С.В. Павлов
ТЕЛЕСМОТРЕНИЕ В СТРУКТУРЕ ДОСУГА ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
В статье делается попытка проанализировать структуру современного досуга ювенальных групп и понять, какое место телевидение занимает в этой структуре.
Ключевые слова: досуг, телевидение, подростки, Интернет, социальные сети.
Досуг является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодого поколения. Трансформационные изменения всех сторон жизни российского общества привели к изменению досуговых практик. Подростки и юношество представляют собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к технологическим и социокультурным инновациям, которые могут оказывать различное по своей силе влияние на становление личности молодого человека.
В современной социологии существует четыре основных определения досуга:
- как необходимость физического и психического восстановления для дальнейшей трудовой деятельности;
- как созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта; это состояние ума и души. В этой концепции досуг обычно рассматривается с точки зрения эффективности, с какой человек делает что-либо;
- как деятельность, не связанная с работой. Это определение досуга включает ценности самореализации;
© Павлов С.В., 2013
- как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью. Это свободное пространство выбора. Это время может быть использовано различным образом, в том числе для деятельности, связанной с работой или не связанной с ней.
В отношении ювенальных групп мы определяем досуг как часть свободного от обучения времени, которое подросток или юноша может по собственному выбору потратить на деятельность, носящую как активный, так и пассивный характер и которая также может использоваться для «чистого развлечения» и для саморазвития (духовного или умственного). Следует отметить, что именно досуг в настоящее время оформился в качестве основной сферы вторичной социализации современной молодежи. Во многом это обусловлено тем, что традиционные институты социализации, образование и семья не выполняют в полном объеме свою функцию социализации.
В 90-е годы XX в. большую часть досуга ювенальных групп занимали пресса, радио, телевидение. Сейчас мы можем наблюдать некоторую тенденцию смещения приоритетов с выше перечисленных источников получения информации к интернет-пространству. Старшее поколение пока не сильно зависимо от плодов «информационной революции», но подростки уже не представляют свою жизнь без персонального компьютера, Интернета, социальных сетей, которые прочно вплетаются в структуру досуговой деятельности, постепенно вытесняя на периферию традиционные формы свободного времяпрепровождения.
Отсюда возникает вопрос: как повлияли современные информационные технологии на досуговую деятельность современных подростков, юношества и конкретно на телесмотрение? Для того чтобы это выяснить, обратимся к ряду исследований 2010-2012 гг., проведенных среди подростков и юношества. На рис. 1 представлены результаты обработки ответов подростков на вопрос анкеты «Чем ты занимаешься чаще всего после уроков?»
Как мы видим, среди форм досуга молодежи Москвы первое место занимают интернет-технологии (79%), причем в других регионах данный вид досуга менее популярен, чем прослушивание музыки (60%), и практически равен просмотру телевизионных передач (50%). В Москве прослушивание музыки прочно занимает второе место (73%). Политическая деятельность практически не интересует подростков: участвуют в демонстрациях и митингах всего 4%. Активный образ жизни занимает также значительное место в жиз-
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Москва Регионы
1 Ч1таюкнит 2 С11жу в интернете
3 смотрютепевизор 4 Хожу в кино
5 Хсвку в театр, на концерты 6 Посещаюмузеи, выставш
7 Спушаюмузьку 8 г^осто весело прсеожу время с друзьями
9 Занимать спортом 10 Бьваю на природе (в лесу, попе, на речке)
11 Встречаюсь с девочкой (девушкой), мальчиком (юношей)12 Занимаюсь (фотографией
13 14
Рис. 1. Занятия подростков в свободное от учебы время (в процентах к количеству опрошенных)
ни современного подростка: занимаются спортом 45% , бывают на природе 33%. Традиционным формам досуга, таким как поход в музей, театр, на выставку, уделяется значительно меньше времени, нежели простому времяпрепровождению с друзьями. Хобби современную молодежь интересуют слабо. Однако наряду с Интернетом и телевидением книги как источник получения информации и проведения своего досуга с пользой все еще предпочитают 43% опрошенных. Несмотря на то что мультимедийные технологии прочно входят в досуг современного подростка, телесмотрение по-прежнему вызывает интерес, а вот традиционные формы досуга заметно проигрывают. Не слишком сильно молодежь привлекает социально-гражданская компонента досуга.
На первом месте у современной молодежи оказываются компьютерные игры (65%), с небольшим отрывом после компьютера лидируют активные спортивные игры (волейбол, баскетбол, хоккей, футбол) - им отдают предпочтение 63% подростков. Можно сделать вывод о том, что современные подростки наряду с увлечением компьютерными играми ведут активный образ жизни, другими словами, придерживаются здорового образа жизни. В игры, требующие включения логического мышления и активной умственной деятельности, играют 9% опрошенных. Чуть лучше обстоят дела в регионах,
70,00%
Н Н
50,00%
40,ОМ Н |-
Н Н—,
20,00%
-11 гуЦЪ И
' 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Москва Регионы
1 Вспоргивше(воп»ЗДба:кегбспх<жей (^болида) 2 Вподвш»1е(лагтгу. городки пряткииф.)
3 В на:толыье (то, дешю. ишт нжтотъьъм хсккей. футбол и /р.} 4 В военнэ-спсртщ^е
5 Ввоаньеигруш^сопцашитанш.сашлэтыидр.) 6 Вшгерату!»^ математические и д>.
7 Вксмъютерще 8 Вкукты.шотубогым^и/р.
9 В героев кь»т, щнофпгьмое, тетЕпередач 10 Вазартияеигры наданьга(каргы, кости идр.)
11
Рис. 2. Игровые предпочтения подростков (в процентах к количеству опрошенных)
где этой форме досуговой деятельности отдают предпочтение 13% подростков. На первом месте в регионах спорт (59%), компьютерным играм отдают предпочтение 54% опрошенных.
На рис. 3 мы видим, что основными каналами получения информации у подростков являются телевидение (76%) и интернет (74%). Но также немаловажен такой канал получения информации, как школа (34%). Многие по-прежнему прислушиваются к мнению своих родителей. А вот к информации, печатающейся в газетах и журналах, подростки относятся с недоверием. Видимо, это связано с тем, что в российской прессе большая часть материалов связана с темами скандалов, интриг и расследований и газеты уже перешли в разряд так называемой «желтой прессы» и меньше освещают значимые события в стране и за рубежом. Интернет-пространство же предоставляет собой место скопления более оперативной информации, изложенной понятным для подростков языком. Телевидение пока не намерено сдавать свои позиции и по-прежнему выступает как один из основных каналов получения той или иной информации. В регионах телевидение как канал получения информации немного опережает Интернет, что может
80,00% 70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%
Рис. 3. Источники информации о событиях в нашей стране и за рубежом1 (в процентах к количеству опрошенных)
быть связано лишь с менее активной, чем в Москве, распространенностью и всеобщей доступностью компьютеров и интернет-коммуникации2.
Теперь определимся с тем, какие формы досуга актуальны в молодежной среде. Перейдем к специфике юношеской аудитории ТВ и других СМК.
26,2% опрошенных из этой группы ответили, что чаще всего проводят свое свободное время дома. Если говорить о внедомаш-них видах досуга, то здесь лидируют кино и спортивные клубы, что видно на рис. 4.
На первом месте (25,3%) остается кино, и стоит отметить, что в последнее время спорт начинает завоевывать все более высокие позиции: 16,7% подростков посещают спортклубы, занимаются фит-несом, ходят в «качалку».
Вопрос о хобби поставил в тупик почти треть респондентов, среди содержательных ответов лидирующее место занимает спорт - 35,7%. Музыке и танцам отдано 13,6% голосов, рисованию и фотографии еще 12,1%, компьютерным играм, созданию сайтов и программированию 11,3%.
Общее значение Москва Регионы
1 На уроках в школе 2 Из детских газет, журналов 3 Из газет, предназначенных взрослым 4 Из зарубежных газет, журналов
5 Из радиопередач 6 Из телепередач
7 Из интернета 8 Из передач зарубежного телевидения
9 От друзей, знакомых 10 От родителей 11 Прочее
Рис. 4. Предпочтения в видах внедомашнего досуга юношества МО3 (в процентах к числу ответивших на вопрос)
При ответе на вопрос «Каким образом ты узнаешь о событиях в мире и в стране?» результаты аналогичны ответам подростков - на первом месте телевидение. Значительно меньше респондентов дали ответ, что источником информации является Интернет, хотя нельзя отрицать и наличие печатной продукции, и человеческий фактор.
Среди познавательных программ больше других юношеству нравятся передачи о путешествиях и разных странах. Некоторые из респондентов смотрят передачу «Галилео», а также передачи «Разрушители мифов», «Что? Где? Когда?», «Перезагрузка», «Ев-роспорт», «BBC».
Относительно развлекательных передач были получены следующие данные. Практически все каналы, ориентированные целевым образом на молодежь, и передачи основных каналов были отмечены респондентами. Сюда можно отнести следующие каналы: MTV, Муз ТВ, ТНТ, СТС, Дискавери и BBC; передачи «Камеди клаб», «+100 500», «Дом-2», «Наша Раша», «Top Оеаг», из юмористических «Даешь, молодежь», «Большая разница» и «6 кадров». Наибольший интерес среди молодежи вызывают две телеведущие Анфиса Чехова и Тина Канделаки, а также популярный телеведущий Андрей Малахов. Для сравнения: более интеллектуальный ведущий аналитик Владимир Познер интересует лишь 5,5% опрошенных.
25 20 15 10 5
М||,|
С Е Г ч 11111 Эбщест- Куль- Спор- Музыки Авто- Науки Интер- Другие енно- туры тивные мобиль- нета олити- ные еские
Рис. 5. Предпочтения по содержанию новостей (в процентах к числу опрошенных)
59,4% респондентов положительно ответили на вопрос «Нужна ли молодежная программа на ТВ? Какой, по твоему мнению, она должна быть?» Мнение по концепции передачи различается в зависимости от возрастных групп опрошенных. Респонденты 1416 лет считают, что передача должна быть познавательной, интересной, развлекательной, освещать проблемы молодежи. В более старшей возрастной группе (17-20 лет) считают, что помимо вышеперечисленного, передача должна рассказывать о здоровом образе жизни, иметь романтический характер и освещать проблемы любви. Все возрастные категории хотят видеть передачи без элементов насилия и жестокости. Интересно, что ориентация в такой передаче, по мнению респондентов, должна быть на новости мира, только 5% опрошенных хотели бы получить информацию о своем городе.
Героем новой молодежной программы 30,7% хотели бы видеть известных артистов, певцов, писателей, спортсменов, политиков; 7,2% - себя и 5,7% - других энергичных молодых людей. Почти треть респондентов ответила, что хотели бы пообщаться в первую очередь с нашими президентом и премьер-министром, а также с Жириновским, Зюгановым. Отвечая на вопрос «Хотел бы ты участвовать в создании телевизионной программы?», большинство респондентов -
50,7% - ответили отрицательно и 43,6% респондентов изъявили желание поучаствовать в создании телевизионной программы.
Мы обнаружили очень интересную взаимосвязь между интернет-общением и телесмотрением. Общение в Интернете как важный вид досуга среди этой аудитории отметили 55,4%: в сообществах -16,2%, в блогах - 11,3% от общего количества опрошенных. Но другой вопрос позволил уточнить: чаще других эта группа просматривает именно сообщества о новых фильмах и мультфильмах - 21,7%.
Основные выводы по исследованиям подростков и юношества:
наметилась тенденция к вытеснению традиционных, исторически сложившихся форм досуга, к которым сегодня относится телевидение, новыми мультимедийными досуговыми технологиями. При этом ювенальные группы продолжают доверять такому каналу передачи информации, как телевидение;
в жанровом отношении молодые люди предпочитают юмористические, познавательные и развлекательные программы. Молодые люди предпочитают видеть на телеэкране знаменитых и успешных людей политики, искусства и спорта.
Э.В. Соколов структурировал досуговую деятельность, выделив шесть ее основных видов, или уровней, находящихся в неразрывной взаимосвязи друг с другом4:
- отдых, который может быть как пассивным, так и активным (физическая активность) и служит для восстановления жизненных сил человека и поддержания его душевного равновесия;
- развлечение, которое играет роль «психической разрядки» и компенсирует недостаток разнообразия в труде и в быту;
- просвещение, которое способствует развитию разума, формированию эстетических и нравственных качеств личности, благоприятствует освоению культурных ценностей;
- творчество, которое соответствует человеческой потребности в самовыражении в различных сферах (наука, искусство), связанных с преобразованием окружающей среды и созданием духовных благ;
- созерцание природы, которое позволяет человеку «выключиться» на время из реальной действительности, освободиться от повседневных забот и «углубиться в сущность вещей»;
- праздник, который связывает прошлое и настоящее в жизни индивида путем торжественного преображения действительности и параллельно способствует обновлению ценностных ориентиров в поворотные моменты исторического развития общества и человеческой жизни.
Опираясь на позиции отечественных и западных ученых, рассматривающих досуг, мы полагаем, что телесмотрение для подростков и юношества по-прежнему является одной из основных форм досуга. Основываясь на исследованиях можно сказать, что телевидение объединяет в себе две компоненты - гедонистическую (функция, связанная чаще всего с тем, что досуг в ней выполняет роль чистого развлечения и может также служить эмоциональной подпиткой), так и просветительски-развивающую (просмотр интеллектуальных, аналитических, познавательных, обучающих передач).
Примечания
Исследование «Дети, подростки в условиях модернизации общества», октябрь 2010 г. Объект - подростки в возрасте от 10 до 15 лет, опрос проводился в 13 регионах России, N=1300). Результаты исследования не опубликованы. Павлов С.В. Компьютерные игры в жизни современных городских подростков: социологический анализ предпочтений и мотивов // Наша социология 2011: исследовательские практики и перспективы. М.: РГГУ, 2011. С. 296-301. Исследование «Досуг современной молодежи в условиях информационного общества», 2012 г., на примере городов Дмитров и Яхрома. Объект-молодежь и подростки, учащиеся школ и колледжей в возрасте от 11 до 19 лет, N=350). Результаты исследования не опубликованы.
Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга. Л.: Лениздат, 1977.
2
3
4