Научная статья на тему 'Типы реагирования матерей на ситуацию сепарации с ребенком юношеского возраста'

Типы реагирования матерей на ситуацию сепарации с ребенком юношеского возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1135
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕПАРАЦИЯ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ВОЗРАСТНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Потапова Юлия Викторовна

Статья посвящена проблеме сепарации – расставания матери с ребенком юношеского возраста. В ходе анализа копинг-стратегий, семейных факторов и особенностей динамики эмоционального состояния женщины в ситуации сепарации было выделено пять типов реагирования, которые отражают основные особенности данного периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типы реагирования матерей на ситуацию сепарации с ребенком юношеского возраста»

УДК 159.9

Ю.В. Потапова

Омская государственная медицинская академия

ТИПЫ РЕАГИРОВАНИЯ МАТЕРЕЙ НА СИТУАЦИЮ СЕПАРАЦИИ С РЕБЕНКОМ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

Статья посвящена проблеме сепарации - расставания матери с ребенком юношеского возраста. В ходе анализа копинг-стратегий, семейных факторов и особенностей динамики эмоционального состояния женщины в ситуации сепарации было выделено пять типов реагирования, которые отражают основные особенности данного периода.

Ключевые слова: сепарация, копинг-стратегии, тревожность, возрастное развитие.

Отношения матери и ребенка знакомы каждому, они полны противоречий, но важны для человека как базовые, первые в его жизни. До момента рождения связанный с матерью непосредственно, после перинатального периода ребенок физически также сильно зависит от нее. Удовлетворение всех его потребностей обеспечивается родителями - от базовых физиологических до социальных [3]. Однако уже в раннем детстве ребенок начинает постепенно обретать независимость от родителей. Изначально она выражается в появлении способности самостоятельного передвижения, далее - в первых попытках обозначения своей индивидуальности в симптомах кризиса трех лет, когда поведению ребенка становится присуще стремление к самостоятельности, выражаемое в психологической формуле «Я сам» [1]. В этом возрасте ребенок впервые осознает себя как личность, выделяя структуру «Я» из окружающего мира. Э. Эриксон определил ключевой конфликт этой стадии - «Инициатива - вина» [5] и утверждал, что если ребенку в разумных пределах не позволять проявлять свою независимость, то в будущем это может угрожать развитием таких качеств, как безынициативность, неуверенность в себе и замкнутость.

Следующий важный этап, связанный с обострением вопросов индивидуальности человека, - подростковый возраст. Для подростка характерно проявление нигилизма - через отрицание прежних норм он ищет собственный путь и составляет для себя представление о морально-нравственных границах, которые будут актуальны для него [3]. Подобная переработка норм и ценностей выводит человека на новый уровень самостоятельности - уже не в физических действиях, а в мыслях. Подросток приближается к физической зрелости, но в социальном плане все еще остается ребенком и, несмотря на протестные и порой конфликтные отношения с родителями, сильно зависит от них.

Истинная независимость и самостоятельность приобретается человеком в период поздней юности или ранней взрослости. Отношения с родителями на данном возрастном этапе стабилизируются, и молодой человек стремится развиваться по двум направлениям, перед ним стоят два основных вида целей - связанные с профессиональным становлением и сферой межличностных отношений, то есть с образованием собственной, так называемой репродуктивной семьи, что является разрешением конфликта «близость - изоляция» [5].

Этот момент является достаточно сложным для любого родителя, ведь перед ним стоит задача отказаться от столь привычной для него роли и отпустить любимого ребенка, с которым хочется сохранять постоянный контакт. Причем большинство родителей осознает, что расставание это производится на благо ребенка, ведь ему необходимо учиться жить самостоятельно и заводить собственную семью, чтобы реализоваться в жизни. Особенно трудной эта ситуация является для матери, поскольку женщина острее реагирует на противоречия в межличностной сфере и сильнее связана с ребенком психологически.

Кроме того, перед матерью стоит задача преодолеть эту ситуацию и выйти из нее с минимальными потерями, то есть сохранив психологическую связь, эмоциональную близость, но выйдя на новый уровень взаимоотношений. Подобный процесс называется сепарацией и

включает в себя изменения двух порядков. Изменения первого порядка связаны с физическим уходом человека из семьи, например, переездом в другой город, на другое место жительства. Изменения второго порядка включают в себя переструктурирование взаимоотношений. И без второго вида изменений первые не будут завершенными, поскольку отношения, разорванные насильственно, например, по причине конфликта, не отпускают человека, препятствуя реализации его личностного потенциала [2]. Оптимальный вид сепарации - это отделение молодого человека от родителей в самостоятельную семью при сохранении положительной эмоциональной связи и гармоничных взаимоотношений.

В российских семьях специфика процесса сепарации несколько отличается от западной. Нормальным является образование многопоколенных семей, в которых молодые супруги чаще остаются в роли детей, нежели взрослых и независимых людей [2]. А. Варга, описывая особенности российской модели сепарации, является одним из немногих авторов, который касается данного вопроса. Вопросы сепарации в современной психологической литературе рассматриваются с точки зрения отношений матери с ребенком в раннем детстве, и чаще раскрывается лишь ее отрицательная сторона. Еще в меньшей степени освещены проблемы, касающиеся стадий и периодов развития сепарации, выделения типов реагирования матерей на расставание с ребенком. Естественно, существует множество индивидуальных реакций на то или иное явление, но необходимым условием глубокого познания какого-либо предмета является выделение общих закономерностей его развития и функционирования. Исходя из этого целью написания статьи выступает выделение типов реагирования матерей на ситуацию сепарации. Объект исследования - сепарация матери с ребенком, предмет - когнитивный, эмоциональный и поведенческий аспекты отношения матери к ситуации сепарации. Задачами являются изучение динамики эмоционального состояния матери в период сепарации, копинг-стратегий (т.е. усилий человека по преодолению неблагоприятных проявлений стресса, совладению с ним), применяемых ими в ходе данного процесса, выяснение связи семейных факторов с особенностями реагирования на сложную ситуацию и использование этих данных для создания типологии реакций матерей на ситуацию сепарации.

В нашем исследовании приняли участие 60 женщин, имеющих детей, начавших самостоятельную жизнь от полугода до 10 лет назад. Из них 30 матерей юношей, 30 матерей девушек. Средний возраст респондентов составил 51 год.

Были использованы эмпирические методы анкетирования и тестирования, для математической обработки - критерий Колмогорова-Смирнова для проверки нормальности распределения, корреляционный анализ Пирсона и иерархический кластерный анализ. Были применены следующие методики: «Анкета оценки копинг-стратегий» Ч. Карвера (в адаптации Л.И. Дементий), опросник «Шкала семейного окружения» (адаптация С.Ю. Куприянова), опросник «Анализ семейной тревоги» Э.Г. Эйдемиллера и В. Юстицкиса, тест «Самооценка психических состояний» Г. Айзенк, опросник «Цветовой тест отношений» М. Эткинда [4].

Были получены данные о стратегиях преодоления стресса, динамике эмоциональных состояний матерей (в частности, изменение в уровне тревожности, ригидности, агрессивности, чувства вины), семейных факторов (уровень сплоченности, экспрессивности, семейного конфликта, отношение к независимости, достижениям, интеллектуальной направленности деятельности, активному проведению свободного времени, морально-нравственным вопросам, организации семейной системы и контроля над ней). В ходе обработки данных ответы респондентов были разделены на пять типов в зависимости от соответствия их следующим критериям:

1. Социально-демографические характеристики матери (возраст, семейное положение, профессиональная занятость) и ребенка (пол, возраст на момент ухода).

2. Параметры ситуации сепарации - как давно состоялась, очередность ухода.

3. Динамика эмоционального состояния матери в период ухода ребенка из семьи.

4. Стратегии совладения со стрессом в ситуации сепарации.

5. Семейные факторы, отношение матери к основным категориям семейных отношений и новым ролям, приобретаемым в результате сепарации.

Результаты обработки данных представлены в таблице. Анализируя приведенные данные, можно составить обобщенный социально-психологический «портрет» каждого из типов. Так, к первому относятся замужние матери (чаще юношей), средний возраст - 50 лет. Для них характерны высокий уровень вины и напряжения до и после ситуации сепарации, а тревожность, ригидность, вина возрастают слабо. Среди семейных факторов выделяются высокая степень признания независимости, предпочтение активного отдыха, низкая степень сплоченности, морально-нравственной направленности. В типе преобладают копинг-стратегии планирования (12) и принятия (12,7).

Второй тип - это матери юношей и девушек, средний возраст - 51,8 лет, замужем. Ситуация сепарации произошла около 7 лет назад (ребенку был 21 год). Их эмоциональный фон характеризуется низкой тревожностью, семейные феномены включают в себя низкий уровень конфликтности в семье, ориентации на достижения, интеллектуально-культурной ориентации, активности отдыха. Чаще используется стратегия положительного истолкования и роста (12,85), активного копинга (в методике Ч. Карвера данное понятие характеризует деятельное отношение к проблеме) - 10,2, поиска активной общественной поддержки (10,1).

Третий тип включает в себя в основном разведенных женщин, средний возраст -50,4 года. Сепарация прошла около 2 лет назад, чаще это семьи с одним ребенком (на момент ухода ребенку 21 год). Характерен повышенный уровень агрессивности и ригидности, низкая степень изменения интенсивности чувства вины. Присутствует негативное отношение к мужу и самой себе, но позитивное отношение к внукам, высокий уровень контроля и конфликтности в семье, низкий уровень экспрессивности и морально-нравственной ориентации. Чаще других используют стратегии принятия, фокуса на эмоциях (т.е. сосредоточение в стрессовой ситуации не на действиях, а на собственных переживаниях), ментального отстранения (стремления не решать возникающие проблемы, а мысленно отдалиться от них). В типе преобладают стратегия принятия (14,3) и фокуса на эмоциях (13).

Уровень выраженности факторов разных типов по результатам _кластерного анализа_

Фактор Тип испытуемых

Первый Второй Третий Четвертый Пятый

15% 48,3% 15% 13% 8,4%

Социально-демографические характеристики, параметры ситуации сепарации

Пол ребенка 0,3 0,5 0,6 1,0 1,0

Возраст матери (лет) 49,5 51,5 51,6 47,0 53,0

Количество детей (среднее значение) 1,6 1,5 1,9 2,0 1,0

Возраст ребенка (лет) 21,3 22,2 21,1 21,5 25,0

Давность ухода ребенка (мес.) 27,6 34,3 64,4 36,0 72,0

Семейные факторы

Отношение к себе (баллы, макс. - 16) 13,8 11,8 14,5 12,0 16,0

Отношение к семье (баллы, макс. - 16) 12,6 12,6 14,1 14,5 14,0

Отношение к мужу (баллы, макс. - 16) 10,1 8,5 11,9 10,5 12,0

Отношение к внукам (баллы, макс. - 16) 11,0 12,2 13,1 14,0 10,0

Сплоченность (баллы, макс. -9) 6,9 6,2 7,6 7,0 8,0

Экспрессивность (баллы, макс. - 9) 6,1 5,2 6,3 3,5 4,0

Конфликт (баллы, макс. - 9) 3,0 3,3 2,3 4,0 1,0

Независимость (баллы, макс. - 9) 5,3 6,0 5,5 6,5 4,0

Ориентация на достижения (баллы, макс. - 9) 5,7 6,3 5,7 4,0 5,0

Интеллектуально-культурная ориентация (баллы, макс. - 9) 4,3 5,5 5,2 2,0 5,0

Активный отдых (баллы, макс. - 9) 4,8 5,7 4,9 2,5 3,0

Морально-нравственная ориентация (баллы, макс. - 9) 5,7 5,5 6,8 4,5 5,0

Организация (баллы, макс. - 9) 6,5 6,7 6,6 6,0 7,0

Контроль (баллы, макс. - 9) 3,8 4,3 3,4 6,0 5,0

Отношение к общим категориям

Дружба (баллы, макс. - 16) 12,3 11,9 12,9 12,0 14,0

Работа (баллы, макс. - 16) 11,8 9,7 11,6 10,0 6,0

Образование (баллы, макс. - 16) 11,8 11,9 12,9 11,5 10,0

Будущее (баллы, макс. - 16) 11,3 12,8 13,5 13,0 15,0

Настоящее (баллы, макс. - 16) 12,1 11,3 13,1 10,5 10,0

Динамика эмоционального состояния

Тревожность (баллы, макс. - 20) 2,8 1,1 0,5 3,5 6,0

Агрессивность (баллы, макс. - 20) 0,8 -0,3 0,0 2,0 8,0

Ригидность (баллы, макс. - 20) 1,5 0,6 0,2 3,5 8,0

Вина (баллы, макс. - 20) 0,1 -0,2 0,2 1,0 1,0

Напряжение (баллы, макс. - 20) 2,6 0,6 0,0 4,5 3,0

Стратегии совладания со стрессовой ситуацией

Активный копинг (баллы, макс. - 16) 12,6 11,5 9,0 7,5 9,0

Планирование (баллы, макс. - 16) 12,9 15,3 8,8 5,5 8,0

Поиск активной общественной поддержки (баллы, макс. - 16) 10,5 10,7 9,8 13,0 6,0

Положительное истолкование и рост (баллы, макс. - 16) 13,0 12,6 11,9 8,0 10,0

Сдерживание (баллы, макс. - 16) 12,0 11,5 8,1 6,5 8,0

Принятие (баллы, макс. - 16) 14,0 13,5 10,9 9,0 9,0

Фокус на эмоциях (баллы, макс. - 16) 10,9 13,3 7,5 11,5 7,0

Отрицание (баллы, макс. - 16) 11,1 11,5 6,0 6,5 7,0

Ментальное отстранение (баллы, макс. -16) 11,0 12,0 8,1 10,5 5,0

Четвертый тип - матери юношей и девушек, средний возраст - 46,1 лет, замужем. Ребенок ушел в среднем 1,5 года назад в возрасте 20,8 лет. Для них характерен низкий уровень проявления практически всех негативных чувств в ситуации сепарации и до нее. Они положительно относятся к себе, семье, детям и мужу, их ценности - образование и работа. Их характеризует позитивное отношение к будущему и настоящему, высокий уровень экспрессивности, ориентации на достижения, морально-нравственной, интеллектуально-культурной ориентации. Стратегии совладения с ситуацией стресса используются менее интенсивно по сравнению с другими типами. Среди них в типе преобладают принятие (11,13) и положительное истолкование и рост (10,25).

Пятый тип - матери (чаще девушек), средний возраст - 53,4 лет, замужем, имеют двоих детей. Уходит второй ребенок из семьи в возрасте 21,8 лет, ситуация произошла 3 года назад. Все негативные эмоциональные переживания представлены в наиболее сильной для пяти типов степени, возрастают сильнее всего. Исключением является агрессивность - ее уровень ниже остальных. В семье высокая сплоченность и организация, но низкий уровень отношения к независимости, детям, внукам, семье, дружбе, будущему, настоящему. Все стратегии преодоления стресса, кроме алкоголизации, представлены в высокой степени. Характерны стратегии планирования (14,4), активного копинга (13,8), отрицания (13,6).

Дальнейший анализ позволяет выявить несколько закономерностей. Первый тип относится ко времени, когда ребенок только что покинул семью. В данном случае в описании характеристик семьи наблюдается снижение сплоченности, организации и контроля в семье. Это подтверждает мысль о том, что ситуация сепарации является дестабилизирующей и на некоторое время ломает прежние стереотипы поведения, заставляя искать новые формы организации семейной системы.

Однако повышение уровня организации, сплоченности или контроля не всегда поз и-тивно сказывается на психологическом самочувствии членов семьи: этот вывод следует из описания типов 3 и 5, в котором высокие показатели данных факторов сочетаются с низкой оценкой семьи в целом и негативным отношением к окружающим. Таким образом, мы видим, что восстановление данных параметров на том уровне, который был характерен для семьи в прошлом, не приводит к оптимальному результату. Наиболее гармоничным в плане преодоления ситуации сепарации представляется четвертый тип, так как матери этого типа редко испытывают негативные чувства, и их динамика не столь выражена по сравнению с остальными. Для данного типа характерно позитивное отношение к образованию, работе, развитию, высока степень развития интеллектуально-культурной и морально-нравственной ориентаций. Можно предположить, что женщины, обладающие возможностью применить себя в другой сфере, имеющие более широкий диапазон ролей, легче переживают ситуацию расставания с ребенком. Данный механизм сродни защитной стратегии сублимации - негативные чувства могут быть канализированы в социально одобряемой деятельности. И если в более молодом возрасте женщина испытывает ролевой конфликт «мать - профессионал», то в более зрелом это ресурс, а родительские обязанности уже не требуют приложения стольких сил и затрат времени.

Низкий уровень эмоционального реагирования, в частности, тревожности, характеризует также и второй тип. В данном случае более конструктивное принятие ситуации сепарации можно объяснить большим количеством времени, которое прошло с момента расставания и адаптацией к ситуации сепарации, хотя все позитивные семейные феномены, такие как морально-нравственная и интеллектуально-культурная ориентация, оцениваются матерями на низком уровне. Можно предположить, что с уходом ребенка воспитательная роль семьи заканчивается и родителям нет надобности выстраивать свои отношения так, чтобы они служили примером для ребенка. Из этого следует предположение, что воспитание детей оказы-

вает обоюдное действие: дети усваивают социальные нормы в семье, родители стремятся их поддерживать. И, вероятно, конфликты с уходом ребенка учащаются именно потому, что он был своего рода сдерживающим фактором для обоих супругов - в системной семейной психотерапии эта роль называется «стабилизатором» [2].

В случае с третьим типом женщины, чаще одинокие, имеют высокий уровень агрессивности и ригидности. Данные качества, вероятно, вырабатываются как необходимые для удержания контроля в семье и взятие на себя роли одновременно и матери, и отца. Они легче всех относятся к расставанию, возможно из-за того, что конфликты в семье могут разрешиться именно этим путем. Но еще один фактор обусловливает их поведение - позитивное отношение к внукам. Можно сделать вывод, что роль бабушки и ожидание внуков становятся еще одним ресурсом для женщины в ситуации сепарации.

Далее рассмотрим представленные кластеры с точки зрения копинг-стратегий. Стратегия планирования характерна для первого и пятого типов. В обоих случаях обостряются чувства вины и напряжения, уход ребенка происходит в максимальном для данных кластеров возрасте - 50 лет. Следует предположение, что стратегию планирования для преодоления чувства тревожности чаще используют женщины старшего возраста.

Из анализа копинг-стратегий третьего типа реагирования (фокус на эмоциях и принятие) можно заключить, что матери единственных детей склонны более эмоционально реагировать на ситуацию расставания, чем матери двух и более детей. Стратегия приятия - наиболее часто предпочитаемая - характерна для первого, третьего и четвертого типов матерей. Во всех трех случаях реагирование на ситуацию смягчается теми или иными особенностями и можно предположить, что данная стратегия либо является оптимальной в данном случае, либо используется тогда, когда сепарация не порождает сильного конфликта.

Стратегия активного совладания применяется вторым и пятым типом. Это женщины, давно пережившие сепарацию и переживающие ее максимально тяжело. Более четкие выводы можно сделать, рассмотрев сопутствующие копинг-стратегии: матери, давно пережившие расставание с ребенком, используют наряду с активными стратегиями поиск общественной поддержки и положительное истолкование и рост. Матери пятого типа, переживающие ситуацию сепарации наиболее остро, используют также планирование и отрицание. Таким образом, активность второго типа направлена на конструктивные преобразования своей жизни, извлечение необходимых выводов, личностный рост за счет пережитого. Матери пятого типа направляют свои действия на то, чтобы уйти от данной ситуации, воспринимают ее как проблему и стремятся избавиться от последствий, отрицая происходящее, что снижает степень гармоничности преодоления трудностей.

И наконец, стратегия положительного истолкования и роста может быть рассмотрена как наиболее оптимальная в данной ситуации. Она используется как матерями, прошедшими долгий путь после ситуации расставания с ребенком, так и теми, кто пережил ее совсем недавно, но при этом действовал адекватно, достигая наибольшего результата. Восприятие ситуации как ценного опыта для выхода на новый уровень жизни и самосовершенствования позволяет данным типам матерей не испытывать бурные негативные эмоции и найти удовлетворяющую их роль в новых условиях.

Подводя итоги, необходимо обозначить несколько ключевых идей, которые были выявлены при анализе ситуации сепарации:

1) ситуация сепарации дестабилизирует семейную систему, провоцируя ее участников изменять семейный уклад в соответствии с меняющимися обстоятельствами. Более слабым становится контроль в семье, утрачивается необходимость в воспитательных мерах и роли родителей как образцов для подражания, что может выразиться в снижении их интереса к интеллектуальной деятельности и учащении конфликтов в семье;

2) первый значимым ресурсом в ситуации сепарации будет реализация женщины как профессионала, ее стремление к развитию и освоению новых знаний. Второй ресурс - это подготовка к исполнению роли бабушки, ожидание и воспитание внуков, общение с которыми приносит необходимую эмоциональную близость и позволяет найти новый смысл своей жизни. В России второй вариант используется чаще всего;

3) копинг-стратегии в ситуации сепарации чаще всего предполагают принятие данного опыта и его позитивное переосмысление. Так поступают семьи, в которых ситуация ухода ребенка не воспринимается как конфликтная и сложная. В случае возрастания негативных переживаний женщины могут использовать стратегии активного совладания, производя поиск вариантов разрешения проблемы или сочетая его с отрицанием и уходом от ситуации. Старшие женщины склонны использовать стратегию планирования, что отвечает задачам возраста: пересмотр уже достигнутого и поиск новых вариантов самовыражения и новых видов деятельности. В данном случае женщине необходима чуткая помощь и поддержка, и тогда расставание с ребенком из трагедии потери родительской функции перерастет в этап, полный обновленных целей и ориентиров.

Дальнейшее изучение темы содержит в себе возможности для понимания ситуации не только со стороны матери, но и со стороны ребенка. Явление сепарации означает вступление в новую жизнь не только ребенка, но и его родителей, и от того, насколько гармоничным будет этот старт, будет во многом зависеть жизненный путь обеих сторон, их способность увидеть друг в друге взрослых людей, готовых к взаимопониманию и равноправному сотрудничеству. Комплексный анализ проблемы позволит использовать полученные данные в области психологической практики, поможет психологам дать качественные рекомендации семьям, столкнувшимся с противоречиями в данной области, и разрешить их максимально благополучно.

Библиографический список

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология : учеб. пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. - М. : Академический Проект, 2000. - 624 с.

2. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия / А.Я. Варга, Т.С. Драбкина.- СПб. : Речь, 2001. - 144 с.

3. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. - М. : Академия, 1999. - 456 с.

4. Эйдемиллер, Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия / Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская. - СПб. : Речь, 2006, - 352 с.

5. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. - М. : Университетская книга, 1996 - 220 с.

© Потапова Ю.В., 2013

Автор статьи - Юлия Викторовна Потапова, аспирант, Омская государственная медицинская академия, email: [email protected].

Рецензент - А.Ю. Маленова, кандидат психологических наук, доцент, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.