Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ НА САМОАКТУАЛИЗАЦИЮ ЛИЧНОСТИ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ НА САМОАКТУАЛИЗАЦИЮ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
54
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Толмачева Ольга Александровна

Целью данного исследования является изучение социально-психологических аспектов влияния профессиональной самореализации на самоактуализацию личности. Теоретико-методологической основой работы послужили концепции деятельностного подхода (С. Рубинштейн), работы по профессиональному самоопределению личности (В.Парамзин, А.Сейтешев). В статье рассмотрены проблемы самоактуализации личности в профессиональной деятельности. А также такие аспекты профессионализации как самоопределение и направленность личности. В результате в данной работе показано как социум влияет на выбор профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS THAT DETERMINE THE IMPACT OF PROFESSIONAL SELF-REALIZATION TO SELF-ACTUALIZATION PERSONALITY

The purpose of this study is to examine the socio-psychological aspects of influence of professional self-realization to self-actualization of the individual. Theoretical and methodological basis of the concept of the activity approach (S. Rubinshtein), work on professional self-identity (V. Paramsin, A. Satechi). In the article the problems of self-actualization of personality in professional activity. As well as such professional activities as self-determination and orientation of the person. As a result, in this work it is shown how the society affects the choice of profession.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ НА САМОАКТУАЛИЗАЦИЮ ЛИЧНОСТИ»

Список литературы

1. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: gebo-kolo.com/ images/book/Podrostkovyi_vozrast.pdf (дата обращения: 20.02.2016).

2. Кон И.С. Психология ранней юности. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: klex.ru/355 (дата обращения: 20.02.2016).

3. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс. - СПб.: Питер, 2007. - 208 с.

4. Ермолаева М.В. Психология развития. - М.: Мос-

ковский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 376 с.

5. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология). - М.: Гарда-рики, 2005. - 349 с.

6. Erikson E. Identity. Youth and Crisis. - [ЭР]. Режим доступа: URL: ru.bookzz.org/book/2529136/aeb49f (дата обращения: 20.02.2016).

7. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: klex. ru/7sv (дата обращения: 20.02.2016).

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ _НА САМОАКТУАЛИЗАЦИЮ ЛИЧНОСТИ

Толмачева Ольга Александровна

аспирант кафедры общей и клинической психологии Московский гуманитарный институт им. Е.Р.Дашковой

г. Москва

SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS THAT DETERMINE THE IMPACT OF PROFESSIONAL SELF-REALIZATION TO SELF-ACTUALIZATION PERSONALITY

Tolmacheva Olga Alexandrovna, postgraduate student, Department of General and clinical psychology Moscow humanitarian Institute. E. R. Dashkova, Moscow АННОТАЦИЯ

Целью данного исследования является изучение социально-психологических аспектов влияния профессиональной самореализации на самоактуализацию личности.

Теоретико-методологической основой работы послужили концепции деятельностного подхода (С. Рубинштейн), работы по профессиональному самоопределению личности (В.Парамзин, А.Сейтешев).

В статье рассмотрены проблемы самоактуализации личности в профессиональной деятельности. А также такие аспекты профессионализации как самоопределение и направленность личности. В результате в данной работе показано как социум влияет на выбор профессии. ABSTRACT

The purpose of this study is to examine the socio-psychological aspects of influence of professional self-realization to self-actualization of the individual.

Theoretical and methodological basis of the concept of the activity approach (S. Rubinshtein), work on professional self-identity (V. Paramsin, A. Satechi).

In the article the problems of self-actualization of personality in professional activity. As well as such professional activities as self-determination and orientation of the person. As a result, in this work it is shown how the society affects the choice of profession.

Ключевые слова: профессиональная самоактуализация. Keywords: professional self-actualization.

В современном обществе, требующем от нас все больших достижений и самоотдачи, легко потеряться в предлагаемом выборе профессий. Перед оптантом стоит нелегкая задача: в каком направлении целесообразнее применить свои силы и таланты. Как выбрать специальность, которая позволит соединить в себе реализацию целого комплекса потребностей, обусловленных стремлением индивида получить от профессии удовлетворение в самоуважении, уважение окружающих, достижении вершин в выбранном деле. Двигаться по направлению к высшей цели, по мнению создателя теории самоактуализации личности А.Мас-лоу, означает раскрытие своего внутреннего потенциала во всех возможных его проявлениях. Мотивация до-

стижения служит мощной базой для самореализации в профессиональной деятельности. Это очевидный момент. А какие же еще социально-психологические аспекты определяют самоактуализацию личности в ее профессиональном самовыражении?

Стремление к самоактуализации является врожденной потребностью человека. Это стремление предполагает постижение своего призвания, нахождения смысла собственной жизни в деле, являющемся проявлением сущности данной личности. Самоактуализация делает возможным максимальное самовыражение личности, т.е. реализацию скрытых способностей и потенциальных возможностей, идеальное функционирование, самореализацию через деятельность. [7]

В деятельности человека обнаруживаются черты его характера, стили поведения, индивидуальные смыслы и ценности, способности и потенциальные возможности. Все то, что способствует развитию и самоактуализации личности.

"Профессиональная деятельность, заполняя более 2/3 сознательной жизни человека, тем самым определяет её сущность как основы развития самой личности." [6]

Когда человек занимается не своим делом, это в итоге негативно сказывается как на его развитии и самореализации, так и на результатах его деятельности, что впоследствии имеет свое отражение в общественной жизни. Поэтому очень важно, определяя для себя сферу деятельности, учитывать свои индивидуальные особенности и направлять их в нужное конструктивное русло.

Трудности возникают тогда, когда сложившаяся иерархия пользующихся спросом профессий не отвечает способностям и талантам индивида, что может привести к несоответствию достигнутой идентичности и нереализованных желаний. [11] Помимо прочего, личность может оказаться в состоянии мотивацион-ного кризиса, когда приложенные усилия не приносят желаемого результата, что приводит к депрессии и неврозам. Чаще всего это случается в период средней взрослости. Этот возраст характеризуется переоценкой ценностей, в том числе и переосмыслением правильности выбора профессии, в том случае, если последняя не привела к удовлетворению социальных потребностей личности. Чтобы избежать подобных состояний, необходимо изначально грамотно подойти к вопросу выбора профессиональной деятельности.

А.Лазурский писал: "Когда подходящая профессия найдена, то она очень скоро придаёт всему облику человека значительную определённость и законченность. Для характеристики человека важно не столько то, каким делом он занимается, сколько то, как он им занимается". [1] Поэтому, тема выбора профессии с каждым годом становится все более актуальной для каждой конкретной личности, так как от этого выбора зависит общая удовлетворенность жизнью.

Этот вопрос актуален для исследования профессиональными психологами, поскольку именно к ним обращаются будущие специалисты с проблемой профориентации. Кроме того, актуальность проблемы профессиональной самоактуализации носит общенаучный характер.

Изучение социально-психологических аспектов профессионального самоопределения, самореализации в профессиональной деятельности важно для науки и общества. С возрастающим запросом общества на компетентных, знающих и любящих свое дело специалистов, психология труда становится все более важной отраслью психологической науки.

Становится все более отчетливо видно, что профессия неотделима от личности. И влияние профессиональной деятельности на потребность в самоактуализации бесспорно, так как самоактуализация возможна только через проявление лучших человеческих качеств в деятельности.

Профессионализация в деятельности, как любая психологическая система, формируется на базе индивидуальных качеств субъекта деятельности, исходя из

мотивов, целей и условий деятельности. Психологический комплекс деятельности формируется на основе таких характеристик человека как потребности, интересы, мировоззрение, убеждения и установки, жизненный опыт, особенности отдельных психических функций, нейродинамических качеств и отдельных свойств личности. [10]

Профессиональная самоактуализация начинается с профессионального самоопределения и означает умение индивида обнаружить свои способности и сконцентрировать свой потенциал для осуществления конкретной деятельности.

В проблеме профессионального самоопределения личности можно выделить два момента для рассмотрения. Во-первых, социально-экономический, а во-вторых, психолого-педагогической. Первый оставим для рассмотрения других авторов, а вот в контексте второго профессиональное становление мы видим как индивидуальный, личностный процесс, ведущим элементом которого является личностный выбор. Такое разделение обусловлено неким конфликтом между потребностью быть полезным обществу и потребностью в самореализации. [4]

При подобной постановке вопроса мы видим, какую существенную роль в выборе профессии и актуализации себя в ней, играет социум. То есть роль общественных институтов и образовательных программ (школы, ВУЗы и т.д.) нельзя переоценить. Тем пристальнее должно быть внимание к людям, организующим и реализующим эти программы. Очень важно, чтобы те, кто оказывает влияние на профессиональное самоопределение, и сами были моделями, достойными подражания, а, кроме того, обладали достаточными компетенциями для осуществления образовательных программ и работы с людьми.

Кроме того, осознанное стремление к максимально возможному раскрытию своего потенциала и его реализации в профессиональной деятельности на благо общества путем самоактуализации является необходимым фактором полноценного развития человека. [9] Субъективной характеристикой профессионального развития служит профессиональное самоопределение личности, т.е. поиск своего места и себя в профессии, включая отношение личности к себе как к субъекту труда, к возможностям, которые профессиональная деятельность предоставляет для раскрытия её потенциала, к вкладу данной профессии в социальное развитие страны, а также к людям, с которыми связана профессиональная деятельность и ради которых она осуществляется. Самоопределение предполагает адекватное осознание своего настоящего положения и совершение действий для достижения желаемого и реалистичного будущего с учётом прошлых достижений, т.е. оценку своих притязаний, субъективных и объективных возможностей их реализации на основе самосознания и познания окружающей действительности и предпринятых шагов для самореализации. Эту характеристику можно рассматривать как показатель степени идентификации себя с профессией. [6]

Другой важный аспект - направленность личности. В отечественной психологии деятельности, опирающейся на концепцию С.Л.Рубинштейна, принято считать, что источником возникновения целей является воздействие внешней среды на внутренний мир че-

ловека, преломляющееся через "внутренние условия". Совокупность побудительных сил представляет собой внутреннюю структуру направленности личности.

С.Л. Рубинштейн к направленности относит потребности, интересы и идеалы, а также установки и тенденции.

Проблема направленности - это, прежде всего, проблема отношений индивида к ценностям [5].

В структуре профессиональной направленности личности можно выделить следующие компоненты: частное проявление жизненной ориентации личности, наличие профессиональных планов, в которые входят цели и средства их достижения, степень активности личности при реализации этих планов. Эти особенности существенно влияют на выбор профессии, учебного заведения, на профессиональное становление, производственную адаптацию. И в итоге, они влияют на качество выполнения выбранного дела. Ведь, как известно из практики, человек лучше делает то, что ему нравится делать.

В.Франкл предрекает, что "следующая волна людей, которые вольются в производство, будет интересоваться лишь профессиями, которые приносят не только деньги, но и смысл." [8, с. 28]

Выбор профессии, поиск своего призвания — серьезный и ответственный момент в жизни личности. Человек стремится прожить интересную, содержательную и полезную профессиональную жизнь. Процесс вхождения человека в избранную им профессию - не только приобретение соответствующих профессиональных компетенций, но и активное личностное ста -новление, принятие профессии, вживание в нее.

Определение сущности глубинных психологических причин профессионального самоопределения является до сих пор нерешенной задачей и поэтому обращение к данной проблеме занимает важное место в творческом поиске, как психологов, так и специалистов в других направлениях наук.

Все больше и больше появляется исследований, где делаются попытки связать профессиональную самоактуализацию с отношением к миру, обозначить

связь профессии, жизни и судьбы.

Таким образом, изучение социально-психологических свойств личности, делающее возможной ее профессиональное самораскрытие, является на данный момент важнейшим направлением в психологии труда в контексте профессиональной ориентации. Эффективное применение собственных способностей - важнейшая составляющая качества жизни индивида, а возможность проявить себя в правильно выбранной профессии создает условия для устойчивости и стабильности, как психической деятельности отдельного человека, так и социального равновесия в трудовых коллективах и общества в целом.

Список литературы:

1. Абульханова К. А. С. Л. Рубинштейн — ретроспектива и перспектива// Проблема субъекта в психологической науке / Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловикова, В. Н. Дружинина. — М.: Академический проект, 2000.

2. Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие / — СПб.: Питер, 2003. — 256 с.

3. Лазурский А.Ф. "Классификация личности". Пб., 1921., с.120-121.

4. Парамзин В. "Профессиональная направленность личности и её формирование в школьные годы". Новосибирск, 1987. 154 с.

5. Романова Е.С. "Психология профессионального становления личности." Автореф. кандид. дисс., М, 1992.

6. Рубинштейн С.Л. "Проблемы общей психологии". М., 1973.

7. Сейтешев А.П. "Профессиональная направленность личности. Теория и практика воспитания". Алма-Ата, 1990. 336с., с. 89.

8. Титаренко Т., Горностай П. "Психология личности: словарь-справочник" - К., "Рута", 2001.

9. Франкл В. "Человек в поисках смысла". — СПб,1997.

10. Хьелл Л., Зиглер Д. "Personality Theories: Basic Assumptions, Research, and Applications" - 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.