УДК 37.015.3
Козьмина Людмила Борисовна
преподаватель кафедры общей и прикладной психологии Сибирской академии права, экономики и управления [email protected]
ОПТИМИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Kozmina Lyudmila Borisovna
Lecturer of the Department of the General and Applied Psychology of the Siberian Academy of Law, Economics and Management [email protected]
OPTIMIZATION OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF PSYCHOLOGY STUDENTS’ PERSONALITY DURING THEIR STUDY AT A HIGHER EDUCATION INSTITUTION
В статье описана специфика психологического благополучия личности студентов-психологов. Дано обоснование необходимости оптимизации психологического благополучия с целью повышения качества профессиональной подготовки специалистов. Приведены статистические результаты апробации программы оптимизации психологического благополучия личности студентов.
Ключевые слова: психологическое благополучие личности, студенты-психологи, личностная и профессиональная готовность, качество подготовки специалистов, программа оптимизации, апробация.
The article describes the specificity of the psychological well-being of Psychology students’ personality. The substantiation of the need for optimization of psychological well-being in order to enhance the quality of professional training is given. The statistical results of approbation of the programme for optimization of psychological well-being of students’ personality are presented.
Key words: psychological well-being of a personality, Psychology students, personal and professional preparedness, quality of specialist training, optimization program, approbation.
На современном этапе развития системы высшего образования возрастают требования не только к качеству профессиональной подготовки специалиста, к уровню его компетентности и квалификации, но и к уровню его личностной готовности к профессиональной деятельности. Личностная готовность обеспечивает успешность профессионального функционирования психолога и решения им специфических профессиональных задач. Это особенно важно для профессии психолога, относящейся к числу помогающих профессий, где основным инструментом работы является личность специалиста, а основным средством - воздействие своей личностью на клиента.
Пригодность к профессии психолога определяют наличием таких качеств, как интерес к людям, эмпатичность, ответственность, справедливость, терпимость, готовность понять и помочь, уважение к себе и другим, стрессоустойчивость, стабильность, активность, навыки само-презентации и др. Среди важных личностных характеристик выделяют гармоничность fl-концепции, адекватная самооценка и уровень притязаний, способность к самоанализу и саморегуляции поведения [1].
Мы предлагаем в качестве интегративной характеристики рассмотреть психологическое благополучие личности, детерминирующее личностную готовность студента-психолога к будущей профессиональной деятельности.
Психологическое благополучие личности на сегодняшний день относится к числу актуальных проблем психологической науки и является предметом изучения как зарубежных, так и отечественных исследователей (К. Рифф, Н. Бредбёрн, Е. Деси, Е. Динер; К.К. Кроник, Л.В. Куликов, П.П. Фесенко, А.Е. Созонтов, А.В. Воронина, М.Б. Бучацкая и др.).
Представление о взаимосвязи благополучия личности с профессиональной успешностью и с различными аспектами позитивного психологического функционирования личности является еще дискуссионным и недостаточно изученным. Особую значимость изучение психологического благополучия личности приобретает для специалистов, занятых в системе оказания психологической помощи населению.
Личностное развитие и профессиональное становление, по сути, являются параллельными процессами, начало которых приходится на годы обучения в вузе. Поэтому так важно для повышения эффективности и качества подготовки специалиста максимально использовать этот период для создания условий, необходимых для личностного роста и повышения уровня психологического благополучия личности студентов-психологов. Но приходится констатировать, что исследования психологического благополучия личности студентов-психологов в период обучения в вузе и профессионального становления остаются за рамками научного анализа.
Опираясь на вышеизложенное, нами было проведено сравнительное исследование психологического благополучия личности студентов психологов и студентов других факультетов (юридического, менеджмента), в котором было установлено, что психологическое благополучие студентов-психологов имеет свою специфику. Оно характеризуется сравнительно большей открытостью к восприятию нового опыта и способностью его интегрировать, ориентированность на свое личностное развитие в процессе учебы, большая реалистичность в восприятии аспектов человеческого бытия, стремление к саморазвитию, интерес к жизни, которые могли бы стать задатками для развития необходимых в профессии психолога личностных качеств [2]. Но, выявленные у студентов-психологов низкий уровень самопринятия и умения выстраивать позитивные межличностные отношения, а также низкий уровень общего показателя психологического благополучия личности могут негативно сказаться не только на личностной готовности к выбранной профессии, но на эффективности будущей профессиональной деятельности специа-листа-психолога.
Все это определило необходимость построения и организации целенаправленной психологической работы по оптимизации психологического благополучия студентов-психологов в период обучения в вузе, целью, которой стало повышение уровня актуального психологического благополучия личности студентов. Была разработана программа оптимизации психологического благополучия личности. В качестве методологических принципов построения программы были выбраны: принцип развития, принцип отражения, принцип единства сознания и деятельности. Теоретическую основу программы составили положения о структуре психологического благополучия К. Рифф [3] и принципы позитивной краткосрочной психотерапии. Параметры психологического благополучия, выделенные автором стали основными мишенями психологического воздействия, определяющими содержание программы и выбор приемов и средств воздействия. Программа оптимизации психологического благополучия была рассчитана на 60 часов и предполагала одно встречу в неделю. Дополнительно проводились индивидуальные консультации по запросу участников тренинга.
В результате апробации программы в экспериментальной группе испытуемых (п=12), большую часть которой представляли студенты с низким уровнем актуального психологического благополучия, были отмечены статистически достоверные изменения. Применение критерия углового преобразования Фишера подтвердило различие по параметру «личностный рост» (ф=2,721; р<0,01); «человек как открытая система» (ф=2,721; р<0,01); «осмысленность жизни» (ф= 2,132; р<0,05). Использование критерия Уилкоксона дало следующие результаты:
Таблица
Результаты статистического анализа эффективности программы оптимизации психологического благополучии личности студентов
№ Шкалы ПБЛ Экспериментальная группа Контрольная группа
W р W р
1 Позитивные отношения с окружающими -21 0,032* -1 0,092
2 Автономия - 5 0,062 2 0,122
3 Управление средой -12 0,062 2 0,122
4 Личностный рост -12 0,062 -1 0,092
5 Цели в жизни -14 0,062 11 0,232
6 Самопринятие -21 0,032* 3 0,092
7 Баланс аффекта 21 0,032* 11 0,232
8 Осмысленность жизни - 9 0,062 16 0,32
9 Человек как открытая система - 9 0,062 2 0,122
10 Индекс психологического благополучия -21 0,032* 11 0,232
Примечание: *- статистически значимые изменения
Статистический анализ показал достоверные позитивные сдвиги по четырем параметрам психологического благополучия личности: позитивные отношения с окружающими (W= -21; р< 0,032), самопринятие (W= -21; р< 0,032), баланс аффекта - инвертированная шкала (W= 21; р< 0,032). Сдвиги показывают, что повышение уровня самопринятия, т.е. позитивное отношение к себе и своему прошлому, осознание и принятие разных сторон своего Я, которое придает уверенность в себе и в своих силах и возможностях не только гармонизирует Я-концепцию личности студентов-психологов, но и отражается на отношениях с другими в появлении удовлетворения от доверия и заботы к другим людям, повышении эмпатии, понимании необходимости быть гибким во взаимоотношениях. Положительные изменения в индексе общего психологического благополучия (W= -21; р< 0,032), обозначающего общую удовлетворенность собой и своей жизнью, в наибольшей степени отражают эффективность психологического воздействия программы.
Таким образом, результаты апробации программы показали эффективность составленной программы, а также положительно ответили на вопрос о возможности психокоррекции психологического неблагополучия личности студентов.
Программа оптимизации психологического благополучия личности может быть использована в условиях вуза как специальная практическая дисциплина с целью повышения качества личностной и профессиональной подготовки специалистов-психологов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. М., 2003.
2. Козьмина Л.Б. Самоотношение и самооценка как предикторы психологического благополучия личности сту-дентов-психологов // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 1.
3. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие (обзор основных концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. 2005. № 3.