Научная статья на тему 'Социально-психологические факторы преодоления матерями кризиса сепарации: гендерный аспект'

Социально-психологические факторы преодоления матерями кризиса сепарации: гендерный аспект Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
342
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маленова А. Ю., Потапова Ю. В.

Results of research of a situation of separation of children are given to articles through the analysis of interrelation of social and psychological factors it accompanying. As the last are considered: unity, orientation, control level in a family, number of children and sequence of their withdrawal from a family, age and relationship status of mother. As separate criterion of the analysis the sex of the child which mother leaves acts

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические факторы преодоления матерями кризиса сепарации: гендерный аспект»

УДК 159.9: 316.356.2+159.922.1

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ МАТЕРЯМИ КРИЗИСА СЕПАРАЦИИ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ

А.Ю. МАЛЕНОВА, Ю.В. ПОТАПОВА

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Results of research of a situation of separation of children are given to articles through the analysis of interrelation of social and psychological factors it accompanying. As the last are considered: unity, orientation, control level in a family, number of children and sequence of their withdrawal from a family, age and relationship status of mother. As separate criterion of the analysis the sex of the child which mother leaves acts.

Семья - это сложная система, проходящая на своем пути множество кризисных моментов. Ученые выделяют большое число функций семьи, она важна как для общества, так и для ее членов, но все же основной по праву можно считать функцию рождения и воспитания детей [1]. Семья выступает как первичный социальный институт, в котором ребенок усваивает базовые нормы и ценности. Роли родителей занимают особую позицию в ролевой репертуаре каждого человека, заставляя по-новому взглянуть на вопросы нравственности, долга и ответственности. Жизнь семьи представляет собой цикл: рождение детей, уход за ними в раннем детстве, подготовка к школе, помощь в выборе профессии и, наконец, расставание с ребенком для того, чтобы он создал собственную семью, замкнув очередной круг поколений. Период, когда родитель осознает, что он должен отпустить своего ребенка в самостоятельную жизнь, может стать весьма сложным, особенно для матери. Важность семьи для женщины сложно переоценить: она оценивает свою жизнь с позиции удовлетворенности интимно-личностными отношениями [2], чаще имеет более глубокие и эмоционально-насыщенные отношения с детьми, сильнее привязана к ним.

Феномен сепарации часто описывается психологами, особенно в рамках возрастной психологии, однако под ним понимают в большей степени расставание матери с ребенком, находящемся в возрасте раннего детства.

© Маленова А.Ю., Потапова Ю.В., 2012

Сепарация со взрослым ребенком - достаточно мало изученная область, которая была описана преимущественно психологами-консультантами, приводящими примеры из своей практики [3]. Из их работ можно понять, что проблема разрыва с ребенком матери существует, вызывает в некоторых семьях далеко идущие последствия, затрагивающие не только мать и ее ребенка, но и детей, рожденных во вновь созданных семьях, а также супругов обеих сторон.

Естественно, далеко не все семьи испытывают подобные проблемы, некоторые родители находят способы гармонизации отношений с ребенком в его новой роли. Из этого вытекает цель нашего исследования: найти факторы, взаимосвязанные с развитием ситуации сепарации по гармоничному либо дисгармоничному пути, разработать рекомендации по разрешению противоречий в данной области. Объект нашего исследования - сепарация матери с ребенком, предмет - эмоциональный, когнитивный и поведенческий аспекты отношения матери к ситуации сепарации.

В ходе нашего исследования были использованы следующие методики:

1. Опросник «Шкала семейного окружения» (адаптация С.Ю. Куприянова) [4].

2. Опросник «Анализ семейной тревоги» Э.Г. Эйдемиллера и В. Юстицкиса [1].

3. Тест «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка [4].

4. Опросник « Цветовой тест отношений» М. Эткинда [1].

Выборку составили 60 женщин, 30 из них матери юношей, 30 - матери девушек, которые пережили ситуацию сепарации с ребенком.

В ходе исследования нами было проанализировано состояние матерей в кризисный период сепарации и комплекс семейных феноменов, которые могли быть взаимосвязаны с особенностями реагирования на ситуацию сепарации.

Итак, нами было обнаружено, что эмоциональное состояние матерей в период кризиса сепарации подвергается изменениям (см. рис.). Матери юношей и девушек отмечали, что значимо возрос уровень нескольких

Баллы 1,8-

эмоциональных состояний: тревожности

(2 = -4,369, р < 0,001), фрустрации (2 = -4,898, р < 0,001), ригидности (2 = -2,694, р < 0,001), семейной тревоги (2 = -2,836, р < 0,001), напряжения (2 = -3,554, р < 0,001).

Таким образом, значимые различия не были найдены только для двух эмоциональных состояний: агрессии и вины. Это может характеризовать особенности изучаемой нами ситуации: она порождает разного рода тревогу, усиливает сопротивление в качестве возрастания ригидности поведения, но агрессию и самоагрессию, вину повышает незначительно.

1,6

1,4

1,2

1,0

0,8

0,6

0,4

0,2

0,0

1,6

н

1,7

1,1

1,0

0,7

0,7

0,7

0,5

0,2

0,1

0,8

□ Матери девушек

□ Матери юношей

Тревожность Фрустрация Агрессивность Ригидность

Сем. тревога Напряжение

Рис. Динамика эмоционального состояния матерей юношей и девушек в ситуации сепарации

Анализ результатов матерей в зависимости от пола их ребенка показал, что в ситуации сепарации у изучаемых нами двух групп имеются различия практически во всех состояниях, но наиболее сильны они в возрастании уровня агрессивности (у матерей девушек он не увеличивается, у матерей юношей в данном случае возрастает на 0,7 балла), ригидности (она также выше у матерей юношей), напряжения (данный параметр выше на 0,3 балла у матерей девушек). Из этого следует, что в ситуации сепарации матерям, воспитывающим сыновей, более свойственно проявления ригидности и агрессивности (от этого они менее толерантно относятся к выбору супруги собственного ребенка), а для матерей девушек характерно усиление напряжения, возможно, из-

за того, что дочь принимала на себя часть обязанностей по дому и с ее уходом все домашние хлопоты перешли к матери.

Однако для проверки наших предположений следует обозначить, с какими факторами взаимосвязано изменение данных эмоциональных состояний для того, чтобы иметь возможность воздействовать на них. Среди таких характеристик следует особенно выделить сплоченность, интеллектуально-культурную и морально-нравственную ориентации, уровень контроля в семье.

На наш взгляд, сплоченность семьи выступает одним из интегральных параметров, который способен оказать воздействие на особенности «прохождения» и «проживания» ситуации отделения взрослеющих детей от их

родителей, в частности матерей. Полученные результаты свидетельствуют о том, что сплоченность в разных группах матерей имеет разный профиль: у матерей девушек она взаимосвязана больше с отношениями с близкими и родственниками - мужем, зятем, свекровью, у матерей юношей сплоченность связана в большей степени с характеристиками системы «мать-ребенок (дети)» - это количество детей, отношения с ними, возраст матери, время, когда ребенок ушел из семьи (см. табл. 1).

Стоит отметить, что переживание расставания становится в сплоченных семьях матерей девушек более сложным, но компенсирующую роль играет позитивное отношение к близким. В семьях матерей юношей сплоченность после ухода ребенка со временем возрастает, о чем свидетельствует преобладание высоких показателей у женщин более старшего возраста в этой группе.

Однако ресурсы преодоления семейных кризисов могут быть обнаружены не только внутри семьи, но и за ее пределами. Одной их таких возможностей выступает интеллектуально-культурная ориентация семьи как активное участие в жизни общества, его политической, культурной и других сферах. Данный параметр характеризует семью, которая направлена не только на удовлетворение ба-

Взаимосвязь сплоченности семьи с

в ситуации

зовых потребностей членов семьи, но и на реализацию духовных ценностей. В целом нами было обнаружено, что интеллектуальнокультурная ориентация улучшает отношение обеих групп матерей к людям, окружающим их ребенка. Это можно объяснить тем, что человек с широким кругозором отличается большей гибкостью и может варьировать свое поведение в отношении с разными людьми, более толерантно относясь к различным специфическим проявлениям индивидуальности.

При этом данный ресурс является особенно значимым, для матерей девушек, по-видимому, облегчая проживание ситуации сепарации и предохраняя от завышения требований к себе (Я-идеальное), удерживая самооценку матери на оптимальном уровне. Таким образом, матери девушек, ориентированные на саморазвитие и обучение чему-то новому, в ситуации отделения ребенка, теряя одну из важных ролей - роль матери, все же умеют сохранить себя как целостную личность за счет того, что их интересы лежали кроме семьи еще и в других областях. Такая женщина может реализовывать себя в карьере, уделяя ей больше внимания, общественной деятельности или творчестве. Это является мощным фактором для гармоничного преодоления сложностей кризиса отделения дочери от семьи (см. табл. 2).

Таблица 1 различными семейными факторами сепарации

Фактор Матери юношей Матери девушек

Давность ухода ребенка 0,38** 0,15

Возраст матери * 8 СО 0, 0,27

Количество детей 0,42** 0,22

Отношения в семье 0,27 0,48**

Отношения с мужем - 0,06 0,4*

Отношение к зятю 0,08 * 8 СО 0,

Отношение кроли свекрови - 0,14 0,47**

Отношение к расставанию с детьми - 0,24 - 0,37*

Примечание: * выделены корреляции с уровнем значимости р < 0,05; ** - корреляции с уровнем значимости р < 0,01.

Таблица 2

Взаимосвязь интеллектуально-культурной ориентации семьи с различными семейными

факторами в ситуации сепарации

Фактор Матери юношей Матери девушек

Отношение к окружающим 0,36* 0,39*

Представление о «Я-идеальном» - 0,16 - 0,35*

Образование 0,13 0,38*

Трудность ситуации сепарации - 0,22 - 0,44**

Примечание: * выделены корреляции с уровнем значимости р < 0,05; ** - корреляции с уровнем значимости р < 0,01.

Таблица 3

Взаимосвязь предпочтения активного отдыха семьи с различными семейными факторами в ситуации сепарации

Фактор Матери юношей

Обучение 0,35*

Семейное положение * * СП о" 1

Примечание:* выделены корреляции с уровнем значимости р < 0,05; ** - корреляции с уровнем значимости р < 0,01.

Таблица 4

Взаимосвязь морально-нравственной ориентации семьи с различными семейными факторами в ситуации сепарации

Фактор Матери юношей Матери девушек

Отношение к зятю 0,51** 0,56**

Отношение к роли тещи 0,49* 0,45**

Отношение к ситуации расставания - 0,44** -

Тенденция к позитивным чувствам в ситуации сепарации 0,37** 0,22

Отношения в семье 0,15 0,49**

Отношение к мужу 0,21 0,47**

Отношение к дому 0,16 0,35**

Количество детей 0,11 0,44**

Примечание:* выделены корреляции с уровнем значимости р < 0,05; ** - корреляции с уровнем значимости р < 0,01.

Безусловно, особое значение для оценки ситуации сепарации имеет структура семьи, в частности ее полнота. В данной ситуации закономерно более уязвимыми оказываются незамужние женщины, для которых уход ребенка - это фактически приход одиночества, им не с кем разделить трудность утраты роли матери. В нашем случае эта связь была обнаружена преимущественно на выборке матерей, воспитывающих сыновей. Это, в свою очередь, позволяет предположить, что сензитив-ность женщин этой группы при расставании с «единственной опорой» значительно выше, чем в ситуации расставания одинокой матери с дочерью. Однако и в этом случае может быть обнаружен ресурс совладания с последствиями семейного кризиса (см. табл. 3).

Для одиноких матерей юношей, привыкших активно проводить свой досуг, в ситуации сепарации возникает позитивное отношение к обучению и саморазвитию, что уже свидетельствует об отсутствии регресса и стремлении к активности в жизни. Данный ресурс очень важен, поскольку отражает способность одиноких женщин противостоять трудностям сепаративного кризиса. Возможно, для них в данной ситуации существует даже меньшая сложность: женщина, оставшаяся наедине с нелюбимым мужем, с которым необходимо как-то налаживать отношения, вполне возможно, больше энергии потратит на попытки сгладить образовавшиеся конфликты, чем на занятия, приятные для нее самой.

Следующий фактор, на анализе которого нам бы хотелось остановиться, раскрывает моральные характеристики брачно-семейных отношений. В современном обществе нравственные устои подвергаются серьезным испытаниям, ценность семьи порой нивелируется, уступая место ценностям индивидуализма. Однако устойчивость морально-этических норм не перестает быть важным фундаментом поведения членов социума, в том числе в отношении своих близких (см. табл. 4).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом повышение морально-нравственной ориентации в семье приводит к более позитивному отношению к новым ролям и новым родственникам, а также к собственной семье и мужу у матерей девушек. При этом матери юношей, не желая расставания с ребенком, все же в случае сепарации испытывают более позитивные чувства, чем те женщины, морально-нравственная ориентация в семье которых снижена. По результатам анкетирования, позитивные чувства матерей в ситуации сепарации - это гордость и надежда на лучшее. В данном случае прослеживается параллель: если мать придерживается базовых традиционных семейных ценностей, то создание семьи ее сыном не считается чем-то неестественным, как это порой представляется в современном обществе - мужчина, который женится, вызывает у друзей чувство едва ли не жалости оттого, что от него «уходит свобода». В традиционных воззрениях ценность брака высока, и женатый мужчина при-

обретает определенный статус, позволяющий оказывать ему большее доверие в ответственных вопросах, так как он уже имеет опыт руководства малой группой - своей семьей, он представляет собой фигуру более стабильную и респектабельную. Поэтому и матери, использующие морально-нравственные ценности активнее, лучше относятся к браку как к позитивному периоду в жизни их ребенка, точке отсчета его самостоятельности.

Еще одна интересующая нас характеристика - уровень контроля в семье, рассматривается как степень иерархичности семейной организации, ригидности семейных правил и процедур, контроля членами семьи друг друга.

При анализе эмоциональных реакций матери в ситуации ухода ребенка из семьи было выявлено, что высокий уровень контроля усугубляет состояние женщин, воспитывающих сыновей: повышаются фрустрация, агрессивность, тревожность, ригидность, напряжение (см. табл. 5).

Таким образом, контроль, слишком сильно регламентированные роли и обязательства усиливают сложность преодоления ситуации сепарации матерями юношей. В данном случае полезным был пересмотр ценностей и вариантов организации семейной жизни, поскольку контроль был важен при воспитании ребенка, а когда эта роль подошла к концу, его излишки действуют угнетающе на оставшихся наедине супругов.

Особую роль в ситуации расставания со взрослеющим ребенком могут играть со-

циально-демографические характеристики.

В частности, было обнаружено, что в семьях, где воспитывалось более одного ребенка, после ухода одного из них увеличивается сплоченность, что увеличивает возможность матери найти эмоциональную поддержку в сложной ситуации, а морально-нравственная ориентация помогает легче принять новые роли и новых родственников, позволяя повысить оценку настоящего момента, проживаемого матерью. При этом особое значение количество детей имеет для матерей девушек. В ресурсном плане для женщин, воспитывающих единственного ребенка, выделяются дружеские связи, предполагающие поиск поддержки и утешения в общении с друзьями, совместном времяпрепровождении с ними (см. табл. 6).

Что касается очередности ухода детей из семьи, то наиболее сложна эта ситуация при расставании с первым ребенком, при этом же наблюдается и возрастание конфликтности в семье. К уходу второго или третьего ребенка оценка самой ситуации становится позитивнее, снижается количество конфликтов, но оценка настоящего времени ухудшается. Это логично, ведь при столкновении с сепарацией впервые родители только осваивают новый ролевой диапазон, сталкиваются с первыми трудностями, но для них остается утешение: еще один ребенок (дети), который живет с ними. Когда уходит и он, ситуация расставания становится уже привычной, однако интегральная оценка собственной жизни не повы-

Таблица 5

Взаимосвязь уровня контроля в семье с различными семейными факторами

в ситуации сепарации

Фактор Матери юношей

Расставание -0,35*

Усиление трудности преодоления ситуации сепарации 0,4*

Количество детей 0,35

Примечание: * выделены корреляции с уровнем значимости р < 0,05; ** - корреляции с уровнем значимости р < 0,01.

Таблица 6

Взаимосвязь количества детей с различными семейными факторами

в ситуации сепарации

Фактор Уровень корреляции

Сплоченность 0,29*

Морально-нравственная ориентация 0,31**

Контроль 0,25*

Дружеские отношения - 0,24**

Отношение к настоящему 0,43**

Примечание: ‘выделены корреляции с уровнем значимости р<0,05, ** - корреляции с уровнем значимости р<0,01

Таблица 7

Взаимосвязь очередности ухода детей с различными семейными факторами

в ситуации сепарации

Фактор Уровень корреляции

Конфликтность отношений -0,35*

Отношение к настоящему 0,4**

Трудность ситуации сепарации -0,25*

Примечание:* выделены корреляции с уровнем значимости р < 0,05; ** - корреляции с уровнем значимости р < 0,01.

Таблица 8

Взаимосвязь возраста матери с различными семейными факторами

в ситуации сепарации

Фактор Уровень корреляции

Отношение к детям -0,32*

Отношение к будущему - 0,32**

Трудность ситуации сепарации -0,35*

Примечание:* выделены корреляции с уровнем значимости р < 0,05; ** - корреляции с уровнем значимости р < 0,01.

шается: синдром «опустевшего гнезда» проявляется в полной мере: на смену конфликтам и противоречиям приходит спокойное осознание прихода скорой старости и окончательного расставания с ролью родителя (см. табл. 7).

В свою очередь, установление взаимосвязи возраста матери с особенностями восприятия ситуации сепарации показывает, что, чем старше женщина, тем проще для нее представляется ситуация ухода ребенка. Возможно, в связи с накопленным опытом, женщины начинают вести себя более сдержанно и осмотрительно в трудных ситуациях, однако это не исключает противоречий: общая оценка собственной жизни и перспектив в ней все же оказываются невысокими (см. табл. 8).

Итак, рассмотрев ряд семейных феноменов в качестве факторов, сопровождающих кризис сепарации, мы можем заключить, что в преодолении этого трудного периода наиболее успешной будет семья с высокой сплоченностью и морально-нравственной ориентацией, которые обеспечивают более гармоничное построение отношений с новыми родственниками и облегчают адаптацию к уходу ребенка из семьи. Матери юношей, особенно незамужние, легче переживают ситуацию сепарации, если в семье присутствовала ориентация на активный отдых. Для семей девушек важна интеллектуально-культурная ориентация, которая позволяет матерям после ситуации расставания с ребенком найти для себя ресурсы в виде новых увлечений и обязанностей.

В целом сепаративный процесс в семьях с несколькими детьми предполагает постепен-

ный переход от ситуативных трудностей к общесемейным и жизненным: при уходе первого ребенка сложности вызывает сама ситуация сепарации, при уходе последнего -интегральная оценка изменений в жизни семьи и личности в целом. При этом сепарация с единственным ребенка приводит к наложению этих стадий и, соответственно, их трудностей, обусловливая острое протекание семейного кризиса. Одним из мощных ресурсов совладания в этом случае выступает дружба, в которой может быть реализована обостренная потребность в интимно-личностных отношениях. При этом дружба легко проецируется и на область отношений с собственным взрослым ребенком, позволяя выйти на новый уровень партнерства и сотрудничества как с ним самим, так и новыми членами расширенной семьи.

1. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия : учеб. пособие для врачей и психологов. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб. : Речь, 2006. - 352 с.

2. Колесов Д. В. Нравственность и пол: психологические аспекты. - М. : МСПИ : Флинта, 2000. - 232 с.

3. Варга А. Сепарация. Что это и зачем она нужна? - URL: http://www.psynavigator.ru/ articles. php?code=187 (дата обращения: 15.03.2012).

4. Шапарь В. Б. Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 432 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.