Научная статья на тему 'Особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте'

Особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
377
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ЮНОШЕСТВО / БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / SELF-ACTUALIZATION / SELF-REALIZATION / YOUTH / BASIC VALUES / PERSONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ачабаева Любовь Ханапиевна, Тетуева Мариям Къурманбиевна

В данной статье описаны особенности определения с профессией как глобальной проблемы молодежи. Проведен теоретический анализ работ зарубежных и отечественных ученых по данной теме. Раскрываются социально-психологические условия, влияющие на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте, как результат самореализации и самоактуализации личности. Выявляется основа профессионального самоопределения как осмысленного выбора профессии с учетом личных возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий. Процесс самоопределения рассматривается как основное содержание личностного развития в молодости, а становление профессиональной направленности образует основное содержание самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ачабаева Любовь Ханапиевна, Тетуева Мариям Къурманбиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of professional self-determination in senior school age

This article describes the features of the definition of the profession as a global problem of youth. The theoretical analysis of the works of foreign and domestic scientists on this topic is carried out. The article reveals the socio-psychological conditions affecting professional self-determination in adolescence, as a result of self-realization and self-actualization of the individual. The article reveals the basis of professional self-determination as a meaningful choice of the profession taking into account the personal opportunities, requirements of the professional activity and socio-economic conditions. The process of the self-determination is considered as the main content of personal development in youth, and the formation of professional orientation forms the main content of self-determination.

Текст научной работы на тему «Особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте»

2. Лайпанова, Л.Х., Теоретические основы формирования ценностного отношения студентов к будущей профессии в период обучения в вузе / Л.Х. Лайпанова, Ф.О. Семенова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 8 (114). - С. 103-107.

3. Непомнящая, Н.И. Ценность как центральный компонент психологической структуры личности / Н.И. Непомнящая // Вопросы психологии. - 1980. - № 1. - С. 22-30.

4. Семенова, Ф.О. Психология женской карьеры: личностный и этнический модусы : авто-реф. ... дис. д-ра психол. наук / Семенова Ф.О. - Сочи, 2011. - 54 с.

5. Старостин, Б.А. Ценности и ценностный мир : учебное пособие по аксиологии / Б.А. Старостин. - Москва : Изд-во «Спутник+», 2002. - 153 с.

REFERENCES

1. Afanasyeva, A.I. (1973),"the Historical process and the change of generations", Continuity of generations as a sociological problem, Academia, Moscow, pp. 20-24.

2. Laipanova, L.H. and Semenova, F.O. (2014), "Theoretical bases of formation of value attitude of students to the future profession in the period of study at the University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 114, No. 8, pp. 103-107.

3. Nepomnyashchaya, N.I. (1980), "Value as a Central component of the psychological structure of personality", Questions of psychology, No. 1, pp. 22-30.

4. Semenova, F.O. (2011), Psychology of women's career: personal and ethnic modes, dissertation, Sochi.

5. Starostin, B.A. (2002), Values and the value world: textbook on axiology, Sputnik +, Moscow.

Контактная информация: achabaeva81@bk.ru

Статья поступила в редакцию 24.11.2019

УДК 159.922.8

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Любовь Ханапиевна Ачабаева, доцент, Мариям Къурманбиевна Тетуева, старший преподаватель, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск

Аннотация

В данной статье описаны особенности определения с профессией как глобальной проблемы молодежи. Проведен теоретический анализ работ зарубежных и отечественных ученых по данной теме. Раскрываются социально-психологические условия, влияющие на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте, как результат самореализации и самоактуализации личности. Выявляется основа профессионального самоопределения как осмысленного выбора профессии с учетом личных возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий. Процесс самоопределения рассматривается как основное содержание личностного развития в молодости, а становление профессиональной направленности образует основное содержание самоопределения.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, самоактуализация, самореализация, юношество, базовые ценности, личностное развитие.

FEATURES OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION IN SENIOR SCHOOL

AGE

Lyubov Hanapievna Achabaeva, the senior lecturer, Murium Kurmanbievna Tetueva, the senior teacher, Karachay-Cherkess State University named after U. D. Aliyev, Karachaevsk

Annotation

This article describes the features of the definition of the profession as a global problem of youth. The theoretical analysis of the works of foreign and domestic scientists on this topic is carried out. The article reveals the socio-psychological conditions affecting professional self-determination in adolescence, as a result of self-realization and self-actualization of the individual. The article reveals the basis of

professional self-determination as a meaningful choice of the profession taking into account the personal opportunities, requirements of the professional activity and socio-economic conditions. The process of the self-determination is considered as the main content of personal development in youth, and the formation of professional orientation forms the main content of self-determination.

Keywords: professional self-determination, self-actualization, self-realization, youth, basic values, personal development.

Юношество важнейший период в жизни человека. Еще подростком, вступая в юность, человек завершает этот возрастной период, и становится взрослым, когда он действительно определяет свою собственную судьбу, пути духовного развития и жизнедеятельности. В молодости у человека существует проблема выбора базовых ценностей. Долг, достоинство, честь право, и другие категории личности доминируют для человека в этом возрасте [5].

Определение с профессией - глобальная проблема молодежи, которая становится необходимостью и реальностью в старших классах.

Профессиональная деятельность занимает особое место среди различных видов социальной активности личности. Человек является субъектом деятельности, отсюда большую часть своей жизни он посвящает профессиональному виду работы, как главному направлению формирования сущности человека.

Профессия имеет такое значение, как сообщество, как область применения сил, как деятельность и область проявления индивида. Профессионал умеет трансформировать свою профессиональную деятельность, внедряя в нее творческие элементы, расширяя сферу применения своих сил, изобретая новые средства и методы работы [2].

В подростковом возрасте, на заключительном этапе обучения, выбор профессии становится особенно актуальным. Появляется острая потребность в оказании квалифицированной помощи для профессионального самоопределения.

Анализируя литературу по проблеме исследования, мы находим следующую интерпретацию понятия «профессиональное самоопределение». Профессиональное самоопределение представляет собой осознанную координацию профессиональных психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также нахождение смысла работы, которая должна быть выполнена в конкретной социально-экономической ситуации [4].

Концепция профессионального развития, предложенная А. Маслоу, выделяет в качестве центрального понятия самоактуализацию как стремление человека совершенствоваться, выражаться, проявлять себя в значимом для него деле. В данной концепции близки к понятию «самоопределение» такие понятия, как "самоосуществление", "самоактуализация", "самореализация".

Климов Е.А., анализируя профессиональное самоопределение, понимает это как важное проявление когнитивного развития, формирования себя в качестве полноправного члена сообщества, «творителей» чего-то полезного, сообщества профессионалов [1].

Предметом глубоких исследований Н.С. Пряжникова стало профессиональное и личностное самоопределение [3].

Пряжников Н.В., изучая профессиональное самоопределение, обосновал его содержательно-процессуальную модель:

1. Осознание ценности общественно-полезного труда и потребности в обучении (ценность и моральные основы самоопределения).

2. Общая ориентация в мире профессиональной деятельности и распределение профессиональных целей-мечты.

3. Ориентация в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижа избранной работы.

4. Информация о профессиях и специальностях, подобающих учебных заведениях и профессиональных поприщах.

5. Определение близких профессиональных целей как шагов и путей к отдаленным

целям.

6. Наличие системы резервных выборов на случай отказа основного варианта самоопределения.

7. Понимание препятствий, мешающих достижению профессиональных целей, а также знание своих достоинств, способствующих реализации планов и перспектив.

8. Начало практической реализации личных профессиональных перспектив и постоянной корректировки планов по принципу обратной связи.

Труды Н.С. Пряжникова мы берем за основы исследуемого вопроса. Устойчиво отмечая неразрывную связь между профессиональным самоопределением и самореализацией личности в других сферах жизни, он указывает: «Сущность профессионального самоопределения - это независимое и осознанное нахождение значений выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации».

Профессиональное самоопределение является основой самоутверждения человека в социуме, одним из его основных решений в жизни. Бытуют разные версии определения «выбора профессии», но все они содержат идею о том, что профессиональное самоопределение - это выбор, сделанный путем анализа внутренних ресурсов субъекта и соотнесения их с требованиями профессии [3].

В психологической литературе нет единого мнения о становлении выбора профессии и что за факторы, которые влияют на этот процесс. По данной проблеме существует ряд мнений, каждая из которых обладает убедительными аргументами. Бесспорно, это связано со сложностью процесса профессионального самоопределения и двусторонним характером ситуации выбора профессии [5].

Ряд авторов придерживаются единого мнения о выборе профессии как о выборе вида деятельности. В этом случае субъектами исследования являются, с одной стороны, характеристики человека как субъекта деятельности, а с другой - характер, содержание, виды деятельности и ее объект. Профессиональное самоопределение здесь, разумеется, как процесс развития субъекта труда. Поэтому выбор профессии будет считаться сделанным правильно, если психофизиологические данные человека будут соответствовать требованиям профессии, работы. Однако эта точка зрения недооценивает активное начало личности выбирающего [3].

В современном обществе сделать профессиональный выбор не так легко, потому что он предоставляет всем большие возможности. Однако, чем больше выбор, тем сложнее его сделать. Чтобы реализовать его, принять решение о том, «кем я буду», сначала необходимо иметь желание сделать такой выбор.

Самоопределение - это всегда утверждение личных принципов в проблемной ситуации. Профессиональное самоопределение предполагает выработку личной позиции в ситуации, характеризующейся высокой степенью неопределенности. Чтобы определить проблемно-ориентированную ситуацию, человеку необходимо соотнести свои потребности, позиции, интересы, мечты с собственными способностями: способностями, подготовленностью, эмоциональными и волевыми качествами. Соответственно, возможности должны быть соотнесены с требованиями профессиональной школы, профессии, специальности, конкретной трудовой деятельности [1].

В настоящее время ситуация сложилась так, что некоторые ученики старших классов не только не спешат определять свою будущую профессию (до половины учеников старших классов не имеют представления, кем они будут), но и не считают необходимым это делать. Следовательно, некоторые выбирают профессию поспешно или по подсказке. Выбор профессии действительно очень сложный. В идеале это требует следующего:

1) познакомиться с миром профессий, требований и возможностей определенных профессий;

2) четко знать свои интересы и способности, свои сильные и слабые стороны. Немаловажно понимание восприятия тебя другими [2].

Молодые люди даже если знают, какая профессия им интересна, могут сделать неправильный выбор. Когда они представляют себе профессию, они могут не понимать, насколько они подходят для этой профессии. Многие ученики старших классов даже не думают об этом, они воспринимают свою пригодность как должное. Другая категория, наоборот, думают об этом очень много. Но часто их выводы не соответствуют действительности, потому что они могут иметь неправильное представление о себе. Они могут переоценить свои способности, необходимые для работы в конкретной профессии, и тогда их ждет полоса неудач и разочарований. Но они могут и недооценивать свои возможности и отказаться от профессии, которая их привлекает.

Нередко родители играют очень важную роль - решающую. И часто это осознают и даже признают сами школьники. Но редко они не только не осознают этого, но, наоборот, твердо убеждены в обратном.

Отношение родителей к труду, их мнение о разных профессиях, рассказы о своей работе, с раннего детства «накапливается» в подсознании детей и влияет на определение их выбора в будущем [4].

Полезно знать и тщательно учитывать мнение друзей, учителей, знакомых, одноклассников, чтобы определить хотя бы приблизительно пригодность для конкретной профессии.

Но даже если выпускник делает выбор, прислушиваясь к мнению родителей, педагогов, сверстников и исходя из собственных склонностей, даже тогда не исключены ошибки.

Исследования показывают тесную связь между профессиями родителей и профессиями, которые дети стремятся выбрать. Молодые люди часто идут по стопам своих отцов.

Молодежь, которая думает о своем самоопределении, испытывает различные влияния семьи, сверстников, различных образовательных организаций, средств массовой информации. Влияние семьи очень велико во всех отношениях, и для социально-профессионального самоопределения молодого человека это влияние имеет решающее значение [1].

Профессиональное самоопределение основано на социальных позициях личности, профессиональная ориентация молодого человека зависит от его социальной ориентации.

В основе отношения к определенным профессиям лежит отношение к наиболее общесоциальным, в частности к работе в целом, к работе физической и интеллектуальной, к жизни в городе, деревне, к знаниям, к социальному статусу и др.

Основная масса старшеклассников до окончания общеобразовательного учреждения самоопределяется в выбранной профессии. Их профессиональные предпочтения развиваются не совсем продумано и окончательно. Отдельные дети уже к концу отрочества твердо знают, кем они станут, у других выбор профессии не совершенен, даже когда они действительно ее приобретают. На профессиональный успех не влияет ранний или поздний выбор профессии. Они могут быть значительными или незначительными независимо от того, как рано или поздно произойдет окончательное профессиональное самоопределение [2].

В подростковом возрасте, усвоенные детьми рабочие навыки, определяют в дальнейшем их будущую профессиональную деятельность. Если в этом возрасте у детей не сформируется способность делать что-то серьезное руками и головой, вряд ли у них могут развиться хорошие профессиональные навыки. Будущий профессиональный успех детей во многом определяется трудовыми навыками, которые активно формируются в школьные годы. Без достаточно высокого уровня общего когнитивного развития любой значительный прогресс в любом виде деятельности немыслим [4].

Подводя итоги анализа профессионального самоопределения молодежи, укажем на главные моменты данного процесса:

1. Профессиональное самоопределение - есть избирательное отношение человека к профессии в целом, и к конкретной выбранной профессии.

2. Основой профессионального самоопределения становится осмысленный выбор профессии с учетом личных возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.

3. Профессиональное самоопределение реализовывается на протяжении всей профессиональной жизни. Человек постоянно размышляет, переосмысливает свою профессиональную деятельность и самоутверждается в профессии.

4. Профессиональное самоопределение человека активизируется различными событиями, например, окончанием средней школы, профессионального учебного заведения, повышения квалификации, смена места жительства, увольнение с работы и т. п.

5. Социально-психологическая зрелость личности, ее потребность в самореализации и самоактуализации является важной характеристикой профессионального самоопределения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лайпанова, Л.Х. Теоретические основы формирования ценностного отношения студентов к будущей профессии в период обучения в вузе / Л.Х. Лайпанова, Ф.О. Семенова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 8 (114). - С. 103-107.

2. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - Москва : Международный гуманитарный фонд "Знание", 1996. - 308 с.

3. Пряжникова, Е.Ю. Профориентация / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. - Москва : Академия, 2005. - 496 с.

4. Семенова, Ф.О. Психология профессионализации: выбор профессии и планирование профессиональной карьеры в юности : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ф.О. Семенова. - Санкт-Петербург : Копи-Р Групп, 2010. - 322 с.

5. Семенова, Ф.О. Формирование профессионального самосознания юношей и девушек в процессе обучения в вузе как важное направление противодействия деструктивному влиянию на молодежь / Ф.О. Семенова // Сборник материалов I Международной научно-практической конференции «Психолого-педагогические проблемы современного образования: пути и способы их решения». -Хасавюрт : Парнас , 2018. - С. 215-220.

REFERENCES

1. Laipanova, L.H. and Semenova, F.O. (2014), "Theoretical bases of formation of value attitude of students to the future profession in the period of study at the University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 114, No. 8, pp. 103-107.

2. Markova, A. K. (1996), Psychology of professionalism, International Humanitarian Fund "Knowledge", Moscow.

3. Pryazhnikova, E.Yu. and Pryazhnikov, N.S. (2005), Career Guidance, Academy, Moscow.

4. Semenova, F. O. (2010), Psychology of professionalization: choice of profession and planning of professional career in youth: textbook for students of higher educational institutions, Copy-R-Group, St. Petersburg.

5. Semenova, F. O. (2018), "Formation of professional self-consciousness of young men and girls in the process of education in higher education as an important direction of counteraction to destructive influence on youth", Collection of materials of I International Scientific and Practical Conference, Psychological and pedagogical problems of modern education: ways and methods of their solution, Parness, Khasavyurt, pp. 215-220.

Контактная информация: achabaeva81@bk.ru

Статья поступила в редакцию 24.11.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.