УДК 159.9:316.35
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СВОБОДЕ НА НРАВСТВЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
© 2016 Г. Н. Ларина1, Ю. Л. Лобков2
1канд. психол. наук, доцент кафедры психологии
e-mail galka. larina@yandex. ru 2канд. психол. наук, доцент кафедры психологии e-mail [email protected]
Курский государственный университет
В статье представлены результаты исследования особенностей социальных представлений о свободе сельских школьников и нравственное самоопределение школьников, а также анализируется нравственный компонент поведения и деятельности подрастающего поколения в условиях провинции.
Ключевые слова: социальные представления, свобода, актуализация свободы личности.
Свобода - это привилегия человека в современном мире. И вряд ли кто-то знает четкую и единственную формулировку этого феномена, признанную всеми психологами мира. Но, если сопоставить все теории, можно сделать вывод о том, что свобода - это возможность человека самостоятельно принимать свои решения. Над этой проблемой бились десятки ученых-философов, социологов и психологов. Некоторые из них даже пострадали за свои идеи, но изменить своим принципам не смогли. В этом и заключается их Свобода. Социальные представления о свободе присутствуют в сознании каждого человека. Но какие именно представления каждый относит к собственной свободе - загадка. В зависимости от того, что для человека свобода, он делает выбор в пользу положительного поведения или отрицательного. Но откуда же мысли о свободе выбора, скажем, у школьника? Ответ на этот вопрос кроется в его семье, его окружении и даже в школьной обстановке. С пониманием свободы выбора ребенок становится уверен в своей возможности сделать этот выбор, и имеет право на то, чтобы все окружающие признавали его выбор. Каждый человек определяет для себя определенные границы, в пределах которых он будет себя чувствовать личностью. Нравственность - это внутреннее состояние каждого человека, преломленное через призму внешнего социального мира. Человек определяет себя как личность через отношение к социокультурным ценностям, тем самым определяя смысл своего существования [Воловикова и соавт. 2003].
Социальные представления (социальные репрезентации) - это мысли, ценности, идеи, образы, разделяемые людьми и формирующиеся в социуме. Социальные представления помогают сделать повседневными объекты, идеи, теории, события и отношения, подчиняемые здравому смыслу. Они являются и результатом общения, и его основой, обеспечивая разделяемые коды социальных взаимодействий и групповой идентичности (см. по: [Ларина 2014]).
Теория социальных представлений вместе с дискурсивными исследованиями возвращает в социальную психологию социальное содержание, которое было практически утеряно сначала бихевиоризмом, а после - индивидуалистской
когнитивной психологией. Она сильно повлияла на развитие социальной психологии и программы эмпирических исследований в социальных науках в целом.
Для изучения обозначенной проблемы было проведено эмпирическое исследование на базе сельской общеобразовательной школы. Выборка исследования составила около 80 респондентов.
В методический блок вошли следующие методики: опросник «Представления молодежи о свободе личности», «Карта-схема психолого-педагогической характеристики группы школьников», методика М. Рокича, опросник А.Б. Купрейченко «Отношение к нравственным нормам», проективная методика И.В. Дубровиной «Рентная установка».
В результате проведенного анализа опросника «Представления молодежи о свободе личности» были получены данные о структуре представлений респондентов.
На вопрос «Что такое свобода?» было получено такое соотношение представлений:
• 28% испытуемых определяют свободу как независимость от кого-либо;
• 44,8% считают свободой свободу мнения, слова, суждения и возможность их высказать;
• для 8,4% свобода - возможность поступать, как считаешь нужным;
• для 14% - «это когда человек живет как хочет, не нарушая законов»;
• 5,6% выделяют свободу как реализацию своих планов и целей;
• 36,4% испытуемых не смогли ответить на этот вопрос;
• 28% считают себя свободным членом группы и аргументируют это свободой высказать свое мнение, которое часто принимают как общественное;
• 2,8% полагают, что свобода - это понимание каждого, а не оценка другого человека.
На вопрос «Кого Вы считаете свободным человеком?» были получены следующие суждения:
• 5,6% - «Оля - наша одноклассница. Ее мама часто в разъездах и ей с братом приходится жить самостоятельно»;
• 2,8 % - «Василий - сосед по парте. Он не пришёл на последний урок. Как-то мы все не пришли на последний урок»;
• 11,2% - «Дима. Потому что знает ответ на любой вопрос»;
• 14% - «Андрей. Потому что он ведет себя так, как хочет».
На вопрос «Считают ли они себя свободными людьми?» получены следующие мнения школьников:
• 36,4% считают себя свободными людьми и никак это не комментируют;
• 11,2% считают себя свободными, потому что не зависят от мнения друзей и одноклассников;
• 28% считают себя свободными, так как никто не влияет на них больше, чем они сами позволят;
• 2,8 % - «абсолютно свободных людей нет, каждый зависит от обстоятельств»;
• 28% считают себя свободными отчасти. В некоторых ситуациях, многое зависит от ситуации.
Интерпретируя результаты по методике, можно сделать следующие выводы:
- школьники имеют четкие для себя представления о свободе;
- определить кого-то из класса как свободного человека большинству школьников проблематично;
- в подавляющем большинстве каждый школьник считает себя свободным человеком, но немногие могут свою свободу аргументировать.
Чтобы разобраться в психологической ситуации в классе, мы применили методику «Карта-схема психолого-педагогической характеристики группы школьников» (Л.И. Уманский, А.С. Чернышев). Методика предполагает выбор каждым учащимся наиболее подходящих, на его взгляд, уровней сформированности интегративных качеств в коллективе.
После обработки данных, были сделаны соответствующие выводы.
Группа активна и полна творческой энергии, ставит перед собой общественно полезные задачи, в группе больше всего уважают коллективистов, которые делают все на благо других, одноклассники стремятся к общению друг с другом, актив класса ведет группу на общественно полезные дела, в классе преобладает атмосфера справедливости, взаимоподдержки, защищенности. Следовательно, направленность активности в группе высокая.
В классе доброжелательно решаются вопросы взаимопомощи, члены группы способны самостоятельно выбирать организаторов по различным видам деятельности, все ориентированы на успех группы, в трудных ситуациях группа становится более сплоченной, в классе имеется авторитетное ядро группы. Из всего этого следует, что организованность группы находится на высоком уровне.
Одноклассники прислушиваются друг к другу и приходят к единогласному решению проблемы или групповой задачи, в меняющихся условиях группа быстро оценивает перемены, в группе существует единство мнений. Таким образом, класс обладает высокой интеллектуальной коммуникативностью.
В классе преобладает мажорный, приподнятый общий тон, доброжелательное отношение друг к другу, поддержка в сложных ситуациях, членам группы нравится вместе проводить время, они вместе переживают неудачи группы. Все эти факторы указывают на благоприятный психологический климат.
Анализируя все свойства и шкалы в данной группе, можно сделать вывод о том, что группа имеет высокий уровень развития интегративных качеств и имеет право называться коллективом, потому что обладает качественным своеобразием межличностных отношений и взаимодействий, высоким уровнем развития таких общих характеристик, как направленность, организованность, интеллектуальная коммуникативность, психологический климат, которые и образуют структуру коллектива.
Таблица 1
Показатели школьников разных групп по морфологическому тесту жизненных ценностей_
Ценности Баллы
8А (%) 8Б (%)
Терминальные ценности Активная деятельная жизнь 46 41
Жизненная мудрость 45 62
Здоровье 41 56
Интересная работа 29 26
Красота природы и искусства 41 46
Любовь 64 64
Материально обеспеченная жизнь 60 52
Наличие хороших и верных друзей 83 72
Общественное призвание 84 66
Познание 52 40
Продуктивная жизнь 47 46
Развитие 56 58
Развлечения 65 70
Свобода 66 71
Счастливая семейная жизнь 54 48
Счастье других 80 58
Творчество 92 86
Уверенность в себе 96 71
Инструментальные Аккуратность 41 29
ценности
Воспитанность 20 28
Высокие запросы 51 43
Жизнерадостность 57 53
Исполнительность 42 37
Независимость 64 60
Непримиримость к недостаткам в себе и других 60 58
Образованность 66 76
Ответственность 64 66
Рационализм 44 36
Самоконтроль 65 71
Смелость в отстаивании своего мнения 86 64
и своих взглядов
Твердая воля 40 35
Терпимость 52 70
Широта взглядов 39 62
Честность 66 56
Эффективность в делах 52 56
Чуткость 45 37
Анализ показателей, представленных в таблице 1, позволяет отметить, что уверенность в себе и творчество занимают первое место в системе жизненных ценностей школьников. Бесспорно, уверенность в себе для подростка служит основой для становления личности, а сфера творческой жизни выступает как развивающая сила в нравственном становлении.
Ценности «Смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов» и «Общественное призвание» находятся на втором месте и являются одними из наиболее значимых для школьников. Наличие хороших и верных друзей также оказалось превалирующим для учащихся, поэтому эта ценность заняла третье ранговое место в системе жизненных сфер. Любовь, честность, развлечения, свобода, ответственность, образованность и самоконтроль располагаются на четвёртом месте в жизни школьников. Материально обеспеченная жизнь, независимость, развитие, непримиримость к недостаткам в себе и других занимают пятое место в системе жизненных ценностей. А на шестом ранговом месте находится познание, высокие запросы, жизнерадостность, терпимость, счастливая семейная жизнь эффективность в делах.
Из этого следует, что самыми значимыми ценностями жизненной сферы учащиеся определяют ценности сферы общественной жизни, сферы творчества и сферы личностных качеств. В течение всего образовательного процесса, школьники стремятся к завоеванию признания и авторитета среди сверстников, поддержанию собственного престижа. Стало быть, нравственность учащихся также изменяется на протяжении всей учебной деятельности. Следовательно, ориентация на нравственные ценности предполагает взаимосвязь с конкретными процессами формирования личности (ее социализацией и самоопределением) и свойствами (самоосознанием, самооценкой и самоотношением).
Нравственные нормы - это социальное понятие, которое затрагивает проблему проживания индивида в человеческом обществе. Они по сути представляют собой требования, которые общество предъявляет к каждому конкретному человеку. Именно общество определяет, как должны строиться взаимоотношения между его членами. Общество также
выносит оценку поведения человека. Очень часто эти оценки не совпадают с индивидуальными: то, что индивидуум считает хорошим для себя, может вызвать отрицательную оценку общества, и, наоборот, зачастую общество заставляет человека делать то, что нежелательно для него.
Нравственные нормы определяют поведение человека, причем общество выносит ему оценку - является ли оно нравственным или безнравственным. Четких и закрепленных критериев такой оценки не существует, в разные времена одни и те же нравственные нормы считались нравственными и безнравственными.
Таблица 2
Отношение школьников к нравственным нормам_
Вопрос Баллы
8 «А» 8 «Б»
1. Можно ли простить человеку 1-0% 1-0%
серьезную ошибку? 2-0% 2-0%
3-6,25% 3-6,25%
4-50% 4-25%
5-6,25% 5-12,5%
6-6,25% 6-6,25%
7-6,25% 7-43,75%
8-0% 8-0%
9-0% 9-6,25%
10-0% 10-0%
11-25% 11-0%
2. В каких случаях вы можете иметь 1-0% 1-0%
дело с носителями крупных 2-12,5% 2-6,26%
недостатков? 3-31,25% 3-18,75%
4-6,25% 4-31,25%
5-6,25% 5-6,25%
6-12,5% 6-6,25%
7-6,25% 7-12,5%
8-18,75% 8-12,5%
9-0% 9-0%
10-6,25% 10-6,25%
3. В каких случаях вы не станете 1-6,25% 1-6,25%
критиковать человека за 2-37,5% 2-25%
допущенные нарушения? 3-18,75% 3-6,25%
4-6,25% 4-12,5%
5-6,25% 5-18,75%
6-6,25% 6-0%
7-0% 7-6,25%
8-0% 8-6,25%
9-6,25% 9-0%
10-6,25% 10-12,5%
11-6,25% 11-0%
12-0% 12-6,25%
13-0% 13-0%
4. Вам стало известно о нарушении, 1 - доложить учителю (6,25%) 1 - объясню (12,5%)
допущенном кем-либо в работе. 2 - помогу исправить (43,75%) 2 - помогу исправить (43,75%)
Ваша реакция? 3 - поговорить (37,5%) 3 - не отреагирую (12,5%)
4 - ничего не делать (6,25%) 4 - расспросить о нарушении (25%)
5- возмущусь (6,25%) 5 - это не мое дело (6,25%)
5. Человек не справляется с работой. 1 - нужно помочь (62,5%) 1 - нужно помочь (50%)
Вы считаете, что... 2 - дать другую работу (6,25%) 2 - нет интереса (12,5%)
3 - устал(6,25%) 3 - нужен еще один шанс (18,75%)
4 - работа не для него (12,5%) 4 - нужно спросить, в чем дело (6,25%)
5 - не имеет опыта (12,5%) 5 - мало опыта (6,25 %)
6 - у него есть на это причины
(6,25 %)
6. Вы в долгу перед кем-то, но 1-25% 1-12,5%
сейчас отношения осложнились. Как 2-25% 2-18,75%
вы поступите? 3-12,5% 3-25%
4-12,5% 4-6,25%
5-0% 5-6,25%
6-6,25% 6-12,5%
7-6,25% 7-0%
8-12,5% 8-12,5%
9-0% 9-0%
10-0% 10-6,25%
7. Вам для дела необходимо 1-12,5% 1-6,25%
получение дополнительных 2-6,25% 2-6,25%
ресурсов вне очереди. Ваши 3-6,25% 3-6,25%
действия? 4-12,5% 4-6,25%
5-12,5% 5-6,25%
6-6,25% 6-12,5%
7-12,5% 7-6,25%
8-25% 8-25%
9-6,25% 9-25%
8. В документах допущена ошибка в 1-31,25% 1-12,5%
вашу пользу. Ваша реакция? 2-12,5% 2-37,5%
3-6,25% 3-0%
4-25% 4-31,25%
5-18,75% 5-6,25%
6-6,25% 6-12,5%
7-0% 7-0%
9. В каком случае вы дадите ложную 1-25% 1-31,25%
информацию ради защиты 2-25% 2-6,25%
невиновного? 3-0% 3-0%
4-31,25% 4-25%
5-12,5% 5-11%
6-0% 6-12,5%
7-6,25% 7-0%
8-0% 8-0%
9-0% 9-5%
10-0% 10-6,25%
10. Коллега получил незаслуженное 1 - заступлюсь (68,75%) 1 - заступлюсь (62,5%)
взыскание. Ваша реакция? 2 - добьюсь справедливости (18,75) 2 - посочувствую (6,25%)
3 - он не виноват (6,25%) 3 - возмущусь (18,75%)
4 - посочувствую (6,25%) 4 - он не виноват (12,5%)
11. Коллега допустил промах, 1 - воспользуюсь (12,5%) 1 - воспользуюсь (18,75%)
который дает вам преимущества. 2 - помогу (68,75%) 2 - помогу (56,25%)
Ваша реакция? 3 - укажу на промах (18,75%) 3 - укажу на промах (18,75%)
4 - зависит от ситуации (6,25%)
12. В каких случаях вы признаете 1-68,75% 1-62,5%
право на равное вознаграждение? 2-0% 2-0%
3-0% 3-6,25%
4-0% 4-0%
5-6,25% 5-0%
6-25% 6-31,25%
7-0% 7-0%
8-0% 8-0%
13. В каких случаях вы скроете 1-12,5% 1-12,5%
истинные причины невыполнения 2-6,25% 2-0%
обещания? 3-12,5% 3-12,5%
4-12,5% 4-12,5%
5-12,5% 5-6,25%
6-12,5% 6-12,5%
7-0% 7-0%
8-6,25% 8-6,25%
9-0% 9-0%
10-18,75% 10-18,75%
11-6,25% 11-18,75%
14. Вы считаете возможным 1 - да (81,25%) 1 - да (81,25%)
использовать преимущества своего 2 - не знаю (6,25%) 2 - возможно (6,25%)
пола или возраста? 3 - нет (6,25%) 3 - нет (6,25%)
15. Произошло происшествие по 1-6,25% 1-6,25%
вине коллеги, о котором знаете 2-37,5% 2-12,5%
только вы 3-0% 3-6,25%
4-6,25% 4-12,5%
5-6,25% 5-25%
6-25% 6-25%
7-12,5% 7-12,5%
8-6,25% 8-0%
9-0% 9-0%
10-0% 10-0%
16. С вами поступают 1-6,25% 1-0%
несправедливо. Ваша реакция? 2-43,75% 2-25%
3-0% 3-6,25%
4-0% 4-0%
5-18,75% 5-37,5%
6-18,75% 6-25%
7-6,25% 7-6,25%
8-0% 8-0%
9-6,25% 9-0%
Для рассмотрения отношения к нравственным нормам испытуемым была представлена методика «Рентная установка». Данная методика состоит 6 предложений, которые нужно закончить одним или несколькими словами.
Таблица 3
Стратегии поведения школьников в ситуации нравственного выбора_
Вопрос Баллы
8 «А» 8 «Б»
1. Если я знаю, что поступил неправильно, то... - извинюсь (18,75%) - исправлюсь (75%) - признаю ошибку (6,25%) - извинюсь (12,5%) - исправлюсь (50%) - признаю ошибку (37,5%)
2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то... - попрошу помощи (31,25%) - спрошу у взрослого (68,75%) - попрошу помощи (31,25%) - спрошу у взрослого (68,75%)
3. Выбирая между интересным, но необязательным и необходимым, но скучным занятием, я обычно... - займусь интересным делом (25%) - займусь и тем, и другим (50%) - сделаю в первую очередь необходимые дела (25%) - займусь интересным делом (25%) - займусь и тем, и другим (37,5%) - сделаю в первую очередь необходимые дела (37,5%)
4. Когда в моем присутствии обижают человека, я... - заступлюсь (87,5%) - буду стоять и смотреть (12,5%) - заступлюсь (93,75%) - буду стоять и смотреть (6,25%)
5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я... - воспользуюсь (50%) - не скажу правду (12,5%) - скажу правду (12,5%) - не воспользуюсь (6,25%) -могу соврать (18,75%) - воспользуюсь (25%) - не скажу правду (37,5%) - скажу правду (25%) - не воспользуюсь (12,5%)
6. Если бы я был на месте учителя, я... - отпускал бы раньше с уроков (43,75%) - наладил бы дисциплину (12,5%) - учил бы детей (18,75%) - был бы самым лучшим и добрым учителем (12,5%) - старался найти общий язык с детьми (6,25%) - был бы плохим учителем (6,25%) - отпускал бы раньше с уроков (25%) - не задумывался (6,25%) - учил бы детей (6,26%) - отменил бы домашнее задание (62,5%)
Изучение влияния социальных представлений о свободе на нравственное самоопределение школьников позволило сделать следующие выводы.
1. Социальные представления о свободе напрямую влияют на самоопределение. Школьник, чувствуя свою свободу, выбирает самостоятельно те ценности, какие он сам считает важными.
2. Сельские школьники имеют четкие для себя представления о свободе, и подавляющее большинство считают себя свободными, но не могут это аргументировать.
3. Учащиеся стремятся помочь кому-либо исправить ошибку, поддержать в тяжелой ситуации неодобрения другими, заступиться при несправедливом обвинении и даже простить, если другой человек оступился. Все это говорит о высоком показателе нравственности.
4. 50% испытуемых согласны прибегнуть ко лжи, если она становится единственным средством сохранения хороших отношений. Соответственно, школьникам дорого чье-либо хорошее отношение, и поэтому они готовы на многое ради него.
5. Самыми важными ценностями для учащихся выступают сферы общественной жизни, творчества и личностных качеств. На протяжении всего учебного периода жизни они стремятся завоевать авторитет у сверстников.
6. Ориентация на нравственные ценности предполагает взаимосвязь с конкретными процессами формирования личности: ее социализацией и самоопределением - и свойствами: самоосознанием, самооценкой и самоотношением.
Библиографический список
Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 334 с.
Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М. - Воронеж, 1996. 392 с.
Воловикова М.И., Тихомирова С.В., Борисова А.М. Психология и праздник: праздник в жизни человека. М.: ПЕР СЭ, 2003. 142 с.
Ларина Г.Н. Социально-психологические детерминанты представлений о свободе личности и их актуализации в молодежных группах: автореф. дис. ...канд. психол. наук. Курск, 2009. 20 с.
Ларина Г. Н. Социальные представления о свободе студентов и их актуализация в деятельности учебной группы // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 2 (30). URL: www.scientific-notes.ru/pdf/035-032.pdf (дата обращения: 13.08.2016).
А. С. Чернышев, С. В. Сарычев Социально-психологическая модель учебной группы как субъекта жизнедеятельности // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 2 (34). URL: www.scientific-notes.ru/pdf/039-033.pdf (дата обращения: 23.09.2016).