Научная статья на тему 'ПЕРИОД РАННЕЙ ЮНОСТИ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА'

ПЕРИОД РАННЕЙ ЮНОСТИ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2425
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННЯЯ ЮНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ / ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лазарева Елена Александровна, Мударова Тамара Руслановна

В данной статье рассматривается вопрос специфики психического развития в раннем юношеском возрасте. Сформулированы основные задачи развития. Сделан акцент на роли социальной ситуации развития и ведущей деятельности в развитии личности. С этих позиций описана специфика социальной ситуации развития, поставлена проблема ведущей деятельности в ранней юности. Проанализированы особенности когнитивной сферы, личностные новообразования ранней юности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERIOD OF EARLY ADOLECENCE AS A SUBJECT OF PSYCHOLOGICAL ANALYSIS

This article discusses the specifics of mental development in early adolescence. The basic problems of development are formulated. Emphasis is placed on the role of the social situation of development and the leading activity to the development of personality. From this perspective, the specifics of social situation of development is described, the problem of the leading activity in early adolescence is posed. The peculiarities of cognitive sphere, personal new formations in early youth are analyzed.

Текст научной работы на тему «ПЕРИОД РАННЕЙ ЮНОСТИ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА»

ПЕРИОД РАННЕЙ ЮНОСТИ КАК ПРЕДМЕТ _ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Лазарева Елена Александровна

магистр социальных наук по специальности «Психология», старший преподаватель кафедры психологии, Карагандинский Государственный Университет,

г. Караганда

Мударова Тамара Руслановна

студентка 4 курса специальности «(Психология», Карагандинский Государственный Университет,

г. Караганда

PERIOD OF EARLY ADOLECENCE AS A SUBJECT OF PSYCHOLOGICAL ANALYSIS

Lazareva Yelena Alexandrovna, master of social sciences in specialty Psychology, old teacher of the chair of psychology, Karaganda State University, Karaganda

Mudarova Tamara Ruslanovna, student of specialty «(Psychology», Karaganda State University, Karaganda АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается вопрос специфики психического развития в раннем юношеском возрасте. Сформулированы основные задачи развития. Сделан акцент на роли социальной ситуации развития и ведущей деятельности в развитии личности. С этих позиций описана специфика социальной ситуации развития, поставлена проблема ведущей деятельности в ранней юности. Проанализированы особенности когнитивной сферы, личностные новообразования ранней юности. ABSTRACT

This article discusses the specifics of mental development in early adolescence. The basic problems of development are formulated. Emphasis is placed on the role of the social situation of development and the leading activity to the development of personality. From this perspective, the specifics of social situation of development is described, the problem of the leading activity in early adolescence is posed. The peculiarities of cognitive sphere, personal new formations in early youth are analyzed.

Ключевые слова: ранняя юность; социальная ситуация развития; ведущая деятельность; когнитивное развитие; личностные новообразования.

Keywords: early adolescence; the social situation of development; leading activity; cognitive development; personal new formations.

Юность была выделена в отдельный возрастной этап сравнительно недавно, в конце XIX в., под влиянием индустриализации и урбанизации. Сегодня юность рассматривается как самостоятельный период жизни, который имеет собственную ценность.

Хронологические рамки юношеского возраста однозначно не определены, однако большинство авторов придерживается границ от 15-16 до 21-25 лет [1, с. 419]. Наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность (от 15 до 18 лет) и позднюю юность (от 18 до 23 лет) [2, с. 264].

В российской психологии юность традиционно изучается с позиций учения Л.С. Выготского о роли социальной ситуации развития и ведущей деятельности в развитии личности. Также российским психологам близки позиции сочетания социально-психологического подхода и учета внутренних закономерностей развития [3, с. 257]. Последователи идей Л.С. Выготского - В.В. Давыдов, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин и др. - изучали те конкретные социальные обстоятельства, которые характеризуют юношеский возраст. Они выделили, прежде всего, изменение места юноши в обществе, смену его позиции. В юношеском возрасте молодой человек осознает себя как члена общества, осмысливает свое место в человеческом обществе и свое назначение в жизни. В этой связи юность рассматривается как психологичес-

кий возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания [4, с. 473-474].

Юношество является переходом от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Разнообразие индивидуальных вариантов этого перехода побудило исследователей ввести понятие «задачи развития». Р. Хавигхерст выделил следующие возрастные задачи [5, с. 479]:

1. Приобретение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых.

2. Подготовка к профессиональной карьере.

3. Формирование социально-ответственного поведения, подготовка к участию в общественно-полезной деятельности, усвоение политической и общественной ответственности гражданина.

4. Построение системы ценностей и этического сознания как ориентиров собственного поведения.

Решение этих задач не всегда завершается в юности и нередко продолжается или пересматривается в зрелые годы.

Общий и основной результат психического развития в юности - достижение уровня психосоциальной зрелости, позволяющего успешно выполнять все функции полноправного члена общества.

Социальная ситуация развития в юношеском возра-

сте определяется следующим: юноша занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым. Положение ребенка делает его зависимым от взрослых. Взрослые продолжают определять основное содержание и направление его жизнедеятельности. Роли, которые он выполняет, существенно отличаются от ролей взрослых. С усложнением жизнедеятельности в юношестве происходит количественное расширение диапазона социальных ролей и интересов, а также качественное их изменение. Появляется все больше взрослых ролей, возрастает уровень самостоятельности и ответственности. С 14 до 18 лет юноша получает паспорт, избирательное право, возможность вступать в брак, начинает нести ответственность за уголовные преступления. В этом возрасте молодые люди либо уже начинают трудовую деятельность, либо задумываются о выборе профессии и пр. Но не смотря на элементы взрослого статуса, юноша все еще сохраняет черты зависимости, которые сближают его положение с положением ребенка. В экономическом плане старшеклассник зависит от родителей. В школе ему, с одной стороны, напоминают, что он взрослый, а с другой стороны, требуют от него послушания. Это создает неопределенность положения и предъявляемых требований [3, с. 255]. Характерная особенность социальной ситуации развития - решение важной задачи профессионального самоопределения, которую общество ставит перед молодым человеком. В 9-м и 11-м классе средней школы школьник оказывается перед выбором — завершить или продолжить образование в одной из его форм, начать трудовую жизнь и т.п. Таким образом, социальную ситуацию развития в ранней юности можно охарактеризовать как «порог» самостоятельной жизни [2, с. 255].

По мнению Д.И. Фельдштейна, в юношеском возрасте основными видами деятельности являются труд и учение. Они определяют характер развития в этот период. Другие психологи говорят о профессиональном самоопределении как ведущей деятельности в ранней юности [2, с. 267]. В работах Д.Б. Эльконина в качестве ведущей деятельности в юности называется учебно-профессиональная деятельность [6].

Учебная деятельность в старших классах приобретает новую направленность и новое содержание, ориентированное на будущее. Это выражается в избирательном отношении к учебным предметам (больше внимания старшеклассники уделяют тем дисциплинам, которые связаны с планируемой профессиональной деятельностью и необходимы для поступления в вуз), в посещении подготовительных курсов и т.п. Немногие старшеклассники осуществляют учение как деятельность, направленную лишь на освоение знаний. Для большинства обучающихся основным предметом учебной деятельности является структурирование, систематизация индивидуального опыта за счет его расширения, дополнения, внесения новой информации. Учебная деятельность выступает полигоном для развития самостоятельности, умения принимать решения, анализировать их [7, с. 164]. Таким образом, сам процесс учебной деятельности предъявляет высокие требования к умственной активности и самостоятельности старшеклассников.

В этих условиях происходит совершенствование интеллектуальной сферы, в первую очередь мышле-

ния. В раннем юношеском возрасте развивается достаточно высокий уровень обобщения и абстрагирования. Это позволяет старшеклассникам оперировать понятиями, использовать мыслительные операции, рассуждать, аргументировать, выделять существенные признаки, делать глубокие выводы и обобщения, пользоваться рациональными приемами запоминания и т. д. Развивается критичность мышления, умение связывать изучаемое в систему. В целом, показателями интеллектуальной зрелости данного возраста являются достаточная сформированность теоретического мышления, способность к познанию и пониманию общих законов окружающего мира, природы и общества [7, с. 164].

Наряду с развитием познавательной сферы происходит и развитие личности старшеклассников.

Трансформируются интересы, в частности определяется устойчивый интерес к той или иной области знаний, деятельности. Такой интерес способствует формированию профессиональной направленности личности, определяет выбор профессии [8, с. 137].

Важным фактором развития личности в ранней юности является стремление старшеклассника строить жизненные планы, осмысливать построение жизненной перспективы. Жизненный план распространяется на всю сферу личного самоопределения (род занятий, стиль жизни, уровень притязаний, уровень доходов и т. д.). Чаще всего в ранней юности жизненные планы довольно размыты. Старшеклассник представляет себя в различных ролях, оценивает степень их привлекательности для себя, но не принимает окончательного решения и не делает шагов для достижения задуманного. О сформированных жизненных планах можно говорить лишь тогда, когда в них включены цели, способы их достижения, дана оценка собственным субъективным и объективным ресурсам. Л.С. Выготский считал жизненные планы показателем овладения личностью своим внутренним миром. Тем не менее, такое предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее является центральным психологическим новообразованием ранней юности [2, с. 273]. В юности появляются планы и желания, реализация которых отсрочена во времени. Поэтому ряд авторов считает новообразованием не само самоопределение, а психологическую готовность к нему [9].

Активно исследуется развитие Я-концепции в ранней юности. Позитивная Я-концепция проявляется в чувстве самоуважения, самоценности. Она положительно влияет на формулирование перспективных целей (в том числе профессиональных) и способствует их активному достижению. Отрицательная Я-концеп-ция проявляется в низкой самооценке и низком уровне притязаний, слабой вере в себя. Она приводит к социальной пассивности, конформизму [2, с. 275].

Ключевая роль в юношеском возрасте принадлежит развитию самосознания. В этот период происходит открытие Я, мира собственных мыслей, чувств и переживаний. Стремление познать себя как личность приводит к рефлексии, к углубленному самоанализу. Задумываясь о чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках, молодой человек начинает сравнивать свойства личности и поведения других людей со своими. Это познание других и самопознание приводит к стремлению самосовершенствоваться, за-

ниматься самовоспитанием и саморазвитием [10].

В юности складываются ценностные ориентации (научно-теоретические, философские, нравственные, эстетические). В них проявляется сущность человека. Формируется мировоззрение как система обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности и других людях и самом себе и готовность руководствоваться им в деятельности. Формируется осознанное отношение к жизни. В связи с этим, в юности создаются благоприятные условия для становления смысла жизни. Отношение к личному смыслу жизни становится заинтересованным, эмоциональным [2, с. 277].

Психическое развитие в раннем юношеском возрасте описано в работах многих авторов. Однако, до сих пор возникают новые вопросы, открываются новые аспекты в изучении специфики данного возрастного этапа. Все это делает раннее юношество перспективных полем для психологических исследований.

Список литературы

1. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.

2. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (психо-

логия развития и возрастная психология). - М.: Гарда-рики, 2005. - 349 с.

3. Ермолаева М.В. Психология развития. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 376 с.

4. Психология. Словарь //Под ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

5. Психология //Под ред. Б.А. Сосновского. - М.: Высшее образование, 2008. - 660 с.

6. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: studfiles.ru/ preview/1866154/ (дата обращения: 20.02.2016).

7. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс. - СПб.: Питер, 2007. - 208 с.

8. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. - М.: Просвещение, 1972. - 255 с.

9. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: klex. ru/7sv (дата обращения: 20.02.2016).

10. Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология (психология развития). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: klex.ru/bxz (дата обращения: 20.02.2016).

_К ВОПРОСУ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕЙ ЮНОСТИ

Лазарева Елена Александровна

магистр социальных наук по специальности «Психология», старший преподаватель кафедры психологии, Карагандинский Государственный Университет,

г. Караганда

Бабенко Марина Сергеевна

студентка 4 курса специальности «Психология», Карагандинский Государственный Университет,

г. Караганда

MENTAL DEVELOPMENT IN EARLY ADOLECENCE

Lazareva Yelena Alexandrovna, master of social sciences in specialty Psychology, old teacher of the chair of psychology, Karaganda State University, Karaganda

Babenko Marina Sergeevna, student of specialty «Psychology», Karaganda State University, Karaganda АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются некоторые аспекты психического развития в ранней юности. Обозначены хронологические границы данного периода. Представлены основные методологические подходы к пониманию развития в ранней юности. Приведены характерные типы личностного развития в период ранней юности. ABSTRACT

In this article discusses some aspects of mental development in early adolescence. Chronological limits of this period is marked. The basic methodological approaches to understanding development in early adolescence are represented. Specific types of personal development during early adolescence are given. Ключевые слова: ранняя юность; идентичность; тип личности. Keywords: early adolescence; identity; personal type.

Юность как самостоятельный возрастной этап была выделена в конце XIX в. В этот период процесс взросления продолжал удлиняться, поскольку возрастали профессиональные, правовые, нравственные требования, которые общество предъявляло к своим членам.

Вместе с тем общество уже имело возможность нести дополнительные затраты на длительное содержание и обучение подрастающего поколения [1].

Согласно точке зрения Ст. Холла юность, или пубертатный период, длится от 12-13 до 22-25 лет. По

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.