Научная статья на тему 'Связь профессиональной деятельности и самоопределения личности (обзор литературы)'

Связь профессиональной деятельности и самоопределения личности (обзор литературы) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
899
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕЛИ И ИДЕАЛЫ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СМЫСЛ ЖИЗНИ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА / СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION IN STRUCTURE OF THE PERSON / THE VITAL PURPOSES AND IDEALS OF THE PERSON / PROFESSIONAL WORK / MEANING OF THE LIFE / SOCIAL UTILITY OF THE PERSON

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Клименко Т. С.

На основании проведенного анализа литературных источников сделан вывод: понятия самоопределения, самоактуализации, направленности как целенаправленности на профессию, иерархической системы потребностей и мотивов взаимосвязаны в поведении человека в социуме и неразрывны, их необходимо рассматривать и анализировать в совокупности, так как все эти понятия входят в структуру личности человека и составляют единое целое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATION OF PROFESSIONAL WORK AND SELF-DETERMINATION OF THE PERSON (the literature review)

On the basis of the spent analysis literary it is made concepts self-determination, self-actualization, an orientation as purposefulness on a trade, system of requirements and motives are interconnected in behavior of the person in society and are indissoluble, they are necessary for considering and analyzing in aggregate as all these concepts are included into structure of the person of the person and make a single whole.

Текст научной работы на тему «Связь профессиональной деятельности и самоопределения личности (обзор литературы)»

СВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ (обзор литературы)

Т.С. КЛИМЕНКО

Научный руководитель доктор психологических наук, профессор В.Л. ЦВЕТКОВ

Аннотация. На основании проведенного анализа литературных источников сделан вывод: понятия самоопределения, самоактуализации, направленности как целенаправленности на профессию, иерархической системы потребностей и мотивов взаимосвязаны в поведении человека в социуме и неразрывны, их необходимо рассматривать и анализировать в совокупности, так как все эти понятия входят в структуру личности человека и составляют единое целое.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение в структуре личности, жизненные цели и идеалы личности, профессиональная деятельность, смысл жизни, социальная полезность человека, структура личности.

COMMUNICATION OF PROFESSIONAL WORK AND SELF-DETERMINATION

OF THE PERSON (the literature review)

T.S. KLIMENKO

The supervisor of studies the doctor of psychological sciences,

the professor V.L. CVETKOV

Annotation. On the basis of the spent analysis literary it is made concepts self-determination, self-actualization, an orientation as purposefulness on a trade, system of requirements and motives are interconnected in behavior of the person in society and are indissoluble, they are necessary for considering and analyzing in aggregate as all these concepts are included into structure of the person of the person and make a single whole.

Key words: professional self-determination in structure of the person, the vital purposes and ideals of the person, professional work, meaning of the life, social utility of the person, structure of the person.

Роль личностного самоопределения в системе профессиональных отношений изучена мало. Термин «самоопределение» употребляется в психологии в различных сочетаниях и значениях. Чаще всего его рассматривают в личностном, социально-профессиональном, деятельностно-нравственном, направлен-ностно-мотивационном и других аспектах [1—4, 9].

Процесс профессионального самоопределения невозможно рассматривать в отрыве от других сфер жизни. Так, ядром жизненной перспективы являются ценностные ориентации личности, жизненные планы и цели, которые вплотную связаны с критериями оценки и выбора профессии. Чаще всего невозможность осуществить любой выбор (в том числе и профессиональный) связана с наличием внутреннего противоречия (конфликта), касающегося ценностей субъекта, которые, в свою очередь, опираются на нравственные, этические представления личности. Поэтому разработка этических основ профессиональной деятельности различных специалистов должна способствовать решению вопроса классификации ценностей, а также построению моделей профессионального самоопределения в условиях рыночных отношений.

Методологические основы психологического подхода к проблеме самоопределения были заложены С.Л. Рубинштейном [12]. Проблема самоопределения рассмат-

ривалась им в контексте проблемы детерминации, в свете выдвинутого им принципа — внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия. По С.Л. Рубинштейну, смысл принципа детерминизма: «... заключается в подчеркивании роли внутреннего момента самоопределения, верности себе, не одностороннего подчинения внешнему». Эти идеи последовательно развивала в своих работах К.А. Абульханова-Славская [1], для которой главным компонентом самоопределения являлась самодетерминация, собственная активность, осознанное стремление занять определенную позицию. Самоопределение понимается ею как осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений.

В психологическом плане самоопределившаяся личность, по мнению В.Ф. Сафина и Г.П. Никова [13], — это «субъект, осознавший, что он хочет (свои цели, жизненные планы, идеалы), что он может (собственные возможности, склонности, дарования), что он есть (собственные личностные и физические свойства), что от него хочет или ждет коллектив, общество». Эта личность готова функционировать в системе общественных отношений. Самоопределение авторы понимают как «относительно самостоятельный этап социализации, сущность которого заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жиз-

ни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества» [13].

Проблеме формирования самоопределения личности были посвящены многие публикации Л.И. Бо-жович [3]. Характеризуя социальную ситуацию развития, она указывала, что выбор жизненного пути, самоопределение, представляет собой аффективный центр жизненной ситуации. Но, подчеркивая важность самоопределения, Л.И. Божович не дает его однозначного определения: это «выбор будущего пути, потребность нахождения своего места в труде, в обществе, в жизни», «поиск цели и смысла своего существования», «потребность найти свое место в общем потоке жизни» [3].

Л.И. Божович зафиксировала чрезвычайно существенную характеристику самоопределения, которая заключается в его двузначности: самоопределение осуществляется «через деловой выбор профессии и через общие, лишенные конкретности искания смысла своего существования».

Работы Л.И. Божович помогают понять не только генез самоопределения личности, но и психологическую природу выбора профессии:

Ф самоопределение неразрывно связано с такой характеристикой, как устремленность в будущее;

Ф самоопределение подразумевает выбор профессий, но не сводится к нему (связано с выбором профессии).

Стремление человека самоопределиться в выборе профессии часто рассматривается как составляющая жизненного самоопределения и как выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта и без соотнесения их с требованиями профессии. И это предполагает сложные субъектно-объектные отношения, возникающие в период выбора профессии.

Процесс профессионального самоопределения может пронизывать собою весь жизненный путь человека. Наиболее конструктивным подходом к выбору профессии в профориентации считается признание профессионального выбора как одного из важнейших событий в жизни человека [3].

По мнению Г.С. Прыгина [10], уровень профессиональной осознанной психической саморегуляции субъекта можно считать сформированным, если выявляется умение самостоятельно работать, правильно оценивать свои возможности при постановке и принятии целей, адекватно оценивать себя, анализируя успешность и неуспешность деятельности. Такие субъекты профессионального самоопределения получили название «автономных». Другая группа «зависимых» личностей характеризуется слабой самостоятельностью, подверженностью влиянию случайных факторов, необоснованностью профессионального выбора. Как «автономные», так и «зави-

симые» личности нужны при подборе персонала на различные виды деятельности, было бы негуманно делить их на «достойных» и «недостойных».

При жизненном и профессиональном самоопределении возникает серьезная проблема отсутствия в обществе единого понимания того, что каждый человек имеет свою систему ценностей «достойных» или «недостойных», на уровне общественного сознания.

Уровень личности — это уровень ценностно-смысловой детерминации, уровень существования в мире смыслов и ценностей. Как указывают Б.В. Зей-гарник и Б.С. Братусь [7], для личности «основная плоскость движения — нравственно-ценностная. Главные характеристики личности, ее стержень, ее мораль, ее нравственность» и цели.

«Цели могут воздействовать на человеческую деятельность не реально — каузально, но как идеальные ценности, реализацию которых человек считает своей насущной потребностью или долгом» [7].

В. Франкл рассматривает реализацию человеком цели своей жизни как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития взрослого человека [14].

В поиске смысла жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей, формируется тот нравственный стержень, который помогает справиться с первыми житейскими неурядицами.

М.Р. Гинзбург [6] полагает, что в юношеском возрасте личностное самоопределение (т.е. ценностно-смысловое, самоопределение относительно ценностей) является определяющим развитие и профессионального самоопределения. Личностное самоопределение задает ориентацию на достижение определенного уровня в системе социальных отношений и вырабатывает требования к определенной профессиональной области, осуществляет профессиональное самоопределение.

Так, «витальный» уровень развития личности в рамках жизненного определения предполагает профессиональное самоопределение с позиции вспомогательной, необходимой для реализации смысла жизни как получения удовольствия через удовлетворение витальных потребностей. Здесь профессиональная деятельность является частью целостного процесса жизнедеятельнос -ти, направленного на достижение счастья как удовольствия, что характерно для человека «гедонистического типа», по типологии Б.С. Братуся [7].

По мнению Н.С. Пряжникова [11], эта идея профессионального самоопределения сейчас очень популярна среди молодежи и среди специалистов по планированию карьеры, которые достаточно откровенно пишут о целях, способствующих построению «успешной» карьеры, заключающихся в:

Ф необходимости добиться высокого положения в обществе;

Ф важности добиться высокого дохода.

Этот уровень жизненного и профессионального самоопределения достаточно подробно рассматривается Э. Фроммом [15] как модель «рыночной личности», утратившей истинный смысл жизни.

На «социальном» уровне развития личности профессиональное самоопределение является самостоятельным процессом самореализации личности, так как в профессиональной деятельности реализуется смысл жизни, связанный с приносимой пользой окружающим. Социальное служение как цель и смысл жизни человека на этом уровне развития интегрирует профессиональное и жизненное самоопределение в «эго-альтруистическом» типе личности. В работах Б.С. Братуся этот тип личности имеет следующие характеристики: группоцентричность (другие делятся на «своих» и «не своих») и гуманистичность (просо-циальное поведение, ориентированное на пользу для определенной группы людей; самоценность человека становится всеобщей, нравственность — основой существования).

«Социальный» уровень жизненного и профессионального самоопределения так же соотносится с понятием самоактуализации:

Ф по А. Маслоу, проявляет себя «через увлеченность значимой работой»;

Ф по К. Ясперсу, связан с делом, которое выполняет человек. Если человек ориентируется на «увлеченность работой и делом», то приближается, по мнению Н.С. Пряжникова, к высшей цели человеческой жизни — служению другим людям и обществу в целом, что приводит к пониманию самореализации в труде как к стремлению утвердить свое достоинство через служение идеалам добра и справедливости.

На «экзистенциальном» уровне развития личности мы вновь сталкиваемся с отношением к профессии как к части жизненного определения, но преследующего цель и смысл жизни личности в творческом процессе принятия себя и всего мира. По В. Франклу [14], такое самоопределение предполагает расширение своих изначальных возможностей («самотранс-ценденцию»), способность «выходить за рамки себя», а главное, умение человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни.

Этот тип личности у Б.С. Братуся называется духовным, так как он связан с осознанием себя и других как существ особого рода, итогом чего является приближение человека к божественному творению, его единение с Богом.

С самоопределением личности тесно связана проблема ее профессиональной направленности. Она рассматривалась ведущими отечественными психологами, такими как Б.Г. Ананьев (1980), А.Н. Леонтьев (1975), Б.Ф. Ломов (1984), С.Л. Рубинштейн (1973) и др. В отечественной психологии направленность понимается как «ядро» личности, стержень ее структуры. В целом направленность понимается и как совокупность устойчивых мотивов, ориентиру-

ющих деятельность личности, В отечественной психологии личности можно выделить три основных подхода к пониманию направленности: мотивацион-но-деятельностный, личностно-мировозренческий, мотивационно-смысловой.

Основы мотивационно-деятельностного подхода заложены С.Л. Рубинштейн. Автор определял направленность как основную составляющую мотива-ционной структуры личности. По мнению С.Л. Рубинштейна, изучение направленности дает ответ на вопрос: чего человек хочет, к чему стремится? Основными компонентами структуру направленности, по С.Л. Рубинштейну, являются тенденции, установки, потребности и интересы.

Личностно-мировоззренческий подход к пониманию направленности личности представлен в работах Б.Г. Ананьева (1980), А.Г. Ковалева (1988), В.Н. Мя-сищева (1970) и др. Для представителей такого подхода характерно более широкое понимание направленности личности, включение в ее структуру не только мотивации, но и таких личностных образований, как ценностные ориентации, социальные роли, статусы, отношения, мировоззрение.

Мотивационно-смысловой подход к изучению направленности личности представлен в трудах А.Н. Леонтьева, А.Г. Асмолова, В.В. Столина и др. Согласно А.Н. Леонтьеву (1975, 1981), мотивы не только побуждают человека к деятельности и направляют ее, но и имеют функцию смыслообразования, определяя цели деятельности, ее субъективную значимость для личности.

Ю.М. Забродин и Б.А. Сосновский (1989) подчеркивали, что необходимо отличать направленность личности от направленности деятельности, поведения в целом. Авторы отмечают, что в современной психологии изучается скорее не направленность личности как целостная личностная структура, а отдельные группы мотивов как побудители того или иного вида деятельности.

В структуре самоопределения личности мотивация занимает особое место и является основным понятием.

Концепции и теории мотивации, относимые только к человеку, начали появляться в психологической науке начиная с 20-х годов XX в. Первой была теория мотивации К. Левина (1926). Вслед за ней были опубликованы работы представителей гуманистической психологии — А. Маслоу, К. Роджерса1.

В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае — как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение и деятельность (К. Мадсен; Ж. Годфруа), в другом случае — как совокупность мотивов (К.К. Платонов), в третьем — как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность [4].

Кроме того, мотивация рассматривается и как процесс действия мотива, и как механизм, определяющий

возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И.А Джидарьян, 1976).

Дж. Аткинсон предлагает рассматривать мотивацию как единство личностных детерминант, т.е. устойчивых мотивов личности и характеристик непосредственной ситуации (т.е. ситуационных детерминант).

У В.К. Вилюнаса термин «мотивация» используется для обозначения всей совокупности психологических образований и процессов, побуждающих и направляющих поведение на жизненно важные условия и предметы, определяющих пристрастность, избирательность и конечную целенаправленность психического отражения и регулируемой им активности. Такая широкая трактовка соответствует пониманию мотивации как того, что лежит в основе обусловленности поведения. То есть мотивация выступает как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность [5] .

Для К. Левина (1926) мотивация выступает как актуальный процесс, который направляет и побуждает целенаправленное поведение.

Мотивация как движущая сила человеческого поведения, безусловно, занимает ведущее место в структуре личности, пронизывая ее основные структурные образования: направленность личности, характер, эмоции, способности, деятельность и психические процессы [2] .

С точки зрения Е.П. Ильина [8], мотивация — это внутренняя детерминация поведения и деятельности, которая, конечно же, может быть обусловлена и внешними раздражителями, окружающей человека средой. Но внешняя среда воздействует на человека физически, в то время как мотивация — процесс психический, преобразовывающий внешние воздействия во внутреннее побуждение. Автор считает, что мотивация и мотивы всегда внутренне обусловлены, но могут зависеть и от внешних факторов, побуждаться внешними стимулами. При этом необходимо учитывать, что обстоятельства, условия, ситуация приобретают значение для мотивации только тогда, когда становятся значимыми для человека, для удовлетворения потребности, желания [8].

Е.П. Ильин на основе критического анализа существующих трактовок мотива и мотивации предлагает трактовать мотивацию как динамический процесс формирования мотива. Все определения мотивации можно отнести к двум направлениям.

Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов. Например, согласно схеме В.Д. Шадрикова, мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними — знаниями, умениями, способностями, характером) и мировоззрением, убеждениями и направленностью личности и т.д. С учетом этих факторов происходит принятие решения, формирование намерения.

Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм [8].

Итак, можно сделать вывод о том, что в настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному:

Ф как совокупность факторов, детерминирующих поведение (К. Мадсен, 1959; Ж. Годфруа, 1992);

Ф как совокупность мотивов (К.К. Платонов, 1986);

Ф как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность, как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М.Ш. Магомед-Эминов, 1998);

Ф как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И.А. Джидарьян, 1976);

Ф как совокупная система процессов, отвечающих за побуждения и деятельность (В.К. Вилюнас, 1990);

Ф как особая сфера, включающая в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии (Дж. Аткинсон, А. Маслоу);

# как динамический процесс формирования мотива (Е.П. Ильин).

Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что мотивация является основой любой деятельности, так как именно в ней заключен механизм личной активности, заинтересованности человека в деятельности. В данной диссертации мотивация рассматривается как процесс побуждения к деятельности определенным мотивом для достижения поставленной цели. Именно с точки зрения мотивации можно говорить о нацеленности личности на самоопределение, на удовлетворение своих потребностей, запросов, на определение своей жизненной ориентации, на формирование активности в профессиональной деятельности, на формирование активности в окружающей среде при стремлении получения сочувствия, признания, восхищения при общении с людьми.

Таким образом, можно отметить, что при существующем многообразии подходов к изучению вопросов самоопределения, мотивации, направленности и других структурных компонентов личности не выработана единая концепция подходов к вопросу, ее структурных компонентов, форм проявления, но главное, все эти теоретические разработки проблемы не имеют достаточных экспериментальных подтверждений или примеров из жизненных ситуаций.

Обобщение рассмотренных литературных источников позволило выделить основные направления, в которых имеются научные изыскания по проблемам самоопределения и направленности личности. Нас в этом плане интересуют направленность личности на выбор профессии, ее самоопределение в этом направлении.

Идея об активности личности, ее стремлении к самоопределению и самоактуализации является

центральной и для представителей гуманистической психологии — К. Рождерса (1970) и А. Маслоу (1954). Авторы считали, что человек является свободным и в то же время несет ответственность за сделанный им жизненный выбор. Личности внутренне присуще стремление к самоопределению, саморазвитию, самоактуализации, активному воплощению в жизни основных бытийных ценностей (истины, красоты, добра, справедливости). Отвергая представление о том, что поведение человека определяется либо совокупностью наследственных (генетических) факторов, либо влиянием среды, гуманистические психологи подчеркивают идею о том, что в конце концов каждый из нас ответственен за то, кто мы и кем становимся, какую профессию и деятельность выбираем.

А. Маслоу полагал, что люди мотивированы поиском путей осуществления личных самоопределяющих целей, что делает их жизнь значительной и осмысленной. Он считал, что человеческое поведение определяется иерархической системой потребностей. Низший уровень мотивационной иерархии образован физиологическими потребностями; затем следует потребность в безопасности и защите, далее — потребности принадлежности и любви; потребности самоуважения; на высшем уровне находятся потребности в самоопределении самоактуализации, в личностном усовершенствовании. При этом потребность более высокого уровня начинает определять поведение и деятельность человека только при условии удовлетворения низших потребностей.

В иерархии мотивов, на наш взгляд, осознанный выбор профессии занимает несколько уровней: на начальной стадии — витальный, затем более высокий — опытный и затем уровень, связанный с достижением самых высокодуховных конечных целей — служения обществу и человечеству.

Если рассматривать иерархию самоопределения как направленности и мотивированности на профессиональную деятельность, то просматривается, что личность стремится вверх по лестнице, т.е. начиная с учебы и рядовых должностей человек стремится к росту. В идеале, стремясь к достижению высших должностных ступеней, личность достигает высших ступеней своей социальной полезности, когда он может воплотить в жизнь свои высокие идеи, направленные на достижение альтруистических целей.

На основании проведенного анализа литературных источников можно сделать следующие выводы:

Ф в результате анализа литературных источников, на основании выявленных связей при определении структуры личности успешных сотрудников необходимо диагностировать направленность личности, мотивацию достижения успеха как стремление к профессиональному самоопределению;

Ф понятия самоопределения, самоактуализации, направленности как целенаправленности на профессию, иерахической системы потребностей и моти-

вов взаимосвязаны в поведении человека в социуме и неразрывны, их необходимо рассматривать и анализировать в совокупности, так как все эти понятия входят в структуру личности человека и составляют единое целое;

Ф профессиональное самоопределение в структуре личности выявляется на различных уровнях — на витальном и экзистенциальном, является составляющей жизненного самоопределения;

Ф на социальном уровне профессиональное самоопределение — это процесс, влияющий на жизненные цели и идеалы личности, так как в профессиональной деятельности реализуется смысл жизни, выраженный в социальной полезности человека;

Ф выделение такой профессиональной типологии структуры личности, определяющей взаимосвязь жизненного и профессионального самоопределения на уровнях ценностно-смысловой детерминации, позволит построить в будущем многоступенчатую систему профессионального отбора, призванную обеспечить условия для профессиональной самореализации человека, его мотивированности на достижение успеха в различных видах выбранной деятельности в нестабильных социально-экономических условиях.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А Деятельность и психология личности. М., 1989.

2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности, М.: Мысль, 1976.

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 1997.

4. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М.: Изд-во МГУ, 1991.

5. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.

6. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. 1988. № 2; Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3.

7. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. М., № 1.

8. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2006.

9. Кондратьева М.В. Мотивация достижения успеха в структуре личности в современной психологии.

10. Прыгин Г.С. Проявление феномена автономности-зависимости в учебной деятельности // Новые исследования в психологии. 1984. № 2.

11. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства. М., 2001.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989.

13. Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения // Психологический журнал. 1984. № 4.

14. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Фромм Э. Человек для себя. Минск, 1992.

1 См.: Педагогическая психология // www.ido.edu.ru/ psychology/pedagogical_ psychology

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.