РуДК-371.01.
СТАТУСНО - РОЛЕВАЯ СТРУКТУРА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ФУТБОЛИСТОВ
С.В. Алехина
В статье исследуется содержание и ролевая структура команды. Рассмотрено соотношение статусных позиций с ролями в юношеской футбольной команде и команде младших подростков, ролевые позиции формальной и неформальной структуры в команде футболистов младших подростков и в команде юношей основного запаса. Самооценка изучается как опосредующий фактор формальной и неформальной структуры ролевых отношений в команде спортсменов - футболистов.
Ключевые слова: спортивная деятельность, межличностные отношения, формальная - неформальная структура, статусная позиция, ролевая позиция.
Психология спортивной деятельности в пространстве современных исследований разворачивается как междисциплинарная область, затрагивая проблемы психологии развития, психофизиологии, социальной психологии, психологии труда. В контексте социально-психологических исследований научная проблематика спортивной деятельности сосредоточена в области изучения особенностей межличностных отношений. Спортивная команда в каждом конкретном виде спорта представляет собой вид малой социальной группы [1], устройство взаимоотношений в которой соответсвует социально-психологическим схемам [6].
Спортивная команда в социальной психологии описывается через категорию малой группы, объединенную общей целью, совместной деятельностью, имеющая собственную организацию и управление.
В каждой малой группе необходимо различать формальную структуру (макро) взаимоотношений и неформальную (микро) структуру взаимоотношений участников.
Формальная структура спортивной команды складывается в процессе совместной спортивной деятельности: происходит дифференциация ролей и функций между членами команды и формирование определенной устойчивости систем деловых отношений между спортсменами, выполняющими различные функции. Формальная структура спортивной команды разделяется на горизонтальную (распределение ролей в команде) и вертикальную (субординационные отношения внутри команды).
Межличностные отношения в спортивной деятельности реализуются в следующих системах: тренер-спортсмен [3,4,14]; команда - спортсмен [2,3,7,8,9]; тренер-команда [2,15]. Современные исследования взаимоотношений в спортивных командах характеризуются отсутствием эмпирических исследований статусно - ролевой структуры межличностных отношений. Дефицит знаний в этой области, порождает и отсутствие методов и приемов управления и совершенствования психологической подготовки спортсменов, сдерживает выявление возможностей индивидуального и командного роста мастерства членов сборных команд.
Определение статусно - ролевой структуры команды будет способствовать успешному продвижению к достижению общей цели, преодолению препятствий, умению находить компромиссные решения в конфликтных ситуациях, отвечать требованиям совершенствования процессов общения, управления людьми [5].
Если члены команды взаимодействуют только на основе формальных предписаний, согласованность их действий будет минимальна. Настоящее взаимодействие возникает лишь в том случае, когда над формальной системой отношений надстраивается неформальная система связей, характер отношений предписывается формальной структурой, но отношения протекают как личностные реакции.
Неформальная структура команды делится на горизонтальную и вертикальную. По горизонтали неформальная структура команды распадается на две подструктуры: деловую (определяется внешними целями команды) и эмоциональную (отражает непосредственные связи симпатии, антипатии и безразличия) [5].
Сисиема факторов, влияющих на межличностные отношения в команде представлены объективными (возраст, пол, уровень спортивного мастерства); субъективными (уровень культурного и интеллектуального развития тренера и спортсменов, стиль руководства, психологическая совместимость и идентичность системы ценностей и мировоззрения).
В младшем подростковом возрасте официальная структура отношений фактически совпадает с неформальной структурой [5].
Высокая значимость тренера обусловливает характер внутригрупповой структуры команды. В юношеском возрасте происходит смена социальной позиции и преобразование процессов самоактуализации [10], формальная структура команды имеет различия с неформальной. Исходя из того, что статус выступает как свойство личности, он занимает определенную пространственную позицию (локус) в ней.
Разнообразие спортивной деятельности предполагает распределение между членами комаг ролей. Роль рассматривается как «нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от каждого занимающего данную позицию»[4].
Целью нашего исследования является изучение статусно - ролевых командных отношений спортсменов-футболистов.
Задачи:
1. изучение формальной структуры ролевых отношений в команде спортсменов - футболистов;
2. изучение неформальной структуры ролевых отношений в команде спортсменов-футболистов;
3. изучение самооценки как индикатора межличностных отношений формальной и неформальной структуры ролевых отношений в команде спортсменов - футболистов.
Исследование, которое проводилось с ноября 2009 г. по январь 2011 г., приняли участие 85 футболистов, на базе юношеского футбольного клуба «Авангард» г. Курска 21 - младшие подростки (11 - 12 лет), на базе спортивного комплекса КГМУ - 39 юношей (17-22 года). Организация исследования строилась по основному запасу футбольных команд.
Методы: определение статусных отношений в группе спортсменов-футболистов (методика Социометрия Дж. Морено); изучение уровня самооценки (методика самооценки качеств личности Т. Дембо - С. Рубинштейна). Методы выявления достоверности различий: ф - критерий угловое преобразование Фишера. Статистическая обработка осуществлялась с помощью пакета статистических прикладных программ STATISTICA 6.0 Stat Soft со статистической значимостью (р <0,01).
Таблица 1
Ролевая структура футбольной команды
Ролевая позиция в команде футболистов Содержание Количество игроков
основн ой состав запасно й состав
Вратарь единственный игрок, который может касаться мяча руками, отбивает удары в ворота, перехватывает навесы и пасы в штрафную площадь, площадь ворот, отбирает мячи при выходе «один на один». 1 2
Защитник игрок, специализирующийся на выполнении оборонительных функций, действует между вратарём и полузащитниками, преимущественно на своей половине поля и вблизи своей штрафной площади. Основная цель — не давать нападающим противника возможности забить гол, обработать мяч, подойти к воротам, ударить по воротам. 4 3
Полузащитник игрок футбольной команды, действующий между защитой и нападением. Основной задачей полузащитников является помощь игрокам обороны и нападения, в зависимости от игровой ситуации. 3 4
Нападающий атакующий игрок, располагающийся ближе всех к воротам соперника. Основной целью нападающих является забивание голов. 3 3
Ролевые позиции формальной структуры в команде футболистов младших подростков
основного запаса
вратарь защитник полузащитник (3 нападающий
(4 игрока) игрока) (3 игрока)
лидер
Рис.1. Схема статусно - ролевой структуры основного запаса команды спортсменов-футболистов младших подростков
Исходя из полученных результатов, выявилась тенденция: ролевые позиции спортсменов младших подростков основного запаса формальной структуры проецируются на занимаемый статус игрока в команде следующим образом: лидеры - вратарь, защитник; предпочитаемые-защитник и два полузащитника; пренебрегаемые: защитник, полузащитник, нападающий; игнорируемые: защитник, 2 нападающих; аутсайдеров нет.
Ролевые позиции формальной структуры в юношеской футбольной команде основного запаса
команды
Полученные результаты выявили тенденцию: ролевые позиции спортсменов-юношей
футбольной команды основного запаса формальной структуры проецируются на занимаемый статус игрока в команде следующим образом: лидер-защитник; предпочитаемые-вратарь, защитник, 2 полузащитника, нападающий; пренебрегаемые: защитник, полузащитник, нападающий; игнорируемый: защитник; аутсайдер: нападающий.
" :
IV 'Ьі у п И--Ї./1-Ж іШШ ^ша \ /Д\ / ^ '' \
-7 1“ 1
11
1 23456789 10 11
- здоровье
•а- Ум, способности -о- характер
-д- Авторитет у сверстников
Умение многое делать своими руками -■ внешность
- Уверенность в себе
Рис.3. Профиль самооценки основного запаса футбольной команды младших подростков
. КАч : Ш Ш ?¥ / \ / з ■ V
. / \ /
у
_
-о- здоровье -■о- Ум, способности -о- характер
-а- Авторитет у сверстников
Умение многое делать своими руками
внешность
Уверенность в себе
1 23456789 10 11
Рис.4. Профиль самооценки основного запаса юношеской футбольной команды Профили самооценки основного запаса команды младших подростков и юношеской футбольной команды (Рис.3,4), позволяют определить степень адекватности-неадекватности самооценки каждого спортсмена. Следуя логике исследования, был проведен статистический анализ с использованием критерия Фишера для определения значимых различий показателей самооценки по степени адекватности-неадекватности спортсменов-футболистов юношеской команды, были выявлены значимые различия (ф=2,49; р=0,005) и в команде младших подростков (ф =2,81, р=0,001).
Полученные в ходе экспериментально - психологического исследования результаты позволили определить: 1)формальную структуру ролевых отношений в команде спортсменов - футболистов, содержание ролевых позиций в футбольной команде по основному и запасному составу; 2) неформальную структуру ролевых отношений в команде спортсменов-футболистов; разработана схема
8
7
6
5
4
3
2
0
10
9
8
7
6
5
4
3
2
0
статусно - ролевой структуры основного запаса юношеской футбольной команды и млада подростков; 3) в результате изучения самооценки как индикатора межличностных отношений формальной и неформальной структуры ролевых отношений в команде выявлены значимые различия показателей по степени адекватности-неадекватности юношеской футбольной команде (ф=2,49; p=0,005), в команде младших подростков (ф =2,81, p=0,001). Полученные результаты по степени адекватности-неадекватности самооценки определяют тенденцию неадекватной самооценки (завышенная) в обеих командах, что приводит спортсменов к снижению саморегуляции, повышению личностной тревожности, определяющих качество спортивных результатов. Завышенная самооценка своих способностей в спорте может привести к недооценке сил соперника, к тактическому проигрышу команды.
Можно предположить, мероприятия по профилактике или коррекции неадекватной самооценки помогут спортсменам сформировать адекватную самооценку, взаимооценку поступков, позволяющую сравнить себя с другими участниками команды, отвести каждому место в структуре межличностных отношений, построить иерархическую структуру команды.
In article the maintenance and role structure of a command is investigated. The parity of status positions with roles in a youthful soccer team and a command of younger teenagers, role positions of formal and informal structure in a command of football players of younger teenagers and in a command of young men of the basic stock is considered. The self-estimation is studied as mediating factor of formal and informal structure of role relations in a command of sportsmen - football players.
The key words: sports activity, interpersonal relations, formal-informal structure, a status position, a role position.
Список литературы
1. Антипина Г. С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. Л.,1982.
2. Богданова Д.Я., Доронина Л.К. Общение тренера в условиях соревнований по спортивным играм. Л.:1975.
3. Волков И.П. Спортивная мотивация в отечественной психологии. М.:1996. 347 с.
4. Гомельский А.Я. Управление командой в баскетболе. М., ФИС, 1985. 160с.
5. Загайнов P.M. К вопросу о функциональности системы "тренер- спортсмен" Л.1977.
6. Ильин Е.П. Психология спорта. СПб.: Питер, 2009. 352 с.
7. Кон, И.С. Социология личности М.: Политиздат, 1967.
8. KoHflpaTbeBa С.В. Практическая психология.М.: 1977.
9. Кузьмин Е.С. Семенов В.Е. Методы социальной психологии. Л.: 1977. 175с.
10. Кричевский Р.Л. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. М., 1985.
11. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов:М.: Издательский центр «Академия», 1999. 456 с.
12. Пуни А. Ц. Очерки психологии спорта М.: ФиС, 1995. 297с.
13. Родионов А.В. Практическая психология физической культуры и спорта. - Махачкала, 2002.
14. Столин В.В. Самосознание личности М.: Изд-во МГУ, 2004. 284 с.
15. Ханин Ю.Л. О психологической подготовке команды к соревнованию. М., ФИС, 1969.
Об авторе
Алехина С.В. -аспирант кафедры Курского государственного медицинского университета, г. Курск, Россия, [email protected].