ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
УДК 316.6
«АКМЕ» КАК ВЕРШИНА ЛИЧНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ
Е. В. Самаль
Самаль Елена Викторовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и конфликтологии, Российский государственный социальный университет (филиал в г. Минске); 21, ул. Народная, г. Минск, 20107, Республика Беларусь; E-mail: [email protected]
Обсуждается проблема самоактуализации личности в профессиональной деятельности, достижения личностью вершины в своем профессиональном развитии. На основе анализа различных психологических теорий и концепций показано, что достижение личностью «акме» проистекает из стремления расти и развиваться профессионально, т. е. из стремления к самоактуализации. Наиболее ярко самоактуализация проявляется в периоды профессиональных кризисов, которые активизируют процессы профессионального самоопределения личности. одним из таких кризисов является переход с уровня нормативных требований на уровень профессионального мастерства. На примере анализа результатов нескольких исследований доказывается, что существуют различия в отношении к профессии и в стремлении к профессиональному развитию у лиц с трудовым стажем до 5 лет и более 5 лет, что обусловлено вышеуказанным кризисом. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в консультативной практике психологических служб по вопросам карьерного роста, менеджерами по персоналу с целью продвижения в карьере и профессионального развития сотрудников, а также в разработке программ по развитию и гармонизации внутренних и внешних условий для самоактуализации человека.
Ключевые слова: самоактуализация, потенциал, профессиональная самоактуализация, акме, профессиональное развитие, профессиональный кризис, мотивация достижения, карьерные ориентации.
Введение
Осознание и развитие личностью собственного потенциала позволяет эффективно воплощать свои способности, свою индивидуальность в личной и профессиональной жизни, ощущать удовлетворение от собственных достижений.
М. Бубер, акцентируя внимание на индивидуальности человека, указывал на ответственность самого человека за ее проявление. «Каждая личность, рожденная в этом мире, - писал он, - представляет собой нечто особенное, никогда не существовавшее прежде, новое, оригинальное, уникальное. Каждый обязан все время понимать, что никогда прежде на свете не жил никто, подобный ему, и каждый поэтому призван осуществить свою собственную миссию в этом мире» [1, с. 32]. А осуществить свою миссию - это означает для человека состояться на наиболее высоком из возможных для него уровнях, живя, поступая, творя в совершенно конкретных исторических условиях места и времени, и только одному ему присущим уникальным способом.
Ш. Бюлер, понимая жизнь человека не только как цепь случайностей, но учитывая ее закономерные этапы, видела главную движущую силу развития личности во врожденном стремлении к самоосуществлению, самоисполнению, т. е. всесторонней реализации. Самоосуществление - это постоянный процесс постановки и осуществления
НАУЧМЫЙ ОТДЕЛ
© Самаль Е. В, 2013
жизненных целей и выстраивание своего жизненного пути [2, с. 15]. В дальнейшем идеи Ш. Бю-лер получили свое развитие в гуманистической теории А. Маслоу, который стремление человека к всесторонней реализации собственного потенциала рассматривал как самоактуализацию или желание стать тем, кем он может стать. С точки зрения А. Маслоу, это стремление - врожденное, причем оно является наивысшей человеческой потребно стью.
Стремление к самоактуализации как раскрытию своего потенциала сопряжено с постановкой более высоких целей в жизни, посредством достижения которых человек видит реальное воплощение в деятельности своих возможностей. А. Маслоу подчеркивал, что личностный рост и развитие осуществляются посредством работы самоактуализации. Самоактуализация подразумевает длительность, постоянную вовлеченность в работу роста и развития способностей до максимально возможного уровня, а не «удовлетворение меньшим из лени или недостатка уверенности в себе» [3, с. 112]. Работа самоактуализации включает выбор достойных творческих задач. Самоактуализирующихся индивидуумов привлекают наиболее трудные проблемы, которые требуют максимальных и творческих усилий. Они стремятся иметь дело с неопределенностью и неоднозначностью и предпочитают трудные задачи легким решениям. В этом аспекте любые жизненные события самоактуализирующейся личностью рассматриваются как достойная возможность проверить себя, «вырасти», решая определнные проблемы. В целом самоактуализация, сопровождающая процесс сознательной жизнедеятельности человека, способствует на разных этапах его жизни, включая и профессиональную, осознанию и раскрытию определенных сторон своего Я, проявления его потенций.
Понятие «потенции» применительно к психике использовалось Б. Ф. Ломовым в рамках системного подхода, а также в связи с постановкой вопроса о возможностях человеческой психики, о еще неиспользованных резервах, способных актуализироваться под влиянием определенных условий [4]. С. Л. Рубинштейн обосновал способности каждого к саморазвитию, самоопределению, самосовершенствованию, т. е. возможность достигать высшего уровня своего развития, своего идеала. Он подчеркивал, что человека как личность характеризует не только то, что он есть, но и то, чем он хочет стать, к чему он активно стремится: «Личностное развитие может быть понято как реализация индивидом своей потенциальной универсальности, бесконечности, как становление Человека в Индивиде» [5, с. 143].
В. Н. Мясищев, выделяя в структуре психического два базисных образования - процессуальное и потенциальное, обосновывает два важных условия. Во-первых, в любой момент определенная часть потенциального способна включиться в про-
цесс жизнедеятельности человека, обеспечив ему, таким образом, рост и развитие. Во-вторых, эта тенденция возможна только благодаря формирующейся у человека в процессе жизнедеятельности системе отношений с различными сторонами объективной действительности и с собственной индивидуальностью [6]. Иными словами, для достижения самоактуализации у человека должна быть благоприятная, гармоничная и высококомпетентная среда, социум, обеспечивающие и стимулирующие его развитие. На это указывал и А. Маслоу: «Чем выше лежит рассматриваемый феномен, тем более редок он в популяции, тем выше число необходимых для него условий, тем более благоприятной должна быть социальная ситуация» [7, с. 150].
Прогресс в развитии человека А. А. Бода-лев определяет через постоянное саморазвитие, акцент в мотивационной сфере на общечеловеческих ценностях, умение планировать и осуществлять поступки, соответствующие данным ценностям, мобилизацию себя на преодоление трудностей объективного характера, объективное оценивание своих сильных и слабых сторон и степени своей готовности к новым более сложным деяниям и ответственным поступкам, стремление воплотить в реальное свои потенциальности [8].
Под «потенциальным» в современной психологии понимаются такие свойства, возможности личности, которые могут осуществляться и стать реальностью только при определенных условиях. Под «актуальным» же понимается уровень реализации потенций, отражающий новые достижения личности, её развитие. Через актуальные проявления - деятельность, действия, отношения -можно судить о содержании потенциальной сферы личности до создания условий для ее перехода в реальное актуальное [9]. Как указывает А. М. Павлова, между потенциальным и актуальным существуют отношения, аналогичные отношениям категорий возможности и действительности: одно переходит в другое и реализует его под влиянием как субъективных, так и объективных социальных условий. В процессе профессионального развития личности сфера потенциального может выступать и как предпосылка, и как результат развития актуального [10].
Д. Сьюпер утверждал, что люди стремятся выбрать профессию, которая отвечает сложившимся у них представлениям о себе. Если она соответствует их Я-концепции, то они добиваются самоактуализации [11, с. 454].
Аналогичная точка зрения является составляющей многих концепций отечественных ученых. Самоактуализация в профессиональной деятельности учеными рассматривается как достижение личностью профессионализма (К. А. Абульха-нова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Л. А. Коростылева, А. К. Маркова, Ю. П. Поваренков, Н. С. Пряж-ников, В. Д. Шадриков). Это качество рассматри-
вается как интегральное, как новообразование субъекта труда, характеризующее продуктивное выполнение профессиональных заданий, обусловленное творческой самодеятельностью и высоким уровнем профессиональной самоактуализации [12]. Важнейшими условиями его достижения являются мощное развитие у человека общих способностей, «превращение» общечеловеческих ценностей в собственные, нравственная воспитанность личности, стремление расти и развиваться в избранной сфере профессиональной деятельности [13]. Иными словами, критерием достижения профессионализма является самоактуализация, основанная на реализации своего личностно-профессионального потенциала. В трактовке личностно-профессионального потенциала мы солидарны с Э. Э. Сыманюк и понимаем его как динамическое интегративное образование, определяющее ресурсные возможности профессионального развития человека и его способность к освоению и продуктивному осуществлению профессиональных видов деятельности [14].
«Акме» как вершина личного и профессионального развития самоактуализирующейся личности
В отечественной психологии исследованием развития человека и путей раскрытия его потенциала активно занимается акмеология. В основе этой молодой науки лежат выработанные многовековой культурой человечества идеи об уникальности и ценности человеческой жизни, способности человека к творчеству и самосовершенствованию. Понятие «акме» впервые было введено в научный оборот религиозным философом О. П. Флоренским в контексте российской религиозно-философской антропологии (Н. Бердяев, А. Лосев, Н. Лосский, В. Соловьев). Возродился интерес к этому понятию в связи с развитием в середине ХХ в. экзистенциально-гуманистической философской антропологии и «вершинной» психологии (В. М. Бехтерев, Н. А. Рыбников, Б. Г. Ананьев, В. Н. Мясищев, А. А. Бодалев и др.). В этих направлениях человек рассматривался как высшая ценность и целостность, особое внимание уделялось его способности к развитию и саморазвитию в контексте жизненного пути. Современная интерпретация понятия «акме» разработана Б. Г. Ананьевым и его учениками и отвечает актуальным в отечественной науке потребностям в комплексном исследовании человека, выявлении закономерностей и этапов его развития. «Акме» трактуется (Б. Г. Ананьевым, А. А. Бодалевым, А. А. Деркачом, М. И. Дьяченко, Н. В. Кузьминой и др.) как вершинная, предельная, пиковая точка в творческом саморазвитии человека, наиболее полно проявляющая его зрелость как личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Важным условием, способствующим продвижению человека к своему «акме», является создание им
«среды» для своего развития, т. е. постоянная актуализация потенциальных возможностей и анализ условий для их реализации [13].
Под самоактуализацией в акмеологии понимается процесс перехода потенциальных характеристик человека как специалиста в актуальные как в самом процессе профессиональной деятельности, так и в период подготовки к ней, в процессе обучения. В этом аспекте самоактуализация рассматривается в качестве необходимой формы движения человека к личностной зрелости и вершинам профессионализма. Это выражается в достижении профессиональной компетентности и профессиональной состоятельности как удовлетворенности собой и результатами собственной деятельности [15].
Говоря о профессиональной самоактуализации, мы рассматриваем ее и как специфическую форму познавательной активности (деятельности) личности, которая предполагает обнаружение, изучение и оценку своих возможностей и притязаний и их экспликацию в целях последующей реализации в профессии. Профессиональная самоактуализация - это поиск «себя в профессии», собственной профессиональной роли, образа Я, профессионального имиджа, индивидуального стиля профессиональной деятельности, определения для себя профессиональных перспектив, достижение их, установление новых профессиональных целей, стремление к гармоничному раскрытию и реализации своего потенциала в выбранной профессии. В процессе профессиональной самоактуализации происходят специфические изменения в системе саморегуляции социального поведения личности: формируется система ценностных ориентаций и соответствующая ей -средств и форм организации жизнедеятельности, в том числе и профессиональной. Ценностные ориентации, формирующиеся в процессе самоактуализации личности - честность, признание ценности своей уникальности, свобода, доверие к человеческой природе, творческая направленность, - оказывают влияние на построение жизненного и профессионального пути.
Самоактуализирующиеся люди в выбранной профессии стремятся сделать все возможное для своего совершенствования, чтобы достичь «акме» - высшего уровня компетенции - через реализацию себя, своих ценностей, интересов и способностей. Такой личности присущи саморазвитие, готовность к решению новых проблем, способность к пониманию других, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений, принятие себя и других, профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на дело.
Наиболее ярко самоактуализация проявляется в периоды профессиональных кризисов, которые активизируют процессы профессионального самоопределения личности. Высокая эмоциональная напряжённость, которая сопровождает любой
Психология социального развития
131
кризис, направлена на расширение диапазона самоактуализации и сознания субъекта, что позволяет понять неэффективность старых способов деятельности, отказаться от их использования и обрести новые.
Одним из таких кризисов является переход с уровня нормативных требований на уровень профессионального мастерства, он раскрыт в концепции профессионального становления личности Ю. П. Поваренкова [12]. В течение первых трёх-четырёх лет трудовой деятельности (уровень нормативных требований) происходит активное совершенствование системы профессиональной деятельности, о чем свидетельствуют интенсивный рост эффективности труда, повышение профессиональной идентичности, рост удовлетворенности трудом. К четвертому или пятому году самостоятельной работы достигается уровень профессионального мастерства, в результате наступает стагнация и перед личностью, ориентированной на развитие, встает дилемма: либо остановиться в своем профессиональном развитии на уровне нормативных требований, либо выйти за их рамки и продолжить свое развитие. После пяти лет трудовой деятельности у субъекта труда появляется желание что-то изменить в ней с учетом потребностей роста и развития, достичь больших успехов в профессии, стать профессионально зрелым благодаря самоактуализации и самореализации.
В серии исследований, проведенных в рамках дипломных проектов, было показано, что существуют различия в отношении к профессии и в стремлении расти и профессионально развиваться у лиц с трудовым стажем до пяти лет и более пяти лет. При исследовании самоактуализации архитекторов с разным стажем работы было установлено, что у специалистов со стажем работы свыше пяти лет более выражена приверженность целям и ценностям самоактуализирующейся личности. Они легче принимают себя, свои недостатки и ошибки, не боятся ошибиться. Менее опытные специалисты в большей степени боятся своих ошибок, любым способом пытаются найти себе оправдание, это связано с их страхом показаться неопытными и некомпетентными [16]. Вместе с тем в группе архитекторов со стажем работы до пяти лет происходит активное совершенствование профессиональной деятельности, об этом свидетельствуют рост удовлетворенности трудом, повышение интереса к работе и профессиональной идентичности. У работников, трудящихся свыше пяти лет, общая удовлетворенность трудом невысока, хотя у них хорошие взаимоотношения с коллегами, руководством, они довольны своими профессиональными достижениями, но интерес к работе падает, появляется желание кардинально менять подходы к ее организации [17].
Кроме того, результаты проведенного исследования показали, что архитекторы, имеющие
стаж работы до пяти лет, подвержены меньшему профессиональному выгоранию, если они хорошо ориентируются во времени, уверены в себе и в своих профессиональных качествах, адекватно и положительно принимают себя, самоактуализируются в своих творческих проектах. Архитекторы, проработавшие свыше пяти лет, подвержены меньшему профессиональному выгоранию, если у них цели и ценности самоактуализирующейся личности и спокойное и доброжелательное отношение к природе человека. Можно сделать вывод, что независимо от стажа работы архитекторов, чем больше они стремятся расти и профессионально развиваться, преодолевать возникающие внутренние и внешние преграды, тем меньше они подвержены профессиональному выгоранию.
При исследовании мотивации достижения, ведущих карьерных ориентаций и самоактуализации у разных специалистов было установлено, что в течение первых пяти лет трудовой деятельности (уровень нормативных требований) наблюдается средний уровень мотивации достижения. После этого у субъекта труда появляется желание что-то изменить в своей профессиональной деятельности с учетом потребностей роста и развития, достичь больших успехов в профессии, стать профессионально зрелым благодаря самоактуализации и самореализации, что мы и наблюдали в нашем исследовании. Высокий уровень мотивации достижения на данном этапе наблюдался у 56% респондентов и средний - у 44%. Люди с большим профессиональным опытом чаще руководствовались в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, т. е. своей собственной внутренней мотивацией, не были подвержены внешнему влиянию, свободны в своем естественном выборе. Они принимали себя такими, как есть, - со всеми своими профессиональными недостатками и слабостями, были более гибкими и умели правильно реагировать на профессиональные ситуации. Респонденты со стажем до пяти лет в большей степени были ориентированы на разрешение сложных профессиональных задач, управление другими людьми, повышение собственной профессиональной компетентности [18].
Как мы видим, на определенном этапе профессиональной деятельности перед каждым субъектом встает проблема значимости самосовершенствования, дальнейшего роста и профессионального развития. Если выбор осуществляется в пользу профессионального и личностного роста, то повышается мотивация, снижается риск профессионального выгорания.
Заключение
Таким образом, развитие человека и достижение им своего «акме» в профессиональной деятельности можно рассматривать как вхождение
в определенный способ деятельности, освоение его, преодоление и либо вхождение в новый, либо отказ от всяких способов и построение принципиально иного, отличного, своего, т. е. постоянный поиск, постоянная самоактуализация. Это возможно только благодаря имеющемуся природному потенциалу, который способен в определенных условиях актуализироваться. Однако достигается «акме» не на начальном этапе профессионального пути. Постепенно накапливая достаточное количество знаний о себе и окружающем мире, человек стремится кардинально пересмотреть свою позицию в нем, найти и воплотить свое предназначение. Человек, неспособный стать единым целым, будет неполным, разрозненным, дезинтегрированным: он будет ощущать неудовлетворенность своими достижениями в профессиональной жизни.
Библиографический список
1. Бубер МПроблема человека. Киев, 1998. 132 с.
2. Пергаменщик Л. А. Кризисная психология : Учеб. пособие. Минск., 2004.
3. МаслоуА. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. М., 1982. С. 108-117.
4. Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 31-45.
5. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М., 1997. 143 с.
6. Мясищев В. Н. Психология отношений : Избр. психологические тр. М. ; Воронеж, 1995.
7. Маслоу А. По направлению к психологии бытия. М., 2002. 150 с.
8. БодалевА. А., Рудкевич Л. А. Как становятся великими или выдающимися? М., 2003. 210 с.
9. Артемьева Т. И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности // Психология формирования и развития личности. М., 1981. С. 67-87.
10. Павлова А. М. Мотивационный фактор в актуализации профессионально-личностного потенциала субъекта труда // Мир психологии. 2005. № 1. С. 170-177.
11. Психологический атлас человека / под ред. А. А. Реана. СПб., 2006. 454 с.
12. Поваренков Ю. П. Проблемы психологии профессионального становления личности. Ярославль, 2008. 200 с.
13. Бодалев А. А. О комплексном подходе Б. Г. Ананьева к изучению человека // Мир психологии. 2005. № 4. С. 191-197.
14. Сыманюк Э. Э. Психологические барьеры профессионального развития личности / под ред. Э. Ф. Зеера. М., 2005. 252 с.
15. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека : характеристики и условия достижения. М., 1998. 168 с.
16. Самаль Е. В., Борщева А. Д. Самоактуализационный профиль личности архитектора. Психология в современном развивающемся мире : теория и практика. Челябинск, 2012. С. 197-201.
17. Самаль Е. В., Борщева А. Д. Удовлетворенность трудом
у архитекторов с разным стажем работы. Социальный мир : роль молодежи в решении проблем XXI века. Минск, 2012. С. 84-86. 18. СамальЕ. В., НестеровичЕ. П. Карьерные ориентации во взаимосвязи с мотивацией достижения и стремлением к самоактуализации у лиц с разным стажем работы // Вопр. социальной психологии. Вып. 8 (13). Саратов, 2012. С. 182-189.
«Acme» as a Peak of Personal and Professional Development of a self-Actualizing Personality
Elena samal
PhD in Psychology, associate professor, the Chair of Psychology and Conflictology, Russian State Social University (affiliated institution in the city of Minsk); 21, Narodnaya str., Minsk, 220107, Republic Belorus; E-mail: [email protected]
The article discusses the problem of self-actualization of a personality in its professional activity and achieving the peak of its personal development. Based on the analysis of various psychological theories and concepts it is shown that achieving of "acme" by a personality is based on the desire to grow and develop professionally or on its desire for self-actualization. Self-actualization can be better seen during the periods of professional crisis, which activate the processes of professional self-determination of a personality. One of the types of crisis is the transition from the level of normative requirements to the level of professional competence. Judging by the example of results of some investigations it is proved that there are differences in attitude to profession and desire to grow and develop professionally in people with working experience under and over 5 years, which can be conditioned by the crisis mentioned above. The applied aspect of the problem under study can be realized in counseling practices of psychological services connected with professional growth, by HR professionals, with the aim of promotion and professional growth of employees, and in development of programs for development and harmonization of internal and external conditions for self-actualization of a person. Key words: self-actualization, potential, professional self-actualization, acme, professional development, professional crisis, achievement motivation, career orientations.
References
1. Buber M. Problema cheloveka. (The problem of a person). Kiev, 1998. 132 p. (in Russian).
2. Pergamenshchik L. A. Krizisnaya psikhologiya : ucheb-noe posobie (A crisis psychology : the study guide). Minsk, 2004. 239 p. (in Russian).
3. Maslou A. Samoaktualizatsiya (Self-actualization). Psi-hologiya lichnosti. Teksty (Psychology of personality. Texts). Moscow, 1982, pp. 108-117 (in Russian).
4. Lomov B. F. O sistemnom podhode v psihologii. (About the system approach at psychology). Voprosy psihologii. (The questions of psychology), 1975, № 2, pp. 31-45 (in Russian).
5. Rubinshtejn S. L. Chelovek i mir (A person and a world). Moscow, 1997. 143 p. (in Russian).
6. Myasishchev V. N. Psikhologiya otnosheniy : Izbrannye psikhologicheskie trudy (The relations' psychology : The
Психология социального развития
133
elect psychological writings). Moscow ; Voronezh , 1995. 356 p. (in Russian).
7. Maslou A. Po napravleniyu k psikhologii bytiya (Towards to psychology of being). Moscow, 2002. 150 p. (in Russian).
8. Bodalev A. A., Rudkevich L. A. Kakstanovyatsyavelikimi ili vydayushchimisya? (How do people become great and eminent). Moscow, 2003. 210 p. (in Russian).
9. Artem'eva T. I. Vzaimosvyaz'potentsial 'nogo iaktual 'nogo v razvitii lichnosti. (Relation between potential and actual in personality's development). Psikhologiya formirovaniya i razvitiya lichnosti (The psychology of personality's formation and development). Moscow, 1981, pp. 67-87 (in Russian).
10. Pavlova A. M. Motivatsionnyy faktor v aktualizatsii professional'no-lichnostnogo potentsiala sub'ekta truda (Motivation as a factor of actualization of actor's professional and personal potential). Mir psikhologii. (The world of psychology), 2005, № 1, pp. 170-177 (in Russian).
11. Psikhologicheskiy atlas cheloveka (The psychological atlas of person). St. Petersburg, 2006. 454 c. (in Russian).
12. Povarenkov Ju. P. Problemy psikhologii professional'nogo stanovleniya lichnosti (Problems of psychology of personality's professional formation). Yaroslavl', 2008. 200 p. (in Russian).
13. Bodalev A. A. O kompleksnompodhodeB. G. Anan'eva k izucheniyu cheloveka (B. G. Anan'ev's complex approach to person's study). Mir psikhologii (The world of psychology), 2005, № 4, pp. 191-197 (in Russian).
УДК 159.923 (075.8)
И. А. Красильников
Красильников Игорь Александрович - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии, Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского; 83, ул. Астраханская, Саратов, 410012, Россия; E-mail: igor.krasilnikov @mail.ru
рассматривается внутриличностная конфликтность как диспозиция личности. Делается попытка осмыслить конфликтность с точки зрения теории черт. Приводятся взгляды отечественных психологов на конфликтность с позиции проблемы сознания. Конфликтность рассмотрена через идею о личности, которая обладает врожденным набором предрасположенностей - реагировать устойчиво и постоянно определенным образом в различных ситуациях. Представлено положение Г. Олпорта о том, что противоположным внутренней конфликтности является качество зрелости личности. рассмотрена точка зрения, что угроза жестко связана с переживанием тревожности, эмоциональной напряженности, а личностная тревожность представляет сквозную характеристику человека и является предиктором невротического конфликта и психосоматических заболеваний. Представлены результаты г. Айзенка о том, что эмоция страха фиксируется на физиологическом уровне и может быть стойкой у лиц эмоционально неустойчивых. рассмотрена концепция акцентуаций характера
14.Symanyuk E. E. Psikhologicheskie bar'ery professional 'nogo razvitiya lichnosti (The mental barriers of personality's professional development). Moscow, 2005. 252 p. (in Russian).
15.Bodalev A. A. Vershina v razvitii vzroslogo cheloveka : kharakteristiki i usloviya dostizheniya (The summit of adult person's development: characteristics and terms of consummation). Moscow, 1998. 168 p. (in Russian).
16. Samal' E. V., Borshheva A. D. Samoaktualizachionnyy profil' lichnosti arhitekhtora (The profile of self-actualization
of architect's personality). Psikhologiya v sovremennom razvivayushchemsya mire : teoriya ipraktika (Psychology in the modern developing world : theory and practice). Chelyabinsk, 2012, pp. 197-201 (in Russian).
17.Samal' E. V., Borshheva A. D. Udovletvorennost' trudom u arhitektorov s raznym stazhem raboty. (Satisfaction of the work by architects having different length of service). Social 'nyj mir: rol'molodezhi v resheniiproblem XXI veka. (The social world: youth's role in solution to problems of XXI century). Minsk, 2012. pp. 84-86 (in Russian).
18.Samal' E. V., Nesterovich E. P. Kar'ernye orientatsii vo vzaimosvyazi s motivaciey dostizheniya i stremleniem k samoaktualizatsii u lits s raznym stazhem raboty (The relations between career orientations, achievement motivation and self-actualizating drive of persons having different length of service). Voprosy social'noy psikhologii (The questions of social psychology). Vyp. 8 (13). Saratov, 2012, pp. 182-183 (in Russian).
К. Леонгарда, который показал, что некоторые образования личности, несмотря на наследственную детерминацию, могут развиваться под воздействием особого рода психологических травм или трудных жизненных ситуаций.
Ключевые слова: внутриличностная конфликтность, диспозиция, самосознание.
Введение
В основе диспозиционного подхода зарубежной психологии заложена идея, что личность обладает врожденным набором предрасположен-ностей - реагировать устойчиво и постоянно определенным образом в различных ситуациях. Эти психические образования обозначены чертами личности, которые постоянны - в мыслях, переживаниях, независимо от течения времени и жизненного опыта. Диспозиции - это предрасположенность, готовность личности к определенной реакции на жизненную среду.
Г. Олпорт определял черту личности как «нейропсихологическую структуру», способную
ВНУТРИЛИЧНОСТНАЯ КОНФЛИКТНОСТЬ КАК ДИСПОЗИЦИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
© Красильников И. А., 2013
Научный отдел