Научная статья на тему 'Исследование взаимосвязи индивидуального уровня религиозности и личностных качеств'

Исследование взаимосвязи индивидуального уровня религиозности и личностных качеств Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1036
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Густова Людмила Владимировна

В статье осуществляется постановка проблемы теоретического и экспериментального изучения феномена религиозности с точки зрения общей психологии. Автором приведены результаты проведённого эмпирического исследования по выявлению взаимосвязи индивидуального уровня религиозности и личностных качеств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of the relationship between individual-level religiosity and personal qualities

The article is formulation of the problem of theoretical and experimental study of the phenomenon of religiosity from the perspective of general psychology. The author presents the results of an empirical research conducted to identify the relationship of the individual levels of religiosity and personal qualities.

Текст научной работы на тему «Исследование взаимосвязи индивидуального уровня религиозности и личностных качеств»

Понятие «безопасная личность» концептуально может быть определено как человек, строящий свою жизнь в контексте единства с обществом и природой, реализующий свой потенциал, свои идеалы и стремления с помощью сформированной системы смысловой регуляции жизнедеятельности, а также обладающий готовностью к обеспечению безопасности и способный поддержать свою безопасность за счет преобразования опасностей в фактор собственного развития [2].

В своих исследованиях мы предполагаем, что эффективное решение проблемы формирования безопасного типа поведения детей и профилактики отклонений в здоровье и развитии вызывает необходимость построения таких социально-психологических условий, которые соответствуют культурной, социальной, духовной природе ребенка, психологическим закономерностям его становления, на основе его субъективного опыта, с учетом его интересов, целей и ценностей.

Библиографический список

1. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. - М.: Институт психологии РАН, 1994. -

109 с.

2. Елисеев С.А. Психология аксидентальных способностей в профессиональной деятельности: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 1998 -35 с.

3. Летник В.В. Педагогико-валеологическое сопровождение комплектования малых групп для обучения детей с отклонениями в здоровье и развитии // Международные чтения памяти проф.

В.Ф. Агеева «Экономико-психологические проблемы национальной безопасности» / под ред. А.В. Дерягина, А.И. Гаврикова, В.В. Спасенникова. - Калуга: «Эйдос», 2001. - С. 28-34.

4. Лотош Л.С., Спасенников В.В. Взаимосвязь показателей интеллектуального развития с эмоционально - психологическими типами школьников и учителей // Проблемы нострификации образовательных документов и сертификации тестовых технологий: Труды Всерос. науч.-практ. интернет-конф. - Брянск: Изд-во БГУ, 2005. - С. 89-100.

5. Поддубный Н.В. Особенности деятельности групп разного уровня развития в напряженной ситуации: Дис. ... д-ра философ. наук. - Ростов-на-Дону: РнДГУ, 2000. - 324 с.

УДК 159.923

Густова Людмила Владимировна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

ludagustova@yandex.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО УРОВНЯ РЕЛИГИОЗНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ

В статье осуществляется постановка проблемы теоретического и экспериментального изучения феномена религиозности с точки зрения общей психологии. Автором приведены результаты проведённого эмпирического исследования по выявлению взаимосвязи индивидуального уровня религиозности и личностных качеств.

Ключевые слова: религиозность, личностные качества, эталон религиозной личности.

Современный этап развития России сопровождается курсом государственной политики в направлении на усиление религиозного влияния в обществе. Согласно распоряжения правительства РФ от 28 января 2012 г. № 84-р, утверждён план мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для образовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» [7]. Активно идёт процесс становления военного духовенства - капелланов, полковых священнослужителей, так с 1 декабря 2009 года в Вооружённых силах РФ была введена должность помощника командира воинской части по работе с верующими военнослужащими, на территории большинства войсковых частей построены православные храмы [9]. В Москве с 2010 года запущен проект «О строительстве православных храмов модульного типа на территории города Москвы», согласно которому было намече-

но выделить земельные участки на территории города для строительства двухсот православных храмов в шаговой доступности. При этом в каждом построенном храме планируется образовательная деятельность в форме воскресной школы, открытие молодёжного центра, отдела социальной помощи населению и приютов. Данный проект имеет рабочее название «Программа-200» [8]. В сфере спорта уже несколько лет осуществляется сопровождение олимпийской сборной команды России православным священником - духовником, который проводит регулярные службы в период проведения Олимпиады. В средствах массовой информации появились специальные религиозные телеканалы, действуют интернет-сайты различных религиозных организаций, религиозные события регулярно освещаются в главных новостях. Увеличилось количество религиозной рекламы на телевидении, радио, стендах в городах и на автомагистралях. Священнослужители активно участвуют

в открытии и обсуждении научно-практических проблем в ходе различных психологических, философских и педагогических конференций.

Социализация в современной России представляет собой интенсивную клерикализацию общества. Насколько нам известно, не было проведено никаких фундаментальных, научно-обоснованных экспериментальных психологических исследований религиозного влияния на личностные качества, поведение и деятельность человека. У ведущих исследователей психологии религии Д.М. Угрино-вича, И.Н. Яблокова, А.Г Сафронова, А.И. Демьянова, отмечается, что, наряду с теоретическими попытками осмыслить религию, экспериментальных исследований её влияния на личность практически не существует. Д.М. Угринович отмечает, что «основной целью психологии религии является выявление соотношения в структуре психики верующих различных компонентов, а именно, эмоциональных, познавательных, волевых, а также процессов сознания и бессознательного» [2, с. 18]. Однако не существует теоретико-методологических исследований этого направления с точки зрения общей психологии [2].

Особенно важным изучение религиозного влияния становится в условиях поиска путей толерантного взаимодействия в обществе и профилактики конфликтов возникающих на религиозной и национально-культурной почве.

Всё это ставит перед общей психологией задачу объективно оценить религиозное влияние на личность, изучить феномен религиозности.

Религиозность и духовность - различные понятия. Нам близки подходы зарубежных авторов, представленные в работе Р. Эммонса: «духовное означает веру в некую силу, более высокую, нежели то, что существует в телесном мире, утверждение её ценности или служение ей... понятие религиозное относится ко всякой организованной религии» [6, с. 179]. Религия более узкое понятие по отношению к духовности, поскольку является одним из вариантов её развития, существуя в форме социального института, и не охватывает всей духовной сферы человека [5]. Религия наделяет идеологическим контекстом духовные стремления человека, обличает в конкретную форму его состояния, сознание и поведение, устанавливает пределы человеческих возможностей. Религиям как системам духовного воспитания присущи свои эталоны личности - модели идеального человека, которые опираются на предположение, что это в прошлом реально существовавшие люди (пророки, мессии, святые мученики) и служат ориентиром для формирования религиозных качеств личности. Эти эталоны наделяются субъектностью, им приписываются конкретные личностные характеристики, особенности поведения и мышления. Набор личностных характеристик религиозного эталона за-

висит от того, какая идеология фундирует конкретную религиозную систему.

Личностное качество, которое формируется в религиозных системах, мы будем называть религиозностью. Религиозность выступает как самостоятельное качество личности, формируемое в религиозной деятельности. Синонимом понятия религиозность является понятие набожность - глубокая вера в Бога, со строгим соблюдением всех религиозных обрядов и предписаний [10]. Религиозность формируется в процессе адаптации человека к конкретной религиозной системе, а соответственно к определённому идеалу личности и способам поведения. Процесс формирования религиозности - это путь адепта к эталону, модели идеального человека в конкретной религиозной системе, через включение человека в религиозную деятельность, это воспитание религиозности, когда «религиозное-Я» является системообразующим фактором всей личности. Специфика религиозного типа мировоззрения заключается не просто вере в Бога (Богов), а в вере в реальную мощь, всесилие сверхъестественного не в пространстве, а в этом нашем мире.

Таким образом, недостаточная изученность проблемы религиозного влияния на личность, с одной стороны, и объективная потребность, теоретического обоснования религиозности с общепсихологической точки зрения определили актуальность нашего эмпирического исследования по выявлению взаимосвязи индивидуального уровня религиозности и личностных качеств.

Цель исследования: выявление взаимосвязи индивидуального уровня религиозности и личностных качеств.

Гипотеза исследования: если религиозность (набожность) как самостоятельное качество формируется в религиозной деятельности, то это приводит к актуализации определённых личностных качеств. У людей с высоким и низким уровнем религиозности набор актуализированных личностных качеств будет различным. При этом мы предположили, что при высоком индивидуальном уровне религиозности личностные качества будут соответствовать эталону, лежащему в идеологической основе религиозной системы, в которую включён конкретный человек, и, наоборот, у людей с низким уровнем религиозности, актуализированные личностные качества будут слабо соответствовать, либо вообще не соответствовать эталону.

Характеристика выборки. Выборка специально была подобрана с равными возрастными и половыми признаками. Участниками эксперимента стали 140 человек, относящих себя к православному вероисповеданию - из них 70 респондентов женского и 70 респондентов мужского пола. В возрасте от 14 до 65 лет. Мы разделили её на четыре возрастных группы: 1 группа - от 14 до 18 лет, 2 груп-

па - от 19 до 30 лет, 3 группа - от 31 до 50 лет и 4 группа - старше 50 лет.

Проверка экспериментальной гипотезы осуществлялась с помощью следующих методов:

- Методика определения индивидуального уровня религиозности И.С. Шемет [4];

- 16-факторный личностный опросник Рэймонда Кэттелла (Форма А, которая включает 187 вопросов) Опросник Р. Кэттелла имеет широкую апробацию, доказал свою валидность и в отличие от многочисленных методик, которые измеряют отдельные качества, даёт возможность комплексно изучить и дать системную оценку личностных качеств конкретного человека;

- Математико-статистических методов обработки данных. Оценка степени связи определялась по характеристике корреляционной связи, которая численно оценивалась с помощью различных коэффициентов корреляции. В данном случае для определения связи между параметрами теста 16-PF Кэт-телла и индивидуальным уровнем религиозности для разных возрастных групп использовался коэффициент корреляции Пирсона.

Вначале респондентам было предложено заполнить анкету определения индивидуального уровня религиозности, которая включала в себя 24 вопроса, касающиеся некоторых аспектов отношения к вере, степени включённости в ритуальное пространство и культовое служение, самооценки рели-

гиозности. По результатам данной методики средний балл по всем возрастным группам составил 6 на шкале от 0 до 10, что соответствует среднему значению индивидуального уровня религиозности согласно методике И.С. Шемет [3; 4]. Это говорит о том, что респонденты находятся под умеренным религиозным влиянием, у них обнаруживаются бессознательные установки следования религиозным традициям и нерефлексивное отношение к религии.

Далее респондентам было предложено пройти обследование по 16-факторному опроснику Р. Кэт-телла и произведён сравнительный анализ на выявление взаимосвязей индивидуального уровня религиозности и качеств личности по факторам Р. Кэттелла.

Результаты эксперимента отражены в таблицах 1 и 2.

Из данных таблиц видно, что выявлено 8 значимых корреляций индивидуального уровня религиозности и личностных качеств согласно факторам опросника Р. Кэттелла, при этом выделенные связи имеют значимость а<0,01 и а<0,05 согласно коэффициенту корреляции Пирсона.

Выявлена положительная взаимосвязь индивидуального уровня религиозности (набожности) со следующими факторами личности согласно опроснику Р. Кэттелла:

G на шкале «низкая нормативность поведения -высокая нормативность поведения» (г = 0,25, а<0,01),

Таблица 1

Коэффициенты корреляции индивидуального уровня религиозности и факторов личности опросника Р. Кэттелла (выделенные значения значимы на уровне a<0,05)

В Факторы личности опросника Р. Кэттелла

А В с Е Б G н К L М N О Q1 Q2 Q3 Q4

14-18 -0,02 -0,23 -0,23 -0,42 -0,13 0,42 -0,44 0,21 0,44 0,04 -0,23 0,59 0,22 -0,12 0,09 0,36

19-30 0,18 0,15 -0,02 -0,39 -0,31 0,3 -0,15 -0,02 0,2 -0,13 -0,28 0,45 0,09 0,19 -0,06 0,4

31-50 -0,22 0,1 0,17 -0,25 -0,38 -0,01 -0,16 0,02 -0,02 -0,15 -0,14 0,19 -0,11 0,24 0,34 0,4

50-65 0,13 0,06 -0,04 -0,3 -0,16 0,33 0,1 0,15 0,48 0,17 0,14 0,45 0,04 -0,1 0,51 0,1

Общ -0,03 0,04 0,01 -0,35 -0,26 0,25 -0,14 0,07 0,24 -0,04 -0,16 0,42 0,05 0,12 0,21 0,4

Примечание: в 1 столбце таблицы обозначено В - возраст; 14-18, 19-30, 31-50, 50-65 и общ. - возрастные группы.

Таблица 2

Коэффициенты корреляции индивидуального уровня религиозности и факторов личности опросника Р. Кэттелла (выделенные значения значимы на уровне a<0,01)

В Факторы личности опросника Р. Кэттелла

А В с Е Б G н К Ь М N О д2 д3 д4

14-18 -0,02 -0,23 -0,23 -0,42 -0,13 0,42 -0,44 0,21 0,44 0,04 -0,23 0,59 0,22 -0,12 0,09 0,36

19-30 0,18 0,15 -0,02 -0,39 -0,31 0,3 -0,15 -0 0,2 -0,13 -0,28 0,45 0,09 0,19 -0,06 0,4

31-50 -0,22 0,1 0,17 -0,25 -0,38 -0,01 -0,16 0,02 -0,02 -0,15 -0,14 0,19 -0,11 0,24 0,34 0,43

50-65 0,13 0,06 -0,04 -0,3 -0,16 0,33 0,1 0,15 0,48 0,17 0,14 0,45 0,04 -0,1 0,51 0,1

Общ -0,03 0,04 0,01 -0,35 -0,26 0,25 -0,14 0,07 0,24 -0,04 -0,16 0,42 0,05 0,12 0,21 0,36

Примечание: в 1 столбце таблицы обозначено В - возраст; 14-18, 19-30, 31-50, 50-65 и общ. - возрастные группы.

Ь на шкале «доверчивость - подозрительность» (г = 0,24, а<0,01),

О на шкале «спокойствие - тревожность» (г = 0,42, а<0,01),

д3 на шкале «низкий самоконтроль - высокий самоконтроль» (г = 0,21, а<0,05),

д4 на шкале «расслабленность - напряженность» (г = 0,36, а<0,01).

Выявлена обратная взаимосвязь индивидуального уровня религиозности (набожности) по следующим факторам личности согласно опроснику Р. Кэттелла:

Е на шкале «подчинённость - доминантность» (г = - 0,35, а<0,01),

Б на шкале «сдержанность - экспрессивность» (г = - 0,26, а<0,01),

Н на шкале «робость - смелость» (г = - 0,44, а<0,05).

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что при высоком индивидуальном уровне религиозности (набожности) обнаружена тенденция к актуализации таких личностных качеств как -подчиненность, сдержанность, высокая нормативность поведения, робость, подозрительность, тревожность, высокий самоконтроль, напряжённость.

При этом следует отметить, что существуют некоторые возрастные отличия.

У первой возрастной группы (14-18 лет) при высоком индивидуальном уровне религиозности преобладает тенденция к актуализации таких личностных качеств как - подчинённость (Е), высокая нормативность поведения ^), робость (Н), подозрительность (Ь), тревожность (О).

У второй возрастной группы (19-30 лет) при высоком индивидуальном уровне религиозности преобладает тенденция к актуализации таких личностных качеств как - подчинённость (Е), сдержанность (Б), высокая нормативность поведения ^), напряженность ^4).

У третьей возрастной группы (31-50 лет) при высоком индивидуальном уровне религиозности преобладает тенденция к актуализации таких личностных качеств как - сдержанность (Б), высокий самоконтроль ^3), напряженность ^4).

У четвёртой возрастной группы (старше 50) при высоком индивидуальном уровне религиозности преобладает тенденция к актуализации таких личностных качеств как - подозрительность (Ь), тревожность (О), высокий самоконтроль ^3).

Значимых различий во взаимосвязи индивидуального уровня религиозности и личностных качеств по половым признакам обнаружено не было.

Таким образом, согласно интерпретации опросника Р. Кэттелла в соответствии с обнаруженными тенденциями к актуализации личностных качеств при высоком уровне религиозности мы составили примерную характеристику личности с высоким уровнем религиозности (набожности), в нашем

случае для респондентов, относящих себя к православному вероисповеданию. Такая личность характеризуется высокой исполнительностью, неверием в себя и свои способности, склонностью брать на себя вину, кротко подчиняться. Проявляет зависимость, пессимизм, подавленность, депрессивность, озабоченность, склонность все усложнять, у Кэт-телла такие личности обозначаются как «последователи». Данные лица живут в беспокойстве о своем будущем, озабочены последствиями своих поступков, постоянно ожидают возможных неудач, обязательны на столько, что не могут нарушить правила ни при каких обстоятельствах, глубоко порядочны, добросовестны. Кроме того, им присуща острая реакция на любую угрозу, они считают себя крайне робкими, терзаются необоснованным чувством собственной неполноценности, медлительны и сдержанны в выражении своих чувств, не любят работать в контакте с людьми. Они подходят к людям с предубеждением, настороженно, во всем ищут тайну, ждут от всех подвоха, никому не доверяют, считают своих друзей способными на нечестность, неоткровенны с ними. В коллективе они держатся обособленно, пекутся только о себе, завидуют успехам других людей, считают, что их недооценивают. В отношениях - настойчивы, раздражительны, не терпят конкуренции. Данные люди часто испытывают чувство тревоги, не уверены в себе, склонными к частым сменам настроений, легко ранимы и погружены в мрачные мысли, полны сожаления и сострадания, излишне скромны. Тем не менее, имеют сильное чувство долга, чувствительны к одобрению и порицанию окружающих. Личность с высоким уровнем религиозности хорошо осознает социальные требования и старается их аккуратно выполнять, заботится о впечатлении, которое производит своим поведением, о своей общественной репутации, умеет хорошо скрывать свои эмоции, контролировать поведение, упорно преодолевать препятствия, не разбрасывается, начатое дело доводит до конца. Им свойственна высокая напряженность, склонность к психосоматическим нарушениям, снижена эмоциональная устойчивость, может проявляться агрессивность. Такие люди редко становятся лидерами.

Личностные качества, которые актуализируются при высоком индивидуальном уровне религиозности у людей, относящих себя к православному вероисповеданию, совпадают с эталоном, моделью идеальной личности и её качеств, которая формируется в христианстве как системе духовного воспитания -смирение, пассивность, моральное и физическое страдание, отказ от борьбы, безволие, подчинение, страх. Это подтверждает гипотезу о том, что при высоком индивидуальном уровне религиозности личностные качества будут соответствовать эталону, лежащему в идеологической основе религиозной системы, в которую включён конкретный человек.

Таблица 3

Гр ФАКТОРЫ ЛИЧНОСТИ ОПРОСНИКА Р. КЭТТЕЛЛА

А В с Е Б G Н К Ь М N О 01 02 д3 04

42 0,08 -0,17 -02 -0,01 -0,43 0,1 -0,02 0,07 -0,1 -0,19 -0,3 0,09 02 0,37 0,1 0,34

46 0,17 0,14 -0,1 -0,26 -0,13 0,19 -0,03 0,02 0,27 0,18 0,01 0,17 -0,16 0 0,09 0,13

Примечание: в 1 столбце обозначено: Гр - группа; 42 - количество человек группы с низким индивидуальным уровнем религиозности; 46 - количество человек группы с высоким уровнем религиозности.

Для проверки следующей гипотезы о том, что у людей с высоким и низким уровнем религиозности набор актуализированных личностных качеств будет различным (при этом у тех, у кого ниже религиозность, актуализированные личностные качества будут слабо соответствовать, либо вообще не соответствовать эталону личности, лежащему в основе религиозной системы), мы разделили выборку на две группы:

1-я группа в количестве 42 человека - респонденты с низким индивидуальным уровнем религиозности.

2-я группа в количестве 46 человек - респонденты с высоким индивидуальным уровнем религиозности.

Далее провели сравнение этих групп между собой по выраженным личностным качествам. Результаты исследования отражены в таблице 3.

Из таблицы видно, что при низком индивидуальном уровне религиозности существует 3 значимые корреляции с личностными качествами согласно следующим факторам личности опросника Р. Кэттелла, при этом выделенные связи имеют значимость а<0,01 согласно коэффициенту корреляции Пирсона: Б на шкале «сдержанность - экспрессивность» (г = - 0,43, а<0,01); 0 2 на шкале «конформизм - нонконформизм» (г = 0,37, а<0,01); 0 4 на шкале «расслабленность - напряженность» (г = 0,34, а<0,01).

Таким образом, согласно интерпретации опросника Р. Кэттелла можно составить примерную характеристику личности, у которой при усилении полярности в сторону низкой религиозности будет проявляться тенденция к актуализации таких качеств, как: жизнерадостность, эмоциональная яркость в отношениях между людьми, динамичность общения, которая предполагает эмоциональное лидерство в группах, эмоциональная значимость социальных контактов, экспрессивность, экспансивность. Данные люди проявляют независимость, ориентированы на собственные решения, самостоятельны, находчивы, стремятся иметь собственное мнение, действовать самостоятельно. Могут не считаться с общественным мнением, но не обязательно играют доминирующую роль в отношении других. Нельзя считать, что такому типу личности не нравятся люди, он просто не нуждается в их согласии и поддержке. Такой личности свойственна расслабленность, удовлетворенность, невозмутимость,

спокойствие, уравновешенность. Из них получаются хорошие лидеры.

В группе с высоким уровнем религиозности выявлена значимая взаимосвязь с двумя факторами личности опросника Р. Кэттелла, при этом выделенные связи имеют значимость а<0,01 согласно коэффициенту корреляции Пирсона: Е на шкале «подчиненность-доминантность» (г = - 0,26, а<0,01); Ь на шкале «доверчивость-подозрительность» (г = 0,27, а<0,01).

Что так же подтверждает гипотезу о том, что при высоком индивидуальном уровне религиозности личностные качества будут соответствовать эталону, лежащему в идеологической основе религиозной системы, в которую включён конкретный человек. Полностью подтверждена гипотеза о том, что у людей с высоким и низким уровнем религиозности набор актуализированных личностных качеств будет различным.

Согласно концепции интеграции психики Ше-мет И.С. уровень развития респондентов с высоким индивидуальным уровнем религиозности на стадии духовной интеграции оценивается как «-1», а у респондентов с низким индивидуальным уровнем религиозности оценивается как «0» или «+1» на шкале от -2 до +2 и показывает большую интеграцию психики у респондентов с низкой религиозностью [3, с. 119].

Таким образом, проведенное нами исследование позволяет сделать вывод о том, что повышение индивидуального уровня религиозности отрицательно сказывается на личностных качествах и приводит к снижению уровня интеграции психики.

Библиографический список

1. Сафронов А.Г. Религиозные психопрактики в истории культуры. - X.: ХГАК, 2004. - 304 с.

2. Угринович Д.М. Психология религии: теоретические очерки. - М.: Политиздат, 1986. - 352 с.

3. Шемет И.С. Интеграция психики: концепция, метод, эксперимент. - М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2006. - 192 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Шемет И.С. Методика исследования религиозности // Психология XXI столетия. Т. 2 / под ред. В.В. Козлова. - Ярославль: МАПН, 2007. -

С. 304-305.

5. Шемет И.С. Духовная интеграция психики // Межкультурное взаимодействие: проблемы и пер-

спективы: Материалы междунар. науч.-практ. конф. Кострома, 5-6 сентября 2006 г. / отв. ред. Л.Н. Ваулина. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2006. - С. 321-322.

6. Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности / под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2004. - 416 с.

7. http:IIправительство.рфIgovIresultsI 17975I (дата посещения 12.04.2012).

8. http:IIwww.b^m.ru/realtyI2011I04I29Iprogramma-200.html (дата посещения 12.04.2012).

9. http: IInews. argumenti. ruInewsI2009I12I09I 30942 (дата посещения 12.04.2012).

10. http:IIru.wiktionary.orgIwiki (дата посещения 12.04.2012).

УДК 159.922.736.4

Авдеев Александр Юрьевич

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

avdeev@bsu.edu.ru

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДРОСТОК В ПРОСТРАНСТВЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Статья посвящена проблеме развития подростков в информационном пространстве. Подчеркивается, что социальная ситуация развития и ведущая деятельность современных подростков претерпевают существенные изменения. Показано, что социализация подростка в информационном пространстве отражает не пассивное приспособление, а активное построение образа себя в реальном и виртуальном мирах.

Ключевые слова: социализация подростка, информационное пространство, цифровая грамотность, Интернет, ведущая деятельность, идентичность.

Современную подростковую субкультуру невозможно представить без информационно-компьютерных технологий, которые оказывают на нее существенное влияние. Компьютер становится символической перегородкой между реальным миром и виртуальной реальностью, которая притягивает подростков тем, что предоставляет неограниченные возможности для того, чтобы проявлять себя, фантазировать. Появление новых социальных пространств, в частности Интернета, наполняют социальную ситуацию развития подростка иным содержанием. В этих условиях конструируется «новая мораль», трансформируются ценностные ориентации и базовые потребности, происходит трансформация традиционных институтов социализации ребенка. Становится возможным появление иных механизмов социализации. Конструирование своей виртуальной личности для подростка становится необходимым условием социального развития.

\lseu А. при анализе трансформаций личности в мире социальных сетей пользуется термином «электронная идентичность». Используя для анализа личности в виртуальном мире культурно-исторический подход, она утверждает, что в киберпространстве возникает уникальная ситуация. Граница между личностью и социальной средой стирается, и становится непонятно, где человек, а где окружающие его «культурные артефакты». Поэтому, по мнению \lseu А., виртуальный мир выводит на другой уровень: процесс интериоризации - вра-щивания социального пространства в личностное пространство, проявления культуры в чертах человеческой личности [20].

Особый интерес для нас представляют исследования, посвященные анализу ведущей деятельности подростков, которые достаточно разнообразны. Наиболее известны «интимно-личностное общение со сверстниками» (Д.Б. Эльконин, Т.В. Дра-гунова); «общественно-полезная деятельность» (Д.И. Фельдштейн) или «общественно-значимая деятельность» (В.В. Давыдов), понимаемая как многообразие коллективных видов деятельности, включая учебную, трудовую, общественно-организационную, спортивную и художественную; «учебная деятельность» (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев); «социально-психологическое экспериментирование» (Г. А. Цукерман), характеризующее активную авторскую позицию подростка в построении собственной жизни в целом, а не только отдельных поступков, как в более ранних возрастах; «личностное самоопределение» (Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко) и т.д.

Особого мнения по поводу ведущей деятельности подросткового возраста придерживается А.В. Петровский. Он пишет, что определяющей является не «монополия» ведущей деятельности, а деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений с референтной группой. Ведущая деятельность не дана изначально личности в тот или иной период, а активно выбрана ею в значимой группе. Автор отмечает, что в вопросах развития личности нецелесообразно опираться на понятие ведущей деятельности, так как в разных по уровню развития группах ведущими оказываются весьма различающиеся по содержанию, интенсивности и социальной ценности типа деятельности, что неизбежно приводит к размыванию понятия «ведущий тип

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.