Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
328
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / САМООЦЕНКА / САМОПРИНЯТИЕ / ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ / АВТОНОМИЯ / УПРАВЛЕНИЕ СРЕДОЙ / ПОЗИТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕЛИ / GIFTED CHILDREN / PSYCHOLOGICAL WELL-BEING / SELF-ESTEEM / SELF-ACCEPTANCE / PERSONAL GROWTH / AUTONOMY / ENVIRONMENTAL MANAGEMENT / POSITIVE RELATIONSHIPS WITH OTHERS / LIFE GOALS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Балаш Анна Викторовна, Топоева Елена Юрьевна

Статья отражает теоретико-методологические и практические аспекты проблемы психологического благополучия личности в современном образовательном пространстве. Авторами проводится сравнительный анализ сформированности следующих компонентов психологического благополучия старших подростков с признаками одаренности: самооценки, самопринятия, личностного роста, автономии, компетентности в управлении средой, позитивных отношений с окружающими, наличия жизненных целей. Проведенное исследование позволяет расширить и систематизировать знания о психологическом благополучии подростков у специалистов образовательных и иных организаций и может послужить основой для решения ряда психодиагностических и практических задач организации психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF OLDER TEENAGERS WITH SIGNS OF GIFT

The article reflects the theoretical, methodological and practical aspects of the problem of psychological well-being of the individual in the modern educational space. The authors conduct a comparative analysis of the formation of the following components of the psychological well-being of older adolescents with signs of giftedness: self-esteem, self-acceptance, personal growth, autonomy, competence in environmental management, positive relationships with others, and the existence of life goals. The study allows us to expand and systematize the knowledge of the psychological well-being of adolescents among specialists from educational and other organizations and can serve as the basis for solving a number of psychodiagnostic and practical tasks of organizing the psychological and pedagogical support of gifted children.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ Балаш А.В.1, Топоева Е.Ю.2 Email: [email protected]

1Балаш Анна Викторовна - педагог-психолог;

2Топоева Елена Юрьевна - педагог-психолог, Государственное бюджетное учреждение Республики Хакасия Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Радость»,

г. Абакан

Аннотация: статья отражает теоретико-методологические и практические аспекты проблемы психологического благополучия личности в современном образовательном пространстве. Авторами проводится сравнительный анализ сформированности следующих компонентов психологического благополучия старших подростков с признаками одаренности: самооценки, самопринятия, личностного роста, автономии, компетентности в управлении средой, позитивных отношений с окружающими, наличия жизненных целей. Проведенное исследование позволяет расширить и систематизировать знания о психологическом благополучии подростков у специалистов образовательных и иных организаций и может послужить основой для решения ряда психодиагностических и практических задач организации психолого-педагогического сопровождения одаренных детей. Ключевые слова: одаренные дети, психологическое благополучие, самооценка, самопринятие, личностный рост, автономия, управление средой, позитивные отношения с окружающими, жизненные цели.

PECULIARITIES OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF OLDER TEENAGERS WITH SIGNS OF GIFT Balash A.V.1, Topoeva E.Yu.2

1Balash Anna Viktorovna - Teacher-Psychologist;

2Topoeva Elena Yurievna - Teacher-Psychologist, STATE BUDGETARY INSTITUTION OF THE REPUBLIC OF KHAKASSIA THE CENTER OF PSYCHOLOGICAL, PEDAGOGICAL,

MEDICAL AND SOCIAL ASSISTANCE «JOY», ABAKAN

Abstract: the article reflects the theoretical, methodological and practical aspects of the problem ofpsychological well-being of the individual in the modern educational space. The authors conduct a comparative analysis of the formation of the following components of the psychological well-being of older adolescents with signs of giftedness: self-esteem, self-acceptance, personal growth, autonomy, competence in environmental management, positive relationships with others, and the existence of life goals. The study allows us to expand and systematize the knowledge of the psychological well-being of adolescents among specialists from educational and other organizations and can serve as the basis for solving a number of psychodiagnostic and practical tasks of organizing the psychological and pedagogical support of gifted children.

Keywords: gifted children, psychological well-being, self-esteem, self-acceptance, personal growth, autonomy, environmental management, positive relationships with others, life goals.

УДК 159.99

DOI: 10.24411/2312-8089-2020-10104

Система поддержки талантливых детей - одно из приоритетных направлений реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Проблема заключается в выявлении среди обучающихся одаренных детей, в организации особой образовательной среды для проявления их способностей, личностного развития и социально-профессионального самоопределения. Хорошая система воспитания должна отвечать потребностям ребенка, развивать его потенциал и уменьшать его слабости [3, с. 35].

В ходе многолетнего наблюдения и работы с подростками в условиях образовательной организации, можно отметить, что зачастую дети, одаренные в той или иной области, имеют ряд следующих психологических особенностей: бывают замкнутыми, малообщительными, чувствительными к оценке сверстников, тяжело переживают ограничения и более восприимчивы к сенсорным стимулам. Нестандартное видение, неординарное мышление одаренного ребенка порой воспринимается как отклонение от нормы. Характерной особенностью одаренных детей также является принятие на себя ответственности за результаты своей деятельности. Они убеждены, что именно в них кроется причина удач или неудач, что ведет к не всегда обоснованному чувству вины, самобичеванию, в частных случаях к депрессивным состояниям [2, с. 49]. В результате одаренность может предстать даже в виде неуспешности, и как результат сформировать образ дезадаптивного поведения. Отсюда возникает потребность в изучении и анализе особенностей психологического благополучия детей с признаками одаренности.

Первоначально термин «психологическое благополучие» стал объектом внимания после того, как в 1957 году Всемирная организация здравоохранения сформулировала и ввела в свой устав понятие «психическое здоровье». В последующем этот термин был определен как состояние благополучия, при котором каждый человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества [1, с. 33].

Научное представление термина «психологическое благополучие» было введено американским психологом Н. Бредберном [1, с. 52], определяющим его как субъективное ощущение счастья и общей удовлетворенностью жизнью. Наряду с этим, данной проблематике посвящены теоретические знания Э. Динера, К. Рифф, Б.С. Братуся, И.В. Дубовиной и других. Согласно концепции К. Рифф структурную модель психологического благополучия составляют следующие компоненты: самопринятие, личностный рост, автономия, компетентность в управлении средой, позитивные отношения с окружающими, наличие жизненных целей [4, с. 97].

Весьма полезными для нас оказались научные представления отечественных исследователей П.П. Фесенко и Т.Д. Шевеленковой, рассматривающих психологическое благополучие как интегральный показатель степени направленности человека на реализацию основных компонентов позитивного функционирования, степени реализованности этой направленности, субъективно выражающейся в ощущении счастья, удовлетворенности собой и собственной жизнью [4, с. 95].

Целью нашего исследования являлось изучить и выявить особенности психологического благополучия, характерные для старших подростков с признаками одаренности.

В своей работе мы руководствовались Постановлением правительства РФ № 1239 от 17 ноября 2015 г. «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития», согласно которому, в категорию «одаренные дети» входят обучающиеся, которые добились особых достижений в различных олимпиадах и конкурсах.

Для выявления особенностей психологического благополучия старших подростков с признаками одаренности были выбраны следующие методы и методики:

1. Архивный метод.

2. Шкала психологического благополучия (К. Рифф в адаптации и модификации Т.Д. Шевеленкова, П.П. Фесенко).

3. Методика измерения самооценки и уровня притязаний (Т.В. Дембо, С.Л. Рубинштейн в адаптации и модификации А.М. Прихожан).

4. Итерпретационные: количественный и качественный анализ полученных результатов с использованием метода математической статистики (Критерий согласия Пирсона).

С целью формирования группы испытуемых нами был использован архивный метод. Мы изучили школьные и электронные журналы с целью анализа академической успеваемости старших подростков за четверти и полугодия. Кроме этого были проанализированы грамоты и дипломы, полученные за участие во всероссийских и региональных конкурсах. Таким образом, было определено 60 обучающихся общеобразовательных школ республики.

В целях изучения структурной и содержательной характеристики психологического благополучия была использована методика К. Рифф «Шкалы психологического благополучия» - это адаптированный русскоязычный вариант опросника «The scales of psychological well-being» в адаптации и модификации Т.Д. Шевеленкова, П.П. Фесенко.

По результатам исследования было выявлено, что общий показатель психологического благополучия у школьников находится на среднем уровне выраженности, но с тенденцией к низким значениям. Тем не менее, у 20% школьников был диагностирован низкий уровень. Следует отметить, что не было выявлено ни одного школьника с высоким уровнем психологического благополучия.

Низкие показатели по шкале «Положительные отношения с другими» (27% обучающихся) свидетельствует об ограниченное количество доверительных отношений с окружающими: респондентам сложно быть открытыми в межличностных взаимоотношениях, как правило, они изолированы и фрустрированы.

Низкие показатели по шкале «Управление окружением» (27% обучающихся) свидетельствует о сложности в организации повседневной деятельности, об отсутствии веры в способность изменить складывающиеся обстоятельства.

У испытуемых с низкими баллами по шкале «Цель в жизни» (15% обучающихся), отмечается недифференцированность жизненных целей и намерений, отсутствие сформированной временной перспективы, несформированность убеждений, определяющих жизненные смыслы и ценности.

Сравнительный анализ компонентов психологического благополучия (рисунок 1) показал следующее:

Рис. 1. Сравнительный анализ компонентов психологического благополучия

Результаты проведенного нами исследования позволяют сделать некоторые частные выводы, о том что, для старших подростков с признаками одаренности характерны следующие особенности: они имеют ограниченное количество доверительных отношений с окружающими; зачастую изолированы и фрустрированы, испытывают сложности в организации повседневной деятельности.

Для исследования уровня самооценки старших подростков была использована методика «Измерения самооценки и уровня притязаний» Т.В. Дембо, С.Л. Рубинштейн в адаптации и модификации А.М. Прихожан.

Результаты исследования по данной методике представлены в рисунке 2.

Рис. 2. Результаты исследования по методике измерения самооценки и уровня притязаний

(Т.В. Дембо, С.Л. Рубинштейн)

В результате проведения данной методики мы выявили: высокий уровень самооценки - у 11% испытуемых, средний уровень выражен у 69% подростков, также низкий уровень был выявлен у 20% обучающихся, что является индикатором психологического неблагополучия. Анализируя выявленные показатели по уровням притязаний можно отметить, что 27% испытуемых имеют высокий (реалистичный) уровень притязаний, который сочетается у них с уверенностью в ценности собственных действий. У 58% испытуемых средний (умеренный) уровень,

характерный для испытуемых, достаточно уверенных в себе, общительных, настроенных на успех. У 15% обучающихся диагностирован низкий уровень, что говорит об ориентации на подчинение, проявление беспомощности. Необходимо упомянуть о том, что у некоторых школьников наблюдался большой разрыв между уровнем самооценки и уровнем притязаний, что также является индикатором психологического неблагополучия.

Задачей следующего этапа исследования стал анализ взаимосвязи общего уровня психологического благополучия, его компонентов и показателей самооценки. Полученные результаты приведены в таблице 1.

Таблица 1. Взаимосвязь показателей психологического благополучия и самооценки

Показатель Самооценка

Положительные отношения с другими 0,349*

Автономия 0,341*

Управление окружением 0,145

Личностный рост 0,210

Цель в жизни 0,102

Самопринятие 0,355*

Общий уровень ПБ 0,386*

Статистический анализ выполнен с помощью расчета коэффициента ранговой корреляции Пирсона. * Взаимосвязь значима на уровне р<0,05.

Полученные данные показывают взаимосвязь отдельных шкал психологического благополучия с уровнем самооценки.

Результаты данного исследования послужили основой для решения ряда психодиагностических и практических задач в организации психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в условиях образовательных организаций республики и нашего Центра. В частности, нами был составлен пакет диагностических методик для проведения комплексного психодиагностического обследования обучающихся в соответствии с возрастными периодами развития для младшего, среднего и старшего школьного возраста и анкеты для родителей. Так же нами разработана дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа для подростков «Секреты Энштейна», направленная на развитие их личностных и коммуникативных компетенций, готовности к социально-профессиональному самоопределению.

Список литературы / References

1. АргайлМ. Психология счастья. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003. 271 с.

2. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Одаренность: природа и диагностика. М.: АНО «ЦНПРО», 2013. 208 с.

3. Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка / Пер. с нем. А.П. Голубева; науч. редактор текста Н.М. Назарова. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 144 с.

4. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методик исследования) // Психологическая диагностика, 2005. № 3. С. 95-129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.