Научная статья на тему 'БУЛЛИНГ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН'

БУЛЛИНГ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
509
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Буллинг / параметрическая теория / свобода личности / свобода группы / подростковая группа. / Вullying / parametric theory / individual freedom / group freedom / adolescent group.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ларина Г. Н., Дроздов С. В.

В статье приводятся результаты теоретико-эмпирического исследования буллинга с позиций социально-психологического подхода. Показано, что данный феномен не является новым явлением в малой группе. Также проведенное исследование позволило разработать рекомендации для преодоления буллинга в подростковых группах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BULLING AS A SOCIAL-PSYCHOLOGICAL PHENOMENON

The article presents the results of a theoretical and empirical study of bullying from the standpoint of a socio-psychological approach. It is shown that this phenomenon is not a new phenomenon in a small group. The study also made it possible to develop recommendations for overcoming bullying in adolescent groups.

Текст научной работы на тему «БУЛЛИНГ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН»

УДК 159.9:316.35

БУЛЛИНГ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

© 2021 Г. Н. Ларина1, С. В. Дроздов2

1 доцент кафедры психологии e-mail: galka. larina @ yandex. ru 2младший научный сотрудник социально-психологической лаборатории e-mail: serega.drozdov2012@yandex.ru

Курский государственный университет

В статье приводятся результаты теоретико-эмпирического исследования буллинга с позиций социально-психологического подхода. Показано, что данный феномен не является новым явлением в малой группе. Также проведенное исследование позволило разработать рекомендации для преодоления буллинга в подростковых группах.

Ключевые слова: буллинг, параметрическая теория, свобода личности, свобода группы, подростковая группа.

BULLING AS A SOCIAL-PSYCHOLOGICAL PHENOMENON © 2021 G. N. Larina1, S. V. Drozdov2

Associate Professor, Department of Psychology e-mail galka.larina@yandex.ru 2Junior Researcher, Social and Psychological Laboratory e-mail serega. drozdov2012 @ yandex. ru

Kursk State University

The article presents the results of a theoretical and empirical study of bullying from the standpoint of a socio-psychological approach. It is shown that this phenomenon is not a new phenomenon in a small group. The study also made it possible to develop recommendations for overcoming bullying in adolescent groups.

Keywords: bullying, parametric theory, individual freedom, group freedom, adolescent

group.

В последнее время термин «буллинг» активно вошел в активный научный и практический оборот. В школах активно разрабатываются и проводятся программы по профилактике и преодолению буллинга. Ученые стремятся осмыслить сущность и основные детерминанты данного феномена. Вместе с тем накопленный опыт исследования социальной психологией проблемы малой группы позволяет использовать полученные результаты для решения проблем травли. В классе всегда были и есть ученики, которые чем-то отличаются от сверстников. Отличительные характеристики ученика вызывают оскорбительные насмешки со стороны одноклассников. Ситуации буллинга приводят к изменениям в личности и затрагивают все уровни человека. Наблюдаются отдаленные и ближайшие последствия жестокого отношения к подростку. Ближайшие последствия - травмы физического характера, острые психические расстройства. Отдельные последствия могут иметь не только

физический и психический характер нарушения развития личности, но и соматический, личностный, эмоциональный и социальный.

Интересным представляется анализ буллинга с позиций социально-психологического подхода, в частности концепции свободы группы и параметрической теории. Рассмотрим вначале буллинг с проявления типов свободы личности в группе. В ситуации буллинга можно выделить два вида участника - преследователя и жертву. Преследователь характеризуется тем, что, реализуя личностную свободу, нарушает свободу личности другого члена группы, причем в его представлении он может стать свободным, если только активно и с разрушительными последствиями вторгнется в личные границы другого человека. Можно сказать, что у преследователя есть в реализации свободы акцентуация на конкретного члена группы. Без этого другого свою свободу он проявить не может. Поэтому данный тип свободы мы назвали «акцентуированный».

Позицию жертвы можно охарактеризовать в терминах «козел отпущения» и «аутсайдер», а если он подвергается буллингу со стороны всего класса, тогда можно использовать термин «бойкот». Другими словами, член группы, который подвергается буллингу, является страдающим лицом, поскольку не только не может реализовать свою свободу, - простое появление в группе может привести к ухудшению его психического и физического здоровья. Данный тип свободы можно назвать «страдающим» или континуумным вариантом несвободы группы, если графически расположить эти термины как степени свободы на оси ОХ в декартовой системе координат [Ларина, Глобина 2020].

Определенный интерес имеет рассмотрение буллинга в рамках переменной параметрической теории малой группы и коллектива, предложенной Л.И. Уманским, А.С. Чернышевым и С.В. Сарычевым. В результате представлена двухуровневая модель группы как субъекта совместной активности в системе различных социальных организаций, включающая следующие переменные

- «Общественный» блок: Направленность группы: социальная ценность целей и мотивов деятельности, нормы и ценности группы как коллективного субъекта. Организованность группы: самоуправляемость и эффективность управления, координация взаимодействия. Подготовленность к групповой деятельности: профессиональные и социально-психологические знания, навыки, умения отдельных членов группы и группы в целом;

- «Личностный» блок: интеллектуальная коммуникативность, эмоциональная коммуникативность, волевая коммуникативность;

- Блок «социально-психологических общих качеств группы»: интегративность,микроклимат, референтность [3].

На наш взгляд, буллинг оказывает влияние на все переменные параметрической теории малой группы и коллектива.

Нами было проведено эмпирическое исследование буллинга в подростковых классах. В исследовании приняли участие 57 человек - учащиеся 6х классов двух общеобразовательных школ города Курска: СОШ № 30, СОШ №47.

Цель исследования: изучить социально-психологические факторы буллинга в подростковых группах.

Объект исследования: свобода подростковой группы.

Предмет исследования: буллинг, как феномен проявления акцентуированного и страдающего типов свободы группы подростков.

Гипотеза исследования: основными факторами возникновения буллинга в подростковой среде являются групповые и личностные особенности подростков.

Задачи исследования:

1. Изучение работ русских и иностранных ученых по данной проблеме.

2. Эмпирическое исследование факторов присутствия буллинга среди подростков.

3. Интерпретация и выводы по результатам эмпирического исследования.

Методы исследования

Опросники или анкетирование. Методики эмпирического исследования: «Опросник по буллингу (оценка себя)», «Карта-схема социально-психологических свойств школьного класса» (А.С. Чернышев); «Тест агрессивности» (Л.Г. Почебут); «Социометрия» (Дж. Морено).

По результатом опросника «Опросника по буллингу (оценка себя)» следует, что в 6 «Б» классе 42% подростков находятся в ситуации буллинга, среди мальчиков 50% подвергается буллингу, а среди девочек 38%. Нападкам подвергаются не менее одного раза в неделю уже более полугода 31% из числа учеников, участвующих в опросе. Подвергаются буллингу реже одного раза в неделю менее полугода 12% учеников.

По данным «Теста агрессивности» в 6 «Б» классе 15,8% детей проявляют низкую степень агрессивности и высокую степень адаптированного поведения, а 67,6% учащихся показывают среднюю степень агрессивности и адаптированности. В классе имеются два ученика (4,2%), которые демонстрируют высокую степень агрессивности и низку. степень адаптированности.

Шкалы вербальной, физической, предметной, эмоциональной агрессии, самоагрессии у нескольких подростков показывают высокий уровень агрессивности. Высокая степень физической агрессии у 15% учеников, у 12% подростков высокая степень предметной агрессии, высокая степень самоагрессии у 19%.

Исследование по методике «Социометрия» показало, что в 6 «Б» классе 9% учеников - «звезды», 56% подростков - «предпочитаемые», 23% учеников -«принятые» и 2% - «аутсайдеры». «Аутсайдеры» являются потенциальными жертвами буллинга.

По итогам «Опросника по буллингу» буллингу подвергаются в 6 «В» классе 35% учеников - мальчики 38% находятся в ситуации буллинга, девочек 33% от общего количества в классе мальчиков и девочек. Число учеников, подвергающихся постоянному буллингу, в классе составляет 27%, 7% подростков подвергается буллингу реже одного раза в неделю в течение менее полугода.

«Тест агрессивности» показал, что в 6 «В» классе 35% подростков имеют низкую степень агрессивности и высокую степень адаптированного поведения. Агрессивность и адаптированность на среднем уровне у 65%школьников из класса. Показатели, близкие к высокой степени агрессивности и низкой степени адаптированности, у 8% учеников.

По шкале агрессивности в 6 «В» классе 19% подростков имеют высокую степень физической агрессии, высокая степень предметной агрессии у 12% учеников, у 4% подростков высокая степень эмоциональной агрессии и у 19% - высокая степень самоагрессии.

Параметры уровня развития групп по методике «Карты-схемы» следующие: направленность в 6 «Б» классе составляет 52,1, в 6 «В» - 54,7; организованность в 6 «Б» классе - 50,2; в 6 «В» - 53,1; интеллектуальная коммуникативность в 6 «Б» классе составляет 49,7,6 «В» - 51,3; психологический климат в 6 «Б» классе - 48,6, в 6 «В» -45,4. Общие баллы: 6 «Б» 200,6; 6 «В» 204,5.

Использование критерия х-квадрат показало, что выборки статистически достоверно не отличаются, поэтому можно говорить о социально-психологической

тождественности двух групп, и здесь представляется возможным говорить о качественном анализе данных.

На основании проведенных опросников можно сказать, что в обоих классах существует проблема буллинга. 30% учеников классов подвергаются постоянным издевательствам со стороны одноклассников, в классах есть «пренебрегаемые» и «отвергаемые» ученики. Также у некоторых учеников подходят к высокой степени показатели агрессивности и к низкой степени - адаптированности.

6«Б» и 6«В» получили схожие результаты по всем методикам. Около половины класса подвергаются буллингу, средняя степень агрессивности и адаптированности, а также в классах имеются «звезды» и «изгои».

Обнаружены межполовые различия в уровнях тревожности школьников. У девочек выше межличностная тревожность (р = 0,04). Также девочки более склонны к проявлениям гнева (р = 0,04). По физической агрессии и враждебности различий нет.

Также мы провели экспертную оценку социально-психологических причин буллинга. Приведем примеры ответов некоторых экспертов.

• «В прошлом году из параллельного класса ко мне перевелась девочка. Её сильно обзывали, с ней не дружили, иногда даже били. Девочка отвечала тем же. На удар - ударом. На обидное слово - тем же. Этим она очень провоцировала агрессоров.

Очень многое зависит от группы - когда вся группа или несколько человек встают против «жертвы». Буллинг проявляется в виде физического насилия, порчи имущества.

Работа с этим должна начинаться задолго до самого буллинга. Ученикам всегда нужно говорить, что все равны, все работы (к примеру, рисунки) по-своему хороши, кто-то что-то умеет лучше делать, а кто-то преуспел в другом. Любые насмешки нужно сразу прекращать. Возможно просить ребёнка перенести ситуацию на себя (А тебе было бы приятно?).

Также важно работать над сплочением коллектива. Если же буллинг уже произошёл, я бы скорее всего поговорила с лидером-агрессором об этом. Провела бы беседу с родителями и постаралась создать ситуацию, где объект буллинга показал свои хорошие стороны и положительные черты вместе с агрессором».

• «Наблюдала буллинг, будучи сама ученицей. Одноклассницу мою очень не любили за то, что выпрашивала отметки, рассказывала учителям о разных проступках одноклассников. С ней долгое время вообще не разговаривали, не общались, игнорировали

Я сначала пыталась разобраться, почему к ней так относятся (просто я пришла из другой школы в 5 класс). Общалась потихоньку

Причин буллинга много: дети очень часто задирают друг друга, просто кто-то может сделать вид, что не обратил внимания на насмешки или дать сдачи. А кто-то будет переживать сильно, и видя это, толпа попросту "забивает " человека. Есть вина и учителей: не замечают буллинга, не хотят замечать или сами невольно провоцируют на это. Иногда, но бывает такое. По моим наблюдениям, жертвы буллинга стараются вести себя тихо, не лезть на рожон, не привлекать внимания»

• «Дети не пускают в игру, не хотят дружить, общаться с ребёнком, потому как он "какой-то не такой", как им хотелось бы. Могут толкнуть или задеть специально, то есть психологически и физически».

• «Мне как учителю проблема буллинга не безразлична. Обязательно реагирую: провожу разъяснительные беседы с детьми и родителями.

Важно понять причину буллинга, с детьми работает психолог и проводит психогические тесты и методики. Часто буллерами являются дети, которые дома подвергаются насилию. Они приходят в школу и отыгрываются на более слабых

учениках. Обязательно найдутся те, кто их поддерживает, кто хочет показать свое превосходство. Часто буллеры - очень обеспеченные и избалованные дети. Сейчас в 1 классе уже разбираются, у кого "круче" телефон. И какая музыка играет.

Многое зависит от учителя и его отношения к буллингу. Я своим третьеклассникам постоянно говорю, что мы одна семья и должны любить и уважать друг друга. Получается результат хороший»

В ходе эмпирического исследования была проведена диагностика на наличие буллинга в классах, замерена степень агрессивности подростков и проведена «Социометрия» на выявление потенциальных «жертв» и «обидчиков». Из всего выше сказанного делаем следующие выводы.

На основе результатов «Теста агрессивности» ( Л.Г. Почебут) следует, что в классе 1/6 часть учащихся имеют низкую степень агрессивности и высокий показатель адаптированного поведения. Оставшаяся часть класса имеют среднюю степень агрессивности и адаптированности.

По методике «Социометрия» были выявлены следующие результаты: 1/10 часть являются «звездами», чуть больше половины класса - предпочитаемые, 1/3 класса -принятые, и лишь 2 % от всего класса показали себя «аутсайдерами», которые в дальнейшем становятся жертвами травли.

В ходе исследования шкалы агрессивности у 1/5 части школьников были выявлены высокие показатели степени физической агрессии, у 1/10 части - высокая степень предметной агрессии, 1/5 части - высокая степень самоагрессии и лишь у 1/20 части - высокая степень эмоциональной агрессии.

Основными социально-психологическими причинами буллинга являются степень социально-психологической зрелости школьного класса и статус обучающегося в классе.

Важную роль в формировании буллинга играет позиция педагога, его педагогический такт и опыт в разрешении конфликтных ситуаций.

Важно проводить индивидуальную работу с потенциальными «обидчиками» и «жертвами», с учетом индивидуальных особенностей, а также групповую работу по профилактике буллинга - во всей школе и в каждом классе отдельно для лучшего результата по предотвращению насилия в образовательной организации.

Главной целью предотвращения случаев буллинга среди подростков в общеобразовательных учреждениях являются профилактические меры, которые направлены на своевременное выявление и решение проблемы. Профилактика школьного буллинга включает в себя прежде всего работу с учениками, их родителями, а так же с педагогическим коллективом.

Гипотеза нашего исследования подтвердилась. В ходе исследования было выявлено, что социально-психологические характеристики группы оказывают ведущее влияние на проявление буллинга в подростковых группах (социально-психологическая зрелость группы и статусно-позиционная структура членов группы и группы в основной организации). В меньшей степени на проявление буллинга в подростковых группах оказывают влияние личностные характеристики подростков, такие как агрессивность и тревожность.

Для преодоления буллинга рекомендуется проводить систематическую деятельность по повышению социально-психологической зрелости группы через веер совместной деятельности, проведение тренинговых упражнений на развитие социально-приемлемых форм общения, включение группы в жизнедеятельность основной организации и региона [Ларина, Глобина 2020; Чернышев, Сарычев 2019].

Библиографический список

Ларина Г.Н., Глобина Ж.А. Буллинг как проявление личностной несвободы // Ярославская психологическая школа: актуальные проблемы практической психологии: материалы Всероссийского научно-практического форума, Ярославль, 10 октября 2020 г. / под ред. А. В. Карпова. Ярославль: Филигрань, 2020. С. 259-262.

Ларина Г.Н., Сарыче С.В. Методические проблемы использования приборов-моделей совместной деятельности для изучения свободы группы // «Социальная психология и общество: история и современность»: Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием памяти академика РАО А.В. Петровского. М., 2019. С. 55-58.

Чернышев А.С., Сарычев, С.В. Параметрическая теория малых групп и коллективов. Курск: Курск. гос. ун-т., 2019. 265 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.