УДК 159.92 ББК 88
Миронова Галина Васильевна
кандидат педагогических наук, доцент
Астраханский государственный университет г. Астрахань Mironova Galina Vasilevna
Candidate of Pedagogics Assistant Professor Astrakhan State University Astrakhan
Акмеологические критерии и показатели развития личности в период ранней
юности (15-20 лет)
Acmeological Criteria and Data of Personality Development in Early
Adolescence (15-20-Year-Olds)
В статье рассматриваются критерии, показатели и уровни акмеологического развития личности в период ранней юности (15-20 лет).
Разработана система критериев акмеологического развития: внутренний (субъективный) и внешний (объективный) интегральные, частные внешние, процессуальные результативные критерии акмеологического развития личности в период юности (15-20 лет). Для каждого критерия разработана система показателей, которая позволяет оценить уровень развития соответствующей характеристики по отношению ко всем элементам процесса акмеологического развития личности в период юности (15-20 лет).
The article considers the criteria, data and levels of personality’s acmeological development in early adolescence (15-20 year-olds). The system of acmeological development criteria is worked out: internal (subjective) and external (objective) integral, private external, processual effective criteria of personality’s acmeological development in early adolescence. The system of indicators which allows to estimate a development level of the corresponding characteristics in relation to all the elements of personality’s acmeological development process in early adolescence (15-20 year-olds) is developed for each criterion.
Ключевые слова: акмеологические показатели, акмеологические
критерии, личность, развитие, ранняя юность.
Key words: acmeological data, acmeological criteria, development, early adolescence.
Современное состояние обучения, воспитания учащихся и студентов, их акмеологического развития личности в период ранней юности (15-20 лет) показывает, что в современной противоречивой ситуации они сталкиваются с многочисленными трудностями и оказываются неподготовленными к вхождению в рыночные отношения. Социальный заказ и потребности россиян
обусловливают актуальность создания эффективных образовательных технологий акмеологического развития личности в период ранней юности (1520 лет), адекватных современным запросам.
Установлено, что имеющиеся фундаментальные и частнонаучные достижения могут послужить основой для разработки теоретических и прикладных основ при создании инновационных образовательных программ. Для достижения этой многоаспектной цели требуется принципиально новый подход, который мог бы обеспечить интеграцию современных знаний естественных, общественных, гуманитарных и технических наук.
Все это определило необходимость обоснования новаторской функции методологии акмеологического развития личности в период ранней юности (1520 лет), которая раскрывается в ее интегративной роли для обеспечения единства познания всех уровней проблемы и продуктивного ее решения. Такая методология синтезирует трехуровневые компоненты. Они представлены как совокупность критериев, показателей и уровней акмеологического развития личности в период ранней юности (15-20 лет), а также исследовательский подход и единую архитектонику, включающую модель, алгоритм, технологию познания, совершенствования и осуществления акмеологического развития личности в период ранней юности (15-20 лет).
Сформулированные критерии, показатели и уровни акмеологического развития личности в период ранней юности (15-20 лет) на практике обеспечили эффективное функционирование систем образования как многоуровневой и инновационной, интегративно включенной в социокультурные, социальнопсихологические, организационно-методические и деятельностные связи, обеспечивающие ей успешное решение новаторских задач.
Показателями субъективного критерия являются: наличие или отсутствие готовности к самораскрытию, потребности в самореализации, что проявляется в типе соотношения самолюбия и долга, анализе типов активности, типе соотношения проблем саморегуляции, регуляции личностью своей жизни и регуляции личности обществом, способ организации жизни и регуляции времени, вид последствий критических противоречий.
По типу соотношения самолюбия и долга, анализ типов активности: выделены следующие группы:
1. «Внутренне-эгоистичный» способ самовыражения - «зона» совпадения внешних и внутренних тенденций чрезвычайно узка, поскольку они как пролонгированные тенденции противоречат друг другу, соответственно для личности преобладающей оказывается опора на внутренние движущие силы, на саморегуляцию.
2. «Гармонично-ответственный» способ самовыражения - напротив, личность не просто побуждается внешними движущими силами, но гармоническим совпадением внешнего и внутреннего, что порождает особые механизмы саморегуляции (типа ответственности).
3. «Нестабильно-деятельностный» способ самовыражения - зона совпадения внешнего и внутреннего очерчена не временными или функциональными рамками, как в первом случае, а типом саморегуляции (больным самолюбием): в пределах, где самовыражение данной личности, ее интересы не приходят в противоречие с общественными интересами, тенденциями, она может действовать адекватно и активно. Но как только саморегуляция сталкивается с регуляцией данной личности общностью в интересах последней, как только фиксируется грань, затронутая самолюбием, поступки данной личности могут становиться парадоксальными, злонамеренными, мотивироваться желанием сделать назло и т. д. Такие люди плохо вписываются в совместную деятельность, хотя могут давать высокие результаты в индивидуальной.
4. «Неустойчиво-личностный» способ самовыражения - совпадение
внешних и внутренних тенденций может быть ограничено слабой выраженностью личности: неустойчивость в выборе движущих сил,
неопределенность в вопросах, опереться на самого себя или на других, что предпочесть, как сочетать то и другое — есть наиболее яркий пример отсутствия адекватного самовыражения. Совпадение внешних и внутренних тенденций для такой личности может быть делом случайным, возникающим помимо нее, а не устанавливаемым ею самой. В свою очередь неравенство
внешнего и внутреннего, невыраженность личности влияют на уровень ее активности, снижая ее.
По типу соотношения проблем саморегуляции и регуляции личности обществом выделены следующие группы:
1. «Открыто-гармоничный тип самовыражения» - гармоничное сочетание саморегуляции и общественной регуляции образуют личность, открытую для решения общественных задач, а не фиксированную на задачах самовыражения сообщают интенсивность ее жизненному движению.
2. «Несбалансированно-слабый тип самовыражения» -
несбалансированность этих тенденций или их совпадение, возникающее помимо личности, ведет к тому, что ее активность не мобилизуется, не соразмеряется с этими задачами, остается слабой.
3. «Закрыто-эгоистический тип самовыражения» - противоречивое соотношение этих тенденций с опорой на саморегуляцию, с негативизмом по отношению к общности создает закрытый тип, фиксированный на своем «я».
По способу организации жизни и регуляции времени мы выделили следующие группы:
1. Стихийно-обыденный тип регуляции времени жизни. Личность находится в зависимости от событий и обстоятельств жизни. Она не успевает за временем, не может организовать последовательность событий, программировать наступление, предотвратить осуществление. Этот способ организации жизни характеризуется ситуативностью поведения, текучкой жизни, отсутствием личностной инициативы.
2. Функционально-действенный тип регуляции времени жизни. Личность активна, организует течение событий, направляет их ход, добиваясь эффективности. Однако инициатива охватывает только период течения событий, но не их объективные или субъективные последствия. Отсутствует ответственность как пролонгированная регуляция активности. Личность соотносится с событийным временем, а не временной логикой развития внешних и внутренних тенденций.
3. Созерцательное отношение ко времени жизни. Проявляется в пассивной регуляции, отсутствии инициативы и ответственности. Для такого типа личности характерно восприятие сложности и противоречивости жизни. Но углубленность и тонкость понимания пролонгированных тенденций мешает найти адекватное время и место для проявления собственной активности.
4. Созидательно-преобразующий тип регуляции времени жизни. Личность представляет собой оптимальное соединение глубокого проникновения в общественные тенденции и имеет длительную жизненную перспективу, четкую жизненную концепцию и позицию, которая последовательно реализуется. Здесь имеет место овладение личностью временем жизни, его сознательная практическая творческая регуляция.
В качестве внешнего интегрального критерия акмеологического развития личности в период юности (15-20 лет) мы выделяем эффективность развития индивидуальности юноши и девушки, проявляющуюся в формах и методах «самостояния» жизненным условиям и социуму.
Данный критерий является объективным, так как в его качестве выступают реальные характеристики человека как субъекта и достижения своей индивидуальности, его поведения и деятельности.
Внешний интегральный критерий может быть представлен как система специальных внешних критериев, позволяющая оценивать уровень акмеологического развития личности в период юности (15-20 лет) опосредованно, через содержательные и динамические показатели процесса движения к индивидуальности.
Теоретический анализ позволил нам выделить систему частных внешних критериев и показателей акмеологического развития личности в период юности (15-20 лет):
• ценностно-мотивационный критерий раскрывается через следующие показатели: иерархия мотивов и ценностей, уровень мотивации (учебно-профессиональная мотивация и мотивация к саморазвитию), наличие или отсутствие мотивация к самораскрытию и самореализации;
• когнитивный критерий можно выразить через: дифференциацию и самооценку своего личностного потенциала, анализ уровней самопонимания и самоосознания, удовлетворенность достигнутым уровнем самореализации; выявление уровня знаний об учебнопрофессиональной деятельности, ее нормах, требованиях; общего отношения к деятельности, степени увлечённости, интеллектуальной активности, познавательной самодеятельности личности, наличие способности к глубокому осознанию своего опыта, степень автономности-зависимости личности, локус контроля, определение причин неудач в реализации акмеологического развития личности и успешности деятельности;
• прогностический критерий имеет следующие показатели: определение возможных путей и результатов реализации акмеологического развития личности в период юности (15-20 лет), проектирование акмеологического развития личности в период юности (15-20 лет), с этой целью разработка необходимых приемов и методов саморазвития, самосовершенствования, самоосуществления и самореализации.
Приведенные критерии, показатели и уровни акмеологического развития личности в период ранней юности (15-20 лет) показывают, что рассматриваемая проблема многогранна и требует дальнейшего познания, и реализации новых эффективных мер. Приоритетными среди них являются: экспериментальное и практическое изучение акмеологической модели акмеологического развития личности в период ранней юности (15-20 лет), разработка системы акмеологического развития личности в период ранней юности (15-20 лет), развитие мотивации достижения в управленческо-педагогическом труде; выявление психолого-педагогических условий гармонизации традиционного и инновационного образования; создание технологического инструментария для акмеологического мониторинга: выявление механизмов эффективного
взаимодействия с региональной социокультурной и образовательновоспитательной средой и другие.
Обобщая, можно сделать следующие краткие выводы. В раннем юношеском возрасте все исследователи выделяют следующие линии развития: становление Я-концепции, нового уровня самосознания, идентичности, мировоззрения; формирование выраженных социальных потребностей и самоопределения, начало поиска смысла жизни, но при этом неустойчивое эмоциональное состояние (фрустрация) личности, большую роль общения не только со сверстниками (как у подростков), но и со значимыми взрослыми, повышается роль коллектива для личности, приобретает новый смысл дружба и любовь. Все это позволяет нам разработать психолого-акмеологическую концепцию акмеологического развития личности в период ранней юности (1520 лет).
Библиографический список
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Изд. центр “Академия”; Раритет.-1997.-704с.- С. 267.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.:Просвещение,1989. -180с.
3. Бернс Р. Я-концепция и воспитание Психология подростка. Хрестоматия / сост. Фролов Ю.И. М.: Просвещение, 1997. - 289с.
4. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. - 255с.
5. Круглов Б.С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника. М.: Просвещение, 1993. -167с.
6. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. М.: «Просвещение», 1965. -
316с.
7. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. М.: «Просвещение», 1965. -
316с.
8. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. М.: ТЦ Сфера, 2004. -270с.
9. Левитов Н. Д. Фрустрация как один из видов психических состояний. Психология мотивации и эмоций. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. М.:МГУ, 2002; -С.156-178.
10. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,
отрочество. М: Издательский центр “Академия”, 2004.-456с.
11. Мухина В.С. Возрастная психология М.: Издательский центр «Академия», 1999. -
456 с.
12. Немов Р.С. Психология В 3 кн., М.:Просвещение:,2003. - Кн. 1; -290с.
13. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. - М.: Политиздат, 1982. -
260с.
14. Попова Н.В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной
психологии. М.: ТЦ Сфера, 2002. - 128 с.
15. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб: «Питер», 2000. -
624 с.
Bibliography
1. Abramova, G. S. Age Psychology. - М.: "Academy" Publishing Centre; Raritet. -1997. -704 p. - P. 267.
2. Abulkhanova-Slavskaya, K.A. Activity and Psychology of a Person. - M.:
Prosveshchenie, 1989. - 180 p.
3. Burns, R. Self-Concept and Upbringing. Psychology of a Teenager. Reader / Comp. by Yu.I. Frolov. - М.: Prosveshchenie, 1997. - 289 p.
4. Kon, I.S. Psychology of the Early Youth. - М.: Prosveshchenie, 1989. - 255 p.
5. Kruglov, B.S. The Role of Valuable Orientations in a Schoolchild’s Personality Forming.
- М.: Prosveshchenie, 1993. - 167 p.
6. Krutetsky, V.A. Lukin, N.S. Psychology of a Teenager. - М.: Prosveshchenie, 1965. -
316 p.
8. Kulagina, I.Yu., Kolyutsky, B.N. Age Psychology: Full Life Cycle of a Person’s Development. - М.: Sphere, 2004. - 270 p.
9. Levitov, N.D. Frustration as a Kinds of Mental State. Psychology of Motivation and Emotions. Reader / Under the Editorship of Yu.B.Gippenreiter and M.V.Falikman. - M.MSU, 2002. - P. 156-178.
10. Mukhina, V. S. Age Psychology: Development Phenomenology, Childhood, Adolescence. - M.: "Academy" Publishing Centre, 2004. - 456 p.
11. Mukhina, V. S. Age Psychology. - М.: "Academy" Publishing Centre, 1999. - 456 p.
12. Nemov, R. S. Psychology: In 3 Books. - M.: Prosveshchenie, 2003. - Book 1. -290 p.
13. Petrovsky, А.В. Person, Activity, Community. - М.: Politizdat, 1982. - 260 p.
14. Popova, N.V. Psychology of a Growing Up Person: A Short Course of Age Psychology.
- М.: Sphere, 2002. - 128 p.
15. Rais, F. Psychology of Teenage and Youthful Age. - SPb.: "Peter", 2000. - 624 p.