Психологические науки
https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2022-204-106-114
Ван Синьчжо
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У КИТАЙСКИХ ПОДРОСТКОВ
В статье обосновываются и проверяются гипотезы о различии показателей психологического благополучия и личностной конкурентоспособности 122 китайских подростков с признаками академической одаренности и 193 их сверстников с обычным уровнем развития и взаимосвязи личностной конкурентоспособности и психологического благополучия. При помощи метода анкетирования и статистической обработки критерия Манна — Уитни и коэффициента корреляции Спирмена установлены различия показателей психологического благополучия у принявших участие в данном исследовании китайских подростков с признаками академической одаренности и их сверстников с обычным уровнем развития; у них не установлены различия личностной конкурентоспособности; выявлена положительная взаимосвязь личностной конкурентоспособности и психологического благополучия.
Ключевые слова: психологическое благополучие, личностная конкурентоспособность, академическая одаренность
Wang Xinzhuo
THE RELATIONSHIP BETWEEN PERSONAL COMPETITIVENESS AND PSYCHOLOGICAL WELL-BEING IN CHINESE ADOLESCENTS
The article tests the hypothesis about the relationship between personal competitiveness and psychological well-being. In particular, it analyses the difference in the indicators of psychological well-being and personal competitiveness in 122 academically-gifted and 193 normal Chinese adolescents. The methodology included questionnaires and statistical processing of the Mann — Whitney criterion and Spearman's correlation coefficient. The study did not show any differences in personal competitiveness of academically-gifted and normal Chinese adolescents. At the same time, it revealed a positive relationship between personal competitiveness and psychological well-being.
Keywords: psychological well-being, personal competitiveness, academic giftedness
Введение
В современном быстро меняющемся мире, характеризующемся нарастающей политической, экономической и социальной нестабильностью, в каждой стране все больше внимания уделяется психологическому благополучию людей, особенно речь идет о психологическом благополучии одаренных детей и подростков, которые представляют ресур-
сы талантов государства в будущем. Психологическое благополучие является важным фактором для успешной реализации потенциала одаренных подростков, поэтому исследования в этой области имеют не только теоретическое, но и практическое значение.
По данным Всемирной организации здравоохранения, одаренные дети и подростки относятся к группе высокого риска по лич-
ностному и социальному развитию. В связи с этим важно изучить взаимосвязь психологического благополучия и одаренности для решения возникающих задач в психолого-педагогической практике. Поэтому полагаем, что глубокое изучение взаимосвязи психологического благополучия и одаренности способствует практической работе для развития потенциала одаренных детей и подростков и обеспечения их психологического здоровья.
Одаренность как качество психики, определяющее возможность достижения успешных результатов в разных видах деятельности [11], характеризуется в подростковом возрасте неравномерностью проявлений, которая определяется влиянием многочисленных факторов. Одаренным подросткам присуща яркость творческой и когнитивной способностей. Они проницательным мышлением, неординарными способами анализируют и решают вопросы, проблемы.
В контексте китайского общества, характеризующегося обостренной конкуренцией в процессе выполнения различных видов деятельности, китайские подростки неизбежно сравнивают успеваемость не только со своей собственной успеваемостью ранее, но и со своими сверстниками. В разных условиях состязательности особо значимую роль играет способность человека к самореализации и самоактуализации. Психологическое благополучие выступает в роли переживания удовлетворенности собственной жизнью как результата позитивного функционирования, достигнутого посредством личностного саморазвития [5]. Таким образом, считаем, что есть необходимость констатировать взаимосвязь личностной конкурентоспособности и психологического благополучия у китайских подростков.
Теоретический обзор исследования
Психологическое благополучие как многофакторный конструкт отражает уровень функционирования личности и оценку степени реализации своих потенциальных воз-
можностей, удовлетворенности жизнью в целом [20]. Переживание психологического благополучия является важным условием самореализации и успешного развития личности подростка [7; 9]. С точки зрения К. Рифф [21; 22], существует шесть компонентов психологического благополучия: цели в жизни, автономия, управление средой, личностный рост, позитивные отношения с другими и самопринятие.
Психологическое благополучие отражает осмысленность жизни человека и характер его отношения к жизни. Современные исследования психологического благополучия одаренных подростков противоречивы, и несколько десятилетий дискуссий о взаимосвязи между психологическим благополучием и одаренностью не привели к единому мнению. Имеющиеся результаты исследований, посвященных психологическому благополучию одаренных детей и подростков, противоречивы. С одной стороны, ряд исследований, в том числе исследований касательно российских, американских и турецких выборок, утверждают, что одаренные дети, как правило, имеют более высокие оценки психологического благополучия, чем их сверстники, которые попадают в нормальный диапазон способностей. Однако другие исследования выявили более низкие показатели психологического благополучия у одаренных детей [16]. Существует также ряд исследований, в которых не было обнаружено никаких различий в оценках психологического благополучия у одаренных детей и их сверстников [15; 17; 24].
Последние психологические исследования уделяют особое внимание психологическому благополучию одаренных детей и подростков, что, по общему мнению, является необходимым условием для их самореализации как в профессиональной деятельности, так и в личностном развитии [19; 20].
В контексте китайского общества, в связи с быстрым экономическим, технологическим развитием и большим количеством населения, в последние годы проблема конкуренция
становится очевидной даже среди школьников. В школе постоянное проведение контрольных работ и составление рейтинга по успеваемости усиливают напряженность, создаваемую конкуренцией.
Конкуренция в качестве одного типа взаимодействия проявляется в форме выстоять и победить в конкурентной борьбе. Конкуренция выступает в роли мотива, стимулирующего человека формировать личностную конкурентоспособность, суть которой заключается в формировании способности максимального расширения собственных возможностей с целью реализации себя личностно, профессионально, социально, нравственно [8].
Рассмотрев имеющиеся работы, посвященные проблематике личностной конкурентоспособности, мы видим, что ученые С. А. Подосинников, Н. Б. Тарасова, Т. А. Жданко и др. раскрывают суть личностной конкурентоспособности с точки зрения личностной совокупности свойств [4; 10].
В. И. Андреев рассматривает конкурентоспособную личность как личность, характеризующуюся стремлением и способностью к высокоэффективному качественному результату деятельности, а также к лидерству в условиях соперничества, состязательности [1].
Сочетая с разными подходами, с учетом специфики школьной деятельности, мы рассматриваем личностную конкурентоспособность подростка, во-первых, как сложное интегративное качество, включающее интеллектуальные, ценностно-ориентационные, морально-волевые характеристики личности. Исходя из компетентностного подхода, формирование и развитие совокупности личностных компетенций, включающих ценностно-смысловую, коммуникативную, самообразовательную и творческую, необходимо для формирования и реализации личностной конкурентоспособности.
Таким образом, полагаем, что в разных видах деятельности, с целью формирования личностной конкурентоспособности, подросток не только находится в состязании
со своими сверстниками, но и в условиях доверительного межличностного взаимодействия, активного воздействия на своих сверстников, будучи наделенным сознанием и волей, ставя себе цели, непрерывно развивает свое умение, навыки и способности.
При этом разделяем точку зрения В. И. Шаповалова о том, что личностная конкурентоспособность — это социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и вне профессиональной жизнедеятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром [14].
Во-вторых, личностная конкурентоспособность понимается нами как ведущий фактор, который обеспечивает успешность дальнейшей жизнедеятельности личности. Непрерывный процесс развития личностных компетенций становится необходимой предпосылкой для подростка стать конкурентоспособным студентом и в дальнейшем конкурентоспособным специалистом. Конечно, чем раньше сформировать адекватные представления о разных профессиях, научиться выбирать профессию с учетом своего интереса и способности, тем больше возможностей стать конкурентоспособной профессиональной личностью в дальнейшем.
Резюмируя сказанное, можно сделать вывод о том, что личностную конкурентоспособность подростков с признаками в общем виде можно изучить как интегративное свойство личности, обеспечивающее более эффективный, плодотворный результат в разных видах школьной деятельности. Таким образом, личностная конкурентоспособность подростка определяется степенью соответствия личностных качеств и знаний, умений, навыков и способностей самого подростка
своим и объективным требованиям школьной деятельности [18].
Цель исследования: выявление различий в оценках психологического благополучия и личностной конкурентоспособности у китайских подростков с признаками академической одаренности и их сверстников с обычным уровнем развития, а также изучение характера взаимосвязи личностной конкурентоспособности и психологического благополучия у китайских подростков.
Характер выборки и применяемые методические средства
В исследовании приняли участие 315 учащихся 7-9-х классов из лучших групп по успеваемости в престижных школах в г. Харбине (Китай) и г. Дэяне (провинция Сычуань, Китай), в возрасте 13-15 лет. Среди общего объема выборки 122 подростка с признаками академической одаренности (64 девочки и 58 мальчиков) и 193 подростка с обычным уровнем развития (101 девочка и 92 мальчика).
С целью изучения уровней выраженности основных составляющих психологического благополучия китайских подростков в данном исследовании была использована методика
«Шкала психологического благополучия» К. Рифф [23], которая включает шесть основных компонентов психологического благополучия: позитивные отношения с другими, автономия, личностный рост, управление окружением, наличие цели в жизни и самопринятие.
Также была использована методика «Экспресс-диагностика личностной конкурентоспособности» [13], которая рассматривает личностную конкурентоспособность как форму межличностного взаимодействия, характеризующуюся достижением целей в условиях противоборства с добивающимися этих же целей другими индивидами или группами.
Результаты и их обсуждение
Психологическое благополучие. Статистическая обработка данных, полученных с помощью методики «Шкала психологического благополучия» К. Рифф, дала возможность выявить различия во всех составляющих компонентах психологического благополучия у китайских подростков с признаками академической одаренности и их сверстников с обычным уровнем развития (табл. 1).
Таблица 1
Показатели психологического благополучия в экспериментальной и контрольной группах
Показатели Экспериментальная группа Контрольная группа Сравнение (критерий Манна — Уитни)
среднее медиана станд. откл. среднее медиана станд. откл. U Ъ P
Позитивные отношения 59,93 58,50 13,62 56,48 53,00 11,79 9798,50 -2,51 0,01
Автономия 53,56 53,50 11,58 51,19 49,00 8,68 9401,50 -3,01 0,00
Управление средой 57,41 56,50 13,28 54,93 53,00 10,69 10027,50 -2,22 0,03
Личностный рост 61,30 62,50 11,56 58,23 56,00 10,29 9632,50 -2,72 0,01
Цели в жизни 58,39 56,50 14,07 54,46 51,00 11,27 9339,50 -3,09 0,00
Самопринятие 53,40 52,00 11,93 50,67 50,00 9,91 9995,00 -2,26 0,02
Общее психологическое благополучие 343,55 336,00 68,25 324,47 308,00 55,58 9467,50 -2,93 0,00
Согласно полученным данным, можно увидеть, что по сравнению со своими сверстниками, опрошенные китайские академически одаренные подростки демонстрируют более высокую склонность к установлению близких, доверительных отношений с другими людьми. Будучи целенаправленными и ответственными за себя, китайские академически одаренные подростки как независимые личности регулируют собственное поведение по поставленным целям, создавая условия для адаптации к меняющимся обстоятельствам, управляют окружением. В ходе выполнения разных видов деятельности они постепенно осознают свои потребности и личностный смысл для своей учебы и жизни, стараются удовлетворять свои потребности в саморазвитии и самоактуализации. Благодаря незаурядной когнитивной способности, по сравнению со своими сверстниками, китайские подростки с признаками академической одаренности трезво относятся к своим достоинствам и недостаткам, положительно оценивают свое прошлое.
Показатели личностной конкурентоспособное
Таким образом, каждая преобладающая шкала психологического благополучия у китайских подростков с признаками академической одаренности, по сравнению со сверстниками с обычным уровнем развития, вносит вклад в то, что они также демонстрируют более высокий уровень общего психологического благополучия.
Личностная конкурентоспособность.
При выявлении различий в личностной конкурентоспособности, используя методику «Экспресс-диагностика личностной конкурентоспособности», мы получили результат, в котором не установлены значимые различия в личностной конкурентоспособности у китайских подростков с признаками академической одаренности и подростков с обычным уровнем развития (табл. 2). То есть, китайские подростки с признаками академической одаренности и их сверстники с обычным уровнем развития находятся на одном уровне личностной конкурентоспособности.
Таблица 2
в экспериментальной и контрольной группах
Показатель Экспериментальная группа Контрольная группа Сравнение (критерий Мана — Уитни)
среднее медиана станд. откл. среднее медиана станд. откл. и Ъ Р
Личностная конкурентоспособность 13,27 15,00 11,52 11,03 11,00 11,75 10428,50 -1,71 0,09
Взаимосвязь личностной конкурентоспособности и психологического благополучия. С помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена, полученный нами анализ констатирует (табл. 3), что у китайских академически одаренных подростков и их сверстников была выявлена положительная взаимосвязь личностной конкурентоспособности со всеми показателями психологического благополучия (при р < 0, 01), то есть с позитивными отношениями, автономией,
управлением средой, личностным ростом, наличием целей в жизни, самопринятием и психологическим благополучием.
Стоит отметить, что во всех показателях психологического благополучия у академически одаренных подростков обнаружилась более значимая взаимосвязь с личностной конкурентоспособностью.
Корреляционный анализ показал, что у китайских академически одаренных подростков и их сверстников с обычным уровнем
Таблица 3
Корреляционная таблица личностной конкурентоспособности и показателей психологического благополучия у экспериментальной и контрольной групп
Личностная конкурентоспособность
Показатели Экспериментальная группа Контрольная группа
Позитивные отношения 0,41** 0,40**
Автономия 0,55** 0,28**
Управление средой 0,58** 0,50**
Личностный рост 0,51** 0,45**
Цели в жизни 0,55** 0,49**
Самопринятие 0,52** 0,43**
Общее психологическое благополучие 0,59** 0,53**
Примечание: ** — статистически достоверна (р < 0, 01)
развития с ростом уровня личностной конкурентоспособности растет их психологическое благополучие, в том числе растет каждый составляющий компонент психологического благополучия: позитивные отношения, автономия, управление средой, личностный рост, цели в жизни и самопринятие.
По мнению Э. М. Короткова, А. В. Хуторского, В. В. Лебедева, обращение к компе-тентностному подходу способствует постижению ключевых компетенций, формирование которых необходимо для раскрытия сущности личностной конкурентоспособности [3; 6; 12]. К такой совокупности личностных компетенций можно отнести следующие: ценностно-смысловую, коммуникативную, самообразовательную, творческую. Опираясь на этот подход, мы предполагаем причины существования положительной взаимосвязи личностной конкурентоспособности и психологического благополучия опрошенных экспериментальной и контрольной групп.
Ценностно-смысловую компетенцию можно рассматривать как целенаправленность человека, способность к самоосознанию, творческой самореализации личности, осоз-
нание значимости своей деятельности [3; 8]. С ценностно-смысловой компетенцией совпадают компоненты психологического благополучия «наличие целей в жизни», «личностный рост» и «самопринятие». Таким образом, ценностно-смысловая компетенция как важная компетенция для формирования личностной конкурентоспособности, ее формирование и развитие способствуют установлению целей, личностному росту и самопринятию, что приводит к повышению уровня психологического благополучия у опрошенных академических подростков и их сверстников с обычным уровнем развития.
Коммуникативная компетентность характеризуется способностью устанавливать и поддерживать благополучные отношения, быстро и точно ориентироваться в ситуации общения и активно воздействовать на других [2; 3]. Этим характеристикам компонент психологического благополучия «позитивные отношения с другими» тоже соответствует. Поэтому можно предположить, что в процессе формирования личностной конкурентоспособности установление хороших межличностных отношений также способствует развитию психологического благополучия
китайских подростков с признаками академической одаренности и с обычным уровнем развития.
Самообразовательная компетентность проявляется в умении планировать свою деятельность по поставляемым целям, способности оценивать свою деятельность [12]. Компонент психологического благополучия «управление окружением» тоже касается этих характеристик. Таким образом, можно предположить, что в процессе формирования личностной конкурентоспособности самообразовательная компетентность опрошенных китайских подростков, связанная с их способностью управлять окружением, способствует психологическому благополучию.
Заключение
Результаты исследования свидетельствуют о том, что китайские подростки, проявляющие академическую одаренность, имеют более высокий уровень психологического благополучия по сравнению с их сверстниками с обычным уровнем развития. Как нам
известно, психологическое благополучие играет большую роль для личностной и профессиональной самоактуализации и саморазвития подростков, поэтому проблемы поддерживания и развития психологического благополучия китайских подростков с признаками академической одаренности можно продолжить изучать в дальнейших исследованиях. При этом для подростков с обычным уровнем развития целесообразно адаптировать успешный опыт академически одаренных подростков, чтобы проектировать специализированную психологическую технологию.
Другой важный результат, полученный нами, констатирует, что с усилением личностной конкурентоспособности китайских подростков растет психологическое благополучие. Резюмируя сказанное, следует отметить, что развитие совокупности личностной компетенции выступает основанием к способности иметь личностную конкурентоспособность и психологическое благополучие.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреев В. И. Конкурентология. Казань: Центр инновационных технологий, 2013. 468 с.
2. Бодалев А. А. Психология о личности. М.: Изд-во Московского университета, 1988. 188 с.
3. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2017. 335 с.
4. Жданко Т. А. Образовательно-профессиональное пространства вуза как педагогическое условие формирования конкурентоспособности личности студента: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2011. 24 с.
5. Заусенко И. В. Личностные детерминанты психологического благополучия педагога: автореф. дис. ... канд. псих. наук. Екатеринбург, 2012. 23 с.
6. Короткое Э. М. Управление качеством образования. 2-е изд. М.: Академический Проект, 2007. 320 с.
7. Леонтьев Д. А., Осин Е. Н., Досумова С. Ш., Рзаева Ф. Р., Бобров В. В. Переживания в учебной деятельности и их связь с психологическим благополучием // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 6. С. 55-66. https://doi.org/10.17759/pse.2018230605
8. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. 400 с.
9. Молчанов С. В., Алмазова О. В., Поскребышева Н. Н. Моральные суждения подростков с разным уровнем психологического благополучия // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 4. С. 22-35. https://doi.org/10.17759/pse.2019240402
10. Подосинников С. А. Психология конкурентоспособности профессионала. Астрахань: Астраханский университет, 2008. 83 с.
11. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н. С. Лейтеса. М.: Издательский центр «Академия», 1996. 416 с.
12. Резник С. Д. Конкурентоспособность выпускника российского вуза: система и механизмы формирования. Пенза: Изд-во Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, 2012. 283 с.
13. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учебное пособие. M.: Изд-во Института Психотерапии, 2005. 490 с.
14. Шаповалов В. И. Формирование конкурентоспособности школьников в условиях дополнительного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ярославль, 2008. 41 с.
15. BergoldS., Wirthwein L., Rost D. H., Steinmayr R. Are gifted adolescents more satisfied with their lives than their non-gifted peers? // Frontiers in Psychology. 2015. Vol. 6. Article 1623. https://doi.org/10.3389/ fpsyg.2015.01623
16. Fouladchang M., KohgardA., Salah V. A study of psychological health among students of gifted and nongifted high schools // Procedia Social and Behavioral Sciences. 2010. Vol. 5. P. 1220-1225. https://doi.org/10.1016/jsbspro.2010.07.264
17. Jin S.-U., Moon S. M. A study of well-being and school satisfaction among academically talented students attending a science high school in Korea // Gifted Child Quarterly. 2006. Vol. 50. No. 2. P. 169-184. https://doi.org/10.1177/001698620605000207
18. KhakunovN. Kh., Akhtaov R. A., Dyshechev R. D. Conceptions of workers of physical culture and sport on criteria of their competitiveness // Theory and practice of physical culture. [Online]. Available at: http://www.teoriya.ru/en/node/2607 (accessed 15.09.2021).
19. Kroesbergen E. H., HooijdonkM. V., Viersen S. V., Middel-Lalleman M. M. N. The psychological well-being of early identified gifted children // Gifted Child Quarterly. 2015. Vol. 60. No. 1. P. 16-30. https://doi.org/10.1177/0016986215609113
20. Neihart M. The impact of giftedness on psychological well-being: What does the empirical literature say? // Roeper Review. 1999. Vol. 22. No. 1. P. 10-17. https://doi.org/10.1080/02783199909553991
21. Ryff C. D. Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 57. No. 6. P. 1069-1081. https://doi.org/10.1037/0022-3514.57.6.1069
22. Ryff C. D. Psychological well-being revisited: Advances in the science and practice of eudaimonia // Psychotherapy and Psychosomatics. 2013. Vol. 83. No. 1. P. 10-28. https://doi.org/10.1159/000353263
23. Ryff С. D., Keyes С. L. M. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69. No. 4. P. 719-727. https://doi.org/10.1037/0022-3514.69.4.719
24. Zeidner M., Shani-Zinovich I. Do academically gifted and nongifted students differ on the Big-Five and adaptive status? Some recent data and conclusions // Personality and Individual Differences. 2011. Vol. 51. No. 5. P. 566-570. https://doi.org/10.1016/ipaid.2011.05.007
REFERENCES
1. Andreev V. I. Konkurentologiya. Kazan: Tsentr innovatsionnykh tekhnologij, 2013. 468 s.
2. Bodalev A. A. Psikhologiya o lichnosti. M.: Izd-vo Moskovskogo universiteta, 1988. 188 s.
3. Verbitskij A. A., Larionova O. G. Lichnostnyj i kompetentnostnyj podkhody v obrazovanii: problemy integratsii. M.: Logos, 2017. 335 s.
4. Zhdanko T. A. Obrazovatel'no-professional'noe prostranstva vuza kak pedagogicheskoe uslovie formirovaniya konkurentosposobnosti lichnosti studenta: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Chita, 2011. 24 s.
5. Zausenko I. V. Lichnostnye determinanty psikhologicheskogo blagopoluchiya pedagoga: avtoref. dis. ... kand. psikh. nauk. Ekaterinburg, 2012. 23 s.
6. Korotkov E. M. Upravlenie kachestvom obrazovaniya. 2-e izd. M.: Akademicheskij Proekt, 2007. 320 s.
7. Leont'ev D. A., Osin E. N., Dosumova S. Sh., Rzaeva F. R., Bobrov V. V. Perezhivaniya v uchebnoj deyatel'nosti i ikh svyaz' s psikhologicheskim blagopoluchiem // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2018. T. 23. № 6. S. 55-66. https://doi.org/10.17759/pse.2018230605
8. Mitina L. M. Psikhologiya razvitiya konkurentosposobnoj lichnosti. M.: Moskovskij psikhologo-sotsial'nyj institut, 2002. 400 s.
9. Molchanov S. V., Almazova O. V., Poskrebysheva N. N. Moral'nye suzhdeniya podrostkov s raznym urovnem psikhologicheskogo blagopoluchiya // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2019. T. 24. № 4. S. 22-35. https://doi.org/10.17759/pse.2019240402
10. Podosinnikov S. A. Psikhologiya konkurentosposobnosti professionala. Astrakhan: Astrakhanskij universitet, 2008. 83 s.
11. Psikhologiya odarennosti detej i podrostkov / pod red. N. S. Lejtesa. M.: Izdatel'skij tsentr "Akademiya", 1996. 416 s.
H3BecTHH Prny hm. A. H. Tep^Ha
12. ReznikS. D. Konkurentosposobnost' vypusknika rossijskogo vuza: sistema i mekhanizmy formirovaniya. Penza: Izd-vo Penzenskogo gosudarstvennogo universiteta arkhitektury i stroitel'stva, 2012. 283 s.
13. FetiskinN. P., Kozlov V V, Manujlov G. M. Sotsial'no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp: uchebnoe posobie. M.: Izd-vo Instituta Psikhoterapii, 2005. 490 s.
14. Shapovalov V. I. Formirovanie konkurentosposobnosti shkol'nikov v usloviyakh dopolnitel'nogo obrazovaniya: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Yaroslavl, 2008. 41 s.
15. Bergold S., Wirthwein L., Rost D. H., Steinmayr R. Are gifted adolescents more satisfied with their lives than their non-gifted peers? // Frontiers in Psychology. 2015. Vol. 6. Article 1623. https://doi.org/10.3389/ fpsyg.2015.01623
16. Fouladchang M., KohgardA., Salah V. A study of psychological health among students of gifted and nongifted high schools // Procedia Social and Behavioral Sciences. 2010. Vol. 5. P. 1220-1225. https://doi.org/10.1016/jsbspro.2010.07.264
17. Jin S.-U., Moon S. M. A study of well-being and school satisfaction among academically talented students attending a science high school in Korea // Gifted Child Quarterly. 2006. Vol. 50. No. 2. P. 169-184. https://doi.org/10.1177/001698620605000207
18. KhakunovN. Kh., AkhtaovR. A., DyshechevR. D. Conceptions of workers of physical culture and sport on criteria of their competitiveness // Theory and practice of physical culture. [Online]. Available at: http://www.teoriya.ru/en/node/2607 (accessed 15.09.2021).
19. Kroesbergen E. H., HooijdonkM. V., Viersen S. V., Middel-Lalleman M. M. N. The psychological well-being of early identified gifted children // Gifted Child Quarterly. 2015. Vol. 60. No. 1. P. 16-30. https://doi.org/10.1177/0016986215609113
20. Neihart M. The impact of giftedness on psychological well-being: What does the empirical literature say? // Roeper Review. 1999. Vol. 22. No. 1. P. 10-17. https://doi.org/10.1080/02783199909553991
21. Ryff C. D. Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 57. No. 6. P. 1069-1081. https://doi.org/10.1037/0022-3514.57.6.1069
22. Ryff C. D. Psychological well-being revisited: Advances in the science and practice of eudaimonia // Psychotherapy and Psychosomatics. 2013. Vol. 83. No. 1. P. 10-28. https://doi.org/10.1159/000353263
23. Ryff S. D., Keyes S. L. M. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69. No. 4. P. 719-727. https://doi.org/10.1037/0022-3514.69.4.719
24. ZeidnerM., Shani-Zinovich I. Do academically gifted and nongifted students differ on the Big-Five and adaptive status? Some recent data and conclusions // Personality and Individual Differences. 2011. Vol. 51. No. 5. P. 566-570. https://doi.org/10.1016/j.paid.2011.05.007