Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ КИТАЙСКИХ ПОДРОСТКОВ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ КИТАЙСКИХ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
180
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / КИТАЙСКИЕ ПОДРОСТКИ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ / КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ / ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ван Синьчжо

Введение. Статья посвящена изучению психологического благополучия китайских подростков. Проблематика психологического благополучия как важного ресурса для оптимального функционирования всех психических структур личности, необходимых для жизнедеятельности, всегда привлекает внимание ученых. В данной статье, опираясь на имеющиеся работы, посвященные сравнительным исследованиям психологических характеристик подростков с признаками академической одаренности и их сверстников с обычным уровнем развития, мы провели эмпирическое исследование психологического благополучия подростков, становление личности которых происходит в контексте китайского общества. Целью исследования было сравнение психологического благополучия китайских подростков с признаками академической одаренности и их сверстников с обычным уровнем развития, а также изучение социально-психологических факторов психологического благополучия китайских подростков. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 315 китайских подростков в возрасте 13-15 лет, в том числе 122 подростка с признаками академической одаренности и 193 подростка с обычным уровнем развития. С целью изучения уровня психологического благополучия респондентов была использована методика «Шкала психологического благополучия» К. Рифф в адаптации на китайском языке. В процессе статистической обработки использовались методы однофакторного (ANOVA) и многофакторного (MANOVA) дисперсионного анализа. Результаты исследования. Было изучено влияние на психологическое благополучие подростков таких социально-психологических факторов, как наличие или отсутствие признаков академической одаренности и наличие или отсутствие братьев и (или) сестер. Установлено, что фактор академической одаренности оказывает влияние только на компонент психологического благополучия «личностный рост», показатели которого выше в выборке подростков с признаками академической одаренности. Фактор наличия или отсутствия братьев и сестер оказывает влияние на компонент психологического благополучия «цели в жизни», а также на показатель общего психологического благополучия: психологическое благополучие выше у тех китайских подростков, которые являются единственными детьми в семье, независимо от уровня развития их способностей. На основании полученных результатов мы отмечаем актуальность задачи развития академических способностей китайских подростков и поддержания гармоничной семейной атмосферы, особенно для подростков, у которых имеются братья и сестры. Заключение. Полученные результаты могут использоваться для разработки и внедрения программ укрепления психологического благополучия китайских подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ван Синьчжо

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL FACTORS IN THE PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF CHINESE ADOLESCENTS

Introduction. The article presents an empirical study that compares the psychological well-being of academically gifted Chinese adolescents with the psychological well-being of their normal peers and examines the socio- psychological factors of psychological well-being of Chinese adolescents. The problematic of psychological well-being as an important resource for the optimal functioning of all the mental structures of the individual necessary for life has always attracted the attention of scholars. The empirical study relies on the existing comparative studies of psychological characteristics of academically gifted and normal adolescents. Materials and methods. The study involved 315 Chinese adolescents aged 13-15 years, including 122 adolescents with signs of academic giftedness and 193 adolescents with normal development level. “The Ryff Scales of Psychological Well-Being” in Chinese adaptation was used to study the psychological well-being level of the respondents. Results of the study. We studied the influence of such socio-psychological factorsas the presence or absenc e of academic giftedness and the presence or absence of siblings on the psychological well-being of adolescents. It was found that academic giftedness influences only the “personal growth” component of psychological well-being-specifically, the indicators of “personal growth” are higher among academically gifted adolescents. The presence/absence of siblings influences the “purpose in life” psychological well-being component and the overall psychological well-being: psychological well-being is higher among those Chinese adolescents who are the only children in the family regardless of the level of developmentof their abilities. Based on our findings, we note the relevance of developing Chinese adolescents’ academic ability and maintaining a harmonious family environment, especially for adolescents who have siblings. Conclusion. The findings can be used to design and implement programmes aimed at strengthening the psychological well-being of Chinese adolescents.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ КИТАЙСКИХ ПОДРОСТКОВ»

Психология человека в образовании, 2022, т. 4, № 2 Psychology in Education, 2022, vol. 4, no. 2 _www.psychinedu. ru

Я Check for updates

Личность в процессах обучения и воспитания

УДК 159.928.22

EDN UYZVZY

https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-2-145-153

Научная статья

Социально-психологические факторы психологического

Сведения об авторе

Синьчжо Ван, SPIN-код: 3888-6502, ORCID: 0000-0002-6666-6820, e-mail: singelwong@mail.ru Для цитирования: Ван, С. (2022) Социально-психологические факторы психологического благополучия китайских подростков. Психология человека в образовании, т. 4, № 2, с. 145-153. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-2-145-153 EDN UYZVZY.

Получена 26 января 2022; прошла рецензирование 8 марта 2022; принята 19 марта 2022.

Финансирование: Исследование выполнено при финансовой поддержке Китайского Совета по Стипендиям (CSC). Права: © С. Ван (2022). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.

Аннотация

Введение. Статья посвящена изучению психологического благополучия китайских подростков. Проблематика психологического благополучия как важного ресурса для оптимального функционирования всех психических структур личности, необходимых для жизнедеятельности, всегда привлекает внимание ученых. В данной статье, опираясь на имеющиеся работы, посвященные сравнительным исследованиям психологических характеристик подростков с признаками академической одаренности и их сверстников с обычным уровнем развития, мы провели эмпирическое исследование психологического благополучия подростков, становление личности которых происходит в контексте китайского общества. Целью исследования было сравнение психологического благополучия китайских подростков с признаками академической одаренности и их сверстников с обычным уровнем развития, а также изучение социально-психологических факторов психологического благополучия китайских подростков. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 315 китайских подростков в возрасте 13-15 лет, в том числе 122 подростка с признаками академической одаренности и 193 подростка с обычным уровнем развития. С целью изучения уровня психологического благополучия респондентов была использована методика «Шкала психологического благополучия» К. Рифф в адаптации на китайском языке. В процессе статистической обработки использовались методы однофакторного (ANOVA) и многофакторного (MANOVA) дисперсионного анализа.

Результаты исследования. Было изучено влияние на психологическое благополучие подростков таких социально-психологических факторов, как наличие или отсутствие признаков академической одаренности и наличие или отсутствие братьев и (или) сестер. Установлено, что фактор академической одаренности оказывает влияние только на компонент психологического благополучия «личностный рост», показатели которого выше в выборке подростков с признаками академической одаренности. Фактор наличия или отсутствия братьев и сестер оказывает влияние на компонент психологического благополучия «цели в жизни», а также на показатель общего психологического благополучия: психологическое благополучие выше у тех китайских подростков, которые являются единственными детьми в семье, независимо от уровня развития их способностей. На основании полученных результатов мы отмечаем актуальность задачи развития академических способностей китайских подростков и поддержания гармоничной семейной атмосферы, особенно для подростков, у которых имеются братья и сестры.

Заключение. Полученные результаты могут использоваться для разработки и внедрения программ укрепления психологического благополучия китайских подростков.

Ключевые слова: психологическое благополучие, китайские подростки, академическая одаренность, количество детей в семье, школа-интернат

Article

Socio-psychological factors in the psychological well-being of Chinese adolescents

Xinzhuo Wang™

1 Herzen State Pedagogical University of Russia, 48 Moika Emb., Saint Petersburg 191186, Russia

Author

Xinzhuo Wang, SPIN: 3888-6502, ORCID: 0000-0002-6666-6820, e-mail: singelwong@mail.ru

For citation: Wang, Xinzhuo (2022) Socio-psychological factors in the psychological well-being of Chinese adolescents. Psychology in Education, vol. 4, no. 2, pp. 145-153. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-2-145-153 EDN UYZVZY.

Received 26 January 2022; reviewed 8 March 2022; accepted 19 March 2022. Funding: The research was funded by the China Scholarship Council (CSC).

Copyright: © Xinzhuo Wang (2022). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.

Abstract

Introduction. The article presents an empirical study that compares the psychological well-being of academically gifted Chinese adolescents with the psychological well-being of their normal peers and examines the socio-psychological factors of psychological well-being of Chinese adolescents. The problematic of psychological well-being as an important resource for the optimal functioning of all the mental structures of the individual necessary for life has always attracted the attention of scholars. The empirical study relies on the existing comparative studies of psychological characteristics of academically gifted and normal adolescents. Materials and methods. The study involved 315 Chinese adolescents aged 13-15 years, including 122 adolescents with signs of academic giftedness and 193 adolescents with normal development level. "The Ryff Scales of Psychological Well-Being" in Chinese adaptation was used to study the psychological well-being level of the respondents.

Results of the study. We studied the influence of such socio-psychological factorsas the presence or absenc e of academic giftedness and the presence or absence of siblings on the psychological well-being of adolescents. It was found that academic giftedness influences only the "personal growth" component of psychological well-being-specifically, the indicators of "personal growth" are higher among academically gifted adolescents. The presence/absence of siblings influences the "purpose in life" psychological well-being component and the overall psychological well-being: psychological well-being is higher among those Chinese adolescents who are the only children in the family regardless of the level of developmentof their abilities. Based on our findings, we note the relevance of developing Chinese adolescents' academic ability and maintaining a harmonious family environment, especially for adolescents who have siblings.

Conclusion. The findings can be used to design and implement programmes aimed at strengthening the psychological well-being of Chinese adolescents.

Keywords: psychological well-being, Chinese adolescents, academic giftedness, number of children in the family, boarding school

Введение

В контексте быстрого развития общества психологи уделяют большое внимание психологическому здоровью людей с целью успешного регулирования и адаптации в соответствии с интенсивно изменяющимися условиями жизни. Проблематика психологического благополучия как оптимального функционирования всех психических структур личности, необходимых для успешной жизнедеятельности, всегда привлекает внимание ученых. Несмотря на то что до сих пор единого определения психологического благополучия не существует,

в психологии утверждается, что его достижение играет важную роль для каждой личности.

В настоящее время и в Китае, и в России уделяется большое внимание воспитанию и созданию благоприятных условий для развития одаренных детей и подростков, поскольку одаренность считается значимым ресурсом развития государства. В Китае воспитание творческой элиты на ключевых позициях в науке, промышленности и управлении стало одной из приоритетных задач реформ образования (Chen, Cheung, Fan, Wu 2017). Государство подчеркивает важность воспитания подростков, их всестороннего развития в нравственном,

умственном и физическом отношениях, а также указывает на необходимость создания системы для воспитания и развития талантов. В России также отмечена актуальность поддержки одаренных подростков как одного из важнейших направлений профессиональной деятельности психологов и педагогов образовательных организаций.

В подростковом возрасте усиливается значимость потребностей в самопознании и самоутверждении, что особенно ярко наблюдается у подростков с признаками академической одаренности, характеризующихся умением блестяще усваивать знания, умения и навыки, высоким уровнем развития мышления, памяти и внимания (Yurkevich 2000). Благодаря незаурядной способности к обучению, логическому анализу и нестандартному мышлению у академически одаренных подростков обучение происходит не только как репродуктивный, но и как творческий процесс, предполагающий освоение, преобразование и применение знаний.

В связи с большой актуальностью поддержания и укрепления психологического здоровья и развития потенциала одаренных подростков как важнейшего ресурса государства в разных странах уделяется больше внимание изучению психологических характеристик подростков данной категории. Изучение одаренных детей в Китае началось в 1978 г. Группа психологов и педагогов использовала различные методы, в том числе рассмотрение конкретных случаев и образовательное вмешательство, для изучения познания, творчества, личности, путей развития одаренных детей. Они обнаружили, что наиболее значимое различие между одаренными детьми и их сверстниками с обычным уровнем развития состоит в характеристиках мышления, особенно в творческом мышлении и рассуждении по аналогии. С возрастом такое различие становится более заметным и проявляется не только в результатах мыслительной деятельности, но и в ее организации (Zhang, Harder, Zhao 2017). Эти особенности могут рассматриваться в качестве факторов, которые потенциально могли бы способствовать повышению уровня психологического благополучия одаренных подростков. Однако наряду с такими данными на международном уровне некоторые исследователи, занимающиеся вопросами одаренных детей и подростков, утверждают, что эта категория подростков, напротив, характеризуется снижением психологического благополучия по сравнению со сверстниками (Ve-dikova, Kalyagina 2018). В развитии одаренных учащихся может проявляться ряд личностных

проблем: депрессия, перфекционизм, неумение ставить реалистичные цели и т. д. (Shchebla-nova 2008).

В истории психологии одаренности наряду с теориями, доказывающими ведущую роль наследственности в развитии высоких способностей, широко распространены и теории, подтверждающие роль социокультурных факторов в становлении одаренности, что подчеркивает значимость учета социального контекста становления личности одаренного подростка и, в частности, его психологического благополучия. Так, например, в китайском обществе, которое характеризируется жесткой конкуренцией, подростки с признаками академической одаренности не только находятся в трудном периоде жизни, но и нуждаются в поддержке развития своей одаренности, проявления которой могут без этого постепенно сокращаться из-за невозможности реализации имеющихся возможностей. Таким образом, изучение социально-психологических факторов, влияющих на психологическое благополучие академически одаренных подростков в сравнении с их сверстниками, не демонстрирующими признаков одаренности, в контексте китайского общества обладает несомненной актуальностью.

В данной статье мы опираемся на результаты сравнительного анализа психологического благополучия китайских подростков с признаками академической одаренности и их сверстников с обычным уровнем развития с учетом двух социально-психологических факторов, отражающих особенности китайского контекста становления личности одаренных подростков: место проживания подростка (дома или в образовательном учреждении интернатного типа) и его положение в семье (является он (она) единственным ребенком в семье, или же у него (нее) есть братья и (или) сестры). В связи с большой конкуренцией в системе образования городские школы-интернаты, отличающиеся высокой структурированностью учебного процесса и хорошей академической репутацией, пользуются огромной популярностью среди китайских семей (Bass 2014; Guo, Li, Sun et al. 2020). При этом изменение китайской семейной политики, связанной с появлением курса на увеличение количества детей в семье, предполагает необходимость изучить психологические характеристики детей с братьями и сестрами и детей без братьев и сестер с целью анализа возможностей поддержания и укрепления психологического благополучия ребенка со стороны семьи.

Теоретический обзор современного состояния проблемы

В подростковом возрасте у детей с признаками академической одаренности существует множество проблем, связанных с тем, как стать «нормальным» и быть хорошо адаптированным к обществу. При этом одаренные учащиеся пытаются установить более эффективные межличностные стратегии для достижения желаемых целей. Первостепенное значение в попытках одаренных учащихся достичь этих целей приобретают их социальное познание и самовосприятие, а также убеждения относительно того, как их воспринимают другие.

Исследования показывают, что помимо перечня субъективных факторов, определяющих психологическое благополучие одаренных подростков, в том числе субъектности, жизнестойкости, самоэффективности, проблемных переживаний, доминирующего эмоционального фона и характеристик Я-концепции (Miklyaeva, Khoroshikh, Volkova 2019), критически важными психосоциальными переменными в преобразовании способностей ребенка в блестящие достижения и успешное будущее являются характеристики его «социальной экосистемы», включая семью и школьную среду (Papadopoulos 2021). В подростковом возрасте семья и друзья служат важнейшими источниками, поддерживающими отношения, которые повышают учебную успеваемость (Griffin, Sulkowski, Bamaca-Colbert, Cleveland 2019), способствуют психологическому благополучию (Adamczyk 2016) и противостоят проблемному поведению.

Образовательная среда играет значимую роль в обеспечении условий, способствующих развитию потенциала учащихся. Исследователи рассматривают важность взаимодействия между средой и учащимися как средства раскрытия их возможностей. Учащиеся с признаками одаренности должны помещаться в образовательную среду, которая наилучшим образом соответствует их потребностям. Так, в качестве элемента комплекса образовательных услуг, направленных на удовлетворение уникальных потребностей одаренных учащихся, цель которого — обеспечить одаренным учащимся стимулирующую физическую, интеллектуальную, социальную среду для плодотворной учебы, может выступать школа-интернат. Достаточные образовательные ресурсы, предлагаемые школой-интернатом, могут быть конструктивными для академической успеваемости китайских подростков. При этом имеются данные о том, что опыт разлуки с родителями и проживания

в школе-интернате в подростковом возрасте конструктивен для эмоционального развития (Martin, Papworth, Ginns, Liem 2014). В данном исследовании первым важным вопросом, изучаемым нами, является вопрос о существовании различий в уровне психологического благополучия китайских подростков в зависимости от места проживания — в интернате или дома, с учетом уровня развития их академических способностей.

Другой важный фактор психологического благополучия подростков — характер их семейных отношений. Первые данные о вкладе родителей в развитие одаренных детей были собраны Терменом (Terman 1925). Более поздние исследования, которые проводились преимущественно в США, подтвердили идею о том, что родители и семейные системы в целом влияют на развитие одаренности (Bloom 1985; Csikszent-mihalyi, Rathunde, Whalen 1993). Кроме того, была демонстрирована ключевая роль родителей в социально-эмоциональном развитии одаренных детей, особенно в критические детские годы (Jolly, Matthews, Nester 2013; Jolly, Treffinger, Inman, Smutny 2011).

Важную роль для академических достижений подростков имеет стиль воспитания в семье. Некоторые родители одаренных детей описали свой стиль воспитания как авторитетный, который был связан с тем, что одаренные дети воспринимают себя как более умных и успешных в школе (Pilarinos, Solomon 2016). Каждый одаренный ребенок обладает уникальной комбинацией личностных черт и одаренности, и каждая из этих черт может проявляться как в позитивном, так и в негативном ключе. Задача воспитания одаренного ребенка для школы и семьи заключается в том, чтобы создать гармоничную атмосферу, помочь ему позитивно выразить свои возможности и справиться с негативными проявлениями черт одаренности (Inman, Kirchner 2016).

Под влиянием авторитетного стиля воспитания отношение одаренных подростков к своим родителям становится более положительным, чем у их сверстников (Yazdani, Daryei 2016). В противоположном случае, если члены семьи используют неподходящие методы общения и воспитания, это приводит к переживанию детьми стресса, негативно сказывающегося на их академической успешности (Koshy, Smith, Brown 2017).

Учитывая изменения, происходящие в китайской государственной политике (от принципов «одна семья — один ребенок», «одна семья — два ребенка» к принципу «одна семья — три ребенка»),

мы полагаем, что есть необходимость изучать психологические характеристики детей, у которых есть или нет братьев (сестер). Рассматривая исследования, посвященные психологическим различиям единственных и не единственных детей в семье, мы видим, что по сравнению с детьми, имеющими братьев и сестер, единственные дети в семье показывают более высокие результаты в школьной успеваемости, имеют более высокую мотивацию достижения, проявляют более высокую самооценку и более высокие способности, особенно в вербальных навыках. Однако при этом исследования не выявили существенных различий между единственными детьми и детьми, имеющими братьев и сестер, в области адаптации и общительности (Falbo 2012). Аналогичные исследования в Китае показали, что единственные дети в семье, по сравнению с теми, кто имеет братьев и сестер, демонстрируют более высокий уровень академической успеваемости, образовательных ожиданий, благополучия в общении со сверстниками, психологической и поведенческой адаптации (Liu, Lin, Chen 2010). Однако о психологическом благополучии китайских подростков, имеющих и не имеющих братьев и (или) сестер, известно недостаточно. Поэтому второй важный вопрос нашего исследования заключается в том, влияет ли наличие (отсутствие) братьев (сестер) на психологическое благополучие китайских подростков. Как и в случае первого вопроса, данный фактор интересует нас и сам по себе, и в контексте возможных различий психологического благополучия подростков с разным уровнем академических способностей.

Организация и методы исследования

Предметом исследования являются социально-психологические факторы, влияющие на психологическое благополучие, объектом — китайские подростки с признаками академической одаренности и с обычным уровнем развития. Исследование направлено на выявление различий в психологическом благополучии подростков по трем детерминантам: наличию признаков академической одаренности, отсутствию братьев и сестер, месту проживания (в школе-интернате или дома). Гипотезами являются следующие предположения: 1) существуют различия психологического благополучия китайских подростков с признаками академической одаренности и их сверстниками с обычным уровнем развития; 2) на психологическое благополучие китайских подростков оказывают влияние такие социально-психологические факто-

ры, как наличие (отсутствие) братьев (сестер) и проживание дома или в интернате.

В исследовании приняли участие 315 китайских подростков в возрасте от 13 до 15 лет, учащихся в группах с самой высокой успеваемостью в престижных школах в г. Харбине и г. Дэяне (провинция Сычуань, КНР), в том числе 122 подростка с признаками академической одаренности (64 девочки и 58 мальчиков) и 193 их сверстника с обычным уровнем развития (101 девочка и 92 мальчика). Среди 315 респондентов 175 подростков являются единственным ребенком в семье (76 подростков с признаками академической одаренности и 99 подростков с обычным уровнем развития) и 140 подростков имеют братьев и (или) сестер (46 подростков с признаками академической одаренности и 94 подростка с обычным уровнем развития).

Для исследования уровня психологического исследования была использована методика «Шкала психологического благополучия» К. Рифф в адаптации на китайском языке (Xing, Huang 2004), которая включает шесть показателей: положительные отношения с другими, автономию, управление окружением, личностный рост, цель в жизни, самопринятие. Обработка результатов производилась при помощи статистического пакета SPSS 23 с применением одно-факторного и многофакторного дисперсионного анализа, который предварялся проверкой однородности дисперсий по критерию Ливиня.

Результаты и их обсуждение

С помощью однофакторного дисперсионного анализа установлено, что фактор наличия (отсутствия) признаков академической одаренности влияет на показатели такого компонента психологического благополучия китайских подростков, как «личностный рост» (F = 6,05 при p < 0,05) (табл. 1). Оценки по этому показателю у подростков с признаками академической одаренности достоверно выше, чем у сверстников с обычным уровнем развития. Можно предположить, что благодаря своему незаурядному аналитическому мышлению и постоянной требовательности к себе академически одаренные подростки больше размышляют о смысле собственной жизни и стремятся к личностному развитию.

Кроме того, были выявлены статистически достоверные различия между группами китайских подростков, имеющих и не имеющих сиблингов, по суммарному показателю психологического благополучия (F = 4,21 при p < 0,05) и по показателю «наличие целей в жизни» (табл. 2).

Табл. 1. Результаты однофакторного дисперсионного анализа (АМОУА) по наличию (отсутствию) признаков

академической одаренности

Параметр Среднее F p

Подростки с признаками академической одаренности Подростки с обычным уровнем развития

Личностный рост 61,30 58,23 6,05 0,014

Table 1. Results of a one-factor analysis of variance (ANOVA) on the presence (absence) of academic giftedness traits

Parameter Mean F p

Adolescents with signs of academic giftedness Adolescents with normal development level

Personal growth 61.30 58.23 6.05 0.014

Табл. 2. Результаты однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA) по признаку наличия (отсутствия)

братьев и сестер

Параметры Среднее F p

Подростки с братьями, сестрами Подростки без братьев, сестер

Цели в жизни 54,42 57,23 3,93 0,048

Суммарное психологическое благополучие 323,96 338,18 4,21 0,041

Table 2. Results of a one-factor analysis of variance (ANOVA) on presence/absence of siblings

Parameters Mean F p

Adolescents with brothers, sisters Adolescents without brothers, sisters

Purpose in life 54.42 57.23 3.93 0.048

Overall psychological well-being 323.96 338.18 4.21 0.041

У подростков — единственных детей в семье проявляется достоверно более высокий уровень целенаправленности жизни и общего психологического благополучия, чем у их сверстников, имеющих братьев и (или) сестер. Вероятно, это связано с тем, что единственному ребенку в семье единолично принадлежат любовь, забота и внимание от родителей и родственников. Ощущая семейную поддержку, единственный ребенок в семье в процессе взросления ориентирован на постановку целей в жизни и их реализацию, что позволяет ему непрерывно осмыслять собственную жизнь, искать способы удовлетворения своих потребностей в развитии.

Достоверных различий в психологическом благополучии китайских подростков по фактору «проживание дома (в интернате)» не обнаружено. Таким образом, можно констатировать, что место проживания и обучения не оказывает существенного влияния на психологическое благополучие китайских подростков.

С целью рассмотрения значимости влияния факторов, оказывающих существенное влияние на психологическое благополучие подростков, во взаимосвязи, мы провели многофакторный дисперсионный анализ (табл. 3). При анализе взаимодействия факторов «наличие (отсутствие) признаков одаренности х наличие (отсутствие)

братьев и сестер» не были обнаружены статистически достоверные различия ни по одному из параметров психологического благополучия. То есть для китайских подростков взаимодействие факторов «наличие (отсутствие) призна-

ков одаренности» и «наличие (отсутствие) братьев и сестер» не оказывает влияние на психологическое благополучие.

Обобщая все полученные результаты, мы видим, что академическая одаренность воздей-

Табл. 3. Результаты средних многофакторного дисперсионного анализа по паре признаков «академическая одаренность х отсутствие братьев и сестер»

Параметры Среднее F Р

Академическая одаренность х Отсутствие братьев и сестер Академическая одаренность х Наличие братьев и сестер Обычный уровень развития х Отсутствие братьев и сестер Обычный уровень х Наличие братьев и сестер

Личностный рост 62,51 59,30 58,11 58,36 1,85 0,18

Цели в жизни 60,22 55,37 54,93 53,96 1,77 0,18

Суммарное психологическое благополучие 351,33 330,70 328,08 320,67 0,86 0,36

Table 3. Results of mean multivariate analysis of variance on the trait pair "academic giftedness x no siblings"

Parameters Mean F Р

Academic giftedness * Absence of siblings Academic giftedness * Presence of siblings Normal level of development * Absence of siblings Normal level of development * Presence of siblings

Personal growth 62.51 59.30 58.11 58.36 1.85 0.18

Purpose in life 60.22 55.37 54.93 53.96 1.77 0.18

Overall psychological well-being 351.33 330.70 328.08 320.67 0.86 0.36

ствует на показатель психологического благополучия «личностный рост». Однако взаимодействие признаков академической одаренности и отсутствия братьев и сестер не оказывает влияния на этот компонент психологического благополучия. Мы предполагаем, что для китайских подростков академическая одаренность связана со способностью более глубоко размышлять о смысле собственной жизни и разумно анализировать свои жизненные перспективы, с вниманием относиться к своим потребностям в саморазвитии. Это приводит к повышению уровня личностного роста.

Воздействие отсутствия братьев и сестер на цели в жизни и общее психологическое благополучие может быть связано с тем, что в китайском обществе, характеризующемся доминирующими семейными ценностями, ребенок

несет ответственность не только за себя, но и за семью и содержание родителей, и в результате подростки без братьев и сестер по сравнению со сверстниками с братьями и сестрами более склонны принимать на себя ответственность за семью. Одновременно ощущение любви и заботы стимулирует китайских подростков, которые являются единственными детьми в семье, непрерывно искать себе ресурсы, стремиться к саморазвитию, что способствует повышению уровня общего психологического благополучия. Чтобы обеспечить себе хорошие жизненные перспективы, китайские подростки без братьев и сестер более мотивированы стараться, что проводит к повышению уровня способностей и укреплению общего психологического благополучия.

Выводы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полученные результаты подтверждают наше предположение о существовании различий психологического благополучия у китайских подростков с признаками академической одаренности и их сверстников с обычным уровнем развития, которые, как показало исследование, проявляются в первую очередь в параметре «личностный рост». Помимо этого, в процессе исследования мы также проверили влияние семейного фактора (единственный ребенок в семье или нет) на психологическое благополучие китайских подростков и пришли к выводу, что китайские подростки — единственные дети в семье имеют более четкие цели в жизни и проявляют более высокий уровень общего психологического благополучия по сравнению с их сверстниками, у которых имеются братья и сестры. Взаимодействия факторов «наличие или отсутствие признаков одаренности» и «наличие или отсутствие братьев и (или) сестер» в отношении показателей психологического благополучия китайских подростков не выявлено. Описанные особенности психологического благополучия китайских подростков проявляются вне зависимости от того, посещает ли ребенок школу, проживая при этом дома, или же постоянно находится в школе-интернате, где живет и учится.

Подводя итог, отметим, что наше исследование еще раз продемонстрировало значимость академической одаренности как ресурса психологического благополучия подростков (на примере китайских подростков). Представляется важным уделять внимание развитию одаренности академически одаренных подростков и способностей подростков с обычным уровнем развития в школе (в том числе в школе-интернате) и семье. В школе можно регулярно проводить мероприятия для их общения и обмена идеями, мыслями и опытом с целью способствовать взаимопониманию и возможности учиться друг у друга. В семье родители могут уделять внимание созданию гармоничной семейной атмосферы, в том числе часто проводить время с детьми, общаться с ними, поощрять их и т. д. Родители, у которых несколько детей, должны

способствовать убежденности детей в том, что все они одинаково важны для родителей и родители любят каждого из них; не следует сравнивать своих детей между собой. На основе полученных результатов целесообразно разработать программу укрепления психологического благополучия китайских подростков.

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии потенциального или явного конфликта интересов.

Conflict of Interest

The author declares that there is no conflict of interest, either existing or potential.

Соответствие принципам этики

При проведении исследования соблюдены этические принципы, предусмотренные для исследований с участием людей и животных.

Ethics Approval

During the research, the ethical principles provided for research involving humans and animals were observed.

Благодарности

Выражаю благодарность своему научному руководителю Анастасии Владимировне Ми-кляевой, доктору психологических наук, профессору кафедры психологии человека института психологии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена за помощь, терпение и профессиональную поддержку.

Acknowledgements

Special thanks to my supervisor Professor Anastasia V. Miklyaeva (Doctor of Psychology, Department of Human Psychology, Institute of Psychology of Herzen State Pedagogical University of Russia) for her professional advice, help and patience.

References

Adamczyk, K. (2016) An investigation of loneliness and perceived social support among single and partnered young adults. Current Psychology, vol. 35, no. 4, pp. 674-689. http://doi.org/10.1007/s12144-015-9337-7 (In English) Bass, L. R. (2014) Boarding schools and capital benefits: Implications for urban school reform. The Journal

of Educational Research, vol. 17, pp. 16-35. https://doi.org/10.1080/00220671.2012.753855 (In English) Bloom, B. (ed.). (1985) Developing talent in young people. New York: Ballantine Books Publ., 576 p. (In English)

Chen, X., Cheung, H. Y., Fan, X., Wu, J. (2017) Factors related to resilience of academically gifted students in the Chinese cultural and educational environment. Psychology in the Schools, vol. 55, no. 2, pp. 107-119. http://doi.org/10.1002/pits.22044 (In English) Csikszentmihalyi, M., Rathunde, K., Whalen, S. (1993) Talented teenagers: The roots of success andfailure. Cambridge:

Cambridge University Press, 307 p. (In English) Falbo, T. (2012) Only children: An updated review. Journal of Individual Psychology, vol. 68, no. 1, pp. 38-49. (In English)

Griffin, A. M., Sulkowski, M. L., Bamaca-Colbert, M. Y., Cleveland, H. H. (2019) Daily social and affective lives of homeless youth: What is the role of teacher and peer social support? Journal of School Psychology, vol. 77, pp. 110-123. https://doi.org/10.1016/j.jsp.2019.09.004 (In English) Guo, S., Li, L., Sun, Y. et. al. (2020) Does boarding benefit the mathematics achievement of primary and middle school students? Evidence from China. Asia Pacific Journal of Education, vol. 41, no. 1, pp. 1-23. https://doi.org/10.1080/02188791.2020.1760081 (In English) Inman, T. F., Kirchner, J. (2016) Parenting gifted children 101: An introduction to gifted kids and their needs. Waco:

Prufrock Press, 207 p. (In English) Jolly, J. L., Matthews, M. S., Nester, J. (2013) Homeschooling the gifted: A parent's perspective. Gifted Child Quarterly,

vol. 57, no. 2, pp. 121-134. https://doi.org/10.1177/0016986212469999 (In English) Jolly, J. L., Treffinger, D. J., Inman, T. F., Smutny, J. F. (eds.). (2011) Parenting Gifted Children: The authoritative

guide from the national association for gifted children. Waco: Prufrock Press, 592 p. (In English) Koshy, V., Smith, C. P., Brown, J. (2017) Parenting "gifted and talented" children in urban areas: Parents' voices.

Gifted Education International, vol. 33, no. 1, pp. 3-17. https://doi.org/10.1177/0261429414535426 (In English) Liu, R. X., Lin, W., Chen, Z. Y. (2010) School performance, peer association, psychological and behavioral adjustments: A comparison between Chinese adolescents with and without siblings. Journal of Adolescence, vol. 33, no. 3, pp. 411-417. https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2009.07.007 (In English) Martin, A. J., Papworth, B., Ginns, P., Liem, G. A. D. (2014) Boarding school, academic motivation and engagement, and psychological well-being: A large-scale investigation. American Educational Research Journal, vol. 51, no. 5, pp. 1007-1049. https://doi.org/10.3102/0002831214532164 (In English) Miklyaeva, A. V., Khoroshikh, V. V., Volkova, E. N. (2019) Sub'ektivnye faktory psikhologicheskogo blagopoluchiya odarennykh podrostkov: teoreticheskaya model' [Subjective factors of gifted adolescents' psychological well-being: A theoretical model]. Science for Education Today, vol. 9, no. 4, pp. 36-55. http://doi.org/10.15293/2658-6762.1904.03 (In Russian)

Papadopoulos, D. (2021) Parenting the exceptional social-emotional needs of gifted and talented children: What do we know? Children, vol. 8, no. 11, article 953. https://doi.org/10.3390/children8110953 (In English) Pilarinos, V., Solomon, C. R. (2016) Parenting styles and adjustment in gifted children. Gift Child Quarterly, vol. 61,

no. 1, pp. 87-98. https://doi.org/10.1177/0016986216675351 (In English) Shcheblanova, E. I. (2008) Neuspeshnye odarennye shkol'niki [Unsuccessful gifted schoolchildren]. Moscow:

IG-SOCIN Publ., 212 p. (In Russian) Terman, L. M. (1925) Genetic studies of genius. Vol. 1. Mental and physical traits of a thousand gifted children.

Stanford: Stanford University Press, 648 p. (In English) Vedikova, E. Yu., Kalyagina, E. A. (2018) Osobennosti psikhologicheskogo blagopoluchiya starshikh podrostkov s priznakami odarennosti [Features of psychological well-being of high school students with signs of giftedness]. In: A. A. Sukiasyan (ed.). Problemaprotsessa samorazvitiya i samoorganizatsii vpsikhologii ipedagogike. Sbornik statej po itogam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii 17 fevralya 2018 g. [Problem of the process of self-development and self-organization in psychology and pedagogy: Collection of works based on the results of the International Scientific-Practical Conference February 17, 2018]. Ufa: AMI Publ., pp. 57-60. (In Russian) Xing, Z. J., Huang, L. Q. (2004) Ryff xinli xingfugan liangbiao zai woguo chengshi juminzhong de shiyong [Study of appling to citizens in China on Ryff's psychological well-being scales]. Jiankangxinlixue zazhi — Heath Psychology Journal, no. 3, pp. 231-233. https://www.doi.org/10.13342/i.cnki.cihp.2004.03.036 (In Chinese) Yazdani, S., Daryei, G. (2016) Parenting styles and psychosocial adjustment of gifted and normal adolescents. Pacific Science Review B: Humanities and Social Sciences, vol. 2, no. 3, pp. 100-105. https://doi.org/10.1016/j. psrb.2016.09.019 (In English) Yurkevich, V. S. (2000) Odarennyj rebenok: illyuzii i real'nost' [The gifted child: Illusions and reality]. Moscow:

Prosveshchenie Publ., 136 p. (In Russian) Zhang, Z., Harder, B., Zhao, X. (2017) Gifted education in China. Cogent Education, vol. 4, no. 1, article 1364881. https://doi.org/10.1080/2331186X.2017.1364881 (In English)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.