Научная статья на тему 'Возможности метода структурного моделирования в изучении адаптационного потенциала личностии психологического благополучия студентов'

Возможности метода структурного моделирования в изучении адаптационного потенциала личностии психологического благополучия студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
259
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЛИЧНОСТЬ / СТРУКТУРА АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Замятина Антонина Александровна

В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния адаптационного потенциала личности на психологическое благополучие студентов. Особое внимание уделено интерпретации модели адаптационного потенциала личности, включающей в себя четыре компонента: психофизиологический, психосоциальный, психический и регуляторный. Статья раскрывает возможности использования метода структурного моделирования при изучении данных понятий. Проведённое исследование показало, что адаптационный потенциал личности связан с психологическим благополучием студентов и может оказывать на него влияние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Замятина Антонина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of the empirical study that explored the influence of the adaptive potential of the personality on the psychological well-being of students. The article concentrates on interpreting the model of the person’s adaptive potential, which includes four components: psycho-physiological, psycho-social, psychical and regulatory. The article discloses the possibilities of using the structural modeling method for studying these concepts. The conducted research has shown that the adaptive potential of the personality is connected with the psychological well-being of students and can exert influence on him.

Текст научной работы на тему «Возможности метода структурного моделирования в изучении адаптационного потенциала личностии психологического благополучия студентов»

РАЗДЕЛ III. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9.072

DOI: 10.18384/2310-7235-2017-4-94-106

ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА СТРУКТУРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ИЗУЧЕНИИ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ

Замятина АА.

Астраханский государственный университет

414056, г. Астрахань, ул. Татищева, д. 20а, Российская Федерация

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния адаптационного потенциала личности на психологическое благополучие студентов. Особое внимание уделено интерпретации модели адаптационного потенциала личности, включающей в себя четыре компонента: психофизиологический, психосоциальный, психический и регуляторный. Статья раскрывает возможности использования метода структурного моделирования при изучении данных понятий. Проведённое исследование показало, что адаптационный потенциал личности связан с психологическим благополучием студентов и может оказывать на него влияние.

Ключевые слова: структурное моделирование, адаптационный потенциал, личность, структура адаптационного потенциала личности, психологическое благополучие, студенты.

POTENTIALITIES OF STRUCTURAL MODELING METHOD IN STUDYING THE PERSONALITY'S ADAPTIVE POTENTIAL AND STUDENTS' PSYCHOLOGICAL WELL-BEING

А. Zamyatina

Astrakhan State University

20a, Tatischeva ul, Astrakhan, 414056, Russian Federation

Abstract. The article presents the results of the empirical study that explored the influence of the adaptive potential of the personality on the psychological well-being of students. The article concentrates on interpreting the model of the person's adaptive potential, which includes four components: psycho-physiological, psycho-social, psychical and regulatory. The article

© Замятина А.А., 2017.

discloses the possibilities of using the structural modeling method for studying these concepts. The conducted research has shown that the adaptive potential of the personality is connected with the psychological well-being of students and can exert influence on him.

Key words: structural modeling, adaptive potential, personality, structure of the adaptive potential of the personality, psychological well-being, students.

В содержании Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования большое значение придаётся способности студента вуза проектировать траекторию своего образовательного маршрута, профессионального роста и личностного развития, что, в свою очередь, определяется умением успешно реализовать свой адаптационный потенциал. Трактовка адаптационного потенциала личности как интегрального образования, предложенная А.М. Богомоловым [1], характеризуется не только наличием свойства «выдержать» адаптационную нагрузку, сохранить целостность и устойчивость личности, но и обеспечивать «готовность» личности к усложнению адаптационных задач, к преобразованию структуры и свойств адаптационного ответа для гармоничного отношения со средой. Стремление личности к гармоничности, динамическому равновесию обусловливается потребностью в самореализации, ощущении комфорта, удовлетворённости собой и собственной жизнью, в психологическом благополучии.

В современных условиях жизни перспективным направлением для исследований можно считать изучение адаптационного потенциала и психологического благополучия студентов. С поступлением в вуз связано появление новой социальной ситуации развития, студенты приспосабливаются к новой среде, новому окружению, группе, преподавателям,

новому педагогическому процессу, будущей профессии. В связи с чем состояние адаптационного потенциала в этот период играет важную роль в психическом, психологическом развитии и социализации личности в целом, а от того, насколько продуктивно будут решены задачи развития в этот период, зависит и состояние психологического благополучия.

Необходимо отметить, что в психологических исследованиях адаптационный потенциал личности рассматривают прежде всего как интегральное образование (А.М. Богомолов [1], Н.Л. Коновалова [9], Л.А. Кулумбегова [11], А.Г. Маклаков [12], С.Т. Посохова [13], А.С. Пуликов, О.Л. Москаленко, О.И. Зайцева [14]и др.).

Так, С.Т. Посохова определяет адаптационный потенциал личности как интегральное образование, систематизирующее социально-психологические, психические, биологические свойства и качества, актуализируемые личностью для создания и реализации новых программ поведения в изменённых условиях жизнедеятельности [13].

В нашем понимании адаптационный потенциал личности - это интегральный показатель, представляющий собой динамическое согласование психофизиологических, психосоциальных, психических, регуляторных свойств и качеств, способствующее успешному решению адаптационных задач, эффективному протеканию адаптационного процесса.

Анализ различных исследований на нашу тему позволил представить модель адаптационного потенциала личности, включающую в себя 4 компонента: психофизиологический, психосоциальный, психический и регуля-торный (рис. 1).

Модель адаптационного потенциала личности представлена в ромбовид-

ной форме, поскольку данная форма наилучшим образом подчеркивает, что фундаментом структуры адаптационного потенциала выступает психофизиологический компонент. В него входят нейрофизиологические характеристики, энергетические ресурсы личности, адаптационные возможности организма.

| • индивиду ально-стнлевые

! особенности саморегуляции,

| • поЕеденческая регуляция,

! • коммуникативный потенциал;

■ • моральная нормативность.

Рис. 1. Модель адаптационного потенциала личности

Психосоциальный компонент играет немаловажное значение в адаптационном потенциале. Личность невозможно определить без контекста той социальной действительности, в которой она развивается. Прежде всего, в этот компонент входит способность к рефлексии, целеполаганию, построению продуктивных жизненных стратегий.

Психический компонент обеспечивается скрытыми и реальными возможностями человека, позволяющими

отражать объективную реальность во всем её многообразии и регулировать различные взаимоотношения с ней и с самим собой, сохранять собственную целостность, самосовершенствоваться и самообразовываться (С.Т. Посохова [13]). Компонент включает в себя: уровень психоэмоционального состояния, патохарактерологические особенности, астенические и психотические реакции и состояния, показатели деза-даптационных нарушений.

Системообразующим компонентом адаптационного потенциала, на наш взгляд, является регуляторный компонент, именно поэтому в представленной модели он расположен на самой вершине ромба. Личностная регуляция позволяет не только управлять своим поведением в соответствии с требованиями общества и социума, а достигать определённого уровня успешности в профессиональном развитии, саморазвиваться и самосовершенствоваться. Регуляторный компонент в структуре адаптационного потенциала личности, выступая ключевым, позволяет человеку противостоять сложным жизненным ситуациям, включать защитные и компенсаторные механизмы для сохранения собственной ценности, работоспособности и коммуникабельности.

C нашей точки зрения, именно динамическое согласование структурных компонентов адаптационного потенциала личности обеспечивает пластичность, перестройку внутрикомпонент-ных связей при адаптационной нагрузке, тем самым создавая необходимые предпосылки для оптимизации психологического благополучия.

Проблема психологического благополучия рассматривалась в работах многих зарубежных и отечественных учёных (Н. Брадбурн [18], А.Ю. Будаева, О.А. Хали-фаева [2], А.В. Воронина [3], С.А. Водяха, А.В. Кузьмичева [10], Г.Ш. Габдреева, А.Р. Халфиева [4], С.И. Галяутдинова, Р.Б. Гу-мерова [5], Э. Динер [19], Е.А. Евтушенко [6], Л.В. Жуковская [7], О.А. Идобаева [8], К. Рифф [20], С.П. Ревенко [15], Т.Д. Шевеленкова, П.П. Фесенко [17], Р.М. Шамионов [16] и др.).

Исследования авторов позволяют констатировать, что не существует об-

щепринятого понимания термина «психологическое благополучие личности», несмотря на широкую распространённость в научной литературе. Если резюмировать несколько определений, психологическое благополучие рассматривается как многокомпонентный феномен, характеризующий степень позитивного функционирования человека, реализации его потенциала, отражающий восприятие и оценку своего функционирования с точки зрения вершины потенциальных возможностей человека.

Вслед за такими учеными, как Т.Д. Шевеленкова и П.П. Фесенко, мы определяем психологическое благополучие как интегральный показатель степени направленности человека на реализацию основных компонентов позитивного функционирования, а также степени реализованности этой направленности, субъективно выражающейся в ощущении счастья, удовлетворённости собой и собственной жизнью [17]. В свою очередь, мы выделяем следующие показатели психологического благополучия: положительные отношения с другими, автономия, управление окружением, личностный рост, цель в жизни, самопринятие, баланс аффекта, осмысленность жизни, человек как открытая система, индекс психологического благополучия.

Проблема, гепотеза и цель исследования.

Проблема исследования заключается в том, что при всём разнообразии исследований за рамками научного анализа остаётся изучение влияния адаптационного потенциала личности на психологическое благополучие. Следовательно, было бы целесообразным выяснить вопрос влияния адап-

тационного потенциала личности на психологическое благополучие (на примере студентов вуза) с акцентом на применение возможностей метода структурного моделирования в изучении данных феноменов.

С учётом вышесказанного, гипотезой исследования выступило предположение, что адаптационный потенциал личности может оказывать влияние на психологическое благополучие студентов. Для подтверждения этого предположения было проведено эмпирическое исследование, целью которого являлось изучение влияния адаптационного потенциала личности на психологическое благополучие студентов посредством использования возможностей метода структурного моделирования.

Характеристика выборки исследования

В исследовании принимали участие студенты от 17 до 23 лет разного направления профессиональной подготовки Астраханского государственного университета в количестве 161 человека.

В качестве психодиагностического инструментария использовались: аппаратурно-программный комплекс «Активациометр АЦ-9К» (Ю.А. Ца-гарелли); аппаратно-программный комплекс «БИОТЕСТ»; многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин); методика «Шкала психологического благополучия» (К. Рифф, адаптация Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко); методика «Самооценка уровня онтогенетической рефлексии» (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов); опросник

«Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова); методика «Перспектива моей жизни» (Е.А. Миско, Н.В. Тарабрина).

Для проверки гипотезы исследования был использован современный математический метод - структурное моделирование или моделирование структурными уравнениями (structural equation modeling). Отметим, что структурное моделирование, базирующееся на корреляционно-регрессионном, путевом и факторном анализе, является популярным инструментом как в работе профессиональных психологов, так и в работе других специалистов. Существует специальное программное обеспечение для построения моделей и их последующего анализа, в частности: AMOS SPSS, EQS, Lisrel, SAS, Mplus, Statistica. Структурное моделирование позволяет сымитировать и статистически проверить какое-либо комплексное явление. Данный метод направлен на изучение причинно-следственных связей и латентных структур. На наш взгляд, применение метода структурного моделирования является наиболее целесообразным в рамках нашего исследования.

Основные результаты исследования

Первый шаг применения метода структурного моделирования заключался в изучении корреляционных связей между показателями адаптационного потенциала и психологического благополучия студентов без указания причинно-следственных связей. Корреляционный анализ проводился с использованием коэффициента корреляции р-Пирсона в программе SPSS 21.

По результатам корреляционного анализа были выявлены положительные статистически значимые связи:

- между переменной «Поведенческая регуляция» и переменными «Положительные отношения с другими» (r = 0,319, p < 0.01), «Автономия» (r = 0,201, p < 0.05), «Управление окружением» (r = 0,326, p < 0.01), «Цель в жизни» (r = 0,199, p < 0.05), «Самопринятие» (r = 0,357, p < 0.01), «Осмысленность жизни» (r = 0,171, p < 0.05), «Индекс психологического благополучия» (r = 0,328, p < 0.01);

- между переменной «Коммуникативный потенциал» и переменными «Положительные отношения с другими» (r = 0,207, p < 0.01), «Управление окружением» (r = 0,198, p < 0.05), «Самопринятие» (r = 0,198, p < 0.05), «Индекс психологического благополучия» (r = 0,183, p < 0.05);

- между переменной «Самостоятельность» и всеми переменными психологического благополучия (p < 0.01) за исключением переменной «Баланс аффекта».

В ходе анализа были выделены три основные переменные адаптационного потенциала личности: «Поведенческая регуляция», «Коммуникативный потенциал» и «Общий уровень саморегуляции» - которые имеют значительное число положительных корреляционных связей с показателями психологического благополучия. Следует отметить высокую корреляционную связь между этими тремя переменными «внутри методики». Показатели адаптационного потенциала личности, имеющие значительное число положительных корреляционных связей с показателями психологического благополучия у студентов выделены в таблице 1.

Таблица 1

Корреляционные связи между показателями адаптационного потенциала личности и показателями психологического благополучия

Показатели психологического благополучия, коррелирующие со шкалой адаптационного потенцила личности «Поведенческая регуляция» Показатели психологического благополучия, коррелирующие со шкалой адаптационного потенцила личности «Коммуникативный потенциал» Показатели психологического благополучия, коррелирующие со шкалой адаптационного потенцила личности «Общий уровень саморегуляции»

Положительные отношения с другими Положительные отношения с другими Положительные отношения с другими

Автономия - Автономия

Управление окружением Управление окружением Управление окружением

Цель в жизни - Цель в жизни

Самопринятие Самопринятие Самопринятие

Осмысленность жизни - Осмысленность жизни

Индекс психологического благополучия Индекс психологического благополучия Индекс психологического благополучия

Второй шаг применения мето- Гипотеза нашего исследования осно-да структурного моделирования за- вывалась на наличии причинно-след-ключался в идентификации модели. ственной связи между показателями

адаптационного потенциала личности и психологического благополучия студентов, а именно что адаптационный потенциал личности студента оказывает влияние на его психологическое благополучие.

Между двумя латентными переменными «Адаптационный потенциал личности» и «Психологическое благополучие» была установлена причинно-следственная связь (рис. 2).

Рис. 2. Предполагаемое влияние адаптационного потенциала личности на психологическое благополучие

Условные обозначения: овалами обозначены латентные переменные «Адаптационный потенциал личности» и «Психологическое благополучие», вертикальная стрелка означает влияние других факторов, не рассматриваемых в нашем исследовании, на психологическое благополучие студентов.

Как было изложено ранее, три переменные адаптационного потенциала личности: «Поведенческая регуляция», «Коммуникативный потенциал» и «Общий уровень саморегуляции» коррелируют между собой, являются отдельными атрибутами адаптационного потенциала личности и положительно коррелируют с наблюдаемыми переменными психологического благополучия. То же самое можно сказать и о переменных психологического благополучия: «Положительные отношения с другими», «Управление окружением», «Самопринятие», «Индекс психологического благополучия».

Таким образом, была сформирована модель из двух латентных переменных, которые представлены в виде факторов, измеряемых через наблюдаемые переменные (рис. 3).

Третий шаг применения метода структурного моделирования: расчёт и оценка качества модели.

Для расчёта построенной модели мы воспользовались методом структурного моделирования, позволяющим осуществить комплексный анализ причинно-следственной связи между латентными переменными. Данная техника более предпочтительна в нашем исследовании, так как позволяет подтвердить или опровергнуть предложенную теоретическую модель на основе полученных нами данных.

Для построения, расчёта и оценки качества созданной модели мы использовали метод наименьших квадратов (unweighted least squares), расчётный алгоритм которого реализован в компьютерном пакете AMOS SPSS. Расчётная модель представлена на рис. 4.

Рис. 3. Идентифицированная модель

Условные обозначения: ПР - поведенческая положительные отношения, УО - управление регуляция, КП - коммуникативный потенциал, окружением, САМ - самопринятие, ИПБ - ин-ОУС - общий уровень саморегуляции, ПО - декс психологического благополучия.

Рис. 4. Расчетная модель

Условные обозначения: овалами обозначены латентные переменные «Адаптационный потенциал личности» и «Психологическое благополучие», прямоугольниками - индикаторы, образующие эти латентные переменные, кружочками (е) обозначены неучтенные дисперсии, получаемые при влиянии других факторов на модель.

С целью количественного анализа способности модели объяснять исходные корреляции модель проверялась на качество. Для оценки качества модели и соответствия её исходным данным нами использовались следующие критерии:

1. Критерий согласованности у? (хи-квадрат), показывающий различия между корреляционной матрицей исходных данных и матрицей построенной модели. Чем больше различие между матрицей данных и моделью, тем больше значение показателя х2.

Значение показателя GFI = ветствие модели с данными.

Таким образом, результаты применения метода структурного моделирование показывают, что предложенная нами структурная модель причинно-следственной связи между показателями адаптационного потенциала личности и психологическим благополучием студентов обеспечивает хорошее согласие с экспериментальными данными.

Если х2 = 0, это говорит о полной согласованности модели с данными.

2. Показатель степени согласия GFI. Принимает значения от 0 до 1, причём ноль указывает на отсутствие согласия модели с данными, а 1 - на максимальное согласие. Как правило, значение показателя СБ1, близкое к 0,90, отражает достаточно хорошее соответствие.

В нашем исследовании (табл. 2) значение критерия х2 = 0,310, а уровень значимости р = 0,072. Полученное значение х2 указывает на хорошую согласованность модели с данными.

Таблица 2

Таблица 3

Согласно полученным результатам латентная переменная «Адаптационный потенциал личности» манифестируется наблюдаемыми переменными «Поведенческая регуляция» (0,79), «Общий уровень саморегуляции» (0,49), «Коммуникативный потенциал» (0,62). Латентная переменная «Психологическое благополучие личности» манифестируется наблюдаемыми пе-

CMIN

Model NPAR CMIN DF P CMIN/DF

Default model 15 56,027 13 ,072 ,310

Saturated model 28 ,000 0

Independence model 7 704,393 21 ,000 33,543

0,910 (табл. 3) означает достаточно хорошее соот-

RMR, GFI

Model RMR GFI AGFI PGFI

Default model 12,896 ,910 ,806 ,422

Saturated model ,000 1,000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Independence model 107,795 ,402 ,202 ,301

Vioy

ременным «Положительные отношения с другими» (0,78), «Управление окружением» (0,86), «Самопринятие» (0,84), «Индекс психологического благополучия» (1,00).

Между латентными переменными «Адаптационный потенциал личности» и «Психологическое благополучие» установлена связь, величина которой оценена с помощью коэффициента регрессии (0,47), а это позволяет говорить о том, что высокий адаптационный потенциал личности, интегрируя в себе высокий уровень сформированности саморегуляции поведения, нервно-психическую устойчивость и умение коммуницировать с людьми, оказывает влияние на психологическое благополучие, проявляющееся в позитивном отношении к себе, успешном выстраивании взаи-

моотношений с окружающими, эффективном управлении окружением и гибкости при изменении условий.

Проведённое исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Исследование влияния адаптационного потенциала личности на психологическое благополучие студентов методом структурного моделирования позволяет смоделировать и статистически подтвердить причинно-следственную связь между адаптационным потенциалом личности и психологическим благополучием студентов.

2. Адаптационный потенциал личности оказывает влияние на психологическое благополучие студентов.

Таким образом, полученные нами данные подтверждают гипотезу исследования, цель исследования достигнута.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богомолов А.М. Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа // Психологическая наука и образование. 2008. № 1. С. 67-73.

2. Будаева А.Ю., Халифаева О.А. Психологическое благополучие как один из показателей психологического здоровья личности // Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Красноярск, 2014. С. 120-127.

3. Воронина А.В. Проблема психологического здоровья и благополучия человека: обзор концепций и опыт структурно-уровневого анализа // Сибирский психологический журнал. 2005. № 3. С. 142-145.

4. Габдреева Г.Ш., Халфиева А.Р. Состояние психологического благополучия женщин-менеджеров разных уровней управления // Психология состояний: юбилейный сборник международной школы. Казань, 2016. С. 47-55.

5. Галяутдинова С.И., Гумерова Р.Б. Психологическое благополучие как показатель психологической безопасности образовательного пространства вуза // Модернизация высшего образования в России: опыт истории и векторы развития: материалы Меж-дунар. науч.-практ. конф. Уфа, 2016. С. 188-192.

6. Евтушенко Е.А. К вопросу рассмотрения проблемы психологического благополучия личности в отечественных и зарубежных психологических исследованиях // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. 2016. № 2-2 (47). С. 124-133.

7. Жуковская Л.В. Диагностика психологического благополучия старшеклассников (шкала К. Рифф) // Ананьевские чтения-2010. Современные прикладные направления и проблемы психологии: материалы Междунар. науч.-практ. конф. СПб, 2010. С. 148-159.

8. Идобаева О.А. Психолого-педагогическая модель формирования психологического благополучия личности: автореф. дис. ... док. психол. наук. М., 2013. 51 с.

9. Коновалова Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников. СПб., 2000. 232 с.

10. Кузьмичева А.В., Водяха С.А. Взаимосвязь психологического благополучия с показателями социально-психологической адаптации студентов-физиков // Подготовка молодежи к инновационной деятельности в процессе обучения физике, математике, информатике: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2014. С. 111-118.

11. Кулумбегова Л.А. К вопросу об адаптационном потенциале личности // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2015. С. 165-168.

12. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальный условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1. С. 16-24.

13. Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности (Субъектный подход): дис. ... док. психол. наук. СПб., 2001. 393 с.

14. Пуликов А.С., Москаленко О.Л., Зайцева О.И. Адаптационный потенциал юношей Красноярского края как показатель состояния здоровья // В мире научных открытий. 2011. № 4 (16). С. 361-367.

15. Ревенко С.П. Психологическое здоровье как показатель психологического благополучия и адаптации личности к новым условиям жизнедеятельности // Социально-психологическая адаптация мигрантов в современном мире: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2016. С. 180-186.

16. Шамионов Р.М. Психология субъективного благополучия личности. Саратов, 2004. 180 с.

17. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие (обзор концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 95-129.

18. Bradburn N. The Structure of Psychological well-being. Chicago, 1969. 320 р.

19. Diener E. Subjective Well-being // Psychological Bulletin. 1984. № 95. P. 2-75.

20. Ryff C. The Contours of Positive Human Health // Psychological Inquiry. 1998. Vol. 9. P. 1-28.

REFERENCES

1. Bogomolov A.M. [Personal adaptational potential in the context of system analysis]. In: Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological science and education], 2008, no. 1, pp. 67-73.

2. Budaeva A.YU., Khalifaeva O.A. [Psychological well-being as one of the indicators of psychological health of the individual]. In: Psikhologicheskoe zdorove cheloveka: zhiznennyi resurs i zhiznennyi potentsial: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Psychological health of a person: life source and potential: proceedings of the international scientific-practical conference]. Krasnoyarsk, 2014. pp. 120-127.

3. Voronina A.V. [The problem of psychological health and human well-being: review of concepts and experience of structural-level analysis]. In: Sibirskii psikhologicheskii zhurnal [Siberian psychological journal], 2005, no. 3, pp. 142-145.

4. Gabdreeva G.SH., Khalfieva A.R. [A state of psychological well-being of women managers at various levels of management]. In: Psikhologiya sostoyanii: yubileinyi sbornik mezhdunarodnoi shkoly [Psychology of states: jubilee collected articles of the international school]. Kazan, 2016. pp. 47-55.

5. Galyautdinova S.I., Gumerova R.B. [Psychological well-being as an indicator of psychological security of the educational space of a university]. In: Modernizatsiya vysshego obrazovaniya v Rossii: opyt istorii i vektory razvitiya: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Modernisation of higher education in Russia: historical experience and the vectors of development: materials of international scientific-practical conference]. Ufa, 2016. pp. 188-192.

6. Evtushenko E.A. [To the issue of addressing psychological well-being of the individual in domestic and foreign psychological researches]. In: Nauchnaya diskussiya: voprosy pedagogiki ipsikhologii [Scientific discussion: questions of pedagogy and psychology], 2016, no. 2-2 (47), pp. 124-133.

7. Zhukovskaya L.V. [Diagnostics of psychological well-being of seniors (K. Riff's scale)]. In: Ananevskie chteniya-2010. Sovremennye prikladnye napravleniya i problemy psikhologii: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Analitical readings-2010. Contemporary applied directions and problems of psychology: materials of the international scientific-practical conference]. Saint Petersburg, 2010. pp. 148-159.

8. Idobaeva O.A. Psikhologo-pedagogicheskaya model' formirovaniya psikhologicheskogo blagopoluchiya lichnosti: avtoreferat dissertatsii ... doktora psikhologicheskikh nauk [The psychological-pedagogical model of forming psychological well-being of the individual: abstract of D. thesis in Psychological Sciences]. Moscow, 2013. 51 p.

9. Konovalova N.L. Preduprezhdenie narushenii v razvitii lichnosti pri psikhologicheskom soprovozhdeniishkol'nikov [Prevention in the development of personality in the psychological support of pupils]. Saint Petersburg, 2000. 232 p.

10. Kuz'micheva A.V., Vodyakha S.A. [Interdependence of psychological well-being and the indicators of socio-psychological adaptation of students-physicists]. In: Podgotovka molodezhi k innovatsionnoi deyatel'nosti v protsesse obucheniya fizike, matematike, informatike: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Training youth to the innovative activities in learning physics, mathematics, computer science: proceedings of the international scientific-practical conference]. Ekaterinburg, 2014. pp. 111-118.

11. Kulumbegova L.A. [To the question of the adaptation potential of the personality]. In: Nauka, obrazovanie, obshchestvo: tendentsii i perspektivy razvitiya: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Science, education, society: tendencies and prospects of development: materials of the international scientific-practical conference]. Cheboksary, 2015. pp. 165-168.

12. Maklakov A.G. [Personal adaptation potential: its mobilization and forecasting in extreme conditions] In: Psikhologicheskii zhurnal [Psychological journal], 2001, Vol. 22. no.1, pp. 16-24.

13. Posokhova S.T. Psikhologiya adaptiruyushcheisya lichnosti (Sub'ektnyi podkhod): dissertat-siya... doktora psikhologicheskikh nauk [Psychology of adaptable personality (Subjective approach): D. thesis in Psychological Sciences]. Saint Petersburg, 2001. 393 p.

14. Pulikov A.S., Moskalenko O.L., Zaitseva O.I. [Adaptation potential of young men of Krasnoyarsk region as an indicator of health status]. In: V mire nauchnykh otkrytii [In the world of scientific discovery], 2011, no. 4 (16), pp. 361-367.

15. Revenko S.P. [Psychological health as an indicator of psychological well-being and adaptation to new conditions of life]. In: Sotsial'no-psikhologicheskaya adaptatsiya migrantov v sovremennom mire: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Socio-psychological adaptation of migrants in modern world: materials of international scientific-practical conference]. Penza, 2016. pp. 180-186.

16. Shamionov R.M. Psikhologiya sub'ektivnogo blagopoluchiya lichnosti [Psychology of subjective well-being of the individual]. Saratov, 2004. 180 p.

17. Shevelenkova T.D., Fesenko P.P. [Psychological well-being (for an overview of concepts and methods of research)]. In: Psikhologicheskaya diagnostika [Psychological diagnostics], 2005, no. 3, pp. 95-129.

18. Bradburn N. The Structure of Psychological well-being. Chicago, 1969. 320 p.

19. Diener E. Subjective Well-being. In: Psychol. Bull. 1984. no. 95. P. 2-75.

20. Ryff C. The Contours of Positive Human Health. In: Psychol. Inquiry. 1998. Vol. 9. P. 1-28.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Замятина Антонина Александровна - аспирант кафедры общей и когнитивной психологии Астраханского государственного университета; e-mail: antonina24210@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Antonina А. Zamyatina - postgraduate student of the Department of General and Cognitive Psychology, Astrakhan State University; e-mail: antonina24210@mail.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Замятина А.А. Возможности метода структурного моделирования в изучении адаптационного потенциала личности и психологического благополучия студентов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2017. № 4. С. 94-106. DOI: 10.18384/2310-7235-2017-4-94-106

FOR CITATION

Zamyatina А. Potentialities of structural modeling method in studying the personality's adaptive potential and students' psychological well-being. in: Bulletin of Moscow Regional State University. Series: psychology. 2017. no 3. pp. 94-106. DOI: 10.18384/2310-7235-2017-4-94-106

V10V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.