Научная статья на тему 'Аксиологические ориентиры Православия в обеспечении безопасности образовательной среды'

Аксиологические ориентиры Православия в обеспечении безопасности образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
217
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ECOLOGICAL SAFETY / PSYCHOLOGICAL SAFETY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алисов Евгений Анатольевич

В статье рассматривается христианско-педагогический аспект обеспечения безопасности в реалиях современной образовательной среды. Выявляются причины изменения характера взаимодействия личности и окружающего мира природы, повлиявшие на снижение защищенности от негативного воздействия экологических факторов в образовательном процессе. Дается характеристика экологической и психологической безопасности образовательной среды. Предпринимается попытка проекции потенциала Русской Православной Церкви на педагогическую плоскость в контексте ценностно-смысловых доминант обеспечения безопасности развивающейся личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Axiological Reference Points of Orthodoxy in Providing Safety of Educational Environment

The article deals with the Christian-pedagogical aspect of safety in modern educational environment. Reasons for changes in the character of interaction between human beings and natural environment are suggested, which have caused ecological safety decrease in educational process. Ecological and psychological safety of the educational environment is characterised. An attempt is made of projecting Russian Orthodox Church potential into the pedagogical sphere in the context of value-semantic dominants of the developing person's safety.

Текст научной работы на тему «Аксиологические ориентиры Православия в обеспечении безопасности образовательной среды»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2011. Вып. 2 (21). С. 26-31

Аксиологические ориентиры Православия

В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Е. А. Алисов

В статье рассматривается христианско-педагогический аспект обеспечения безопасности в реалиях современной образовательной среды. Выявляются причины изменения характера взаимодействия личности и окружающего мира природы, повлиявшие на снижение защищенности от негативного воздействия экологических факторов в образовательном процессе. Дается характеристика экологической и психологической безопасности образовательной среды. Предпринимается попытка проекции потенциала Русской Православной Церкви на педагогическую плоскость в контексте ценностно-смысловых доминант обеспечения безопасности развивающейся личности.

Безопасность — это такое явление, без которого не могут нормально развиваться ни личность, ни социальная организация, ни общество, ни экономика, ни, тем более, государство. Содержание понятия «безопасность» означает отсутствие опасностей или возможность надежной защиты от них. Опасность же рассматривается как наличие и действие различных факторов, которые являются дисфункциональными, дестабилизирующими жизнедеятельность ребенка, угрожающими развитию его личности. Обеспечение безопасности должно охватывать как защиту нормального состояния объекта от воздействия факторов, угрожающих жизненно важным интересам, так и восстановление такого состояния. Нормальное состояние включает минимально необходимую совокупность условий функционирования объекта в соответствии с его предназначением и поставленными целями. Создание условий выше этого минимума не охватывается безопасностью, ибо в этом случае опасности нет, речь может идти об обычной жизнедеятельности объекта1.

Государство строит концепцию безопасности, опираясь на защиту национальных интересов страны, прав ее граждан. Конкретное наполнение концепции национальной безопасности возможно через микроуровни, в частности через обеспечение безопасности образовательной среды, которая является важнейшим условием социализации подрастающего поколения.

В настоящее время в глобальном масштабе остается актуальной необходимость обеспечения экологической безопасности образовательной среды. Эко-

1 Тер-Акопов А. А. Безопасность человека (теоретические основы социально-правовой концепции). М., 1998.

логическая безопасность подразумевает состояние защищенности окружающей среды и жизненно важных интересов человека и гражданина от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и угроз возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера их последствий. Экологически безопасная образовательная среда понимается как система психолого-педагогических условий и влияний, обеспечивающих возможности развития личности в состоянии защищенности от негативного воздействия экологических факторов и оптимального взаимодействия с миром природы.

Причинами изменения характера взаимодействия личности и окружающего мира природы, повлиявшими на снижение защищенности от негативного воздействия экологических факторов в образовательном процессе, являются:

— коренное преобразование большинства видов деятельности в современном обществе;

— увеличение темпов смены одних условий функционирования образовательного процесса качественно другими;

— всеобщая урбанизация, отторгшая человека от естественного мира природы;

— бурное развитие информационных технологий, способных заменять естественное образовательное пространство на виртуальное;

— чрезмерное стремление к стандартизации выразительных характеристик воспринимаемых объектов и явлений;

— вынужденное либо неоправданное насыщение объектов образовательной среды элементами некрофильной модальности.

Ценностно-смысловые доминанты восприятия мира рассматриваются в качестве важных признаков образовательной среды, в которых раскрывается ее педагогический потенциал. Они лежат в основе создания того или иного типа образовательной среды. Эти доминанты отражаются в философских и психоло-го-педагогических концепциях, которые могут быть сформулированы (отреф-лексированы) либо могут присутствовать лишь в сознании (или в подсознании) педагогов2.

В психолого-педагогической литературе отдельно выделяется понятие психологической безопасности. И. А. Баева рассматривает структуру психологии безопасности как состоящую из двух разделов: психологическая безопасность среды и психологическая безопасность личности. Психологическая безопасность среды в социальном аспекте определяется как состояние среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии людей, способствующее удовлетворению основных потребностей в личностно-доверительном общении и создающее референтную значимость среды и, как следствие, обеспечивающее психологическую защищенность ее участников. Вторым разделом, включенным в психологию безопасности, является психологическая безопасность личности. Психологическая безопасность личности проявляется в ее способности сохранять устойчивость в среде с определенными параметрами, в том

2 См.: Проектирование образовательной среды в дошкольном учреждении: науч.-метод. пособие для руководящих и практ. работников ДОУ Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования. СПб., 2004. С. 12, 14.

числе и с психотравмирующими воздействиями, сопротивляемости деструктивным внутренним и внешним воздействиям и отражается в переживании своей защищенности/незащищенности в конкретной жизненной ситуации3.

Современная молодежная среда потенциально может привести к появлению и разрастанию психологической опасности для личности молодого человека. Кроме того, возрастные характеристики могут способствовать большей степени выраженности сензитивности к ней. Дополнительным фактором, обусловливающим психологическую опасность молодежной среды, выступают набирающие обороты средства и технологии пагубного воздействия на психику, причем наиболее восприимчивой к подобным средствам и технологиям оказывается именно психика молодого человека, что вызывает риск манипулирования ею. Сегодня широко распространены различные секты, нетрадиционные религиозные объединения, которые, оскверняя идеалы истинной веры, приобщают молодежь к лжеучениям. Развивающаяся личность нуждается в психологической защите — отсутствие жизненного опыта ведет к неумению распознать суть пропагандируемых лозунгов. Плачевным и, к несчастью, распространенным финалом становится психическая и социальная деградация личности, полное ее разрушение, суицид.

Ситуации, происходящие в социальной сфере, подросток переживает на духовном уровне, как экзистенциальные проблемы. Выйти из экзистенциального конфликта он пытается путем обретения смысла собственного существования. Вероятно, что молодой человек пытается удовлетворить потребности духовной сферы, замещая их удовлетворением потребностей той сферы, где у него есть наиболее позитивный опыт. Например, может сделать смыслом жизни и системой координат свои сексуальные успехи, либо эмоциональную жизнь, либо успех в социальной сфере4. Эта ситуация представляется крайне значимой в аспекте определения стратегий педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса. Традиционно проблемным считается поиск действенных механизмов привлечения молодежи к видам деятельности, которая помогла бы ей определиться с собственной системой ценностных координат. Более того, часто можно констатировать отсутствие вообще каких-либо альтернатив наполнения жизни подрастающего поколения действительно стоящим содержанием. Это обстоятельство толкает подростка в сторону крайних вариантов проявления социальных статусных позиций — от криминальных молодежных объединений до социальной психологической отчужденности личности.

Между тем реальную возможность разрешения обозначенных противоречий содержит в себе православная христианская вера, которая способна выступить в качестве средства обеспечения психологической безопасности. Христианско-педагогический аспект проблемы состоит в проекции потенциала Русской Пра-

3 См.: Баева И. А. Психология безопасности — новое направление психологических исследований в образовании и социальном взаимодействии // Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты. Материалы III Национальной научно-практической конференции. Всероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России». Т. 2. М., 2006. С. 30.

4 Баева И. А. Психология молодежной субкультуры (социально-психологический аспект молодежной политики) // Вестник практической психологии образования. 2007. №1 (10). С. 89.

вославной Церкви в педагогическую плоскость. Богатство и широта этого потенциала сомнений не вызывают, и достоверность психологической защищенности, даруемой нуждающемуся в ней, не требует лишних доказательств. Иоанн Златоуст пишет: «...как пристань, защищенная от ветров и волн, дает полную безопасность входящим в нее судам, так и дом Божий, как бы исторгая входящих в него из бури мирских дел, дает им стоять спокойно и безопасно и слушать слово Божие. Это место есть школа добродетели, училище любомудрия»5.

Православные христиане часто прибегают к молитве «Живый в помощи.» (90-й псалом) — вот несомненное свидетельство потенциала Православия в обеспечении уверенности в Божьей помощи в самых трудных и неразрешимых ситуациях. Учащаяся молодежь часто прибегает к молитве о даровании разумения, которая не всем известна. Имеет смысл в учебном заведении, где нет храма, организовать небольшой уголок для верующих, где может быть вывешена эта молитва. Псалом 90 содержит строки: «...яко на Мя упова, и избавлю и, покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его и прославлю его: долготою дний исполню его и явлю ему спасение Мое». Упоминание покрова, имеющего особое значение в православной традиции, как нельзя точно свидетельствует о роли православной веры в обеспечении психологической безопасности.

О помощи в учении часто молятся пред иконой Пресвятой Богородицы «Прибавление Ума», свв. равноап. Кириллу и Мефодию, учителем Словенским, прп. Сергию Радонежскому.

В последнее время наблюдается повышение интереса российской молодежи к православной вере, церковным ритуалам, таинствам, христианской культуре. Молодые люди посещают храмы, участвуют в богослужениях, занимаются в воскресных школах. Все это становится позитивными социальными приметами нашего времени. Представляется крайне важным, чтобы подобные веяния не носили лишь внешний, поверхностный характер, не были своеобразной данью модным новшествам, примеркой необычного общественного имиджа, а имели бы глубокие и прочные корни, врастающие в благодатную ценностную почву. Управленческие церковные структуры отходят от стереотипов, дистанцирующих современную молодежь от православного начала, активно внедряя в различные аспекты своей деятельности инновационные механизмы.

Выполняя функции института социализации личности, религия задает ориентиры аксиологических установок общества, в том числе и на разрешение ряда проблем нецерковного характера. Она выступает образцом и обозначает эталоны поведенческих и отношенческих регулятивов повседневной жизни человека.

Необходимо подчеркнуть не главенствующую значимость, а первоочередность ценностных установок безопасного характера, обусловленную первоочередностью обеспечения защищенности личности. Обозначаются два уровня ценностной регуляции культурой безопасности психических процессов личности: уровень индивидуальных аксиологических фильтров и уровень социальных установок. Возникновение индивидуальных аксиологических фильтров выльет-

5 Собрание сочинений святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 3. Кн. 1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z03_1/Z03_1_12.htm

ся в результате формирования безопасной образовательной среды в конструкции индивидуальной «безопасной ниши» воспитанника в среде; на уровне социальных установок выявляется зависимость качеств формирующейся личности как полноправного субъекта общественных взаимосвязей от объективных условий развития, рассматриваемых по параметрам безопасности. Формируемая образовательная среда должна стать футурологически ориентированной на образец, эталон и деятельного с социальной точки зрения субъекта, и гармонично организованного жизненного пространства.

Видится востребованной временем необходимость не останавливаться на достигнутом, продолжая церковную политику разноформатного учета интересов молодежного сообщества, при этом проявляя не только толерантность к нетипичности и яркому своеобразию проявлений субкультуры молодых, но и оказывая поддержку, осуществляя аксиологическое сопровождение начинаниям в различных областях молодежного искусства, способствуя их социальному одобрению.

Особое внимание православная педагогика уделяет также безопасности не столько личности, сколько души, что, несомненно, обозначает качественно новый ракурс рассмотрения проблемы, более выраженный в традициях православного христианства. Вместе с тем, сегодня уже есть свидетельства христианско-педагогического воздействия института православной веры, обеспечившего не только психологическую безопасность отдельным подросткам, но и решение принципиально значимых социальных проблем реабилитации и духовного возрождения.

Сегодня при многих образовательных учреждениях открываются храмы. Такая тенденция приветствуется верующими студентами, учениками, преподавателями. Многие священники считают, что храмы, например, при вузах, не должны отличаться от обычных храмов и могут превратиться в благодатную пристань для нуждающихся в обретении безопасности.

Наиболее действенным средством, к которому прибегают верующие в поиске безопасности, остается молитва. Прп. Силуан Афонский говорил, что мир стоит молитвою и когда ослабеет молитва, то мир погибнет. Это средство доступно каждому, оно даровано простым верующим, чтобы помогать им в переживании неурядиц и бед земных.

На перекрестке множества дорог, по которым может пойти реформа российского образования, важно не растерять ценностные воспитательные ориентиры. Православная педагогика располагает особыми средствами влияния на душу человека, затрагивая невидимые струны личностного развития. Греховность и пагубность порочного по сути содержания, воспринимаемого личностью в окружающем образовательном пространстве, может заставить переосмыслить многие оформляющиеся приоритеты.

Таким образом, в современных условиях образовательной среды возникает необходимость в психологических ресурсах, обеспечивающих защищенность личности и обусловливающих социально безопасное поведение. В качестве подобного ресурса выступает религия как система норм и правил, дающая гарантию защиты.

Ключевые слова: образовательная среда, экологическая безопасность, психологическая безопасность.

Axiological Reference Points of Orthodoxy in Providing Safety of Educational Environment

E. Alisov

The article deals with the Christian-pedagogical aspect of safety in modern educational environment. Reasons for changes in the character of interaction between human beings and natural environment are suggested, which have caused ecological safety decrease in educational process. Ecological and psychological safety of the educational environment is characterised. An attempt is made of projecting Russian Orthodox Church potential into the pedagogical sphere in the context of value-semantic dominants of the developing person’s safety.

Keywords: educational environment, ecological safety, psychological safety.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.