УБК 316.346.32-053.9 ББК 60.55.325.13
КУЛЬТУРА СТАРОСТИ В РОССИИ И СТРАНАХ ЗАПАДА: ОБРАЗ ПОЖИЛЫХ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО
САМОЧУВСТВИЯ
А.С. СУСОЕВА, ОУВО ЮУИУиЭ, г. Челябинск, Россия ОС НАГОРНАЯ, ОУ ВО ЮУИУиЭ, г. Челябинск, Россия e-mail: [email protected]
Аннотация
Глобальные изменения периода современности привели к складыванию парадоксальной ситуации: масштабное увеличение количества пожилых людей в сравнении с остальными возрастными группами происходит в ситуации доминирования в общественном сознании идеала молодости. Необходимость принятия старости с положительного ракурса является экзистенциальной потребностью, она нацелена как на решение проблем пожилых людей, связанных со сложностями адаптации к современным устоям жизни, так и молодого поколения, испытывающего страх перед неизбежным старением.
Ключевые слова: геронтология, культура старости, пожилое общество, старость.
Актуальность. На протяжении целого ряда исторических эпох люди пожилого возраста воспринимались как носители уникального жизненного опыта, необходимого остальным возрастным когортам для выживания, развития и обеспечения благополучия. Благодаря этому символическому капиталу те немногие, кто доживал "до почтенных седин", возглавляли территориальные сообщества, выступали в качестве судей и советников. Глобальные изменения периода современности: рост численности населения, повышение ожидаемой длительности жизни, развитие системы соцобеспечения, - привели к складыванию парадоксальной ситуации: масштабное увеличение количества пожилых людей в сравнении с остальными возрастными группами происходит в ситуации доминирования в общественном сознании идеала молодости. Как подчеркивает Л. Дьяченко, старшее поколение вытесняется на периферию общественной жизни вследствие развития технологий [1]. Важную роль здесь играет и экономический аспект: развитие системы пенсионного обеспечения предполагает основную нагрузку на работающее население, представляя пенсионеров в качестве своеобразного балласта. Согласно данным Росстата, на 2016 г. в Российской Федерации 35,61% населения перешагнуло границу 60-летия [2]. Неслучайно одним из вынужденных средств облегчить это бремя видится смещение пенсионного возраста.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью научного анализа культуры старости в разных странах, в том числе возможностей ее позитивной презентации различными средствами массовой культуры: фотографией, кино, литературой.
Представляется, что взвешенная рецепция зарубежного опыта в отдельных сферах социальной и политической жизни будет способствовать формированию и трансляции реалистично-позитивного образа старости, а также эмоциональному оздоровлению общества через избавление от возрастных страхов.
В широком круге источников, привлеченных к данному исследованию, особо выделяются следующие группы:
- статистические данные и данные социологических опросов позволяют смоделировать существующую структуру возрастных когорт российского населения, а также выявить и проанализировать восприятие пожилых людей различными социальными группами;
- произведения современной культуры (кино, фотография, литература) отражают попытки коррекции образа старости и стабилизации эмоционального дисбаланса в связи с существующими страхами перед старостью;
- публикации в СМИ разных стран, особенно в сети Интернет используются для изучения общественного мнения в целом и позиций отдельных социальных и политических групп
касательно вопросов, связанных с проблемами пожилых людей.
Как справедливо отмечает в своем исследовании Е.В. Чернышкова, "образ старости - динамическое социокультурное явление, создание которого напрямую связано с социальными, экономическими, этическими и культурными особенностями общества. Восприятие пожилых и старых людей обществом неоднозначно, так как их мудрость и опыт противопоставляются физическому, умственному и психическому увяданию. Визуальный образ старости играет большую роль в этом процессе [3].
Российские фильмы и сериалы демонстрируют жизнь в старости в соответствии с тем, какой ее видит общество, т.е. скучной, безрадостной, серой и однообразной. Все существование стариков вращается вокруг внуков, собственного здоровья и подготовки к завершению жизни - к смерти. Повседневность представляет собой смиренное ожидание конца, на протяжении финального этапа не происходит практически никаких событий, выделяющихся из привычной чреды. При столкновении с более сложными жизненными трудностями герои фильмов демонстрируют и другие подводные камни старости: люди пожилого возраста не просто неинтересны молодым, они - обуза. Ярким кинематографическим примером является российский фильм "Бабуся" (2003 г.), снятый режиссером Л. Бобровой. Как только главная героиня, женщина пенсионного возраста, утратила возможность решать проблемы своих детей и внуков, поддерживать их материально, они тут же от нее отвернулись. Ни зять, ни любимые внуки, которым она помогла с покупкой квартиры, отказались принять ее к себе: "бабусе" ничего не остается, кроме как предаться воспоминаниям о былых временах своей активности, когда ее любили, и попытаться решить свою проблему самостоятельно. Эта картина достаточно ярко описывает сложившуюся ситуацию в обществе, где старики предоставляются сами себе, уходят на периферию не только общественной, но и родственных отношений, остаются один на один со своей беспомощностью и одиночеством. Такой же образ старости демонстрируется и в других российских картинах, например, " Клуб женщин" (1987, режиссер В. Фокин).
Транслируемый в современном российском кино образ " убогой старости" лишь заостряет внимание на негативных чертах,
характеризующих пожилой возраст. Возможности, имеющиеся у людей старшего поколения, опускаются, заостряется внимание на недостатках, и, как следствие, сами пожилые люди воспринимают старость как дефект, который лишает их того запаса потенциала для собственной реализации, которым они обладают. Это в свою очередь приводит к тому, что по факту пожилые люди, достигая пенсионного возраста, прекращают думать об открывающихся перед ними перспективах, подсознательно принимая укоренившийся образ старости, как формат поведения, которому необходимо соответствовать. Они теряют положительный настрой, желание жить, ставить и достигать цели, боятся идти в ногу со временем, потому что это может сопровождаться сложностями, с которыми они останутся наедине. Не желая становиться обузой, признавать контрастирующую с молодостью слабость, пожилые люди закрываются, отдаляются, что в свою очередь усугубляется поведением молодого поколения, которое под чувством страха перед старостью старается отодвинуть напоминания о предстоящем угасании как можно дальше. Все это - результат сформировавшегося вокруг данного этапа жизни негативного общественного представления.
Российскому образу старости можно противопоставить образ западного пожилого человека, который демонстрирует возможные варианты реализации имеющегося потенциала. На примере фильма "Стажер" (2015 г., режиссер Н. Майерс) были показаны те же самые вопросы старости, которые встают перед пожилыми соотечественниками. В этой картине иллюстративно раскрываются широкие возможности для социумов по использованию жизненного потенциала, которыми обладают люди пенсионного возраста, в условиях повышения ожидаемой продолжительности жизни. Невозможность их полноценного трудоустройства, которая объясняется не только спецификой законодательства, но и физиологической неспособностью к ежедневной восьмичасовой занятости, компенсируется форматом волонтерских программ, в рамках которых пожилых привлекают к обучению и передаче имеющихся у них знаний и социального опыта. Именно в рамках подобного социального проекта главный герой, 70-летний вдовец, устраивается на работу старшим стажером в интернет-магазине модной одежды.
На протяжении фильма его авторами четко реконструируется процесс как адаптации пожилого человека к новому окружению, так и реакция на его присутствие молодого поколения. Изначально возраст героя становится причиной предвзятого к нему отношения - он воспринимается как обуза, от него пытается избавиться глава фирмы. Однако впоследствии оказывается, что те знания и опыт, которыми обладает главный герой, становятся панацеей для многих в решении разнообразных проблем: любовных, семейных, деловых. Персонаж учит молодых жизни, доказывая практичность и актуальность имеющегося у него опыта вне зависимости от времени и общества, в котором он применяется. Еще одной образной линией в данной картине становится демонстрация внепрофессиональной активной жизни американских пенсионеров: занятия йогой в парке, хобби и коллекционирование, даже посещение похоронных церемоний друзей предстает в позитивном свете. И хотя авторов картины можно обвинить в излишней идеализации ситуации, культурное послание фильма однозначно - формирование нового образа пожилого человека, полностью интегрированного в современную динамичную социальную жизнь.
Сходный пример подобного образа старости демонстрирует фильм '^агперцы" (2013 г., режиссер Дж. Тёртелтауб). В этой картине рассказывается история четырех мужчин, которые сохранили дружеские отношения с детства до пенсионного возраста: новым испытанием для них становится свадьба одного из этой четверки. Используя образ традиционного мальчишника в Лас-Вегасе, режиссер иллюстративно подчеркивает глубину пропасти между поколением пожилых и молодых мужчин. Сначала герои не до конца понимают специфику развлечений и жизни нынешней молодежи и явно выделяются на их фоне, но принимая участие в современной жизни, становятся ее частью, находят общий язык с молодым поколением, вливаясь в ту обстановку, в которой они оказались. Рассказанная история демонстрирует, что жизнь, после достижения пенсионного возраста не заканчивается, а только начинается, и веселье, радость и любовь не покидают этот период жизни, а, наоборот, приобретают другие краски, дарят новый опыт и направлены на другие приоритеты и ценности. Старость в
'^агперцах" представлена как яркое событие, а не серая и унылая смена одинаковых будней.
Подобные фильмы позволяют посмотреть на старость под другим углом, дают возможность переоценить будущее и более уверенно вступить в новый этап жизни. Демонстрация положительных моментов старости с точки зрения социальной и культурной сфер компенсирует минусы медицинского дискурса, оставляя людям старшего поколения возможность посмотреть на себя иначе, почувствовать себя увереннее, частью общества, в котором они находятся.
Менее игровым, но столько же важным визуальным средством формирования образа старости выступают фотографии, размещаемые как в рамках выставок, так и в сети Интернет. Они наглядно демонстрируют обществу проблемы пожилых людей, призывают к участию в их жизни, тем самым позволяя молодому поколению воспринимать
достижение пенсионного возраста с точки зрения получения новых возможностей и перехода на новый, не менее интересный этап.
Фотограф из Хельсинки (Финляндия), Нита Вера, продемонстрировала в своей серии фотографий "Space and Relation Between" 2013-го года проблему зацикленности пожилых людей на негативных сторонах своего возраста, их самоизоляцию не только от общества, но и от семьи. На ее снимках герои выглядят одинокими, брошенными, предоставленными самим себе [4].
Иной образ поставлен в центре работ японского фотографа М. Янаги в "My Grandmothers", идеей которой стало желание показать предположения нескольких опрошенных девушек о том, как они будут жить 50 лет спустя [5]. Созданные по их представлениям фотографии транслируют положительный образ старости, показывают, что те мечты и желания, которые рождаются в молодости, можно реализовать будучи в пенсионном возрасте. Подобные работы позволяют увидеть и осознать отсутствие той огромной дистанции между поколениями, которая многим видится из-за нежелания, а где-то и отсутствия возможностей принять плюсы перехода на завершающий этап жизни.
Этот же взгляд на старость был поддержан фотографом Э. Стайн в проекте "Hello, I'm Nora", где показана 73-летняя лондонская пенсионерка, демонстрирующая открытость,
веселый нрав и возможность продолжения жизни в позитивном ключе на склоне лет [6].
Создание положительного образа старости путем демонстрации имеющихся возможностей пожилых людей через популярную визуальную культуру имеет и важный зеркальный эффект: этот образ старости дает молодому поколению шанс принятия завершающего этапа жизни как периода раскрытия нового потенциала. Необходимость принятия старости с положительного ракурса является
экзистенциальной потребностью, она нацелена
как на решение проблем пожилых людей, связанных со сложностями адаптации к современным устоям жизни, так и молодого поколения, испытывающего страх перед неизбежным старением. Реализация условий, позволяющих достичь равновесия между возрастными когортами, позволит повысить уровень психологического здоровья общества, развития социально-культурной и
профессиональных сфер. И в этом авторы статьи видят насущную задачу функционеров от культуры и творческих деятелей.
Список литературы
1. Дьяченко Л.И. Феномен старости в современном обществе: социально-культурная и личностная экспликация/Л.И. Дьяченко //Автореферат диссертации ... к. филос. н., г. Казань, 2009. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: www.dissercat.com (дата обращения: 27.11.2016)
2. Распределение населения по возрастным группам// Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: www.gks.ru
3. Чернышкова Е.В. Визуальный образ старости в контексте современной жизни / Е.В. Чернышкова // Научно -теоретический журнал "Научные проблемы гуманитарных исследований " - 2011. - № 9 - С. 288-293.
4. Nita Vera // Photoparley [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: www.photoparley.wordpress.com (дата обращения 17.12.2016)
5. My Grandmothers // Официальный сайт фотографа М. Янаги [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: www.yanagimiwa.net (дата обращения 17.12.2016)
6. Hello, I'm Nora // Официальный сайт фотографа Э. Стайн [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: www.emilystein.co.uk (дата обращения 17.12.2016)
THE CULTURE OF OLD AGE IN RUSSIA AND THE WEST: THE IMAGE OF THE ELDERLY IN THE MEDIA CULTURE AND THE PROBLEM OF SOCIAL WELL-BEING
O.S. NAGORNAYA, SUIME, Chelyabinsk, Russia A.S. SUSOEVA, SUIME, Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected]
Abstract
Global changes of modern times led to the folding of a paradoxical situation: large increase in the number of elderly compared to other age groups takes place in a situation of dominance in the social consciousness of the ideal of youth. The need to adopt age-positive perspective is an existential need, it aims at solving the problems of older people-related challenges of adapting to modern ways and the younger generation, experiencing fear of the inevitable aging.
Keywords: gerontology, culture of old, old society, old age.