Научная статья на тему 'Сущность и содержание развития личности в период ранней юности (15-20 лет)'

Сущность и содержание развития личности в период ранней юности (15-20 лет) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
543
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ЮНОСТИ (15-20 ЛЕТ) / КОМПОНЕНТЫ СТРУКТУРЫ / STRUCTURE / СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ЮНОСТИ (15-20 ЛЕТ) / PERSONALITY DEVELOPMENT IN EARLY ADOLESCENCE (15-20 YEARS) / ESSENTIAL CHARACTERISTICS OF THE DEVELOPMENT OF PERSONALITY IN EARLY ADOLESCENCE (15-20 YEARS)

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Миронова Галина Васильевна

Статья посвящена анализу проблемы развития личности в период ранней юности (15-20 лет). В данной работе приводится структура, сущностные характеристики развития личности в период ранней юности (15-20 лет), определяются перспективы и значимость проведенного исследования развития личности в период ранней юности (15-20 лет).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATURE AND CONTENT OF THE DEVELOPMENT OF PERSONALITY IN EARLY ADOLESCENCE (15-20 YEARS)

The article is devoted to the analysis of the problem of the personality development in early adolescence (15-20 years). In this work are presented the structure and essential characteristics of the development of personality in early adolescence (15-20 years), the prospects and the significance of the research of the development of personality in early adolescence (15-20 years) are determined.

Текст научной работы на тему «Сущность и содержание развития личности в период ранней юности (15-20 лет)»

УДК 159.9

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ЮНОСТИ (15-20 ЛЕТ)

Миронова Галина Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой Астраханского филиала Московского финансово-промышленного университета «Синергия»; e-mail: [email protected]; тел.: +7 (927) 284-11-47

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена анализу проблемы развития личности в период ранней юности (15-20 лет). В данной работе приводится структура, сущностные характеристики развития личности в период ранней юности (15-20 лет), определяются перспективы и значимость проведенного исследования развития личности в период ранней юности (15-20 лет). Ключевые слова: развитие личности в период ранней юности (15-20 лет), компоненты структуры и сущностные характеристики развития личности в период ранней юности (15-20 лет).

Социально-экономические и политические изменения, происходящие в современном российском обществе, отражаются на всех социальных группах, в том числе на молодежи. Поведение молодежи обусловлено как ее общественным положением, так и характерными качествами, свойственными данной группе: психической подвижностью, интеллектуальной мобильностью, преобладанием эмоций над рассудком. Вопросы социально-психологической регуляции поведения, усвоения социальных и формирования личностных норм молодых людей имеют особую значимость, так как именно молодежь представляет ближайшее будущее общества, наиболее ярко выражает как его возможности, так и проблемы. Более того, проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (2011) прямо ставит задачу социального и государственного заказа: качество образования выступает комплексной характеристикой образования, выражающей степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным государственным требованиям (образовательным стандартам, устанавливаемым университетами) и (или) потребностям заказчика образовательных услуг.

В этих условиях предельно важным становится, во-первых, отслеживание в рамках психологических исследований основных тенденций развития личности в период ранней юности (15-20 лет). Юношеский возраст - один из ответственных периодов формирования личности, который включает осознание смысла жизни и ее целей (Г.С. Абрамова, В.А Алексеев, Р.Т. Байярд, Д. Байярд, Т.В. Драгунова, И.В. Дубровина, И.С. Кон, Б.С. Круглов, И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий, А.В. Мудрик, В.С. Мухина, А.М. Прихожан, А.И. Савенков, В.А. Сафин, А.В. Толстых, Д.И. Фельдштейн, Э. Шпрангер и др.). Большинство исследователей считают, что подростковый и юношеский возраст является главным периодом формирования собственных убеждений и умения самостоятельно строить свой жизненный путь. В настоящий период проблема развития юношей осложнена еще и трудностями социального переустройства общества, в связи с чем необходимо изучение психологии современных подростков, юношей и девушек, в частности особенностей мировоззрения, ценностей, самоопределения, формирования поиска смысла жизни и других проблем развития личности.

Во-вторых, эффективное использование ресурсов акмеологии и психологии в процессах формирования и развития личности, предупреждение негативных сценариев развития

личности в период ранней юности, в том числе распространения ценностей асоциальных видов молодежных субкультур, уменьшение их негативного воздействия на молодежь, согласование интересов молодых людей - носителей разных субкультур. Современный этап развития мира характеризуется возросшей потребностью в профессионально мобильных специалистах, способных успешно реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях. Проблема личностно-профессионального развития работников различного профиля и возраста привлекает все большее внимание исследователей в области акмеологии (А.А. Деркач [1], А.В. Гагарин [2-3], В.Г. Зазыкин [4], Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, О.В. Москаленко [5-6], Э.В. Сайко [7-8], И.Н.Семенов, Ю.В. Синягин и др.). Это связано с общей тенденцией гуманизации наук о человеке и смене приоритетов в акмеологической парадигме. Исследовательский интерес направлен в первую очередь на человека, а не на профессиональное сообщество в целом. Личность является субъектом своего развития как в профессиональном плане, так и в личностном, что невозможно представить без процессов самореализации, самоактуализации, саморегуляции и самосовершенствования личности (К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский, О.Д. Ковшуро, Д.М. Логунцова, Е.А. Науменко, С.Л. Рубинштейн, И.В. Тарасова и др.).

В-третьих, оптимизация процесса развития личности в период ранней юности как развития нового социокультурного поля российского общества в целом. Отход от тоталитарного общества и переход к демократичному укладу жизни требуют пересмотра многих аспектов окружающей действительности. Особенно важно научиться новым способам развития личности в социуме (С.В. Алексеев, А.Г. Асмолов, И.В. Вачков, М.Г. Дмитриев, О.Б. Качанова, В.В. Колбанов, В.А. Кулганов, Ю.А. Парфенов, В.Ю. Рыбников и др.).

Анализ работ отечественных и зарубежных ученых, предпринятый автором, выявил, что как явление развитие личности существует в реальной образовательной практике, однако используется не в полной мере и в основном применительно только к взрослой личности. При этом до сих пор целостно не раскрыты содержание и сущностная характеристика понятия «развитие личности в период ранней юности (15-20 лет)». Недостаточно полно разработаны деятельностная и технологическая характеристики развития личности, отражающие практическую направленность данного процесса, и практически совсем отсутствуют исследования в области его эффективности. Между тем без такого научного исследования невозможна полная разработанность этой проблемы.

В настоящий момент перед психологией и педагогикой впервые за все время существования мировой системы образования во всей полноте ставится задача оптимального развития личности в период ранней юности, совершенствования комплекса личностных и социально-профессиональных компетентностей будущих специалистов в период их обучения в учреждениях среднего общего (школа), среднего профессионального (колледж) и высшего профессионального (вуз) образования.

Эта задача высвечивает основное противоречие между стремлением общества и самой системы образования реализовать цели гуманистической образовательной парадигмы, рассматривающей личность как центр собственного самосозидания, и прагматически обусловленными ориентирами акмеологического подхода в общем и профессиональном образовании практически без учета развития личности в период ранней юности.

В плане развития личности в данный период ранней юности названное противоречие усиливается рядом более частных противоречий:

• между актуальностью развития личности в период ранней юности и методологической неразработанностью этого психолого-акмеологического феномена;

• между необходимостью для будущего профессионала обладать опытом ценностного самоопределения, самореализации, самоидентификации и саморазвития и преимущественной направленностью методов традиционного обучения и воспитания будущих специалистов в учреждениях среднего общего, профессионального и высшего образования на формальное освоение научных и практико-ориентированных знаний;

• между требованиями современного общества креативности, творческой смелости, самостоятельности и ответственности личности и сохранением «субъект-объектных» отношений в процессе ее образования;

• между необходимостью овладения будущим специалистом основными компонентами развития личности в период ранней юности и отсутствием комплексной системы, программы и технологии развития личности в данный период;

• между исследованиями развития личности в период ранней юности и целостной концепцией развития личности в данный период.

Необходимость разрешения этих противоречий и обусловливает актуальность исследования. В связи с отмеченными противоречиями существует проблема исследования, которая состоит в необходимости концепции развития личности в период ранней юности, с помощью которой можно одновременно обеспечить реализацию акмеологического подхода, а по сути - интегрирующего личностно-ориентированный, гуманистический, ком-петентностный и прагматический подходы в системе среднего и высшего образования, их содержательную интеграцию в плане развития личности в период ранней юности, в противном случае развитие личности в период ранней юности может привести к непредвиденным результатам.

В исследовании под развитием личности в ранней юности понимается особый самостоятельный процесс, образующее процесса онтогенеза, многоступенчатая поуровневая самореализация личности в учебно-профессиональной деятельности, в которой происходит одновременно зарождение потребности новой (изменяющейся по структуре, содержанию, по степени выраженности и обеспеченности) самореализации, что приводит к появлению новообразования - готовности к самораскрытию личности как самоосознание собственного Я (самопознание, самоопределение, самооценка, самовосприятие, самоотношение), самопредставление своего Я, самовыражение, самопрезентация.

Данный процесс развития личности в период ранней юности происходит в процессе взаимодействия школьников, студентов и учителей, преподавателей, воспитателей, родителей и других субъектов этого процесса. Смысл такого развития личности в период ранней юности заключается в реализации приобретаемого, накапливаемого человеческого потенциала как результата психического развития этой личности, ее субъектного багажа в многоплановой, активной, творческой деятельности, презентующей человека социуму как деятельного субъекта, которая в своем интегрированном виде выступает как процесс самореализации. В этом плане самореализация представляет такую сущностно определяющую характеристику личности в период ранней юности, как его ценностное развитие-саморазвитие с открытыми границами, как системное выполнение определенной целостности, где полюс саморазвития, который постоянно «уравновешивается» полюсом самореализации в разной степени выраженности, вплоть до высшего уровня ее - акме в данный возрастной период. При этом вокруг самореализации происходит развитие-саморазвитие всех процессов самости личности, вплоть до смены юношеской субкультуры, самореализация выступает центральным новообразованием развития.

Сущностными характеристиками развития личности в ранней юности в исследовании понимаются следующие:

- во-первых, субъектность выступает как новое ценностное образование, основание и условие самореализации в процессе развития личности в ранней юности;

- во-вторых, особая роль самоактуализации, самоосуществления, самореализации, которые вышли в центр познания развития личности в ранней юности и приобретают особый смысл, прежде всего, в контексте акме как высшего проявления человеком себя в своем осуществлении в данный возрастной период, что позволяет личности в период ранней юности пересмотреть свои ценностные образования и с их помощью выбрать новую юношескую субкультуру;

- в-третьих, важность рассмотрения учебно-профессиональной деятельности как основания развития субъекта в период ранней юности, так как она способствует формированию субъектной позиции индивида;

- в-четвертых, потребность в самореализации (потребность состояться) как центральное новообразование данного возрастного этапа развития личности выражается на разном уровне, в разных формах и соотносится со способностью, возможностью, необходимостью ее осуществления личностью в ранней юности;

- в-пятых, в рассматриваемом возрасте феномены самореализации, самоосуществления, самоактуализации не только взаимосвязаны между собой единством принципов обусловленности, значимости, характером функциональной нагрузки, но и полагают предваряющие их формы и уровни проявления самости, выстраивающие ряды их развертывания и проявления: самоутверждение, самовыражение, самопознание, самоопределение и самоидентификация, самооценка, самовосприятие, самоотношение, самопредставления: самовыражения, самопрезентации, самоутверждения и т.д., образующие связь накопленного потенциала самости и цели его реализации;

- в-шестых, тесная связь способности к самореализации с уровнем и структурами осуществления социализации, индивидуализации и идентификации при любой степени выраженности такой потребности в ней на этапе ранней юности реальна и позволяет личности в период ранней юности пересмотреть свои ценностные образования и с их помощью выбрать новую юношескую субкультуру;

- в-седьмых, уровень проявления потребности и способности самоосуществления и самореализации связан с возрастными особенностями развития в период ранней юности;

- в-восьмых, самореализация в процессе осуществления на данном возрастном этапе -ранней юности - полагает на разных этапах соответствующую представленность уровневой развитости компонентов самости, т.е. полагает определенную развитость свойств человека; потребность, способность и необходимость повышения уровня самореализации личности в ранней юности до уровня способности самореализации человека в действительно творческой деятельности, реализующей его духовные потребности и способности в социально и личностно значимой деятельности на уровне акме на данном возрастном этапе.

Предложенное в исследование понимание сущности и содержания развития личности в период ранней юности (15-20 лет), структуры этого понятия позволило представить значимость результатов исследования как в теоретическом плане, так и с практической точки зрения.

В первом случае значимость выполненного исследования заключается в систематизации психолого-акмеологических критериев развития личности в ранней юности и дифференциации уровней этого процесса; создании психолого- акмеологической концепция развития личности в период ранней юности, разработки интегрированной системы развития личности в период ранней юности и авторской программы развития личности в ранней юности, выявлении и доказательстве системы закономерностей и механизмов развития личности в ранней юности.

В плане практики исследование позволило создать научную базу для разработки концепции развития личности в период ранней юности в учреждениях среднего общего (школа), среднего профессионального (колледж) и высшего профессионального (вуз) образования. Выявленные закономерности и методы развития личности в период ранней юности могут иметь широкий спектр применения: от индивидуальной практики педагогического психодиагностического консультирования и психокоррекции до разработки и проведения тренинговых занятий с группой по предварительно выявленным половозрастным, социально-демографическим, функционально-ролевым признакам.

ЛИТЕРАТУРА

[1]. Деркач А.А. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентоспособного специалиста // Акмеология. 2012. № 4. С. 11-17.

[2]. Гагарин А.В. Деятельность личности в информационно-образовательной среде: теоретико-методологические аспекты // Акмеология. 2012. № 3. С. 31-37.

[3]. Гагарин А.В. Образовательная рефлексия в профессиональной подготовке бакалавров психологии // Акмеология. 2013. № 3. С. 54-59.

[4]. Зазыкин В.Г. Особенности изучения акмеологического объекта и работы с ним // Акмеология. 2012. № 3. С. 20-26.

[5]. Москаленко О.В. Проблема планирования карьеры студентов в предметном поле акмеоло-гии // Акмеология. 2012. № 4. С. 26-29.

[6]. Москаленко О.В. Профессиональное самосознание как генеральная категория личностно-профессионального развития специалиста // Акмеология. 2012. Спец. вып. № 2. С. 110-112.

[7]. Сайко Э.В. Развитие в акмеологии и акмеологическое развитие в структуре онтогенеза (в соавт. с А.А. Деркачом) // Мир психологии. 2007. № 2(50) С. 43-54.

[8]. Сайко Э.В. Субъектность субъекта в акмеологическом развитии и проблемы его субъектного самоосуществления (в соавт. с А.А. Деркачом) // Мир психологии. 2008. № 3(55) С. 205-219.

[9]. Миронова Г.В., Москаленко О.В. Основы исследования акмеологического развития личности в период ранней юности (15-20 лет). М.: АПКиППРО. 2009. 228 с.

[10]. МироноваГ.В. Основные направления акмеологического развития личности (15-20 лет). Германия: Изд-во Lambert Academic Publishing 2011. 209 с.

THE NATURE AND CONTENT OF THE DEVELOPMENT OF PERSONALITY IN EARLY ADOLESCENCE (15-20 YEARS)

Galina V. Mironova - candidate of pedagogical sciences, docent, the head of Department of the Astrakhan branch of the Moscow University of industry and finance «Synergy»; e-mail: [email protected]; +7 (927) 284-11-47

ABSTRACT

The article is devoted to the analysis of the problem of the personality development in early adolescence (15-20 years). In this work are presented the structure and essential characteristics of the development of personality in early adolescence (15-20 years), the prospects and the significance of the research of the development of personality in early adolescence (15-20 years) are determined.

Key words: personality development in early adolescence (15-20 years), the structure and essential characteristics of the development of personality in early adolescence (15-20 years).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.