Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СВОБОДЫ ПОДРОСТКОВЫХ ГРУПП'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СВОБОДЫ ПОДРОСТКОВЫХ ГРУПП Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
67
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Свобода группы / подростковая группа / несовершеннолетние правонарушители. / Group freedom / adolescent group / juvenile delinquents.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ларина Г. Н.

В статье представлены результаты исследования проявления свободы подростковых групп. Были изучены подростковые группы различных социальных сред – открытой (школа) и полузакрытой (центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей УМВД России). Показано, что свобода группы проявляется вариативно в различных группах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF FREEDOM OF ADOLESCENTS

The article presents the results of a study of the manifestation of freedom of adolescent groups. Were studied adolescent groups of various social environments open (school) and semiclosed (center for temporary detention of juvenile offenders of the Ministry of Internal Affairs of Russia). It is shown that the freedom of the group manifests itself variably.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СВОБОДЫ ПОДРОСТКОВЫХ ГРУПП»

УДК 159.9:316.35

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СВОБОДЫ ПОДРОСТКОВЫХ ГРУПП

© 2022 Г. Н. Ларина

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии e-mail galka. larina @ yandex. ru

Курский государственный университет

В статье представлены результаты исследования проявления свободы подростковых групп. Были изучены подростковые группы различных социальных сред - открытой (школа) и полузакрытой (центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей УМВД России). Показано, что свобода группы проявляется вариативно в различных группах.

Ключевые слова: свобода группы, подростковая группа, несовершеннолетние правонарушители.

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF FREEDOM OF ADOLESCENTS

© 2022 G. N. Larina

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Psychology e-mail galka. larina @ yandex. ru

Kursk State University

The article presents the results of a study of the manifestation of freedom of adolescent groups. Were studied adolescent groups of various social environments - open (school) and semi-closed (center for temporary detention of juvenile offenders of the Ministry of Internal Affairs of Russia). It is shown that the freedom of the group manifests itself variably.

Keywords: group freedom, adolescent group, juvenile delinquents.

Актуальность данной проблемы обусловлена повышенным вниманием исследователей к феномену «свобода». Нас как социальных психологов интересуют социально-психологические аспекты главного вопроса: возможно ли в современном стремительно меняющемся обществе реализовать свою свободу. Предыдущие исследования показали, что это возможно, если малая группа, членом которой является этот человек, «обладает свободой от». Возможности малой группы безграничны для человека. Она дает чувство защищенности, а также одновременно создает условия для реализации свободы личности в обществе. Это если группа является социально ориентированной в своей жизнедеятельности. А если нет? Эта проблема и определила цель исследования.

Целью данного исследования явилось изучение свободы группы несовершеннолетних правонарушителей. В исследовании принимали участие две группы несовершеннолетних детей. В первую группу вошли 20 правонарушителей

(группа из ЦВСНП), находящихся в «Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей УМВД России по Курской области», во вторую группу вошли 20 детей с нормальным поведением (школьный класс), учащиеся МБОУ СОШ №17 г. Курска. Для исследования использовались авторские методики. Проанализируем результаты, полученные в ходе исследования.

На первом этапе исследования нами использовалась анкета «Изучение свободы группы». В данной методике структура свободы представлена ценностно-мотивационными, когнитивными, аффективно-оценочными и конативными компонентами [1].

Изучение того, насколько для группы является значимым проявить свою свободу, свободу каждого члена группы в процессе групповой жизнедеятельности, изучается с помощью ценностно-мотивационного компонента свободы группы. Представленность свободы в групповом сознании, его структуре, вероятность реализации различных вариантов относится к когнитивному компоненту. В числе аффективно-оценочных компонентов следует выделить уровень тревоги в связи с возможностью актуализации свободы, общий уровень оптимизма в отношении будущего благополучия после проявления свободы (личной и своей социальной группы).

К конативным (предповеденческим) компонентам свободы группы относятся готовность участвовать в тех или иных совместных действиях по планированию актуализации свободы, готовность к тем или иным действиям в определенных условиях жизнедеятельности группы.

В результате были получены данные, представленные на рисунке 1.

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Рис. 1. Результаты исследования по анкете «изучение свободы группы»

По данным рисунка видно, что у испытуемых группы из ЦВСНП на низком уровне выражен уровень развития свободы, в отличие от испытуемых группы из школы

№17. Это говорит о том, что испытуемые первой группы не стремятся к свободе в группе, они больше предпочитают личную свободу. Они не стремятся работать сплоченно в группе, их можно назвать бунтарями, которые придерживаются только своей точки зрения на поступки и действия, в отличие от испытуемых первой группы, которые образуют более сплоченный коллектив и направлены на решение проблем свободы именно группы в целом, а не выступают каждый за себя. Группа школьников считает, что образовательная организация помогает осуществить их групповую свободу.

Результаты групповой деятельности - успехи и неудачи членами данной группы воспринимаются адекватно и переживаются вместе. Для группы важна справедливая оценка со стороны учителей и других классов. В трудной ситуации группа способна помочь другим группам.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что испытуемые несовершеннолетние правонарушители не стремятся к свободе группы в целом, наоборот - наблюдается стремление к личностной свободе.

На следующем этапе исследования была испльзована параметрическая методика свободы. Данная авторская методика была разработана на основе изучения параметрической теории [3]. Проанализировав ее основные положения, мы выделили параметры свободы группы: времени, жизнедеятельности, саморазвития и рефлексии. (Отсюда и название методики.) Результаты исследования представлены на рисунке 2.

160

140

120

100

80

60

40

20

ШГГШГ ШГГРГГГ

Группа из ЦВСНП

Школьный класс

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

0

Рис. 2. Результаты, полученные с помощью параметрической методики

Из рисунка 2 видно, что наблюдаются различия показателей в группах из школы №17 и группы из ЦВСНП.

Анализируя параметр времени, можно сделать вывод о том, что испытуемые группы из ЦВСНП совсем не настроены на позитивное существование группы.

По словам подростков-правонарушителей, у их группы нет будущего, причем ни личностного - они не «видят» себя через несколько лет, не могут представить кем они станут и где они будут находиться; ни группового - затрудняются ответить, что будет с их группой. Это мы объясняем тем, что данная группа сформирована на время, продолжительность которого зависит от различных факторов, и ребятам сложно их все соотнести. В отличие от группы несовершеннолетних правонарушителей испытуемые группы из школы №17 считают, что у них группа сплоченная, целеустремленная, которая ставит перед собой обсуждаемые цели на будущее. То есть даже здесь мы видим качественно содержательные различные представления о будущем. У одной группы будущее видится неопределенным, у другой имеет свою систему и вектор.

Параметр жизнедеятельности показывает, что уровень успешности группы из ЦВСНП низкий в отличие от группы из школы №17, которая организовывает свою деятельность, способна выбирать социально-эффективные приемы взаимодействия, распределять полномочия и в сложной ситуации мобилизоваться для достижения общеклассной цели. В группе из ЦВСНП испытуемые не участвуют в организации деятельности и совместного досуга.

Анализируя параметр саморазвития, следует отметить, что группа несовершеннолетних правонарушителей не стремится к саморазвитию (данный вопрос вызывает у них смех), улучшать жизнь других, не желает не то что делать все идеально, а вообще что-либо делать. То есть здесь мы наблюдаем отказ от социально значимой деятельности. Группа подростков из школы стремится быть первой в школе и регионе. Ей нравится выполнять социально-полезную деятельность. Многие дети из класса являются членами общешкольного волонтерского объединения. При решении групповой задачи определяют свои сильные и слабые стороны. Могут обратиться за помощью к учителям и другим классам.

Параметр групповой рефлексии свидетельствуют о том, что у испытуемых группы из ЦВСНП каждый отвечает сам за себя и не наблюдается сплоченности. Отсутствует присущее сплоченной группе представление о себе как «Мы», каждый участвует только в своей жизни. Это можно объяснить как доминированием у подростков из ЦВСНП личностной эгоистичной свободы, того, что философы называют «свободой от», отсутствием у них личностно-значимой общественной цели. В отличие от группы из ЦВСНП, группа из школы №17 работает над своими ошибками, понимает свои недостатки и слабые стороны. В речи подростков этой группы используются местоимения «мы, нас, наш».

Таким образом, подростковые группы, которые осуществляют разную по характеру жизнедеятельность, проявляют и различную свободу. Для школьного класса характерна социально ориентированная групповая свобода, для подростков из ЦВСНП - свобода от групповой деятельности. Данные результаты открывают новые направления для дальнейшего изучения групповой свободы - как теоретические (например, исследование верных названий данных видов), так и практические (изучение социально-психологических, социальных, личностных факторов, определяющих данные различия) и методические (например, возможности использования аппаратурных методов исследования [2]).

Библиографический список

1. Ларина, Г. Н. Представления о свободе и отношение к ней в студенческих группах / Г. Н. Ларина // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. - 2019. - Т. 4. - № 3 (15). - С. 134-157.

2. Ларина, Г. Н. Методические проблемы использования приборов-моделей совместной деятельности для изучения свободы группы / Г. Н. Ларина, С. В. Сарычев // Социальная психология и общество: история и современность: Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием памяти академика РАО А. В. Петровского. - Москва, 2019. - С. 55-58.

3. Чернышев, А. С. Параметрическая теория малых групп и коллективов / А. С. Чернышев, С. В. Сарычев. - Курск: Курский государственный университет, 2019. - 265 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.