УДК 159.9.316.6 ББК Ю9
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ЖИЗНЕННОЙ
АКТИВНОСТИ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ
ПЛ. СЕМЁНОВ, ГБОУВПО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия П.С. РЕШЕТОВА, ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия
e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассматривается проблема социально-психологических факторов поддержания жизненной активности в пожилом возрасте. Выделены личностные факторы, которые реализуются в деятельности и поддерживают тот или иной уровень активности.
Ключевые слова: пожилой возраст, факторы активности, индивидуальные особенности в престарелом возрасте, активность, деятельность.
Актуальность. В данный момент определено, что старость является продолжительным периодом, а также полноценным этапом развития, сопоставимым с молодостью или зрелостью, который имеет свои поставленные задачи и возможности самоактуализации. Геронтологи выявили виды старости, это - хронологическую, физиологическую, психологическую и социальную. Хронологию старости обычно определяют по количеству прожитых лет: физиологический вид - это состояние здоровья, а также множество соматических отклонений организма; старость психологическая - это ощущение человеком своего места в возрастной структуре; социальная старость - уровень старения населения в общем.
Для демографической ситуации в мире характерно прогрессирующее увеличение доли пожилых людей в общей численности населения [6]. Если мы обратимся к исследованию общественной активности людей в позднем возрасте и созданию общественно-психологических способов укреплении, то увидим, что она обозначается тем, что в наше время в нашей стране люди старше 60 лет предстают самой быстро возрастающей категорией населения. По свежим данным федеральной службы государственной статистики, к 2031 году прослойка людей позднего возраста в нашей стране будет возрастать. Эксперты прогнозируют, что доля людей старшего возраста в структуре населения приблизительно станет составлять 33% [3].
На данный момент возникает надобность в разработке теоретической базы
функционального вида в жизни старшей возрастной категории, формулировка инклюзии для лиц престарелого возраста в сегодняшнюю общественную матрицу., как эвристическую проблему [13, 14]. В современном обществе интенсивная старость считается стихийным феноменом, лишенным теологического создания критерий ее реализации. Социальный контекст процесса старения уравнивает удачи медицинских действий для укрепления здоровья: в результате стигматизации позднего возраста жизненная направленность
престарелого человека переходит в стратегию "дожития" и "преодоления", а никак не совершенного включения, предусмотренного государственной программой
народосбережения РФ [11].
В наше время идет повышение интереса к возрастанию активности в позднем возрасте. В основном, на исследовании общественно-психологических взаимоотношений к престарелым людям, их роли и места в сообществе.
Булавинцева О.С. говорит, что социальная предприимчивость людей данного возраста -это накопленный опыт, который проявляется как побудитель к деятельности, как нужда человека в модификации основ общественной жизни, направленных на введение согласованных взаимоотношений с социальной средой, расширение возможностей
общественной коммуникации и поддержании состояния позитивного настроя и чувств жизненных сил для реализации установленный задач [3].
В работах Леонюк Н.А. мы видим, что она понимает под общественной активностью пожилых людей интегрированную
характеристику целенаправленных действий человека, сведенных с преображением общественной среды и созданием социальных свойств личности. Это обязательное качество в престарелом возрасте, которое нужно для общества и для самого человека, оказывающие помощь его физиологическому, духовному и социальному здоровью [5].
Чернышкова Е.В. ввела понятие "активный образ жизни пожилых людей", включающие два составляющих: структурное и динамическое. Структурное составляющие закрепляет адекватный соматический статус, совокупность положительных мотиваций к разным видам деятельности, стремление к пособничеству и социальному партнерству. Динамическое составляющие дает возможность анализа пожилого возраста в контексте продолжающейся социализации через введение в социальную практику в возрастном ракурсе [11].
Булавинцева О.С. пишет, что степень общественно-психологической интенсивности людей в позднем возрасте на прямую находится в зависимости от пола и возраста, профессиональной деятельности в прошлом времени, области интересов и пристрастий, межличностных и домашних отношения, продолжительности проживания в стационаре
[3].
Кроме этого, принципиальной причиной общественно-психологической деятельности считается ступень личностных особенностей и жизнестойкости, которая обозначена как адаптационный ресурс, то есть потенциал, актуализируемый личностью при попадании в различные общественно важные ситуации [4, 8,
9].
В работах Соболевой Е.В. отмечается, что индивидуальный потенциал и сама личность прогрессирует в деятельности. Очень много психических параметров, свойств субъекта в собственной целостности, единстве, необходима для исполнения функций предоставленной деятельности получила название
психологической систем активности [7].
Отечественный и зарубежный опыт общественно-психологической практики
показывает, что пожилые люди - общественно функциональны. По данным почти всех ученый и практиков, собственно от общественной
активности людей пожилого возраста находится их качество жизни и степень привыкания к возрастным переменам [1].
Данная сфера деятельности в прошлом времени считается фактически главной составляющей общественной активности людей позднего возраста. Так как люди с высшим образованием, являющиеся специалистами в прошлом, легче находят темы для общения, что дает им выражать самостоятельность в адаптации к находящейся вокруг себя среде [2, 10, 12].
У людей, которые имеют низкий уровень образования и не работающих долгое время, появляется потребительское положение к людям с низкой социальной активности [3].
Личностные качества, которые появляются в деятельности, отражены в классификации старости И.С. Кона:
- Активная, творческая старость, это та старость, когда человек отправляется на отдых и расстаётся с профессиональным трудом, а также продолжает участвовать в социальной жизни, воспитании молодежи и т.д.;
- Старость с положительной общественной и психологической приспособленностью, это когда энергия стареющего человека направлена на обустройство собственной жизни -материальное благополучие отдых, развлечения и образование - на все то, на что раньше не хватало времени;
- "Женский" тип старения - в данном случае придачи сил пожилого человека находится в семье: в домашней работе, семейных заботах, воспитании внуков; так как домашнюю работу необходимо делать постоянно, таким людям некогда скучать, но удовлетворенность жизнью у них обычно ниже, чем у двух предыдущих групп;
- Старость в заботе о здоровье ("мужской" тип старения) - в данном случае нравственное удовлетворение и заполнение жизни дает забота о здоровье, активизирующая различные типы активности; но в данном случае человек может излишнее значение своим реальным и мнимым недугам и болезням и его сознание отличается повышенной тревожностью.
В престарелом возрасте социальная интенсивность может выявляться, прежде всего, в четырех сферах жизнедеятельности: трудовой, общественной, семейно-бытовой,
социокультурной. Трудовая деятельность пожилых людей, связывается с тем, что работа представляется одним из главных начал
улучшения материального положения. Досуговая деятельность (активный досуг, занятия спортом, любительская активность: огородничество и садоводство, разведение птиц и т.д.) пожилых людей определяет собой средство самореализации личности. Притягивание пожилых людей к общественной работе предает людям чувство морального удовлетворения от выполнения этих обязанностей, эта работа в определенной мере компенсирует прежнюю профессиональную
деятельность, для многих она имеет престижное значение.
Таким образом, знание особенностей воздействия общественно-психологических факторов на процесс старения человека позволит содействовать оптимальному функционированию личности престарелого человека и оказывать тем самым наиболее сдерживающее воздействие на процесс ее старения, дозволит поменять условия, образ жизни пожилых людей, нарастить степень их общественной активности.
Список литературы
1. Анцыферова Л.И. Расстройства психической деятельности в позднем возрасте / Л.И. Анцыферова, Н.Ф. Дементьева, Е.В. Щанина и др. - Л.: Медицина, 1969 - 285 с.
2. Батуева С.В. Социально-психологическая адаптация первоклассника с задержкой психического развития арт-терапевтическими средствами театральной деятельности / С.В. Батуева //Психология, социология и педагогика. -2014. - №11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru /2014 /11 /3934 (дата обращения: 24.12.2015).
3. Булавинцева О.С. Социально-психологические технологии поддержания социальной активности людей позднего возраста: дисс.... канд.т психол. наук / О.С. Булавинцева. - Рос. гос. социал. ун-т - Москва, 2013 - 282 с.
4. Долгова В.И. Психолого-педагогическая коррекция тревожности как фактора эмоциональной устойчивости студентов-психологов / В.И. Долгова, О.А. Шумакова // Научно-методические рекомендации / Челябинск, 2010. Сер. Инновационная культура будущего педагога-психолога
5. Леонюк Н.А. Формирование социальной активности пожилых людей средствами волонтерской деятельности /Н.А. Леонюк // Филосовско-гуманитарные чтения. - 2014. - №1 - с. 51-55
6. Семченко Л.Н. Психоэмоциональный статус детей с задержкой психического развития и межличностные отношения в их семье /Л.Н. Семченко, О.Ю. Герасимова, М.А. Калонова и др. //Вестн. ЧОКБ. 2013. - Вып. №3 (22). -с. 34-36.
7. Соболева Е.В. Анализ личностного ресурса студентов-первокурсников психологических специальностей /Е.В. Соболева // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №4 - [Электронный ресурс] - URL: http://www.science-education. ru/118-14405.
8. Соболева Е.В. Жизнестойкость как адаптационный ресурс иногородних студентов / Е.В. Соболева, О.А. Шумакова //Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2014. - №2 (37). - с. 84-86.
9. Соболева Е.В. Состояние проблемы развития личностного потенциала у психологов в отечественной психолого-педагогической теории и практики / Е.В. Соболева // Психология, социология и педагогика. - Июль 2014. -№7. - [Электронный ресурс] - URL: http://psychology.snauka.ru/2014/07/3425.
10. Соболева Е.В. Субъективные факторы психической адаптации студентов в новой личностно значимой социальной ситуации /Е.В. Соболева //Психология обучения. - 2014. - №06. - с. 74-80.
11. Чернышкова Е.В. Медико-социальные механизмы пролонгирования активного образа жизни в пожилом возрасте: автореф. дисс.докт. соц. Наук /Е.В. Чернышкова. - Волгоград, 2013 - 44 с.
12. Шлепотина Н.М. Некоторые аспекты социальной адаптации студентов Южно-Уральского государственного медицинского университета / Н.М. Шлепотина // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области: материалы I всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых "Психолого-социальная и медико-реабилитационная поддержка незащищенных слоев населения". - 2013. -№1 (3). - с. 220-223
13. Шумаков В.А. Эвристическая интуиция в свете общих методологических идей синергетики: дисс. . канд. филос. наук /В.А. Шумаков. - Челябинск, 2007
14. Шумаков В.А. Эвристическая интуиция в свете общих методологических идей синергетики: автореф. дис. . филос. наук / В.А. Шумаков. - Челябинск, 2007
15. Шумаков В.А. Актуальные проблемы синергетической интерпретации эвристической интуиции / В.А. Шумаков // Современные гуманитарные исследования. - 2006. - №6. - с. 67.
SOCIALL-PSYCHOLOGICAL FACTORS TO SUSTAIN LIVELIHOODS ACTIVE AGAIN*
P.A. SEMENOV, SUSMU, Chelyabinsk, Russia P.S. RESHETOVA, SUSMU, Chelyabinsk, Russia
* Научный руководитель: ст. преподаватель, к.псх.н. Соболева Е.В.
e-mail: [email protected]
Abstract
The problem of social and psychological factors of maintaining vitality in old age. Marked personality factors, which are implemented in the activities and maintain a certain level of activity.
Keywords: old age, activity factors, individual characteristics in old age, activity, activity.