Научная статья на тему 'Воздействие средств массовой коммуникации на современное общество'

Воздействие средств массовой коммуникации на современное общество Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
47641
2715
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ЦЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СУГГЕСТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МАНИПУЛЯЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Руденко А.М., Котлярова В.В.

Авторами анализируется феномен массовой коммуникации, играющей важнейшую роль в обеспечении социального прогресса в обществе. Массовые коммуникации являются важнейшим фактором формирования общественного мнения. Особая роль в этом принадлежит телевидению, радиовещанию, прессе, а также электронным средствам массовой информации, сосредоточенным в сети Интернет. В массовых коммуникациях общение осуществляется с большими, неустойчивыми, неконтактными, неупорядоченными в пространстве, неоднородными и стихийно возникающими массами. С использованием новейших способов общения и передачи информации изменяется характер общения как такового. Влияние средств массовой коммуникации на общество разнопланово. Они реализуют ряд позитивных функций: стирание временных и пространственных границ, фактор рекреации и релаксации, просветительская роль, ценностно-нормативная роль, участие в самореализации человека. Негативное влияние состоит в том, в средствах массовой коммуникации, особенно в социальных сетях весьма активно применяются суггестивные технологии, способствующие изменению структуры социальных отношений. Средства массовой коммуникации всегда были важным фактором трансляции, ретрансляции и поддержания мифов. В сфере массовых коммуникаций используются различные психологические методы воздействия и манипуляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воздействие средств массовой коммуникации на современное общество»

Медиакультура Media Culture

Воздействие средств массовой коммуникации на современное общество

А.М. Руденко,

доктор философских наук, профессор, Донской государственный технический университет, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ в г. Шахты Ростовской области, Россия.

346500, Ростовская область, г. Шахты, улица Шевченко, 147.

amrudenko@list. ru

В.В. Котлярова,

доктор философских наук, профессор, Донской государственный технический университет, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ в г. Шахты Ростовской области, Россия.

346500, Ростовская область, г. Шахты, улица Шевченко, 147.

biktoria66@mail. ru

Аннотация Авторами анализируется феномен массовой коммуникации, играющей важнейшую роль в обеспечении социального прогресса в обществе. Массовые коммуникации являются важнейшим фактором формирования общественного мнения. Особая роль в этом принадлежит телевидению, радиовещанию, прессе, а также электронным средствам массовой информации, сосредоточенным в сети Интернет. В массовых коммуникациях общение осуществляется с большими, неустойчивыми, неконтактными, неупорядоченными в пространстве, неоднородными и стихийно возникающими массами. С использованием новейших способов общения и передачи информации изменяется характер общения как такового. Влияние средств массовой коммуникации на общество разнопланово. Они реализуют ряд позитивных функций: стирание временных и пространственных границ, фактор рекреации и релаксации, просветительская роль, ценностно-нормативная роль, участие в самореализации человека. Негативное влияние состоит в том, в средствах массовой коммуникации, особенно в социальных сетях весьма активно применяются суггестивные технологии, способствующие изменению структуры социальных отношений. Средства массовой коммуникации всегда были важным фактором трансляции, ретрансляции и поддержания мифов. В сфере массовых коммуникаций используются различные психологические методы воздействия и манипуляции.

Ключевые слова: средства массовой коммуникации, социальные сети, ценности, социальные отношения, суггестивные технологии, психологические манипуляции.

The impact of mass communication on a modern society

Prof. Dr. A.M. Roudenko,

Don State Technical University,

Institute for Service and Entrepreneurship (Branch) of DGTU in Shakhty, Rostov, Region, Russia

346500, Rostov Region, Shakhty, Shevchenko Street, 147.

amrudenko@list.ru

Prof. Dr. V. V. Kotlyarova,

Don State Technical University,

Institute for Service and Entrepreneurship (Branch) of DGTU in Shakhty, Rostov Region, Russia

346500, Rostov Region, Shakhty, Shevchenko Street, 147.

biktoria66@mail. ru

Abstract. The authors analyze the phenomenon of mass communication, which plays an important role in ensuring social progress in society. Mass communications are the most important factor in forming of public opinion. A special role in this belongs to TV, radio, press and electronic media, focused on the Internet. In mass media communication is carried out with large, unstable, disordered in the space, non-contact, emergent, heterogeneous masses, using the newest methods of communication and information transfer are changed the character of communication as well. The impact of mass communication on society is multifaceted. They realize a number of positive functions: the elimination of temporal and spatial limits, the factor of recreation and relaxation, the enlightening role, the value-normative role, participation in the self-realization of a man. The negative influence is that in the mass media, especially in social networks, highly suggestive technologies that help to change the structure of social relations are very actively used. Mass communication has always been an important factor in the transmission, retransmission and maintenance of myths. In the sphere of mass communications, various psychological methods of impact and manipulation are used.

Key words: mass communication, social networks, values, social relations, suggestive technologies, psychological manipulations.

Введение

В условиях социокоммуникативных и социоинформационных реалий XXI века возникает ряд проблем, ранее не актуализированных или практически не актуализированных в социуме. Среди цивилизационных процессов XX- XXI веков, которые были последствиями научно-технической и информационно-технической революции, особое место занимает феномен, получивший название «массовых коммуникаций» или более распространенный термин - «масс-медиа».

В современных условиях средства массовой коммуникации (СМК), несмотря на общественную значимость, массовость и доступность, имеют огромное влияние на политические, экономические, культурные и духовные процессы, происходящие в обществе. Привлекая граждан к информационным отношениям, СМК формируют определенные ценностно-смысловые модели для усвоения обществом и таким образом меняют аксиологическая картину социума. Особое поистине революционное значение в истории массовой коммуникации сыграло появление сети Интернет с ее потенциалом обратной связи и влиянием на социально-политическую, экономическую, культурно-идеологическую сферы жизни человечества. Негативная сторона этого процесса - то, что под влиянием средств массовой коммуникации происходит девальвация отечественной культуры, замещение ее европоцентрированной культурой. В результате трансформируется внутренний мир человека и его аксиосфера.

Материалы и методы исследования

Методология исследования направлена на выявление основных аспектов воздействия средств массовой коммуникации на современное общество. Поставленной цели исследования можно достичь с использованием значительного спектра методологических и теоретических подходов психологии, социальной философии, социологии и социальной психологии. Поэтому в исследовании используется комплексный междисциплинарный подход, включающий ряд подходов, а именно: психологический, социально-философский, социологический и социально-психологический.

Исследование опирается также на фундаментальный эпистемологический принцип единства исторического и логического. Кроме того, в исследовании были использованы формально-логические методы абстрагирования, формализации, системно-структурного анализа и синтеза, индукции и дедукции, а также категории и законы диалектической логики.

Метод историзма позволил рассмотрение объекта исследования в его исторической ретроспективе для осознания динамики применения средств массовой коммуникации в начале 1990-х годов. ХХ столетия и в конце первого десятилетия третьего тысячелетия. При этом метод историзма взаимосвязан с методом сравнения, когда несколько конкретно-исторических статистических фактов сопоставляются и сравниваются в исследовании.

Принцип конкретности нашел отражение в направленности исследования на объединение многообразия фактов и процессов с необходимостью дальнейшего обобщения. Важным для данного исследования является метод сравнения. Отдельно взятые, как статистические данные, так и сведения любого другого характера, оторванные друг от друга, не дают конкретных выводов для научных обобщений.

Дискуссия

Массовая коммуникация сегодня играет важнейшую роль в обеспечении социального прогресса в обществе. Стоит отметить, что на это прозорливо указывали исследователи, работавшие еще в начале ХХ века, именно тогда в США возникает понятие «массовая коммуникация», его автор - психолог Ч. Кули. Различным аспектам массовой коммуникации и ее роли в социуме посвящали свои работы такие крупные философы, социологи и культурологи, как Э. Дюркгейм, К. Ясперс, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Т. Адорно, М. Фуко, М. Маклюэн, Ю. Хабермас и многие другие.

В сороковые годы ХХ века исследование процессов массовой коммуникации стало утверждаться и развиваться как перспективное научное направление, наиболее ярким которого стал Г. Лассуэлл, который, предложив социологическую модель коммуникации, способствовал развитию социологии средств массовой информации [Lasswel, 1948].

В 1940-е годы наблюдался всплеск интереса к проблемам коммуникаций. В 1942 году сформировалась научная школа Пало-Альто, главными представителями которой стали: Э. Холл, И. Гофман, П. Вацлавик и Г. Бейтсон. В рамках этого направления было установлено, что основная движущая сила коммуникации - процесс интерактивного взаимодействия.

Впоследствии формируются и другие научные школы. Так, в 40-е годы ХХ сформировалась также Франкфуртская школа, основателями которой были М. Хоркхаймер и Т. Адорно. Хоркхаймер анализировал культурные феномены разных народов. В наши дни основные достижения данной школы относительно разработки концепций коммуникации связывают с именами сторонников коммуникативной рациональности Ю. Хабермаса и К.-О. Апеля. Во многом благодаря исследованиям представителей данной школы, в середине XX века понятие «коммуникация» стало мощной универсалией, обеспечивающей концептуальную свободу междисциплинарного обмена.

Во второй половине ХХ века в отдельных западных странах специально для изучения проблем коммуникации были созданы специальные исследовательские центры. В 1960 году во Франции по инициативе Ж. Фридмана был открыт Центр исследований массовой коммуникации (CECMAS). Как ответ на влияние американской социологии масс-медиа подобный центр возник и в Милане. В Великобритании подобного рода исследования велись с 1964 года в Центре современных культурных исследований при Бирмингемском университете.

В исследованиях сторонников теории информационного общества, М. Кастельса, М. Маклюэна, Д. Стоукса, средства массовой информации толкуются как совокупность методов, ресурсов, технологий, коммуникативных стратегий создания, распространения и восприятия информации через призму динамики информационной среды. Ведущим исследователем в данной сфере является, бесспорно, М. Маклюэн, считающий, что «электронный глобализм массовых коммуникаций способствует нарастанию единства и взаимопонимания человечества, обозначает путь к общепланетарному сознанию» [Маклюэн, 2003]. Современные российские теоретики часто отмечают уязвимость концепции М. Маклюэна в наличии технологического детерминизма (допущения, что за эволюцией технологий неукоснительно следуют трансформации в социальной организации, независящие от типа социальных образований), и технологического романтизма (убеждение во всемирной демократизации, к которой приводит распространение «демократичных» изобретений в сфере информации) [ Гусейнов, Смирнов, Николаичев, 2010].

Первые отечественные исследования в области коммуникативистики связаны, прежде всего, с именами таких философов и ученых, как Н.Ф. Федоров, В.И. Вернадский, П.А. Флоренский, А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин, Л.С. Выготский и др. Для многих из них было характерно понимание коммуникации как живого приращения знаний, как процесс коммуникативных действий, направленных на со-общение, со-бытие, со-знание.

Проблемам коммуникации были посвящены также работы отечественных ученых-лингвистов. Среди них особенно нужно отметить труды Г.Г. Шпета, Р.О. Якобсона и Ю.М. Лотмана. Шпет, рассматривая слово с коммуникативной точки зрения, связывал его с культурой, а исторический материал он понимал как материал коммуникативный. Якобсон указал на несколько существенных аспектов сообщения, благодаря которым которых коммуникатором решаются задачи различных видов коммуникативных действий. И, наконец, Ю.М. Лотман, исследуя закономерности процесса коммуникации, предложил модель, отвечающую на вопрос о способе порождения нового сообщения.

Результаты исследования

Массовые коммуникации - важнейший фактор формирования общественного мнения. Особая роль в этом принадлежит телевидению, радиовещанию, прессе, а также электронным средствам массовой информации, сосредоточенным в сети Интернет (социальным сетям, форумам, блогам, сервисам Twitter, YouTube и пр.) [Руденко, Литвинова, 2017]. Под массовой коммуникацией мы понимаем процесс распространения семантической информации, которая фиксируется в знаках, с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение, видео, кино и т.д.) на большую и расположенную в разных местах аудиторию. Сегодня можно смело констатировать, что средства массовой информации почти вытеснили личное общение, о чем свидетельствует статистика. Как отмечает С.Г. Кара-Мурза, с середины 1980-х годов основным источником получения информации для 62% американцев стало телевидение, радио только для 13% респондентов, газеты - для 56%, журналы - для 9 %, а прямое межличностное общение значимо только для 1% (итог составляет более 100%, поскольку опрос предусматривало, что информант может выбирать более чем один вид источника, что еще больше снижает значение межличностного общения) [Кара-Мурза, 2015].

В процессе коммуникации создаются и воспроизводятся социально-политические институты и культурные схемы, ценности, формируются социальные аспекты жизни индивида, поскольку каждый вид массовой коммуникации - пресса, радио, телевидение, Интернет, - возник в связи с определенными потребностями общества и обслуживает отдельную сферу его деятельности. По данным ВЦИОМ, доля тех, кто заявил, что может полностью перейти на чтение электронных медиа, уже составляет 17%. Представители молодежных групп выражают подобную решимость в два раза чаще, чем в среднем по выборке (36%), тогда как люди пенсионного возраста, напротив, крайне редко (4%) [Пресс-выпуск ВЦИОМ № 3284, 2017]. Это свидетельствует о том, что Интернет стремительно вошёл в жизнь современного общества и так же стремительно начал менять реальность человека.

В массовых коммуникациях общение осуществляется с большими, неустойчивыми, неконтактными, неупорядоченными в пространстве, неоднородными и стихийно возникающими массами. Все это существенно осложняют управление ими, так как важные характеристики аудитории массовых коммуникаций значительно трансформируются в течение очень короткого периода. Массовое сознание объединяет людей, составляющих массу. Это сознание обладает способностью сжатия и расширения, захвата все большего количества людей, поскольку его психическими свойствами являются заразительность, эмоциональность, мозаичность, подвижность и изменчивость. Сегодня, по мнению Х. Арендта, главное отличие между обществом и массовым обществом заключается в том, что

общество хотело иметь культуру, ценило и обесценивало ее объекты, превращая их в материальные выгоды и применяя по собственному усмотрению, исходя из своих эгоистических потребностей, но оно не «потребляло» их. Зато, массовое общество стремится не к культуре, развлечению, а к тем продуктам, которые предлагает индустрия развлечений, фактически потребляемых обществом так же, как и другие товары широкого потребления [Арендт, 2002]. Именно знание этих свойств массового сознания и обусловливает возможность управления им. Формами существования массового сознания является массовые настроения и общественное мнение. Массовые коммуникации - это как раз и есть одна из основных возможностей управления данными формами массового сознания.

С использованием новейших способов общения и передачи информации изменяется характер общения как такового. По данным ВЦИОМ «наиболее востребованными для общения онлайн-сервисами являются «Вконтакте» - 55% (в 2012 г. - 51%) и «Одноклассники» - 54% (61% - в 2012 г.). Сервис «Вконтакте» является ресурсом для молодежи (его используют 85% представителей молодежи от 18 до 24 лет, и только 30% респондентов в возрасте от 45 до 59 лет). Сервисом «Одноклассники» чаще пользуются люди старших лет (59% респондентов возраста от 35 до 44 лет), студенческая аудитория им пользуется гораздо реже (48% опрошенных возраста от 18 до 24 лет)» [Пресс-выпуск ВЦИОМ № 2860, 2015]. Происходит стирание временных и пространственных границ за счет моментальности выполнения тех или иных функций - единства желание и его удовлетворение, вопрос и получение ответа. Кроме того, если, скажем, в ходе переписки по почте сохраняется ощущение темпоральной и географической разделенности и письмо выступает «действием на расстоянии», целью которого является включение другого в круг дружеского общения, то использование интернета делает возможным осуществление этого действия в мировом масштабе, сближая дальний до такой степени, что разница между дальним и ближним почти исчезает.

Средства массовой коммуникации сегодня - важнейший фактор развития современного общества. Обсуждение в сети наболевших социальных проблем или чрезвычайных событий, заставляет более традиционные СМИ прислушиваться к ним, передавать эти сообщения по своим каналам (печать, радио, телевидение). В данном аспекте весьма показателен пример, когда египетский топ-менеджер Google В. Гоним на провокационный вопрос «В какой стране вслед за Египтом начнется следующая революция?», ответил, что «надо спросить Facebook» [Nesmeyanov, Rudenko, Kotlyarova, 2015].

Влияние средств массовой коммуникации на общество определяется тем, что они выполняют функцию рекреации, так как современный человек основную долю свободного времени связывает с разнообразными средствами массовой коммуникации, помогающими ему отдохнуть, уйти от рутины и повседневности, забыться, отвлечься от работы. Как ранее отмечено авторами статьи, виртуальная реальность в СМК «создает мощный эффект выхода в свет не-повседневности, яркий, феерический, наполненный новыми впечатлениями и развлечениями» [Котлярова, Шубина, Сысоева, 2016]. «Компьютерный мир», так же как и «праздничный мир», предлагает человеку разнообразные (скорее широкие, чем глубокие) возможности информационного обмена и коммуникации в «пространстве свободы», но сам это пространство является уже не столько символическим, сколько симулятивным.

Средства массовой коммуникации выполняют и функцию просвещения для ряда групп «населения (например, молодые люди сегодня редко ходят в библиотеки, так как всю информацию для личного пользования и учебы можно найти в Интернете)» [Котлярова, Руденко, Пономарев, 2017]. Эту мысль также подтверждают данные опросов ВЦИОМ: в настоящее время «Интернет применяют для просмотра новостей 32% респондентов (в 2015 г. таких было всего 22%). Уже сейчас сеть для молодежи выступает основным источником новостей (среди 18-24-летних доля составляет 65%, для 25-34-летних - 50%» [Пресс-выпуск ВЦИОМ № 3367, 2017].

Средства массовой коммуникации выполняют и ценностно-нормативную роль, поскольку средства массовой коммуникации значительно влияют на модификацию социальных норм и трансформацию ценностных ориентаций (например, происходит активное внедрение и пропаганда эстетика гламура). Ценности - это духовные и материальные феномены, обладающие личностным смыслом и мотивирующие человеческую деятельность - «в наличии целостной и устойчивой системы духовных ценностей заключается важнейшее условие внутреннего мира человека. Разрушение ценностной духовной основы неизбежно приводит к кризису (это относится как к личности, так и общества в целом)» [Духовная безопасность России в свете специфики православной культуры, 2016]. Ценностные предпочтения определяют специфику и характер взаимоотношений личности с действительностью.

Медиа влияют на принятие или отторжение личностью ценностей культуры, становятся существенным фактором формирования аксиологической картины мира, который в постмодернистском ключе является игрой интерпретаций. С одной стороны, СМК вносят свой вклад в представления о плюрализме системы ценностей, с другой стороны, социокультурные трансформации современности способствуют изменению массмедиа, которые начинают под влиянием экстрагенных факторов продуцировать псевдо- и антиценности (насилия, эгоизма, цинизма, индивидуализма, потребительства, сексуальной разнузданности и т.п.). Это подтверждает и сравнение данных опросов ВЦИОМ в 1989 г. и 20014 г.: «если в 1989 г. около 73% респондентов считали, что телевидение способствует повышению морального уровня людей, то в 2014 г. данную точку зрения поддерживают меньше половины опрошенных - 46%. В то же время в пять раз среди респондентов увеличилось количество отмечающих ухудшение нравственности общества под воздействием просмотра телеканалов (с 8% до 38%). Каждый третий россиян (35%) уверен в том, что отказ от телевидения в течение месяца пойдет лишь на пользу людям (по сравнению с 18% в 1989 г.)» [Пресс-выпуск ВЦИОМ № 3284, 2017].

Влияние средств массовой коммуникации на развитие общества определяется и значимостью фактора самореализации для человека (на телевидении этот фактор проявляется в передачах реалити-шоу и ток-шоу, в которых обычные люди становятся полноценными участниками телевизионного процесса; в сфере Интернета это проявляется в блогах, форумах, социальных сетях, хостинге YouTube и т.д.).

Медиа в процессах общественного развития реализуют релаксационную функцию. Роль источника релаксации имеет и позитивные и негативные стороны. Позитивное влияние средств массовой коммуникации состоит в том, что СМК становятся альтернативой при сложностях в общении с окружающими и своеобразным аналогом межличностных контактов. Негативное влияние состоит в том, в социальных сетях весьма активно применяются суггестивные технологии, приобретающие масштабы, соотносимые с военной угрозой безопасности государству Подробное применение данных технологий в целях рекрутирования в ряды экстремистских организаций нами было рассмотрено в предыдущих публикациях [Котлярова, Шубина, Сысоева, 2016]. Такие технологии особенно эффективны в Интернете по ряду причин. Во-первых, все еще существует высокая степень доверия населения к неофициальным источникам информации. Во-вторых, привлечение аудитории происходит посредством нереального обещания решения любых проблем. В-третьих, сетевые сообщества часто формируются на основе эмпатии. И, разумеется, человек, имеющий ряд проблем, легко становится жертвой суггестивных технологий, часто способствующих вовлечению людей в ряды экстремистских и террористических организаций.

Средства массовой коммуникации представляют собой широкое социальное пространство, а не только онлайн-пространство, в котором коренится экстремизм. Такую точку зрения имеет К. Арчетти, ведущий специалист в области исследования экстремизма и

терроризма. (Университет Сэлфорд, Salford, Великобритания) [АгЛеШ, 2015.]. Любая поступающая информация, в том числе представленная другими акторами, никогда не будет поглощаться неразборчиво - она будет фильтроваться сквозь призму собственного опыта. Это может, с течением времени, привести к трансформации в видении мира личности, найти отражение в изменения структуры социальных отношений, развитие пересмотренной идентичности, поведения и т.п.

Средства массовой коммуникации всегда были важным фактором трансляции, ретрансляции и поддержания мифов. Кроме того, они обладают такими ресурсами, которые позволяют им быть не только каналом доставки мифов, но и их источником. Это связано с тем, что массовая аудитория, как правило, не в состоянии критически анализировать ту информацию, которая поступает из различных СМИ. Например, «рассказ об удачном фермере, успешном движении миллионера в кандидаты в президенты (например, Владимира Брынцалова) опирается на знакомую всем мифологическую структуру перехода в иное состояние, вариантом чего может служить знакомая всем Золушка» [Руденко, Литвинова, 2017]. Психологические аспекты мифотворчества связаны с осознанием того, что массовый человек, в отличие от ученого, ищет не истину, а определенный сюжет для построения картины мира. Он склонен в большей степени испытывать большую психологическую драму в процессе разрушения его иллюзий, чем при испытании реальных трудностей.

В сфере массовых коммуникаций используются различные психологические методы воздействия. Психологическое воздействие средств массовой коммуникации заключается в изменении установок, формировании определенного взгляда на вещи или осуществлении сдвига в системе ценностей массовой аудитории.

Одним из часто используемых способов управления сознанием в массовых коммуникациях путем создания иллюзий и условий для контролирования поведения являются манипуляции. В своем последнем слове на Нюрнбергском процессе А. Шпеер, единомышленник А. Гитлера, «признал, что с помощью таких технических средств, как радио и громкоговоритель, у восьмидесяти миллионов людей было отнято самостоятельное мышление» [Руденко, Литвинова, 2017]. Это выражение дает возможность говорить о том, что приемы манипуляции сознанием и манипулятивного воздействия используются уже длительный период.

С.Г. Кара-Мурза выделяет ряд основных черт манипуляции. Как и большинство ученых, он склонен рассматривать манипуляцию как вид психологического воздействия, в котором мишенью выступают психологические структуры личности и секретность этого процесса для объекта манипуляции. Также он выделяет важный факт, который часто остается без внимания - это отношение к людям которыми манипулируют. Ученый утверждает, что «к людям, сознанием которых манипулируют, относятся не как к личностям, а как к объектам, особого рода вещам. Иными словами, манипуляция - это контроль над поведением людей посредством внедрения в сознание определенных идей, мыслей и представлений. Манипулирование позволяет погрузить аудиторию в состояние иллюзорности, ведь само активное информационное поле обладает способностью формировать сознание людей, подчиняя их авторитетам - тем, кто управляет процессом» [Кара-Мурза, 2015]. Люди часто склонны некритически попадать под влияние признанных авторитетов. Этот феномен был открыт и подтвержден целым серией экспериментов М. Милграма [Милграм, 2000]. Таким образом, СМК косвенно, но достаточно эффективно могут влиять на утверждение ценностных позиций и стандарты группового поведения.

Можно отметить события, факты, явления, отраженные каналами коммуникации, которые могут иметь как конструктивный, так и деструктивный характер, интегрировать или атомизировать общество и тому подобное. Например, Уотергейтский скандал, приведший впервые в американской истории к отставке президента США, «дело» министров В. Ковалева и Ю. Скуратова в газете «Московский комсомолец» от 15 ноября 1996 г., где

опубликован текст записи беседы высокопоставленных чиновников относительно периода избирательной кампании Президента РФ, когда обсуждались способы сокрытия фактов незаконных операций с иностранной валютой и другие противоправные действия.

Во многих предложениях, звучащих как с академических трибун, так и с политических, звучит мысль о необходимости ужесточения контроля над средствами массовой коммуникации, в том числе и над социальными сетями, ограничение информационных каналов (радио и телевидение), применения ответных мер в виде контрсообщений и т.п. Но, как показывает практика, запрещение и блокировка социальных сетей и информационных каналов (как например, в Пакистане в 2011 году там был на месяц заблокирован Facebook, а в сентябре 2012 году из-за иллюстраций, оскорбляющих пророка Мухаммеда был заблокирован на девять месяцев видеохостинг YouTube) не приносит зримого результата.

Выводы

Средства массовой коммуникации занимают одно из ведущих мест по силе воздействия на личность и общество в целом. Массовая коммуникация в роли феномена ХХ в. - начала XXI века имеет свою историю исследований как новой области деятельности человечества с начала прошлого века. Как сфера научных интересов специалистов всех направлений общественных наук этот вид человеческой деятельности достигал определенного уровня развития и расцвета параллельно и соотносится с возникновением и развитием самих средств массовой информации и коммуникаций, с ростом мощностей и возможностей индустрий средств массовой коммуникации.

Анализ воздействия средств массовой коммуникации на современное общество показал, что:

- участники массовой коммуникации всегда имеют особые интересы, которые могут быть связаны или не связаны с интересами массовой аудитории;

- массовая коммуникация способствует формированию ценностей ее участников;

- за счет массовой коммуникации осуществляется идентификация (отождествление) ее участников с конкретными тенденциями общественного развития;

- массовая коммуникация обладает огромным убеждающим воздействием на массовую аудиторию;

- массовая коммуникация - средство формирования сознания через те установки, которые она задает;

- массовая коммуникация способствует проявлению у массовой аудитории феноменов подражания и диффузии (т.е. взаимопроникновения, взаимодействия ценностей, смыслов, установок);

- массовая коммуникация - средство управления сознания, огруппления мышления и формирования общественного мнения.

Литература

Арендт Х. Между прошлым и будущим. М.: Дух и буква, 2002. 321 с.

Гусейнов А.А., Смирнов А.В., Николаичев Б.О. Россия в диалоге культур. М.: Наука, 2010. 432 с.

Духовная безопасность России в свете специфики православной культуры / под. общ. ред. Е.Е. Несмеянова. Новочеркасск: Лик, 2016. 152 с.

Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2015. http://rumol.ru/files/library/books/kara-murza / кага-тика-manipul.pdf. (дата обращения 02.06.2017).

Котлярова В., Руденко А., Пономарев П. Традиционные ценности как фактор национальной безопасности в эпоху глобализации // Центральная Азия и Кавказ. 2017. Т.20. Вып. 2. С.93-101.

Котлярова В.В., Сысоева О.Н., Шубина М.М. Виртуализация праздника в контексте исследования проблемы безопасности человека // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 3-1 (65). С. 106-109.

Котлярова В.В., Шубина М.М., Сысоева О.Н. Молодежный экстремизм в социальных сетях: специфика и теоретическое осмысление // Alma mater (Вестник высшей школы). 2016. № 5. С. 95-99. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М.; Жуковский: Канон-Пресс, 2003.434 с. Милграм М. Психология влияния. СПб.: Питер, 2000. 272 с .

Пресс-выпуск ВЦИОМ № 2860 от 23.06.2015. Соцсети - окно в мир или виртуальная ловушка? URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115294. (дата обращения 02.06.2017).

Пресс-выпуск ВЦИОМ № 3284 от 13.01.2017. Медиапотребление сегодня: пять основных фактов. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116026. (дата обращения 02.06.2017).

Пресс-выпуск ВЦИОМ № 3367 от 03.05.2017. Интернет против телевидения: битва продолжается URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116190. (дата обращения 02.06.2017).

Руденко А.М., Воденко К.В., Котлярова В.В., Шестаков Ю.А. Философия безопасности человека в пространстве виртуальной реальности // Гуманитарий Юга России. 2016. Т. 17. № 1. С. 131-141 Руденко А.М., Литвинова А.В. Психология массовых коммуникаций. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. 250 с. Самыгин С.И., Руденко А.М., Котлярова В.В. Историко-философское осмысление проблемы информационной безопасности // Социум и власть. 2016. № 2 (58). С. 47-51.

Archetti, C. (2015). Terrorism, Communication and New Media: Explaining Radicalization in the Digital Age. Perspectives on Terrorism. Vol 9. No 1. http://www.terrorismanalysts.com/pt/index.php/pot/article/view/401 Lasswell, H. (1948). The Communication of Ideas. New York: Harper.

Nesmeyanov, E.E., Rudenko, A.M., Kotlyarova, V.V. (2015). Sociocultural analysis of cyberterrorism in social nets within the problems of information safety of russian society // Научный альманах стран Причерноморья. № 4. http://science-almanac.ru/documents/49/2015-04-01-Nesmeyanov-Kotlyarova-Rudenko.pdf

References

Archetti, C. (2015). Terrorism, Communication and New Media: Explaining Radicalization in the Digital Age. Perspectives on Terrorism. Vol 9. No 1. http://www.terrorismanalysts.com/pt/index.php/pot/article/view/401 Arendt, H. (2002). Between the past and the future. Moscow: Spirit and the letter. 321 p.

Guseinov, AA, Smirnov, A.V., Nikolaichev, B.O. (2010). Russia in the dialogue of cultures. Moscow: Science. 432 р. Kara-Murza, S.G. (2015). Manipulation of consciousness. http://rumol.ru/files/library/books/kara-murza / kara-murza-manipul.pdf. (Access date: 02.06.2017).

Kotlyarova, V., Rudenko, A., Ponomarev, P. (2017). Traditional values as a national security factor in the age of globalization. Central Asia and the Caucasus. Vol. 18, Issue 2, 87-95

Kotlyarova, V.V., Shubina, M.M., Sysoeva, O.N. (2016). Youth extremism in social networks: specificity and theoretical comprehension. Alma mater. No. 5, 95-99.

Kotlyarova, V.V., Sysoeva, O.N., Shubina, М.М. (2016). Virtualization of the holiday in the context of the study of the problem of human security. Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice. No. 3-1 (65), 106-109. Lasswell, H. (1948). The Communication of Ideas. New York: Harper.

McLuhan, M. (2003). Undestandig Media: external extensions of a person. Moscow, Zhukovsky: Canon Press. 464 р. Milgram, M. (2000). Psychology of influence. St. Petersburg: Peter, 272 p.

Nesmeyanov, E.E. (ed.) (2016). Spiritual security of Russia in the light of the specifics of Orthodox culture. Novocherkassk: Lick. 152 p.

Nesmeyanov, E.E., Rudenko, A.M., Kotlyarova, V.V. (2015). Sociocultural analysis of cyberterrorism in social nets within the problems of information safety of russian society // Научный альманах стран Причерноморья. № 4. http://science-almanac.ru/documents/49/2015-04-01-Nesmeyanov-Kotlyarova-Rudenko.pdf

Press-release of All-Russian Public Opinion Research Center, 2015. No. 2860 of 23.06.2015. Social network - a window into the world or a virtual trap? URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115294. (Access date: 02.06.2017).

Press-release of All-Russian Public Opinion Research Center, 2017. No. 3284 of January 13, 2017. Media consumption today: five main facts. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116026. (Access date: 02.06.2017). Press-release of All-Russian Public Opinion Research Center, 2017. No. 3367 of May 3, 2017. Internet vs. television: the battle continues. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116190. (Access date: 02.06.2017). Rudenko, A.M., Litvinova, A.V. (2017). Psychology of mass communications. Moscow: RIOR: INFRA-M. 250 р. Rudenko, A.M., Vodenko, K.V., Kotlyarova, V.V., Shestakov, Y.A. (2016). Philosophy of Human Security in the Space of Virtual Reality. Humanitarian ofthe South ofRussia. Vol. 17. No 1, 131-141.

Samygin, S.I., Rudenko, A.M., Kotlyarova, V.V. (2016). Historical and philosophical understanding of the problem of information security. Social life and power. No. 2 (58), 47-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.