Научная статья на тему 'Социально-психологические факторы поддержания жизненной активности в пожилом возрасте'

Социально-психологические факторы поддержания жизненной активности в пожилом возрасте Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
402
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖИЛОЙ ВОЗРАСТ / ФАКТОРЫ АКТИВНОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В ПРЕСТАРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ / АКТИВНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / OLD AGE / ACTIVITY FACTORS / INDIVIDUAL CHARACTERISTICS IN OLD AGE / ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Семёнов П. А., Решетова П. С.

В статье рассматривается проблема социально-психологических факторов поддержания жизненной активности в пожилом возрасте. Выделены личностные факторы, которые реализуются в деятельности и поддерживают тот или иной уровень активности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALL-PSYCHOLOGICAL FACTORS TO SUSTAIN LIVELIHOODS ACTIVE AGAIN

The problem of social and psychological factors of maintaining vitality in old age. Marked personality factors, which are implemented in the activities and maintain a certain level of activity.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические факторы поддержания жизненной активности в пожилом возрасте»

УДК 159.9.316.6 ББК Ю9

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ЖИЗНЕННОЙ

АКТИВНОСТИ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ

ПЛ. СЕМЁНОВ, ГБОУВПО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия П.С. РЕШЕТОВА, ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия

e-mail: [email protected]

Аннотация

В статье рассматривается проблема социально-психологических факторов поддержания жизненной активности в пожилом возрасте. Выделены личностные факторы, которые реализуются в деятельности и поддерживают тот или иной уровень активности.

Ключевые слова: пожилой возраст, факторы активности, индивидуальные особенности в престарелом возрасте, активность, деятельность.

Актуальность. В данный момент определено, что старость является продолжительным периодом, а также полноценным этапом развития, сопоставимым с молодостью или зрелостью, который имеет свои поставленные задачи и возможности самоактуализации. Геронтологи выявили виды старости, это - хронологическую, физиологическую, психологическую и социальную. Хронологию старости обычно определяют по количеству прожитых лет: физиологический вид - это состояние здоровья, а также множество соматических отклонений организма; старость психологическая - это ощущение человеком своего места в возрастной структуре; социальная старость - уровень старения населения в общем.

Для демографической ситуации в мире характерно прогрессирующее увеличение доли пожилых людей в общей численности населения [6]. Если мы обратимся к исследованию общественной активности людей в позднем возрасте и созданию общественно-психологических способов укреплении, то увидим, что она обозначается тем, что в наше время в нашей стране люди старше 60 лет предстают самой быстро возрастающей категорией населения. По свежим данным федеральной службы государственной статистики, к 2031 году прослойка людей позднего возраста в нашей стране будет возрастать. Эксперты прогнозируют, что доля людей старшего возраста в структуре населения приблизительно станет составлять 33% [3].

На данный момент возникает надобность в разработке теоретической базы

функционального вида в жизни старшей возрастной категории, формулировка инклюзии для лиц престарелого возраста в сегодняшнюю общественную матрицу., как эвристическую проблему [13, 14]. В современном обществе интенсивная старость считается стихийным феноменом, лишенным теологического создания критерий ее реализации. Социальный контекст процесса старения уравнивает удачи медицинских действий для укрепления здоровья: в результате стигматизации позднего возраста жизненная направленность

престарелого человека переходит в стратегию "дожития" и "преодоления", а никак не совершенного включения, предусмотренного государственной программой

народосбережения РФ [11].

В наше время идет повышение интереса к возрастанию активности в позднем возрасте. В основном, на исследовании общественно-психологических взаимоотношений к престарелым людям, их роли и места в сообществе.

Булавинцева О.С. говорит, что социальная предприимчивость людей данного возраста -это накопленный опыт, который проявляется как побудитель к деятельности, как нужда человека в модификации основ общественной жизни, направленных на введение согласованных взаимоотношений с социальной средой, расширение возможностей

общественной коммуникации и поддержании состояния позитивного настроя и чувств жизненных сил для реализации установленный задач [3].

В работах Леонюк Н.А. мы видим, что она понимает под общественной активностью пожилых людей интегрированную

характеристику целенаправленных действий человека, сведенных с преображением общественной среды и созданием социальных свойств личности. Это обязательное качество в престарелом возрасте, которое нужно для общества и для самого человека, оказывающие помощь его физиологическому, духовному и социальному здоровью [5].

Чернышкова Е.В. ввела понятие "активный образ жизни пожилых людей", включающие два составляющих: структурное и динамическое. Структурное составляющие закрепляет адекватный соматический статус, совокупность положительных мотиваций к разным видам деятельности, стремление к пособничеству и социальному партнерству. Динамическое составляющие дает возможность анализа пожилого возраста в контексте продолжающейся социализации через введение в социальную практику в возрастном ракурсе [11].

Булавинцева О.С. пишет, что степень общественно-психологической интенсивности людей в позднем возрасте на прямую находится в зависимости от пола и возраста, профессиональной деятельности в прошлом времени, области интересов и пристрастий, межличностных и домашних отношения, продолжительности проживания в стационаре

[3].

Кроме этого, принципиальной причиной общественно-психологической деятельности считается ступень личностных особенностей и жизнестойкости, которая обозначена как адаптационный ресурс, то есть потенциал, актуализируемый личностью при попадании в различные общественно важные ситуации [4, 8,

9].

В работах Соболевой Е.В. отмечается, что индивидуальный потенциал и сама личность прогрессирует в деятельности. Очень много психических параметров, свойств субъекта в собственной целостности, единстве, необходима для исполнения функций предоставленной деятельности получила название

психологической систем активности [7].

Отечественный и зарубежный опыт общественно-психологической практики

показывает, что пожилые люди - общественно функциональны. По данным почти всех ученый и практиков, собственно от общественной

активности людей пожилого возраста находится их качество жизни и степень привыкания к возрастным переменам [1].

Данная сфера деятельности в прошлом времени считается фактически главной составляющей общественной активности людей позднего возраста. Так как люди с высшим образованием, являющиеся специалистами в прошлом, легче находят темы для общения, что дает им выражать самостоятельность в адаптации к находящейся вокруг себя среде [2, 10, 12].

У людей, которые имеют низкий уровень образования и не работающих долгое время, появляется потребительское положение к людям с низкой социальной активности [3].

Личностные качества, которые появляются в деятельности, отражены в классификации старости И.С. Кона:

- Активная, творческая старость, это та старость, когда человек отправляется на отдых и расстаётся с профессиональным трудом, а также продолжает участвовать в социальной жизни, воспитании молодежи и т.д.;

- Старость с положительной общественной и психологической приспособленностью, это когда энергия стареющего человека направлена на обустройство собственной жизни -материальное благополучие отдых, развлечения и образование - на все то, на что раньше не хватало времени;

- "Женский" тип старения - в данном случае придачи сил пожилого человека находится в семье: в домашней работе, семейных заботах, воспитании внуков; так как домашнюю работу необходимо делать постоянно, таким людям некогда скучать, но удовлетворенность жизнью у них обычно ниже, чем у двух предыдущих групп;

- Старость в заботе о здоровье ("мужской" тип старения) - в данном случае нравственное удовлетворение и заполнение жизни дает забота о здоровье, активизирующая различные типы активности; но в данном случае человек может излишнее значение своим реальным и мнимым недугам и болезням и его сознание отличается повышенной тревожностью.

В престарелом возрасте социальная интенсивность может выявляться, прежде всего, в четырех сферах жизнедеятельности: трудовой, общественной, семейно-бытовой,

социокультурной. Трудовая деятельность пожилых людей, связывается с тем, что работа представляется одним из главных начал

улучшения материального положения. Досуговая деятельность (активный досуг, занятия спортом, любительская активность: огородничество и садоводство, разведение птиц и т.д.) пожилых людей определяет собой средство самореализации личности. Притягивание пожилых людей к общественной работе предает людям чувство морального удовлетворения от выполнения этих обязанностей, эта работа в определенной мере компенсирует прежнюю профессиональную

деятельность, для многих она имеет престижное значение.

Таким образом, знание особенностей воздействия общественно-психологических факторов на процесс старения человека позволит содействовать оптимальному функционированию личности престарелого человека и оказывать тем самым наиболее сдерживающее воздействие на процесс ее старения, дозволит поменять условия, образ жизни пожилых людей, нарастить степень их общественной активности.

Список литературы

1. Анцыферова Л.И. Расстройства психической деятельности в позднем возрасте / Л.И. Анцыферова, Н.Ф. Дементьева, Е.В. Щанина и др. - Л.: Медицина, 1969 - 285 с.

2. Батуева С.В. Социально-психологическая адаптация первоклассника с задержкой психического развития арт-терапевтическими средствами театральной деятельности / С.В. Батуева //Психология, социология и педагогика. -2014. - №11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru /2014 /11 /3934 (дата обращения: 24.12.2015).

3. Булавинцева О.С. Социально-психологические технологии поддержания социальной активности людей позднего возраста: дисс.... канд.т психол. наук / О.С. Булавинцева. - Рос. гос. социал. ун-т - Москва, 2013 - 282 с.

4. Долгова В.И. Психолого-педагогическая коррекция тревожности как фактора эмоциональной устойчивости студентов-психологов / В.И. Долгова, О.А. Шумакова // Научно-методические рекомендации / Челябинск, 2010. Сер. Инновационная культура будущего педагога-психолога

5. Леонюк Н.А. Формирование социальной активности пожилых людей средствами волонтерской деятельности /Н.А. Леонюк // Филосовско-гуманитарные чтения. - 2014. - №1 - с. 51-55

6. Семченко Л.Н. Психоэмоциональный статус детей с задержкой психического развития и межличностные отношения в их семье /Л.Н. Семченко, О.Ю. Герасимова, М.А. Калонова и др. //Вестн. ЧОКБ. 2013. - Вып. №3 (22). -с. 34-36.

7. Соболева Е.В. Анализ личностного ресурса студентов-первокурсников психологических специальностей /Е.В. Соболева // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №4 - [Электронный ресурс] - URL: http://www.science-education. ru/118-14405.

8. Соболева Е.В. Жизнестойкость как адаптационный ресурс иногородних студентов / Е.В. Соболева, О.А. Шумакова //Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2014. - №2 (37). - с. 84-86.

9. Соболева Е.В. Состояние проблемы развития личностного потенциала у психологов в отечественной психолого-педагогической теории и практики / Е.В. Соболева // Психология, социология и педагогика. - Июль 2014. -№7. - [Электронный ресурс] - URL: http://psychology.snauka.ru/2014/07/3425.

10. Соболева Е.В. Субъективные факторы психической адаптации студентов в новой личностно значимой социальной ситуации /Е.В. Соболева //Психология обучения. - 2014. - №06. - с. 74-80.

11. Чернышкова Е.В. Медико-социальные механизмы пролонгирования активного образа жизни в пожилом возрасте: автореф. дисс.докт. соц. Наук /Е.В. Чернышкова. - Волгоград, 2013 - 44 с.

12. Шлепотина Н.М. Некоторые аспекты социальной адаптации студентов Южно-Уральского государственного медицинского университета / Н.М. Шлепотина // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области: материалы I всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых "Психолого-социальная и медико-реабилитационная поддержка незащищенных слоев населения". - 2013. -№1 (3). - с. 220-223

13. Шумаков В.А. Эвристическая интуиция в свете общих методологических идей синергетики: дисс. . канд. филос. наук /В.А. Шумаков. - Челябинск, 2007

14. Шумаков В.А. Эвристическая интуиция в свете общих методологических идей синергетики: автореф. дис. . филос. наук / В.А. Шумаков. - Челябинск, 2007

15. Шумаков В.А. Актуальные проблемы синергетической интерпретации эвристической интуиции / В.А. Шумаков // Современные гуманитарные исследования. - 2006. - №6. - с. 67.

SOCIALL-PSYCHOLOGICAL FACTORS TO SUSTAIN LIVELIHOODS ACTIVE AGAIN*

P.A. SEMENOV, SUSMU, Chelyabinsk, Russia P.S. RESHETOVA, SUSMU, Chelyabinsk, Russia

* Научный руководитель: ст. преподаватель, к.псх.н. Соболева Е.В.

e-mail: [email protected]

Abstract

The problem of social and psychological factors of maintaining vitality in old age. Marked personality factors, which are implemented in the activities and maintain a certain level of activity.

Keywords: old age, activity factors, individual characteristics in old age, activity, activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.