Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕЙ ЮНОСТИ'

К ВОПРОСУ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕЙ ЮНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
490
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННЯЯ ЮНОСТЬ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ТИП ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лазарева Елена Александровна, Бабенко Марина Сергеевна

В статье рассматриваются некоторые аспекты психического развития в ранней юности. Обозначены хронологические границы данного периода. Представлены основные методологические подходы к пониманию развития в ранней юности. Приведены характерные типы личностного развития в период ранней юности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTAL DEVELOPMENT IN EARLY ADOLECENCE

In this article discusses some aspects of mental development in early adolescence. Chronological limits of this period is marked. The basic methodological approaches to understanding development in early adolescence are represented. Specific types of personal development during early adolescence are given.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕЙ ЮНОСТИ»

ниматься самовоспитанием и саморазвитием [10].

В юности складываются ценностные ориентации (научно-теоретические, философские, нравственные, эстетические). В них проявляется сущность человека. Формируется мировоззрение как система обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности и других людях и самом себе и готовность руководствоваться им в деятельности. Формируется осознанное отношение к жизни. В связи с этим, в юности создаются благоприятные условия для становления смысла жизни. Отношение к личному смыслу жизни становится заинтересованным, эмоциональным [2, с. 277].

Психическое развитие в раннем юношеском возрасте описано в работах многих авторов. Однако, до сих пор возникают новые вопросы, открываются новые аспекты в изучении специфики данного возрастного этапа. Все это делает раннее юношество перспективных полем для психологических исследований.

Список литературы

1. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.

2. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (психо-

логия развития и возрастная психология). - М.: Гарда-рики, 2005. - 349 с.

3. Ермолаева М.В. Психология развития. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МоДэК», 2003. - 376 с.

4. Психология. Словарь //Под ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

5. Психология //Под ред. Б.А. Сосновского. - М.: Высшее образование, 2008. - 660 с.

6. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: studfiles.ru/ preview/1866154/ (дата обращения: 20.02.2016).

7. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс. - СПб.: Питер, 2007. - 208 с.

8. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. - М.: Просвещение, 1972. - 255 с.

9. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: klex. ru/7sv (дата обращения: 20.02.2016).

10. Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология (психология развития). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: klex.ru/bxz (дата обращения: 20.02.2016).

_К ВОПРОСУ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕЙ ЮНОСТИ

Лазарева Елена Александровна

магистр социальных наук по специальности «Психология», старший преподаватель кафедры психологии, Карагандинский Государственный Университет,

г. Караганда

Бабенко Марина Сергеевна

студентка 4 курса специальности «(Психология», Карагандинский Государственный Университет,

г. Караганда

MENTAL DEVELOPMENT IN EARLY ADOLECENCE

Lazareva Yelena Alexandrovna, master of social sciences in specialty Psychology, old teacher of the chair of psychology, Karaganda State University, Karaganda

Babenko Marina Sergeevna, student of specialty «(Psychology», Karaganda State University, Karaganda АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются некоторые аспекты психического развития в ранней юности. Обозначены хронологические границы данного периода. Представлены основные методологические подходы к пониманию развития в ранней юности. Приведены характерные типы личностного развития в период ранней юности. ABSTRACT

In this article discusses some aspects of mental development in early adolescence. Chronological limits of this period is marked. The basic methodological approaches to understanding development in early adolescence are represented. Specific types of personal development during early adolescence are given. Ключевые слова: ранняя юность; идентичность; тип личности. Keywords: early adolescence; identity; personal type.

Юность как самостоятельный возрастной этап была выделена в конце XIX в. В этот период процесс взросления продолжал удлиняться, поскольку возрастали профессиональные, правовые, нравственные требования, которые общество предъявляло к своим членам.

Вместе с тем общество уже имело возможность нести дополнительные затраты на длительное содержание и обучение подрастающего поколения [1].

Согласно точке зрения Ст. Холла юность, или пубертатный период, длится от 12-13 до 22-25 лет. По

мнению А. Гезелла юношеский возраст простирается от 11 до 21 года. Э. Шпрангер полагал, что юношеский возраст у девочек приходится на 13-19 лет, а у мальчиков - на 14-22 года [2]. Протяженность данного возрастного периода по Д.Б.Эльконину - от 14 до 17-18 лет [3, с. 162]. Ермолаева М.В. указывает границы 17-18 - 23 года [4, с. 254]. В рамках периода юности исследователи выделяют раннюю юность (от 15 до 18 лет) и позднюю юность (от 18 до 23 лет) [5, с. 264].

В понимание специфики психического развития на данном отрезке жизни внесли вклад представители различных психологических подходов. Ими ставился акцент на разных аспектах развития.

Приверженцы биогенетических теорий (С. Холл, А. Гезелл) полагали, что биологические процессы роста детерминируют все стороны развития. В этой связи они рассматривали юность как этап развития организма, на котором происходит мощный рост различных способностей и функций.

Представители психоаналитических теорий (3. Фрейд, А. Фрейд) видели в юности определенный этап психосексуального развития. В этот период защитные механизмы должны компенсировать приток энергии либидо. Возникает борьба тенденций со стороны Оно и Я. В результате возрастает беспокойство, увеличивается количество конфликтных ситуаций. Эти проявления постепенно преодолеваются, по мере установления новой гармонии между Я и Оно.

В рамках социологических теорий юношеский возраст предстает как социально-психологическое явление. Развитие человека происходит в обществе, частью которого является семья. Человек может принадлежать к религиозным организациям, школе и разным группам, которые имеются в обществе. На него влияет общение с родителями, другими взрослыми и сверстниками. Определенное воздействие оказывают события, происходящие в мире, и культурная среда. У. Бронфенбреннер исследовал влияние перечисленных социальных факторов на развитие человека и его поведение.

К психологическим теориям юности относится концепция персонологической (личностной) ориентации Э. Шпрангера. Ученый считал, что именно в юности происходит врастание индивида в культуру, в объективный и нормативный дух своей эпохи.

В психосоциальной теории Э. Эриксона юность -это время достижения идентичности, создания непротиворечивого образа самого себя в условиях множественности выборов (ролей, партнеров, групп общения и т.п.) [6].

В западной психологии процесс формирования идентичности обозначается как процесс самоопределения. Этот процесс Э. Эриксон рассматривал как центральную задачу юношеского возраста. Идентичность предполагает осознание тождественности субъекта самому себе, непрерывности собственной личности во времени. Чтобы достичь нового качества идентичности, необходимо осмыслить и объединить в непротиворечивую целостность свои свойства, связанные с различными ролями: семейными, тендерными, профессиональными. Если этот кризис идентичности будет преодолен успешно, то индивиду будет легче справиться с подобными переживаниями в будущем.

Данный кризис может разрешиться и в негативном варианте. В этом случае возникает диффузия идентичности (ролевое смешение). Она характеризуется неспособностью человека в течение определенного времени завершить психосоциальное самоопределение; ощущением цейтнота, либо растянутости и пустоты времени, скуки и никчемности; нарушением работоспособности; отрицанием всех предлагаемых ролей и ценностей [6]. Таким образом, выстраивание жизненной перспективы может проходить благополучно, но может протекать и в кризисных формах.

Можно выделить несколько типов личностного развития в период ранней юности.

Для части старшеклассников этот период достаточно напряженный, поскольку идет активный поиск смысла жизни, своего места в мире. Формируются новые интеллектуальные и социальные потребности, удовлетворение которых станет возможным только в будущем. Могут возникать как внутренние конфликты, так и трудности в отношениях с окружающими. Поскольку движущей силой развития являются противоречия, то описанные поиски и сомнения благотворно влияют на становление личности. В результате старшеклассники становятся более независимыми, творчески относятся к делу, обладают более гибким мышлением, способны принимать самостоятельные решения в сложных ситуациях.

Часть старшеклассников плавно и постепенно продвигаются к переломному моменту в своей жизни. Они довольно легко включаются в новую систему отношений. Им близок спокойный, упорядоченный уклад жизни, общепринятые ценности. Они ориентируются на оценку окружающих, опираются на авторитет, поддерживают хорошие отношения с родителями и педагогами. Однако, при таком благополучном протекании ранней юности существуют и некоторые минусы в личностном развитии. Старшеклассники менее самостоятельны, более пассивны, иногда более поверхностны в своих привязанностях и увлечениях.

Описаны еще два варианта развития. В первом случае наблюдаются быстрые, скачкообразные изменения. Они хорошо контролируются благодаря развитой саморегуляции и не вызывают резких эмоциональных проявлений. Эта часть старшеклассников рано определяет свои жизненные цели и настойчиво стремится к их достижению. Вместе с тем при высокой произвольности и самодисциплине у них слабее развиты рефлексия и эмоциональная сфера. Во втором случае наблюдаются особенно трудные поиски своего пути. Таких старшеклассников отличает неуверенность в себе, недостаточное развитие рефлексии, отсутствие глубокого самопознания. Эти особенности не компенсируются высокой произвольностью. Старшеклассники импульсивны, непоследовательны в поступках и отношениях, недостаточно ответственны. Часто они отвергают ценности родителей, но и не предлагают ничего взамен. Вступив во взрослую жизнь, они продолжают напряженно искать свое место в жизни, не принимают важных решений, связанных с самоопределением [7].

Ранняя юность - возраст самоопределения, становления мировоззрения, развития самосознания. В связи с этим раннее юношество и сегодня находится в фокусе внимания современной психологической науки.

Список литературы

1. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: gebo-kolo.com/ images/book/Podrostkovyi_vozrast.pdf (дата обращения: 20.02.2016).

2. Кон И.С. Психология ранней юности. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: klex.ru/355 (дата обращения: 20.02.2016).

3. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс. - СПб.: Питер, 2007. - 208 с.

4. Ермолаева М.В. Психология развития. - М.: Мос-

ковский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 376 с.

5. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология). - М.: Гарда-рики, 2005. - 349 с.

6. Erikson E. Identity. Youth and Crisis. - [ЭР]. Режим доступа: URL: ru.bookzz.org/book/2529136/aeb49f (дата обращения: 20.02.2016).

7. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: klex. ru/7sv (дата обращения: 20.02.2016).

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ _НА САМОАКТУАЛИЗАЦИЮ ЛИЧНОСТИ

Толмачева Ольга Александровна

аспирант кафедры общей и клинической психологии Московский гуманитарный институт им. Е.Р.Дашковой

г. Москва

SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS THAT DETERMINE THE IMPACT OF PROFESSIONAL SELF-REALIZATION TO SELF-ACTUALIZATION PERSONALITY

Tolmacheva Olga Alexandrovna, postgraduate student, Department of General and clinical psychology Moscow humanitarian Institute. E. R. Dashkova, Moscow АННОТАЦИЯ

Целью данного исследования является изучение социально-психологических аспектов влияния профессиональной самореализации на самоактуализацию личности.

Теоретико-методологической основой работы послужили концепции деятельностного подхода (С. Рубинштейн), работы по профессиональному самоопределению личности (В.Парамзин, А.Сейтешев).

В статье рассмотрены проблемы самоактуализации личности в профессиональной деятельности. А также такие аспекты профессионализации как самоопределение и направленность личности. В результате в данной работе показано как социум влияет на выбор профессии. ABSTRACT

The purpose of this study is to examine the socio-psychological aspects of influence of professional self-realization to self-actualization of the individual.

Theoretical and methodological basis of the concept of the activity approach (S. Rubinshtein), work on professional self-identity (V. Paramsin, A. Satechi).

In the article the problems of self-actualization of personality in professional activity. As well as such professional activities as self-determination and orientation of the person. As a result, in this work it is shown how the society affects the choice of profession.

Ключевые слова: профессиональная самоактуализация. Keywords: professional self-actualization.

В современном обществе, требующем от нас все больших достижений и самоотдачи, легко потеряться в предлагаемом выборе профессий. Перед оптантом стоит нелегкая задача: в каком направлении целесообразнее применить свои силы и таланты. Как выбрать специальность, которая позволит соединить в себе реализацию целого комплекса потребностей, обусловленных стремлением индивида получить от профессии удовлетворение в самоуважении, уважение окружающих, достижении вершин в выбранном деле. Двигаться по направлению к высшей цели, по мнению создателя теории самоактуализации личности А.Мас-лоу, означает раскрытие своего внутреннего потенциала во всех возможных его проявлениях. Мотивация до-

стижения служит мощной базой для самореализации в профессиональной деятельности. Это очевидный момент. А какие же еще социально-психологические аспекты определяют самоактуализацию личности в ее профессиональном самовыражении?

Стремление к самоактуализации является врожденной потребностью человека. Это стремление предполагает постижение своего призвания, нахождения смысла собственной жизни в деле, являющемся проявлением сущности данной личности. Самоактуализация делает возможным максимальное самовыражение личности, т.е. реализацию скрытых способностей и потенциальных возможностей, идеальное функционирование, самореализацию через деятельность. [7]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.