УДК 37.0(05)
Свиридова Инна Александровна
Брянский государственный технический университет [email protected]
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ТИПА ПОВЕДЕНИЯ
Эффективное решение проблемы формирования безопасного типа поведения детей и профилактики отклонений в здоровье и развитии вызывает необходимость построения таких социально-психологических условий, которые соответствуют культурной, социальной, духовной природе ребенка, психологическим закономерностям его становления, на основе его субъективного опыта, с учетом его интересов, целей и ценностей.
Ключевые слова: безопасное поведение, процесс формирования личности, безопасность.
На рубеже тысячелетий, когда медицинские знания и современная социальнопсихологическая наука входят в гармоничное взаимодействие, требуется качественно новый взгляд на природу человека и на определение его безопасного поведения. С момента первого своего предъявления в печати, последующего обнародования в научных кругах, среди различных категорий специалистов, общественности и до настоящего времени идея формирования личности безопасного типа, всегда встречалась с интересом и постепенно внедрялись в практику. Именно поэтому необходимо рассмотреть концептуальные подходы создания в общечеловеческом, социально-психологическом и личностном масштабе необходимых условий для самореализации индивидуальных возможностей безопасного существования.
Как в отечественных работах (П.Р. Аутов, Ю.К. Бабанский, Г.В. Бурменская, О.С. Васильева, Е.А. Дергачева, И.В. Дубровина, Д.И. Фельдштейн и др.), так и в зарубежных исследованиях (О. Нернберг, Дж. Равен, М. Хейдметс, С. Маслич и др.), показано, что проблема формирования личности безопасного типа может решаться на индивидуальном (психологическом) и групповом (социально-психологическом) уровнях.
В социально-психологических исследованиях безопасности человека, являющейся составляющей современных глобальных проблем, связанных с благополучием цивилизации и самим выживанием человечества уделяется значительное внимание. В работах А.Г. Асмолова, А.В. Брушлинского, В.И. Демьяненко, С.А. Елисеева, Г.П. Ивановой, Е.А. Климова, В.М. Львова, В.А. Ясвина и др. раскрыты противоречия между ростом потребностей людей и возможностями природы; между стремлениями человека сохранять свою жизнь, здоровье, идентичность и принципиальной опасностью его жизнедеятельности.
Отсутствие законченной теории психологии безопасной жизнедеятельности как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях актуализирует дальнейшие научные поиски в сфере педагогики и психологии.
Теоретические и прикладные вопросы безопасности, рассматриваемые в русле определенных
дисциплин и отдельных свойств человека, не дают целостной картины соответствующего фрагмента педагогической реальности. Отсутствие единого концептуального базиса не позволяет упорядочить разнообразие целевых ориентиров, в качестве которых рассматриваются: предметные знания и соответствующие умения, мышление, мировоззрение, эмоционально-ценностные отношения, установки, аспекты сознания, отраслевая культура. Формируемые в искусственно организованном образовательном процессе отношения, установки, аспекты сознания зачастую, входя в противоречие с жизненными целями и ценностями растущего человека, не включаются в регуляторы его поведения, о чем свидетельствует, например, слабое продвижение в решении экологических проблем, низкий уровень экологической культуры общества.
Как показал теоретический анализ проблемы, безопасность человека может рассматриваться, во-первых, с точки зрения состояния его жизнедеятельности (актуальная или ситуативная безопасность), во-вторых, с точки зрения свойств личности, характеризующих ее возможности в обеспечении своей безопасности, и тех систем, которые она включена. Во втором случае безопасность соотносится с устойчивыми личностными структурами, что позволяет ввести понятие безопасной личности.
С позиции современной науки в качестве целевого базиса для проектирования психолого-педа-гогических процессов должна выступать целостная модель человека и производная от нее - модель безопасной личности. В противном случае цепочка зависимостей: «фрагментарная модель человека в педагогике - частичное образование, противоречащее целостности личности, разрыв между целями и результатами образования» не позволит продвинуться в решении указанной проблемы.
Опираясь на фундаментальные работы отечественных ученых о сущности личности, ее структуре и закономерности ее развития, можно утверждать, что в модели безопасной личности необходимо отражать ее свойства как субъекта безопасности, субъекта жизнедеятельности и саморазвития, а значит, обращаться к уровням опыта, психических свойств, личностных качеств, а также ценностно-смысловой сфере личности [3].
60
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
© Свиридова И.А., 2012
Наполнение конкретным содержанием модели личности целесообразно осуществлять на основе анализа подходов к обеспечению безопасности человека [5]. В зависимости от понимания роли последнего все многообразие предложений в этой сфере можно объединить в четыре подхода. Первый предполагает устранение опасностей или перемещение человека в безопасную среду. Это ограждающий подход, поскольку сам человек выступает как объект безопасности, для которого создают необходимые условия. Второй подход - образовательный - исходит из признания активности человека, рассмотрения его как субъекта собственной безопасности. В рамках этого подхода предлагается обучать его предвидению и распознаванию опасностей, способам поведения в опасных ситуациях (уклонению от опасностей и их преодолению), формировать готовность к обеспечению безопасности. В такой готовности как личностном образовании можно выделить:
- когнитивно-инструментальный аспект (определяющийся особенностями предмета деятельности) - знания об опасностях, умение их распознавать, владение способами действий по обеспечению безопасности, достаточный для осуществления этой деятельности уровень развития интеллектуальных, волевых и других качеств;
- интенциональный аспект (определяется потребностями и ценностями субъекта) - субъектная значимость безопасности, интенция на ее обеспечение, наличие соответствующих мотивов деятельности.
Третий - личностно-развивающий подход к обеспечению безопасности предполагает формирование личностных образований, позволяющих человеку быть устойчивым к негативным, в первую очередь информационно-психологическим воздействиям. С этой позиции обеспечение безопасности человека включает поддержку формирования его личностной целостности (наличия собственного центра, интегрирующего все подструктуры «Я» и позволяющего выполнять управленческие функции) и субъективности (способности личности регулировать, организовывать свой жизненный путь в соответствии со своими целями и ценностями). Здесь человек рассматривается не только как субъект безопасности, но и как субъект жизни, его безопасность обеспечивается тем, что он как целостная самоопределившаяся личность устойчив к негативным информационно-психологическим воздействиям, как субъект жизни способен превращать опасности в фактор собственного развития, как внутренне непротиворечивая личность, обладающая опытом разрешения жизненных противоречий, минимизирует количество опасностей, создаваемых для самого себя.
Четвертый - созидательный подход к обеспечению безопасности исходит из того, что основной причиной возникающих опасностей является сам человек-субъект собственного развития, фактор прогресса человечества и эволюции мира. В этом
подходе предполагается воспитание человека, нравственного, реализующего себя в контексте единства с природой и человечеством.
Данные подходы реализуют четыре ракурса безопасности (устранение опасностей, защищенность -готовность, устойчивость, минимизация создаваемых опасностей) и исходит из различных оснований: человек-объект безопасности (первый подход), субъект безопасности (второй), субъект жизни и развития (третий и четвертый). Формируя готовность к самообеспечению безопасности от оградительных мер к повышению защищенности субъекта, а заботясь о развитии личности - к профилактике (в отношении производимых опасностей) и созиданию.
Известно, что субъектностью характеризуются различные уровни свойств человека, а наивысший иерархический уровень в их системе занимает субъект жизни, интегрирующийся, но не сводящийся к субъектам различных видов деятельности и отношений («парциальным» субъектам). Эти субъекты - «грань, срез или форма субъекта жизни» [1]. В этой связи необходимо отметить иерархическую соподчиненность выделенных подходов, где каждый следующий в определенной мере предполагает и опирается на предыдущий. Так, субъект собственного развития немыслим без формирования субъекта жизнедеятельности, который, в свою очередь, есть интегральный субъект множества деятельностей: учебной, трудовой, коммуникативной, необходимым аспектом которых является деятельность по обеспечению безопасности.
С другой стороны, каждый следующий подход, обращаясь к более «высоким» подструктурам человека, «вписывает» предыдущий в себя, придает ему определенное наполнение, ориентацию. Наличие качеств, характеризующих субъекта жизни и развития, является условием формирования субъекта деятельности по обеспечению безопасности. Развитие тех или иных инструментальных ресурсов, определяющих готовность к обеспечению безопасности, будет эффективным, если сам субъект, обладая ценностями познания и развития, понимает необходимость этого и способен на основе сформированной системы смысловой регуляции жизнедеятельности направить свои усилия на достижение этой цели. Кроме того, продуктивное освоение знаний о безопасности предполагает наличие у учащегося определенного мировоззрения, которое, встраивая в себя элементы новых знаний, придает им системность, осмысленность и значимость (как известно, смысл выявляется в контексте жизненных целей и ценностей), а значит, делает их действенными. Человек, обладающий знаниями и умениями предотвращения и защиты от опасности, должен еще стремиться защитить себя и других, видеть в этом определенный смысл, уметь регулировать свою деятельность в соответствии с «логикой жизненной необходимости» [4].
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 3
61
Понятие «безопасная личность» концептуально может быть определено как человек, строящий свою жизнь в контексте единства с обществом и природой, реализующий свой потенциал, свои идеалы и стремления с помощью сформированной системы смысловой регуляции жизнедеятельности, а также обладающий готовностью к обеспечению безопасности и способный поддержать свою безопасность за счет преобразования опасностей в фактор собственного развития [2].
В своих исследованиях мы предполагаем, что эффективное решение проблемы формирования безопасного типа поведения детей и профилактики отклонений в здоровье и развитии вызывает необходимость построения таких социально-психологических условий, которые соответствуют культурной, социальной, духовной природе ребенка, психологическим закономерностям его становления, на основе его субъективного опыта, с учетом его интересов, целей и ценностей.
Библиографический список
1. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. - М.: Институт психологии РАН, 1994. -
109 с.
2. Елисеев С.А. Психология аксидентальных способностей в профессиональной деятельности: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 1998 -35 с.
3. Летник В.В. Педагогико-валеологическое сопровождение комплектования малых групп для обучения детей с отклонениями в здоровье и развитии // Международные чтения памяти проф. В.Ф. Агеева «Экономико-психологические проблемы национальной безопасности» / под ред. А.В. Дерягина, А.И. Гаврикова, В.В. Спасенникова. - Калуга: «Эйдос», 2001. - С. 28-34.
4. Лотош Л.С., Спасенников В.В. Взаимосвязь показателей интеллектуального развития с эмоционально - психологическими типами школьников и учителей // Проблемы нострификации образовательных документов и сертификации тестовых технологий: Труды Всерос. науч.-практ. интернет-конф. - Брянск: Изд-во БГУ, 2005. - С. 89-100.
5. Поддубный Н.В. Особенности деятельности групп разного уровня развития в напряженной ситуации: Дис. . д-ра философ. наук. - Ростов-на-Дону: РнДГУ, 2000. - 324 с.
УДК 159.923
Густова Людмила Владимировна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО УРОВНЯ РЕЛИГИОЗНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ
В статье осуществляется постановка проблемы теоретического и экспериментального изучения феномена религиозности с точки зрения общей психологии. Автором приведены результаты проведённого эмпирического исследования по выявлению взаимосвязи индивидуального уровня религиозности и личностных качеств.
Ключевые слова: религиозность, личностные качества, эталон религиозной личности.
Современный этап развития России сопровождается курсом государственной политики в направлении на усиление религиозного влияния в обществе. Согласно распоряжения правительства РФ от 28 января 2012 г. № 84-р, утверждён план мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для образовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» [7]. Активно идёт процесс становления военного духовенства - капелланов, полковых священнослужителей, так с 1 декабря 2009 года в Вооружённых силах РФ была введена должность помощника командира воинской части по работе с верующими военнослужащими, на территории большинства войсковых частей построены православные храмы [9]. В Москве с 2010 года запущен проект «О строительстве православных храмов модульного типа на территории города Москвы», согласно которому было намече-
но выделить земельные участки на территории города для строительства двухсот православных храмов в шаговой доступности. При этом в каждом построенном храме планируется образовательная деятельность в форме воскресной школы, открытие молодёжного центра, отдела социальной помощи населению и приютов. Данный проект имеет рабочее название «Программа-200» [8]. В сфере спорта уже несколько лет осуществляется сопровождение олимпийской сборной команды России православным священником - духовником, который проводит регулярные службы в период проведения Олимпиады. В средствах массовой информации появились специальные религиозные телеканалы, действуют интернет-сайты различных религиозных организаций, религиозные события регулярно освещаются в главных новостях. Увеличилось количество религиозной рекламы на телевидении, радио, стендах в городах и на автомагистралях. Священнослужители активно участвуют
62
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
© Густова Л.В., 2012