Научная статья на тему 'Телесмотрение в структуре досуга подростков и юношества современной России: социологический анализ'

Телесмотрение в структуре досуга подростков и юношества современной России: социологический анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY-NC-ND
273
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / TELEVISION / ПОДРОСТКИ / TEENAGERS / ИНТЕРНЕТ / INTERNET / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / SOCIAL NETWORKS / ENTERTAINMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Павлов Станислав Владленович

В статье делается попытка проанализировать структуру современного досуга ювенальных групп и понять, какое место телевидение занимает в этой структуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TV-viewing in the structure of leisure of teenagers and young in modern Russia: sociological analysis

This article attempts to analyse the structure of the modern leisure among juvenile groups, and understand the place television occupies in the structure.

Текст научной работы на тему «Телесмотрение в структуре досуга подростков и юношества современной России: социологический анализ»

С.В. Павлов

ТЕЛЕСМОТРЕНИЕ В СТРУКТУРЕ ДОСУГА ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА

СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

В статье делается попытка проанализировать структуру современного досуга ювенальных групп и понять, какое место телевидение занимает в этой структуре.

Ключевые слова: досуг, телевидение, подростки, Интернет, социальные сети.

Досуг является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодого поколения. Трансформационные изменения всех сторон жизни российского общества привели к изменению досуговых практик. Подростки и юношество представляют собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к технологическим и социокультурным инновациям, которые могут оказывать различное по своей силе влияние на становление личности молодого человека.

В современной социологии существует четыре основных определения досуга:

- как необходимость физического и психического восстановления для дальнейшей трудовой деятельности;

- как созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта; это состояние ума и души. В этой концепции досуг обычно рассматривается с точки зрения эффективности, с какой человек делает что-либо;

- как деятельность, не связанная с работой. Это определение досуга включает ценности самореализации;

© Павлов С.В., 2013

- как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью. Это свободное пространство выбора. Это время может быть использовано различным образом, в том числе для деятельности, связанной с работой или не связанной с ней.

В отношении ювенальных групп мы определяем досуг как часть свободного от обучения времени, которое подросток или юноша может по собственному выбору потратить на деятельность, носящую как активный, так и пассивный характер и которая также может использоваться для «чистого развлечения» и для саморазвития (духовного или умственного). Следует отметить, что именно досуг в настоящее время оформился в качестве основной сферы вторичной социализации современной молодежи. Во многом это обусловлено тем, что традиционные институты социализации, образование и семья не выполняют в полном объеме свою функцию социализации.

В 90-е годы XX в. большую часть досуга ювенальных групп занимали пресса, радио, телевидение. Сейчас мы можем наблюдать некоторую тенденцию смещения приоритетов с выше перечисленных источников получения информации к интернет-пространству. Старшее поколение пока не сильно зависимо от плодов «информационной революции», но подростки уже не представляют свою жизнь без персонального компьютера, Интернета, социальных сетей, которые прочно вплетаются в структуру досуговой деятельности, постепенно вытесняя на периферию традиционные формы свободного времяпрепровождения.

Отсюда возникает вопрос: как повлияли современные информационные технологии на досуговую деятельность современных подростков, юношества и конкретно на телесмотрение? Для того чтобы это выяснить, обратимся к ряду исследований 2010-2012 гг., проведенных среди подростков и юношества. На рис. 1 представлены результаты обработки ответов подростков на вопрос анкеты «Чем ты занимаешься чаще всего после уроков?»

Как мы видим, среди форм досуга молодежи Москвы первое место занимают интернет-технологии (79%), причем в других регионах данный вид досуга менее популярен, чем прослушивание музыки (60%), и практически равен просмотру телевизионных передач (50%). В Москве прослушивание музыки прочно занимает второе место (73%). Политическая деятельность практически не интересует подростков: участвуют в демонстрациях и митингах всего 4%. Активный образ жизни занимает также значительное место в жиз-

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Москва Регионы

1 Ч1таюкнит 2 С11жу в интернете

3 смотрютепевизор 4 Хожу в кино

5 Хсвку в театр, на концерты 6 Посещаюмузеи, выставш

7 Спушаюмузьку 8 г^осто весело прсеожу время с друзьями

9 Занимать спортом 10 Бьваю на природе (в лесу, попе, на речке)

11 Встречаюсь с девочкой (девушкой), мальчиком (юношей)12 Занимаюсь (фотографией

13 14

Рис. 1. Занятия подростков в свободное от учебы время (в процентах к количеству опрошенных)

ни современного подростка: занимаются спортом 45% , бывают на природе 33%. Традиционным формам досуга, таким как поход в музей, театр, на выставку, уделяется значительно меньше времени, нежели простому времяпрепровождению с друзьями. Хобби современную молодежь интересуют слабо. Однако наряду с Интернетом и телевидением книги как источник получения информации и проведения своего досуга с пользой все еще предпочитают 43% опрошенных. Несмотря на то что мультимедийные технологии прочно входят в досуг современного подростка, телесмотрение по-прежнему вызывает интерес, а вот традиционные формы досуга заметно проигрывают. Не слишком сильно молодежь привлекает социально-гражданская компонента досуга.

На первом месте у современной молодежи оказываются компьютерные игры (65%), с небольшим отрывом после компьютера лидируют активные спортивные игры (волейбол, баскетбол, хоккей, футбол) - им отдают предпочтение 63% подростков. Можно сделать вывод о том, что современные подростки наряду с увлечением компьютерными играми ведут активный образ жизни, другими словами, придерживаются здорового образа жизни. В игры, требующие включения логического мышления и активной умственной деятельности, играют 9% опрошенных. Чуть лучше обстоят дела в регионах,

70,00%

Н Н

50,00%

40,ОМ Н |-

Н Н—,

20,00%

-11 гуЦЪ И

' 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Москва Регионы

1 Вспоргивше(воп»ЗДба:кегбспх<жей (^болида) 2 Вподвш»1е(лагтгу. городки пряткииф.)

3 В на:толыье (то, дешю. ишт нжтотъьъм хсккей. футбол и /р.} 4 В военнэ-спсртщ^е

5 Ввоаньеигруш^сопцашитанш.сашлэтыидр.) 6 Вшгерату!»^ математические и д>.

7 Вксмъютерще 8 Вкукты.шотубогым^и/р.

9 В героев кь»т, щнофпгьмое, тетЕпередач 10 Вазартияеигры наданьга(каргы, кости идр.)

11

Рис. 2. Игровые предпочтения подростков (в процентах к количеству опрошенных)

где этой форме досуговой деятельности отдают предпочтение 13% подростков. На первом месте в регионах спорт (59%), компьютерным играм отдают предпочтение 54% опрошенных.

На рис. 3 мы видим, что основными каналами получения информации у подростков являются телевидение (76%) и интернет (74%). Но также немаловажен такой канал получения информации, как школа (34%). Многие по-прежнему прислушиваются к мнению своих родителей. А вот к информации, печатающейся в газетах и журналах, подростки относятся с недоверием. Видимо, это связано с тем, что в российской прессе большая часть материалов связана с темами скандалов, интриг и расследований и газеты уже перешли в разряд так называемой «желтой прессы» и меньше освещают значимые события в стране и за рубежом. Интернет-пространство же предоставляет собой место скопления более оперативной информации, изложенной понятным для подростков языком. Телевидение пока не намерено сдавать свои позиции и по-прежнему выступает как один из основных каналов получения той или иной информации. В регионах телевидение как канал получения информации немного опережает Интернет, что может

80,00% 70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

Рис. 3. Источники информации о событиях в нашей стране и за рубежом1 (в процентах к количеству опрошенных)

быть связано лишь с менее активной, чем в Москве, распространенностью и всеобщей доступностью компьютеров и интернет-коммуникации2.

Теперь определимся с тем, какие формы досуга актуальны в молодежной среде. Перейдем к специфике юношеской аудитории ТВ и других СМК.

26,2% опрошенных из этой группы ответили, что чаще всего проводят свое свободное время дома. Если говорить о внедомаш-них видах досуга, то здесь лидируют кино и спортивные клубы, что видно на рис. 4.

На первом месте (25,3%) остается кино, и стоит отметить, что в последнее время спорт начинает завоевывать все более высокие позиции: 16,7% подростков посещают спортклубы, занимаются фит-несом, ходят в «качалку».

Вопрос о хобби поставил в тупик почти треть респондентов, среди содержательных ответов лидирующее место занимает спорт - 35,7%. Музыке и танцам отдано 13,6% голосов, рисованию и фотографии еще 12,1%, компьютерным играм, созданию сайтов и программированию 11,3%.

Общее значение Москва Регионы

1 На уроках в школе 2 Из детских газет, журналов 3 Из газет, предназначенных взрослым 4 Из зарубежных газет, журналов

5 Из радиопередач 6 Из телепередач

7 Из интернета 8 Из передач зарубежного телевидения

9 От друзей, знакомых 10 От родителей 11 Прочее

Рис. 4. Предпочтения в видах внедомашнего досуга юношества МО3 (в процентах к числу ответивших на вопрос)

При ответе на вопрос «Каким образом ты узнаешь о событиях в мире и в стране?» результаты аналогичны ответам подростков - на первом месте телевидение. Значительно меньше респондентов дали ответ, что источником информации является Интернет, хотя нельзя отрицать и наличие печатной продукции, и человеческий фактор.

Среди познавательных программ больше других юношеству нравятся передачи о путешествиях и разных странах. Некоторые из респондентов смотрят передачу «Галилео», а также передачи «Разрушители мифов», «Что? Где? Когда?», «Перезагрузка», «Ев-роспорт», «BBC».

Относительно развлекательных передач были получены следующие данные. Практически все каналы, ориентированные целевым образом на молодежь, и передачи основных каналов были отмечены респондентами. Сюда можно отнести следующие каналы: MTV, Муз ТВ, ТНТ, СТС, Дискавери и BBC; передачи «Камеди клаб», «+100 500», «Дом-2», «Наша Раша», «Top Оеаг», из юмористических «Даешь, молодежь», «Большая разница» и «6 кадров». Наибольший интерес среди молодежи вызывают две телеведущие Анфиса Чехова и Тина Канделаки, а также популярный телеведущий Андрей Малахов. Для сравнения: более интеллектуальный ведущий аналитик Владимир Познер интересует лишь 5,5% опрошенных.

25 20 15 10 5

М||,|

С Е Г ч 11111 Эбщест- Куль- Спор- Музыки Авто- Науки Интер- Другие енно- туры тивные мобиль- нета олити- ные еские

Рис. 5. Предпочтения по содержанию новостей (в процентах к числу опрошенных)

59,4% респондентов положительно ответили на вопрос «Нужна ли молодежная программа на ТВ? Какой, по твоему мнению, она должна быть?» Мнение по концепции передачи различается в зависимости от возрастных групп опрошенных. Респонденты 1416 лет считают, что передача должна быть познавательной, интересной, развлекательной, освещать проблемы молодежи. В более старшей возрастной группе (17-20 лет) считают, что помимо вышеперечисленного, передача должна рассказывать о здоровом образе жизни, иметь романтический характер и освещать проблемы любви. Все возрастные категории хотят видеть передачи без элементов насилия и жестокости. Интересно, что ориентация в такой передаче, по мнению респондентов, должна быть на новости мира, только 5% опрошенных хотели бы получить информацию о своем городе.

Героем новой молодежной программы 30,7% хотели бы видеть известных артистов, певцов, писателей, спортсменов, политиков; 7,2% - себя и 5,7% - других энергичных молодых людей. Почти треть респондентов ответила, что хотели бы пообщаться в первую очередь с нашими президентом и премьер-министром, а также с Жириновским, Зюгановым. Отвечая на вопрос «Хотел бы ты участвовать в создании телевизионной программы?», большинство респондентов -

50,7% - ответили отрицательно и 43,6% респондентов изъявили желание поучаствовать в создании телевизионной программы.

Мы обнаружили очень интересную взаимосвязь между интернет-общением и телесмотрением. Общение в Интернете как важный вид досуга среди этой аудитории отметили 55,4%: в сообществах -16,2%, в блогах - 11,3% от общего количества опрошенных. Но другой вопрос позволил уточнить: чаще других эта группа просматривает именно сообщества о новых фильмах и мультфильмах - 21,7%.

Основные выводы по исследованиям подростков и юношества:

наметилась тенденция к вытеснению традиционных, исторически сложившихся форм досуга, к которым сегодня относится телевидение, новыми мультимедийными досуговыми технологиями. При этом ювенальные группы продолжают доверять такому каналу передачи информации, как телевидение;

в жанровом отношении молодые люди предпочитают юмористические, познавательные и развлекательные программы. Молодые люди предпочитают видеть на телеэкране знаменитых и успешных людей политики, искусства и спорта.

Э.В. Соколов структурировал досуговую деятельность, выделив шесть ее основных видов, или уровней, находящихся в неразрывной взаимосвязи друг с другом4:

- отдых, который может быть как пассивным, так и активным (физическая активность) и служит для восстановления жизненных сил человека и поддержания его душевного равновесия;

- развлечение, которое играет роль «психической разрядки» и компенсирует недостаток разнообразия в труде и в быту;

- просвещение, которое способствует развитию разума, формированию эстетических и нравственных качеств личности, благоприятствует освоению культурных ценностей;

- творчество, которое соответствует человеческой потребности в самовыражении в различных сферах (наука, искусство), связанных с преобразованием окружающей среды и созданием духовных благ;

- созерцание природы, которое позволяет человеку «выключиться» на время из реальной действительности, освободиться от повседневных забот и «углубиться в сущность вещей»;

- праздник, который связывает прошлое и настоящее в жизни индивида путем торжественного преображения действительности и параллельно способствует обновлению ценностных ориентиров в поворотные моменты исторического развития общества и человеческой жизни.

Опираясь на позиции отечественных и западных ученых, рассматривающих досуг, мы полагаем, что телесмотрение для подростков и юношества по-прежнему является одной из основных форм досуга. Основываясь на исследованиях можно сказать, что телевидение объединяет в себе две компоненты - гедонистическую (функция, связанная чаще всего с тем, что досуг в ней выполняет роль чистого развлечения и может также служить эмоциональной подпиткой), так и просветительски-развивающую (просмотр интеллектуальных, аналитических, познавательных, обучающих передач).

Примечания

Исследование «Дети, подростки в условиях модернизации общества», октябрь 2010 г. Объект - подростки в возрасте от 10 до 15 лет, опрос проводился в 13 регионах России, N=1300). Результаты исследования не опубликованы. Павлов С.В. Компьютерные игры в жизни современных городских подростков: социологический анализ предпочтений и мотивов // Наша социология 2011: исследовательские практики и перспективы. М.: РГГУ, 2011. С. 296-301. Исследование «Досуг современной молодежи в условиях информационного общества», 2012 г., на примере городов Дмитров и Яхрома. Объект-молодежь и подростки, учащиеся школ и колледжей в возрасте от 11 до 19 лет, N=350). Результаты исследования не опубликованы.

Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга. Л.: Лениздат, 1977.

2

3

4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.