Научная статья на тему 'Социально-психологические факторы качества принятия решений спортсменами групповых видов спорта'

Социально-психологические факторы качества принятия решений спортсменами групповых видов спорта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
166
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SOCIO-PSYCHOLOGICAL FACTORS / СТАТУСНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / STATUS CHARACTERISTICS / ФУНКЦИОНАЛЬНО-РОЛЕВЫЕ ПОЗИЦИИ / FUNCTIONAL-ROLE POSITIONS / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF JOINT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Василенко С.В.

В статье изучаются социально-психологические факторы качества принятия решений спортсменами групповых видов спорта (статусные характеристики, функционально-ролевые позиции, социально-психологические характеристики совместной деятельности. Проводится анализ соотнесенности статусных характеристик спортсменов групповых видов спорта и командно-ролевых позиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Василенко С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические факторы качества принятия решений спортсменами групповых видов спорта»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

peer-reviewed • open access journal ISSN 250-3585

УДК: 316.61:796.071 ББК: 88.53:75

Психологические науки

Социально-психологические факторы качества принятия решений спортсменами групповых видов спорта.

73

© С.В. Василенко

Василенко С.В. - педагог-психолог, МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №33", кандидат психологических наук. E-mail: s.v.alekhina@mail.ru

Адрес: 305000, г. Курск, ул. Семенвская, 39, Российская Федерация

АННОТАЦИЯ

В статье изучаются социально-психологические факторы качества принятия решений спортсменами групповых видов спорта (статусные характеристики, функционально-ролевые позиции, социально-психологические характеристики совместной деятельности. Проводится анализ соотнесенности статусных характеристик спортсменов групповых видов спорта и командно-ролевых позиций.

Ключевые слова: социально-психологические факторы, статусные характеристики, функционально-ролевые позиции, социально-психологические характеристики совместной деятельности._

Спортивная деятельность, как вид деятельности ориентирована на результат, который характеризуется спортивными достижениями. Спортсмен в процессе реализации этой деятельности принимает решение, его внимание и сознание сосредоточено на переработке информации как на тренировочном этапе, так и на этапе соревновательном [2].

Принятие решения в спортивной деятельности анализируется в системе регулирования тренировочного процесса с учетом специфических особенностей вида спорта [6].

Качество принятия решений в условиях спортивной деятельности обусловлено факторами: индивидуально-личностными и социально-психологическими. Индивидуально-личностные детерминанты представлены мотивационными (мотивация достижения успеха), индивидуально-типологическими (самооценка); а социально-психологические- статусными, функционально-ролевыми детерминантами и особенностями межличностных отношений [2; 5].

Статус как социально-психологическое явление транслируется в качество принятия решения, которое в групповых видах спорта формирует групповое действие и совместный результат. В этой концептуальной логике в данном исследовании изучаются только статусные и функционально-ролевые факторы качества принятия решения.

Целью исследования является изучение социально-психологических факторов качества принятия решений спортсменами групповых видов спорта.

База исследования. Общий объем выборки составил 187 спортсменов общественного спорта. Возраст испытуемых 16 - 22 года. Исследование проводилось на базе юношеского футбольного клуба «Авангард» г. Курск - 46 футболистов, на базе спортивного комплекса Курского государственного медицинского универси-№4 (7) 2017 тета 43 футболиста и 38 баскетболистов, www.j-chr.com на базе спорткомплекса Курского государственного университета - 60 волейболистов.

В исследовании использовались эмпирические методы: клиническая беседа, психодиагностические методики: тест функционально-ролевых позиций Белби-на, социометрический метод Дж. Морено, прибор-модель «Арка» (А.С. Чернышев, С.В. Сарычев, Ю.А. Лунев).Исследователь-ские выборки спортсменов групповых видов спорта при анализе совместной деятельности и внутригруппового взаимодействия спортсменов дифференцировались на спортивные команды внутри каждого вида: группа баскетболистов включала 5 команд (по 7-8 человек в команде); группа волейболистов - 5 команд (по 12 человек в команде); группа футболистов - 8 команд (по 11-12 человек).

При статистической обработке данных нами использовались методы общей, сравнительной (U-критерий Манна-У-итни) статистики. Статистическая обработка осуществлялась с помощью пакета статистических прикладных программ STATISTICA 6.0.

Задачи исследования:

1) Исследование статусных характеристик спортсменов групповых видов спорта;

2) Исследование функционально-ролевых позиций спортсменов групповых видов спорта;

3) Исследование социально-психологических характеристик совместной деятельности.

В результате исследования соотнесенности социометрических статусных позиций баскетболистов с их командно-ролевыми позициями в команде выявлены следующие тенденции:

- у баскетболистов, играющих на позиции легкого и тяжелого форвардов -преобладание социального статуса отвергаемых, причем данный статус у игроков, занимающих позицию легкого форварда, более выражен, чем у игроков, играющих на позиции тяжелого форварда в команде. Позиция разыгрывающего защитника характеризуется преобладанием социального статуса игнорируемых. Позиция центрового в баскетбольной команде соответствует социальному статусу лидера;

- у волейболистов, занимающих командно-ролевую позицию диагонального нападающего, преобладающим является социальный статус отвергаемого. Командно-ролевая позиция доигровщика характеризуется социальным статусом принимаемого; позиция либеро - статусом предпочитаемого. Волейболисты, занимающие позиции связующего и центрального блокирующего, характеризуются социальным статусом игнорируемых.

у футболистов, занимающих командно-ролевую позицию вратаря, социальный статусом отвергаемых. Социальный статус предпочитаемых соответствует командно-ролевой позиции защитника. Спортсмены, занимающие командно-ролевые позиции нападающего и полузащитника, характеризуются социальным статусом принимаемого.

В результате исследования функционально-ролевых позиций выявлено:

- у баскетболистов преобладание позиций дипломата и генератора при отсутствии ролевых позиций координатора, реализатора и исполнителя. Функционально-ролевая позиция дипломата реализуется в предотвращении межличностных проблем, повышении уровня общения в группе, а также преодолении трений и конфликтов, появляющихся в команде, тем самым обеспечивая эффективность командной работы. Баскетболисты, занимающие роль генератора, обеспечивают выдвижение идей и разработку стратегий достижения групповых целей. При этом необходимо отметить некоторую отстраненность и восприимчивость к критике людей, выполняющих роль генератора, что связано с необходимостью работать самостоятельно, отделившись от других членов команды, используя свое воображение и следуя нетрадиционным путем. В результате частотного анализа функционально-ролевых позиций волейболистов также выявлено преобладание позиций дипломата и генератора. Функционально-ролевая позиция творца, предполагающая организацию и координацию деятельности группы через прояснение целей, стоящих перед группой, распреде-

ление заданий и обязанностей, поощрение членов группы к активному участию в выполнении задач и достижении целей группы, не представлена. Сходный функционал реализуют спортсмены, занимающие позицию координатора: пользуясь общим уважением, обеспечивают координацию действий всех членов команды в соответствии с их индивидуальными склонностями и особенностями. Однако затруднения возникают при необходимости активизации участников группы к участию в достижении общегрупповых целей. Спортсмены, занимающие в команде ролевые позиции атакующего защитника и тяжелого форварда, функционально обеспечивают выдвижение идей и разработку стратегий достижения групповых целей, что отражает содержание функциональной роли генератора. Игроки, занимающие позицию центрового в команде, обеспечивают реализацию функциональной роли дипломата (активация внутригруппового общения, создание и поддержание командного духа). Функциональное содержание роли исследователя, обеспечивающего внешнегруп-повые взаимодействия и поддерживая идеи и разработки собственной команды, реализуется баскетболистами в равной степени вне зависимости от занимаемой командно-ролевой позиции. Экспертные функции обеспечиваются игроками, занимающими ролевую позицию тяжелого форварда. Позиция легкого форварда функционально соответствует ролевой позиции творца, обеспечивающего динамичность, энергичность и импровизиро-ванность решений спортивной команды;

- у футболистов так же, как и спортсменов других групповых видов спорта (баскетбол, волейбол), - преобладание функционально-ролевой позиции генератора. Однако, в отличие от них, высокими показателями частоты встречаемости характеризуются ролевые позиции дипломата и исполнителя. Функционал исполнителей заключается в обеспечении соблюдения норм и правил, безошибочности реализации стратегии достижения целей, а также в поиске конкретных оши-

75

76

бок и поддержании чувства срочности внутри группы. Футболисты, занимающие командно-ролевую позицию нападающего, функционально реализуются через роли генератора и координатора. Позиционные защитники обеспечивают функциональное содержание ролей дипломата и исполнителя. Футболисты, позиционно занимающие роль вратаря, реализуют функциональное содержание роли эксперта-контролера, заключающееся в анализе и оценке командной игры в целом, а также анализе возможных вариантов развития командной игры. Командно-ролевая позиция полузащитника реализует функциональное содержание исследовательской роли, заключающееся в обеспечении как внутри-, так и межгруппового взаимодействия, а также в поиске ресурсов для решения общегрупповых задач.

- у волейболистов, занимающих командно-ролевую позицию связующего, функционально реализуется содержание роли генератора, обеспечивающего выдвижение оригинальных идей и разрешение сложных ситуаций. Дипломатический и координирующий функционал в команде реализуют волейболисты, занимающие командно-ролевую позицию либеро, заключающуюся в приеме мяча на задней линии (свободный защитник). Диагональный нападающий, обеспечивающий атаку соперника с задней линии, обеспечивает реализацию функционала исследователя, эксперта-контролера и реализатора (взаимодействие как внутри-, так и вне команды, анализ и оценка общего «рисунка игры», реализация стратегии достижения цели). Доигровщик, обеспечивающий прием «трудных мячей» со стороны противника в условиях ограниченности времени, реализует функционально-ролевую позицию исполнителя, концентрирующегося на целях, упорядочивающего работу команды, превращающего идеи в выполнимые задания. Функционально-ролевая позиция творца в группе волейболистов не представлена.

Таким образом, полученные результаты исследования соотнесенности командно-ролевых позиций спортсменов

групповых видов спорта (баскетбол, волейбол, футбол) и функционально-ролевых позиций, описанных М. Белбиным, позволяют выделить следующие тенденции.

Во-первых, выявлена содержательная соотнесенность статусных позиций спортсменов групповых видов спорта (баскетбол, волейбол, футбол) с командно-ролевыми позициями, занимаемыми спортсменами в команде. Во-вторых, исследование функционально-ролевых позиций спортсменов групповых видов спорта указывает на фрагментарную представленность функционально-ролевых позиций баскетболистов (отсутствие функциональной роли координатора, реализатора, исполнителя) и волейболистов (отсутствие функциональной роли творца) при полной представленности функционально-ролевых позиций у футболистов. В-третьих, выявлена соотнесенность содержательных характеристик командно-ролевых и функционально-ролевых позиций спортсменов групповых видов спорта (баскетбол, волейбол, футбол).

В результате исследования внутри-группового взаимодействия было определено:

- у баскетболистов при одинаковом стиле совместной деятельности - сотрудничестве - целенаправленность первой команды баскетболистов, их высокая ориентировка на совместную деятельность обеспечивают на уровне статистической значимости меньшее время сборки прибора-модели «Арка» и высокое ее качество, по сравнению со второй и третьей командами, демонстрирующими средний уровень ориентировки и среднее качество сборки модели, проявляющееся в однократном разрушении модели на этапе завершения (Х1=2,32; Х2=2,46;Х3=3,22;Шмп1. =0,00*; иэмп2. =0,00*; при р=0,000002). Пятая команда при высоком качестве сборки также значимо отличается по параметру времени сборки (Шмп. =0,0*при р=0,000002);

- у волейболистов при одинаковых характеристиках совместной деятельности (активности, пассивности, тревоге),

сотрудничающем и конфликтном взаимодействии, при средних показателях ориентировки команды значимо отличаются по показателю общего времени сбора модели, сопряженному с качеством сборки (высокому показателю качества сборки соответствует безошибочность сборки без разрушения; при средних показателях качества сборки модели испытуемые безошибочно собирают модель не с первой попытки) (Шмп. =0,0* при р<0,05). Команды, демонстрирующие высокое качество сборки прибора-модели «Арка», проявляющие активность и целенаправленность при взаимовыручке и поддержке, с устойчивой ориентировкой в совместной деятельности (третья группа), собирают «Арку» значительно быстрее (иэмп.=0,0* при р=0,000002) пятой команды, но медленнее первой(Шмп.=0,0* при р=0,000002), члены которой в процессе взаимодействия демонстрируют интерес, активность, склонность к конфликту и соперничеству, что, очевидно, связано с системой социальных статусов спортсменов;

- у футболистов первой команды в процессе внутригруппового взаимодействия при сборе модели «Арка» демонстрируется интерес, целенаправленность, используют такие стили взаимодействия, как взаимовыручка, характеризуются высокой ориентировкой в ситуации совместной деятельности. При этом показатель времени сборки значительно меньше по сравнению со второй командой футболистов, характеризующейся высокой активностью, склонностью к конфликту и соперничеству, низким уровнем ориентировки (иэмп.=0,0* при р=0,000005), а также в сравнении с третьей командой футболистов, проявляющей интерес, склонной к конфликту и сотрудничеству в процессе совместной деятельности, средним уровнем ориентировки (Шмп.=0,0* при р=0,000005). Футболисты седьмой и восьмой команд, проявляющие инте-

рес, конфликтность и сотрудничество, со средним уровнем ориентировки в совместной деятельности, по показателю времени сбора модели «Арка» значимо отличаются: время, затраченное футболистами седьмой команды, значимо меньше времени, затраченного восьмой командой (иэмп.=0,0* при р=0,000002). Внутригрупповое взаимодействие футболистов в восьмой команде характеризуется тревогой, удивлением, стратегиями сотрудничества и соперничества при высоком качестве сборки.

Таким образом, в результате исследования социально-психологических факторов качества принятия решений спортсменами групповых видов спорта (баскетбол, волейбол, футбол) выявлены следующие тенденции. Система социальных статусов спортсменов групповых видов спорта характеризуется минимальной представленностью статусной позиции лидера во всех трех группах испытуемых. В качестве специфических тенденций следует отметить преобладание статуса игнорируемых у баскетболистов при преобладании статуса принимаемых у волейболистов и футболистов. Выявлена содержательная соотнесенность статусных характеристик спортсменов групповых видов спорта (баскетбол, волейбол, футбол) с ролевыми позициями.

Баскетболисты и волейболисты характеризуются фрагментарной представленностью функционально-ролевых позиций, что проявляется в отсутствии функциональной роли координатора, реализатора, исполнителя, а также отсутствии функциональной роли творца. Футболисты характеризуются полной представленностью функционально-ролевых позиций. Система ролевых позиций спортсменов групповых видов спорта характеризуется содержательной соотнесенностью командно-ролевых и функционально-ролевых позиций.

77

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков И. П. Практикум по спортивной психологии. - СПб.: Питер, 2002.

2. Гагаева, Г. М. Психологическая подготовка спортсменов-футболистов к предстоящему соревнованию// Проблемы психологии спорта. - М., 1962. - Вып. 2. - С. 284-291.

3. Ильин Е.П. Психология спорта. - СПб.: 2009. - 352 с.

4. Карпов A.B. Психология принятия решения. ЯрГУ, 2003. 240 с.

5. Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения

в спортивной команде. - М.: Физкультура и спорт. -1984.

6. Корнилова Т. А. Психология риска и принятия решений. - М.: 2003.

7. Портнов, Ю.М. Баскетбол. - М.: Физкультура и Спорт, 1998.

8. Родионов А.В. Психология физической культуры. - М.: Академия, 2010. 368 с.

9. Тихомиров 0. К. Принятие решений как психологическая проблема. - М.: 1976.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL FACTORS OF QUALITY OF DECISION-MAKING WITH ATHLETES OF GROUP SPORTS

Svetlana V. Vasilenko

Vasilenko SvetlanaV. - Teacher-psychologist, MBDOU "Kindergarten combined type № 33", candidate of psychological sciences. 78 E-mail: s.v.alekhina@mail.ru

Address: 305000, Kursk, ul. Semenvskaya, 39, Russian Federation

ABSTRACT

This article explores the socio-psychological factors of quality of decision-athletes in group sports (status characteristics, functional-role positions, social and psychological characteristics of joint activity. The analysis of the relatedness status of the athletes of group sports and team-role positions.

Key words: socio-psychological factors, status characteristics, functional-role positions, social and psychological characteristics of joint activity.

REFERENCE

1. Volkov I. P. Praktikum po sportivnoy psikhologii. - SPb.: Piter, 2002.

2. Gagayeva, G. M. Psikhologicheskaya podgotovka sportsmenov-futbolistov k pred-stoyashchemu sorevnovaniyu// Problemy psikhologii sporta. - M., 1962. - Vyp. 2. - S. 284-291.

3. Il'in Ye.P. Psikhologiya sporta. - SPb.: №4 (7) 2017 2009. - 352 s.

www.j-chr.com 4. Karpov A.B. Psikhologiya prinyatiya resheniya. YarGU, 2003. 240 s.

5. Kolomeytsev YU.A. Vzaimootnosheniya

v sportivnoy komande. - M.: Fizkul'tura i sport. -1984.

6. Kornilova T. A. Psikhologiya riska i prin-yatiya resheniy. - M.: 2003.

7. Portnov, YU.M. Basketbol. - M.: Fizkul'tura i Sport, 1998.

8. Rodionov A.V. Psikhologiya fizicheskoy kul'tury. - M.: Akademiya, 2010. 368 s.

9. Tikhomirov O. K. Prinyatiye resheniy kak psikhologicheskaya problema. - M.: 1976.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.