Зеер Э. Ф. Взаимосвязь самоактуализации, параметров психологического времени и характеристик личности на этапе профессиональной подготовки / Э. Ф. Зеер, Д. П. Заводчиков, М. В. Зиннатова // Научный диалог. — 2017. — № 12. — С. 419—435. — DOI: 10.24224/22271295-2017-12-419-435.
Zeer, E. F., Zavodchikov, D. P., Zinnatova, M. V. (2017). Correlation between Self-Actualization, Parameters of Psychological Time and Personal Characteristics at Stage of Professional Training. Nauchnyy dialog, 12: 419-435. DOI: 10.24224/2227-1295-2017-12-419-435. (In Russ.).
I5E НАУЧНАЯ ЩЗ БИБЛИОТЕКА
^fa hbbaw.ru
Журнал включен в Перечень ВАК
УДК 378:159.923.5
DOI: 10.24224/2227-1295-2017-12-419-435
и I к I С н' s
PERKXMCALS DIRECIORV.-
Взаимосвязь самоактуализации, параметров психологического времени и характеристик личности на этапе профессиональной подготовки1
© Зеер Эвальд Фридрихович (2017), orcid.org/0000-0003-1680-4970, доктор психологических наук, чл.-корр. РАО, профессор, заведующий кафедрой психологии профессионального образования и развития, федеральное государственное автономное образовательное учреждение Российский государственный профессионально-педагогический университет (Екатеринбург, Россия), [email protected].
© Заводчиков Дмитрий Павлович (2017), orcid.org/0000-0002-5724-5047, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии профессионального образования и развития, федеральное государственное автономное образовательное учреждение Российский государственный профессионально-педагогический университет (Екатеринбург, Россия), [email protected].
© Зиннатова Мария Владимировна (2017), orcid.org/0000-0002-9297-7294, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии профессионального образования и развития, федеральное государственное автономное образовательное учреждение Российский государственный профессионально-педагогический университет (Екатеринбург, Россия), [email protected].
Актуальность исследования обусловлена тем, что становление субъекта профессиональной деятельности в настоящее время становится нелинейным, муль-тивариативным. Поднимается вопрос о личностных и социально-психологических
1 Исследование выполнено при поддержке Гранта РГНФ 15-06-10480 «Пространственно-временные особенности профессиональной трансспективы субъекта постиндустриального общества».
установках, позволяющих самореализоваться в условиях профессиональной динамичности и неопределенности постиндустриального общества. Особое внимание уделяется профессиональной трансспективе субъекта. Новизна исследования видится в том, что трансспектива выступает результатом культурно освоенных и актуализируемых в социуме способов реализации потенциального в профессиональной сфере. Выполнен обзор концепций самоактуализации, концепций психологического времени и подходов к описанию личности. Показано, что самоактуализация осуществляется на фоне устойчивого комплекса психологических характеристик через осмысление и проектирование картины жизненного пути. Доказано, что модель профессионального становления в логике постиндустриального общества должна включать самоактуализацию, личностные предпосылки, а также параметры психологического времени личности. Проведено эмпирическое исследование взаимосвязи уровней самоактуализации личности, параметров субъективной картины жизненного пути и психологического времени, а также показателей кросс-культурно подтвержденной пятифакторной модели личности. Представлены результаты сопоставительного анализа уровней выраженности параметров психологического времени и личностных факторов у студентов с разным уровнем самоактуализации.
Ключевые слова: профессиональное становление; самоактуализация; структура личности; каузометрия.
1. Введение
Профессиональное становление в постиндустриальном обществе претерпевает существенные изменения. С одной стороны, профессиональная жизнь традиционно связана с социальным существованием, она формирует не только профессиональное самосознание, профессиональную идентичность, но и определяет социальный статус, доход и т. п. С другой стороны, изменения социальных условий все теснее связывают процесс и результат профессионального становления со стратегией и событийным наполнением жизненного пути. Детерминанты этих изменений можно рассматривать в качественных изменениях способов производства, средств связи и взаимодействии, изменении качества медицины и т. д., но в любом случае центральным звеном изменений является человек как субъект профессиональной деятельности и личность как субъект собственной жизни, представляющий, прогнозирующий, проектирующий собственное будущее [Абульханова-Славская, 1991; Барабанова, 2002; Хяюрюнен, 2001].
Если судить с этих позиций, то современное общество в связи с глобализацией и повышением динамичности социальной, профессиональной и личной жизни на фоне ускорения ее темпов в целом оказывается на грани экзистенциального кризиса, связанного с утратой или невозможностью обнаруживать смыслы происходящих событий. Жизнь отдельного человека зачастую протекает в таком режиме, что ему просто некогда отвести время для рефлексии или построить полноценный план собственных действий, а тем более жизни в целом. Психологическая теория и практика предлагают понятие «самоактуализация» в качестве способа, механизма
или свойства, позволяющего интегрировать жизнь человека в определенную целостность, несмотря на препятствия внешнего и внутреннего характера, неопределенность как одну из существенных характеристик жизни, в том числе социальной, профессиональной и личной сферы.
Характеристика самоактуализирующейся личности в психологической литературе представлена достаточно полно. Однако в этих представлениях доминирует актуальное ее описание, отсутствует обобщенное представление о такой личности как о субъекте жизненного пути, а также не представлены данные о взаимосвязи самоактуализации и структурных характеристик личности в контексте всей картины жизни и профессионального становления.
На сегодняшний день можно говорить о том, что ускорение научно-технического прогресса, развитие разных инфраструктур, процессы глобализации, неопределенность как характеристика общественной и индивидуальной жизни и т. д. требуют от личности избирательного отношения, мобильности, способности проявлять себя в разных сторонах жизни, интегрировать способы своего существования в стиль жизни, самоопределения, поиска смыслов и смыслообразования и т. п. Жизненный путь отдельного человека является результатом не только закономерных процессов социального и биологического развития и становления, а также конкретных условий его существования, но и собственной реализации на всем протяжении онтогенеза. В таком контексте познание и овладение временем — это задачи, решение которых имеет важнейшее значение для развития человеческой культуры, общества и личности. Именно время жизни, его отражение в переживаниях личности, способы его изменения и регуляции требуют психологического изучения во взаимосвязи с другими сущностными характеристиками личности.
Эмпирически понимание названных феноменов может быть отражено через исследование взаимосвязи уровней самоактуализации личности и элементов, составляющих собой субъективную картину жизненного пути, в частности — параметров психологического времени, а также структурных характеристик личности. Теоретических и эмпирических исследований такой взаимосвязи в современной психологии практически не представлено.
2. Обзор исследований по проблематике
В целом теоретический анализ по проблематике исследования феноменов самоактуализации, психологического времени и структурных характеристик (факторов) личности позволяет сделать следующие обобщения:
(1) Значительное историческое время закономерности и особенности психологического времени личности как предмет познания были представлены в основном в философских и художественных произведениях (Гесиод, Платон, Сенека, Марк Аврелий, Данте, Монтень и др.). Проблема психологического времени в масштабе человеческой жизни научно стала рассматриваться только после становления психологии как науки и получила теоретическое обоснование в работах М. Гюйо, Э. Титченера, П. Жанэ, Ш. Бюлер, К. Левина, Т. Коттла, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева и др. Единой общепринятой концепции психологического времени, положения которой удовлетворяли бы всем аспектам научного знания, на сегодняшний день нет. До сих пор между психологами существуют принципиальные разногласия в определении сущности и обусловленности протекания личных временных циклов. В современной психологии основными концепциями психологического времени являются квантовая, событийная и причинно-целевая концепции времени [Арестова, 2000; Бекасов и др., 1995; Головаха и др., 2008]. Событийная и квантовая концепции времени сыграли достаточно весомую роль в развитии исследований времени, минусом этих концепций является их ограниченность в трактовке масштабов и содержания субъективной картины жизненного пути.
Это ограничение снимает причинно-целевая концепция психологического времени Е. И. Головахи, А. А. Кроника, которая и легла в основу эмпирического исследования [Головаха и др., 2008]. Согласно ее положениям, изучение особенностей отражения личностью временных отношений в масштабе жизни определяется ее представлениями о характере детерминации одних значимых событий жизни другими. В соответствии с положениями причинно-целевой концепции, психологическое время понимается как собственное время личности, форма переживания человеком структуры причинных и целевых отношений между событиями его жизненного пути. Центральным рабочим определением исследования является и понятие субъективной картины жизненного пути, которую Б. Г. Ананьев определяет как траекторию движения человека в его жизненном мире, его реальный жизненный путь, обусловленный множеством субъективных и объективных факторов; целостное представление о логике собственной жизни, насыщенной событиями и индивидуальной структурой межсобытийных связей [Ананьев, 1980].
Психологический возраст также не имеет общепринятого определения, хотя и является одним из важнейших звеньев феномена психологического времени личности. Е. И. Головаха, А. А. Кроник, тщательно
изучавшие все аспекты психологического времени, также вывели свое определение психологического возраста, которое мы взяли за основу. В их работе над причинно-целевой концепцией времени психологический возраст определяется как многомерная характеристика человека, индивидуальности, которая измеряется в ее «внутренней системе отсчета», в том числе и за счет количественных показателей реализованности жизни [Головаха и др., 2008].
(2) Анализ работ по самоактуализации личности позволил выделить следующие основополагающие моменты. В психологической литературе самоактуализация определяется как стремление человека как можно больше выявить, развить и реализовать свои возможности, стремления личности быть такой, какой она может быть [Маслоу, 2003, 2017; Шостром, 2008]. В большей степени исследованием феномена занимались психологи в рамках гуманистического подхода. Также среди исследователей стоит выделить труды К. Роджерса, К. Хорни, Э.Фромма, К. Гольдштейна, Р. Ас-саджиоли и др. Исследователи данного феномена сходятся в одном основополагающем моменте: важнейший мотив жизни человека — это актуализировать, то есть сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности. Феномен самоактуализации с этой точки зрения должен рассматриваться, в контексте всей жизни, от рождения и до смерти [Леонтьев, 2000; Самаль, 2006].
(3) Исследованием структуры личности занималось и занимается большое число психологов, диагностов, консультантов-практиков. Поиск и исследование различий между людьми, элементы, факторы, черты и характеристики, влияющие на поведение и жизнь в целом — обширная область для изучения, привлекающая к себе все больше внимания. Обобщив имеющиеся на сегодняшний день теоретические данные, можно определить следующие основные позиции. Личность выступает как определяющий фактор мыслей, чувств и поведения человека, который можно описать как составляющий систему набор компонентов. Эти компоненты можно охарактеризовать на языке житейских понятий или же научных конструктов. В факторных теориях личность рассматривается как состоящая из стабильных внутренних факторов, обусловливающих индивидуальные различия. В этой теоретической рамке работали Г. Олпорт, Г. Ю. Айзенк, Р. Кэттелл, У Норман, Л. Голдберг, К. Хофсти и многие другие. Лаконичное и в то же время полное описание личности — цель, к которой постоянно стремилась психологическая наука [Олпорт, 2002]. Путем долгого, напряженного труда, исследуя лингвистические описания личности и опираясь на труды Р. Кеттелла, Л. Голдберга и др. видных исследователей,
американские психологи П. Коста и Р. МакКрэй, работавшие с факторным анализом больших списков личностных характеристик, выделили пять основных факторов, способных, по их мнению, в достаточной полноте описать личность [Лаак, 2003]. Современные исследования подтверждают, что в рамках пятифакторной модели личности возможно в полной мере охарактеризовать личность.
Самоактуализацию личности как процесс и как результат невозможно рассматривать без анализа соотношения психологического прошлого, настоящего и будущего личности. Показатели самоактуализации можно отнести к производным от понимания сущности психологического времени, единиц его анализа и измерения. В конечном счете, невозможно свести время к чисто хронологическим единицам, это становится тем более явным, чем значительнее личность, чем более весомый вклад в свое развитие она вносит [Белинская, 1999]. Именно структура личности, ее модель, ее составляющие являются базисом всех процессов, в том числе и процесса самоактуализации. Процесс самоактуализации личности многоаспектен и должен рассматриваться и описываться «изнутри» жизни человека, не обходя стороной природные и социально-обусловленные факторы личности, детерминирующие ее поведение, а также контекст происходящих событий в жизненном пути субъекта.
3. Методы и организация эмпирического исследования
Для исследования были использованы следующие психодиагностические методики: каузаметрический опрос (А. А. Кроник и Р. А. Ахмеров); методика «САТ» (самоактуализационный тест Э. Шострома, адаптирован: Л. Гозман, М. Кросс, М. Латинская); интегрированный личностный опросник «Большая пятерка» (адаптирован: В. Е. Орел, А. А. Рукавишников и И. Г. Сенин).
Выборка состояла из 67 человек. Все участники — студенты высшего учебного учреждения в возрасте от 17 до 21 года, юноши и девушки (23 девушки, 44 юноши).
Обработка полученных результатов по перечисленным методикам производилась с помощью пакетов статистической обработки данных «Excel» и «SPSS 20», где применялся для вычисления коэффициента корреляции параметрический критерий Пирсона, для оценки достоверности различий признаков в независимых выборках — параметрический критерий Стью-дента и непараметрический критерий U Манна — Уитни.
Для проведения статистического анализа выборка была разделена на 3 подгруппы, основанием для деления по подгруппам стали показатели
уровня самоактуализации личности: 1) с высоким уровнем самоактуализации (31 человек); 2) со средним уровнем самоактуализации (29 человек); 3) с низким уровнем самоактуализации (7 человек).
При анализе данных было выявлено, что в общей выборке распределение признаков является нормальным. Структура данных и объем выборки не позволили применить сложные виды анализа — дисперсионный и факторный. Для выявления и описания достоверных различий в выборке с высоким и средним уровнем самоактуализации был выбран ^критерий Стьюдента, обоснованием выбора критерия нам послужили нормальность распределения признаков и примерно одинаковое количество людей в данных группах. Для расчета параметров сравнительного анализа данных выборки с высоким уровнем и выборки с низким уровнем самоактуализации, а также для сравнения достоверных различий выборки со средним уровнем и выборки с низким уровнем самоактуализации был выбран критерий U Манна-Уитни, который позволяет сравнить две независимые выборки с малым и неравным количеством людей.
Выявление линейной корреляционной взаимосвязи признаков, а точнее согласованность изменения признаков была выявлена нами с помощью параметрического критерия корреляции К. Пирсона.
4. Сравнительный анализ различий у людей с разным уровнем самоактуализации
Сравнительный анализ выявил, что существуют статистически достоверные различия между показателями психологического времени и показателями пятифакторной модели личности у людей с разным уровнем самоактуализации.
Так значимые различия выявлены по показателю мотивационной насыщенности событий — продуктивности жизни, несущей информацию обо всех уровнях активности человека в различных сферах жизнедеятельности (табл. 1).
Таблица 1
Различия по показателю мотивационной насыщенности событий в группах с высоким и средним уровнем самоактуализации
Показатель Значимость (2-сторонняя) Разность средних значений
Мотивационная насыщенность событий (каузаметрический опрос) ,003 12,47286
В подвыборке с высоким уровнем самоактуализации средние значения намного превышают значения показателя мотивационной насыщенности в подгруппе со средним уровнем самоактуализации. Таким образом, можно говорить о том, что мотивационная насыщенность событий жизни, а следовательно, и ее продуктивность у людей с высоким уровнем самоактуализации выше, чем у людей со средним уровнем самоактуализации. Также выборки значимо различаются по уровню выраженности самих шкал самоактуализации личности (табл. 2).
Таблица 2
Различия по показателям самоактуализации личности
в группах с высоким и средним уровнем самоактуализации
Показатель Значимость (2-сторонняя) Разность средних значений
ТС (Шкала Компетентности во времени) ,032 4,24027
I (Шкала поддержки) ,000 10,12792
SAV (Шкала Ценностных ориентации) ,000 10,69633
Ех (Шкала Гибкости поведения) ,004 5,70300
Fr (Шкала Сензитивности к себе) ,012 6,79978
Sr (Шкала Самоуважения) ,000 11,54060
Sy (Шкала Синергии) ,010 6,33927
А (Шкала Принятия агрессии) ,024 6,10790
С (Шкала Контактности) ,000 13,92102
Сг (Шкала Креативности) ,001 7,73304
У людей с высоким уровнем самоактуализации более высокая степень независимости ценностей и поведения от воздействия извне, высокоактуа-лизированные люди более независимы в своих поступках, стремятся руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами. Способны жить настоящим, то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей жизни»; они разделяют ценности, присущие самоактуализирующейся личности; у высокоак-туализированных личностей присутствует большая гибкость в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию. Группа с высоким уровнем самоактуализации обладает большей творческой направленностью.
Значимые различия в подвыборке людей с высоким уровнем самоактуализации и со средним уровнем самоактуализации прослеживаются и в отношении показателей пятифакторной модели личности (табл. 3).
Таблица 3
Различия по показателям факторно-аналитической модели личности в группах с высоким и средним уровнем самоактуализации
Показатель Значимость (2-сто-ронняя) Разность средних значений
Нейротизм ,000 -12,55617
Конформность ,000 -12,36040
Так в группе со средним уровнем самоактуализации уровень нейротиз-ма значительно выше. Это говорит о том, что личности с высоким уровнем самоактуализации менее тревожны, настроены в основном на положительный результат как в деятельности, так и в жизни, а люди со средним уровнем самоактуализации чаще ощущают чувство беспокойства и в целом негативно относятся к себе и окружающим. Люди с высоким уровнем ней-ротизма чаще других испытывают отрицательные эмоции и переживают длительный стресс по различным поводам.
Показатель конформности также более выражен в подвыборке со средним уровнем самоактуализации. Высокоактуализированные люди, как правило, стараются отстаивать свое мнение, не прогибаются под напором окружающей группы, поэтому степень конформности людей с высоким уровнем самоактуализации значимо ниже.
В результате сравнительного анализа двух подвыборок: с высоким уровнем самоактуализации и низким уровнем самоактуализации выявились достоверные различия по шкалам самоактуализации личности (табл. 4).
Таблица 4
Различия по показателям самоактуализации личности в группах с высоким и низким уровнем самоактуализации
Показатель Статистика и Манна-Уитни Значимость (2-сторонняя) Средний ранг
ТС (Шкала Компетентности 8,500 ,000 1 22,73
во времени) 3 5,21
I (Шкала поддержки) ,000 ,000 1 23,00
3 4,00
Окончание табл. 4
Показатель Статистика U Манна-Уитни Значимость (2-сторонняя) Средний ранг
SAV (Шкала Ценностных ори- 17,500 ,000 1 22,44
ентации) 3 6,50
Кг (Шкала Представлений 12,500 ,000 1 22,60
о природе человека) 3 5,79
Sy (Шкала Синергии) 28,500 ,003 1 22,08
3 8,07
С (Шкала Контактности) 7,500 ,000 1 22,76
3 5,07
Сг (Шкала Креативности) 9,500 ,000 1 22,69
3 5,36
Можно говорить о том, что низкий уровень самоактуализации личности обусловливает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и / или дискретное восприятие своего жизненного пути; низкий уровень свидетельствует о высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности субъектов («извне направляемая» личность), внешнем локусе контроля. Также характеризует неспособность человека к быстрому установлению глубоких и тесных эмо-циально-насыщенных контактов с людьми.
Путем сравнительного анализа также выделены достоверные различия выборок по факторам нейротизма, доброжелательности и конформности (табл. 5).
Таблица 5
Различия по показателям факторно-аналитической модели личности в группах с высоким и низким уровнем самоактуализации
Показатель Статистика U Манна-Уитни Значимость (2сторонняя) С )едний ранг
Нейротизм 20,000 ,001 1 16,65
3 32,14
Доброжелательность 31,500 ,004 1 21,98
3 8,50
Конформность 32,000 ,004 1 17,03
3 30,43
Исходя из данных результатов сравнительного анализа, можно говорить о том, что именно в группе с низким уровнем самоактуализации он значи-
тельно выше, то есть существует тенденция поведения, характеризующаяся всплесками тревожности, агрессии, отрицательного настроя, депрессивных состояний. В группе высокоактуализированных личностей уровень доброжелательности выше, чем в группе с низким уровнем самоактуализации. Такой фактор, как доброжелательность во многом определяет отношения с окружающим миром и людьми вокруг себя. В группе с высоким уровнем самоактуализации проявляются более низкие показатели конформности, чем в группе с низким уровнем самоактуализации. Здесь конформность рассматривается, как тенденция поведения отстаивать свою точку зрения / принимать общественное мнение. У высокоактуализированных людей существует склонность отстаивать свой взгляд наперекор общепринятому, ориентироваться на себя, а не на группу, общество, руководство.
По данным, полученным в результате сравнительного анализа, можно сделать вывод о том, что между подгруппами со средним и с низким уровнем самоактуализации также существуют достоверные различия (табл. 6).
Таблица 6
Различия по показателям самоактуализации личности в группах со средним и низким уровнем самоактуализации
Показатель Статистика и Манна-Уитни Значимость (2сторонняя) Средний ранг
ТС (Шкала Компетентности во времени) 12,500 ,000 2 21,57
3 5,79
I (Шкала поддержки) 10,000 ,000 2 21,66
3 5,43
Кг (Шкала Представлений о природе человека) 26,000 ,002 2 21,10
3 7,71
Sy (Шкала Синергии) 37,000 ,010 2 20,72
3 9,29
Сг (Шкала Креативности) 26,000 ,002 2 21,10
3 7,71
Sr (Шкала Самоуважения) 22,000 ,001 2 21,24
3 7,14
(Шкала Самопринятия) 40,000 ,014 2 20,62
3 9,71
Различия выявлены только по шкалам самоактуализации личности. Соответственно у группы со средним уровнем самоактуализации показатели по шкалам значительно выше, чем у группы с низким уровнем само-
актуализации. Очевидно, что можно говорить о более высокой компетентности во времени у группы со средним уровнем самоактуализации, о способности личностей с более высоким уровнем самоактуализации жить настоящим; о независимости ценностей и поведения самоактуализированных личностей от воздействия извне; о способности к более развитым социальным контактам; о высоком уровне самоуважения и самопринятия. Достоверных различий в подвыборках со средним и низким уровнем самоактуализации по факторам психологического времени и экстраверсии, нейротизма, доброжелательности, конформности и открытости новому опыту не выявлено.
5. Выводы
По итогам проведения эмпирического исследования структурных и линейных взаимосвязей между уровнями самоактуализации, показателями психологического времени и факторами личности можно сделать следующие выводы:
1. Существуют значимые различия по уровню выраженности показателей психологического времени и факторов личности у людей с разным уровнем самоактуализации.
Сравнение личностей с высоким и средним уровнями самоактуализации показало, что между ними существуют различия по показателю мотиваци-онной насыщенности (общей насыщенности жизни событиями): у людей с высоким уровнем самоактуализации жизненный путь более насыщен значимыми событиями. Личности с высоким уровнем самоактуализации отличаются более низкими показателями по уровню нейротизма (низкая тревожность, отсутствие склонностей к депрессиям и стрессам) в сравнении с людьми со средним уровнем самоактуализации. Конформность как склонность принимать общее мнение, внешнее согласие с окружающими, неспособность отстаивать свою точку зрения более выражена в выборке личностей со средним уровнем самоактуализации, субъекты с высоким уровнем самоактуализации отличаются низким уровнем конформности.
Сравнение подвыборок с высоким и низким уровнями самоактуализации показало, что между ними существуют различия по показателю доброжелательности, конформности и нейротизма. Так, личности с высоким уровнем самоактуализации менее конформны, склонны принимать и обосновывать собственные решения и мнения; их отличает от людей с низким уровнем самоактуализации и большая доброжелательность, открытость и благосклонность к окружающим; нейротизм больше выражен у людей с низким уровнем самоактуализации.
Значимых различий по показателям психологического времени и выраженности отдельных факторов личности в выборках со средним и низким уровнем самоактуализации не выявлено.
2. Существуют значимые взаимосвязи между показателями психологического времени и факторами личности у людей с разным уровнем самоактуализации.
В выборке с высоким уровнем самоактуализации выявлены корреляционные взаимосвязи между самооценкой психологического возраста и полом: в данной выборке юноши оценивают свой психологический возраст выше, чем девушки. Чем выше у людей с высоким уровнем самоактуализации коэффициент взрослости, тем выше показатели психологического возраста. Коэффициент взрослости в данной выборке коррелирует с показателями реализованности личности, выявлена положительная взаимосвязь: чем выше коэффициент взрослости, тем выше реализованность личности. Корреляционный анализ показал существование значимых взаимосвязей между полом и коэффициентом взрослости в данной подвыборке: юноши имеют более высокие показатели коэффициента взрослости личности. В данной подгруппе существует тенденция повышения компетентности во времени (ориентация во временных промежутках прошлого, настоящего и будущего) с повышением коэффициента взрослости личностей. Существует корреляционная взаимосвязь между самоуважением и насыщенностью жизни событиями: чем выше самоуважение личности, тем большая насыщенность жизни значимыми событиями прослеживается в ее субъективной картине жизненного пути. Экстраверсия как фактор личности, сущностно отличающий ее открытостью и направленностью на взаимодействие с людьми, взаимосвязана с показателями реализованности личности и коэффициентом взрослости. Чем выше выражена экстраверсия в данной подвыборке, тем выше в ее субъектах показатели реализованности и коэффициента взрослости. Конформность личностей с высоким уровнем самоактуализации взаимосвязана с показателями ожидаемой продолжительности жизни; обратная взаимосвязь отражает тот факт, что чем выше уровень конформности в структуре личности обследуемых, тем меньше они предполагают прожить.
В выборке со средним уровнем самоактуализации существуют значимые положительные взаимосвязи между коэффициентом взрослости и показателями психологического возраста и реализованности. Коэффициент взрослости в данной подвыборке также взаимосвязан с показателями шкалы познавательных потребностей: чем выше в выборке коэффициент взрослости личностей, тем ниже выражена познавательная потребность субъек-
тов (потребность к приобретению и освоение новых знаний и умений). Чем больше личности со средним уровнем самоактуализации экставертированы, направлены на взаимодействия с окружающими, тем больше у них проявляется способность ориентироваться во временных промежутках жизненного пути, целостно воспринимать картину прошлого, настоящего и будущего.
В выборке с низким уровнем самоактуализации выявилось, что чем старше личность (ориентируясь по показателям биологического возраста), тем выше оценивает она свой психологический возраст. Высокие оценки психологического возраста в данной подгруппе взаимосвязаны с показателями ожидаемой продолжительности жизни: субъекты, предполагающие прожить достаточно долгую жизнь, приписывают себе высокие показатели психологического возраста, а личности, невысоко оценивающие свой психологический возраст, отличаются и небольшими ожиданиями относительно продолжительности своей жизни. Показатели психологического возраста, вычисленные математическим путем, также коррелируют с ожидаемой продолжительностью жизни личности.
Так психологически зрелые личности ожидают прожить количественно больше лет. Люди с низким уровнем самоактуализации, устанавливающие в своих каузаматрицах больше причинно-следственных связей между событиями своей жизни, отличаются высокими показателями самоуважения. Креативность как показатель самоактуализации коррелирует в данной подгруппе с показателем ожидаемой продолжительности жизни, а значит, творчески направленные личности ожидают прожить больше. Чем выше уровень нейротизма в структуре личности, тем меньше целевых связей между событиями своей жизни она прослеживает. Конформность личности в данной подвыборке взаимосвязана с показателями ценностных ориентаций и гибкостью поведения.
Чем выше конформность личности, тем легче и больше субъект принимает для себя ценности самоактуализирующихся личностей и меньшую гибкость проявляет в процессе реализации этих ценностей.
Структура уровневых взаимосвязей в каждой подвыборке значимо различается, можно предполагать, что такого рода различия детерминированы уровнем самоактуализации личности и соответственными ему стратегиями поведения.
Результаты, полученные в работе, дополняют причинно-целевую концепцию времени и могут выступать основанием выделения психологических временных характеристик самоактуализирующихся личностей. Результаты исследования могут быть также использованы в консультативной работе по вопросам формирования жизненной перспективы и психокор-
рекции субъективной картины жизненного пути; в разработке и проведении программ и личностных тренингов развития; в проектах социальной и психологической подготовки и поддержки лиц; в периоды принятия ответственных жизненных решений.
Литература
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Слав-ская. — Москва : Знание, 1991. — 256 с.
2. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды : в 2 т. — Москва :Педаго-гика, 1980. — Т. 1. — 232 с.
3. Арестова О. Н. Операциональные аспекты временной перспективы личности / О. Н. Арестова // Вопросы психологии. — 2000. — № 4. — С. 61—73.
4. АхмеровР. А. Психология жизненного пути : каузаметрическое направление / Р. А. Ахмеров. — Набережные Челны : Ин-т управления. — 2002. — 298 с.
5. Барабанова В. В. Представление студентов о будущем как аспект их личного и профессионального самоопределения / В. В. Барабанова, М. Е. Зеленова // Психологическая наука и образование. — 2002. — № 2. — С. 28—41.
6. Бекасов О. Б. Анализ событийной структуры жизненного пути личности. Гуманистические проблемы психологической теории / О. Б Бекасов, К. М. Андреева. — Москва : Рипол Классик. — 1995. — 179 с.
7. Белинская Е. П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности / Е. П. Белинская // Мир психологии. — 1999. — № 3. — С. 40—46.
8. Головаха Е. А. Психологическое время личности / Е. А. Головаха, А. А. Кро-ник. — Москва : Смысл. — 2008. — 267 с.
9. Лаак Л. «Big 5». Как измерить человечесткую индивидуальность. Оценки и описания / Л. Лаак, Г. Бругман. — Москва : Университет, 2003. — 112 с.
10. Леонтьев Д. А. Самореализация /Д. А. Леонтьев // Человек : философско-энциклопедический словарь / под ред. И. Т. Фролова. — Москва : Наука, 2000. — С. 322—324.
11. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу. — Санкт-Петербург : Питер, 2017. — 448 с.
12. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. — Санкт-Петербург : Питер, 2003. — 201 с.
13. Олпорт Г. Основные положения психологии личности / Г. Олпорт ; пер. Л. Трубицыной, Д. Леонтьева. — Москва : Смысл, 2002. — С. 166—216.
14. Самаль Е. В. Анализ современного состояния проблемы самоактуализации личности / Е. В. Самаль // Гуманитарно-экономический вестник / под ред. А. Н. Ал-пеева. — 2006. — № 4. — С. 114—121.
15. Хяюрюнен Ю. П. Некоторые проблемы лонгитюдного исследования жизненного пути и профессиональной карьеры / Ю. П. Хяюрюнен ; под ред. Е. В. Шорохо-вой. — Москва : Айрис. — 2001. — 198 с.
16. Шостром Э. Человек-манипулятор : внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации. — Москва : Апрель-Пресс. — 2008. — 192 с.
Correlation between Self-Actualization, Parameters of Psychological Time and Personal Characteristics at Stage of Professional Training1
© Zeer Evald Fridrikhovich (2017), orcid.org/0000-0003-1680-4970, Doctor of Psychology, corresponding member of Russian Academy of Education, professor, head of department, Department of Psychology of Professional Education and Development, Russian State Vocational Pedagogical University (Yekaterinburg, Russia), [email protected]. © Zavodchikov Dmitriy Pavlovich (2017), orcid.org/0000-0002-5724-5047, PhD in Education, associate professor, Department of Psychology of Professional Education and Development, Russian State Vocational Pedagogical University (Yekaterinburg, Russia), [email protected].
© Zinnatova Mariya Vladimirovna (2017), orcid.org/0000-0002-9297-7294, PhD in Psychology, associate professor, Department of Psychology of Professional Education and Development, Russian State Vocational Pedagogical University (Yekaterinburg, Russia), [email protected].
The relevance of the study is determined by the fact that the formation of a subject of professional activity at the present time becomes nonlinear, multivariate. The question is raised about personal and socio-psychological measures of self-actualization in terms of professional dynamism and uncertainty of post-industrial society. Special attention is paid to professional transpective of the subject. The novelty of the research is seen in the fact that transpective is a result of culturally assimilated and actualized in society methods of implementation of the potential in the professional sphere. A review of the concepts of self-actualization, conceptions of psychological time and approaches to the description of personality is made. It is shown that self-actualization is carried out against the background of stable set of psychological characteristics through reflection and design of way of life pattern. It is proved that the model of professional development in the logic of post-industrial society should include self-actualization, personality factors and the parameters of psychological time of personality. Empirical study is made of the links between levels of individual self-actualization, parameters of the subjective picture of way of life and psychological time, as well as indicators of cross-culturally validated five-factor model of personality. The results of a comparative analysis of the levels of severity of psychological time parameters and personal factors of students with different levels of self-actualization are presented.
Key words: professional development; self-actualization; personality structure; cau-sometrics.
References
Abulkhanova-Slavskaya, K. A. 1991. Strategiya zhizni. Moskva: Znaniye. Akhmerov, R. A. 2002. Psikhologiya zhiznennogo puti: kauzametricheskoye napravleni-
ye. Naberezhnyye Chelny: In-t upravleniya. Ananyev, B. G. 1980. Izbrannyye psikhologicheskiye trudy: v 2 t., 1. Moskva: Peda-gogika.
1 The work is supported by RHSF grant 15-06-10480 "Spatial and temporal characteristics of professional transfective of a subject of post-industrial society."
Arestova, O. N. 2000. Operatsionalnyye aspekty vremennoy perspektivy lichnosti. Vo-prosypsikhologii, 4: 61—73.
Barabanova, V. V., Zelenova, M. E. 2002. Predstavleniye studentov o budushchem kak aspekt ikh lichnogo i professionalnogo samoopredeleniya. Psikhologiches-kaya nauka i obrazovaniye, 2: 28—41.
Bekasov, O. B., Andreyeva, K. M. 1995. Analiz sobytiynoy struktury zhiznennogo puti lichnosti. Gumanisticheskiye problemy psikhologicheskoy teorii. Moskva: Ripol Klassik.
Belinskaya, E. P. 1999. Vremennyye aspekty Ya-kontseptsii i identichnosti. Mirpsikholo-gii, 3: 40—46.
Golovakha, E. A., Kronik, A. A. 2008. Psikhologicheskoye vremya lichnosti. Moskva: Smysl.
Khyayuryunen, Yu. P. 2001. Nekotoryye problemy longityudnogo issledovaniya zhiznennogo puti iprofessionalnoy karyery. Moskva: Ayris.
Laak, L., Brugman, G. 2003. «Big 5». Kak izmerit' chelovechestkuyu individualnost'. Otsenki i opisaniya. Moskva: Universitet.
Leontyev, D. A. 2000. Samorealizatsiya. In: Frolov, I. T. (ed.) Chelovek: filosofsko-en-tsiklopedicheskiy slovar'. Moskva: Nauka. 322—324.
Maslou, A. 2017. Dalniye predely chelovecheskoy psikhiki. Sankt-Peterburg: Piter.
Maslou, A. 2003. Motivatsiya i lichnost'. Sankt-Peterburg: Piter.
Olport, G. 2002. Osnovnyye polozheniya psikhologii lichnosti. Moskva: Smysl. 166— 216.
Samal', E. V. 2006. Analiz sovremennogo sostoyaniya problemy samoaktualizatsii lichnosti. In: Alpeyev, A. N. (ed.) Gumanitarno-ekonomicheskiy vestnik, 4: 114—121.
Shostrom, E. 2008. Chelovek-manipulyator. Vnutrenneye puteshestviye ot manipulyatsii k aktualizatsii. Moskva: Aprel'-Press.