Научная статья на тему 'Психологическая структура профессиональной самоактуализации личности'

Психологическая структура профессиональной самоактуализации личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1450
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / SELF-ACTUALIZATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / PROFESSIONAL SELF-ACTUALIZATION / СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ / A STRUCTURE OF PROFESSIONAL SELFACTUALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Самаль Елена Викторовна

В статье представлены результаты исследования психологической структуры профессиональной самоактуализации. Доказано, что психологическая структура профессиональной самоактуализации представлена тремя компонентами: ценностно-смысловым, мотивационно-потребностным и функционально-регулятивным. Базовым является функционально-регулятивный компонент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Самаль Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Psychological Structure of the Personality’s Professional Self-Actualization

In this article research results of the psychological structure of professional self-actualization are presented. It is proved that the psychological structure of professional self-actualization is presented by three components: valuable and semantic, motivational and requirement, and functional and regulatory. The functional and regulatory component is basic.

Текст научной работы на тему «Психологическая структура профессиональной самоактуализации личности»

УДК 159.9

Е. В. Самаль

Психологическая структура профессиональной самоактуализации личности

В статье представлены результаты исследования психологической структуры профессиональной самоактуализации. Доказано, что психологическая структура профессиональной самоактуализации представлена тремя компонентами: ценностно-смысловым, мотивационно-потребностным и функционально-регулятивным. Базовым является функционально-регулятивный компонент.

Ключевые слова: самоактуализация, профессиональная деятельность, профессиональная самоактуализация, структура профессиональной самоактуализации.

Е. V. Samal

A Psychological Structure of the Personality's Professional Self-Actualization

In this article research results of the psychological structure of professional self-actualization are presented. It is proved that the psychological structure of professional self-actualization is presented by three components: valuable and semantic, motivational and requirement, and functional and regulatory. The functional and regulatory component is basic.

Keywords: self-actualization, professional activity, professional self-actualization, a structure of professional self-actualization.

Введение

Самоактуализация как процесс самораскрытия и саморазвития личности, ее роста «изнутри», как процесс становления человека субъектом собственной жизни находит свое воплощение на всех этапах жизнедеятельности человека и во всех ее сферах. Вместе с тем нельзя отрицать общеизвестный факт, что специфика жизненной ситуации может накладывать свой отпечаток на процесс самоактуализации. Поэтому наряду с общими могут существовать и специфические (особенные и индивидуальные) формы её проявления. Сказанное в полной мере отражается на направленности современных исследований по проблеме самоактуализации. Активно исследуется специфика самоактуализации в семейной (Л.А. Коростылева, Ю.О. Юшина), учебной, учебно-профессиональной (Е.В. Булгакова, В.А. Гавриленко, Г.Ю. Любимова, Ю.Л. Ольвин-ская, И.В. Садилов, Е.В. Самаль, Н.В. Сенченко, Л.В. Цурикова, Е.Ф. Ященко) и профессиональной (Н.Ф. Бачманова, Т.А. Верняева, Л.А. Коро-стылева, Н.А. Стафурина) сферах, рассматриваются гендерные и возрастные особенности самоактуализации (Е.Е. Вахромов, И.С. Кон, Ю.А. Миславский, А.А. Реан). Однако анализ научных работ показывает, что недостаточно проводится исследований по изучению профессиональной самоактуализации, нет четкого представления о ее структуре и содержании основных компонентов этой структуры. Кроме того, нуж-

© Самаль Е. В., 2013

даются в исследовании функциональные, генетические и индивидуально-типологические особенности самоактуализации, т.е. ее основные функции в ходе профессионализации и ее психологическое содержание, обусловленное этапом профессионализации и видом профессиональной деятельности. В рамках данной статьи мы исследуем и проанализируем психологическую структуру профессиональной самоактуализации.

Анализ литературы

Направленность современных исследований профессиональной самоактуализации базируется на системогенетическом подходе к становлению личности профессионала (В. Д. Шадриков); субъ-ектно-деятельностном подходе, определяющем личность как субъект, способный к совершенствованию себя и окружающего мира, и выделяющем движущие детерминанты саморазвития (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); комплексном и акмеологическом подходах, рассматривающих особенности становления и проявления индивидуальности личности и достижения ею «акме», личностной зрелости (Б.Г. Ананьев); гуманистическом и экзистенциальном подходах, рассматривающих тенденцию к самоактуализации как стимулирующую личность к постижению собственной самости и реализации своих потенциальных возможностей и талантов (А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Мэй,

Д. Бьюдженталь, Л. Бинсвангер); интегративном и синергетическом подходах, рассматривающих личность и ее развитие с точки зрения самоорганизации, целостности, аутентичности и духовного роста (В.В. Козлов, В.И. Красноперов, В. А. Янчук); концепции профессионального становления и развития личности (Ю.П. Поварён-ков).

Лежащие в основе деятельностного, системного, акмеологического и интегративного подходов принципы развития, целостности, потенциальности и позитивности указывают на непрерывность процесса становления целостности личности, превращения ее из объекта социальных воздействий в субъекта индивидуального и общественного развития на протяжении всего жизненного пути человека. Самоактуализация при этом понимается как процесс, обеспечивающий человеку достижение вершин жизни, личностной и профессиональной зрелости.

Профессиональная самоактуализация рассматривается нами как поиск «себя в профессии», собственной профессиональной роли, образа Я, профессионального имиджа, индивидуального стиля профессиональной деятельности, определения для себя профессиональных перспектив, достижения их, установление новых профессиональных целей, стремление к гармоничному раскрытию и реализации своего потенциала в выбранной профессии. Самоактуализирующиеся люди в выбранной профессии стремятся сделать все возможное для своего совершенствования, чтобы достичь высшего уровня компетенции через реализацию себя, своих ценностей, интересов и способностей. Такой личности присущи саморазвитие, готовность к решению новых проблем, способность к пониманию других людей, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений, принятие себя и других, профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на дело

[7].

Исходя из того, что самоактуализация как процесс связана с определенной деятельностью (профессиональной, учебной, учебно-профессиональной) и является специфически организованной деятельностью во внутреннем плане, следовательно, как любая деятельность она имеет определенную структуру, отражающую, согласно теории А.Н. Леонтьева, триединство мотива, цели и условий или средств.

Ранее проведенное нами исследование показало, что структура самоактуализации в учебно-

профессиональной деятельности представляет собой триединство мотивационно-

потребностного, ценностно-смыслового и функционально-регулятивного компонентов. Мотива-ционно-потребностный компонент отражает мо-тивационную направленность на личностный и профессиональный рост и готовность к успешной профессиональной деятельности. Ценностно-смысловой компонент отражает четкие продуктивные смысложизненные ориентации, фиксированные установки на самоактуализацию и саморазвитие, сопряженность значимых личных и профессиональных ценностей и целей, стремление достигать и воплощать их в личностно и социально приемлемой форме. Студент постоянно уточняет для себя смыслы своего профессионального труда, соотнося их со смыслами всей своей жизни. Функционально-регулятивный компонент был рассмотрен нами как операциональная система, инструментарий, обеспечивающий и регулирующий самоактуализацион-ную деятельность и включающий позитивное самоотношение, постоянную рефлексию, самостоятельность, ответственность и творческую активность. Ценностно-смысловой компонент является базовым. Во-первых, студенческий возраст - это возраст определения основных жизненных приоритетов и смыслов. Во-вторых, стремящийся к самоактуализации человек должен с все возрастающей тщательностью планировать свои действия и осмысливать получаемые результаты. Теоретический анализ и рефлексивные акты, осуществляемые им в контексте процесса самосознания, приводят к корректировке представлений о себе, о мире и к изменениям в жизненном плане [7].

Учебно-профессиональная деятельность предшествует, предваряет стадию самостоятельной профессиональной деятельности. Самоактуализация личности в профессиональной деятельности имеет свои особенности, хотя в целом способствует осознанию и раскрытию определенных сторон Я, проявлению творческого потенциала. Если рассматривать самоактуализацию личности в профессиональной деятельности как внутреннюю активность и деятельность по осознанию и раскрытию собственного потенциала, то в этом процессе также требуется выделение определенных компонентов, отражающих структуру и основное содержание самоактуализации профессионала. С этой целью нами было проведено пилотажное исследование, результаты которого в дальнейшем послужат отправной точ-

кой для исследования специфики самоактуализации у представителей разных сфер профессиональной деятельности.

Методы сбора и обработки данных

Для выявления структуры профессиональной самоактуализации использовался психодиагностический метод: самоактуализационный тест (САТ) [3], тест-опросник «Уровень субъективного контроля» (УСК) [1], методика исследования самоотношения (МИС) [6], методика исследования смысложизненных ориентаций (СЖО) [4], опросник «Диагностика мотивационной структуры личности» [5]. Для математической обработки результатов исследования применялись методы количественно-качественного анализа данных: корреляционный, дисперсионный, структурный и факторный анализ. Обработка полученных результатов осуществлялась с помощью пакета статистических программ «81ай8йса 6.0».

В исследовании приняли участие 240 человек, из них 120 работающих мужчин и 120 работающих женщин в возрасте от 20 до 47 лет. Согласно теории жизненного цикла Ш. Бюлер, возраст наших испытуемых соотносится с третьей фазой из пяти - фазой зрелости (от 25 до 40-45 лет), самым плодотворным периодом жизни, для которого характерна постановка четких целей, позволяющих добиться стабильности на профессиональном поприще и в личной жизни [Цит. по 8]. В теории профессионального пути Д. Сьюпера данному возрастному периоду соответствует этап упрочения карьеры (от 25 до 44 лет) как стремление занять прочное положение в выбранной сфере деятельности путем сохранения выбранного профессионального пути, роста в нем или его корректировки и смены [Цит. по 8]. Как мы видим, именно на данном возрастном этапе наиболее проявляется стремление утвердиться в

профессиональной сфере и максимально проявить себя, свои способности.

Результаты исследования

Для выявления структуры самоактуализации профессионала был проведен корреляционный анализ показателей, полученных в результате диагностики испытуемых по пяти вышеуказанным методикам (50 первичных переменных). Корреляционный анализ осуществлялся по методу Пирсона. Полученные корреляционные связи послужили основой для анализа корреляционных плеяд, проведения структурного и факторного анализа. В итоге ранжирования по методу Л.К. Выханду [2] было проанализировано 50 значимых корреляционных связей с уровнем значимости во всех случаях р<0,001. Это позволило нам просчитать индекс когерентности структуры самоактуализации (ИКС=40), индекс дивергентности структуры (ИДС=10) и общий индекс - индекс организованности структуры (И0С=ИКС+ИДС=30). Анализ структурных индексов показывает, что структура самоактуализации профессионала достаточно интегрирована. Полученные результаты были проверены факторным анализом. Мы исходили из того, что факторы, идентифицированные посредством факторного анализа, содержание этих выделенных факторов и их иерархию мы можем рассматривать как определенный способ самоактуализации, свойственный профессионалу.

Результаты факторного анализа, представленные в таблице, наглядно демонстрируют, что все самоактуализационные параметры разбиваются на шесть факторов. Эти факторы были названы нами по лидирующему параметру в факторе (величина факторного коэффициента данного параметра) - «Внутренняя опора», «Мотивационная направленность», «Самоотношение», «Локус контроля», «Осмысленность жизни», «Общежитейские потребности».

Результаты факторного анализа структуры самоактуализации профессионала

Идентифицированные факторы Показатели

Факторный вес Вклад в дисперсию выборки Суммарный вклад в дисперсию выборки

«Внутренняя опора» 10,80 22,07% 22,07%

«Мотивационная направленность» 5,10 10,2% 32,27%

«Самоотношение» 4,03 8,10% 40,37%

«Локус контроля» 3,88 7,80% 48,17%

«Осмысленность жизни» 3,25 6,63% 54,80%

«Общежитейские потребности» 2,99 6,20% 61,0%

Анализ самоактуализационных параметров, входящих в выделенные факторы, и величин их факторного коэффициента показал, что фактор «Внутренняя опора» является доминирующим в структуре самоактуализации профессионала (факторный вес 10,80). Данный фактор представлен следующими параметрами: «Поддержка» (0,88) и «Самопринятие» (0,72). Это наиболее значимые компоненты данного фактора (р>0,7). Содержание данного фактора указывает на то, что независимость ценностей и поведения субъекта от воздействия извне - внутренняя поддержка - и принятие себя и своих способностей, в том числе и профессиональных, позволяет жить собственными убеждениями, установками и принципами, свободно осуществлять свой жизненный и профессиональный выбор, иными словами, становиться «изнутри направляемой» личностью.

Второй по величине фактор «Мотивационная направленность» отражает направленность личности на удовлетворение бытийных или дефици-тарных потребностей, т.е. потребностей в росте и развитии или в удовлетворении основных базовых потребностей. Мотивы жизнеобеспечения, комфорта и социального статуса соответствуют потребностям «дефицита». Мотивы общей активности, творческой активности и социальной полезности составляют в своей основе ряд самоактуализации или потребности «роста». Из этих групп мотивов складываются наиболее обобщенные мотивационные образования: тенденция поддержания жизнедеятельности и социального существования личности, или потребительская тенденция, и личностно развивающая, или производительная, тенденция. Фактор «Мотивационная направленность» (факторный вес 5,10) включает 4 параметра: «Рабочая направленность» (0,91), «Социальная полезность» (0,81), «Творческая активность» (0,80), «Общая активность» (0,72). Содержание основных компонент данного фактора указывает на то, что для профессионала важным является ориентация на потребности роста и развития, стремление быть социально полезным, активным как в процессе профессиональной деятельности, так и вне ее. Значимым является и творческое самовыражение, как в профессии, так и в жизни.

Третий по величине фактор «Самоотношение» (факторный вес 4,03) включает в себя два параметра - «Самообвинение» (-0,76) и «Внут-риличностный конфликт» (-0,71). Значения по данным параметрам указывают на то, что личность, самоактуализирующаяся в профессии, не

склонна обвинять себя и переживать внутрилич-ностные конфликты, ее отношение к себе позитивное.

Четвертый по величине фактор «Локус контроля» (факторный вес 3,88) включает 4 параметра: «Интернальность общая» (0,84), «Интер-нальность в семейных отношениях» (0,81), «Интернальность в области достижений» (0,77), «Интернальность в области неудач» (0,73). Данный фактор, как мы видим, объединяет в себе показатели интернальности в различных жизненных сферах, что говорит о том, что у работающих людей растет уверенность в том, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, они могут управлять ими и нести ответственность за успехи и неудачи вообще и в профессиональной жизни в частности.

Пятый по величине фактор «Осмысленность жизни» (факторный вес 3,25) включает 6 параметров: «Осмысленность жизни» (0,91), «Цель в жизни» (0,871), «Локус контроля Я» (0,83), «Результативность жизни» (0,82), «Процесс жизни» (0,80), «Локус контроля Жизнь» (0,79). Чем осмысленнее жизнь у человека, тем больше он сам себя за это уважает, более уверен в себе и плодотворности собственной жизни, убежден в том, что ему дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь в соответствии со своими целями, ценностями и смыслами.

Самый малочисленный фактор «Общежитейские потребности» (факторный вес 2,99) включает в себя три параметра - «Общежитейская направленность (0,90), «Потребность в комфорте» (0,79), «Общение» (0,74). Как мы видим, у работающих людей тенденция поддержания жизнедеятельности и социального существования выражается в стремлении удовлетворить потребности в общении и комфорте. Это может быть объяснено тем, что работающие люди стремятся не только обеспечивать себя материально, но и испытывать комфорт от общения с коллегами, близкими, знакомыми, друзьями.

Далее результаты, полученные в ходе исследования, были подвергнуты дисперсионному анализу по методу General Linear Model с целью установить влияние пола на стремление к самоактуализации. Анализ полученных данных по фактору «принадлежность к определенному полу» показал, что принадлежность к определенному полу влияет на самоуверенность, креативность, локус контроля, осмысленность жизни, потребность в активности, обуславливает пере-

живание фрустрации по астеническому типу. Полученные результаты позволяют утверждать, что мужчины самоувереннее, целеустремленнее, испытывают потребность в достойном жизнеобеспечении, поэтому активны, ориентированы на профессиональную деятельность, неудачи и препятствия в жизни воспринимают более оптимистично, беря на себя ответственность за разрешение жизненных трудностей. Женщины креативнее, постоянно задумываются о смысле жизни, испытывают потребность в комфорте, общении, стремятся соотнести профессиональную самоактуализацию с заботой о семье, болезненно переживают жизненные неудачи, часто обвиняя в них других людей.

Заключение

Таким образом, проведенное исследование показало, что структура самоактуализации профессионала достаточно интегрирована, в ней четко выделяется три компонента. Идентифицированные компоненты отражают выявленные ранее компоненты структуры учебно-профессиональной самоактуализации личности. Так, сочетание факторов «Мотивационная направленность» и «Общежитейские потребности» составляет мотивационно-потребностный компонент структуры профессиональной самоактуализации. Функционально-регулятивный компонент структуры самоактуализации как выраженное самоотношение, рефлексия, самостоятельность и ответственность представлен факторами «Внутренняя опора», «Самоотношение» и «Ло-кус контроля». Ценностно-смысловой компонент, отражающий четкие продуктивные смыс-ложизненные ориентации, значимые личные и профессиональные ценности и цели, стремление достигать и воплощать их в личностно и социально приемлемой форме, представлен фактором «Осмысленность жизни». Однако, в отличие от структуры учебно-профессиональной самоактуализации, базовым компонентом структуры профессиональной самоактуализации является функционально-регулятивный. Это позволяет утверждать, что для данной категории испытуемых внутреннее руководство собой и своими устремлениями и достижениями, принятие себя такими, какие есть, вера в себя и в свои возможности, составляют основу самоактуализационной тенденции, а также отражают психологическое содержание самоактуализации личности на данном этапе жизненного и профессионального развития. Кроме того, было установлено, что мужчины по сравнению с женщинами более активны,

ориентированы на профессиональную деятельность, женщины более креативны, ориентированы на поиск ценностей и смыслов в жизни.

Библиографический список

1. Бажин, Е. Ф. Метод исследования уровня субъективного контроля [Текст] / Е.Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд // Психологический журнал. - 1984. - Т. 5. - № 3. - С. 152-162.

2. Выханду, Л. К. Об исследовании многопризнаковых биологических систем [Текст] / Л. К. Выханду // Применение математических методов в биологии. -Л. , 1964. - Т. 3. - С. 19-22.

3. Гозман, Л. Я. Самоактуализационный тест [Текст] / Л. Я. Гозман, М. В. Кроз, М. В. Латинская. - М. : Российское педагогическое агентство, 1995. - 44 с.

4. Леонтьев, Д. А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО) [Текст] / Д. А. Леонтьев. - М. : Смысл,

1992. - 16 с.

5. Мильман, В. Э. Метод изучения мотивационной сферы личности [Текст] / В. Э. Мильман // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. - М. : Изд-во МГУ, 1990. - С. 21-43.

6. Пантелеев, С. Р. Методика исследования самоотношения [Текст] / С. Р. Пантелеев. - М. : Смысл,

1993. - 32 с.

7. Самаль, Е. В. Общая и профессиональная самоактуализация личности студента в процессе обучения в вузе [Текст] / Е. В. Самаль. - Мн. : РИВШ, 2010. -167 с.

8. Человек и его профессия [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст] / А. М. Кухарчук, В. В. Лях, А. Б. Широкова. - Мн. : Соврем. слово, 2006. - 360 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Bazhin, Ye. F. Metod issledovaniya urovnya sub"yektivnogo kontrolya [Tekst] / Ye.F. Bazhin, Ye. A. Golynkina, A. M. Etkind // Psikhologicheskiy zhurnal. -1984. - T. 5. - № 3. - S. 152-162.

2. Vykhandu, L. K. Ob issledovanii mnogo-priznakovykh biologicheskikh sistem [Tekst] / L. K. Vykhandu // Primeneniye matematicheskikh metodov v biologii. - L. , 1964. - T. 3. - S. 19-22.

3. Gozman, L. YA. Samoaktualizatsionnyy test [Tekst] / L. YA. Gozman, M. V. Kroz, M. V. Latinskaya.

- M. : Rossiyskoye pedagogicheskoye agentstvo, 1995. -44 s.

4. Leont'yev, D. A. Test smyslozhiznennykh oriyen-tatsii (SZHO) [Tekst] / D. A. Leont'yev. - M. : Smysl, 1992. - 16 s.

5. Mil'man, V. E. Metod izucheniya motivatsionnoy sfery lichnosti [Tekst] / V. E. Mil'man // Praktikum po psikhodiagnostike. Psikhodiagnostika motivatsii i samo-regulyatsii. - M. : Izd-vo MGU, 1990. - S. 21-43.

6. Panteleyev, S. R. Metodika issledovaniya samoot-nosheniya [Tekst] / S. R. Panteleyev. - M. : Smysl, 1993.

- 32 s.

7. 8ашаТ, Уе. V. ОЬБИсИауа 1 рт^еББЮпаГпауа Ба-тоакШаИ7а151уа ИСЬПОБЙ studenta V ргйБеББе оЬисИетуа V vuze [Tekst] / Уе. V. 8атаТ. - Мп. : RIVSH, 2010. - 167 б.

8. СИе^ек 1 yego professiya [Tekst] : исИеЬ. роБо-Ыуе dlya studentov vyssh. исИеЬ. zavedeniy [Tekst] / А.

М. КикИагсИик, V. V. ЬуакИ, А. В. Shirokova. - Мп. : Sovrem. slovo, 2006. - 360 б.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.