Научная статья на тему 'Религиозность, духовно-нравственное развитие и личностный рост осужденных молодежного возраста'

Религиозность, духовно-нравственное развитие и личностный рост осужденных молодежного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
202
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / МОЛОДЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ / ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ / ОСУЖДЕННЫЙ / SPIRITUALITY / YOUTH AGE / PERSONAL GROWTH / THE CONVICT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сочивко Дмитрий Владиславович, Полянин Николай Александрович, Голышева Юлия Николаевна

в статье рассматривается духовно-нравственное развитие осужденных как фактор их личностного роста в период отбывания наказания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сочивко Дмитрий Владиславович, Полянин Николай Александрович, Голышева Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the article deals with the spiritual and moral development of the convicts as a factor in their personal growth while serving their sentences.

Текст научной работы на тему «Религиозность, духовно-нравственное развитие и личностный рост осужденных молодежного возраста»

РЕЛИГИОЗНОСТЬ, ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ ОСУЖДЕННЫХ МОЛОДЕЖНОГО ВОЗРАСТА

Д. В. Сочивко, Н. А. Полянин, Ю. Н. Голышева

Аннотация: в статье рассматривается духовно-нравственное развитие осужденных как фактор их личностного роста в период отбывания наказания.

Ключевые слова: духовность, молодежный возраст, личностный рост, осужденный.

The summary: the article deals with the spiritual and moral development of the convicts as a factor in their personal growth while serving their sentences.

Keywords: spirituality, youth age, personal growth, the convict.

В психологической науке все чаще поднимаются вопросы духовности и духовно-нравственного воспитания личности. Их актуальность определяется состоянием современного российского общества, характеризующимся глубоким кризисом духовности, охватившим все стороны жизнедеятельности человека. Как в свое время подчеркивал

А.В. Юревич, исследования в новой отрасли психологического знания — макропсихологии — приводят к выводу о невозможности экономического и технологического развития общества при современном уровне его нравственного состояния [8].

Проблема духовно-нравственного бытия человека является основополагающей, поскольку ее решение в конечном счете определяет характер и направление его развития, формирования его личности, выбор жизненного пути, в особенности это касается молодежи.

В отечественной психологии проблема духовности и нравственности получила освещение в работах таких классиков психологии, как Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Д.Н. Узнадзе. В современной психологии она выступает предметом рассмотрения в исследованиях К.А. Абульханова-Славской,

A.В. Брушлинского, В.И. Слободчикова,

B.Н. Дружинина, Ф.Е. Василюка, М.И. Во-ловиковой, В.В. Знакова, В.А. Елисеева, В.Д. Шадрикова и др. В настоящее время в психологических исследованиях проблемами духовности занимаются Б.С. Братусь, А.В. Лоргус, В.И. Слободчи-ков, Е.И. Исаев, Д.В. Сочивко и др.

В условиях гуманизации отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы особое значение придается вопросу усиления нравственного воздействия на осужденных, к решению которого привлекаются также и представители фундаментальных религиозных конфессий, в подавляющем большинстве случаев Русской православной церкви. Накопленный в последние годы опыт взаимодействия церкви и исправительных учреждений активно востребуется. Происходит это по ряду причин, прежде всего, исторического, социально-психологического и правового характера.

В современной психологической науке духовность человека рассматривается в разных противопоставлениях с устоявшимися психологическими кон-

структами, что позволяет авторам иллюстрировать те или иные аспекты духовности личности как характеристики человеческого бытия. Попытка систематизировать эти аспекты изучения духовности, точнее даже просто свести их в единый список, на данный момент является трудно разрешимой задачей в силу размытости самого понятия духовности как психологического концепта. Тем не менее даже при всей допустимой неполноте получаемых списков это необходимо сделать, так как исследования духовности человека в настоящее время, как нам представляется, переходят в свою синтетическую фазу — поиска единого объяснительного принципа этого понятия именно как психологического конструкта. Мы бы предложили следующие противопоставления, которые могли бы лечь в основу построения психодинамического изучения духовности как главного и наимощнейшего энергетического ресурса человеческого поведения. Последнее, наверное, не нужно специально пояснять, достаточно вспомнить, что за свои духовные убеждения люди нередко готовы жертвовать своей жизнью.

Духовность versus ценностносмысловая сфера личности. Духовное развитие личности придает смысл жизни человека; в ней он черпает ответы на волнующие его экзистенциальные проблемы: о смысле жизни, критериях добра и зла, истины и заблуждения, красивого и безобразного. Она открывает человеку доступ к любви, совести, чувству долга, правосознанию и государственности, искусству, науке и религии, указывает человеку, что является для него главным и наиболее ценным, дает ему то, ради чего стоит жить [2]. Духовность субъекта или «индивидуальный

дух» представляет собой ответственное принятие и следование высшим образцам совокупной человеческой культуры: переживание нравственных норм общежития как внутреннего «категорического императива», усвоение высших ценностей родового бытия человека как своих собственных.

В психологическом плане духовность характеризуется понятиями разума и мышления, миром человеческих идей и созерцаний, такими эмоциональноволевыми свойствами и состояниями, как доброта, любовь, раскаяние, смирение. С общественной точки зрения она представляет собой идеальный комплекс норм, которые выступают по отношению к субъекту и обществу не как данность, а как заданность и непреложный императив [2]. Итак, подобный подход делает акцент на проявлении духовности как характеристике культурно-исторической определенности человеческого бытия, его последующей христианизации [2].

Духовность versus мораль и нравственность. В.В. Знаков отмечает, что в большинстве этических учений нравственность отождествляют с моралью: «Нравственность — понятие, являющееся синонимом морали (русский вариант латинского термина "мораль” происходит от слова "нрав”). Вместе с тем для многих исследователей очевидно, что нужно различать мораль как форму общественного сознания (систему норм, требований к правилам поведения в межличностных отношениях, предъявляемых человеку обществом) и нравственность как социально-психологическую характеристику личности (отвергающей или принимающей эти требования, осознающей их необходимость и испытывающей внутреннюю потребность в ис-

полнении моральных норм, следовании им)» [4]. При этом автор подчеркивает, что нравственные представления и поведение людей могут расходиться. С этической точки зрения некоторые поступки (обман, безответственность, беспринципность) являются моральными. Субъект может нарушать моральные нормы, не понимая, в чем состоит его моральный долг перед людьми, при этом часто подыскивая убедительные, по его мнению, психологические оправдания своего поступка. Как бы не рассматривать эту проблему с точки зрения этики, с точки зрения психологии мы имеем здесь специфическое содержание именно индивидуальной духовности. Появляется возможность говорить, например, об искаженной, дефицитарной или даже извращенной духовности преступников или осужденных. В этом случае возникает и главная проблема человеческой духовности, оторванной от религии и церкви. Можно говорить, в частности, о высокой (слишком высокой) духовности серийного убийцы проституток, который возомнил себя ангелом-мстителем. Вся проблема заключается именно в том, что перечисленные подходы не исключают таких форм духовности, а следовательно, духовное развитие утрачивает возможность направлять личностный рост и социализацию личности.

Духовность versus совесть. В таком противопоставлении совесть понимается скорее в первичном этимологическом смысле как сознание, а точнее осознание своих асоциальных, аморальных и безнравственных поступков (грехов). В бытовом плане совесть понимается как регулятор поведения, но это не верно. Регулятором остаются разум и воля (не случайно Б. Спиноза считал, что

это одно и то же), которые изменяются в результате исповеди (в переводе с греческого исповедь звучит как «изменение ума»). Считать совесть непосредственным регулятором поведения является с религиозной точки зрения заблуждением. Раскольников в романе Ф. Достоевского долго мучился совестью, но ум свой не менял, разве что в самом конце романа после нескольких лет каторги. Это заблуждение вновь лишает духовность ее энергетического потенциала в социализации и развитии гармоничной личности духовного человека. Так, В.В. Знаков пишет: «Поэтому самосознание в нравственном аспекте — это не сознание собственной значимости, а сознание собственной ответственности. Для него более характерно состояние вины, чем состояние довольства, удовлетворенности» [4]. Однако и маньяк может чувствовать ответственность и вину за то, что не смог убить еще пару женщин легкого поведения. И это его совесть versus высокая, но извращенная духовность.

Духовность versus подсознание. На наш взгляд, это обратная сторона проблемы совести как осознанности своих действий и поступков, их побудителей, духовного содержания. Акцент на подсознании, делаемый глубинной психологией, ставит проблему некоторой «бессовестной» духовности, хорошо проиллюстрированной в трудах З. Фрейда, К. Юнга, П. Сартра.

Среди современных исследований можно привести мнение А.Л. Канапац-кого: духовные свойства личности связаны, как с сознанием, так и с бессознательной сферой. Так, совесть и любовь как аксилаты, содержательно входящие в тезаурус индивидуализированных цен-

ностей духовности, коренятся в интуитивных глубинах бессознательного, а не в сфере рассудочно-рационального [6]. Духовность — это устойчивое, по сути, подвижно-динамическое, по характеру, и нелинейное, по системной организации иерархических взаимовлияний и связей всех элементов духовной реальности, идеально-смысловое образование, способное производить в человеке личностные эффекты и преображения. Духовная жизнь регулируется образом нравственного абсолюта; это живая, деятельная жизнь, характеризующаяся стремлением стать этим абсолютом, и не достигающая этой цели в силу того, что это стремление по своей сути бесконечно [6, с. 35]. Остается только вопрос, что это за деятельная жизнь, и что это за абсолют. Жизнь криминального авторитета тоже очень деятельна и по-своему очень духовна.

Духовность versus воля (свобода воли). Это противопоставление, этот аспект духовности, взятые вне религиозности человека, вновь ведут к извращенным формам духовности, которые кратко и емко представил Ф. Достоевский в романе «Братья Карамазовы»: «Если Бога нет, значит все позволено».

Духовность versus социальная среда. Как было показано ранее, формирование духовности человека, замкнутое на его индивидно-личностных особенностях, может вести к различным формам хотя и высокой, но извращенной духовности. Именно социум регулирует направление развития духовности, но и он не всегда делает это в нужном и единственно правильном направлении. Самым ярким примером тому являются национал-социализм, фашизм, другие формы тоталитарных идеологий, кото-

рые исторически практически всегда первые свои репрессии обрушивают на христианскую (православную) религию и церковь, либо вовсе запрещая, либо извращая основы веры до неузнаваемости. Тем не менее при наличии свободной религиозности в обществе как института завершающего формирование духовности человека социальные механизмы ее начального формирования обретают первостепенное значение.

А.А. Андрушкевич, исследуя первопричины духовно-нравственного здоровья, пишет: «Духовность выражает, прежде всего, нравственные, справедливые начала общественной жизни, свободу мысли, моральные нормы поведения в обществе, примат добра над злом» [1]. Она выступает как компонент мировоззрения человека, фрагмент его знания. Под духовностью человека понимается его способность различать и выбирать истинные нравственные ценности и подчинять им свои поступки, поведение, способ жизни.

Представляет интерес понимание автором духовности как реализации свободы воли, воплощающей в себе сущностное качество человека.

Подчеркивается, что духовность человека наиболее ярко проявляется в выборе идеальных нравственных ценностей. Выбор же истинных ценностей и способы включения их в процессы регуляции поведения и деятельности человека приводятся в действие человеческой волей. Отсюда следует вывод, что каждому человеку на его пути обретения духовности необходим собственный опыт испытания не только позитивных, но и ложных ценностей, чтобы затем на основе их сравнения опознавать и выбирать только истинные нравственные ценно-

сти и руководствоваться ими в своей жизнедеятельности [1]. Таким образом, управление волей, ее взращивание, направление на выбор ценностей, подчинение им своего способа жизни в совокупности образуют комплекс духовных способностей человека. Добавим только, что это управление в значительной мере осуществляется социумом.

Духовно-нравственная сущность человека проявляет себя в «чувственно-информационно-волевой» сфере личности [1, с. 23]. Как отмечает А.А. Ан-друшкевич, духовность — источник активности человека, условие роста и усложнения его психического мира, внутренняя детерминанта действий и поступков человека, способа его жизни в целом. Она определяет направленность личности, способствует ее спасению от безнравственного, гибельного пути, сохранению физического и психического здоровья, выживанию человека в социальной среде, а в макромасштабе — поступательному развитию общества и всего человечества [1]. Далее автор приходит к завершающему моменту формирования духовности человека. Духовно-нравственное развитие и совершенствование личности определяется как процесс формирования новых ценностных ориентаций нравственного плана, главная из которых — вера в Бога.

Апеллируя к понятию божественного как высшей ценности и смыслу, А.А. Ан-друшкевич выстраивает следующую логическую цепь:

а) быть нравственным—значит жить по совести;

б) жить по совести может истинно верующий человек, признающий Бога не только как реальность, но и устанав-

ливающий с ним персональные взаимоотношения;

в) человек может знать Бога и жить по совести, то есть быть духовнонравственным;

г) духовно-нравственное возрождение человека осуществляет Бог, и этот процесс начинается с персонального осознанного выбора человека: нравственности научить нельзя (например, знание этики еще не делает человека нравственным);

д) благонадежность человека как потенциального и реального субъекта на всех уровнях его бытия (личностном, гражданском и профессиональном) возникает лишь в том случае, если он характеризуется духовно-нравственной зрелостью, руководствуется в своих действиях поступках собственной совестью, осознает высший смысл — смысл Бога [1, с. 56].

Соединение в едином подходе перечисленных аспектов является в настоящее время актуальной проблемой исследования психологии духовности, которую разные авторы решают по-разному и с той или иной степенью полноты.

В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев пишут: «В философско-психологической литературе духовное начало человека связывают с общественным и творчески-созидательным характером его жизнедеятельности с включенностью человека в мир культуры...». И далее: «Нравственность есть одно из измерений духовности человека. Духовность придает смысл жизни отдельному человеку, в нем человек ищет и находит ответы на вопросы, зачем он живет, каково его назначение в жизни, что есть добро и зло, истина и заблуждение, красивое и безобразное» [7].

1,6000

1,4000

1,2000

1,0000

Рис. 1

Динамика посещения Храма в процесс отбывания наказания

□ Посещение Храма

Адаптация к отбыванию наказания

Основной срок

Подготовка к освобождению

Итак, позитивное развитие духовности человека не может замыкаться на его индивидуально-психологическом и даже личностном развитии, но должно происходить на основе активного взаимодействия с социумом, причем на двух уровнях его организации, а именно окружающей социальной среды и религиозно-духовной среды (церкви).

Перейдем теперь к анализу некоторых эмпирических данных, иллюстрирующих изменение духовности молодых людей, совершивших преступление, то есть с изначально (уже при поступлении в исправительное учреждение) извращенной духовностью.

Мы провели реферирование соответствующих методик исследования духовной сферы современной молодежи и построили аналогичную методику, адекватную более узким целям нашего исследования, направленного на изучение динамики некоторых аспектов духовнонравственного отношения к действи-

тельности в связи с изменениями религиозности и воцерковленности осужденных молодежного возраста [3]. .

Для оценки религиозности осужденных молодежного возраста нами специально была разработана анкета, включающая вопросы, касающиеся посещения храма, принятия Святых Христовых Тайн, молитвы, изучения Евангелия и Закона Божия. Для оценки духовнонравственного состояния оценивалась динамика (методом срезов) различных показателей данной анкеты, релевантных к этой сфере, таких как агрессивность, сочувствие к жертве, отношение к окружению, родственникам и др. Всего был обследован 131 осужденный до 23 лет в одной из женских колоний Подмосковья. Сразу следует отметить, что нами была выявлена по средним величинам положительная динамика как формирования духовно-нравственного отношения к действительности по оцениваемым аспектам, так и изменения рели-

гиозного сознания. Мы не утверждаем, что в данном случае имеются какие-то прямые или обратные зависимости, возможно обе эти положительные динамики происходят из какого-то третьего воспитательного источника создания в колонии общего фона для положительного нравственного исправления.

Начнем наш анализ с динамики религиозного отношения к действительности.

Из рисунка 1 один можно видеть, что посещение Храма несколько снижается в основной период отбывания наказания, но вновь возрастает в период подготовки к освобождению. Это говорит уже о достаточно устойчивой установке по отношению к Храму, сформировавшейся во время отбывания наказания, так как человек уже близок к свободе, но не забывает Храм, то есть не погружен полностью в праздные помыслы, которые сможет удовлетворить на воле. Снижение активности в посещении Хра-

ма в период отбывание основного срока можно объяснить типичной для многих новоначальных (как в местах лишения свободы, так и в обычных условиях жизнедеятельности) успокоенностью, некоторым временным чувством «выполненного» перед Богом долга. Однако перспектива изменения условий жизнедеятельности и освобождения вновь ставят перед человеком, женщиной проблему выбора: что делать на воле? — Вновь предаться праздности, подкрепленной криминалом, или же начать меняться, опираясь на заповеди и христианский образ жизни. Для многих второй вариант становится предпочтительным, и это, несомненно, отражает положительную динамику как духовно-нравственного, так и религиозного воспитания в местах лишения свободы.

В целом можно отметить, что само посещение Храма еще не является существенным шагом в направлении обретения религиозного сознания, которое

Отношение к исповеди в разных группах осужденных женщин

-не исповедовался ни разу в жизни, понимаю, что если не сделаю это, попаду в ад не исповедовался ни разу и не осознаю, что, если не успею сделать, то попаду в ад несколько раз в жизни и перед разными священниками на общей исповеди

-у нескольких священников исповедуюсь

Динамика посещения Храма и причащения в процессе отбывания наказания осужденными женщинами молодежного возраста

-Посещение Храма Причащение

Адаптация к отбыванию наказания

Основной срок

Подготовка к освобождению

Рис. 3

могло бы лечь в основу исправления и изменения личности в сторону правопослушного христианского поведения.

Важнейшим инструментом воздействия Церкви через индивидуальную веру на личность, инструментом порождения положительных изменений как сознания, так и поведения человека, является исповедь. Само слово исповедь по-гречески имеет именно это значение: метанойя — изменение ума.

Из рисунка 2 хорошо видно, что количество никогда не исповедовавшихся в период отбывания наказания снизилось от почти половины осужденных в основной период отбывания наказания до трети перед освобождением. В свою очередь, количество исповедующихся постоянно линейно растет от периода адаптации к периоду подготовки к освобождению. Это указывает на то, что осужденные женщины молодежного возраста в процессе отбывания наказания (конечно, не все, но существенная

их часть) все больше обретают понимание исповеди именно в ее прямом назначении как инструмента изменения собственного сознания, личности и поведения, освоения нового не только про-социального, но и даже неагрессивного, мирного образа жизни, то есть как инструмента ресоциализации после освобождения.

Другим важнейшим действием церкви на изменение сознания ее членов является причащение Святых Христовых Тайн. Причастие закрепляет исповедь, выстраивая в личности барьер против соблазнов мира, в том числе криминальных. О мистической стороне вопроса мы здесь не говорим. Значение этого таинства еще недостаточно понимается осужденными женщинами, что подтверждается тем, что весь график лежит в области «причащаюсь раз в год», а следовательно, при условии нормального распределения данных более 50 % причащались еще реже, и только остав-

Изменение отношения к Закону Божьему в процессе отбывания наказания

-Молитвенное правило Чтение Евангелия

Рис. 4

шиеся пятьдесят из тех, кто считает себя верующими, в местах лишения свободы причащаются раз в несколько месяцев и чаще. Следует отметить, что психологическое понимание важности причастия является достаточно сложным и требует существенных знаний Закона Божьего. В связи с этим в данном случае в качестве положительной динамики следует отметить стремление осужденных женщин к усвоению основ православия, на что указывает рисунок 4, и тот небольшой рост причащающихся в период подготовки к освобождению (рис. 3).

В процессе отбывания наказания изменяется отношение осужденных женщин молодежного возраста к Закону Божьему.

Из рисунка 4 следует, что в период подготовки к освобождению возрастает не только количество активно молящихся, а именно не ситуативно, а с соблюдением правила, но и активно изучающих Евангелие. Причем число обращающих-

ся к Евангелию возрастает весьма резко именно в этот период.

Из всего этого можно сделать вывод о положительной динамике формирования религиозности как основы духовнонравственного развития в местах лишения свободы среди осужденных женщин, основы их подготовки к освобождению и ресоциализации после освобождения. Характерно, что такая динамика духовно-нравственной сферы сопровождается и соответствующей динамикой психологических показателей, отражающих позитивные изменения личностных отношений и состояний.

Обратимся к динамике некоторых показателей, отражающих изменения личностных отношений и психологических свойств, связанных с изменением духовно-нравственной сферы осужденных. Так, на рисунке 5 мы видим, как меняется сочувствие к жертве преступления в процессе отбывания наказания.

Динамика сочувствия к потерпевшему в процессе отбывания наказания

□ Сочувствие потерпевшему

Адаптация к отбыванию наказания Основной срок Подготовка к освобождению

Рис. 5

Очевидно, что такой линейный рост сочувствия к потерпевшему отражает положительную динамику духовнонравственного состояния. Можно говорить о реальном «изменении ума», что и является, как мы указали ранее, основной целью исповеди. Характерно, что этот процесс развивается без каких-либо перерывов и снижения темпов, как мы это видели, например, по отношению к духовно-религиозному поведению. В этом случае и в основной период отбывания наказания продолжается духовная работа по переосмыслению своей жизни, изменению отношения к ранее совершенным поступкам. Это подтверждается также и другими показателями.

Согласно рисунку 6 идет последовательное снижение готовности мстить, отвечать агрессией на агрессию. Так, равномерно снижается готовность ударить другого человека в ответ на оскорбление, а готовность ударить близкого человека вообще в период подготов-

ки к освобождению сводиться к нулю (рис. 6).

Тот факт, что все эти изменения носят системный характер, подтверждает также и рисунок 7, из которого можно видеть, что одновременно происходит и снижение агрессивности в целом, а точнее снижение частоты переживания этого состояния согласно вопросу анкеты № 27.

Характерно, что из многих переживаний и состояний, предложенных для оценки в этом пункте анкеты, существенно и закономерно меняются лишь немногие: кроме агрессивности растет частота переживания сострадания (что, очевидно, свидетельствует об укреплении самой способности к состраданию), а также решимость изменить свою жизнь.

Если подойти к этому вопросу с точки зрения православной (и психологической) антропологии, то можно утверждать, что изменениям подверглись как раз те стороны духовного отношения к

Динамика оценок осужденными женщинами своей готовности ударить человека (близкого человека) в случае оскорбления

□ Ударить человека И Ударить близкого человека

Адаптация к отбыванию наказания Основной срок Подготовка к освобождению

Рис. 6

действительности у осужденных женщин молодежного возраста, которые лежат в основе покаянного изменения своей личности при воцерковлении, принятии относительного православного образа

жизни, а именно «не отвечать на зло злом», более того, как писал Апостол, «Побеждайте зло добром, ибо нигде не сказано побеждайте зло злом». В нашем случае осознание этой истины отражено

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Динамика снижения агрессивности в процессе отбывания наказания у осужденных женщин молодежного возраста

Адаптация к отбыванию наказания

Основной срок

Подготовка к освобождению

Динамика изменения частоты переживания чувства сострадания в процессе отбывания наказания осужденными женщинами молодежного возраста

□ сострадание к людям |

Адаптация к отбыванию наказания

Подготовка к освобождению

Рис. 8

в росте сочувствия, а также сострадания к людям (рис. 8), что в целом может быть представлено и основной заповедью о любви к ближнему.

Кроме того, как написано в послании апостола Иакова, «Вера без дел мертва». И здесь мы видим выраженный рост желания изменить себя, свой образ жизни, то есть делами подтвердить свое духовное развитие.

Первые дела, которые начинает все активнее делать осужденный для обеспечения духовного содержания своей ресоциализации, — это восстановление отношений со своими родственниками. Причем здесь складывается весьма интересная картина. Так, отношения с близкими родственниками, хотя и остаются на высоком уровне, по своей частоте снижаются. Возможно, это связано с тем, что они окончательно были испорчены во время совершения преступления, или близкие родственники боятся освобождения осужденной. Скорее всего, имеют

место обе тенденции. Однако при этом происходит рост частоты поддерживания отношений с дальними родственниками, что говорит о том, что осужденная в процессе отбывания наказания все активнее начинает искать опоры будущей ресоциализации, то есть ее намерение изменить свой образ жизни достаточно серьезно.

Это также подтверждается результатами, отраженными на рисунке 10. Можно видеть, что в процессе отбывания наказания растет решимость изменить свою жизнь.

Приведенные результаты были получены в женской колонии, однако мы считаем (в том числе на основе опыта практической работы в местах лишения свободы), что сделанные выводы будут актуальны как для мужчин, так и для женщин. В скором будущем мы планируем показать это на эмпирическом материале.

Основной вывод, который можно сделать, это то, что изменения духовно-

Динамика поддержания отношений с близкими и дальними родственниками в процессе отбывания наказания у осужденных женщин молодежного возраста

0,6000

0,5000

0,4000

0,3000

Адаптация к отбыванию наказания

Основной срок

Подготовка к освобождению

Рис. 9

□ с близкими

□ с дальними

Динамика изменения частоты переживания решимости изменить свою жизнь в процессе отбывания наказания осужденными женщинами молодежного возраста

0,6000 --------------------------------------------------------------------------------------

0,5000

0,4000

□ решимость улучшить свою жизнь |

0,2000

0,1000

0,0000 -------------------------------------!----------------------------------!-------------------------------

Адаптация к отбыванию наказания Основной срок Подготовка к освобождению

Рис. 10

нравственного содержания некоторых существенных отношений личности осужденных молодежного возраста к действительности идет рука об руку с изменениями их религиозной духовности, увеличением обращаемости к чтению

Евангелия, исповеди, посещения Храма. Кроме того, наиболее существенным изменениям подвергаются именно те содержания личностных отношений, которую в первую очередь отражены в основных христианских заповедях.

Литература

1. Андрушкевич А.А. Духовно-нравственное и нервно-психическое здоровье: медико-психологические аспекты диагностики, восстановления и формирования. — Н. Новгород, 2001.

2. Братусь Б.С. Начало Христианской психологии: учеб. пособие для вузов. — М., 1995.

3. Долг и преступление: психологические портреты / под ред. Д.В. Сочивко. Рязань, 2007. с. 193249

4. Знаков В.В. Понимание субъектом правды о моральном поступке другого человека: нормативная этика и психология нравственного сознания //

Психол. журн. — 1993. — № 1. — С. 32-43.

5. Ильичева ИМ. Психология духовности: авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. — СПб., 2003.

6. Канапацкий А.Л. Онтологическая истинность духовности: автореф. дис. . канд. психол. наук. — Уфа, 2004.

7. Слободчиков В.И, Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. М., 1995.

384 с.

8. Юревич А.В. Стратегии развития Российской науки // Социология науки и технологий. 2010. Том 1, № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.