Научная статья на тему 'Социально-психологические факторы предпочтений средств массовой коммуникации'

Социально-психологические факторы предпочтений средств массовой коммуникации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
767
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ / ПОТРЕБНОСТИ / ЦЕННОСТИ / СМЫСЛЫ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / ПРЕДПОЧТЕНИЯ / MASS MEDIA / NEEDS / VALUES / SENSES / PREFERENCES / WAYS OF LIFE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шебалина Юлия Николаевна

В статье описывается исследование социально-психологических факторов предпочтений средств массовой коммуникации. В вводной части представлены некоторые точки зрения на роль средств массовой коммуникации в жизни человека. Экспериментальная часть представляет собой описание полученных результатов, выделение социально-психологических факторов предпочтений средств массовой коммуникации, выявление их влияния на выбор различных каналов и тем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socially-psychological factors of preferences of mass media

A research of socially-psychological factors of preferences of mass media is described in the article. In the introduction some points of view on a role of mass media in human life are presented. Th e experimental part represents a description of the received results, an identifi cation of socially-psychological factors of preferences of mass media, a revealing of their infl uence on a choice of various channels and themes.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические факторы предпочтений средств массовой коммуникации»

УДК 316.77 Ю. Н. Шебалина

Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2011. Вып. 1

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Многие специалисты подчеркивают возрастание роли средств массовой коммуникации (СМК) в жизни современного человека. Как отмечают Н. Н. Богомолова [3], Т. В. Науменко [13], В. Н. Иванов, М. М. Назаров [5], массовая коммуникация играет все более важную роль в процессе социализации личности. Информация, получаемая человеком из различных источников, становится частью его внутреннего мира, формирует его ценности, убеждения, мировоззрение. Возрастающее разнообразие информационных источников и предлагаемых тем порождает проблему выбора человеком предпочитаемых им видов, типов СМК (М. С. Яницкий [17], Г. М. Андреева [2]). На наш взгляд, понимание особенностей людей, предпочитающих различные тематику и каналы СМК, позволит создавать более качественные и более востребованные продукты в сфере медиа.

Предпочтения СМК основываются на таких социально-психологических особенностях, как потребности, мотивация, ценности, смыслы, образ жизни, они также связаны с демографическими характеристиками человека (пол, возраст, уровни образования и доходов).

Цель исследования — выявление особенностей потребностной и ценностно-смысловой сфер личности, в наибольшей степени обусловливающих выбор определенных тем и каналов СМК.

Объект — жители Санкт-Петербурга, занятые интеллектуальным трудом, в возрасте ранней взрослости.

Предмет исследования — социально-психологические факторы предпочтений СМК.

Выборка

Исследование проводилось на жителях Санкт-Петербурга, имеющих высшее образование и занятых интеллектуальным трудом (16 женщин и 15 мужчин), 12 человек женаты (замужем) и 17 человек не женаты (не замужем), всего — 31 человек. Средний возраст испытуемых — 26,1 ± 3,3 года; минимальный возраст — 23 года, максимальный возраст — 34 года.

Методики исследования

Были использованы следующие методики:

— тест ценностных ориентаций М. Рокича [7];

— методика определения «Жизненных смыслов» В. Ю. Котлякова [6];

— модифицированная методика оценки удовлетворенности основных потребностей В. В. Скворцова [15];

— авторская анкета предпочтений СМК;

— авторский опросник образа жизни;

© Ю. Н. Шебалина, 2011

— метод сравнения средних по Т-критерию Стьюдента и линейный корреляционный анализ Пирсона [12].

Предпочтение определялось по степени привлекательности отдельного канала, теме СМК и по частоте обращения к ним. Авторская анкета предпочтений СМК включает шесть блоков, посвященных различным каналам (газеты, журналы, книги, радио, телевидение, Интернет). В каждом блоке содержится список тем, которые человеку необходимо оценить по степени их предпочтения. Темы на различных каналах повторяются, и общий их перечень выглядит следующим образом: «юмор», «профессия», «культура и искусство», «семья и дом», «политика», «экономика», «сверхъестественное», «наука», «информация (новости)», «спорт», «эротика», «религия», «мода», «медицина», «музыка», «путешествия», «хобби», «Интернет-общение». Предпочтение каналов определялось по частоте обращения и степени привлекательности различных тем на данном канале. Предпочтение тем оценивалось по частоте обращения и степени их привлекательности на различных каналах.

Под образом жизни мы понимаем наиболее характерные способы проведения свободного времени. Опросник образа жизни включает в себя 19 утверждений, описывающих различные варианты проведения досуга. Человеку предлагается оценить похожесть предложенных вариантов на его поведение в свободное время по десятибалльной шкале (1 — совсем не похоже, 10 — точно похоже). Предлагаются следующие варианты: «спорт», «активный отдых»; «семья»; «друзья»; «любимый человек»; «работа»; «общественная работа»; «культурная жизнь»; «развлечения»; «музыка»; «творчество»; «компьютерные игры»; «конструирование и программирование»; «рукоделие»; «автомобиль»; «дача»; «животные»; «отдых на природе»; «медицина»; «внешний вид».

Результаты

Предпочтения средств массовой коммуникации, выявленные с помощью анкеты, распределились следующим образом (по мере убывания): Интернет, радио, телевидение, книги, журналы, газеты. Как мы видим, Интернет вызывает наибольший интерес, в то время как печатные издания занимают последние места. Привлекательность тем уменьшается в следующем порядке: «Интернет-общение», «новости», «наука», «профессиональная информация», «музыка», «юмор», «путешествия», «хобби», «культура и искусство», «мода», «экономика», «спорт», «медицина», «политика», «семья и дом», «эротика», «сверхъестественное», «религия». На основании полученных данных можно выдвинуть предположение, что Интернет привлекает в первую очередь возможностью прямого общения с большим количеством людей. Далее следует блок информационных потребностей. Затем идет тематика, связанная с эмоциональной регуляцией, отдыхом; после нее привлекают внимание темы культуры, общественно-значимые темы. Наименее популярными являются темы семьи и дома, что противоречит значимости данной области для исследуемой группы, выявленной при помощи других методик, и темы, связанные с мистическими способами восприятия реальности.

С помощью анкеты предпочтений СМК были установлены следующие различия. Женщины по сравнению с мужчинами на статистически значимом уровне (sig < 0,05) больше предпочитают телевидение и такие темы, как «мода», «культура и искусство», «семья и дом», «медицина», а также «Интернет-общение». Мужчины отдают большее предпочтение таким темам, как «экономика» и «эротика».

Сравнение людей с разным семейным положением показало что, людям, состоящим в браке, больше нравятся темы семьи и дома, хобби, моды, медицины; они больше интересуются журналами и книгами.

С помощью линейного корреляционного анализа Пирсона получены следующие результаты.

На основе методики определения основных потребностей и анкеты предпочтений СМК было установлено, что чем более выражена потребность в безопасности, тем в большей степени люди предпочитают телевидение и кино, темы сверхъестественного, путешествий, новости. Повышенный интерес к теме сверхъестественного можно объяснить желанием сделать мир более определенным, понятным и предсказуемым. Чем более выражены социальные потребности, тем чаще люди предпочитают следующую тематику: «искусство и культура», «дом и семья», «мода», «медицина» и «Интернет-общение». Чем более выражена потребность в признании, тем в большей степени отдается предпочтение кино и Интернет-общению и в меньшей — религиозной тематике. Напомним, что наиболее предпочитаемыми в исследуемой группе являются кино и Интернет-общение, а на последнем месте стоит религиозная тематика. То есть интересы людей с более выраженной потребностью в признании в наибольшей степени соответствуют вкусам группы в целом.

По методике В. Ю. Котлякова было выявлено следующее влияние жизненных смыслов на предпочтения СМК. Чем больше выражен альтруистический смысл жизни, тем больший интерес люди проявляют к религиозной тематике и меньше интересуются новостями. В свою очередь, более высокие значения по статусу как жизненному смыслу коррелируют с меньшим интересом к теме религии и большей увлеченностью новостями и Интернет-общением. Такое различие можно объяснить наличием ценностей альтруистичности, любви к ближнему, смирения в религиозном мировоззрении, что может вызывать негативное отношение у людей с властными мотивами, в то время как владение информацией рассматривается в качестве одного из источников власти, и новости вызывают у людей, стремящихся к высокому статусу, чувство информированности, лучшей осведомленности о происходящих в мире событиях. При этом информационные издания и передачи ориентированы на привлечение внимания аудитории, в том числе и через сенсации агрессивного содержания, что может отталкивать людей, ориентированных на религию. Большая важность гедонистического смысла жизни влияет на предпочтение телевидения, новостей и темы спорта. Более выраженный коммуникативный жизненный смысл, как и гедонистический, приводит к большей привлекательности телевидения и, помимо этого, к большему предпочтению Интернета и Интернет-общения. Телевидению рядом респондентов приписывается наибольшая сила эмоционального воздействия за счет приближенности к ситуации реального общения [3]. Таким образом, можно объяснить интерес к данному каналу информации людей гедонистической направленности. Они также чаще выбирают эмоционально насыщенные, полные азарта и переживаний передачи на тему спорта. Интерес к новостям можно объяснить ориентацией новостных сюжетов на яркость, сенсационность, привлекательность для аудитории [4]. Телевидение также в большей степени располагает к совместному смотрению в кругу семьи, друзей, любимого человека, что делает понятной популярность данного СМК среди людей с коммуникативным смыслом жизни; вполне ожидаемо сюда включается и Интернет-общение. При более высоком значении когнитивного смысла жизни внимание к телевидению, Интернету, новостям и Интернет-общению, наоборот,

меньше. При более выраженном семейном жизненном смысле наблюдается меньший интерес к научной теме.

По методике ценностных ориентаций М. Рокича получена схожая связь: при более высокой ценности познания наблюдается меньший интерес к теме дома и семьи и большая заинтересованность научной тематикой. Чтением книг меньше увлекаются люди, высоко ценящие материально обеспеченную и продуктивную деятельную жизнь. Видимо, это вызвано тем, что чтение книг не приносит прямой выгоды, явного результата. В свою очередь люди, стремящиеся к творчеству, больше любят читать книги, что, по нашему мнению, связано с возможностью почерпнуть из книг новые необычные идеи, дает больший простор для воображения читателя, который может мысленно визуализировать описываемые образы, достраивать смысл высказываний автора, наполнять их своим содержанием. Тех, кто высоко ценит жизненную мудрость, мало привлекают радио и телевидение, юмористическая тематика, музыка, тема путешествий и Интернет-общение, то есть темы, связанные с общением, эмоциональным расслаблением, более легкие для восприятия каналы информации. Ценность материально обеспеченной жизни оказывает влияние на меньший интерес к религиозной теме и к музыке. Тема религии больше привлекает людей, более высоко оценивающих счастье других и счастливую семейную жизни, что соответствует корреляциям, полученным по альтруистическому смыслу жизни. Люди, в большей степени ориентированные на любовь, чаще предпочитают журналы, Интернет, темы культуры и искусства, семьи и дома, медицины, путешествий, хобби и Интернет-общение. Более высокая ценность счастливой семейной жизни также определяет большее предпочтение тем «дом и семья», «медицина», «путешествия»; из каналов предпочтение отдается телевидению, которое часто описывается как нечто, собирающее всех членов семьи. Люди, стремящиеся к развлечениям, больше увлекаются эротической тематикой, меньше интересуются культурой и искусством, религией и медициной. Более высокая значимость уверенности в себе влияет на больший интерес к темам «спорт», «эротика», «путешествия» и «хобби».

Что касается инструментальных ценностей, то здесь наблюдается следующая картина. Чем выше ценится воспитанность, тем больший интерес люди проявляют к юмористической тематике, теме дома и семьи. Люди, высоко ценящие терпимость, с меньшим интересом относятся к темам «политика» и «спорт». Большая ценность широты взглядов определяет большее увлечение темами «мода», «культура и искусство», «семья и дом», «религия», «медицина» и журналами. Люди, ценящие высокие запросы и непримиримость к недостаткам в себе и других, меньше интересуются темой «дом и семья». Высокая ценность независимости и смелости в отстаивании своих взглядов связана с меньшим предпочтением темы «культура и искусство». Люди, стремящиеся к образованности, большее внимание уделяют теме «политика» и новостям и меньше интересуются темами «религия», «дом и семья». Необычной представляется связь более высокой ценности рациональности и большего интереса к теме «сверхъестественное».

Вполне очевидные связи прослеживаются между предпочтениями СМК и образом жизни. Чем больше люди любят проводить время на даче, делать что-либо своими руками, тем больше они предпочитают темы «дом и семья», «медицина», «хобби». Людям, уделяющим много внимания своему внешнем виду и здоровью, больше нравятся журналы, телевидение, мода, путешествия. Люди, заботящиеся о здоровье, также интересуются медицинской темой, а те, кто больше занимается своим внешним видом, больший интерес проявляют к Интернету, Интернет-общению, юмористической тематике. Те, кто

много времени проводит с семьей, больше предпочитают телевидение, темы «дом и семья», «сверхъестественное». В то время как увлеченность отдельным музыкальным направлением связана с меньшим интересом к указанным темам. Люди, проводящие много времени в компании друзей и любимых, больше увлечены телевидением, кино, юмористической тематикой и Интернет-общением. Те, кто в свободное время занят работой и профессиональным ростом, больше интересуются профессиональной тематикой и политикой. Тема «культура и искусство» больше привлекает людей, в свободное время ведущих культурную жизнь и занимающихся творческой деятельностью. Тех, кто в свободное время любит развлечься и поиграть в компьютерные игры, больше привлекает кино. Темой спорта больше интересуются те, кто любит заниматься спортом, бывать на природе, на даче. Таким образом, человек выбирает те каналы и темы СМК, которые в большей степени соответствуют его образу жизни.

Обсуждение результатов

Как показало исследование, более привлекательными для аудитории являются электронные СМК, что, возможно, вызвано их большей приближенностью к естественным способам восприятия информации (на слух, через зрительные образы). При этом наиболее популярным оказывается Интернет, объединяющий в себе возможности различных способов подачи информации (в виде текстов, видеоряда, звуковых сообщений), обладающий большей оперативностью и дающий большую свободу выбора предоставляемой информации. Причем в первую очередь Интернет привлекает возможностью поддержания социальных контактов, общения с людьми. Эти результаты сходны с данными, полученными в других исследованиях. [3; 9; 10].

Далее следуют темы, позволяющие ориентироваться в социальной реальности, наиболее актуальные в непосредственной жизни людей (новости, отражающие последние события, произошедшие в мире, информация, связанная с профессией, с работой).

Затем идет блок тем, связанных с отдыхом, расслаблением («музыка», «юмор»), развлечениями («путешествия», «хобби»).

После него можно выделить блок общественно значимых тем, связанных со знаниями, которые выражают общую эрудированность человека, направленность его интересов на отдельную область социальной жизни («культура и искусство», «мода», «экономика», «спорт», «медицина», «политика» «семья и дом»).

Наименее интересными оказались темы, характеризующие мистические способы восприятия реальности («сверхъестественное», «религия»).

Таким образом, можно выделить следующие мотивы обращения к средствам массовой коммуникации по убыванию степени их важности:

— общение с людьми;

— получение информации, необходимой для непосредственной жизни;

— отдых, развлечение;

— получение информации из отдельных областей социальной жизни;

— получение информации, иначе трактующей реальность.

Это хорошо соотносится с типологией функций СМК на индивидуальном уровне М. М. Назарова, который выделяет информационную функцию, функцию личностной идентификации, функцию интеграции и социального общения, функцию развлечения [11].

На основании полученных различий, можно заметить, что женщины более активно участвуют в Интернет-общении, что можно объяснить их большей коммуникабельностью. Культурно заданным является интерес женщин к темам «мода», «культура и искусство», «семья и дом», «медицина». Его можно объяснить такими стереотипами женского поведения, как большая забота о своем внешнем виде и здоровье, ориентация на семейные ценности, на необходимость поддерживать и сохранять культурные ценности и достижения человечества. Мужчины, в отличие от женщин, отдают большее предпочтение теме экономики, что соответствует следующему стереотипу: мужчина должен обеспечивать материальный достаток, а значит, и разбираться в финансовых вопросах [1; 14].

На основе полученных корреляционных связей выявляются следующие особенности. Потребность в безопасности влияет на предпочтение тем, дающих объяснения непонятным, пугающим феноменам, создающих ощущение предсказуемости происходящих событий. Потребность в безопасности, как отмечает А. Маслоу, проявляется в тяге к постоянству, к упорядочению повседневной жизни. Человеку, стремящемуся к безопасности, больше импонирует ситуация, когда окружающий его мир предсказуем, размерен, организован. Такие люди чувствуют себя гораздо лучше в обстановке, которая предполагает наличие твердых правил, устоев, на которые можно опереться не только в настоящем, но и в будущем [8].

Потребность в признании порождает интерес людей к более популярным в их группе СМК и отвержение СМК, мало интересных членам данной группы. Подобное поведение показывает важность для таких людей завоевания статуса, внимания, что достигается благодаря максимальному соответствию вкусам референтной группы. Подобный выбор характерен и для людей с более выраженным статусным смыслом жизни.

Альтруистический смысл жизни связан с предпочтением религиозной тематики, что хорошо согласуется с основной ценностью религии, выражающейся в любви к ближнему. Гедонистический и коммуникативный смыслы жизни влияют на выбор телевидения и кино, что обусловлено их большим эмоциональным воздействием и способностью собирать вместе близких людей [3; 9; 16]. Гедонистический смысл усиливает увлеченность темой спорта, которая дает наиболее острые ощущения при просмотре [4]. Коммуникативный смысл проявляется в любви к Интернет-общению.

Можно выделить следующие группы ценностных ориентаций, влияющих на предпочтения СМК:

— когнитивные ценности (ценности познания, жизненной мудрости, образованности, рациональности);

— ценности достижения (ценности материально обеспеченной жизни, продуктивной деятельной жизни, уверенности в себе, высоких запросов, непримиримости к недостаткам в себе и других, независимости, смелости в отстаивании своих взглядов);

— коммуникативные ценности (ценности счастья других, счастливой семейной жизни, любви, воспитанности, терпимости, широты взглядов);

— ценность развлечений.

Человек выбирает те каналы и темы СМК, которые в большей степени связаны с его образом жизни. То есть, наиболее явным мотивом обращения к СМК является получение информации, связанной с непосредственной жизнью человека.

Выводы

1. В результате пилотажного исследования выделены следующие мотивы обращения к средствам массовой коммуникации по убыванию степени их важности:

— общение с людьми;

— получение информации, необходимой для непосредственной жизни;

— отдых, развлечение;

— получение информации из отдельных областей социальной жизни;

— получение информации, иначе трактующей реальность.

2. С помощью статистического анализа выявлены различия в предпочтениях тем и каналов СМК в группах людей, отличающихся по полу и семейному положению.

3. На основе полученных корреляционных связей установлено влияние таких социально-психологических характеристик, как потребности, ценности, жизненные смыслы, образ жизни, на предпочтения тем, каналов СМК.

Литература

1. Агеев В. С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопр. психологии. 1987. Вып. 2. С. 152-158.

2. Андреева Г М. Психология социального познания: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2000. 288 с.

3. Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1991. 127 с.

4. Винтерхофф-Шпурк П. Медиапсихология. Харьков, 2007. 288 с.

5. Иванов В. Н., Назаров М. М. Массовая коммуникация в условиях глобализации // Социс. 2003. Вып. 10. С. 24-29.

6. Котляков В. Ю. Методика исследования системы жизненных смыслов // Сибирская психология сегодня: сб. научных трудов. 2003. Вып. 2. С. 145-152.

7. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. M., 1992. 17 с.

8. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999. 478 с.

9. Матвеева Л. В. Психология телевизионной коммуникации. М., 2002. 316 с.

10. Мельник Г. С. Mass media: психологические процессы и эффекты. СПб., 1996. 159 с.

11. Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2002. 240 с.

12. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования: анализ и интерпретация данных. М., 2007. 392 с.

13. Науменко Т. В. Социология массовых коммуникаций в структуре социологического знания // Социс. 2003. Вып. 10. С. 39-46.

14. Рябова Т. Б. Стереотипы и стереотипизация как проблема гендерных исследований // Личность. Культура. Общество. 2003. Вып. 1-2. С. 120-139.

15. Скворцов В. В. Способы разрешения конфликтов: методическая разработка. М., 1986. 46 с.

16. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. М., 2002. 320 с.

17. Яницкий М. С. Особенности массово-коммуникационных предпочтений в зависимости от типа индивидуальной ценностной системы // Вестник КемГУ. 2005. Вып. 2. С. 195-198.

Статья поступила в редакцию 20 сентября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.