вовлечение преподавателей в инновационные процессы // Профессиональное образование. Столица. 2008. № 2. С. 15.

5. Дичковская И. Инновационные педагогические технологии Учебное пособие / К. : Академвидав, 2004. - 352 с.

6. Дудина М.Н. Новая образовательная парадигма: проблемы качества образования // Современные проблемы науки и образования. - 2006. - № 5. - С. 32-34;Ц^: http://www.science-education.ru/ru/article/view?Id=513.

7. Казданян С.Ш. Глава 5. О развитии личности студента в вузе. Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: монография/ Под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение».-2016, с. 84-98.

8. Казданян С.Ш. Инновационные процессы и закономерности их протекания в сфере высшего образования РФ. Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2016, с. 27-35.

9. Казданян С.Ш. К вопросу об инновациях в вузах // Бюллетень науки и практики. Электрон. журн. 2016. №11 (12). С. 292-302.

10. Кун Т. Структура научных революций.- М., 2002. - С.963.

11. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. Барнаул: Изд-во Алтайского государственного университета, 2002. — 146 с.

12. Морозова Н.А. Изменение концепции «качество высшего образования»

в современном обществе // Креативная экономика. - 2012. - № 10 (71). - с. 72-75. URL: http://bgscience.ru/lib/4799/.

13. Путин В.В. О стратегии развития России до 2020 года // Российская газета. - 2008. - 9 февраля.

14. Романцов М.Г., Даниленкова Г.Г., Мельникова И.Ю., Горячева Л.Г. Парадигмы высшего образования в современных условиях // Международный журнал экспериментального образования. 2011. №11. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/paradigmy-vysshego-obrazovaniya-v-sovremennyh-usloviyah.

15. Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин.

1998.

16. Снисаренко С.О.Изменение парадигмы высшего образования в условиях реформирования российских вузов. Роль образования в формировании экономической, социальной и правовой культуры . Сборник научных трудов. Комитет по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга. СПб., 2014. С. 137140.

17. Тодосийчук А.В. Теоретико-методологические проблемы развития инновационных процессов в образовании. М., 2005.

18. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с.

19. Яковлева-Чернышева А.Ю. О некоторых проблемах высшего образования в России. WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS: сборник статей V Международной научно-практической конференции/ Под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. -Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение».-2016, с.380-382.

20. http://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2012/09/03/stavka_na_novoe_ soderzhanie.

21. http://uchebnikionline.com/pedagogika/pedagogika_vischoyi_shkoli_-_ turkot_ti/paradigmi_universitetskoyi_osviti.htm.

22. http://urio-edu.ru/page/koncepcija_razvitija_universiteta.

23. http://psychology.academic.ru/1579/%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B 0%D0%B4%D0%B8%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.